ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2646
Скачиваний: 1
151
лого
»
капитала
из
страны
(
которое
началось
в
1980-
х
гг
.
и
продолжалось
в
конце
1990-
х
).
Однако
в
условиях
мирового
кризиса
сокращение
объемов
потребления
импортных
това
-
ров
из
-
за
снижения
платежеспособного
спроса
привело
к
со
-
кращению
торгового
дефицита
ЮАР
.
Основными
торговыми
партнерами
ЮАР
традиционно
являлись
США
и
Европейский
Союз
(
ЕС
),
а
среди
его
членов
в
первую
очередь
Великобритания
и
Германия
.
Однако
в
по
-
следние
годы
на
ведущие
позиции
вышел
Китай
.
Импорт
из
Китая
составил
14,4%
в
2010
г
.,
в
экспорте
он
занимает
пер
-
вое
место
– 11,3%
в
2010
г
. (
в
2011
г
. – 14,3%
и
14,7%
соот
-
ветственно
)
1
.
Из
стран
БРИКС
в
первую
десятку
стран
по
экспорту
и
импорту
входит
также
Индия
,
в
то
время
как
в
2011
г
.
доля
России
в
экспорте
ЮАР
составила
лишь
0,36%,
а
в
импорте
–
0,18%
2
.
Происходит
бурный
рост
торгового
оборота
с
другими
странами
Африки
.
Экспорт
в
страны
Африки
увеличился
с
4,3%
в
1986
г
.
до
16,8%
от
общего
экспорта
в
2010
г
.,
а
им
-
порт
из
африканских
стран
,
составлявший
в
80-
х
гг
.
лишь
приблизительно
3% ,
достиг
в
2010
г
. 7,5% (
а
до
кризиса
,
в
2008
г
.
составлял
–
почти
10%).
Это
является
,
прежде
всего
,
результатом
экспансии
южноафриканского
бизнеса
на
кон
-
тиненте
.
Финансовая
система
Южной
Африки
является
,
безус
-
ловно
,
самой
развитой
в
Африке
.
В
центре
ее
находится
Южно
-
Африканский
Резервный
Банк
(
ЮАРБ
, South African
Reserve Bank),
являющийся
центральным
банком
страны
.
По
конституции
,
ЮАРБ
обладает
определенной
независимостью
от
исполнительных
органов
,
однако
его
руководство
должно
проводить
регулярные
консультации
с
министром
финансов
.
1
http://www.sars.gov.za/home.asp?pid=211
2
http://www.sars.gov.za/home.asp?pid=211
152
В
ЮАР
имеют
официальные
представительства
42
ино
-
странных
банка
,
в
том
числе
российский
Внешэкономбанк
.
Существование
союза
АНК
с
КОСАТУ
и
компартией
позволяет
снижать
социальную
напряженность
путем
пере
-
говоров
в
его
рамках
.
Кроме
того
,
в
стране
создана
ком
-
плексная
система
переговоров
между
предпринимателями
и
профсоюзами
о
заключении
коллективных
договоров
,
но
она
срабатывает
далеко
не
всегда
.
Высокий
уровень
социальной
напряженности
в
ЮАР
нашел
свое
выражение
в
трагических
событиях
на
шахте
«
Марикана
»
по
добыче
платины
компа
-
нии
«
Лонмин
»,
где
трудовой
конфликт
перерос
в
противо
-
стояние
шахтеров
и
силовых
структур
,
кульминацией
кото
-
рого
была
гибель
от
рук
полиции
34
человек
16
августа
2012
г
.
Координацией
научной
деятельности
в
стране
(«
трех
-
звенная
спираль
»
государственной
,
университетской
и
част
-
но
-
корпоративной
науки
),
занимается
министерство
науки
и
технологии
,
которое
совместно
с
Национальным
фондом
на
-
учных
исследований
и
некоторыми
специализированными
агентствами
обеспечивает
финансирование
различных
науч
-
ных
программ
.
В
2007
г
.
правительство
одобрило
общенациональную
программу
«
Инновации
на
пути
к
экономике
,
основанной
на
знаниях
” (Innovation Towards a Knowledge-based Economy),
рассчитанную
на
2008-2018
гг
.
