ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2392
Скачиваний: 2
модернисты, сторонники Просвещения (modernity), христиане-эйку-менисты, православные грекофилы, исламисты, сионисты, мессиан-ствующие западные христиане, философы истории. Представители этих многомерных направлений, возможно, не рефлектируют, что в основе их идеологий, различных совершенно, лежит принцип уверенности, что цивилизация едина. Но как только они сталкиваются с евразийским тезисом о множественности цивилизаций, включается их потенциал и они говорят: «нет, это не так, евразийство не право». Это очень высокая степень концептуальной критики, и противники евразийства могут опираться на Бостиана, утверждающего об одинаковой модели мысли у всего человечества; на эволюционизм, утверждающий существование единых стадий развития у всех различных обществ; социал-дарвинизм, т.е. самые разные идеологические модели.
В одном случае мы имеем дело с философией плюрализма, которая допускает не конфликтную или частично конфликтную многомерность мира, и другим сегментом идеологий, который утверждает абсолютный ортогенез человеческого общества. На основании этого одного принципа можно выстроить широкую полемику, но двигаемся дальше.
о
го
X
»
X
2. Тезис о России как цивилизации. Этот тезис вытекает из первого, если цивилизаций много, то почему бы России не быть цивилизацией наряду с другими цивилизациями? Что можно противопоставить этому евразийскому тезису? Что Россия это обычная (или не обычная) страна, чаще всего приводится пример, что Россия европейская (плохая европейская) страна. Кто в этом уверен? Либералы, европеисты, западники, националисты, марксисты. Представители этих идеологических течений считают, что цивилизация только одна, поэтому Россия не может претендовать на статус цивилизации.
3.
Тезис о самобытности развития России.
Этот тезис ло-
гически
вытекает из первых двух тезисов: если
есть множе-
ственность
цивилизаций, если Россия
цивилизация, то
естественно
Россия будет развиваться по своим
собственным
I
цивилизационным
законам. Точно так же антиевразийский
■77^1
тезис
утверждает, что Россия повторяет основные
тенденции
исторического
развития, только замедленно или как-то
плохо.
Кто
в этом уверен? Либералы, евроцентристы,
марксисты, ра-
Е^^Н
систы,
неонацисты, прогрессисты, эволюционисты,
модерни-
■Т^Н
сты,
сторонники
Просвещения
(modernity),
христиане-эйкуменисты,
православные грекофилы, исламисты,
^^В
сионисты,
мессианствующие западные христиане,
философы
истории.
С точки зрения их топики, их мировоззрения
и идео-
■Т^В
логий
действительно, раз не существует
множественности ци-
Е^В
вилизаций,
то Россия не является цивилизацией, и,
являясь
^^^1
обычной
страной, у нее не может быть самобытного
пути раз-
Е^В
вития.
Это логически вытекающий пункт 3 из
пункта 1 и соот-
Е^В
ветственно
критика пункта 3 вытекает из критики
пункта 1.
[*В 4.
Тезис об угрозе западноевропейского
универсализма и
необходимости противостоять колониальной экспансии Запада и его культуры. Это начали утверждать еще первые евразийцы, что прекрасно показано в работе Трубецкого «Европа и человечество», а так же «Наследие Чингизхана», в которых он формулирует свою программу, что Запад с его претензией на универсализм является колониально-имперской мощью. Антиевразийский тезис -Запад есть благо и его ценности универсальны. Так считают: либералы, евроцентристы, некоторые расисты, некоторые неонацисты, некоторые прогрессисты, некоторые модернисты, сторонники Просвещения (modernity), христиане-эйкуменисты, некоторые православные грекофилы,
некоторые сионисты, мессианствующие западные христиане, некоторые философы истории. Здесь сужается спектр этих воззрений, критичность тезиса менее жесткая, так как сам тезис более ограничен. К примеру, марксисты оспорят, что Запад есть благо, но примут, что его ценности универсальны на определенном историческом этапе. Поэтому мы должны эти вещи дифференцировать. Этот тезис, так или иначе, вытекает из первого тезиса.
-
Тезис о пространственной предопределенности истории (ме-сторазвития). Евразийцы утверждают, что пространство определяет судьбу развития общества. Критика этого тезиса заключается в утверждении того, что география не имеет значения, напротив, время, история, культура, экономика, рациональность, вот что определяет судьбу развития общества и предопределяет ход истории. Кто согласен с утверждением, что пространство не есть судьба? Это утверждение поддержат: либералы, марксисты, расисты, неонацисты, прогрессисты, модернисты, сторонники Просвещения (modernity), христиане-эйкуменисты, православные грекофилы, мессианствующие западные христиане, философы истории. Тут мы опять подошли к первому тезису, потому что говоря о месторазвитии, мы говорим о множественности цивилизаций. В одном месте время течет в одном направлении, в другом месте в другом, множественность цивилизаций и культур связаны с принципом о пространственной предопределенности. Появляется новый аспект в критике евразийства где акцент ставится на время а не на пространство. Евразийцы утверждают пространственный детерминизм, их противники настаивают на обратном.
