Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2634

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

141

финансировать

 

использование

 

Индией

 

новейших

 

китайских

 

технологий

 

для

 

осуществления

 

массированных

 

проектов

 

в

 

области

 

инфраструктуры

1

Была

 

достигнута

 

договоренность

 

о

 

том

что

 

министры

 

финансов

 

пяти

 

стран

 

продолжат

 

работу

 

над

 

реализацией

 

проекта

 

создания

 

Банка

.  

Индийские

 

эксперты

 

обратили

 

внимание

 

на

 

высказан

-

ное

 

президентом

 

РФ

 

В

.

В

.

Путиным

 

в

 

интервью

 

ИТАР

-

ТАСС

 

накануне

 

саммита

 

в

 

Дурбане

 

мнение

 

о

 

необходимости

 

созда

-

ния

  «

механизма

 

стратегического

 

сотрудничества

который

 

позволит

 

нам

 

вместе

 

находить

 

решения

 

фундаментальных

 

проблем

 

глобальной

 

политики

». 

Так

М

.

К

.

Бхадракумар

из

-

вестный

 

политолог

 

и

 

дипломат

, 22 

марта

 2013 

г

расценил

 

это

 

предложение

 

как

 

идею

 «

постепенной

 

и

 

требующей

 

опре

-

деленного

 

времени

 

трансформации

 

роли

 

БРИКС

», «

переори

-

ентации

 

БРИКС

», 

преобразованию

 «

форума

 

по

 

координации

 

подходов

 

к

 

ограниченному

 

кругу

 

вопросов

 

в

 

механизм

  

стратегического

 

сотрудничества

который

 

позволит

 

нам

  

вместе

 

находить

 

решения

 

фундаментальных

 

проблем

 

гло

-

бальной

 

политики

». 

Предложение

 

В

.

В

Путина

как

 

считает

 

М

.

К

Бхадракумар

, «

может

 

фундаментально

 

поменять

 

ориен

-

тацию

 

БРИКС

…»

2

Так

Индия

по

 

утверждению

 

М

.

К

Бхадракумара

пер

-

вой

 

поддержала

 

инициативу

 

установления

 

тесных

 

контактов

«

объединения

» 

советников

 

по

 

национальной

 

безопасности

 

стран

 

БРИКС

3

.  

Возвращаясь

 

из

 

Дурбана

 

на

 

родину

премьер

-

министр

 

Индии

 

Манмохан

 

Сингх

 

выразил

 

удовлетворение

 

тем

 

об

-

стоятельством

что

 

важные

 

предложения

выдвинутые

 

Инди

-

ей

активно

 

обсуждались

 

в

 

ходе

 

саммита

Так

индийский

 

                                                 

1

 Global Research. Centre for Research on Globalization//global-

research.ca/global research.org 

2

 Ibid. 

3

 Arvind Padmanabhan. Happy Durban delivered India’s BRICS demands: 

PM//IANS-India Business/Economy, Diplomacy, Tuu, 28 March 2013 

 

142

премьер

-

министр

 

напомнил

 

об

 

учреждении

 

Банка

 

развития

о

 

создании

 

Делового

 

совета

 

БРИКС

о

 

важности

 

и

 

механизме

 

деятельности

 

группы

 

ученых

 

пяти

 

стран

 

и

 

др

.

1

.  

  
 

1.7. 

ЮАР

 – 

НОВЫЙ

 

ЧЛЕН

 

БРИКС

 

 

 

А

.

А

Архангельская

к

.

и

.

н

Институт

 

Африки

 

РАН

 

В

.

Г

Шубин

проф

., 

Институт

 

Африки

 

РАН

 

 

24 

декабря

 2010 

г

министр

 

международных

 

отношений

 

и

 

сотрудничества

 

ЮАР

 

Маите

 

Нкоана

-

Машабане

 

заявила

что

 

она

 

получила

 

уведомление

 

по

 

телефону

 

от

 

главы

 

МИД

 

КНР

 

Ян

 

Цзечи

согласно

 

которому

 

Китай

тогда

 

председатель

 

БРИК

по

 

согласованию

 

с

 

другими

 

странами

-

членами

 

орга

-

низации

приглашает

 

ЮАР

 

стать

 

полноправным

 

членом

 

БРИК

  (

БРИКС

). 

