ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2387
Скачиваний: 2
цивилизаций. Сегодня в России, впрочем, как и в любой другой стране мира части элит либо за однополярный, либо за многополярный мир. К критикам этого неоевразийского тезиса относятся: либералы, правозащитники, ИНСОР, евроцентристы, сети атлантистских агентов влияния, прогрессисты, эволюционисты, модернисты, сторонники Просвещения (modernity), христиане-эйкуменисты.
2 . Антилиберализм и противостояние либеральной демократии. Антитезис это либерализм, да здравствует либеральная демократия. Совершенно понятно кто сторонники этого утверждения, а именно: либералы, правозащитники, ИНСОР, евроцентристы, сети ат-лантистских агентов влияния, большинство российских СМИ, олигархи, Эхо Москвы, Новаягаэега
3. Отвержение
пере-
стройки,
реформ 1991 года и
ельцинского
этапа правления.
Евразийцы
считают, что в
ходе
этих событий Россия по-
теряла
свой геополитический
статус,
утратила свое место в
мире,
сократило зону влия-
ния,
пала жертвой абсолютно
антироссийской политики. Антитезис - Россия получила в 1991 г. свободу, капитализм и избавилась от коммунистической диктатуры. С этим согласны: либералы, некоторые православные, монархисты, правозащитники, Хакамада, Немцов, Каспаров, Чубайс, ИНСОР, Эхо Москвы, ВШЭ.
4. Геополитика
как научный метод. Это основной
принцип
евразийцев. Антитезис сводится к тому,
что гео-
политика
псевдонаучна. Научность или ненаучность
гео-
политики
доказывается сложным образом, интересно,
что
Сорос,
который участвует в американских
геополитиче-
ских
проектах, приезжая в Россию заявляет,
что геополитика
псевдонаука.
Так что часть дискурса о том, что
геополитика
псевдонаука
является еще и, мягко говоря, нечестным,
попро-
сту
пропагандистским. Кто считает геополитику
псевдонау-
кой?
Это: невежды, марксисты, некоторые
либералы,
агенты
влияния США.
-
Антисоветизм. Евразийцы и неоевразийцы не были никогда сторонниками коммунистического мировоззрения. Антитезис - марксизм-ленинизм - безупречная идеология, СССР пал в результате заговора. Так считают: коммунисты, пожилые, слабо соображающие люди.
-
Филосоветизм. Казалось бы, парадоксальный тезис, так как евразийство является не только антисоветским, но и филосоветским. Евразийцы спокойно иерархизируют этот пункт, так как не являются марксистами, не разделяют советскую догматику, одновременно испытывают симпатию к советскому периоду, особенно по сравнению с либеральным. 5-й и 6-й пункты противоречат друг другу, но противоречие является не случайным, а по здравому глубокому размышлению и ответ евразийцы получают фрагментарный от различных групп своих противников. Антитезис - советизм -абсолютное зло, так считают: либералы, некоторые православные, западники, монархисты, неонацисты, правозащитники, Хакамада, Немцов, Каспаров, Чубайс, ИНСОР, Эхо Москвы, ВШЭ, христиане-эйкуменисты.
-
Антилиберализм. Этот тезис очень похож на 2-й пункт, соответственно противники выдвигают антитезис, что либерализм это самая правильная и гуманная система, не имеющая альтернатив. Так считают: либералы, олигархи, ИНСОР, Эхо Москвы, Немцов, Яблоко.
-
Антифашизм и антинационализм. Евразийство, как противостояние фашизму и национализму. Противники этого тезиса считают, что фашизм и национализм это оптимальные идеологии. К сторонникам антиевразийского тезиса относятся: расисты, неонацисты, скинхэды, ДПНИ.
-
Позитивная оценка полиэтнической структуры России. Так считают неоевразийцы, антитезис - полиэтнизм -конец России, на этом основании она рухнет. С разных сторон неоевразийский тезис атакуют: либералы-русофобы, либералы-расисты, националисты, расисты.
-
Традиционализм. Евразийцы симпатизируют традиционным конфессиям, считая, что где-то между ними возможен обменный диалог. Это отрицается с разных сторон, если угодно справа и слева, сторонниками абсолютности одной конфессии - православные, исламские фундаменталисты-ваххабиты или либералы, космополиты, прогрессисты, модернисты, которые выдвигают антитезис, что Традиции не существует или она есть зло и инерция.
11. Обращение
к постмодерну, структурализму,
феноменологии,
социологии.
Это очень важная часть неоевразийства.
Антитезисом яв-
ляется
утверждение, что нужно держаться либо
модерна, либо чистой
Традиции,
так считают: консерваторы, модернисты,
«отсталые» уче-
ные-гуманитарии,
традиционалисты. Как мы видим евразийство
не
всякий
традиционализм, а очень специфический.
12. Позитивное
отношение к традиционным конфессиям.
Этот
тезис
ближе к традиционализму. Антитезисом
является утверждение,
что
необходима светское общество - вариант:
необходимо поддержи-
вать
какую-то одну конфессию. Так считают:
либералы, про-
I грессисты, модернисты, ИНСОР; вариант - православные и исламские фундаменталисты, националисты, расисты, ваххабиты.
