ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1881
Скачиваний: 2
101
Война
Великобританией усилились из-за конфликта вокруг Фолклендов с Аргентиной —
было бы справедливо увидеть экономические интересы, в основном, в сфере
крупной продажи оружия в качестве движущей силы для создания близости
между этими двумя правыми правительствами.
Тем не менее, «пресмыкающийся чиновник» в дневнике Алана Кларка также
показывает, что наличие значительной внутренней напряженности, как в лейбо-
ристском, так и в консервативном правительствах в вопросе продажи военной
техники и обучения жестоких диктатур. Новые сведения, полученные из пере-
говоров внутри британского правительства — Министерства иностранных дел
и посольства Британии свидетельствовало о тревоге в вопросах поставки таким
режимам больше, чем любые реальные этические оговорки. С началом конфликта
за Фолклендские острова правитеьство попросило британских редакторов газет
не упоминать о быстро развивающихся отношениях между Великобританией
и Чили (Phythian, 2000, с. 110). Попытка приобретения бронетранспортеров
«Кентавр-300» режимом Пиночета в 1984 г. вызвала необычайный испуг, так
как она совпала по времени с новой волной репрессий по отношению к левым,
студентам и профсоюзам. Британский делегат парламента от партии консервато-
ров посетивший Чили в этом году настаивал в заявлении для прессы, в котором,
казалось, пытался убедить больше себя, чем аудиторию, что «чилийцы сказали
мне, что они хотели использовать их в северных пустынных и заболоченных рай-
онах на юге страны, а не для использования против собственного народа... Кен-
тавр — это просто грузовик и не имеет ничего общего с ужасным спецавтомо-
билем AMAC для разгона бунтов, которые правительство запретило продавать в
Чили». (Цит. по Phythian, 2000, с. 120).
Хотя продажа «Кентавра» никогда не была осуществлена, транспортное
средство с очень похожим дизайном было замечен через год на улицах Сантьяго,
будучи «использовано для убийства студентов, которые принимали участие в...
демонстрации” (Hansard, 24 July 1986, cols. 830-1 цит. по Phythian, 2000, с. 120) .
Слова британского депутата, по видимому, являются примером того, что философ
Жижек назвал бы «фетишистским отрицанием» (Жижек, 2006, стр. 353.):
семантическое отречение от пыток и убийств при одновременном содействии
самому процессу дезавуирует его. Это циничное наблюдение за дистанцией между
знаком и актом — желание выполнить ряд поверхностных жестов, в то время
как тайно преследуется совсем другая последовательность действий — можно
увидеть в большинстве подходов британского правительства по культивированию
общественных отношений с чилийским правительством в 1980-х гг. Файтиан
цитирует забавную памятку британского министерства иностранных дел,
которую оно распространило в ответ на значительную критику, возникшую в
британской прессе, а также со стороны церковных деятелей, таких как кардинал
Бэзил Хьюм. Озглавленный как «Возможности по секвестрам отношений»,
Британская и израильская помощь для США
102
Геополитика XXI
документ посвящен рассматриванию различных запретов и бойкотов, которые
Великобритания может ввести против Чили в качестве наказания за нарушение
прав человека, включая финальную резолюцию: запрет на коктейли в чилийском
посольстве.
Мы могли бы рассмотреть бойкот социальных мероприятий посольства Чили
на уровне министров и старших должностных лиц. Это может быть либо ограни-
чение контактов или распространяться на более широкий спектр бизнеса между
Уайтхоллом и чилийским посольством (Phythian, 2000, стр. 119).
Конечно, мы теперь полностью в области сатиры. Если сатира, однако, под-
разумевает ироническое чувство дистанции между тем, как все должно быть и как
есть, то многие уклонения правительства США, Гватемалы, Британии и Израиля,
использовавшиеся для описания их поведения, были элементом потенциальной
сатиры. Это мы увидим когда приедем в Гватемалу, которая переименована лагеря
принудительного труда для безземельных крестьян в «полюса развития» (Pollos
де Desarrollo).
Хотя Великобритания была одним из основных поставщиков оружия и
военных союзников Чили, она была, конечно, не единственной страной. Не говоря
уже о США, другие страны также помогли режиму Пиночета укрепиться за счет
приобретения военного опыта и оборудования. Франция не только продала
шестнадцать истребителей Mirage, но и обучала пилотов (Phythian, 2000 с. 114).
На протяжении 1970-х гг. Израиль продал Чили огромное количество оружия:
ракеты воздух-воздух Shafirir, патрульные катера Reshef, не говоря уже об
израильских танках М-51, которые британское правительство пыталось
оснастить своими двигателями V-8 (Bahbah, 1986, стр. 74; Phythian, 2000,
стр. 119). Это была Британия, однако, действовавшая на основе смеси бизнеса
и геополитических интересов, в сочетании с увеличивающейся идеологической
совместимостью после 1979 г., где, кажется, было меньше сомнений в открытых
заявлениях о своей поддержке режима, который к 1990 г. был ответственным за
более чем 3000 смертей и 30 тысяч случаев применения пыток.
