ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2406
Скачиваний: 2
националистов, монархистов, традиционалистов и марксистов, то с ними по некоторым пунктам у евразийства возникают мировоззренческие трения, а по некоторым пунктам нет. По сути дела они являются частичными или локальными оппонентами евразийства.
Спор сторонников и противников евразийства не сводится к сопоставлению аргументов, а сводится к рефлексии относительно их па-радигмальных истоков. Это позволяет утвердить и ситуировать евразийскую рациональность, евразийский способ мышления в конкретном идеологическом, мировоззренческом и политическом, если угодно, контексте, в исторической ретроспективе актуализируя для современной России.
Структурализм до структурализма: евразийское осмысление Империи и западноевропейская
наука
Александр Бовдунов аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ
Феномен евразийства, одного из наиболее интересных явлений русской мысли XX века, да и во многом всей русской истории, остается, и по сей день, слишком плохо осмыслен. Зачастую оно воспринимается лишь в качестве одной из идеологических концепций, причем локально ограниченных Русским зарубежьем, в лучшем случае предпринимаются попытки возродить старое евразийство как политико-идеологический концепт в условиях постсоветской России. Однако существует еще одно фундаментальное измерение, мимо которого прошли как апологеты, так и критики евразийства в нашей стране, а оно имеет колоссальное значение не только для дальнейшего осмысления евразийской теории в совершенно новых рамках, не только дает возможность обратиться к евразийству по-новому, но и позволяет оценить по-настоящему колоссальный вклад, который внесли евразийцы в европейскую науку прошлого столетия. Можно точно заявить, что Россия еще слабо знает, что такое евразийство, потому что мало кто замечает ту, очевидную связь, которая существует между евразийскими теориями и структурализмом.
Общепринятой точкой зрения на возникновение структурализма является следующая: Структурализм как парадигма в общественных науках (а нас интересуют прежде всего они) возник в 50-х -60-х гг. XXX века, главную роль в этом сыграли такие французские ученые как Клод Леви-Стросс, Жан Лакан, Ролан Барт, Мишель Фуко. Источником развертывания структурализма как общенаучной методологической системы стала структурная лингвистика Фердинанда де Соссюра. Евразийство в таком контексте возникает, как что-то отдаленно связанное с Пражским лингвистическим кружком
Н . Трубецкого и Р. Якобсона, близкого друга и учителя Леви-Стросса и как цельная доктрина находится на периферии тех концепций, что развивались внутри кружка. Таким образом мы можем наблюдать совершенно историцистскую и про-грессистскую картину развития структурализма, которая начинается структурной лингвистикой Соссюра, затем проходит этапы становления, опят же в
рамках лингвистики в нескольких школах, одной из которых является Пражская, и расцветает уже в качестве общенаучной парадигмы после Второй Мировой Войны.
Если
вы так и думали об евразийстве, то вы
действи-
тельно
еще ничего о нем не знали, потому что в
реальности об-
стояло
как раз наоборот. Задолго до Леви-Стросса
в
евразийстве
структурализм де-факто уже был общенаучной
ме-
тодологической
системой и применялся в различных
областях
знания:
географии, истории, лингвистике. Этот
структурализм
лишь
частично проистекал из структурной
лингвистики и ана-
лиза
языка, в значительной степени, серьезное
влияние на его
формирование
оказала география, русская
географическая
школа.
Изучение языка и изучение пространства
переплета-
лись
между собой, оказывая взаимное влияние
друг на друга,
потому
не удивительно, что в деятельности
Пражского кружка
принимали
участие не только лингвисты, но и,
напри-
мер,
географ и геополитик П. Н. Савицкий.
Рождение
евразийства
как первого структура-
лизма,
преструктурализма, структура-
лизма до
структурализма,
структурализма
как мы его знаем, явилось от-
ветом
на вызов конкретной ситуации - револю-
ции,
гражданской войны, распада и
восстановления
России почти в прежних гра-
ницах
и необходимости осмысления феномена
Н.
