ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1113
Скачиваний: 1
и две из них находятся возле границы Европейского Союза. И именно они замедляют действия Европейского Союза на ближайшей географической территории.
В энциклопедии Британника капитализм определяется как экономическая система доминирующая на Западе появившаяся после упадка феодализма, что в преимущественной мере означает, что большинство средств продукции принадлежит частным предпринимателям, которые ее производят, а одержанная ими прибыль -это результат действия рын-ков73. В изданном в Польше экономическом словаре Джон Блэк утверждает в духе либерализма, что большая часть экономической деятельности обычно ведется физическими лицами или частными предприятиями с целью достижения прибыли 74. Ян Глувчик, в польской дефиниции ссылается на немецкого историка Вернера Зомбарта, подчеркивая связанные между собой с помощью рынка две группы населения — владельцев средств производства и лишенных этих средств работников, к которым относятся как к предметам хозяйства, где владеет принцип наживы и экономической рациональности. Подчеркивая при этом, что непосредственные производители, т. е. работники независимы от работодателя в свободное от работы время75. Подобные определения капитализма в настоящее время имеются в энциклопедиях стран бывшего Советского Союза76.
В вышеизложенных дефинициях проявляется общая черта капитализма, которая является доминирующей формой частной собственности как главная основа этой системы. Такой подход полностью проверен для таких международных субъектов как Европейский Союз. Стоит подчеркнуть, что частная собственность не имеет достаточного обеспечения в странах, которые являются державами локальной величины77 и географическое положение которых находится недалеко Европейского Союза. Сфера их интересов и действий активно влияет на страны, которые включены в программу Европейского Союза. Вышеизложенные дефиниции показывают капитализм как систему, основанием которой есть частная собственность, действующая в рамках свободного рынка. Однако, в большинстве регионов (географические пространства, на которых расположены отдельные страны) функциональный свободный
рынок, согласно предпосылкам Запада, отсутствует. Действующую там систему, правда, можно теоретически отнести как разновидность частной собственности (капитализма), однако такой подход является слишком общим. В глобальном смысле теория Иммануила Валлерстейна с некоторыми поправками может считаться правильной. Так как каждая страна имеет денежные средства и использует их в товарообороте. Однако, рассматривая детали, следует задуматься о том, что разницы в экономическом способе действия стран и народов не столь большие, чтобы расстроить глобальную однородность валлерстейновской мир-системы в современном свете.
Исключительным примером является Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Страна имеет собственную общественно — политическо — экономическую систему (dzucze), которая, несмотря на наличие нескольких капиталистических черт, (признает ограниченную личную собственность), скорее всего, имеет самостоятельную мир-систему, в которой общая частная собственность не имеет большого значения 78, например, как в Америке или в странах Европейского Союза. Тем самым КНДР явно находится вне настоящей мир-системы79, действуя в рамках собственного, почти автаркического основания. Этот случай исключителен и имеет относительно небольшой радиус действия.
Такая разница не заметна в странах и цивилизациях, близлежащих к Европейскому Союзу. Речь идет о совершенно другом подходе к собственности и свободному рынку, а так же обращению денежными средствами в понимании своеобразных привилегий совокупности жителей данных территорий. Кроме того, стоит заметить, что такой подход совпадает с понятием цивилизации, как способа жизнь.
Отсюда уже очень близко до хантингтоновского столкновения цивилизаций, которое отрицает существование однородной мировой циви-лизации80.
В этом месте мы обратимся к представлению легализированного подхода, записанного в конституциях найсильнейших держав мира, которые наиболее адекватным структурным методом показывают действительное материально-экономическое стремление, не столько самих жителей, а, прежде всего, всех правительственных структур данной страны, решающих вопросы экономической формы. Экономическое измерение до определенной степени можно проверить
с помощью показателя экономической свободы (Index of Ekonomic Freedom-IEF), опубликованном в американском фонде Heritage и The Wall Street Journal81. Недостаток этого показателя — это почти догматическое убеждение, что полная экономическая свобода (в понимании как наиболее широкий удел частной собственности в экономике) однозначна с правильной деятельностью хозяйства. Арт. 8 п. 2 конституции Российской Федерации признает и предохраняет как частную собственность, государственную, коммунальную и другие формы ценностей. Тем самым признает их равноценными82. Поэтому, учитывая 143 место этой страны IEF, можно сомневаться в существовании там капитализма в чистом западном виде83.
Следующим государством являющимся локальной державой, совершенно иначе подходящим к вопросу частной собственности, т. е. капитализму, является Иран. Раздел IV а. 44 конституции Исламской Республики Иран признает государственную, частную и кооперативную сонственность как равные формы84. Упомянутый раздел в других статьях очень широко определяет государственную собственность, помимо существующих записей оберегающих частную собственность. В рейтингах IEF это государство занимает 168 место85.
