Файл: Геополитика номер 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создает ли Российская Федерация в этом контексте совсем другую мир-систему? То, что отличает Россию от других стран — это величина (самое большое государство мира), значение и способ функциониро­вания. И близкое географическое положение с Европейским Союзом. На международной арене это государство выделяется культурным во­просом (например, системная коррупция, трактованная как своеобраз­ный art gubernandum — показатель INE Freedom From Corruption — 150/183), традиционный, обвиняемый Западом авторитаризм, систему власти, а тем самым, своебразную форму дистрибуции народного дохо­да. Кроме того, Российская мировая-система действует по собственным отличным правилам и нормам, вытекающим в результате исторического опыта.

В экономике правительство этой страны неоднократно осуществля­ло контроль над народным хозяйством. Чтобы вести интересы на вы­соком уровне, нужны контакты на правительственной (политической) ступени. Из них вытекают привилегии, а также и обязанности. Такого рода общения немыслимы в странах Европейского Союза или в Амери­ке. Билл Гейтс, создавая Microsft, не пользовался связями с Белым До­мом. Белый Дом тоже не вмешивался в интересы Miсrosoft, несмотря на то, что иногда действия этой фирмы могли быть противоречивы с пред­ставленными американским правительством свободолюбивыми ценно-стями91.

В России другая ситуация. В экономической истории России из­вестны случаи, когда лично премьер-министр страны Владимир Путин велел выплатить работникам просроченную заработную плату. Такой приказ тотчас был выполнен в июне 2009 г. олигархом локального це­ментного предприятия в Пикалево — Олегом Дерипаска92. Дополни­тельно этот город получил на развитие денежную помощь в сумме 532 млн. рублей из центрального бюджета93. Это один из многочисленных примеров сильного влияния российского правительства на ведение ин­тересов "зависимых" олигархов. Если так быстро удалось развязать та­кой незначительный относительно всей шкалы российского хозяйства вопрос, то следует задуматься, какое влияние центральная власть имеет


на частные российские концерны. Стоит добавить, что Олег Дерипаска является членом совета директоров ГМК Норильский Никель, предпри­ятия, которому принадлежит самый большой литейный завод, перера­батывающий медь в Норильске, а также является добывающим мировым концерном, оперирующим не только на Дальнем Севере, но и в Амери­ке, Ботсване и Австралии94.

Следующей абсурдной и не понятной, с точки зрения западных хо­зяйственных идеологов, системой в российском хозяйстве, являются требования российскими работниками национализации. Эти требова­ния тоже выполняются, так как их реализация не только гарантирует предупреждение разорения данного предприятия, но и делает его спо­собным к функционированию95.

Другим качеством есть чрезвычайно сильная монополия государ­ства в стратегических для государства отраслях, например, добыча на­турального сырья, хотя бы газа. В 2006 году российское правительство отнеслось к этому вопросу очень серьезно, почти силой вновь обре­тая контроль над западными предприятиями в этом секторе и передав Газпрому96. Впрочем, не только западных. До сих пор на территории Европейского Союза как икона плохого отношения к предпринимате­лям показан Михаил Ходорковский. Его процесс, касающийся обвине­ния присвоения компаниями-дочками, принадлежащими ему концерна ЮКОС, нефти, показан как один из стандартных примеров недостатка демократии и нарушения прав человека в этой стране. Между тем, на этот процесс следовало бы взглянуть как проведенное Кремлем пропа­гандистское действие обретения контроля в хозяйстве, независимо от цены в рамках длинного и усложненного процесса приватизации со вре­мен Бориса Ельцина, то есть, наиболее важных предприятий, особенно основных технологий и добывающей промышленности97. Это лишь не­сколько примеров, которые можно цитировать.

Вышеизложенные подходы к частной собственности, как основа­ния капиталистической системы стоят в радикальном противоречии не только с положениями конституций отдельных стран Европейского Союза, но так же с наиболее важным документом, определяющим пра­


ва и свободу европейцев в Европейском Союзе, каким является Хартия ЕС об Основных Правах. Ст. 17 этого документа констатирует прямо, что, «каждый может иметь, пользоваться, распоряжаться и передавать по наследству имущество, приобретенное по закону». Этот артикул это единственная запись, относящаяся к частной собственности в наиболее важном документе Европейского Союза, определяющим гражданские права98. Впрочем, если рассматривать польскую конституцию, то она не охраняет и не предусматривает защиты, а тем самым равноценного функционирования других форм собственности, кроме частной99.

Разумеется, вышеизложенный тезис будет предметом более широкой дискуссии, но его постановка имеет целью показать, что вторжение Ев­ропейского Союза, совершенное при помощи Европейской Политики Добрососедства , будет наталкиваться на очень важный барьер, который нужно воспринимать в категориях, прежде всего, особой экономиче­ской величины.

Тем самым, по принципу противоположностей, мы вынуждены принять, что Европейский Союз представляет собой отдельную мир-систему, действующую согласно установившимся историческим эко­номическим нормам (идея заботливого государства и социальной ры­ночной экономики100), культурным (европейская культура происходит, в основном, от римского наследия), языковым (признание языков стран Европейского Союза государственными языками Европейского Союза), веры (христианская религия — католицизм и протестанские фракции, а также сильные атеистические и агноститеские движения, 101 требую­щие отделения церкви от государства), и политическим (демократия)102, названное латинской или шире, западной цивилизацией. Ее законода­тельной базой есть римское право, которое до самого высокого ранга поднимает частную собственность, понимаемую в американском стиле. Можно предположить, что первоначальная граница западноевропей­ской цивилизации (Европы) мир-системы проходит, начиная от вос­точной политической границы Финляндии, вдоль границы Эстонии и Латвии, части территории Беларуси, Украины и Румынии, а также вдоль восточной границы Хорватии103. Это очередной важный определитель


разницы между Европейским Союзом и соседствующими странами, и даже Америкой.