1
За
это
десятилетие
ассигно
-
вания
на
НИОКР
должны
были
возрасти
с
0,93%
до
2%
2
.
Од
-
нако
,
если
в
истекшем
десятилетии
расходы
на
НИОКР
рос
-
ли
на
8-9%
в
год
,
то
в
конце
его
,
в
условиях
кризиса
этот
рост
прекратился
.
3
1
Innovation Towards a Knowledge-based Economy/ ten-Year Plan for South
Africa. http://www.esastap.org.za/esastap/pdfs/ten_year_plan.pdf
2
Скубко
Ю
.
С
.
ЮАР
на
пути
к
экономике
знаний
:
съезд
на
обочину
?
Вос
-
ток
, 2011,
№
1,
с
. 97.
3
Там
же
,
с
. 98.
153
Кроме
того
,
переход
на
путь
инновационного
развития
ЮАР
осложняется
наследием
апартеида
.
Если
в
тот
период
некоторые
высоко
технологические
отрасли
,
особенно
свя
-
занные
с
производством
вооружений
развивались
на
долж
-
ном
уровне
,
то
общий
образовательный
уровень
африканско
-
го
большинства
был
неадекватным
.
Да
и
сейчас
около
30%
населения
функционально
неграмотны
.
Хотя
на
образование
в
ЮАР
тратится
свыше
20%
бюджета
,
ситуация
улучшается
медленно
,
поскольку
сами
учителя
зачастую
не
имеют
долж
-
ного
образования
.
Трудно
было
говорить
о
широком
применении
совре
-
менных
технологий
в
стране
,
где
по
данным
на
1994
г
.
лишь
в
51%
домов
и
квартир
имелось
электричество
,
да
и
сейчас
четверть
их
остается
без
света
1
.
Значительны
достижения
страны
в
ветеринарии
,
агро
-
биологии
и
химии
,
энергетике
,
гео
-
и
астрофизике
,
металлур
-
гии
,
горной
добыче
и
машиностроении
и
ряде
других
облас
-
тей
фундаментальных
и
прикладных
исследований
.
ЮАР
яв
-
ляется
одним
из
мировых
научно
-
технических
лидеров
в
горнодобывающей
и
металлургической
промышленности
,
в
частности
,
в
сфере
применения
там
биотехнологий
.
Около
30%
необходимого
стране
жидкого
топлива
производится
из
угля
на
заводах
корпорации
САСОЛ
,
которая
является
миро
-
вым
лидером
в
области
производства
жидкого
и
газообразно
-
го
топлива
из
угля
.
В
ЮАР
ведутся
активные
исследования
в
области
солнечной
энергетики
,
а
в
последние
годы
–
также
в
области
нанотехнологий
,
создания
сверхпрочных
и
сверхлег
-
ких
композитных
материалов
.
ЮАР
проводит
достаточно
последовательную
внеш
-
нюю
политику
.
Права
человека
,
демократические
начала
,
следование
принципам
международного
права
стали
ее
де
-
терминирующими
принципами
.
1
http://www.gcis.gov.za/resource_centre/news_and_mags/buabriefs/110331.htm#sec1
154
Борьба
Африканского
национального
конгресса
против
режима
апартеида
проходила
при
поддержке
мирового
со
-
общества
,
что
подразумевало
обширные
международные
контакты
лидеров
и
функционеров
АНК
,
которые
ко
времени
прихода
к
власти
уже
получили
богатый
опыт
внешнеполи
-
тической
деятельности
и
были
известны
на
мировой
арене
.
Это
существенным
образом
способствовало
становлению
но
-
вого
внешнеполитического
курса
ЮАР
.
После
ликвидации
в
1994
г
.
