Файл: Геополитика номер 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и две из них находятся возле границы Европейского Союза. И именно они замедляют действия Европейского Союза на ближайшей географи­ческой территории.

В энциклопедии Британника капитализм определяется как эконо­мическая система доминирующая на Западе появившаяся после упадка феодализма, что в преимущественной мере означает, что большинство средств продукции принадлежит частным предпринимателям, которые ее производят, а одержанная ими прибыль -это результат действия рын-ков73. В изданном в Польше экономическом словаре Джон Блэк утверж­дает в духе либерализма, что большая часть экономической деятельно­сти обычно ведется физическими лицами или частными предприятиями с целью достижения прибыли 74. Ян Глувчик, в польской дефиниции ссы­лается на немецкого историка Вернера Зомбарта, подчеркивая связан­ные между собой с помощью рынка две группы населения — владельцев средств производства и лишенных этих средств работников, к которым относятся как к предметам хозяйства, где владеет принцип наживы и экономической рациональности. Подчеркивая при этом, что непосред­ственные производители, т. е. работники независимы от работодателя в свободное от работы время75. Подобные определения капитализма в настоящее время имеются в энциклопедиях стран бывшего Советского Союза76.

В вышеизложенных дефинициях проявляется общая черта капита­лизма, которая является доминирующей формой частной собственно­сти как главная основа этой системы. Такой подход полностью прове­рен для таких международных субъектов как Европейский Союз. Стоит подчеркнуть, что частная собственность не имеет достаточного обеспе­чения в странах, которые являются державами локальной величины77 и географическое положение которых находится недалеко Европейского Союза. Сфера их интересов и действий активно влияет на страны, ко­торые включены в программу Европейского Союза. Вышеизложенные дефиниции показывают капитализм как систему, основанием которой есть частная собственность, действующая в рамках свободного рынка. Однако, в большинстве регионов (географические пространства, на ко­торых расположены отдельные страны) функциональный свободный


рынок, согласно предпосылкам Запада, отсутствует. Действующую там систему, правда, можно теоретически отнести как разновидность част­ной собственности (капитализма), однако такой подход является слиш­ком общим. В глобальном смысле теория Иммануила Валлерстейна с некоторыми поправками может считаться правильной. Так как каждая страна имеет денежные средства и использует их в товарообороте. Од­нако, рассматривая детали, следует задуматься о том, что разницы в эко­номическом способе действия стран и народов не столь большие, чтобы расстроить глобальную однородность валлерстейновской мир-системы в современном свете.

Исключительным примером является Корейская Народно-Демо­кратическая Республика (КНДР). Страна имеет собственную обще­ственно — политическо — экономическую систему (dzucze), которая, несмотря на наличие нескольких капиталистических черт, (признает ограниченную личную собственность), скорее всего, имеет самостоя­тельную мир-систему, в которой общая частная собственность не имеет большого значения 78, например, как в Америке или в странах Европей­ского Союза. Тем самым КНДР явно находится вне настоящей мир-системы79, действуя в рамках собственного, почти автаркического ос­нования. Этот случай исключителен и имеет относительно небольшой радиус действия.

Такая разница не заметна в странах и цивилизациях, близле­жащих к Европейскому Союзу. Речь идет о совершенно другом подходе к собственности и свободному рынку, а так же обращению денежными средствами в понимании своеобразных привилегий совокупности жи­телей данных территорий. Кроме того, стоит заметить, что такой подход совпадает с понятием цивилизации, как способа жизнь.

Отсюда уже очень близко до хантингтоновского столкновения циви­лизаций, которое отрицает существование однородной мировой циви-лизации80.

В этом месте мы обратимся к представлению легализированного подхода, записанного в конституциях найсильнейших держав мира, которые наиболее адекватным структурным методом показывают действительное материально-экономическое стремление, не столько самих жителей, а, прежде всего, всех правительственных структур данной страны, решающих вопросы экономической формы. Экономическое измерение до определенной степени можно проверить


с помощью показателя экономической свободы (Index of Ekonomic Freedom-IEF), опубликованном в американском фонде Heritage и The Wall Street Journal81. Недостаток этого показателя — это почти догматическое убеждение, что полная экономическая свобода (в понимании как наиболее широкий удел частной собственности в экономике) однозначна с правильной деятельностью хозяйства. Арт. 8 п. 2 конституции Российской Федерации признает и предохраняет как частную собственность, государственную, коммунальную и другие формы ценностей. Тем самым признает их равноценными82. Поэтому, учитывая 143 место этой страны IEF, можно сомневаться в существовании там капитализма в чистом западном виде83.

Следующим государством являющимся локальной державой, со­вершенно иначе подходящим к вопросу частной собственности, т. е. капитализму, является Иран. Раздел IV а. 44 конституции Исламской Ре­спублики Иран признает государственную, частную и кооперативную сонственность как равные формы84. Упомянутый раздел в других статьях очень широко определяет государственную собственность, помимо су­ществующих записей оберегающих частную собственность. В рейтин­гах IEF это государство занимает 168 место85.

