ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2412
Скачиваний: 2
Если нет полюса Моря, тогда исчезает любое препятствие для внешней экспансии Суши, отметил Коровин. Следовательно, можно осуществлять экспансию на те пространства, которые мы считаем нужными для себя, устанавливать контроль и патронирование над теми государствами, которые нам представляются интересными. Следует действовать открыто, так, как будто мы имеем дело с никем не завоеванным, неосвоенным пространством. Если западное общество погружено в шизофреническое самокопание, геополитических полюсов не существует, а концепция О'Туатайла в контексте постмодерна доминирует, то мы открываем для себя все возможности. Главное проблемой для нас является описание этих возможностей: что мы в итоге хотим. «Мы представили себе, что сопротивления нет, что все возможности открыты, можем двигаться куда хотим, и контролировать все что хотим. Но что мы хотим?», -это, по мнению Коровина, самая главная проблема для тех, кто занимается формированием внешней политики в России.
Необходимость самоидентификации
Резюмируя обсуждение, последовавшее за основной частью семинара, профессор Дугин отметил, что высказанные реплики требуют от участников дальнейшего обращения к проблематике идентичности.
Если идет речь о вхождении российского общества в постмодерн, следует определить, кто такие «мы», которые входят в постмодерн. Необходимо понять, каково внутреннее, автономное содержание российской идентичности на сегодняшний момент. Это содержание не исчерпывается тем, что мы «ни Восток, ни Запад», или «и Восток, и Запад одновременно» - оба этих концепта, как отметили Л. Савин и А. Бовдунов, являются пустыми. Для того чтобы дискурс мультиполярности, обоснование идеологии многополярного мира были последовательными, следует определиться с тем, кто именно является носителем этой идеологии, обосновать собственную идентичность, подчеркнул проф. Дугин.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно обозначить некоторые предпосылки к формированию геополитики многополярного мира:
-
Социальная парадигма фундаментально меняется, столь же фундаментально меняется и осмысление этой парадигмы - в геополитике, в экономике, в процессах глобализации.
-
Отсутствие у полюса Суши собственной модели существования в изменившейся системе координат чревато встраиванием в глобалистские проекты, порожденные талассократической цивилизацией - будь то жесткий перевод в разряд Периферии, подчиненной глобалистскому
ядру, или «мягкое» растворение в мондиалистском «космополитическом пространстве». Неоконсервативные проекты глобальной до-минации США или разрабатываемые CFR soft-power технологии ^VZl «бесполярной согласованности» по сути являются лишь разными ^Vol методами достижения одной и той же цели.
-
В современных условиях мы уже не можем апеллировать к национальной государственности, суверенитета - таким образом мы обращаемся к старым, уже не работающим, моделям, и закономерно проигрываем. Напротив, следует обратить внимание на множество фасцинативных теорий, разрабатываемых западными и незападными геополитиками. К7»1
-
Необходимо учесть отмечаемый всеми без исключения ^Н"1 современными геополитиками тренд, связанный с появлением надгосударственных и внегосударственных акторов политики - от транснациональных корпораций до повстанческих движений и «гуманитарных фондов». Переходя от межгосударственной к «мультилатеральной» геополитике, среди этих новых игроков следует выделять потенциальных союзников в отстаивании интересов Суши.
5. Необходимо
провести фундаментальную ревизию всего
I
корпуса
классического геополитического знания.
Представляется же-
лательным
учесть деконструкционный анализ,
проделанный современными
геополитиками-постмодернистами.
Для формирования геополитической
дис-
циплины,
адекватной современным вызовом, следует
преодолеть географиче-
ский
детерминизм, свойственный натуралистическому,
картезианскому
дискурсу,
свойственному теориям, сложившимся в
XIX веке, но принимаемых
как
аксиому до сих пор.
6. Одним из направлений развития геополитики многополярного мира должно стать соединение политико-географического и политэкономиче-ского подходов с исследованием социологии и социальной психологии народов, относимых к морским или сухопутным цивилизациям, их социального логоса и коллективного бессознательного. Рассмотрение постулатов классической геополитики в оптике этносоциологии и социологии пространства позволит уйти от геополитического детерминизма, позволит понять, что пространство представляет собой вызов, на который разные этносы могут ответить по-разному. Изучение геополитики как отношения общества к пространству позволит заново переосмыслить и фундаментализировать основы евразийства I как геополитической доктрины, позволит уйти от рассмотрения фено-I мена Евразии как механического сочетания двух нигилистических концептов «Востока» и «Запада». Изучение этносоциологии и I этнопсихологии евразийских социумов позволит осмыслить Россию-VT^H Евразию не как «географическую ось истории», но как органическую общность, а предлагаемую нами геополитическую концепцию много-Вг^Н полярного мира - воспринять как выражение онтологических констант
определяющих
наше существование.
■Л
А.Л.Бовдунов
ЕД аспирант
кафдеры Социологии Международных
Отношений Социологического факультета МГУ им.
М.В.Ломоносова
Ориентализм, окцидентализм и интеллектуальный терроризм
Савин Леонид Владимирович главный редактор журнала "Геополитика" и аналитического портала "Геополитика.ру"
Ключевые слова:
Ориентализм, Восток, критическая геополитика, ревизионизм Orientalism, East, Orient, critical geopolitics, revisionism
Как
отмечают сами основатели
критической
геополитики,6
на ее
становление
повлияли несколько
ключевых
текстов: это исследова-
ния
французского Мишеля Фуко в
отношении
пространства и власти,
Эдвард
Саид а
также книга американского куль-
туролога арабского происхождения Эдварда Саида «Ориентализм»,3 вышедшая в США в 1978 г. Саид в своей работе, послужившей фундаментом для ряда исследований в области политологии, культуры и религиоведения, обращает внимание на то, что в английском языке существует два определения слова «восток» - East для географического местоположения и Orient в качестве концепции культурного феномена. По Саиду, Orient - исключительно западный концепт, навязанный азиатским (и вообще незападным) странам как единственно реальный и адекватный. Саид, ссылаясь на работы своих коллег, довольно адекватно отметил связь между «философскими» доктринами классических англосаксонских авторов, а также расовой теорией и оправданием колониальной экс-плуатации.4 Эта доктрина превосходства уходит вглубь истории, когда восточную культуру пытались истолковать простым западным языком, из-за чего так называемые правдивые тексты (история,
филологический анализ, политические договора), вместе с художественными текстами о Востоке носят не естественный, а репрезента-ционный характер.
Как показательный случай Саид приводит выступление лорда Бальфура в Палате общин в 1910 г., посвященное обоснованию продолжения присутствия Англии в Египте. В ней с явным морализатор-ским оттенком он отметил большой вклад египетской нации в историю, но при том, что в восточных странах всегда была деспотическая форма правления, а англичане знают египетскую цивилизацию лучше какой либо-другой и как западная нация имели с самого начала зачатки к самоуправлению и обладали собственным достоинством, необходимо и далее продолжать «неблагодарную работу по осуществлению неотложных дел».3 Саид, указывая на другие подобные факты, отмечает, что в западном политическом сознании сложилось мнение о том, что существуют народы, которые не могут представлять себя сами и их должны представлять другие. Таким образом, несмотря на самые разные достижения в различных сферах, этим народам навязывается неравный дискурс. Саид называет это «распространением геополитического сознания на эстетические, гуманитарные, экономические, социальные, исторические и философские тексты». Также по Саиду существует два пространства. Одно