ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1862
Скачиваний: 2
146
Геополитика XXI
газетами, листовками, специальными указами и громкоговорителями непосред-
ственно в зоне боевых действий.
Как видно из книги, подходы к ведению психологической войны постоянно
менялись и, по мнению автора, будущее этого «самого гуманного из всех ору-
жия» явно на стороне США.
Фрэнсис Стонор Сондерс. ЦРУ и мир искусств.
Культурный фронт холодной войны. М.: Институт
внешнеполитических исследований, Кучково поле, 2013. — 416 с.
Савин Л.В.
Исследование британской журналистки посвящено
закулисной деятельности американских спецслужб в За-
падной Европе (и не только) путем создания и финан-
сирования сети изданий и культурных центров, задачей
которых была борьба с «коммунистической угрозой»
путем творческого самовыражения артистов. Поскольку
«самовыражение» обязательно корректировалось со-
гласно идеологической матрице капитализма, призван-
ного доказать, что подобное искусство лучше и «свобод-
нее» социалистического, нередко возникали конфликты
внутри новосозданной структуры, что приводило к утеч-
кам информации и скандалам. Неудачи были не только с
персоналом. Схема проведения средств ЦРУ через различные фонды также од-
нажды стала известна общественности, что стало причиной серьезной критики
как спецслужб, так и их культурных протеже в прессе.
Стиль изложения книги выдержан в публицистическом тоне, с описанием ха-
рактеров основных действующих лиц и их воспоминаний, хотя и дан аппарат ссы-
лок после каждой главы. Всего представлено 26 глав в хронологическом порядке,
начиная с 1947 г., когда американские солдаты спекулировали сигаретами в окку-
пированной Германии и вывозили награбленные «трофеи» до середины 60-х гг.,
хотя кратко упоминается судьба героев книги и в последующие годы.
Итак, Конгресс за культуру — именно эта структура была создана ЦРУ. Для
создания образа важности ведущейся работы в Конгресс привлекали известных
деятелей культуры, искусства и наук — Бенедетто Кроче, Бертран Расселл, Карл
Ясперс, Томас С. Эллиот, Игорь Стравинский, Жан Маритен, Николай Набоков,
Исайя Берлин, Джордж Оруэлл прямо или косвенно отрабатывали задания ЦРУ,
критикуя достижения советской мысли и проводя свои «контрмероприятия»,
среди которых были не только выставки и концерты, но и операции по дискреди-
Фрэнсис Стонор Сондерс. ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны
147
Война
тации репутации известных деятелей, например, Пабло Неруды в период перед
возможным присуждением поэту Нобелевской премии по литературе в 1964 г.
Помогали им в этом вопросе штатные или отставные офицеры, а также ярые про-
тивники СССР, например американские троцкисты. Один из основателей тече-
ния неоконсерваторов (группа, которая практически развязала войну против
Ирака в 2003 г.) Ирвинг Кристол стал в 1951 г. исполнительным директором све-
жеиспеченного Американского комитета за свободу культуры. В 1954 г. его сме-
нил сотрудник Информационной службы. Кристол никуда не потерялся и рабо-
тал над другими проетками, позже он получил от одного из исполнителей Майкла
Джоссельсона (работавшего во время Второй мировой войны в допросном от-
деле) грант на издание журнала «Паблик Интерест», который редактировал со-
вместно с Даниэлом Беллом. Кристол, конечно же, получил международную из-
вестность, когда уже полностью посвятил себя неоконсервативному проекту.
Читатель узнает, что служба Forum World Service являлась операцией ЦРУ
под прикрытием, а ПЕН-клуб был использован ЦРУ в качестве проводника своих
интересов. Чувство богоизбранности у американских политиков было напрямую
связано с агрессивными планами и даже с голливудским кинематографом, пред-
ставителям которого Пентагон, Совет национальной безопасности и другие си-
ловики давали рекомендации как реализовать идею «воинствующей свободы».