режима
апартеида
и
выхода
страны
из
международной
изоляции
,
были
определены
ос
-
новные
цели
и
задачи
новой
внешней
политики
:
1
:
-
обеспечение
национальных
интересов
и
безопасности
посредством
участия
в
международных
отношениях
,
исходя
из
неразрывности
связей
внутренней
и
внешней
политики
государства
;
-
реорганизацию
внешнеполитических
структур
и
службы
безопасности
ЮАР
,
включая
формирование
и
разви
-
тие
системы
подготовки
внешнеполитических
кадров
для
обеспечения
государственных
приоритетов
в
области
внеш
-
ней
политики
;
-
повышение
международного
авторитета
ЮАР
,
уста
-
новление
дипломатических
отношений
;
-
расширение
и
диверсификацию
торгово
-
экономических
отношений
и
привлечение
иностранных
ин
-
вестиций
;
-
активную
поддержку
прав
человека
и
демократии
;
-
содействие
международной
безопасности
и
стабиль
-
ности
(
в
том
числе
борьбу
с
транснациональной
преступ
-
ностью
);
1
Republic of South Africa (RSA), Debates of Parliament (National Assem-
bly), 27 May 1994. RSA, Debates of Parliament (National Assembly), 8 Au-
gust 1995. RSA, Debates of Parliament (National Assembly), 15 May 1996.
Address by Mr. J.S Selebi, Director General of the Department of Foreign
Affairs, to the South African Institute of International Affairs (SAIIA),
18.05.1999. http://www.info.gov.za/speeches/1999/9905191044a1005.htm
155
-
приоритетность
защиты
и
продвижения
интересов
го
-
сударств
Африканского
континента
на
международной
аре
-
не
;
-
укрепление
сотрудничества
между
развивающимися
странами
,
повышение
их
роли
и
места
в
международном
со
-
обществе
и
борьбу
за
установление
равноправных
отноше
-
ний
между
развивающимися
и
развитыми
странами
.
На
национальной
политической
конференции
АНК
в
июне
2012
г
.
была
подтверждена
приверженность
«
борьбе
за
гуманный
,
справедливый
,
равноправный
,
демократический
и
свободный
мир
,
особенно
за
свободную
Африку
».
При
этом
АНК
позиционирует
себя
как
«
антиимпериалистическая
ор
-
ганизация
»,
которая
«
будет
продолжать
использовать
свой
прогрессивный
интернационализм
и
солидарность
как
приз
-
му
,
через
которую
он
смотрит
на
мир
»
1
.
ЮАР
является
не
только
одной
из
ведущих
стран
Аф
-
рики
,
ее
авторитет
высок
во
всем
мире
.
Страна
претендует
на
постоянное
членство
в
Совете
Безопасности
ООН
от
Афри
-
ки
,
дважды
избиралась
его
непостоянным
членом
,
является
единственной
африканской
страной
–
членом
«
Группы
20».
Наряду
с
посредничеством
в
ряде
конфликтов
в
Африке
ее
представители
участвовали
в
усилиях
по
политическому
уре
-
гулированию
в
других
регионах
,
например
,
в
Северной
Ир
-
ландии
и
Стране
Басков
.
Для
нее
неприемлема
роль
сателлита
развитых
стран
,
она
решительно
выступает
за
равноправное
представитель
-
ство
стран
«
Юга
»
во
всех
международных
институтах
.
В
хо
-
де
сотрудничества
с
международными
финансовыми
органи
-
зациями
ЮАР
,
хотя
и
заинтересована
в
их
содействии
,
стре
-
мится
ограничить
их
влияние
на
формирование
своей
поли
-
тики
.
Более
того
,
как
и
другие
страны
БРИКС
,
правительство
ЮАР
согласилось
оказать
финансовую
помощь
МВФ
,
выде
-
1
http://www.anc.org.za/events.php?t=2012%20National%20Policy%20Conference
156
лив
2
млрд
.
долларов
из
своих
валютных
резервов
1
.
Не
вызы
-
вает
сомнения
,
что
оно
пошло
на
этот
шаг
в
целях
подтвер
-
ждения
ЮАР
своего
места
в
группе
БРИКС
,
да
и
в
мире
в
целом
.
Политическое
руководство
ЮАР
считает
африканский
континент
и
особенно
южноафриканский
регион
приоритет
-
ным
направлением
своего
внешнеполитического
курса
.
