Файл: Левиафан выпуск 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2321

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ульрих Бек: Космополитический реализм


Алексей Корнев, заместитель главного редактора аналити­ческого портала "Геополитика.ру"

События последних лет показывают, что существующая система международных отношений не отвечает современным тенденциям раз­вития мирового сообщества. Перед человечеством встают новые гло­бальные      угрозы      и      риски,      которые      должны побудить человечество не к «столкновению цивилизаций», а к «объеди­нению» и формированию нового мирового порядка, так считает

известный современный немецкий социолог У Бек.Ульрих Бек


Его последняя работа («Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма») посвящена одной из актуальных про­блем современности - проблеме гло­бализации,          ее          сущности и последствиям. По мнению УБека, в настоящее время в исследовании фе­номена глобализации на смену поли­тическому реализму, ориентирующемуся только на национальную точку зрения, приходит «космополитический реализм», который подчерки­вает решающую роль мировых экономических сил и акторов в сотрудничестве и противостоянии государств.

Суть «политического реализма» заключается в том, что че­ловечество распадается на определенное количество наций, внутренняя структура которых будет соответствовать нацио­нальному государству, а в системе международных отношений они будут отделены друг от друга границами. В этом ограниче­нии друг от друга, а также в конкуренции между националь­ными государствами видится фундаментальный принцип организации политической жизни.

При таком взгляде миропорядок был построен на принципе, при котором национальные интересы дости­гаются в национальных границах, вследствие чего во внутригосударственной сфере        с гражданами


можно было делать все что угодно. «Остаются ли эти принципы еще в силе? Или давно уже применяется нечеткое правило ограниченного су­веренитета, когда каждое государство в случае этнических чисток или

грубого нарушения прав человека в от-
ношении своих граждан должно счи-
таться с «гуманитарным
вмешательством» мирового сообще-
ства на основе прав человека и гражда-
нина мира?

Для У. Бека очевидно - в настоящее время происходит разрушение легитимного ми­ропорядка, при котором доми­нируют национальные государства. Современные процессы глобализации создали условия, при которых основные понятия старого порядка («национальное государство», «национальное индустриальное общество», «национальный капитализм») пе­рестали действовать. Вместе с глобализацией возникло новое пространство и новые рамки действия: политика вышла за пре­делы государств и границ, вследствие чего, появились допол­нительные игроки, новые роли, новые ресурсы, новые противоречия и конфликты.

В этих условиях нужен новый «космополитический взгляд» на единое пространство борьбы за власть, который вы­двигает в поле зрения новых акторов и их сетевые производ­ства, шансы на власть, стратегии и организационные формы, не признающие границ политики. К числу акторов нового по­рядка У.Бек относит: государства, всемирно-экономические ак­торы и акторы глобального гражданского общества, которые являются трансграничными.

Больше нельзя делать вид, будто например неравенства и конфликты поддаются анализу с помощью национальной ме­тодологии. Новая критическая теория показывает, что классические границы между внутренней и внешней политикой размываются и сти­раются. Такие, с классической точки зрения внешние факторы, как гло­бальные риски, глобальные нормы, национальные акторы, становятся внутренними вариантами и должны быть поставлены в систематиче­скую взаимосвязь с их отражением в национальной общественности,


в политике национальных и интернациональных объединений, НПО и т.д. Таким образом, мировая политика превратилась во внутреннюю мировую политику, которая лишает национальную политику границ и оснований.

Конец национальной государственной политики открывает воз­можности для космополитической смены горизонта. Конец националь­ной политики есть начало политики транснациональной. Она может быть превращена в космополитическое государство. Легитимность на­ционального государства разрушается перед лицом грозящей человеку опасности. Национальный суверен перед лицом угрозы чело­вечеству уже не может обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность и защиту жизни своих граждан. Такие трансна­циональные проблемы, как климатическая катастрофа, отказ от I ядерной энергетики, правовое регулирование генетики чело-■77^1 века, а также иммиграцией, правами человека и другими слож­ными вопросами побуждают к квантовому переходу политики, Лг^Н а именно отказу от национальной автономии ради создания кос­мополитического суверенитета для решения национальных ■Тпроблем.

ЕД Автор считает, что новый «космополитический взгляд» на

^^В процессы глобализации открывает возможность для создания «космополитического» государства. Речь в этом случае идет не

То столкновении цивилизаций, а о борьбе за человеческую куль­туру в глобальном масштабе, в которой уживались бы самые

^^^1 разные традиции.

Е «Космополитическое государство» основано на принципе

Енациональной индифферентности. Оно должно обеспечить су-ществование различных наций на принципе конституционной терпимости. При таком взгляде уходит понятие «друг-враг».

Однако, существование такого государства может опи­раться только на соответствующее сознание людей, на транснациональную идентичность, культуру и государст­венность, в связи с чем необходимо преодолеть представление людей об однородной, территориально ограниченной и проти­востоящей другим культурам национальной родине посред­ством представления о двойной родине. Космополитическое означает признание одновременно сходств и различий, а также ответственность за земной шар в целом.


Мировые проблемы людей другой культуры должны быть пред­ставлены и услышаны в политической общности. Они должны иметь в ней свой голос в политическом и культурном отношении.

[1] Ульрих Бек - известный германский социолог и политический фи­лософ, профессор Мюнхенского университета и Лондонской школы экономики. Является основателем и главным редактором журнала Soziale Welt. Известен по таким книгам, как «Общество риска», «Что такое глобализация?», «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма».


К

ритика геополитического концепта неснимаемости дуализма Суши и Моря


Илья Дмитриев

председатель Философского клуба РГГУ

Экстравагантные концепции «постгеополитики» вроде тех, что представлены в исполнении Г. О'Туатайла и его еди­номышленников, можно рассматривать с различных точек зре­ния. Во-первых - это самый простой и, пожалуй, наименее продуктивный путь - можно отнестись к этому как лишь к од­ному из девиантных проявлений посмодернистской культуры.

^


Можно - это уже более интересно - квалифицировать их как новое издание «теории конвергенции», чья подоплёка может быть сведена к формуле: невидимый триумф талассократии, об­ставленный как бесконфликтное снятие геополитической оппо­зиции. Но ещё более важной и интересной представляется возможность рассмотрения подобных экспликаций как своего рода выхода наружу той дискуссионности, которая была внут­ренне присуща уже самой классической геополитике.

Вопрос о силе, фундаментальности, обязательности утвер­ждения геополитического дуализма - отнюдь не нов. Несколько забегая вперёд, в качестве примера достаточно упомянуть, что тезис «постгеополитиков» о том, что дуализм был актуален своему веку и только ему, мы находим и у такого авторитетного классика как Карл Шмитт - хотя вспоминаем об этом не часто.

Теоретический синтез на основе классических геополи­тических и протогеополитических концепций, в рамках кото­рого во главу угла ставится «основной закон геополитики» о не снимаемом противоборстве сил Моря и сил Суши, не лишён проблематичности. Это с моей точки зрения важно принимать во вни­мание и тем, кто, как и мы, настаивает на актуальности сухопутно-морского противостояния наступившему веку. И особенно важным представляется тот разворот проблемы, в котором речь заходит о выстраивании идентичности от геополитики. Нам, пожалуй, следо­вало бы заново определить для себя, где заканчивается элементарная