Председатель

 

КНР

 

Ху

 

Цзиньтао

 

направил

 

приглашение

 

президенту

 

ЮАР

 

Дж

Зуме

 

принять

 

участие

 

в

 

саммите

 

БРИКС

 

в

 

Китае

 

в

 

начале

 

апреля

 2011 

г

.

 

Южно

-

Африканская

 

Республика

 

расположена

 

на

 

край

-

нем

 

юге

 

Африканского

 

континента

ее

 

территория

 -1 223 201 

кв

км

население

 – 51,77 

млн

. (

оценка

, 2012 

г

.). 

Характерной

 

чертой

 

его

 

является

 

многорасовый

 

и

 

многоэтнический

 

харак

-

тер

около

 80% 

населения

 

составляют

 

африканцы

  (

народы

 

банту

крупнейшие

 

из

 

них

 

зулу

 – 24%, 

и

 

коса

 – 18%), 

около

 

9% 

населения

 – 

метисы

  (

т

.

н

цветные

) – 

примерно

 

столько

  

же

 – 

белые

  (

африканеры

 

и

 

англоязычные

), 

около

 2,5%.- 

вы

-

ходцы

 

из

 

Азии

в

 

основном

индийцы

В

 

стране

 11 

официаль

-

ных

 

языков

в

 

том

 

числе

 

девять

 – 

африканских

.  

Такая

 

ситуация

 

уходит

 

корнями

 

в

 

прошлое

Еще

 

в

 XVII 

веке

 

в

 

Южной

 

Африке

с

 

прибытием

 

туда

 

голландских

 

коло

-

                                                 

1

 

См

.: 

Совместное

 

заявление

 

глав

 

государств

 

БРИК

г

.

Бразилиа

 15 

апреля

 

2010 

г

. – http://news.kremlin.ru/news/7475; 

Делийская

 

декларация

. 29 

мар

-

та

 2012 

г

. – http://news.kremlin.ru/ref_notes/1189 .  


background image

 

143

нистов

начался

 

процесс

 

создания

 

расового

 

государства

 

и

 

бо

-

лее

 

ста

 

лет

 

назад

 

в

 

стране

 

сформировались

 

четыре

 

основные

 

расовые

 

группы

африканцы

составлявшие

 

большинство

 

на

-

селения

белые

цветные

 

и

 

индийцы

В

 1910 

г

был

 

создан

 

самоуправляющийся

 

доминион

 

Южно

-

Африканский

 

Союз

в

 

котором

 

властью

 

обладало

 

бе

-

лое

 

население

В

 1948 

г

на

 

выборах

 

победила

 

опиравшаяся

 

на

 

африканеров

 

Национальная

 

партия

которая

 

начала

 

осу

-

ществлять

 

политику

 

апартеида

В

 1960 

г

была

 

запрещена

 

ве

-

дущая

 

оппозиционная

 

организация

 – 

Африканский

 

нацио

-

нальный

 

конгресс

 

Южной

 

Африки

  (

АНК

). 

В

 1961 

г

страна

 

была

 

провозглашена

 

республикой

 

и

 

вышла

 

из

 

Содружества

Многолетняя

 

борьба

 

за

 

ликвидацию

 

режима

 

апартеида

 

велась

 

в

 

различных

 

формах

 – 

массово

-

политическая

под

-

польная

вооруженная

 – 

и

 

наряду

 

с

 

давлением

 

извне

 

вынуди

-

ла

 

режим

 

апартеида

 

пойти

 

на

 

уступки

Во

 

второй

 

половине

 

1980-

х

 

гг

между

 

АНК

 

и

 

правительством

 

начались

  «

перего

-

воры

 

о

 

переговорах

», 

которые

 

привели

 

к

 

снятию

 

в

 

феврале

 

1990 

г

запрета

 

с

 

АНК

ЮАКП

 

и

 

ряда

 

других

 

организаций

 

и

 

освобождению

 

после

 27 

лет

 

заключения

 

Нельсона

 

Манделы

являвшегося

 

руководителем

 

созданной

 

в

 1961 

г

.

военной

 

ор

-

ганизации

 

АНК

 – «

Умконто

 

ве

 

сизве

». 