ЦРУ также финансировало книгоиздательскую деятельность. Выпускались про-
изведения не только диссидентов из СССР, но и все, что вписывалось в общую
стратегию США. Небезызвестное ныне издательство «Прагер», специализи-
рующееся, в том числе, на политических науках, получило стартовый капитал от
американской спецслужбы — его основатель Фредерик Прагер издал не менее 20
книг, расходы за которые возместило агентство. Интересно, что в период маккар-
тизма, который известен «охотой на ведьм», многие авторы и их произведения,
которые издавались ранее в США, пострадали, так как были не достаточно патри-
отичными.
Спецслужбы корректировали акции и в отношении внутренней политики.
Когда американские власти критиковались за расовую политику и сегрегацию,
Белый дом через свои инструменты организовывал выступления чернокожих
артистов, что являлось подтверждением демократических свобод в США «на
деле».
В общем, книга рекомендуется всем, кто изучает механизмы подрывной де-
ятельности США в эпоху холодной войны более деликатными способами, чем
создание эскадронов смерти в Латинской Америке, Иран-контрас и финанси-
рование моджахедов в Афганистане. Тайное стало явным. Некогда считавшиеся
независимыми философы и мыслители, работавшие на ЦРУ, разоблачены и низ-
вергнуты с пьедесталов науки. Однако вряд ли можно сказать, что фронт культур-
ного противостояния закончен.
Рецензии
148
Геополитика XXI
Сидорин А.Н., Прищепин В.П., Акуленко В.П.
Вооруженные силы США в XXI веке. — М.: Военная книга, 2013. — 800 с.
Савин Л.В.
Увесистый том, подготовленный профессиональны-
ми военными с научными степенями на основе откры-
тых источников. Книга состоит из трех глав, приложе-
ний и глоссария используемых сокращений, включая
англоязычные термины. Необходимо сразу оговориться,
что в книге встречаются разночтения, например, слово
joint переводится и как объединенный, и как совмест-
ный, при этом чаще используется второе значение, тогда
как более распространено первое, а термин «куполь-
ный» (Приложение 18) правильно было бы заменить на
«зонтичный» как более устоявшийся.
Первая и вторая главы относительно небольшие. В
начале говорится о концептуальных основах военной стратегии США в обла-
сти национальной безопасности. Это доктрины, различные рабочие докумен-
ты Пентагона, такие как Четырехгодичный обзор, и концепции по проведению
различных операций. Также рассмотрены некоторые дефиниции, применяемые
в военном сообществе США, например категории конфликтов, интересов, вы-
зовов, угроз. Также даны стратегии, которые связаны с текущими тенденциями
и возможным ответом со стороны США. Далее рассказывается о состоянии во-
оруженных сил США и организации военного управления. Описаны виды войск,
структура, иерархия, примерная численность, программы по реформированию в
контексте поставленных перед Пентагоном задач.
Основной массив книги — это третья глава, названная «Военное искусство
видов вооруженных сил. Межвидовые операции». Сразу хочется отметить, что в
военно-научном дискурсе западных стран есть две точки зрения на войну: война
как искусство и война как наука. Не совсем понятно, что авторы вложили в заго-
ловок этой главы — личное отношение к данной теме или мнение американских
специалистов, раз уж книга посвящена вооруженным силам этой страны. Одна-
ко ни одной ссылки на англоязычный источник в данной работе нет, что, на мой
взгляд, является серьезным упущением авторского коллектива.
Есть два раздела, посвященные относительно новым видам операций — это
концепция сетецентричных боевых действий и киберпространство. Однако они
достаточно небольшие и не охватывают минимального существующего объема
знаний, хотя в открытом доступе достаточно много материалов и монографий во-
енных специалистов США по этим темам. Более того, сетецентричная война во-
Сидорин А.Н., Прищепин В.П., Акуленко В.П. Вооруженные силы США в XXI веке
149
Война
обще внесена в блок, посвященный информационным операциям в современных
конфликтах. Конечно же, важность информационного обеспечения, разведки и
радиоэлектронной борьбы никто не оспаривает, но приравнивать к ним сетецен-
тричную войну равнозначно умалению полноценной концепции до уровня вспо-
могательной функции. Также не хватает раздела, посвященного космическим во-
йскам и боевым операциям в космосе, хотя эта сфера довольно перспективна, по
крайней мере, среди американских военных такое мнение существует.
