ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2417
Скачиваний: 2
Ульрих Бек: Космополитический реализм
Алексей Корнев, заместитель главного редактора аналитического портала "Геополитика.ру"
События последних лет показывают, что существующая система международных отношений не отвечает современным тенденциям развития мирового сообщества. Перед человечеством встают новые глобальные угрозы и риски, которые должны побудить человечество не к «столкновению цивилизаций», а к «объединению» и формированию нового мирового порядка, так считает
известный современный немецкий социолог У Бек.Ульрих Бек
Его последняя работа («Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма») посвящена одной из актуальных проблем современности - проблеме глобализации, ее сущности и последствиям. По мнению УБека, в настоящее время в исследовании феномена глобализации на смену политическому реализму, ориентирующемуся только на национальную точку зрения, приходит «космополитический реализм», который подчеркивает решающую роль мировых экономических сил и акторов в сотрудничестве и противостоянии государств.
Суть «политического реализма» заключается в том, что человечество распадается на определенное количество наций, внутренняя структура которых будет соответствовать национальному государству, а в системе международных отношений они будут отделены друг от друга границами. В этом ограничении друг от друга, а также в конкуренции между национальными государствами видится фундаментальный принцип организации политической жизни.
При таком взгляде миропорядок был построен на принципе, при котором национальные интересы достигаются в национальных границах, вследствие чего во внутригосударственной сфере с гражданами
можно было делать все что угодно. «Остаются ли эти принципы еще в силе? Или давно уже применяется нечеткое правило ограниченного суверенитета, когда каждое государство в случае этнических чисток или
грубого
нарушения прав человека в от-
ношении
своих граждан должно счи-
таться с
«гуманитарным
вмешательством»
мирового сообще-
ства
на основе прав человека и гражда-
нина
мира?
Для У. Бека очевидно - в настоящее время происходит разрушение легитимного миропорядка, при котором доминируют национальные государства. Современные процессы глобализации создали условия, при которых основные понятия старого порядка («национальное государство», «национальное индустриальное общество», «национальный капитализм») перестали действовать. Вместе с глобализацией возникло новое пространство и новые рамки действия: политика вышла за пределы государств и границ, вследствие чего, появились дополнительные игроки, новые роли, новые ресурсы, новые противоречия и конфликты.
В этих условиях нужен новый «космополитический взгляд» на единое пространство борьбы за власть, который выдвигает в поле зрения новых акторов и их сетевые производства, шансы на власть, стратегии и организационные формы, не признающие границ политики. К числу акторов нового порядка У.Бек относит: государства, всемирно-экономические акторы и акторы глобального гражданского общества, которые являются трансграничными.
Больше нельзя делать вид, будто например неравенства и конфликты поддаются анализу с помощью национальной методологии. Новая критическая теория показывает, что классические границы между внутренней и внешней политикой размываются и стираются. Такие, с классической точки зрения внешние факторы, как глобальные риски, глобальные нормы, национальные акторы, становятся внутренними вариантами и должны быть поставлены в систематическую взаимосвязь с их отражением в национальной общественности,
в политике национальных и интернациональных объединений, НПО и т.д. Таким образом, мировая политика превратилась во внутреннюю мировую политику, которая лишает национальную политику границ и оснований.
Конец национальной государственной политики открывает возможности для космополитической смены горизонта. Конец национальной политики есть начало политики транснациональной. Она может быть превращена в космополитическое государство. Легитимность национального государства разрушается перед лицом грозящей человеку опасности. Национальный суверен перед лицом угрозы человечеству уже не может обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность и защиту жизни своих граждан. Такие транснациональные проблемы, как климатическая катастрофа, отказ от I ядерной энергетики, правовое регулирование генетики чело-■77^1 века, а также иммиграцией, правами человека и другими сложными вопросами побуждают к квантовому переходу политики, Лг^Н а именно отказу от национальной автономии ради создания космополитического суверенитета для решения национальных ■Т^Н проблем.
ЕД Автор считает, что новый «космополитический взгляд» на
^^В процессы глобализации открывает возможность для создания «космополитического» государства. Речь в этом случае идет не
■Т^Н о столкновении цивилизаций, а о борьбе за человеческую культуру в глобальном масштабе, в которой уживались бы самые
^^^1 разные традиции.
Е^В «Космополитическое государство» основано на принципе
Е^В национальной индифферентности. Оно должно обеспечить су-[Е^Н ществование различных наций на принципе конституционной терпимости. При таком взгляде уходит понятие «друг-враг».
Однако, существование такого государства может опираться только на соответствующее сознание людей, на транснациональную идентичность, культуру и государственность, в связи с чем необходимо преодолеть представление людей об однородной, территориально ограниченной и противостоящей другим культурам национальной родине посредством представления о двойной родине. Космополитическое означает признание одновременно сходств и различий, а также ответственность за земной шар в целом.
Мировые проблемы людей другой культуры должны быть представлены и услышаны в политической общности. Они должны иметь в ней свой голос в политическом и культурном отношении.
[1] Ульрих Бек - известный германский социолог и политический философ, профессор Мюнхенского университета и Лондонской школы экономики. Является основателем и главным редактором журнала Soziale Welt. Известен по таким книгам, как «Общество риска», «Что такое глобализация?», «Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма».
К
Илья Дмитриев
председатель Философского клуба РГГУ
Экстравагантные концепции «постгеополитики» вроде тех, что представлены в исполнении Г. О'Туатайла и его единомышленников, можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых - это самый простой и, пожалуй, наименее продуктивный путь - можно отнестись к этому как лишь к одному из девиантных проявлений посмодернистской культуры.
^
Можно
- это уже более интересно - квалифицировать
их как новое издание «теории конвергенции»,
чья подоплёка может быть сведена к
формуле: невидимый триумф талассократии,
обставленный как бесконфликтное
снятие геополитической оппозиции.
Но ещё более важной и интересной
представляется возможность рассмотрения
подобных экспликаций как своего рода
выхода наружу той дискуссионности,
которая была внутренне присуща уже
самой классической геополитике.
Вопрос о силе, фундаментальности, обязательности утверждения геополитического дуализма - отнюдь не нов. Несколько забегая вперёд, в качестве примера достаточно упомянуть, что тезис «постгеополитиков» о том, что дуализм был актуален своему веку и только ему, мы находим и у такого авторитетного классика как Карл Шмитт - хотя вспоминаем об этом не часто.
Теоретический синтез на основе классических геополитических и протогеополитических концепций, в рамках которого во главу угла ставится «основной закон геополитики» о не снимаемом противоборстве сил Моря и сил Суши, не лишён проблематичности. Это с моей точки зрения важно принимать во внимание и тем, кто, как и мы, настаивает на актуальности сухопутно-морского противостояния наступившему веку. И особенно важным представляется тот разворот проблемы, в котором речь заходит о выстраивании идентичности от геополитики. Нам, пожалуй, следовало бы заново определить для себя, где заканчивается элементарная