ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2219
Скачиваний: 2
(воссоздавая) соответствующую этимологию, мы будем участвовать в процессе творения не только новых смыслов, но и новых процессов, связанных с переорганизацией евразийского региона. Кроме того, необходимо преодолеть и позитивистский подход, где навязывается аппарат латинской, а, следовательно, западноцентричной терминологии. А далее — выработать лексикон, механизм и культуру международных отношений, которые будут адекватны для третьего тысячелетия, и не только для рассматриваемого нами региона, но и для остальных уголков планеты [1].
Название «союз» в русском языке означает узы и связь, указывает на некую общность. По сути, это калька с латинского слова conjunctio (связь, сопряженность, согласие) или греческого 2д)у8еацо<; (связь, связка). Но рассмотрев пути развития этих терминов мы увидим существенную разницу. Распространенный англоязычный термин «союз», означающий — Union, происходит от того же латинского термина, но только в усеченном виде, т. к. слово junctio имеет меньше значений и не отражает идею общности. Более того, в политическом лексиконе это может означать и неустойчивые объединения, в том числе некие договоры (унии). Есть и более негативные трактовки этого понятия, например — «хунта», отсылающее к многочисленным переворотам в странах Латинской Америки, осуществленные военными. Принятая трактовка номинально подходит для будущего объединения, хотя есть и масса других синонимов. Однако, это будет только ярлыком для формы межгосударственной структуры. Но каково будет его содержание?
Сразу же возникает вопрос о форме правления (или соуправ-ления) и механизмов принятия решений. Будет ли создан Евразийский парламент или законодательная власть будет делегирована межпарламентской ассамблее стран Евразийского Союза? Адекватна ли в данном случае сама форма делегирования полномочий по европейскому парламентаристскому образцу или есть возможность для создания более гибкой и отвечающей
интересам народов Евразийского Союза структуры? Применимы ли полицентричное право и консоционализм в качестве инструментов для решения насущных социально-политических и хозяйственных вопросов? Экономика ли является движущей силой евразийского локомотива или есть более глубинные причины (хотя и с трудом поддающиеся описанию в привычных для политиков словах) для геополитической консолидации (как говорил Аристотель — целое больше суммы своих частей)?
Античные философы считали, что государство — это высшая форма человеческого творчества. Тогда такой наивысшей формой будет объединение государств в союзную силу с тщательно выверенными механизмами внутренней и внешней политики, системой балансов и противодействия внешним угрозам. Но над обыденными политическими конструкциями должна находиться духовная составляющая — идеология. Идеократия, для которой характерно общее мировоззрение и готовность правящих элит служить одной общей идее-правительнице, представляющей «благо совокупности народов, населяющих данный автаркический особый мир» [2], на наш взгляд, должна стать политическим строем правления Евразийского Союза.
Судьбоносная география
Что такое Евразия? Хотя Эдуард Зюсс в своей фундаментальной работе «Лик Земли» [3] употребил это понятие, указав на условность границ между Европой и Азией, безусловно, нужно принять во внимание в первую очередь школу классической евразийской мысли от Петра Савицкого до Льва Гумилева, поскольку в чисто географическом контексте мы не сможем сконструировать теоретические основы для цельной политической реальности [4]. Принимая это за основу, мы обнаружим, что евразийцы использовали этот термин в исключающем смысле. Евразия есть особый мир, а не совокупность Европы и Азии. Стоит заметить, что «в этом они следовали славянофильским взглядам языковеда,
этнолога и географа В.И. Ламанского, который первым — на основе географических и языковедческих данных высказал мысль о том, что Старый Свет разделяется не на два, а на три континента — Европу, Азию и Россию, или «Срединный мир» восточнее Европы и севернее Азии» [5]. При этом речь идет об общности культур и народов, населяющих данное пространство, которые не в европейские и азиатские окраины Евразии [6]. Подобным методом апофатической геополитики можно попробовать смоделировать наше возможное будущее Евразийского Союза.