Похожим методом собственность определяется в статьях 14-19 Ос­новных прав Саудовской Аравии. Давая жителям пустынного государ­ства определенную в этом документе свободу, король Абдул Азиз ал Сауд ясно подчеркнул, что природные богатства его стране даны Аллахом. Пу­бличные средства (т. е. династические средства) окружены наиболее вы­соким уважением, поэтому как граждане этой страны, так и резиденты обязаны стоять на их страже. Частная собственность — святая, однако государственная собственность определена первой, а поэтому, соглас­но правилам принципата, главной. Вдобавок можно относиться к ней как к личному состоянию дома династии саудитов. А частная собствен­ность прежде всего продиктована правом Шариата, которое радикально отличается от европейских ценностей86. В рейтингах IEF государство


Саудов занимает высокую, по сравнению с упоминавшимися странами, 65 место20. На установление такой позиции имеет значение экономи­ческая связь с Америкой как главным потребителем и статус хорошего покупателя американского вооружения21. Рассматривая природные ре­сурсы Саудовской Аравии, следует подчеркнуть, что их добычей занима­ются фирмы и предприятия, которые принадлежат членам королевской семьи. Главное место занимает саудовская фирма SABIS, стоящая боль­ше 72 млрд. дол. , 70% акций которой имеет саудовское правительство и руководителем Совета директоров является принц Сауд бин Тенаян Аль Сауд22. Такая же ситуация относится и к другим крупным предприятиям в этой стране.

Следует подчеркнуть, что исламские страны, как в регионе Персид-кого залива, так и в глобальном масштабе, не имеют ни одного домини­рующего центра23. Более того, во многих основных вопросах они име­ют серьезную разницу (сунниты, шииты) и противоречивые интересы (конфликт Ирака с Кувейтом). Эти различия касаются больше политики

24

отдельных стран, учитывая даже исламских соседей 24, но на почве эко­номического менталитета они не так уж видны. Одним из вопросов со­единяющих их в значительной мере, является антизападное (антиамери­канское) настроение большинства исламского общества25 этих стран.

Дополнительно стоит подчеркнуть, что исламские страны вырабо­тали собственный, характерный для своего культурного круга, эконо­мический кругооборот, т. е. банковскую систему, которая оказывает совершенно иное влияние на денежный оборот. Исламские банки суще­ствуют в 75 странах, что, несомненно, представляет собой доказатель­ство большой магнетической силы этого подхода. Идея состоит в ис­ключении какого-либо начисления процентов, которое трактуется как ростовщичество. Тем самым, например, в богатом арсенале финансовых действий, находятся такие формы, как "Mudarabah"- услуга, состоящая в финансировании банком данного предприятия, где банк становится со­владельцем и вместе со своим клиентом учавствует в распределении по-

20 Соответственно:П-79/185. , PR-95/183, GS-88/183.

21 Саудовская Аравия купит у Америки военное оборудование на сумму 60 млрд. долларов [w:]
http:// wiadomosci. gazeta. pl/Wiadomosci/ 17. 11. 2010 г.

22 Пароль "Saudi Basik Industries Company SABIC " [w:] EMIS Emerging Markets Information Ser-
wice. www. securities. com, доступное от 17. 11. 2010 г.

23 В этом понимании главным центром, например для евроатлантического пространства, является
Америка.

24 Какие серьезные различия показывают хотя бы попытки давления Саудовского правительства
на Америку с целью нападения на Иранские ядерные объекты. Док. № 08RIYADH649 (SAUDI KING
ABDULLAH AND SENIOR PRINCES ON SAUDI POLICY TOWAR IRAQ). Американское посольство в
Эр-Рияде 20. 04. 2008 г. [w:] http://cablegate. wikileaks. org/cable/2008/04/08RIYADH649. html, 30. 11. 2010
г.

25 Хантингтон С. , Столкновение               , Это утверждение имеет, конечно, всеобщий характер.


лученной прибыли или несет убытки. Другая форма есть "Kard-Hasan", ссуда, свободная от процентов и предоставляющая наиболее нуждаю­щимся. Этот продукт вытекает из необходимости помощи бедным, со­гласно требованиям религии. Чрезвычайно интересно выглядит вопрос ипотечных кредитов ("Istisna"). Исламский банк не получает начислен­ные проценты взноса за квартиру, а только квартплату от клиента, кото­рому купил квартиру и которая является собственностью банка до ис­течения уплаты кредита. Всякие сомнения облегчают просто и понятно сформулированные договоры, которые изначально исключают всякие юридические подвохи. Известные в Польше ипотечные кредиты, дено­минированные в иностранной валюте без представления цен скупки и по завышенному и изменчивому банковском курсе в исламских странах не были бы вообще возможны и почти автоматически привели бы к об­винению в мошенничестве87. Эффект такого подхода один — в эпоху настоящего хозяйственного кризиса эта форма обращения капитала, не только приобрела значение, но начала пользоваться большой популяр­ностью не только в арабских странах, но и, прежде всего, в европейских странах88.

Другой вопрос, оказывающий сильное давление на денежные и личные отношения в исламских странах, это роль женщин,которые не имеют таких привилегий, которыми пользуются женщины, например, в Европе. Одним из наиболее известных примеров — это пример вожде­ния машин женщинами в Саудовской Аравии89. С экономической точки зрения особые права для женщин и мужчин означают совершенно раз­ный товарооборот, начиная с наиболее низкой ступени общественной структуры как семья (включая роль многоженства). Дополнительные обострения в виде запрещения внебрачных отношений, принятия на работу вне дома ( дом понимается как конструкция), или вопроса полу­чения наследства (женщина наследует половину того, что и мужчина)90 показывает иную форму финансовой зависимости.