Израильская военная помощь режимам Центральной и Латинской Америки
«Обращайтесь с индейцами так, как мы обращаемся с палестинцами — не до-
веряйте ни одному из них», — израильские военные советники гватемальским
стажерам. (Jamail and Gutierrez, 1990, с. 141)
Широта и глубина израильской военной помощи режимам в Южной Америке
поражает: штурмовые винтовки Галиль и автоматы Узи для убийства сельских
жителей в Гватемале, напалм израильского производства для сбрасывания с
самолетов в Сальвадоре, семинары по пыткам в Гондурасе, Никарагуа и Гватемале
для обучения следователей наиболее эффективным методам, компьютерные
Ян Алмонд
103
Война
технологии для составления списка смертников из числа партизан, и обучение
в самом Израиле для сливок военной элиты. Эти военные обмены восходят
аж к самому началу истории современного Израиля, когда никарагуанский
диктатор Сомоса согласился поставлять оружие еврейским военизированным
формированиям типа Хаганы в их борьбе против британцев за контроль над
исторической Палестиной (Aviel, 1990, стр. 14).
Хотя никарагуанский диктатор Сомоса посетил Иерусалим в 1961 г. (Klich,
1990, с. 44), первые реальные обмены военных между Израилем и Центральной
Америкой начнутся в 1964 г., когда стали действовать учебные курсы в Израиле
для военных из Гватемалы. В период между 1964 и 1971 гг. было совершено
160 посещений ватемальских, бразильских и боливийских военнослужащих
на израильские военные базы, которые субсидировались США (Cockburn,
1991, с.218). То, что развивалось в течение следующих тридцати лет является
чрезвычайным арсеналом воздействий — военно-техническим, политическим
и даже сельскохозяйственным. Эти влияния возникают против изменений
в администрации США и охватывают поистине огромный географический
диапазон — от гватемальского режима и подготовки никарагуанских контрас
вплоть до операций против повстанцев в Колумбии и Перу, а также кредитования
прямой военную помощи режимам в Сантьяго и Буэнос-Айрес.
Цель этого небольшого раздела состоит не в изучении причины присутствия
Израиля в латиноамериканских делах («специальный кредит» от США, запрет
Картера, взаимные соглашения, общность идеологии или простая экономическая
мотивация), и не в попытке дать исчерпывающее изложение всего этого, а,
скорее, в выделении шести характеристик, которые связаны с некоторыми из
«сложностей», упомянутых в начале статьи.
Во-первых, степень вмешательства Израиля в латиноамериканскую
ситуацию, разработанную в гармонии с США, необходимо подчеркнуть. Это
контрастирует с порой напряженными отношениями Англии и Франции с
США при попытках продать оружие в страны Латинской Америки (которые
администрация США, как правило, рассматривает как свой «задний двор»).
ЦРУ, например, использовало бывших офицеров израильской армии, таких
как Эмиль Саада для помощи в подготовке эскадронов смерти в Гондурасе: в
1984 г. более 250 человек в стране было убито. Американо-израильские фирму
по производству оружия, такие как Sherwood International, помогали поставлять
вооружение контрреволюционным силам (Cockburn, 1991, с. 225). Советники
Национальной безопасности США, такие как Роберт Макфарлейн, уточняли у
директора Моссада как лучше использовать Израиль в качестве третьего лица
для вооружения и обучения контрас (там же, с. 230). Роль Израиля в качестве
подрядчика «грязной работой» увеличилась тогда, когда Конгресс прекратить
помощь для таких террористических групп, в частности, во время запрета
Британская и израильская помощь для США
104
Геополитика XXI
Картера. Одним из следствий в основном гармоничных американо-израильских
взаимодействий в Латинской Америке было то, что они сделали Израиль вдвойне
привлекательным для латиноамериканских режимов как поставщика оружия —
приобретение оружия и обучение в Израиле или у израильских компаний для
таких стран, как Гватемала или Колумбия, при этом получая «специальные
кредиты» от США ( Jamail and Gutierrez, 1986, стр. 16, 18; Bahbah, 1986, стр. 98.).
Во-вторых, статистические данные, согласно которым Израиль участвовал в
Латинской Америке против повстанцев — и для чего латиноамериканские режи-
мы, такие как Гватемала и Колумбия, экспортировали оружие Израиля — наводит
на мысль, что столь активное взаимное внимание между этими правительствами
не являлось «бизнесом как обычно». В 1980 г. треть продаж оружия Израиля
была направлена только в Аргентину и Сальвадор (Bahbah, 1986, с. 61). Для Ар-
гентины это означало 17 % ее импорта вооружений. На Латинскую Америку в
целом к 1986 г., приходилось половина всех израильских продаж оружия (Jamail
and Gutierrez, 1986, с. 15). Виктор Перера подсчитал, что более половины из 45
000 индейцев майя в Гватемале, убитых между 1978 и 1985 гг., погибли от рук
израильских винтовок Галиль и автоматов Узи (цит. по: Hunter, 1987, с. 36). Зна-
чительное взаимодействие Израиля с США по стратегии защиты экономических
интересов в Центральной и Латинской Америки выходит далеко за пределы тео-
рий заговора или умышленного выбора произвольных данных, — все отражается
в статистике продаж оружия.
