Файл: Геополитика номер 21.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1881

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101

Война

Великобританией усилились из-за конфликта вокруг Фолклендов с Аргентиной — 

было бы справедливо увидеть экономические интересы, в основном, в сфере 

крупной продажи оружия в качестве движущей силы для создания близости 

между этими двумя правыми правительствами.

Тем не менее, «пресмыкающийся чиновник» в дневнике Алана Кларка также 

показывает, что наличие значительной внутренней напряженности, как в лейбо-

ристском, так и в консервативном правительствах в вопросе продажи военной 

техники и обучения жестоких диктатур. Новые сведения, полученные из пере-

говоров внутри британского правительства — Министерства иностранных дел 

и посольства Британии свидетельствовало о тревоге в вопросах поставки таким 

режимам больше, чем любые реальные этические оговорки. С началом конфликта 

за Фолклендские острова правитеьство попросило британских редакторов газет 

не упоминать о быстро развивающихся отношениях между Великобританией 

и Чили (Phythian, 2000, с. 110). Попытка приобретения бронетранспортеров 

«Кентавр-300» режимом Пиночета в 1984 г. вызвала необычайный испуг, так 

как она совпала по времени с новой волной репрессий по отношению к левым, 

студентам и профсоюзам. Британский делегат парламента от партии консервато-

ров посетивший Чили в этом году настаивал в заявлении для прессы, в котором, 

казалось, пытался убедить больше себя, чем аудиторию, что «чилийцы сказали 

мне, что они хотели использовать их в северных пустынных и заболоченных рай-

онах на юге страны, а не для использования против собственного народа... Кен-

тавр — это просто грузовик и не имеет ничего общего с ужасным спецавтомо-

билем AMAC для разгона бунтов, которые правительство запретило продавать в 

Чили». (Цит. по Phythian, 2000, с. 120).

Хотя продажа «Кентавра» никогда не была осуществлена, транспортное 

средство с очень похожим дизайном было замечен через год на улицах Сантьяго, 

будучи «использовано для убийства студентов, которые принимали участие в... 

демонстрации” (Hansard, 24 July 1986, cols. 830-1 цит. по Phythian, 2000, с. 120) . 

Слова британского депутата, по видимому, являются примером того, что философ 

Жижек назвал бы «фетишистским отрицанием» (Жижек, 2006, стр. 353.): 

семантическое отречение от пыток и убийств при одновременном содействии 

самому процессу дезавуирует его. Это циничное наблюдение за дистанцией между 

знаком и актом  — желание выполнить ряд поверхностных жестов, в то время 

как тайно преследуется совсем другая последовательность действий  — можно 

увидеть в большинстве подходов британского правительства по культивированию 

общественных отношений с чилийским правительством в 1980-х гг. Файтиан 

цитирует забавную памятку британского министерства иностранных дел, 

которую оно распространило в ответ на значительную критику, возникшую в 

британской прессе, а также со стороны церковных деятелей, таких как кардинал 

Бэзил Хьюм. Озглавленный как «Возможности по секвестрам отношений», 

Британская и израильская помощь для США 


background image

102

Геополитика XXI

документ посвящен рассматриванию различных запретов и бойкотов, которые 

Великобритания может ввести против Чили в качестве наказания за нарушение 

прав человека, включая финальную резолюцию: запрет на коктейли в чилийском 

посольстве.

Мы могли бы рассмотреть бойкот социальных мероприятий посольства Чили 

на уровне министров и старших должностных лиц. Это может быть либо ограни-

чение контактов или распространяться на более широкий спектр бизнеса между 

Уайтхоллом и чилийским посольством (Phythian, 2000, стр. 119).

Конечно, мы теперь полностью в области сатиры. Если сатира, однако, под-

разумевает ироническое чувство дистанции между тем, как все должно быть и как 

есть, то многие уклонения правительства США, Гватемалы, Британии и Израиля, 

использовавшиеся для описания их поведения, были элементом потенциальной 

сатиры. Это мы увидим когда приедем в Гватемалу, которая переименована лагеря 

принудительного труда для безземельных крестьян в «полюса развития» (Pollos 

де Desarrollo).

Хотя Великобритания была одним из основных поставщиков оружия и 

военных союзников Чили, она была, конечно, не единственной страной. Не говоря 

уже о США, другие страны также помогли режиму Пиночета укрепиться за счет 

приобретения военного опыта и оборудования. Франция не только продала 

шестнадцать истребителей Mirage, но и обучала пилотов (Phythian,  2000 с.  114). 

На протяжении 1970-х гг. Израиль продал Чили огромное количество оружия: 

ракеты воздух-воздух Shafirir, патрульные катера Reshef, не говоря уже об 

израильских танках М-51, которые британское правительство пыталось 

оснастить своими двигателями V-8 (Bahbah, 1986, стр. 74; Phythian, 2000, 

стр.  119). Это была Британия, однако, действовавшая на основе смеси бизнеса 

и геополитических интересов, в сочетании с увеличивающейся идеологической 

совместимостью после 1979 г., где, кажется, было меньше сомнений в открытых 

заявлениях о своей поддержке режима, который к 1990 г. был ответственным за 

более чем 3000 смертей и 30 тысяч случаев применения пыток.

