ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2643
Скачиваний: 1
161
роль
«
державы
»
в
формирующемся
новом
миропорядке
,
а
также
укрепить
свои
позиции
в
качестве
представителя
Африканского
континента
,
немаловажным
видится
и
воз
-
можное
увеличение
притока
иностранных
инвестиций
в
страну
.
В
ЮАР
рассчитывают
на
развитие
«
секторальных
»
связей
в
рамках
БРИКС
,
положительно
относятся
к
планам
создания
этим
форумом
банка
,
рассчитывая
на
инвестиции
,
прежде
всего
,
в
создание
инфраструктуры
в
ЮАР
,
да
и
на
континенте
в
целом
.
По
словам
Дж
.
Зумы
,
после
принятии
в
2011
г
.
в
группу
БРИКС
ЮАР
может
достойно
представлять
в
«
клубе
»
весь
Африканский
континент
.
1
Это
нашло
отражение
в
том
,
что
в
качестве
темы
очередного
ежегодного
саммита
БРИКС
,
про
-
водимого
26-27
марта
в
2013
г
в
южноафриканском
г
.
Дурба
-
не
,
руководство
ЮАР
предложило
«
БРИКС
и
Африка
.
Парт
-
нерство
ради
развития
,
интеграции
и
индустриализации
».
Преимущество
ЮАР
заключается
в
том
,
что
превос
-
ходная
инфраструктура
позволяет
ей
играть
роль
«
ворот
»
при
продвижении
товаров
и
инвестиций
в
друге
страны
Аф
-
риканского
континента
,
да
и
сама
является
крупнейшим
по
-
ставщиком
минерального
сырья
для
развитых
стран
,
облада
-
ет
значительным
научно
-
техническим
потенциалом
.
И
,
нако
-
нец
,
что
не
менее
важно
,
страна
,
которая
избавилась
от
ре
-
жима
апартеида
и
создала
подлинно
демократическое
обще
-
ство
,
обладает
весомым
моральным
авторитетом
во
всем
мире
.
Однако
ЮАР
на
фоне
других
стран
БРИК
C
отличается
более
низкими
экономическими
показателями
.
Объем
южно
-
африканского
ВВП
составляет
четверть
российского
,
кото
-
рый
являлся
самым
низким
в
БРИК
.
Еще
более
наглядным
выглядит
разрыв
между
ЮАР
и
Китаем
,
второй
экономикой
мира
после
США
.
1
Zuma, ministers jet off to Davos. 25.01.11. http://www.buanews.gov.
za/rss/11/11012513451002
162
Много
критики
было
высказано
и
в
отношении
демо
-
графического
и
даже
территориального
«
разрыва
»
между
ЮАР
и
другими
членами
БРИКС
.
Действительно
,
ЮАР
от
-
стает
по
многим
показателям
,
однако
следует
понимать
,
что
ЮАР
представляет
собой
наиболее
влиятельную
политиче
-
скую
силу
,
развитую
и
растущую
экономику
на
континенте
,
который
в
последнее
время
привлекает
все
больше
внимания
мирового
сообщества
.
ЮАР
имеет
доступ
к
рынкам
афри
-
канских
стран
и
что
еще
более
важно
,
к
сырьевым
ресурсам
этих
стран
.
Благодаря
ликвидации
системы
апартеида
,
причем
на
последнем
этапе
–
политическим
путем
Южная
Африка
при
-
обрела
немалый
моральный
авторитет
.
Важнее
,
однако
,
то
обстоятельство
,
что
ЮАР
не
только
наиболее
развитая
из
африканских
стран
,
но
,
можно
без
преувеличения
сказать
,
находится
в
ряде
областей
науки
и
техники
находится
на
ми
-
ровом
уровне
.
Напомним
,
что
в
Кейптауне
еще
в
1967
г
.
бы
-
ла
проведена
первая
операция
по
пересадке
сердца
и
что
к
началу
1990-
х
годов
в
ЮАР
было
создано
шесть
ядерных
за
-
рядов
.