ЮАР
активно
действует
в
рамках
Сообщества
развития
Юга
Аф
-
рики
(
САДК
),
ее
тогдашний
президент
Т
.
Мбеки
был
первым
председателем
сменившего
ОАЕ
Африканского
союза
(
АС
),
создание
которого
подкреплялась
выдвинутой
им
концепци
-
ей
«
Африканского
ренессанса
»
и
разработкой
программы
Нового
партнерства
для
развития
Африку
(
НЕПАД
).
Хотя
не
все
в
Африке
согласны
считать
ЮАР
лидером
континента
,
ее
особая
роль
была
подтверждена
избранием
Председателем
Комиссии
АС
в
июле
2012
г
.
Н
.
Дламини
-
Зума
,
занимавшей
несколько
лет
пост
министра
иностранных
дел
ЮАР
.
Особую
роль
руководители
страны
от
имени
САДК
и
АС
играют
в
урегулировании
политического
и
экономиче
-
ского
кризиса
в
соседнем
Зимбабве
.
Подход
ЮАР
к
разре
-
шению
этого
кризиса
показателен
в
части
приверженности
провозглашенным
принципам
международного
права
,
отказа
от
«
смены
режима
»
под
внешним
давлением
извне
.
В
2011
г
.
президент
Зума
провел
встречу
26
глав
афри
-
канских
государств
и
правительств
для
обсуждения
планов
создания
на
континенте
зоны
свободной
торговли
в
течение
трех
лет
.
Была
образована
Президентская
координационная
комиссия
по
инфраструктуре
(Presidential Infrastructure
Coordinating Commission – PICC),
которая
наметила
11
круп
-
ных
проектов
на
континенте
–
от
строительства
дорожной
магистрали
вдоль
восточного
побережья
континента
до
воз
-
ведения
гидроэнергетического
комплекса
«
Большая
Инга
»
на
1
SA gives IMF $2bln. June 19 2012. http://www.iol.co.za/dailynews/news/sa-
gives-imf-2bln-1.1322133#.UQuhtVKpsxg
157
реке
Конго
.
Расширяются
южноафриканские
инвестиции
на
континенте
,
например
,
государственная
Корпорация
про
-
мышленного
развития
ЮАР
вложила
свыше
2
млрд
.
долла
-
ров
в
экономику
20
стран
Африки
1
.
Южно
-
Африканская
Республика
проводит
стратегиче
-
ский
курс
на
развитие
по
линии
Юг
–
Юг
,
что
включает
себя
в
качестве
органических
компонентов
отношения
со
странами
БРИКС
.
Развивается
сотрудничество
в
рамках
межгосударст
-
венного
объединения
«
Форум
диалога
Индии
,
Бразилии
,
ЮАР
» (
ИБСА
).
Деятельность
ИБСА
направлена
на
выработ
-
ку
совместных
внешнеполитических
решений
и
одновремен
-
но
на
укрепление
экономических
связей
между
государства
-
ми
-
членами
.
Особое
внимание
ведущих
мировых
держав
к
ЮАР
и
ее
руководству
обуславливается
тем
,
что
при
снижении
доли
горнодобывающей
промышленности
она
во
многом
продол
-
жает
определять
стратегическую
важность
ЮАР
.
Она
еще
более
усилится
,
если
окажутся
реальными
планы
широкого
внедрения
водородного
топлива
,
для
производства
которого
необходима
платина
,
основные
мировые
запасы
которой
на
-
ходятся
в
ЮАР
.
После
избрания
Зумы
лидером
АНК
,
еще
до
вступления
на
пост
президента
страны
,
его
подчеркнуто
доброжелатель
-
но
принимали
в
США
,
а
затем
новому
президенту
ЮАР
был
оказан
в
полном
смысле
слова
королевский
прием
в
Лондоне
.
Наиболее
интенсивно
в
последние
годы
развиваются
связи
ЮАР
с
Китаем
.
В
2009
г
.
Китай
впервые
вышел
на
первое
место
в
торговле
с
Южной
Африкой
,
обогнав
Герма
-
нию
и
США
.