-
Тезис о положительном влиянии Востока в русской истории и о вкладе кочевых туранских культур в культуру России (в частности тезис о положительных аспектах монгольских завоеваний). Это классический тезис Трубецкого воспроизведенный Гумилевым. Антитезис утверждает, что влияние Востока на русскую историю было негативным, это привело к отставанию России от Европы. Опять отставание, т.е. временной фактор см. пункт 5, опять от Европы, как от универсальных ценностей см. пункт 4, а поскольку цивилизация в единственном ключе, то см. пункт 1. Кто согласен с негативным влиянием Востока? Либералы, евроцентристы, марксисты, расисты, неонацисты,
модернисты, сторонники Просвещения (modernity), христиане-эйку-менисты, православные грекофилы, мессианствующие западные христиане, философы истории.
7. Тезис о наличии «общеевразийского национализма» (Н.С.Трубецкой). Т.е. исходя из того, что невозможен возврат к положению, при котором русский народ был бы собственником всей государственной территории, как впрочем, и никакой другой народ, проживающий на этой территории. Следовательно, национальным субстратом государства может быть только совокупность народов, рассматриваемых как особая многонародная нация, и в качестве таковой обладающая своим национализмом. Противники этого тезиса утверждают, что все этносы России стремятся к разному, и как только ослабнет централизм либо русский, либо гражданский, секу-I лярный Россия распадется. Этой точки зрения придержи-■77^1 ваются: либералы, марксисты, расисты, неонацисты, православные грекофилы, исламисты. Тезису о том, что существует возможность гармонизации этносов России, противо-Е^^Н стоит тезис о том, что существует возможность либо ■Т^Н деэтнонизации (либералы: гражданский секулярный централизм), либо русификация остальных этносов (русские нацио-^^В налисты и неофашисты: все этносы под русский сапог). И то и другое в одинаковой степени не согласно с евразийством исходя ■Т^В из своих идеологических установок в той или иной степени вы-Е^В ходящих из универсализма.
^^В 8. Тезис о наличии общих элементов в культуре народов Евразии.
Е^В Утверждению, что существуют некие цивилизационные элементы, вы-Е^В текающие из идеи органичности или единство судьбы, о которой гово-1*^1 рил Исмаил Гаспринский, и восходящие к тезису, что Россия особая цивилизация, противостоит тезис отрицания единства судьбы, что все I этносы имеют различные культуры, противоречащие друг другу, и вместе держаться лишь насильственно и искусственно. Исходя из своей внутренней установки, этой точки зрения придерживаются: либералы, расисты, неонацисты, эволюционисты, христиане-эйкумени-сты, православные грекофилы.
9. Тезис о антинародности элит Санкт-Петербургской России. Этот тезис критикует более узкая прослойка, утверждая, что элиты Санкт-Петербургской России были вполне себе патриотичны, к ним относятся: монархисты, националисты, православные грекофилы.
-
Тезис о закономерности большевистской революции. Критика этого тезиса сводиться к тому, что октябрьский переворот был «заговором». Сначала этой версии придерживались монархисты, антисемиты, неонацисты потом к ним присоединились некоторые либералы, большинство современных православных, многие западные христиане.
-
Тезис о геополитической преемственности СССР в отношении России. Этому тезису противопоставляется то, что СССР ни имеет ничего общего с дореволюционной Россией. Все события, войны, процессы имели иной смысл и иное значение. В основном так считают те, кто обращает внимание на идеологическое различие досоветской и советской России, это: монархисты, правые националисты, часть современных православных, марксисты. Вполне естественно, что монархисты это освещают в негативном ключе, а марксисты в позитивном, но и те и другие подчеркивают, что преемственности никакой между Россией и
СССР не было.
Таким образом, в этих 11-и пунктах мы видим как формируется евразийская критика, которая практически вся сводится к первому пункту, к антиевразийскому тезису о единстве цивилизации. И эта топика свойственна очень широкому спектру идеологий. Евразиские тезисы напротив, вытекают из утверждения цивилизационного плюрализма, который является главным и фундаментальным.
Современное евразийство полностью заимствует все тезисы первого, классического евразийства становиться объектом критики, которому инкриминируется все вышеперечисленные антитезисы.
Рассмотрим подобным образом тезисы и критику неоевразийства, которое возродилось в конце 80-х гг.:
1. Антиамериканизм и многополярность. Неоевразийцы утверждают, что нужно бороться с США и отстаивать многополярный мир. Фундаментальный антиевразийский тезис заключается в том, что необходимо отстаивать однополярность, глобализм, права человека, прогресс, модернизацию и западничество. Что в принципе является поддержкой той же самой универсальности западноевропейской цивилизации, только сегодня выраженной на современный манер. Это фундаментальный апгрейд, если угодно, идеологического дискурса о единственности-множественности