Южноафриканская
экономика
представляет
много
воз
-
можностей
для
других
стран
БРИК
с
учетом
ее
разнообразия
и
ее
связей
с
мировой
экономикой
,
интеграции
в
рамках
ре
-
гиона
Юга
Африки
и
всего
континента
.
Однако
представля
-
ется
,
что
ЮАР
была
принята
в
группу
не
только
и
не
столько
сама
по
себе
,
сколько
как
представитель
Африканского
кон
-
тинента
.
Тем
самым
как
бы
замкнулось
кольцо
,
состоящее
из
стран
«
Юга
».
ЮАР
действительно
нередко
называют
лидером
конти
-
нента
,
в
южноафриканском
городе
Мидранде
размещены
Всеафриканский
парламент
,
деятельность
которого
субсиди
-
руется
из
бюджета
этой
страны
,
и
Секретариат
Программы
«
Новое
партнерство
для
развития
Африки
» (
НЕПАД
).
В
те
-
чение
более
десяти
лет
ее
руководители
приглашаются
на
163
саммиты
«
Большой
восьмерки
»,
ЮАР
–
единственная
из
стран
Африки
,
входящая
в
«
Группу
20».
Однако
не
все
на
континенте
готовы
предоставить
этой
стране
такую
роль
.
Существует
мнение
,
что
ЮАР
«
не
совсем
адекватно
представляет
Африку
»
1
.
Ссылаются
при
этом
и
на
расово
-
этнический
состав
населения
,
и
на
огромный
разрыв
ее
по
уровню
развития
с
другими
африканскими
странами
.
Наряду
с
ЮАР
на
место
в
группе
БРИК
претендовала
более
«
аутентичная
»
Нигерия
.
Однако
,
хотя
в
этой
стране
населе
-
ние
самое
большое
в
Африке
(
со
150
млн
.
она
обошла
Рос
-
сию
),
но
она
проигрывает
ЮАР
по
ряду
параметров
,
прежде
всего
по
стабильности
.
В
отношениях
между
Россией
и
ЮАР
существует
яв
-
ный
дисбаланс
между
их
политической
и
экономической
со
-
ставляющими
.
Со
времен
освободительной
борьбы
престиж
нашей
страны
в
ЮАР
достаточно
высок
,
хотя
заигрывание
на
рубеже
1990-
х
годов
тогдашних
руководителей
СССР
,
а
за
-
тем
и
России
с
уходившим
с
политической
сцены
правитель
-
ством
белого
меньшинства
не
способствовало
установлению
дружественных
связей
с
демократической
ЮАР
.
С
точки
зрения
развития
торгово
-
экономического
сотрудничества
между
Россией
и
ЮАР
,
первые
десять
лет
после
прихода
к
власти
правительства
черного
большинства
можно
считать
почти
потерянным
десятилетием
.
Визит
Н
.
Манделы
в
Моск
-
ву
состоялся
лишь
в
1999
г
.
а
ответный
визит
российского
президента
–
в
2006
г
.
Объем
торговли
растет
,
но
он
все
еще
невелик
–
580
млн
.
в
2011
г
.
при
сальдо
в
пользу
ЮАР
(
для
сравнения
–
с
Китаем
– 45
млрд
.).
В
российском
экспорте
в
ЮАР
пре
-
валируют
черные
металлы
,
алюминий
,
древесина
,
удобрения
.
В
импорте
из
ЮАР
–
свежие
и
консервированные
овощи
и
1
Беседа
с
председателем
Комиссии
Африканского
Союза
А
.
Конаре
,
г
.
Аддис
-
Абеба
, 20
октября
2006
г
.
164
фрукты
,
руды
,
черные
металлы
,
алкогольные
и
безалкоголь
-
ные
напитки
.
Южноафриканские
инвестиции
ЮАР
в
России
соста
-
вили
16
млн
.