Израильская военная помощь режимам Центральной и Латинской Америки

«Обращайтесь с индейцами так, как мы обращаемся с палестинцами — не до-

веряйте ни одному из них», — израильские военные советники гватемальским 

стажерам. (Jamail and Gutierrez, 1990, с. 141)

Широта и глубина израильской военной помощи режимам в Южной Америке 

поражает: штурмовые винтовки Галиль и автоматы Узи для убийства сельских 

жителей в Гватемале, напалм израильского производства для сбрасывания с 

самолетов в Сальвадоре, семинары по пыткам в Гондурасе, Никарагуа и Гватемале 

для обучения следователей наиболее эффективным методам, компьютерные 

Ян Алмонд


background image

103

Война

технологии для составления списка смертников из числа партизан, и обучение 

в самом Израиле для сливок военной элиты. Эти военные обмены восходят 

аж к самому началу истории современного Израиля, когда никарагуанский 

диктатор Сомоса согласился поставлять оружие еврейским военизированным 

формированиям типа Хаганы в их борьбе против британцев за контроль над 

исторической Палестиной (Aviel, 1990, стр. 14).

Хотя никарагуанский диктатор Сомоса посетил Иерусалим в 1961 г. (Klich, 

1990, с. 44), первые реальные обмены военных между Израилем и Центральной 

Америкой начнутся в 1964 г., когда стали действовать учебные курсы в Израиле 

для военных из Гватемалы. В период между 1964 и 1971 гг. было совершено 

160 посещений ватемальских, бразильских и боливийских военнослужащих 

на израильские военные базы, которые субсидировались США (Cockburn, 

1991, с.218). То, что развивалось в течение следующих тридцати лет является 

чрезвычайным арсеналом воздействий  — военно-техническим, политическим 

и даже сельскохозяйственным. Эти влияния возникают против изменений 

в администрации США и охватывают поистине огромный географический 

диапазон  — от гватемальского режима и подготовки никарагуанских контрас 

вплоть до операций против повстанцев в Колумбии и Перу, а также кредитования 

прямой военную помощи режимам в Сантьяго и Буэнос-Айрес.

Цель этого небольшого раздела состоит не в изучении причины присутствия 

Израиля в латиноамериканских делах («специальный кредит» от США, запрет 

Картера, взаимные соглашения, общность идеологии или простая экономическая 

мотивация), и не в попытке дать исчерпывающее изложение всего этого, а, 

скорее, в выделении шести характеристик, которые связаны с некоторыми из 

«сложностей», упомянутых в начале статьи.

Во-первых, степень вмешательства Израиля в латиноамериканскую 

ситуацию, разработанную в гармонии с США, необходимо подчеркнуть. Это 

контрастирует с порой напряженными отношениями Англии и Франции с 

США при попытках продать оружие в страны Латинской Америки (которые 

администрация США, как правило, рассматривает как свой «задний двор»). 

ЦРУ, например, использовало бывших офицеров израильской армии, таких 

как Эмиль Саада для помощи в подготовке эскадронов смерти в Гондурасе: в 

1984 г. более 250 человек в стране было убито. Американо-израильские фирму 

по производству оружия, такие как Sherwood International, помогали поставлять 

вооружение контрреволюционным силам (Cockburn, 1991, с. 225). Советники 

Национальной безопасности США, такие как Роберт Макфарлейн, уточняли у 

директора Моссада как лучше использовать Израиль в качестве третьего лица 

для вооружения и обучения контрас (там же, с. 230). Роль Израиля в качестве 

подрядчика «грязной работой» увеличилась тогда, когда Конгресс прекратить 

помощь для таких террористических групп, в частности, во время запрета 

Британская и израильская помощь для США 


background image

104

Геополитика XXI

Картера. Одним из следствий в основном гармоничных американо-израильских 

взаимодействий в Латинской Америке было то, что они сделали Израиль вдвойне 

привлекательным для латиноамериканских режимов как поставщика оружия — 

приобретение оружия и обучение в Израиле или у израильских компаний для 

таких стран, как Гватемала или Колумбия, при этом получая «специальные 

кредиты» от США ( Jamail and Gutierrez, 1986, стр. 16, 18; Bahbah, 1986, стр. 98.).

Во-вторых, статистические данные, согласно которым Израиль участвовал в 

Латинской Америке против повстанцев — и для чего латиноамериканские режи-

мы, такие как Гватемала и Колумбия, экспортировали оружие Израиля — наводит 

на мысль, что столь активное взаимное внимание между этими правительствами 

не являлось «бизнесом как обычно». В 1980 г. треть продаж оружия Израиля 

была направлена только в Аргентину и Сальвадор (Bahbah, 1986, с. 61). Для Ар-

гентины это означало 17 % ее импорта вооружений. На Латинскую Америку в 

целом к 1986 г., приходилось половина всех израильских продаж оружия (Jamail 

and Gutierrez, 1986, с. 15). Виктор Перера подсчитал, что более половины из 45 

000 индейцев майя в Гватемале, убитых между 1978 и 1985 гг., погибли от рук 

израильских винтовок Галиль и автоматов Узи (цит. по: Hunter, 1987, с. 36). Зна-

чительное взаимодействие Израиля с США по стратегии защиты экономических 

интересов в Центральной и Латинской Америки выходит далеко за пределы тео-

рий заговора или умышленного выбора произвольных данных, — все отражается 

в статистике продаж оружия.

