Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

еннослужащих — это серьезная дипломатическая победа Мо­сквы. Кроме того, будет развиваться сотрудничество и в нефте­газовой сфере — «Газпром» займется осваиванием газоносных участков, а Таджикистан сможет покупать российские нефте­продукты без пошлины. Более деликатные вопросы, связанные с гидроэлектроэнергетикой, будут прорабатываться с учетом интересов и других региональных игроков.

Кстати, в этом году Всемирный банк пытался оказать давле­ние на руководство Таджикистана, обещая помощь в строитель­стве Рогунской ГЭС «в обмен на изгнание российской базы». Не получилось!

В Киргизии Россия также сохранит свое присутствие, а это четыре объекта — центр военной связи, база подводных испы­таний, радиосейсмическая лаборатория и авиабаза. Более того, они будут интегрированы и усилены, что в ситуации опера­тивного обмена информацией и нестабильностью в соседнем Афганистане будет способствовать контролю над обстановкой, прежде всего, в самой Киргизии. И хотя Россия, со своей сторо­ны, спишет часть киргизского долга, в данном случае геополи­тические интересы важнее экономических. Поэтому продуман­ные стратегические шаги в отношении каждого актора региона и политическая воля будут играть важную роль и для будущего региона, и для России, в том числе в вопросах безопасности.

К важнейшим угрозам здесь нужно отнести как рост воин­ствующего исламизма, так и проблему наркотрафика, который, главным образом, направлен в нашу страну. В этом отношении дополнительную роль может сыграть ОДКБ как межгосудар­ственная структура. Генеральный секретарь этой организа­ции Николай Бордюжа на координационном совещании пред­седателей комитетов по обороне и безопасности парламентов стран ОДКБ 18 сентября с.г. в Армении уже заявил о необходи­мости укрепления военной составляющей ОДКБ через ее ре­формирование.


Предложение Н. Бордюжи состояло в объединении всех существующих компонентов — миротворческих сил, КСОР, двусторонних группировок, сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе с включением коллективного авиационного компонента.

Такое военное присутствие будет являться серьезным сдер­живающим фактором как от возможной агрессии извне, так и для попыток дестабилизации изнутри. Страны-соседи Цен­трально-Азиатского региона также могут быть вовлечены в конструктивный процесс, связанный с общей безопасностью. Это, в первую очередь Иран, Китай и Индия. Евразийская дуга нестабильности хотя и затрагивает Центральную Азию, однако управляемый извне хаос можно пресечь, тем более, что у его основного источника за океаном назрели свои серьезные про­блемы.

Есть еще ряд других вопросов, которые требуют особых ре­шений. Например, те же деструктивные сети, представляющие собой сложную смесь экстремистов-салафитов, агентов запад­ных спецслужб, зарубежных неправительственных организа­ций, расплодившихся в Центральной Азии, нельзя подавить только авторитарными методами. Хотя опыт России по борьбе с терроризмом и экстремизмом салафитского толка на Северном Кавказе, с определенными корректировками, может быть впол­не применим и в Узбекистане, и в Казахстане, где в последнее время происходят всплески насилия. Нужны и свои контрсети, действующие по современной логике (без иерархии, жесткой структуры и четких ограничений) и с учетом местной специфи­ки.

События в Киргизии также свидетельствуют о возможной де­стабилизации республики, которая может затронуть и соседние страны. Более того, после вывода войск НАТО из Афганистана есть угроза заполнения образовавшегося вакуума радикальны­ми политическими силами типа «Талибан», а также увеличения наркотрафика в сторону Российской Федерации. Следователь­


но, усиление региональной безопасности при участии России, подразумевающее тесное сотрудничество по вопросам анти­терроризма, контрабанды и контроля границ, является одним из императивов для всех государств Центральной Азии.

Что касается методов «мягкой силы», то культурной и эко­номической составляющих будет мало. Поощрение изучения русского языка, пожалуй, является постоянной стратегиче­ской задачей, однако в странах Центральной Азии и так пока понимают «великий и могучий». Его знание подразумевает не только возможность временного трудоустройства в России, что в последнее время стало источником единственного и стабиль­ного дохода для многих граждан Таджикистана, Киргизии и Уз­бекистана, но и причастность к элите, как было на протяжении всей советской истории.

Необходимо учитывать и новую природу взаимоотношений в Центральной Азии, где происходит динамическое смешение местных акторов, которые переосмысливают свою роль как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне стратегических осей.

Экономические проекты вроде «Нового Шелкового Пути» также могут способствовать широкой интеграции. Как вариант, можно объединить патриотические силы нескольких стран для выявления экстремистских элементов и противодействия им, а также для выработки контркредо, т.е. конструктивной полити­ческой программы действий. (Упомянутый ранее Бжезинский не случайно назвал контркредо основной угрозой США в кон­тексте роста антиглобалистских настроений по всему миру.)

Для выстраивания адекватных векторов должна анализиро­ваться и дипломатия других стран в постсоветских республи­ках. Например, усилившееся туркмено-китайское сотрудни­чество в области энергоресурсов и инвестиций, тесные связи Узбекистана и Афганистана, поступательное проникновение Индии в Таджикистан.


Все эти факторы тоже можно использовать с определенной стратегической выгодой для России.

Гибкое балансирование, направленное на создание взаи­мосвязанных микро-полюсов, которыми могут быть родовые кланы, политические силы и всевозможные интеграционные проекты, входящих в общее Большое интегрированное про­странство Евразии региональных игроков, всесторонний учет сетевой природы и номадической культуры нынешних регио­нальных социумов, сохраняющих преемственность кочевых традиций, — залог успешной внешней политики России в Цен­тральной Азии.


Савин Л. В.


ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА6


В конце 2011 года идея интеграции евразийского простран­ства, в первую очередь Беларуси, Казахстана и России, полу­чила новое выражение в государственных инициативах этих стран, фактически придав идее Таможенного Союза и ЕврАзЭс старый-новый смысл. Концепции евразийства, разработанные в 1920-е годы русскими мигрантами, а позже рядом ученых и политиков России и Казахстана, из теории начали воплощать­ся в политическую практику. В данной статье мы попытаемся очертить некие возможные векторы будущего развития проекта Евразийского Союза, сфокусировавшись на ряде аспектов, ми­нимально необходимых для функционирования крупного госу­дарства или межгосударственного объединения, — от вопросов политической теории и экономики до переосмысления мирово­го порядка и оборонной стратегии.


Этимология как политическое конструирование

В первую очередь необходимо определиться с терминологическим аппаратом, связанным с перспективами создания Евразийского Союза. Нельзя упускать возможность расширить уже существующую терминологическую базу путем привнесения в политологический дискурс самобытных новшеств, отражающих глубинные структуры понятий. Как говорил Мартин Хайдеггер, язык — это дом бытия, и, формируя