В
своей
внешнеэкономической
экспансии
Ки
-
тай
сделал
ставку
в
Африке
,
прежде
всего
,
на
ЮАР
.
Для
структуры
южноафриканского
экспорта
в
Китай
характерна
сырьевая
направленность
(
в
основном
руды
цветных
метал
-
лов
).
Одновременно
ЮАР
является
емким
рынком
для
гото
-
1
http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=26869&tid=65549
158
вых
товаров
из
Китая
:
машин
и
оборудования
,
инструментов
,
домашней
бытовой
техники
,
мобильных
телефонов
и
др
.,
причем
импорт
из
Китая
более
чем
в
два
раза
превышает
экспорт
в
эту
страну
.
С
конца
прошлого
века
осуществляется
масштабная
экспансия
китайского
капитала
в
ЮАР
.
Китайские
компании
,
большинство
из
которых
государственные
,
инвестируют
главным
образом
в
горнодобывающую
промышленность
ЮАР
.
Созданы
крупные
совместные
предприятия
по
добыче
хрома
,
золота
,
платины
,
алмазов
(
об
их
наличии
в
сфере
до
-
бычи
урана
данных
пока
нет
).
По
некоторым
оценкам
,
пря
-
мые
китайские
инвестиции
в
страну
превышают
6
млрд
.
долл
.
КНР
активно
проникает
в
финансовую
сферу
южноаф
-
риканской
экономики
.
Главное
достижение
здесь
–
приобре
-
тение
в
2007
г
. 20%
акций
крупного
южноафриканского
бан
-
ка
«
Стандард
Бэнк
».
Поскольку
банк
обладает
филиалами
почти
в
двух
десятках
африканских
стран
,
покупка
крупного
пакета
его
акций
создала
финансовую
основу
для
дальней
-
шей
экспансии
Китая
в
Африку
.
В
ЮАР
отношение
к
китайскому
повсеместному
при
-
сутствию
двоякое
.
Существует
мнение
,
что
«
китайцев
в
Юж
-
ной
Африке
слишком
много
»,
и
их
засилье
может
в
будущем
привести
к
потере
местного
контроля
над
некоторыми
важ
-
ными
объектами
.
Но
большинство
считает
необходимым
привлечение
любых
инвестиций
.
ЮАР
заинтересована
в
корректных
отношениях
со
США
,
но
выступает
против
действий
Вашингтона
в
отноше
-
нии
т
.
н
. «
стран
-
изгоев
»,
других
проявлений
его
имперской
политики
.
После
смены
политической
власти
в
ЮАР
в
1994
г
.
первоначально
укрепилось
мнение
,
что
вероятной
угрозы
на
-
падения
на
страну
нет
.
Однако
последовавшие
события
,
осо
-
бенно
американская
авантюра
в
Ираке
,
а
затем
и
интервен
-
ция
в
Ливии
внесли
коррективы
в
такую
позицию
.
Тогдаш
-
ний
президент
ЮАР
Табо
Мбеки
публично
заявил
: «
Пер
-
159
спектива
,
стоящая
перед
народом
Ирака
,
должна
послужить
достаточным
предупреждением
,
что
в
будущем
на
нас
тоже
могут
спуститься
другие
с
оружием
в
руках
,
чтобы
насильст
-
венно
накормить
нас
».
Упомянув
о
призывах
в
США
игно
-
рировать
решения
ООН
,
он
добавил
: «
Если
ООН
ничего
не
значит
и
должна
быть
разрушена
,
должны
ли
мы
,
малые
страны
Африки
,
составляющие
Африканский
Союз
,
думать
,
что
мы
…
не
будем
наказаны
,
если
выйдем
из
строя
»
1
.
Вместе
с
тем
разногласия
по
международным
пробле
-
мам
не
сильно
сказываются
на
торгово
-
экономических
от
-
ношениях
между
двумя
странами
,
которые
активно
развива
-
ются
.
ЮАР
входит
в
число
африканских
стран
,
которым
пре
-
доставлено
право
поставлять
свои
товары
в
Америку
по
сни
-
женным
тарифам
.