долларов
,
России
в
ЮАР
–
вдвое
больше
(2010
г
.)
1
,
но
отнюдь
не
«
более
миллиарда
долларов
»,
как
го
-
ворилось
во
время
указанного
визита
.
Однако
,
реальную
их
цифру
определить
затруднительно
,
так
как
ряд
компаний
с
российским
капиталом
,
действующие
в
ЮАР
зарегистриро
-
ваны
за
пределами
нашей
страны
.
С
целью
активизации
экономического
сотрудничества
с
ЮАР
и
выработки
новых
взаимовыгодных
проектов
,
в
т
.
ч
.
для
среднего
и
малого
бизнеса
,
в
2007
г
.
был
создан
«
Дело
-
вой
совет
Россия
–
ЮАР
»,
но
в
последние
годы
его
актив
-
ность
значительно
снизилась
.
В
ЮАР
до
сих
пор
нет
российского
культурного
цен
-
тра
,
крайне
ограниченно
число
южноафриканских
студентов
,
обучающихся
в
России
.
Представляется
,
что
не
только
российские
официаль
-
ные
власти
,
но
и
исследователи
недооценивают
,
насколько
снизился
в
ЮАР
(
да
и
не
только
там
)
уровень
знаний
о
на
-
шей
стране
.
Один
из
авторов
сам
был
шокирован
,
когда
во
время
недавней
поездки
служащий
гостинице
в
Йоханнес
-
бурге
сказал
ему
: «
Россия
?
А
,
я
знаю
,
это
там
,
где
мужчины
носят
юбки
».
Но
другой
поправил
его
: «
Нет
,
Россия
–
это
Брюссель
»…
Российско
-
южноафриканское
сотрудничество
в
научно
-
технической
сфере
носит
пока
ограниченный
характер
и
осуществляется
,
прежде
всего
,
в
области
ядерных
исследова
-
ний
,
освоении
космоса
,
добычи
и
переработки
полезных
ис
-
копаемых
.
Россия
поддержала
успешную
заявку
ЮАР
на
размещение
в
этой
стране
(
совместно
с
Австралией
и
час
-
1
Торгово
-
экономическое
сотрудничество
между
Российской
Федерацией
и
Южно
-
Африканской
Республикой
. www.economy.gov.ru/wps/wcm/.../
tes.doc?MOD...
165
тично
Новой
Зеландией
)
крупнейшего
радиотелескопа
(Square Kilometer Array).
В
рамках
сотрудничества
в
атомной
сфере
Российская
компания
ОАО
«
Техснабэкспорт
»
и
южноафриканская
ком
-
пания
«ESCOM Holdings Ltd»
заключили
договор
на
постав
-
ку
российского
обогащенного
урана
для
единственной
пока
в
Африке
атомной
электростанции
в
ЮАР
–
АЭС
«
Куберг
».
Контракт
заключен
на
10
лет
и
поставки
начались
в
2011
г
.
К
перспективным
проектам
можно
отнести
сотрудни
-
чество
в
сфере
возобновляемой
энергетики
.
ЮАР
,
ввиду
ее
географического
положения
и
высокой
инсоляции
,
может
стать
надежным
партнером
России
в
этой
области
.
Более
благоприятные
условия
для
развития
научно
-
технического
сотрудничества
между
двумя
странами
были
созданы
после
подписания
в
2011
г
.
двусторонних
соглаше
-
ний
между
южноафриканскими
и
российскими
научно
-
исследовательскими
институтами
,
которые
предусматривали
развитие
сотрудничества
в
таких
областях
,
как
астрономия
,
радиоастрономия
,
радиофизика
,
исследование
космоса
и
биотехнологии
,
лазерные
технологии
,
биоэнергетическая
химия
и
энергетика
,
ядерная
физика
.
.
166
II.
