ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2222
Скачиваний: 2
Бовдунов А. Л.
РОССИЙСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. РОССИЯ КАК КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОЛЮС
Современная западная аналитика, как правило, очень неохотно, если вообще признает за Россией роль центра силы или особого полюса в формирующемся многополярном миропорядке. Это можно назвать точкой своеобразного консенсуса между теми, кто готов признать формирующийся миропорядок бесполярным, надеется на коалиционное вовлечение России в орбиту Запада, оглашает бравурные тезисы об американской империи и новом американском веке и теми, кто вынужден признать, что мир в ближайшее время станет многополярным. В значительной степени это проекция wishfull thinking западных экспертов. Непрекращающаяся борьба с Россией, в том числе и на западном фланге СНГ с опорой на режимы и часть правящих элит стран Восточной Европы говорит скорее об обратном. Рос-
с
ия
представляет опасность для однополярного
мира, и с ней продолжают бороться. Для
Восточной Европы это тем более актуально,
что присутствие, наличие, осознание
присутствия России является важнейшим
элементом идентичности и геополитической
истории региона, культура и государственность
многих народов которого складывалась
или прямо в темном соприкосновении, длительном контакте (и столь же длительной конфликтной историей), или во всяком случае не без влияния России, то притягиваясь то отталкиваясь от нее. Для восточноевропейцев Россия есть всегда, (даже если России в нем «нет», если интерес России к стране и региону незначителен), не важно, под каким знаком оценивается это присутствие.
Сегодня отсутствие полномасштабного российского проекта для Восточной Европы, затрудняет проведение активной внешней политики России в этом регионе. Восточная Европа воспринимается зачастую либо только как «санитарный кордон» между Россией и Германией, как традиционная сфера влияния США, а страны Восточной Европы, прежде всего, Польша и Румыния как извечные противники России, либо как просто продолжение Европы Западной или германской Средней Европы. Обе точки зрения неверны.
Восточная Европа отличается цивилизационным своеобразием, подкрепленным историческими, религиозными и культурными особенностями, что заставляет отделять страны этого региона как от Западной и Средней Европы, так и от пространства «Русского мира», «России-Евразии» и в то же время политически и культурно связана с этими двумя пространствами. Как во внешнеполитической традиции восточноевропейских стран, так и в предлагаемых нашими современниками проектах ее геополитической организации наблюдается противостояние атлантистских и континенталистских проектов, русофильских и русофобских тенденции, позитивного восприятия современной международной системы и ее отвержения, вместе со всей социокультурной парадигмой, навязываемой Западом. Современный атлантистский вектор восточноевропейских стран не безальтернативен.
Фиксируемое в современной Восточной Европе сопротивление ценностям толерантности, защиты прав меньшинств, мультикультурализма в их западноевропейском и североаме
риканском выражении, являются как раз тем, что и делает актуальным представление о цивилизационном различии между Восточной и Западной Европой. Как отмечает один из ведущих представителей конструктивистского подхода в современной социологии международных отношений Питер Катценштайн, цивилизации, как символические комплексы, существующие в основном в сознании людей, могут проявляться в политической сфере, «политически материализоваться» при определенных обстоятельствах, в частности при взаимодействии с другими цивилизациямиМелентьева
1. Они проявляются при столкновении с другими культурами, их нормативами, ценностями, носителями этих ценностей и нормативов. Реакция общественности на гей-парад в центре Берлина или Варшавы, или Белграда будет разной. В одном случае согласие в целом с постхристианской и практически постчеловеческой повесткой дня, с нормами и ценностями современного западного общества, в другом отторжение и этих ценностей, а значит и их цивилизации, этой версии Европы.
1 Katzenstein P. Civilizations in World Politics: Plural and Pluralist Perspectives. London, UK: Routledge, 2010. P. 6-7.
2 Dominique Moisi.Reinventing the West // Foreign Affairs. [Электронный ресурс] URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/59367/ dominique-mo%C3%83%C2%AFsi/reinventing-the-west (дата обращения — 20.09.2011).
Важным представляется утверждения о множественности Европ. По меньшей мере в сознании европейцев существуют две Европы, собственно Европа и ее восток, описанный по всем правилам ориенталистского дискурса. В 2003 году французский политолог Dominique Moisi задал на страницах «Форин аффайрс» риторический вопрос не пришли ли мы от мира, в котором были две Европы и один запад, к миру в котором существует одна Европа и два Запада2. Последующая речь Рамс-фельда и провозглашение «Новой Европы» на Востоке, трудная интеграция Востока и его растущий евроскептицизм, исследования на эту тему самих западно и восточноевропейцев, позволяют признать, что он был прав лишь в части множественности понятия «Запад». Но не в части единства Европы.
Европа двойственна, хоть многие стараются и не замечать это, в первую очередь сами западноевропейцы и восточноевропейские модернизаторы, ликвидирующие вышеупомянутый цивилизационный зазор, а вместе с ним и культурное и цивили-зационное своеобразие восточноевропейских стран репрессивными по сути практиками «воспитания», «оцивилизовывания», создавая специфические отношения властного характера между двумя частями Европы.
Переформулирование дискурса Восточной Европы, лишение его негативной коннотации, положительная оценка цивили-зационных отличий восточноевропейцев от Европы Западной, с опорой на соответствующие восточноевропейские теории (например, идею «Третьей Европы» Т. Замфиреску, традиционалистской культуры Боснии как альтернативы для Европы и мира в целом Р. Махмутчехаича, возрожденный венгерский туранизм в версии партии «Йоббик»), должно стать смысловой осью проекта независимой, Великой Восточной Европы, как ответ на ко-лониалистские стратегии, связанные с «восточноевропейским» и «центральноевропейскими дискурсами. Только такой проект, где отвергается устоявшиеся вокруг геополитических образов Центральной и Восточной Европы представления о восточно-европецах как европейцах второго сорта, всегда обязанных подтверждать перед западом свое право на европейскость и представление о России как значимом Другом, главной оппозиции, дает шанс на строительство российско-восточноевропейских отношений по настоящему нового типа. Greater Eastern Europe Project не может не прийти и к деконструкции территориали-зации прежних властных дискурсов, как расширяя поле своего охвата на такую страну как Греция, так и разделяясь внутри себя самого на множество новых проектов.
Для корректной выработки российского проекта для Восточной Европы необходимо опереться как на уже существующие проекты и общественные тенденции, имеющие место в восточноевропейских странах, так и рассмотреть принципиальные