Похожим методом собственность определяется в статьях 14-19 Основных прав Саудовской Аравии. Давая жителям пустынного государства определенную в этом документе свободу, король Абдул Азиз ал Сауд ясно подчеркнул, что природные богатства его стране даны Аллахом. Публичные средства (т. е. династические средства) окружены наиболее высоким уважением, поэтому как граждане этой страны, так и резиденты обязаны стоять на их страже. Частная собственность — святая, однако государственная собственность определена первой, а поэтому, согласно правилам принципата, главной. Вдобавок можно относиться к ней как к личному состоянию дома династии саудитов. А частная собственность прежде всего продиктована правом Шариата, которое радикально отличается от европейских ценностей86. В рейтингах IEF государство
Саудов занимает высокую, по сравнению с упоминавшимися странами, 65 место20. На установление такой позиции имеет значение экономическая связь с Америкой как главным потребителем и статус хорошего покупателя американского вооружения21. Рассматривая природные ресурсы Саудовской Аравии, следует подчеркнуть, что их добычей занимаются фирмы и предприятия, которые принадлежат членам королевской семьи. Главное место занимает саудовская фирма SABIS, стоящая больше 72 млрд. дол. , 70% акций которой имеет саудовское правительство и руководителем Совета директоров является принц Сауд бин Тенаян Аль Сауд22. Такая же ситуация относится и к другим крупным предприятиям в этой стране.
Следует подчеркнуть, что исламские страны, как в регионе Персид-кого залива, так и в глобальном масштабе, не имеют ни одного доминирующего центра23. Более того, во многих основных вопросах они имеют серьезную разницу (сунниты, шииты) и противоречивые интересы (конфликт Ирака с Кувейтом). Эти различия касаются больше политики
24
отдельных стран, учитывая даже исламских соседей 24, но на почве экономического менталитета они не так уж видны. Одним из вопросов соединяющих их в значительной мере, является антизападное (антиамериканское) настроение большинства исламского общества25 этих стран.
Дополнительно стоит подчеркнуть, что исламские страны выработали собственный, характерный для своего культурного круга, экономический кругооборот, т. е. банковскую систему, которая оказывает совершенно иное влияние на денежный оборот. Исламские банки существуют в 75 странах, что, несомненно, представляет собой доказательство большой магнетической силы этого подхода. Идея состоит в исключении какого-либо начисления процентов, которое трактуется как ростовщичество. Тем самым, например, в богатом арсенале финансовых действий, находятся такие формы, как "Mudarabah"- услуга, состоящая в финансировании банком данного предприятия, где банк становится совладельцем и вместе со своим клиентом учавствует в распределении по-
20 Соответственно:П-79/185. , PR-95/183, GS-88/183.
21 Саудовская
Аравия купит у Америки военное оборудование
на сумму 60 млрд. долларов
[w:]
http://
wiadomosci. gazeta. pl/Wiadomosci/
17. 11. 2010 г.
22 Пароль
"Saudi Basik Industries Company
—
SABIC
"
[w:] EMIS Emerging Markets Information Ser-
wice.
www. securities. com,
доступное от
17. 11. 2010
г.
23 В
этом понимании главным центром, например
для евроатлантического пространства,
является
Америка.
24 Какие
серьезные различия показывают хотя бы
попытки давления Саудовского
правительства
на
Америку с целью нападения на Иранские
ядерные объекты. Док. №
08RIYADH649 (SAUDI KING
ABDULLAH
AND SENIOR PRINCES ON SAUDI POLICY TOWAR IRAQ).
Американское посольство в
Эр-Рияде
20. 04. 2008 г.
[w:] http://cablegate.
wikileaks. org/cable/2008/04/08RIYADH649. html,
30. 11. 2010
г.
25 Хантингтон С. , Столкновение , Это утверждение имеет, конечно, всеобщий характер.
лученной прибыли или несет убытки. Другая форма есть "Kard-Hasan", ссуда, свободная от процентов и предоставляющая наиболее нуждающимся. Этот продукт вытекает из необходимости помощи бедным, согласно требованиям религии. Чрезвычайно интересно выглядит вопрос ипотечных кредитов ("Istisna"). Исламский банк не получает начисленные проценты взноса за квартиру, а только квартплату от клиента, которому купил квартиру и которая является собственностью банка до истечения уплаты кредита. Всякие сомнения облегчают просто и понятно сформулированные договоры, которые изначально исключают всякие юридические подвохи. Известные в Польше ипотечные кредиты, деноминированные в иностранной валюте без представления цен скупки и по завышенному и изменчивому банковском курсе в исламских странах не были бы вообще возможны и почти автоматически привели бы к обвинению в мошенничестве87. Эффект такого подхода один — в эпоху настоящего хозяйственного кризиса эта форма обращения капитала, не только приобрела значение, но начала пользоваться большой популярностью не только в арабских странах, но и, прежде всего, в европейских странах88.
Другой вопрос, оказывающий сильное давление на денежные и личные отношения в исламских странах, это роль женщин,которые не имеют таких привилегий, которыми пользуются женщины, например, в Европе. Одним из наиболее известных примеров — это пример вождения машин женщинами в Саудовской Аравии89. С экономической точки зрения особые права для женщин и мужчин означают совершенно разный товарооборот, начиная с наиболее низкой ступени общественной структуры как семья (включая роль многоженства). Дополнительные обострения в виде запрещения внебрачных отношений, принятия на работу вне дома ( дом понимается как конструкция), или вопроса получения наследства (женщина наследует половину того, что и мужчина)90 показывает иную форму финансовой зависимости.