Затем

 

в

 

ходе

 

многопартийных

 

переговоров

 

о

 

политиче

-

ском

 

урегулировании

 

в

 

ноябре

 1993 

г

было

 

достигнуто

 

со

-

гласие

 

о

 

принятии

 

новой

 

конституции

а

 

в

 

апреле

 1994 

г

в

 

ЮАР

 

впервые

 

были

 

проведены

 

всеобщие

 

выборы

на

 

кото

-

рых

 

АНК

 

одержал

 

победу

Президентом

 

страны

 

был

 

избран

 

лидер

 

этой

 

организации

 

Нельсон

 

Мандела

Однако

 

процесс

 

создания

 

нерасового

 

государства

 

в

 

Южной

 

Африке

 

не

 

закон

-

чился

 

этим

были

 

лишь

 

заложены

 

его

 

юридические

 

и

 

поли

-

тические

 

основы

Сегодняшнюю

 

политическую

 

ситуацию

 

в

 

Южно

-

Африканской

 

Республике

 

в

 

целом

 

можно

 

охарактеризовать

 

как

 

достаточно

 

стабильную

Партия

 

Африканский

 

нацио

-

нальный

 

конгресс

 

Южной

 

Африки

 (

АНК

прочно

 

удержива

-

 

144

ет

 

власть

набирая

 

на

 

всеобщих

 

выборах

 

около

 

двух

 

третей

 

голосов

однако

 

при

 

этом

 

в

 

стране

 

активно

 

действует

 

оппо

-

зиция

но

 

и

 

имеется

 

развитое

 

гражданское

 

общество

 

и

 

обес

-

печена

 

реальная

 

свобода

 

СМИ

.  

Государственный

 

механизм

 

поддержки

 

демократии

 

и

 

защиты

 

прав

 

человека

 

в

 

ЮАР

 

включает

 

независимые

 

суды

офис

  «

Общественного

 

защитника

» (

омбудсмена

), 

Комиссию

 

по

 

правам

 

человека

офис

 

Генерального

 

аудитора

Комиссию

 

по

 

продвижению

 

и

 

защите

 

прав

 

культурных

религиозных

 

и

 

лингвистических

 

общин

 

и

 

Гендерную

 

комиссию

Ведущая

 

оппозиционная

 

партия

 – 

Демократический

 

альянс

 

улучшила

 

свои

 

результаты

 

на

 

парламентских

 

выборах

 

в

 2009 

г

получив

 

около

 17% 

голосов

однако

 

она

 

не

 

пользу

-

ется

 

сколь

 

либо

 

значительной

 

поддержкой

 

среди

 

африкан

-

ского

 

населения

 

и

 

опирается

прежде

 

всего

на

 

голоса

 

белых

а

 

в

 

последние

 

годы

 – 

и

 

цветных

В

 

обозримом

 

будущем

 

ре

-

альная

 

оппозиция

 

АНК

 

может

 

возникнуть

 

лишь

 

в

 

недрах

 

са

-

мой

 

этой

 

партии

.  

И

 

действительно

в

 

последние

 

годы

 

впервые

 

за

 

полвека

 

в

 

АНК

 

возник

 

серьезный

 

кризис

и

 

даже

 

угроза

 

раскола

На

-

чалом

 

его

 

послужило

 

увольнение

 

с

 

поста

 

заместителя

 

прези

-

дента

 

в

 2005 

г

Джекоба

 

Зумы

которого

 

затем

 

обвинили

 

в

 

коррупции

Однако

 

дело

 

было

 

закрыто

 

судьей

а

 

по

 

другому

 

делу

 – 

об

 

изнасиловании

 – 

он

 

был

 

оправдан

Все

 

это

 

усилило

 

позиции

 

Зумы

 

в

 

становившемся

 

все

 

более

 

остром

 

противо

-

стоянии

 

его

 

и

 

его

 

сторонников

 

с

 

лагерем

 

тогдашнего

 

лидера

 

АНК

 

и

 

президента

 

ЮАР

 

Табо

 

Мбеки

На

 

съезде

 

АНК

 

в

 

де

-

кабре

 2007 

г

Мбеки

 

в

 

третий

 

раз

 

выставил

 

свою

 

кандидатуру

 

на

 

пост

 

президента

 

АНК

Однако

 

на

 

съезде

 

за

 

него

 

проголо

-

совало

 

лишь

 40% 

делегатов

а

 

за

 

Зуму

 – 60%. 

Не

 

были

 

избра

-

ны

 

на

 

руководящие

 

посты

 

в

 

партии

 

и

 

сторонники

 

Мбеки

 

из

 

числа

 

министров

.  

