Файл: Левиафан выпуск 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(воссоздавая) соответствующую этимологию, мы будем участвовать в процессе творения не только новых смыслов, но и новых процессов, связанных с переорганизацией евразийского региона. Кроме того, необходимо преодолеть и позитивистский подход, где навязывается аппарат латинской, а, следовательно, западноцентричной терминологии. А далее — выработать лексикон, механизм и культуру международных отношений, которые будут адекватны для третьего тысячелетия, и не только для рассматриваемого нами региона, но и для остальных уголков планеты [1].

Название «союз» в русском языке означает узы и связь, ука­зывает на некую общность. По сути, это калька с латинского слова conjunctio (связь, сопряженность, согласие) или греческо­го 2д)у8еацо<; (связь, связка). Но рассмотрев пути развития этих терминов мы увидим существенную разницу. Распространен­ный англоязычный термин «союз», означающий — Union, про­исходит от того же латинского термина, но только в усеченном виде, т. к. слово junctio имеет меньше значений и не отражает идею общности. Более того, в политическом лексиконе это мо­жет означать и неустойчивые объединения, в том числе некие договоры (унии). Есть и более негативные трактовки этого по­нятия, например — «хунта», отсылающее к многочисленным переворотам в странах Латинской Америки, осуществленные военными. Принятая трактовка номинально подходит для буду­щего объединения, хотя есть и масса других синонимов. Одна­ко, это будет только ярлыком для формы межгосударственной структуры. Но каково будет его содержание?

Сразу же возникает вопрос о форме правления (или соуправ-ления) и механизмов принятия решений. Будет ли создан Евра­зийский парламент или законодательная власть будет делегиро­вана межпарламентской ассамблее стран Евразийского Союза? Адекватна ли в данном случае сама форма делегирования пол­номочий по европейскому парламентаристскому образцу или есть возможность для создания более гибкой и отвечающей


интересам народов Евразийского Союза структуры? Приме­нимы ли полицентричное право и консоционализм в качестве инструментов для решения насущных социально-политических и хозяйственных вопросов? Экономика ли является движущей силой евразийского локомотива или есть более глубинные при­чины (хотя и с трудом поддающиеся описанию в привычных для политиков словах) для геополитической консолидации (как говорил Аристотель — целое больше суммы своих частей)?

Античные философы считали, что государство — это высшая форма человеческого творчества. Тогда такой наивысшей фор­мой будет объединение государств в союзную силу с тщательно выверенными механизмами внутренней и внешней политики, системой балансов и противодействия внешним угрозам. Но над обыденными политическими конструкциями должна нахо­диться духовная составляющая — идеология. Идеократия, для которой характерно общее мировоззрение и готовность правя­щих элит служить одной общей идее-правительнице, представ­ляющей «благо совокупности народов, населяющих данный автаркический особый мир» [2], на наш взгляд, должна стать политическим строем правления Евразийского Союза.


Судьбоносная география

Что такое Евразия? Хотя Эдуард Зюсс в своей фундаментальной работе «Лик Земли» [3] употребил это понятие, указав на условность границ между Европой и Азией, безусловно, нужно принять во внимание в первую очередь школу классической евразийской мысли от Петра Савицкого до Льва Гумилева, поскольку в чисто географическом контексте мы не сможем сконструировать теоретические основы для цельной политической реальности [4]. Принимая это за основу, мы обнаружим, что евразийцы использовали этот термин в исключающем смысле. Евразия есть особый мир, а не совокупность Европы и Азии. Стоит заметить, что «в этом они следовали славянофильским взглядам языковеда,


этнолога и географа В.И. Ламанского, который первым — на основе географических и языковедческих данных высказал мысль о том, что Старый Свет разделяется не на два, а на три континента — Европу, Азию и Россию, или «Срединный мир» восточнее Европы и севернее Азии» [5]. При этом речь идет об общности культур и народов, населяющих данное пространство, которые не в европейские и азиатские окраины Евразии [6]. Подобным методом апофатической геополитики можно попробовать смоделировать наше возможное будущее Евразийского Союза.

