Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2412

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если нет полюса Моря, тогда исчезает любое препятствие для внешней экспансии Суши, отметил Коровин. Следовательно, можно осуществлять экспансию на те пространства, которые мы считаем нуж­ными для себя, устанавливать контроль и патронирование над теми го­сударствами, которые нам представляются интересными. Следует действовать открыто, так, как будто мы имеем дело с никем не завое­ванным, неосвоенным пространством. Если западное общество погру­жено в шизофреническое самокопание, геополитических полюсов не существует, а концепция О'Туатайла в контексте постмодерна доми­нирует, то мы открываем для себя все возможности. Главное проблемой для нас является описание этих возможностей: что мы в итоге хотим. «Мы представили себе, что сопротивления нет, что все возможности открыты, можем двигаться куда хотим, и контролировать все что хотим. Но что мы хотим?», -это, по мнению Коровина, самая главная проблема для тех, кто занимается формированием внешней политики в России.

Необходимость самоидентификации

Резюмируя обсуждение, последовавшее за основной частью семинара, профессор Дугин отметил, что высказанные реплики требуют от участников дальнейшего обращения к про­блематике идентичности.

Если идет речь о вхождении российского общества в по­стмодерн, следует определить, кто такие «мы», которые входят в постмодерн. Необходимо понять, каково внутреннее, автоном­ное содержание российской идентичности на сегодняшний мо­мент. Это содержание не исчерпывается тем, что мы «ни Восток, ни Запад», или «и Восток, и Запад одновременно» - оба этих концепта, как отметили Л. Савин и А. Бовдунов, являются пустыми. Для того чтобы дискурс мультиполярности, обосно­вание идеологии многополярного мира были последователь­ными, следует определиться с тем, кто именно является носителем этой идеологии, обосновать собственную идентичность, подчеркнул проф. Дугин.


Заключение

Обобщая вышесказанное, можно обозначить некоторые предпосылки к формированию геополитики многополярного мира:

  1. Социальная парадигма фундаментально меняется, столь же фун­даментально меняется и осмысление этой парадигмы - в геополитике, в эко­номике, в процессах глобализации.

  2. Отсутствие у полюса Суши собственной модели существования в изменившейся системе координат чревато встраиванием в глобалистские проекты, порожденные талассократической цивилизацией - будь то жесткий перевод в разряд Периферии, подчиненной глобалистскому

ядру, или «мягкое» растворение в мондиалистском «космополити­ческом пространстве». Неоконсервативные проекты глобальной до-минации США или разрабатываемые CFR soft-power технологии ^VZl «бесполярной согласованности» по сути являются лишь разными ^Vol методами достижения одной и той же цели.

  1. В современных условиях мы уже не можем апеллировать к национальной государственности, суверенитета - таким образом мы обращаемся к старым, уже не работающим, моделям, и законо­мерно проигрываем. Напротив, следует обратить внимание на мно­жество фасцинативных теорий, разрабатываемых западными и незападными геополитиками. К7»1

  2. Необходимо учесть отмечаемый всеми без исключения ^Н"1 современными геополитиками тренд, связанный с появлением надгосударственных и внегосударственных акторов политики - от транснациональных корпораций до повстанческих движений и «гуманитарных фондов». Переходя от межгосударственной к «мультилатеральной» геополитике, среди этих новых игроков сле­дует выделять потенциальных союзников в отстаивании интересов Суши.

5. Необходимо провести фундаментальную ревизию всего I
корпуса классического геополитического знания. Представляется же-
лательным учесть деконструкционный анализ, проделанный современными
геополитиками-постмодернистами. Для формирования геополитической дис-
циплины, адекватной современным вызовом, следует преодолеть географиче-
ский детерминизм, свойственный натуралистическому, картезианскому
дискурсу, свойственному теориям, сложившимся в XIX веке, но принимаемых
как аксиому до сих пор.


6.                Одним из направлений развития геополитики многополярного мира должно стать соединение политико-географического и политэкономиче-ского подходов с исследованием социологии и социальной психологии народов, относимых к морским или сухопутным цивилизациям, их социального логоса и коллективного бессознательного. Рассмотрение постулатов классической гео­политики в оптике этносоциологии и социологии пространства позволит уйти от геополитического детерминизма, позволит понять, что пространство пред­ставляет собой вызов, на который разные этносы могут ответить по-разному. Изучение геополитики как отношения общества к пространству позволит заново переосмыслить и фундаментализировать основы евразийства I как геополитической доктрины, позволит уйти от рассмотрения фено-I мена Евразии как механического сочетания двух нигилистических кон­цептов    «Востока» и «Запада».    Изучение    этносоциологии и I этнопсихологии евразийских социумов позволит осмыслить Россию-VT^H Евразию не как «географическую ось истории», но как органическую общность, а предлагаемую нами геополитическую концепцию много-Вг^Н полярного мира - воспринять как выражение онтологических констант

определяющих наше существование.
■Л А.Л.Бовдунов
ЕД аспирант кафдеры Социологии Международных

Отношений Социологического факультета МГУ им.

М.В.Ломоносова


Ориентализм, окцидентализм и интеллектуальный терроризм


Савин Леонид Владимирович главный редактор журнала "Геополитика" и аналитического портала "Геополитика.ру"




Ключевые слова:

Ориентализм, Восток, критическая геополитика, ревизионизм Orientalism,    East,    Orient, critical geopolitics, revisionism


Как отмечают сами основатели
критической геополитики,6 на ее
становление повлияли несколько
ключевых текстов: это исследова-
ния французского Мишеля Фуко в
отношении пространства и власти,
Эдвард Саид а также книга американского куль-

туролога арабского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм»,3 вышедшая в США в 1978 г. Саид в своей работе, послужившей фундаментом для ряда ис­следований в области политологии, культуры и религиоведе­ния, обращает внимание на то, что в английском языке существует два определения слова «восток» - East для геогра­фического местоположения и Orient в качестве концепции культурного феномена. По Саиду, Orient - исключительно за­падный концепт, навязанный азиатским (и вообще незапад­ным) странам как единственно реальный и адекватный. Саид, ссылаясь на работы своих коллег, довольно адекватно отметил связь между «философскими» доктринами классических англосаксонских авторов, а также расовой теорией и оправданием колониальной экс-плуатации.4 Эта доктрина превосходства уходит вглубь истории, когда восточную культуру пытались истолковать простым западным языком, из-за чего так называемые правдивые тексты (история,


филологический анализ, политические договора), вместе с художе­ственными текстами о Востоке носят не естественный, а репрезента-ционный характер.

Как показательный случай Саид приводит выступление лорда Бальфура в Палате общин в 1910 г., посвященное обоснованию про­должения присутствия Англии в Египте. В ней с явным морализатор-ским оттенком он отметил большой вклад египетской нации в историю, но при том, что в восточных странах всегда была деспотическая форма правления, а англичане знают египетскую цивилизацию лучше какой либо-другой и как западная нация имели с самого начала за­чатки к самоуправлению и обладали собственным достоин­ством, необходимо и далее продолжать «неблагодарную работу по осуществлению неотложных дел».3 Саид, указывая на дру­гие подобные факты, отмечает, что в западном политическом сознании сложилось мнение о том, что существуют народы, ко­торые не могут представлять себя сами и их должны представ­лять другие. Таким образом, несмотря на самые разные достижения в различных сферах, этим народам навязывается неравный дискурс. Саид называет это «распространением гео­политического сознания на эстетические, гуманитарные, эко­номические, социальные, исторические и философские тексты». Также по Саиду существует два пространства. Одно