С. Трубецкой
и
ноуменальных констант Империи.
Один
из базовых принципов структурализма -
взаимоотношение частей и целого.
Структура понимается не как способ
аналитического членения мира, но как
скрытый и подлежащий описанию принцип
взаимоотношения частей. Структурализм
имманентно холистичен и антиатомистичен.
Весь опыт социальной деятельности,
данный нам в кодах, утверждает это
научное направление, изначально
организован внутренней структурой.
Человек обладает внутренней структурирующей
способностью и потому, все элементы
социальной деятельности определяются
набором внутренних правил, которые
придают эмпирически воспринимаемым
явлениям определенную структуру.
Структурализм находится в оппозиции
любому казуальному объяснению и
предпочитает син-1
хронию
диахронии.Осмысление связи целого и
его частей было основной задачей
евразийцев. Необходимость
непротиворечиво свести воедино
вскрывшуюся в революции плюральность,
множественность и многообразие
народов евразийского пространства и
подтвердить цельность и неделимость
российского мира привели, как полагают
ряд 1
2
Роман ЯтСлты западных исследователей, в частности Патрик Серрио,6 и как пишет российский исследователь Сергей Глебов, к возникновению феномена евразийского структурализма. Глебов полагает, что существует прямая связь между «концептуализацией российского империализма и национализма в евразийстве и генезисом и дальнейшим развитием структуралистского метода».2 В евразийстве и структурализме, как мы его знаем, сходным образом решается проблема частей и целого, для них характерен подчеркнутый холизм, антисубъективизм, анти-историцизм, примат синхронии над диахронией, обращение к структурным особенностям Евразии, создающим ее единство, оба направления отличались подчеркнутой модерни-стичностью, новаторством, отрицанием старой науки, продвигали идеи плюрализма культур, множественности и несоизмеримости существующих порядков.
Евразийцы применяли понятие «структура» не только к языку, но и географии и истории. Так в отклике на статью Савицкого «Подъем и депрессия в древнерусской истории» Н. Трубецкой пишет «История до сих пор была наукой глубоко атомистичной и привила атомистический подход к фактам всем, даже молодым историкам. Ваша попытка применения структурального подхода к историческим фактам именно потому и остается непонятной «профессиональным историкам». Но я убежден, что это - единственно правильный путь». Атомистичному восприятию мира фактов, характерному для позитивизма, евразийцы противопоставляли понятие структуры, лежащей в основе любого фактического многообразия. В лингвистике Пражская школа первая выдвинула идею бинарных оппозиций. Роман Якобсон установил 12 бинарных акустических признаков, составляющих фонологические оппозиции, которые, по его утверждению, являются языковыми универсалиями, лежащими в основе любого языка. В дальнейшем метод бинарных оппозиций был с успехом применен Леви-Строссом к анализу мифа. Петр Савицкий утверждал в качестве общего принципа интерпретации фактов концепцию «периодической системы сущего», строго организованной и структурированной методики выявления повторов и совпадений в истории, географии, экономике и лингвистике. Своими учителями Савицкий считал Д.И. Менделеева и российского географа и почвоведа В.В. Докучаева.
Патрик Серио писал, что Трубецкой, Савицкий, Якобсон были неоплатониками. Феноменальный мир для них был лишь отражением ноуменального. В мире феноменов мы видим лишь части более крупного целого, но при правильном методе познания можно приблизиться к пониманию закономерностей существующих на ноуменальном уровне. Структурализм евразийцев носил онтологический характер, отличаясь этим от структурализма Соссюра. Если структура Соссюра - ментальный конструкт, создаваемый с аналитическими целями, то для евразийцев - это заранее заданный онтологический исток, раскрывающийся в различных феноменах.Рассмотрим чуть подробнее как структурализм евразийцев, в целом описанный выше воплощался в конкретных областях знания: лингвистике и географии.