Таким

 

образом

с

 

конца

 2007 

г

в

 

стране

 

установилось

 

своего

 

рода

 

двоевластие

Мбеки

 

оставался

 

президентом

 

страны

в

 

то

 

время

 

как

 

лидером

 

правящей

 

партии

 

стал

 

Зума


background image

 

145

Предполагалось

что

 

переходный

 

период

 

продлится

 

до

 

новых

 

всеобщих

 

выборов

то

 

есть

 

не

 

далее

как

 

до

 

середины

 2009 

г

., 

однако

 

радикальные

 

противники

 

президента

 

заседании

 

На

-

ционального

 

исполкома

 

АНК

 20 

сентября

 2008 

г

настояли

 

на

 

«

отзыве

 

товарища

 

Мбеки

» 

с

 

поста

 

президента

.

1

 

Мбеки

 

подал

 

в

 

отставку

и

 

его

 

примеру

 

последовало

 

несколько

 

членов

 

ка

-

бинета

.  

Хотя

 

внешне

 

события

 

в

 

ЮАР

 

выглядели

 

как

 

конфликт

 

между

 

отдельными

 

личностями

 

и

 

группами

 

в

 

руководстве

 

АНК

они

 

имеют

 

более

 

глубокие

 

корни

После

 

смены

 

власти

 

в

 1994 

г

страна

 

добилась

 

немалых

 

успехов

но

 

разрыв

 

между

 

богатыми

 

и

 

бедными

 

по

-

прежнему

 

велик

среди

 

африканско

-

го

 

большинства

 

населения

 

росло

 

разочарование

и

 

символом

 

стремления

 

к

 

переменам

 

стал

 

Джекоб

 

Зума

 – «

человек

 

из

 

на

-

рода

». 

Его

 

победу

 

во

 

многом

 

обеспечили

 

входящие

 

в

 «

трой

-

ственный

 

союз

» 

с

 

АНК

 

Конгресс

 

южноафриканских

 

проф

-

союзов

  (

КОСАТУ

и

 

компартия

  (

ЮАКП

), 

выступающие

 

за

 

более

 

глубокие

 

социально

-

экономические

 

преобразования

,  

а

 

также

 

Молодежная

 

лига

 

конгресса

.  

Многие

 

считают

 (

или

по

 

крайней

 

мере

считали

Зуму

 

человеком

 

левых

 

взглядов

 (

он

 

в

 

свое

 

время

 

был

 

членом

 

ком

-

партии

 

и

 

даже

 

входил

 

в

 

ее

 

Политбюро

но

 

вышел

 

из

 

нее

кстати

как

 

и

 

Мбеки

более

 20 

лет

 

назад

), 

однако

 

его

 

действия

 

в

 

течение

 

шести

 

лет

когда

 

он

 

был

 

заместителем

 

президента

не

 

противоречили

 

политике

 

Мбеки

да

 

и

 

после

 

избрания

 

Зу

-

мы

 

в

 

мае

 2009 

г

на

 

пост

 

президента

 

ЮАР

 

принципиальных

 

изменений

 

во

 

внутренней

 

и

 

внешней

 

политике

 

страны

 

не

 

произошло

.  

По

 

существу

 

Зума

 

стоял

 

перед

 

выбором

или

 

продол

-

жать

 

с

 

небольшими

 

изменениями

 

экономическую

 

и

 

социаль

-

ную

 

политику

 

Мбеки

рискуя

 

потерять

 

поддержку

 

черного

 

населения

или

 

попытаться

 

осуществить

 

более

 

радикальные

 

                                                 

1

 Jacob Zuma’s statement on Mbeki’s recall. http://www.politicsweb.co.za/ 

politicsweb/view/politicsweb/en/page71619?oid=104010&sn=Detail 

 

146

реформы

 

для

 

улучшения

 

его

 

положения

что

однако

 

чревато

 

снижением

 

как

 

внутренних

так

 

и

 

внешних

 

инвестиций

.  