А вот исторический экскурс в психологические операции охватывает не толь-
ко США и занимает более 50 страниц. Авторы обильно цитируют Сунь-Цзы, На-
полеона и эпоху Первой и Второй мировых войн. С другой стороны, в разделе о
войсках специального назначения вообще нет ни слова об истории формирова-
ния этих подразделений, как будто они возникли вместе с учреждением самого
командования.
Приложения представляют собой отдельные публикации, которые органично
дополняют общий контекст книги. Это описание роботизированных систем —
от сухопутных машин до беспилотных летательных аппаратов; итоги военных
операций в Ираке; опыт по проведению специальных операций в разных частях
мира (от попытки освобождения сотрудников посольства США в Иране в 1980 г.
до оккупации Панамы и смещению генерала Норьеги и действий в Югославии);
основные положения полевого устава Армии США; перевод основных доктри-
нальных документов, связанных с национальной безопасностью и обороной
США; виды техники с иллюстрациями и их краткой характеристикой и областью
применения.
В книге также даны различные графики и схемы, включая классические планы
атаки и обороны захваченных объектов в зависимости от рода войск и принци-
пы функционирования некоторых боевых комплексов, что имеет определенную
ценность для тех, кто непосредственно занимается анализом вооруженных сил
потенциального противника.
Однако, хотелось бы увидеть еще и карты размещения военных баз США, их
описание, включая стратегическое значение и типы вооруженных сил, размещен-
ных на них. Учитывая, что США, практически, не разделимы с НАТО, то краткое
информирование о структуре этой организации и ее военных возможностях, так-
же было бы весьма кстати.
В целом книга создает хорошее впечатление и как теоретический труд
имеет важное значение в потоке тех работ, которые посвящены вооруженным
конфликтам. Недоработки редактора покрываются объемом того материала, с
которым пришлось работать авторам. Хотя как учебное пособие, о чем повествует
информация на титульной странице, было бы лучше сделать его более сжатым с
прилагаемым списком дополнительной, обязательной для прочтения студентами
литературы.
Рецензии
150
Геополитика XXI
Геополитика и международные отношения. Т.1. — М.:
Евразийское Движение, 2012. — 1126 с., с илл.
Харин А.Н.
В 2012 г. коллективом кафедры социологии между-
народных отношений социологического факультета
МГУ была издана фундаментальная коллективная мо-
нография по геополитике (редактор — А.Г. Дугин, со-
ставитель Л.В. Савин).
Сразу возникает вопрос: а на сколько оправдан вы-
ход такой книги? Проблемы геополитики и междуна-
родных отношений освещаются в самых разнообраз-
ных научно-популярных и академических журналах,
обсуждаются на страницах газет, а также в сайтах и
блогах… Издаются учебники по геополитике, частич-
но перекликающиеся с тематикой монографии.
Однако такая книга всё-таки нужна. Объём публикаций становится всё боль-
ше, и в данной ситуации возникает потребность в определённой систематизации
материала. Подобные книги, с одной стороны, позволяют обозначить круг наи-
более актуальных проблем, а с другой — представить палитру существующих
мнений, подходов. В последнем случае коллективные исследования всё-таки от-
личаются от учебников, где в большей степени должно присутствовать концепту-
альное единообразие.
Рецензируемая монография делится на две части.
Первая часть посвящена актуальным теоретическим и практическим вопро-
сам геополитики и международных отношений. Здесь выделяются четыре раз-
дела: 1) теоретические вопросы геополитики; 2) безопасность и конфликты; 3)
экономика; 4) энергетика.
Своеобразие первого раздела («Теоретические вопросы геополитики»)
состоит в том, что здесь собраны работы как классиков геополитической мысли
(П. Видаль де ля Блаша, Н. Спикмена), так и современных авторов. Из персоналий
особое внимание уделено К. Террачано и Р. Страусу-Гупе. А.Г. Дугин высказывает
мысль, что К. Террачано был одновременно человеком дела и идеи, внёсшим
большой вклад в объединение континентальных школ в «антиталласократический
блок». По мысли А.Г. Дугина со временем К. Террачано будет отнесён к классикам
геополитики (с. 24). О. Якушкина отмечает неоднозначность и актуальность
творчества Р. Страуса-Гупе, его творчество является актуальным для нашего
времени.
Геополитика и международные отношения. Т.1