Третьей интересной особенностью является степень, в которой израильское
вмешательство в Центральной Америке включало в себя и другие страны, в том
числе круги военных в странах с правыми режимами (например, Аргентина),и
стран дальнего зарубежья, таких как Великобритания, Тайвань и даже Саудов-
ская Аравия (которая дала около $ 32 млн. в качестве финансовой помощи к аме-
риканской программе «Contra» [Klich, 1990, с. 51]). Мы уже упоминали о том,
как в самом Израиле осуществлялось обучение по всем видам техники для лати-
ноамериканских военных. Колумбийский представитель военизированных сил
Кастаньо описывает одну такую школу в четырех часах езды от Тель-Авива, где
в 1983 г. он встретил чилийцев, аргентинцев, испанцев и мексиканцев (Castano,
2001, с. 109). В таких странах, как Гватемала в частности, израильтяне, похоже,
работали в тесном сотрудничестве с силами по борьбе с повстанцами из других
стран Латинской Америки, таких как Аргентина, Чили и Сальвадор. Печально из-
вестное разведывательное управление гватемальской армии G-2 (так называемое
«La Dos») было оснащено и обучено не только израильтянами, но и при помощи
аргентинских, колумбийских, чилийских и тайваньски экспертов (Schirmer, 1998,
с. 152). Израильское посольство в Гватемале использовалось как обычный кон-
тактный пункт между израильтянами, США и никарагуанскими контрас (Jamail
and Gutierrez, 1990, с. 130). Семинары по пыткам, оказывается, были частым меж-
Ян Алмонд
105
Война
дународным сотрудничеством (Landau, 1993, стр. 182-183). Ученый из Израиля
Шахак в отчете за 1981 г. описывает, что:
Особенно важным пунктом израильского экспорта были так называемые спе-
циалисты по «борьбы с терроризмом». В действительности это были экспер-
ты по пыткам, особенно по изощренным методам пыток, таких, которые могли
придать максимум боли, при этом не убивая. Израильские «специалисты», ко-
торые возвращались домой, слишком винили «местных палачей» за «эмоцио-
нальность» и за то, что они «убивали слишком рано», что, по их мнению, «не
являлось необходимым». Гватемала стала центром по подготовке мучителей
под руководством израильских «экспертов» в этом деле, в том числе и для дру-
гих государств. Случай Сальвадора, где люди Ордена обучались израильтянами
в Гватемале, был известен в течение некоторого времени (Shahak, цитируется в
Rubenberg , 1990, стр. 114-115).
Израильтяне помогали аргентинцам обучать кубинских и никарагуанских
контрас на военных базах США в Гондурасе, а сальвадорских контрреволюционеров
в Гватемале, в то время как аргентинские самолеты перевозили израильское
оружие в Гватемалу (см. Aviel , 1990, стр. 33; Bahbah, 1986, с. 186).
1
То, что мы
видим здесь, это не инициатива в одной стране или единичный случай, когда
Израиль извлек пользу из укрепления отношений с США, а последовательная
сеть по борьбе с революционными союзами, выходящая за рамки местной и
отдельной борьбы против волны мобилизации коренных жителей, профсоюзов и
левыого вооруженного сопротивления.
Тесная связь между израильским государством и «независимыми»
дилерами по оружию и наемниками, которая существовала и от которой в
ответ на вопросы по правам человека Израиль дистанцировался, является
еще одним интересным фактором в этих мероприятиях. Близость, которая
существовала между израильским правительством, оружейными фирмами и
бывшими военнослужащими, которые поставляли и обучали отряды смерти и
наркокартели, еще более усложняет понятие государственного суверенитета,
основанного на исключении негосударственных авторов. Она показывает, как
политические решения в Тель-Авиве и Иерусалиме входили в сговор с якобы
независимыми субъектами. Конечно, государственные деятели, такие как Перес
и Шарон открыто посещали и оказывали содействие режимам, например, в
Никарагуа и Гондурасе (Шимон Перес в 1957 г., а Ариэль Шарон в 1984 г.
[Aviel, 1990, стр. 31, 15]). Однако во многих других отношениях израильское
государство поддерживало весь спектр законной и незаконной деятельности в
Латинской Америке, от использования самолетов Эль Аль для доставки оружия
режиму в Манагуа (Jamail and Gutierrez, 1990, с. 128) до израильского министра
1
Участие США в подготовке этих эскадронов смерти было подробно описано у Гилла (2004, стр.
83-84).
Британская и израильская помощь для США