Более того, Европейский Союз есть выражением того, что амери­канский социолог называет европейскими мечтами. Эта мысль, ставит на первое место качество жизни, устойчивое развитие или миролюбивую деятельность, которые вместе исключают в основном неограниченную аккумуляцию капитала единицами в капиталистическом, т. е. нелибе­ральном духе104. Это имеет огромное влияние на методы работы. Амери­канцы живут, чтобы работать, а европейцы работают, чтобы жить105. Ко­нечно, это имеет значение, особенно во внешней политике, в отличие от внутренней. Снаружи Европейский Союз действует, правда мирными методами, но пользуясь инструментами широкого арсенала имперских действий. Инструменты эти не так, однако, видимы как американские. В смысле общественного приема имеет огромное значение аксиологиче­ское. Например, на антиглобалистических протестах против политиков некоторых государств поджигают не европейские флаги, а американ­ские. Террористические атаки скорее направлены не против Европей­ского Союза в целом, а, в крайнем случае, против некоторых его членов и только тех, которые являлись или были союзниками США.

Краткий анализ показателей могущества этих стран, а также вы­шеописанные примеры разрешают допустить, что скорее мы имеем дело не с европейскими перифериями, а с иначе функционирующими государствами, создающими отдельные мир-системы (российскую и исламскую), в которых нет капиталистического денежного оборота в классической форме, и принимая во внимание огромное различие обще­ственной, экономической и культурной основ. Конечно, нельзя отно­ситься к обсуждаемым территориям, как более плохим цивилизациям. Просто они другие, отличные от западного мира и имеют совершенно другие исторические основания.

Европейская периферия.

В связи с отсутствием вооружений, готовых к операционной дея­тельности под общим звездно-полосатым флагом, Европейский Союз производит экспансию мирными действиями. Согалсно выводу, пока­занном в прежнем подразделе, можно констатировать, что охват Евро­пейским Союзом соседних стран программой Европейской Политики


Добрососедства, а также одобрение правительством этих стран такого решения означает попытку охвата доминирующим контролем внеш­них государств — периферии Европейского Союза. Конечно, при та­кой предпосылке возникает много вопросов о взаимоотношениях этих стран с Европейским центром. Наилучшим доказательством является перечень, заключенный в Таблице № 1, сравнивающий могущество Ев­ропейского Союза в целом со странами, которые участвуют в Европей­ской Политике Соседства (Восточное партнерство, а также Европей­ский Союз в регионе Средиземного Моря).

Таблица № 1. Общее могущество Европейского Союза в отно­шению к странам, охваченных Европейской Политикой Добросо­седства.



Регион

ВВП в Млрд. дол.

Числ. в млн.

Терр. в

Тыс.

км2


м4до ЕС

Расстояние от Брюсселя

А,

Европейский Союз

14430, 00

492, 39

4325, 78

4911, 78

100

0

В.

Европейский Союз в районе Средиземного моря

236В,7Б

295,27

5501, 46

1396, 34

28, 43



Албания

23, 12

2, 99

28, 75

14, 17

0, 34

Тиран(15SS)


Алжир

241, 4

34,59

2381, 74

180, 02

4, 3

Алжир (1569)


Палестина

12, 73

4, 12

6, 22

В, 68

0, 21

Рамаллах(3294)


Босния и Гериеговия

29,5

4, 62

51, 12

19, 44

0, 47

Сараево (1308)


Хорватия

78, 57

4,49

56, 59

37, 08

0, 89

Загреб (1023)


Черногория

S, 57

0, 67

13, 81

4, 17

0, 1

Подгорица (1468)


Египт

465, ВО

80, 47

1001, 45

303,20

7, 25

Каир (3210)


Израиль

205, ВО

7, 35

22, 07

69, 50

1, 66

Тель Авив (3244)


Иордания

32,41

6, 41

89, 34

23,62

0, 56

Амман (3326)

10.

Ливан

53,98

4, 13

10,40

23, 63

0, 56

Бейрут (3142)

11.

Мароко

145, 60

31, 63

446,55

105, 82

2, 53

Раба-(2078)


Мавритания

6, 39

3, 21

1030, 70

9, 20

0, 22

Нуакшот (4061)

13.

Монако

0, 98

0,00003

0, 002

0. 05

0, 001

Монако (824)

14.

Сирия

101, 00

22, 20

185,18

70, 32

1, 68

Дамаск (3223)


Тунис

86, 35

10, 59

163, 61

53, 18

1, 27

Тунис(1629)

16.

Турция

874, 50

77, 80

13, 93

283, 02

6, 77

Анкара(2514)


Партнерство На Востоке

543, 00

75, 22

1031, 04

329, 58

6, 71



Армения

16, 24

2. 97

29, 74



Ереван(3294)


Азербайджан

85,77

8. 30

86, 60

46, 92

1, 12

Баку (3661)


Беларусь

120, 70

9, 61

207, 60

66, 43

1, 59

Минск (1602)


Грузия

20, 23

4, 60

69, 70

15,69

1, 38

Тбилиси (3222)


Молдавия

9, 36

4, 32

33, 85

9, 02

0, 22

Кишинев (1831)


Украина

290, 10

45, 42

603,55

184, 71

4, 42

Киев(1832)