Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2387

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цивилизаций. Сегодня в России, впрочем, как и в любой другой стране мира части элит либо за однополярный, либо за многополярный мир. К критикам этого неоевразийского тезиса относятся: либералы, право­защитники, ИНСОР, евроцентристы, сети атлантистских агентов влия­ния, прогрессисты, эволюционисты, модернисты, сторонники Просвещения (modernity), христиане-эйкуменисты.


2 . Антилиберализм и противостояние либеральной демократии. Антитезис это либерализм, да здравствует либеральная демократия. Совершенно понятно кто сторонники этого утверждения, а именно: либералы, правозащитники, ИНСОР, евроцентристы, сети ат-лантистских агентов влияния, большинство российских СМИ, олигархи, Эхо Москвы, Новаягаэега

3. Отвержение пере-
стройки, реформ 1991 года и
ельцинского этапа правления.
Евразийцы считают, что в
ходе этих событий Россия по-
теряла свой геополитический
статус, утратила свое место в
мире, сократило зону влия-
ния, пала жертвой абсолютно

антироссийской политики. Антитезис - Россия получила в 1991 г. свободу, капитализм и избавилась от коммуни­стической диктатуры. С этим согласны: либералы, неко­торые православные, монархисты, правозащитники, Хакамада, Немцов, Каспаров, Чубайс, ИНСОР, Эхо Москвы, ВШЭ.

4. Геополитика как научный метод. Это основной
принцип евразийцев. Антитезис сводится к тому, что гео-
политика псевдонаучна. Научность или ненаучность гео-
политики доказывается сложным образом, интересно, что
Сорос, который участвует в американских геополитиче-
ских проектах, приезжая в Россию заявляет, что геополитика
псевдонаука. Так что часть дискурса о том, что геополитика
псевдонаука является еще и, мягко говоря, нечестным, попро-
сту пропагандистским. Кто считает геополитику псевдонау-
кой? Это: невежды, марксисты, некоторые либералы,
агенты влияния США.

  1. Антисоветизм. Евразийцы и неоевразийцы не были никогда сторонниками коммунистического мировоззрения. Антитезис - марк­сизм-ленинизм - безупречная идеология, СССР пал в результате заго­вора. Так считают: коммунисты, пожилые, слабо соображающие люди.

  2. Филосоветизм. Казалось бы, парадоксальный тезис, так как евразийство является не только антисоветским, но и филосоветским. Евразийцы спокойно иерархизируют этот пункт, так как не являются марксистами, не разделяют советскую догматику, одновременно испы­тывают симпатию к советскому периоду, особенно по сравнению с ли­беральным. 5-й и 6-й пункты противоречат друг другу, но противоречие является не случайным, а по здравому глубокому размышлению и ответ евразийцы получают фрагментарный от различных групп своих противников. Антитезис - советизм -абсолютное зло, так считают: либералы, некоторые православ­ные, западники, монархисты, неонацисты, правозащитники, Хакамада, Немцов, Каспаров, Чубайс, ИНСОР, Эхо Москвы, ВШЭ, христиане-эйкуменисты.

  3. Антилиберализм. Этот тезис очень похож на 2-й пункт, соответственно противники выдвигают антитезис, что либера­лизм это самая правильная и гуманная система, не имеющая альтернатив. Так считают: либералы, олигархи, ИНСОР, Эхо Москвы, Немцов, Яблоко.

  4. Антифашизм и антинационализм. Евразийство, как противостояние фашизму и национализму. Противники этого тезиса считают, что фашизм и национализм это оптимальные идеологии. К сторонникам антиевразийского тезиса относятся: расисты, неонацисты, скинхэды, ДПНИ.



  1. Позитивная оценка полиэтнической структуры Рос­сии. Так считают неоевразийцы, антитезис - полиэтнизм -конец России, на этом основании она рухнет. С разных сторон неоевразийский тезис атакуют: либералы-русофобы, либе­ралы-расисты, националисты, расисты.

  2. Традиционализм. Евразийцы симпатизируют традиционным конфес­сиям, считая, что где-то между ними возможен обменный диалог. Это отрица­ется с разных сторон, если угодно справа и слева, сторонниками абсолютности одной конфессии - православные, исламские фундаменталисты-ваххабиты или либералы, космополиты, прогрессисты, модернисты, которые выдвигают антитезис, что Традиции не существует или она есть зло и инерция.


11. Обращение к постмодерну, структурализму, феноменологии,
социологии. Это очень важная часть неоевразийства. Антитезисом яв-
ляется утверждение, что нужно держаться либо модерна, либо чистой
Традиции, так считают: консерваторы, модернисты, «отсталые» уче-
ные-гуманитарии, традиционалисты. Как мы видим евразийство не
всякий традиционализм, а очень специфический.

12. Позитивное отношение к традиционным конфессиям. Этот
тезис ближе к традиционализму. Антитезисом является утверждение,
что необходима светское общество - вариант: необходимо поддержи-
вать какую-то одну конфессию. Так считают: либералы, про-

I грессисты, модернисты, ИНСОР; вариант - православные и исламские фундаменталисты, националисты, расисты, вахха­биты.

13. Этнофилетизм. Еще один важнейший тезис неоевра-■77^1 зиства это любовь к этносу. Этнофилитизм был признан в Гре­ции как ересь, в рамках фанарского греческого, точнее турецкого православия направленного против национально Е^^Н освободительных восстаний в рамках Осмнской Империи. Про-■ мтив этого неоевразийского тезиса можно выдвинуть антитезис, что этнос ничего не значит, важны только права человека, или ^^В можно утверждать, что все этносы и народы в лоне христиан­ства равны. Так считают: либералы, модернисты, сторонники ■ТПросвещения (modernity); варианты христиане-эйкуменисты, Еправославные грекофилы, мессианствующие западные хри-^^^1 стиане.