Новая политическая конфигурация не будет являться воссозданием Советского Союза или Российской Империи. Это также не будет являться подобием Европейского Союза, где страны разделены по языковым, административным и, в ряде случаев, по валютным отличиям. Ввиду того, что ряд государств будущего объединения имеют свои языки, это не будет похоже и на латиноамериканские интеграционные проекты [7]. С другой стороны, в этом процессе есть не только преемственность общего прошлого, но и общие культурные и лингвистические корни, что позволило евразийцам говорить даже о языковом союзе. Например, выделение Романом Якобсоном общего пространства мягкостной корреляции, практически совпадающей с границей СССР, за исключением части Дальнего Востока, где граница проходила примерно по реке Омолон, отделяя Чукотку и Камчатку (однако в эту зону попадала Монголия и северные регионы Китая). А Лев Гумилев указывал на комплементар-ность тюркских, славянских и угро-финских народов, населяющих Евразию выше горной цепи, тянущейся от Гиндукуша до Тянь-Шаня.
Кроме того, при формировании Евразийского Союза есть возможность просчитать все недостатки предыдущих проектов, — от строя правления до интересов местных общин. Но, прежде всего, мы должны взглянуть на евразийский массив с глобальной позиции.
Англосаксонские геополитики в своих империалистических устремлениях, хотя и говорили о Старом Свете и преемственности западноевропейской политической культуры, но не забывали о целостной картине мира. Географическая ось истории, а также Серединная Земля (Heartland), находятся в России [8]. Отсюда вытекает известная формула о господстве над миром, которая корректировалась Николасом Спайкманом, Збигневом Бжезинским и Генри Киссинджером, однако от этого не потеряла своей сути. Но, как любой географический организм, этот Heartland будет неполноценным без других жизненно важных элементов. Так, Казахстан является мягким подбрюшьем Евразии, откуда открывается доступ как в другие страны Центральной Азии, так в Китай и Россию [9], представляя собой Innerland, — Внутреннюю Землю Евразии, удаленную как от береговой зоны (Rimland), так и от Серединной земли. На Западе Беларусь и Украина являются логическим завершением культурно-географического евразийского пространства, заканчиваясь на границе Карпатских гор и нулевой изотерме января (по Савицкому). Следовательно, Украина является важным звеном для Евразийского Союза и упорная борьба США и Запада за эту республику имеет именно геополитический подтекст, так как без Украины Евразийский Союз будет являться незавершенным.
Между тем, Евразийский Союз — это еще и мост между Западом и Востоком. Говоря экономическим языком, это важная коммуникационная линия между такими политическими гигантами как Евросоюз и Китай. В связи с расширением единой таможенной зоны от Мазурских болот на севере и Каспийско-Черноморского бассейна на юге с одной стороны и до Джунгарии с другой, возможность создания мощного транспортного коридора уже вызывает большой интерес Пекина. Таким образом, концепция Петра Савицкого о сухопутном море Евразии находит свое воплощение в третьем тысячелетии.
За рамками классического евразийства
Основные тезисы для переосмысления классического евразийства были заложены после распада СССР Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и российским ученым и геополитиком Александром Дугиным. Они подошли к этому вопросу с разных сторон, но их концепции адекватно сочетались и дополняли друг друга. Нурсултан Назарбаев выступал с позиции государственника и сохранения преемственности Союза. По его замыслу новое объединение должно было преодолеть разногласия, заложенные в доктрине большевизма, марксизма-ленинизма и советского строя, одновременно сохраняя хозяйственные связи между республиками. Его предложение осталось на многие годы невостребованным в силу ряда причин, — от конфликтов в различных республиках до ошибочной ориентации на либерально-капиталистические установки, навязываемые государственными и надгосударственными акторами, такими как МВФ и Всемирный банк. У Дугина проект неоевразийства предстал как широкомасштабная геополитическая доктрина, превосходящая рамки условных географических границ. При этом классическая дихотомия Суши и Моря, разделение на врагов и друзей по К. Шмитту, автоматически расширяла евразийство до планетарного масштаба [10].
Дугин отмечал, что «евразийцы — это не только представители народов, населяющих континент Евразия. Евразийцами являются все свободные творческие личности, признающие ценность традиции — в том числе и представители регионов, объективно являющихся базой атлантизма» [11].
Недавно китайский исследователь Д. Сюй справедливо заметил, «что сближение Китая и России — это неизбежный результат стратегического давления США, а также выбор, которые стороны сделали в целях собственного выживания» [12]. В своей публикации он отмечал, что «КНР и РФ являются самыми прочными политическими образованиями на евразийском континенте, обладают исторически длительной цивилизацией