13. Этнофилетизм. Еще один важнейший тезис неоевра-■77^1 зиства это любовь к этносу. Этнофилитизм был признан в Греции как ересь, в рамках фанарского греческого, точнее турецкого православия направленного против национально Е^^Н освободительных восстаний в рамках Осмнской Империи. Про-■ м^Н тив этого неоевразийского тезиса можно выдвинуть антитезис, что этнос ничего не значит, важны только права человека, или ^^В можно утверждать, что все этносы и народы в лоне христианства равны. Так считают: либералы, модернисты, сторонники ■Т^В Просвещения (modernity); варианты христиане-эйкуменисты, Е^В православные грекофилы, мессианствующие западные хри-^^^1 стиане.
Е^1 14. Поддержка Путина. Неоевразийцы позитивно рас-
Е^В сматривают фигуру В.В. Путина. Контртезис - Путин зло для 1*^1 России. Справа - националисты, расисты, коммунисты. Слева - либералы, социал-демократы, западники. К сторонникам этого антитезиса относятся: современные националисты, ДПНИ,
I Белковский, расисты, олигархи, «несогласные», Алексеева, ^^^И Гонтмахер, Юргенс, Павловский, ИНСОР, Касьянов, Ходорковский.
Следующая часть доклада посвящена не критике евразийства как такового, а критике неоевразийства. Евразийство в целом принимается и предлагается не опровержение, а альтернативное евразийство.
1. Российское неоевразйиство. Антитезисом является казахстанское евразийство, со стороны которого критика формулируется как то, что Хартлэнд лежит не в России, а в Казахстане; тюрки, а не русские
главный этнос Евразии; степь, а не лес сделала евразийское пространство единым; российское неоевразийство прикрывает собой русский империализм и «колониализм». Типичная система аргументаций для данного типа критики.
-
Русское неоевразйиство. Этому противопоставляется тюрское неоевразийство. Есть две версии: татарское и турецкое. Так же как и в предыдущем пункте утверждается, что тюрки, а не русские главный этнос Евразии; Степь, а не Лес сделала евразийское пространство единым; русское неоевразийство прикрывает собой русский империализм и «колониализм»; русские «узурпаторы» евразийской миссии тюрок. Кстати говоря, ученик Гумилева Курчи отстаивал такие, тюркоцентричные версии евразийства.
-
Неоевразийство. Противопоставляется миноритарное гумилевское евразийство, которое является не идеологическим, мировоззренческим, а скорее научным воззрением. Это особое, малораспространенное направление, критика со стороны которого сводится к утверждению, что современное неоевразийство, признавая Льва Гумилева не принимает полностью его догматику; слишком политизировано, слишком отошло от классики, неправомочно распространяет евразийские тезисы на геополитику и историю СССР (химеры по Гумилеву); слишком позитивно относится к континентальной Европе и Японии; напрасно вступает в диалог с новыми правыми.
-
Неоевразийство. Этому противопоставляется попытка вернуться к классическому евразийству, основная критика: слишком отошло от классики, слишком позитивно относится к континентальной Европе и Японии; напрасно вступает в диалог с новыми правыми; напрасно обращается к геополитике, традиционализму, структурализму, является слишком «западническим». Здесь мы имеем дело с попыткой вернуться к классическому дискурсу классического евразийста и отмести все то новое, что привнесли в него неоевразийцы. Вполне закономерная критическая позиция.
5. Неоевразийство.
Еще одно экстравагантное противопоставле-
ние
это исламское евразийство, основными
принципами которого яв-
ляются
утверждения, что главную роль в объединении
Евразии
суждено
играть не русским и не православным, но
исламским этносам;
неоевразийство слишком преувеличивает значение русского и православного фактора, скрывает под собой «русский империализм». Иногда исламское евразийство выступает вместе с тюркским.
6. Неоевразийство. Еще одной версией критики неоевразийства является критика лично Дугина, основная аргументация - Дугин ошибается, а я нет, (вместо «я» можно подставить фамилию разных авторов). В основном все выходит в сферу чистой неприязни или субъектной симпатии или антипатии личности.
Анализ критических взглядов на евразийство, состоящее из тезисов, большинство из которых связанны между собой, точно так же как и большинство антиевразийских тезисов связаны между собой, говорит о том, что существует евразийство и существует антиевразийство, это два мировоззрения, два взгляда, две об-I основанные идеологические позиции, которые конфликтуют
-
77^1 между собой как две операционные системы. Это не означает,
что евразийство ущербно, наоборот это означает, что евразийство представляет собой некую догматическую, концептуаль-Е^^Н ную, каноническую ценность. Мы имеет дело с
-
м^Н мировоззрением, которое может быть подвергнуто критике, и
поскольку критика рациональна, питающаяся из неких предше-^^В ствующих аксиом, то задача сводится не столько к выяснению
аргументации за или против, сколько к спору на уровне пара-ЕТ^В дигм. Но как только мы в этом споре доходим до этого принци-Е^В пиального аксиоматического утверждения, существует единая ^^^1 цивилизация или несколько цивилизаций, что первично про-Е^В странство или время, являются западные ценности универсаль-Е^В ными или нет, мы приходим, по сути дела, к завершению этого [•^И спора.
Рассматривая феноменологические позиции, которые противостоят евразийству по каждому пункту, проводя социологический контент-анализ критикующих, заметим, что больше всего расхождений у евразийцев с либералами. На сегодняшний день, именно либерализм является наиболее полноценной, наиболее широкой мировоззренческой антитезой евразийству. Расизм и евразийство конфликтуют с точки зрения равенства этносов, плюральности культур, иерархизации и неравенстве человеческих рас. Христианский универсализм и, в меньшей степени, исламский фундаментализм тоже принципиально слабо сопоставимы с евразийством. А вот что касается