Е^1 14. Поддержка Путина. Неоевразийцы позитивно рас-

Есматривают фигуру В.В. Путина. Контртезис - Путин зло для 1*^1 России. Справа - националисты, расисты, коммунисты. Слева - либералы, социал-демократы, западники. К сторонникам этого антитезиса относятся: современные националисты, ДПНИ,

I Белковский, расисты, олигархи, «несогласные», Алексеева, ^^^И Гонтмахер, Юргенс, Павловский, ИНСОР, Касьянов, Ходорковский.

Следующая часть доклада посвящена не критике евразийства как такового, а критике неоевразийства. Евразийство в целом принимается и предлагается не опровержение, а альтернативное евразийство.

1. Российское неоевразйиство. Антитезисом является казахстан­ское евразийство, со стороны которого критика формулируется как то, что Хартлэнд лежит не в России, а в Казахстане; тюрки, а не русские


главный этнос Евразии; степь, а не лес сделала евразийское простран­ство единым; российское неоевразийство прикрывает собой русский империализм и «колониализм». Типичная система аргументаций для данного типа критики.

  1. Русское неоевразйиство. Этому противопоставляется тюрское неоевразийство. Есть две версии: татарское и турецкое. Так же как и в предыдущем пункте утверждается, что тюрки, а не русские главный этнос Евразии; Степь, а не Лес сделала евразийское пространство еди­ным; русское неоевразийство прикрывает собой русский империализм и «колониализм»; русские «узурпаторы» евразийской миссии тюрок. Кстати говоря, ученик Гумилева Курчи отстаивал такие, тюркоцентричные версии евразийства.

  2. Неоевразийство. Противопоставляется миноритарное гумилевское евразийство, которое является не идеологиче­ским, мировоззренческим, а скорее научным воззрением. Это особое, малораспространенное направление, критика со сто­роны которого сводится к утверждению, что современное не­оевразийство, признавая Льва Гумилева не принимает полностью его догматику; слишком политизировано, слишком отошло от классики, неправомочно распространяет евразий­ские тезисы на геополитику и историю СССР (химеры по Гу­милеву); слишком позитивно относится к континентальной Европе и Японии; напрасно вступает в диалог с новыми пра­выми.

  3. Неоевразийство. Этому противопоставляется попытка вернуться к классическому евразийству, основная критика: слишком отошло от классики, слишком позитивно относится к континентальной Европе и Японии; напрасно вступает в диа­лог с новыми правыми; напрасно обращается к геополитике, традиционализму, структурализму, является слишком «запад­ническим». Здесь мы имеем дело с попыткой вернуться к клас­сическому дискурсу классического евразийста и отмести все то новое, что привнесли в него неоевразийцы. Вполне закономерная критическая позиция.

5. Неоевразийство. Еще одно экстравагантное противопоставле-
ние это исламское евразийство, основными принципами которого яв-
ляются утверждения, что главную роль в объединении Евразии
суждено играть не русским и не православным, но исламским этносам;


неоевразийство слишком преувеличивает значение русского и право­славного фактора, скрывает под собой «русский империализм». Иногда исламское евразийство выступает вместе с тюркским.

6. Неоевразийство. Еще одной версией критики неоевразийства является критика лично Дугина, основная аргументация - Дугин оши­бается, а я нет, (вместо «я» можно подставить фамилию разных авто­ров). В основном все выходит в сферу чистой неприязни или субъектной симпатии или антипатии личности.

Анализ критических взглядов на евразийство, состоящее из тези­сов, большинство из которых связанны между собой, точно так же как и большинство антиевразийских тезисов связаны между собой, говорит о том, что существует евразийство и существует антиевразийство, это два мировоззрения, два взгляда, две об-I основанные идеологические позиции, которые конфликтуют

  • 77^1 между собой как две операционные системы. Это не означает,

что евразийство ущербно, наоборот это означает, что евразий­ство представляет собой некую догматическую, концептуаль-Е^^Н ную,        каноническую      ценность.        Мы      имеет      дело с

  • ммировоззрением, которое может быть подвергнуто критике, и

поскольку критика рациональна, питающаяся из неких предше-^^В ствующих аксиом, то задача сводится не столько к выяснению

аргументации за или против, сколько к спору на уровне пара-ЕТдигм. Но как только мы в этом споре доходим до этого принци-Епиального аксиоматического утверждения, существует единая ^^^1 цивилизация или несколько цивилизаций, что первично про-Естранство или время, являются западные ценности универсаль-Еными или нет, мы приходим, по сути дела, к завершению этого [•^И спора.

Рассматривая феноменологические позиции, которые про­тивостоят евразийству по каждому пункту, проводя социологи­ческий контент-анализ критикующих, заметим, что больше всего расхождений у евразийцев с либералами. На сегодняшний день, именно либерализм является наиболее полноценной, наиболее широкой мировоззренческой антитезой евразийству. Расизм и евразий­ство конфликтуют с точки зрения равенства этносов, плюральности культур, иерархизации и неравенстве человеческих рас. Христианский универсализм и, в меньшей степени, исламский фундаментализм тоже принципиально слабо сопоставимы с евразийством. А вот что касается