СОТРУДНИЧЕСТВО
СТРАН
БРИКС
В
ОБЕСПЕЧЕНИИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
И
СТАНОВЛЕНИИ
НОВОЙ
СИСТЕМЫ
ГЛОБАЛЬНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
2.1.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СТРАН
БРИКС
В
МЕЖДУНАРОДНЫХ
СТРУКТУРАХ
В
.
И
.
Трифонов
,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
Решая
свои
задачи
,
БРИКС
отнюдь
не
преследует
ка
-
ких
-
либо
конфронтационных
, «
революционных
»
целей
,
соз
-
дания
новой
замкнутой
экономической
группировки
или
по
-
литического
союза
,
направленного
против
третьих
стран
.
Напротив
,
в
условиях
,
когда
мировому
сообществу
противо
-
стоят
все
новые
и
новые
вызовы
и
угрозы
,
страны
-
участницы
БРИКС
исходят
из
глубокого
убеждения
,
что
урегулирование
актуальных
международных
проблем
возможно
лишь
на
базе
совместных
усилий
всего
мирового
сообщества
.
Их
страте
-
гия
заключается
в
налаживании
сотрудничества
с
другими
международными
экономическими
и
политическими
объе
-
динениями
и
механизмами
в
целях
выработки
конструктив
-
ной
программы
действий
по
стабилизации
мировой
эконо
-
мики
,
созданию
гармоничного
мирового
порядка
.
Основные
усилия
стран
БРИКС
лежат
на
данном
этапе
в
экономической
плоскости
.
Их
важнейшим
достижением
является
укрепление
взаимодействия
и
взаимопонимания
между
собой
,
что
позволяет
этой
группе
стран
отстаивать
и
167
продвигать
свои
интересы
в
условиях
острой
борьбы
на
ме
-
ждународной
арене
.
При
этом
сложилась
полезная
практика
,
при
которой
представители
стран
БРИКС
проводят
–
накану
-
не
или
в
ходе
тех
или
иных
мероприятий
–
отдельные
засе
-
дания
,
вырабатывая
согласованную
линию
.
Особое
значение
страны
БРИКС
придают
«
Группе
двадцати
»,
как
объединению
,
в
рамках
которого
действуют
как
ведущие
развитые
страны
,
так
и
страны
с
формирующи
-
мися
рынками
.
Рассматривая
«
Группу
двадцати
» «
в
качестве
основного
форума
международного
экономического
сотруд
-
ничества
на
сегодняшний
день
»
и
выражая
«
двадцатке
»
еди
-
нодушную
поддержку
в
наращивании
ее
роли
в
управлении
глобальной
экономикой
,
как
об
этом
сказано
в
Совместных
декларациях
стран
БРИКС
по
итогам
саммитов
в
Санья
и
в
Дели
,
страны
БРИКС
добиваются
от
этого
объединения
эф
-
фективных
усилий
по
облегчению
координации
макроэконо
-
мической
политики
,
содействию
глобальному
экономиче
-
скому
восстановлению
и
обеспечению
финансовой
стабиль
-
ности
.
На
отдельных
совещаниях
перед
началом
6-
го
самми
-
та
«
двадцатки
»
в
Каннах
и
7-
го
саммита
в
Лос
-
Кабосе
стра
-
ны
-
члены
БРИКС
заранее
обсудили
и
согласовали
свои
по
-
зиции
.
В
качестве
одной
из
своих
главных
задач
страны
БРИКС
рассматривают
создание
более
репрезентативной
международной
архитектуры
,
в
которой
развивающиеся
страны
будут
иметь
больший
голос
и
большую
представлен
-
ность
,
а
также
образование
и
совершенствование
справедли
-
вой
международной
валютной
системы
,
которая
могла
бы
служить
интересам
всех
стран
и
поддерживать
развитие
го
-
сударств
с
формирующейся
рыночной
экономикой
и
разви
-
вающейся
экономикой
.
Речь
,
в
частности
,
идет
о
перестройке
работы
Международного
валютного
фонда
,
Всемирного
бан
-
ка
и
других
структур
,
нацеленных
в
первую
очередь
на
об
-
служивание
интересов
развитых
государств
,
захвативших
ведущие
позиции
в
указанных
механизмах
.