Третьей интересной особенностью является степень, в которой израильское 

вмешательство в Центральной Америке включало в себя и другие страны, в том 

числе круги военных в странах с правыми режимами (например, Аргентина),и 

стран дальнего зарубежья, таких как Великобритания, Тайвань и даже Саудов-

ская Аравия (которая дала около $ 32 млн. в качестве финансовой помощи к аме-

риканской программе «Contra» [Klich, 1990, с. 51]). Мы уже упоминали о том, 

как в самом Израиле осуществлялось обучение по всем видам техники для лати-

ноамериканских военных. Колумбийский представитель военизированных сил 

Кастаньо описывает одну такую школу в четырех часах езды от Тель-Авива, где 

в 1983 г. он встретил чилийцев, аргентинцев, испанцев и мексиканцев (Castano, 

2001, с. 109). В таких странах, как Гватемала в частности, израильтяне, похоже, 

работали в тесном сотрудничестве с силами по борьбе с повстанцами из других 

стран Латинской Америки, таких как Аргентина, Чили и Сальвадор. Печально из-

вестное разведывательное управление гватемальской армии G-2 (так называемое 

«La Dos») было оснащено и обучено не только израильтянами, но и при помощи 

аргентинских, колумбийских, чилийских и тайваньски экспертов (Schirmer, 1998, 

с. 152). Израильское посольство в Гватемале использовалось как обычный кон-

тактный пункт между израильтянами, США и никарагуанскими контрас (Jamail 

and Gutierrez, 1990, с. 130). Семинары по пыткам, оказывается, были частым меж-

Ян Алмонд


background image

105

Война

дународным сотрудничеством (Landau, 1993, стр. 182-183). Ученый из Израиля 

Шахак в отчете за 1981 г. описывает, что:

Особенно важным пунктом израильского экспорта были так называемые спе-

циалисты по «борьбы с терроризмом». В действительности это были экспер-

ты по пыткам, особенно по изощренным методам пыток, таких, которые могли 

придать максимум боли, при этом не убивая. Израильские «специалисты», ко-

торые возвращались домой, слишком винили «местных палачей» за «эмоцио-

нальность» и за то, что они «убивали слишком рано», что, по их мнению, «не 

являлось необходимым». Гватемала стала центром по подготовке мучителей 

под руководством израильских «экспертов» в этом деле, в том числе и для дру-

гих государств. Случай Сальвадора, где люди Ордена обучались израильтянами 

в Гватемале, был известен в течение некоторого времени (Shahak, цитируется в 

Rubenberg , 1990, стр. 114-115).

Израильтяне помогали аргентинцам обучать кубинских и никарагуанских 

контрас на военных базах США в Гондурасе, а сальвадорских контрреволюционеров 

в Гватемале, в то время как аргентинские самолеты перевозили израильское 

оружие в Гватемалу (см. Aviel , 1990, стр. 33; Bahbah, 1986, с. 186).

1

 То, что мы 

видим здесь, это не инициатива в одной стране или единичный случай, когда 

Израиль извлек пользу из укрепления отношений с США, а последовательная 

сеть по борьбе с революционными союзами, выходящая за рамки местной и 

отдельной борьбы против волны мобилизации коренных жителей, профсоюзов и 

левыого вооруженного сопротивления.

Тесная связь между израильским государством и «независимыми» 

дилерами по оружию и наемниками, которая существовала и от которой в 

ответ на вопросы по правам человека Израиль дистанцировался, является 

еще одним интересным фактором в этих мероприятиях. Близость, которая 

существовала между израильским правительством, оружейными фирмами и 

бывшими военнослужащими, которые поставляли и обучали отряды смерти и 

наркокартели, еще более усложняет понятие государственного суверенитета, 

основанного на исключении негосударственных авторов. Она показывает, как 

политические решения в Тель-Авиве и Иерусалиме входили в сговор с якобы 

независимыми субъектами. Конечно, государственные деятели, такие как Перес 

и Шарон открыто посещали и оказывали содействие режимам, например, в 

Никарагуа и Гондурасе (Шимон Перес в 1957 г., а Ариэль Шарон в 1984 г. 

[Aviel, 1990, стр. 31, 15]). Однако во многих других отношениях израильское 

государство поддерживало весь спектр законной и незаконной деятельности в 

Латинской Америке, от использования самолетов Эль Аль для доставки оружия 

режиму в Манагуа (Jamail and Gutierrez, 1990, с. 128) до израильского министра 

1

   Участие США в подготовке этих эскадронов смерти было подробно описано у Гилла (2004, стр. 

83-84).

Британская и израильская помощь для США