США
сейчас
занимает
третье
место
по
объему
торговли
с
ЮАР
,
после
Китая
и
Германии
.
В
импорте
ЮАР
из
США
преобладают
машины
и
оборудование
,
в
экс
-
порте
–
драгоценные
металлы
и
камни
.
США
также
являются
одним
из
главных
инвесторов
в
экономику
ЮАР
,
занимая
первое
место
по
портфельным
и
третье
–
по
прямым
инвестициям
.
Американским
компаниям
принадлежит
около
20%
всех
иностранных
капиталовложе
-
ний
в
стране
.
Традиционные
связи
поддерживаются
между
ЮАР
и
Великобританией
.
Значительная
часть
белых
южноафрикан
-
цев
,
обладающих
серьезными
экономическими
позициями
в
своей
стране
–
выходцы
из
Англии
,
не
порвавшие
связи
с
ис
-
торической
родиной
.
И
в
настоящее
время
Великобритания
остается
в
числе
наиболее
крупных
партнеров
Южной
Афри
-
ки
.
В
структуре
экспорта
почти
половина
приходится
на
дра
-
гоценные
металлы
и
камни
и
изделия
из
них
,
значительная
часть
–
на
продукты
питания
.
Основным
характеризующим
элементом
внешней
по
-
литики
ЮАР
после
2009
г
.
стало
вступление
ЮАР
в
БРИК
,
1
http://news.bbc.co.uk/2/hi/africa/2928829.stm
160
что
превратило
эту
группу
в
БРИКС
.
Это
отвечало
общей
концепции
развития
внешнеполитической
стратегии
страны
,
обозначенной
еще
в
начале
1990-
х
гг
.
В
ЮАР
весьма
болезненно
отнеслись
к
тому
,
что
их
страна
не
была
приглашена
на
саммит
БРИК
в
Екатеринбур
-
ге
в
2009
г
.,
хотя
ЮАР
официально
выразила
желание
при
-
соединиться
к
БРИК
лишь
несколькими
неделями
ранее
,
по
-
сле
вступления
на
пост
президента
Дж
.
Зумы
.
В
2010
г
.
он
посетил
с
официальными
визитами
все
четыре
страны
-
участницы
БРИК
,
выразив
приоритетность
вопроса
о
вклю
-
чении
ЮАР
в
члены
организации
.
Прием
ЮАР
в
эту
группу
отразил
то
,
что
в
последние
годы
наблюдается
усиление
внимания
мирового
сообщества
к
проблемам
Африки
.
Континент
приобретает
особую
зна
-
чимость
в
связи
с
разрастающимися
экономическими
про
-
блемами
в
мире
.
Африка
становится
зоной
стратегических
интересов
новых
полюсов
власти
.
Таким
образом
,
взаимо
-
действие
стран
БРИКС
как
отдельно
,
так
и
в
качестве
объе
-
динения
,
со
странами
Африканского
континента
является
важным
направлением
их
внешнеполитической
активности
.
Так
,
в
последнее
десятилетие
наблюдается
всплеск
экономи
-
ческой
и
политической
деятельности
Китая
и
Индии
,
а
также
Бразилии
на
континенте
.
Привлечение
ЮАР
в
«
клуб
»
явля
-
ется
подтверждением
важности
африканской
составляющей
в
современной
системе
международных
отношений
.
Вступ
-
ление
ЮАР
в
БРИКС
вызывает
и
необходимость
дальнейшей
активизации
внешней
политики
России
на
африканском
на
-
правлении
.
Включение
ЮАР
в
группу
усиливает
мощь
и
статус
БРИКС
,
предоставляет
ему
присутствие
,
влияние
и
торговые
возможности
на
трех
континентах
,
должно
помочь
взаимоот
-
ношениям
БРИКС
с
Африканским
союзом
и
другими
органи
-
зациями
,
такими
как
Движение
неприсоединения
.
С
другой
стороны
,
вхождение
ЮАР
в
БРИКС
позволяет
стране
повысить
свой
международный
статус
и
усилить
свою