Действия

 

нового

 

президента

 

отвечали

 

первому

 

вариан

-

ту

 

развития

 

событий

что

 

привело

 

к

 

росту

 

критики

 

теперь

 

уже

 

в

 

его

 

адрес

прежде

 

всего

со

 

стороны

 

профсоюзов

 

и

 

Мо

-

лодежной

 

лиги

 

АНК

Ее

 

руководитель

 

Джулиус

 

Малема

ра

-

нее

 

активно

 

поддерживавший

 

Зуму

 

в

 

конфликте

 

с

 

Мбеки

теперь

 

стал

 

критиковать

 

его

 

политику

требуя

в

 

частности

национализации

 

горнорудной

 

промышленности

 

страны

Ру

-

ководству

 

АНК

 

в

 

этих

 

условиях

 

пришлось

 

прибегнуть

 

к

 

ад

-

министративным

 

мерам

и

 

Малема

 

был

 

исключен

 

из

 

этой

 

ор

-

ганизации

Еще

 

ранее

 

сорвалась

 

попытка

 

части

 

руководителей

 

АНК

недовольных

 

вынужденной

 

отставкой

 

Табо

 

Мбеки

создать

 

реальную

 

альтернативу

 

АНК

 

в

 

виде

 

партии

 

Конгресс

 

народа

  (

КОПЕ

). 

Большинство

 

членов

 

АНК

 

не

 

пошли

 

за

 

ни

-

ми

и

 

новая

 

партия

 

набрала

 

на

 

парламентских

 

выборах

 

лишь

 

7,5% 

голосов

а

 

затем

 

вскоре

 

растеряла

 

своих

 

членов

 

и

 

сто

-

ронников

В

 

годы

 

борьбы

 

против

 

расистского

 

режима

 

АНК

 

и

 

его

 

союзники

 

характеризовали

 

ситуацию

 

в

 

Южной

 

Африке

 

как

 

«

колониализм

 

особого

 

типа

», 

когда

 

угнетающая

 

и

 

угнетенная

 

нации

 

живут

 

в

 

одной

 

стране

В

 

экономическом

 

плане

 

в

 

ЮАР

 

существовал

 

современный

 

высокоразвитый

 

сектор

контро

-

лируемый

 

белыми

наряду

 

с

  «

неформальным

» 

сектором

 

и

 

отсталым

 

сельским

 

хозяйством

 

в

 

бантустанах

И

 

хотя

 

после

 

смены

 

власти

 

в

 

ЮАР

 

прошло

 

уже

 

почти

 19 

лет

многие

 

чер

-

ты

 

такого

 

экономического

 

устройства

 

сохраняются

Правительство

пришедшее

 

на

 

смену

 

расистскому

 

ре

-

жиму

 

в

 1994 

г

., 

должно

 

было

 

принять

 

меры

 

для

 

устранения

 

разрыва

 

в

 

доходах

прежде

 

всего

между

 

африканцами

 

и

 

бе

-

лыми

 

и

 

обеспечения

 

экономического

 

роста

С

 

этой

 

целью

 

была

 

принята

 

Программа

 

реконструкции

 

и

 

развития

 – 

ПРР

 

(Reconstruction and Development Programme – RDP), 

основной

 

задачей

 

которой

 

было

 

решение

 

острейшей

 

жилищной

 

про

-


background image

 

147

блемы

 

и

 

обеспечение

 

населения

 

минимально

 

необходимыми

 

услугами

доступом

 

к

 

питьевой

 

воде

электрификацией

 

чер

-

ных

 

поселков

где

 

проживала

 

большая

 

часть

 

населения

 

стра

-

ны

а

 

также

 

создание

 

новых

 

рабочих

 

мест

Хотя

 

ПРР

 

еще

 

не

 

была

 

выполнена

фактически

 

на

 

сме

-

ну

 

ей

 

в

 1998 

г

пришла

 

новая

  «

макроэкономическая

 

страте

-

гия

» – «

Рост

занятость

 

и

 

перераспределение

» (

РЗП

). 

В

 

ней

 

роль

 

основного

 

звена

 

экономики

 

была

 

отведена

 

в

 

основном

 

крупному

 

частному

 

капиталу

и

 

предполагалось

что

 

это

 

должно

 

было

 

привести

 

к

 

росту

 

экономики

 

и

 

повышению

 

бла

-

госостояния

 

в

 

первую

 

очередь

 

черного

 

населения

 

страны

позволить

 

уменьшить

 

безработицу

Программа

 

предусматри

-

вала

 

также

 

быстрое

 

развитие

 

мелкого

 

и

 

среднего

 

производ

-

ства

Эта

 

программа

 

подверглась

 

критике

 

как

 «

неолибераль

-

ная

», 

особенно

 

когда

 

стало

 

ясно

что

 

она

 

не

 

приносит

 

ожи

-

даемых

 

результатов

не

 

удалось

 

обеспечить

 

высоких

 

темпов

 

роста

 