168
Эти
усилия
начинают
приносить
свои
плоды
.
Страны
БРИК
выступили
единым
фронтом
на
состоявшемся
21
июля
2009
г
.
заседании
совета
директоров
МВФ
о
реформе
управ
-
ления
этой
международной
финансовой
организацией
.
В
на
-
чале
сентября
того
же
года
министры
финансов
БРИК
при
-
няли
совместное
заявление
с
требованием
7-
процентного
пе
-
рераспределения
квот
от
развитых
стран
в
пользу
развиваю
-
щихся
.
В
результате
в
МВФ
и
Всемирном
банке
были
приня
-
ты
решения
относительно
реформы
системы
квот
и
принци
-
пов
управления
,
которые
,
однако
,
осуществляются
слишком
медленно
.
На
2-
ом
саммите
БРИК
в
Бразилии
в
апреле
2010
г
.
в
совместном
заявлении
сторон
был
поставлен
вопрос
о
необходимости
масштабных
реформ
Бреттон
-
Вудских
ин
-
ститутов
,
серьезных
изменений
в
пользу
стран
с
формирую
-
щейся
рыночной
экономикой
и
развивающихся
стран
с
тем
,
чтобы
«
привести
их
участие
в
процессе
принятия
решений
в
соответствие
со
сравнительным
весом
этих
стран
в
мировой
экономике
».
Стороны
также
договорились
рассмотреть
во
-
прос
об
использовании
национальных
валют
в
торговле
меж
-
ду
собой
и
уже
практикуют
такие
расчеты
в
своих
торговых
и
финансовых
операциях
.
Вместе
с
тем
,
страны
БРИКС
активно
поддержали
ре
-
шение
о
наращивании
кредитных
ресурсов
МВФ
–
на
сумму
430
млрд
.
долл
.,
согласившись
внести
свою
долю
(
Китай
–
43
млрд
.
долл
.,
Россия
и
Индия
–
по
10
млрд
.
долл
.).
Осуществляется
тесная
координация
с
«
Группой
вось
-
ми
»,
где
страны
БРИКС
представлены
Россией
.
Механизм
БРИКС
оказывал
активное
содействие
успешному
заверше
-
нию
Дохийского
раунда
и
реализации
выработанных
на
нем
решений
,
дальнейшему
совершенствованию
деятельности
ВТО
,
противодействию
протекционистской
практике
тех
или
иных
государств
.
Активную
роль
играют
страны
БРИКС
в
Конференции
ООН
по
устойчивому
развитию
(«
Рио
+20»),
других
подобных
организациях
.
169
Будучи
группой
государств
с
более
высокими
темпами
экономического
развития
,
страны
БРИКС
вносят
свой
вклад
в
стабилизацию
мировой
экономической
ситуации
,
обеспе
-
чивая
в
последние
годы
50%
ее
роста
.
В
последнее
время
,
однако
,
экономические
эксперты
указывают
на
тенденцию
к
существенному
замедлению
темпов
прироста
ВВП
в
странах
БРИКС
:
до
7,5%
в
КНР
в
2012
г
.,
примерно
4% –
в
России
,
6% –
в
Индии
, 0,5% –
в
Бразилии
.
Тем
не
менее
,
это
сущест
-
венно
выше
,
чем
прогнозы
общемирового
прироста
ВВП
в
2012
г
. –
до
2-3%,
при
том
,
что
существует
серьезная
угроза
стагнации
,
если
не
сползания
мировой
экономики
к
очеред
-
ному
экономическому
кризису
.
Активный
вклад
вносят
страны
БРИКС
практически
во
все
другие
направления
мировой
экономической
деятельно
-
сти
–
решение
энергетических
,
продовольственных
,
экологи
-
ческих
проблем
и
др
.