Новая политическая конфигурация не будет являться воссоз­данием Советского Союза или Российской Империи. Это также не будет являться подобием Европейского Союза, где страны разделены по языковым, административным и, в ряде случаев, по валютным отличиям. Ввиду того, что ряд государств буду­щего объединения имеют свои языки, это не будет похоже и на латиноамериканские интеграционные проекты [7]. С дру­гой стороны, в этом процессе есть не только преемственность общего прошлого, но и общие культурные и лингвистические корни, что позволило евразийцам говорить даже о языковом союзе. Например, выделение Романом Якобсоном общего про­странства мягкостной корреляции, практически совпадающей с границей СССР, за исключением части Дальнего Востока, где граница проходила примерно по реке Омолон, отделяя Чукотку и Камчатку (однако в эту зону попадала Монголия и северные регионы Китая). А Лев Гумилев указывал на комплементар-ность тюркских, славянских и угро-финских народов, населя­ющих Евразию выше горной цепи, тянущейся от Гиндукуша до Тянь-Шаня.

Кроме того, при формировании Евразийского Союза есть возможность просчитать все недостатки предыдущих проек­тов, — от строя правления до интересов местных общин. Но, прежде всего, мы должны взглянуть на евразийский массив с глобальной позиции.


Англосаксонские геополитики в своих империалистических устремлениях, хотя и говорили о Старом Свете и преемствен­ности западноевропейской политической культуры, но не забы­вали о целостной картине мира. Географическая ось истории, а также Серединная Земля (Heartland), находятся в России [8]. Отсюда вытекает известная формула о господстве над миром, которая корректировалась Николасом Спайкманом, Збигневом Бжезинским и Генри Киссинджером, однако от этого не поте­ряла своей сути. Но, как любой географический организм, этот Heartland будет неполноценным без других жизненно важных элементов. Так, Казахстан является мягким подбрюшьем Ев­разии, откуда открывается доступ как в другие страны Цен­тральной Азии, так в Китай и Россию [9], представляя собой Innerland, — Внутреннюю Землю Евразии, удаленную как от береговой зоны (Rimland), так и от Серединной земли. На За­паде Беларусь и Украина являются логическим завершением культурно-географического евразийского пространства, закан­чиваясь на границе Карпатских гор и нулевой изотерме января (по Савицкому). Следовательно, Украина является важным зве­ном для Евразийского Союза и упорная борьба США и Запада за эту республику имеет именно геополитический подтекст, так как без Украины Евразийский Союз будет являться незавершен­ным.

Между тем, Евразийский Союз — это еще и мост между За­падом и Востоком. Говоря экономическим языком, это важная коммуникационная линия между такими политическими ги­гантами как Евросоюз и Китай. В связи с расширением единой таможенной зоны от Мазурских болот на севере и Каспийско-Черноморского бассейна на юге с одной стороны и до Джун­гарии с другой, возможность создания мощного транспортного коридора уже вызывает большой интерес Пекина. Таким обра­зом, концепция Петра Савицкого о сухопутном море Евразии находит свое воплощение в третьем тысячелетии.


За рамками классического евразийства

Основные тезисы для переосмысления классического ев­разийства были заложены после распада СССР Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и российским ученым и геополитиком Александром Дугиным. Они подошли к этому вопросу с разных сторон, но их концепции адекватно сочета­лись и дополняли друг друга. Нурсултан Назарбаев выступал с позиции государственника и сохранения преемственности Со­юза. По его замыслу новое объединение должно было преодо­леть разногласия, заложенные в доктрине большевизма, марк­сизма-ленинизма и советского строя, одновременно сохраняя хозяйственные связи между республиками. Его предложение осталось на многие годы невостребованным в силу ряда при­чин, — от конфликтов в различных республиках до ошибочной ориентации на либерально-капиталистические установки, навя­зываемые государственными и надгосударственными акторами, такими как МВФ и Всемирный банк. У Дугина проект неоевра­зийства предстал как широкомасштабная геополитическая док­трина, превосходящая рамки условных географических границ. При этом классическая дихотомия Суши и Моря, разделение на врагов и друзей по К. Шмитту, автоматически расширяла евра­зийство до планетарного масштаба [10].

Дугин отмечал, что «евразийцы — это не только предста­вители народов, населяющих континент Евразия. Евразийцами являются все свободные творческие личности, признающие ценность традиции — в том числе и представители регионов, объективно являющихся базой атлантизма» [11].

Недавно китайский исследователь Д. Сюй справедливо за­метил, «что сближение Китая и России — это неизбежный ре­зультат стратегического давления США, а также выбор, кото­рые стороны сделали в целях собственного выживания» [12]. В своей публикации он отмечал, что «КНР и РФ являются самы­ми прочными политическими образованиями на евразийском континенте, обладают исторически длительной цивилизацией