Файл: Геополитика номер 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассматривая вышеуказанную таблицу мы видим какое большое воз­действие при помощи своего могущества оказывает Европейский Союз на оставшиеся соседние страны. Во всех этих странах, кроме Иордании, государства, которые входят в Европейский Союз, находятся в кругу


наиболее важных торговых партнеров106. Конечно, это не только эконо­мическое воздействие, но также политическое и ментальное. Доминиро­вание Европейского Союза как самого большого производителя ВВП, а также имеющего демографический перевес, ясно указывает на огромные возможности взаимодействия, особенно, что соседство с европейски­ми странами характеризует огромное желание взаимосотрудничества в очень многих плоскостях,начиная от хозяйства до культуры.

Вопрос, который отличает страны, особенно которые находятся на южном берегу Средиземного моря — это огромный контраст побере­жий. На юге находится мало больших городов, в сравнении с европей­ским побережьем. Юг Средиземного моря намного меньше развит чем северное побережье. Разница уровня жизни показывает, что на глобаль­ном уровне больше всего просьб о получении убежища подается именно в Европейский Союз107. В 2008 году пришли к выводу, что каждый год на европейскую территорию прибывает от 350 до 500 тыс. нелегальных ми-грантов108. Только эти показатели показывают, какой это большой магнит и с какими большими проблемами сталкивается Европейский Союз. Эти проблемы дополнительно усиливают факт существования небольшого ге­ографического расстояния не только между решающими центрами пери­ферийных стран и Брюсселем (на практике это пять часов полета самоле­том), но и непосредственное соседство с европейскими государствами109.

Сравнивая эти данные, можно спекулировать, что Беларусь или Украина представляют собой периферию/полупериферию России или Европейского Союза. Важно подчеркнуть, что эти страны, охваченные Восточным Партнерством, кроме Грузии, принадлежат СНГ, однако тор­говые контакты с Россией облегчают ментальное мышление или языко­вые вопросы. Не меняет это, однако, факта, что СНГ не имеет настолько мощного экономического веса как Европейский Союз, а экономические вопросы не являются главным интересом членов этой организации110. Вы­


ключая из этого круга условно Беларусь111, можно предположить, что госу­дарства, охваченные программой Восточного партнерства, представляют собой Европейскую периферию.

Это ситуация не означает, что принятие в будущем в Европейский Союз будет равносильно с принадлежностью к центру. Совсем наобо­рот. Раздел на центр и периферию может продолжаться и углублять­ся и дальше. Хорошим примером является Польша, которая есть типичным основным периферийным европейским государством и статус которой, вследствие вступления в Европейский Союз, был за­креплен, вместо ожидаемого перехода к статусу полпериферийного, который наша страна имела еще в 70-х годах XX века112.

Последним показателем периферийности стран вокруг Европей­ского Союза является факт, что эти страны согласились одобрить практическое измерение СНГ в виде программы Восточного Пар­тнерства и Европейского Союза региона Средиземного моря, согла­шаясь на принятие условий и стандартов, продиктованные внешним , по отношении к ним, заграничным субъектом.

Европейская Политика Добрососедства — хозяйственное вторжение

ЕПД — это во многих случаях закамуфлированный подход стать членом Европейского Союза, однако путем кропотливой и продол­жительной эволюции, которая в некоторых случаях, как мы оцени­ваем, может длиться несколько десятков лет. Конечно, охват ЕПД ни в коем случае не означает даже начало союзных переговоров. Непо­средственно ЕПД не представляет собой приглашение в Союз. Ибо ни в каком документе, определяющем эту политику, такое предложе­ние не зафиксировано. Сейчас официально ЕПД в сфере глубокой интеграции (на нынешнем этапе союза) и касается исключительно восточных стран113, а не южных. Среди южных стран, охваченных ЕПД, наиболее большие шансы на возможное вступление в Европей­ский Союз имеет только Марокко114.