Располагая
крупнейшим
в
мире
ре
-
сурсным
потенциалом
,
огромными
трудовыми
резервами
,
участники
БРИКС
все
более
определенно
берут
курс
на
при
-
оритетное
развитие
высокотехнологичных
отраслей
,
иннова
-
ционные
программы
.
В
целом
отличается
стабильностью
их
внутренняя
ситуация
.
Неслучайно
поэтому
все
пять
стран
БРИКС
рассматриваются
мировыми
финансовыми
организа
-
циями
в
качестве
весьма
привлекательных
площадок
для
осуществления
крупных
инвестиций
.
Рост
экономического
влияния
государств
-
членов
БРИКС
обеспечил
и
существенное
возрастание
их
политиче
-
ского
веса
и
авторитета
в
мировых
делах
.
К
настоящему
вре
-
мени
БРИКС
стал
весомым
фактором
формирования
поли
-
центричного
мира
,
обладая
большим
потенциалом
позитив
-
ного
влияния
на
международную
обстановку
.
На
состояв
-
шихся
форумах
БРИКС
мировому
сообществу
была
пред
-
ставлена
конструктивная
программа
действий
по
созданию
справедливого
и
гармоничного
мирового
порядка
.
Страны
БРИКС
исходят
из
того
,
что
центральная
роль
в
противодей
-
ствии
глобальным
вызовам
и
угрозам
принадлежит
ООН
.
170
В
этой
связи
они
придерживаются
линии
на
тесную
коорди
-
нацию
работы
в
Совете
Безопасности
ООН
.
Сложилась
прак
-
тика
взаимной
поддержки
приоритетных
для
стран
БРИКС
предложений
в
Совете
Безопасности
,
на
Генассамблее
ООН
,
в
ее
специализированных
органах
и
учреждениях
.
Участники
объединения
исходят
из
того
,
что
мировое
сообщество
должно
освободиться
от
менталитета
«
холодной
войны
»,
объединить
усилия
в
борьбе
с
нарастающими
грозными
вы
-
зовами
современности
,
использовать
главным
образом
поли
-
тико
-
дипломатические
методы
для
решения
международных
конфликтов
.
На
63-
й
сессии
Генассамблеи
ООН
партнеры
по
БРИКС
поддержали
проекты
резолюций
о
мерах
транспарентности
и
укрепления
доверия
в
космической
деятельности
,
предот
-
вращения
распространения
оружия
в
космическом
простран
-
стве
,
проект
резолюции
в
области
информационной
безопас
-
ности
и
резолюцию
ООН
«
Недопустимость
определенных
видов
практики
,
которые
способствуют
эскалации
современ
-
ных
форм
расизма
,
расовой
дискриминации
,
ксенофобии
и
связанной
с
ними
нетерпимости
».
Вместе
с
тем
,
цели
,
которые
страны
-
участницы
БРИКС
преследуют
в
международных
делах
,
совпадают
далеко
не
во
всем
,
по
-
разному
складываются
их
отношения
с
ведущими
мировыми
державами
,
что
может
проявиться
и
при
форми
-
ровании
позиций
этих
стран
в
ООН
.
Например
,
в
ходе
голо
-
сования
в
Совете
Безопасности
ООН
4
февраля
2012
г
.
по
выдвинутой
западными
странами
несбалансированной
по
своему
характеру
резолюции
по
Сирии
Россия
и
Китай
на
-
ложили
вето
на
эту
резолюцию
,
тогда
как
13
остальных
чле
-
нов
Совета
Безопасности
,
в
том
числе
Индия
и
Южная
Африка
проголосовали
за
ее
принятие
(
Бразилия
на
тот
мо
-
мент
в
Совет
Безопасности
не
входила
).
Впоследствии
,
одна
-
ко
,
страны
БРИКС
вышли
на
согласованные
позиции
в
си
-
рийской
ситуации
,
В
частности
,
по
итогам
встречи
«
на
по
-
лях
»
министров
иностранных
дел
стран
БРИКС
26
сентября