Хозяйственные вопросы представляют собой один из самых важ­ных аспектов соглашения с Европейским Союзом. Польско-шведское предложение Восточного Партнерства, включало требование, опреде­ленное, как Установлениеуглубленной зоны Свободной Торговли, по­строенной на основе серии индивидуальных углубленных переговоров и всесторонних договоров о свободной торговле между Европейским Союзом и партнерскими странами115. Идентичный характер имеют документы, касающиеся постановления Союза в пользу Региона Среди­земного Моря. Резолюция Европейского Парламента уже в первом пун­кте своего решения, после обсуждения предыдущих шагов и выражения всех оговорок и замечаний, прямо говорит об экономической интегра-ции116.

В этом месте следует заметить, что европейские интересы на юге имеют совершенно другой характер, чем на востоке. Задачей Средизем­номорского Союза, во-первых — сделать этот район более стабильным (особенно израильско-палестинский конфликт), во-вторых -обезопа­сить получения энергоносителей117. Целью Восточного Партнерства есть не только стабилизация партнерских стран, но и подготовка удоб­ного трамполина для более дальней экспансии на восток.

На практике, определенные в начале условия — это ни что другое, как намерение осуществления собственного экономического влияния, связанного с увеличением рынка торгового обмена, а в более далекой перспективе — создание политической платформы для приобретения поступлений с налогов. Кроме того, более сильные европейские пред­приятия, благодаря либерализации доступа к партнерским рынкам, бу­дут все более агрессивно вторгаться в местные хозяйства, исключая из экономики более слабые локальные предприятия, а так же их продукты и услуги. Достаточно будет увеличить импорт в эти страны. Важно в этом месте обратить внимание, что европейские страны уже в большой мере являются главными торговыми партнерами стран, охваченных ЕПД. Бо­лее того, дополнительной мерой огромной силы будет являться факт, что Европейский Союз допускает финансирование расходов целенаправ­ленной приостановки производства продовольствия (например регули­


рования рынка молока) или поддержки производителей в целях удержа­ния цен на определенном уровне (прямые дотации). Оценивается, что каждый год из бюджета на эту цель предназначено потратить приблизи­тельно 55 млрд. евро, которые в действительности в значительной мере попадают к концернам и большим сельскохозяйственным владельцам, вместо семейных сельскохозяйственных хозяйств. Вся же Общая Сель­скохозяйственная политика поглощает около 40% европейского бюдже­та118. Сумма эта, в некоторых случаях, превышает ВВП некоторых сосед­них стран, например Албании, Грузии или Туниса.

В документах на тему ЕПД очень часто переплетается показатель роста, но в пределах так называемого уравновешенного развития он принят как знак равновесия между отраслями — экономической (хозяйственное развитие и справедливое распределение народного дохода), общественной (постоянное общественное развитие, доступ к образованию и медицинской помощи) и естественной средой (рациональное хозяйствование запасами окружающей среды, ограничение ее загрязнения). Целью является выработка такого образа жизни, который сохранит нынешним и будущим поколениям безопасное будущее119. На практике это обозначает строительство экономически стабильного общества, определенного как гражданское, в странах, которые являются, прежде всего европейским центром, на уровне приближенном к качеству жизни нынешнего среднего класса, охватывающего наиболее широкие слои населения. Это стремление, несмотря на благородство цели, будет приобретать размер экспансии и хозяйственного дренажа периферии как в форме медленного процесса поглощения предприятий посредством конкуренции, так и десанта специалистов и образованных лиц в европейские страны, а также внедрение рыночных стандартов согласно с западными интересами, как это имело место в Польше120. Именно бенефициенты этого общественного слоя, представляющие собой, как сейчас оценивается от 40% до 60 % совокупности всего западноевропейского общества121, особенно в старой Европе, диктуют вышеупомянутые условия. Политические представители этого слоя, начиная от Германа Ван