ВВП

следовательно

и

 

намеченного

 

рассасывания

 

без

-

работицы

Параллельно

 

с

 2004 

г

осуществлялась

 

политика

  «

рас

-

ширения

 

участия

 

черного

 

населения

 

в

 

экономике

» (Black 

Economic Empowernment – BEE), 

которая

 

предусматривала

 

уступку

 

на

 

льготных

 

условиях

 

части

 

капитала

 

компаний

 

аф

-

риканцам

Однако

 

выиграл

 

от

 

нее

 

лишь

 

узкий

 

круг

 

привиле

-

гированных

 

африканцев

Нынешняя

 

экономическая

 

политика

 

ЮАР

 

формируется

 

на

 

основе

 

опыта

 

тех

 

стран

которые

 

смогли

 

поддержать

 

рост

 

ВВП

 

больше

 7% 

в

 

год

 

на

 

протяжении

 

двух

 

десятилетий

та

-

ких

 

как

 

Бразилия

Китай

Гонконг

Сингапур

Индонезия

Южная

 

Корея

 

и

 

др

. «

Новая

 

политика

 

экономического

 

роста

 

ЮАР

 

должна

 

создать

 

в

 

стране

 5 

млн

новых

 

рабочих

 

мест

 

и

 

сократить

 

безработицу

 

с

 

нынешних

 25 

до

 15% 

к

 2020 

году

», – 

заявил

 

министр

 

экономического

 

развития

 

ЮАР

 

Эбрахим

 

Па

-

тель

1

.  

                                                 

1

 http://www.bdlive.co.za/articles/2011/02/16/patel-upbeat-on-5-million-jobs-goal 

 

148

ЮАР

 – 

наиболее

 

экономически

 

развитое

 

государство

 

Африки

на

 

него

 

приходится

 

примерно

 35% 

ВВП

 

континен

-

та

Страна

 

обладает

 

всеми

 

известными

 

природными

 

ресурса

-

ми

является

 

одним

 

из

 

крупнейших

 

мировых

 

производителей

 

металлов

 

платиновой

 

группы

 

золота

хрома

 

и

 

угля

Её

 

доля

  

в

 

общемировом

 

производстве

 

платины

 

достигает

 79%, 

киа

-

нита

 – 60%, 

хромовой

 

руды

 – 42%, 

палладия

 – 41%, 

верми

-

кулита

 – 40%, 

ванадия

 – 35%, 

циркония

 – 32%, 

рутила

 

и

 

ильменита

 – 

по

 19%, 

марганцевой

 

руды

 – 14%, 

золота

 – 9%. 

Кроме

 

горнорудной

в

 

стране

 

имеется

 

высокоразвитая

 

обрабатывающая

 

промышленность

включая

 

производство

 

информационных

 

технологий

 

и

 

электронной

 

продукции

 

и

 

(

частично

современное

 

сельское

 

хозяйство

как

 

земледелие

так

 

и

 

скотоводство

Это

 

единственная

 

страна

 

континента

эксплуатирующая

 

ядерные

 

технологии

 

и

 

имеющая

 

АЭС

Она

 

располагает

 

развитой

 

финансовой

 

системой

 

и

 

законодатель

-

ной

 

базой

 

экономики

хорошей

 

инфраструктурой

 

путей

 

со

-

общения

связи

 

и

 

энергетики

.  

В

 

интересах

 

стабилизации

 

социально

-

экономической

 

обстановки

 

и

 

обеспечения

 

устойчивого

 

развития

 

правитель

-

ство

 

уделяет

 

большое

 

внимание

 

социально

 

ориентированным

 

программам

 

и

 

проектам

 

развития

.  

В

 

сельскохозяйственном

 

секторе

 

государство

 

с

 

целью

 

устранения

 

несправедливостей

допущенных

 

при

 

апартеиде

 

в

 

отношении

 

черных

 

владельцев

 

на

 

селе

занялось

 

проведени

-

ем

 

земельной

 

реформы

рассчитанной

 

на

 1999-2014 

гг

Пре

-

дусматривалось

 

восстановление

 

прав

 

черных

 

владельцев

,  

и

 

возврат

 

им

 30% 

белых

 

фермерских

 

земель

 (24,6 

млн

га

согласно

 

принципу

 

добровольной

 

купли

-

продажи

Но

 

к

 2012 

г

удалось

 

перераспределить

 

лишь

 8% 

их

1

по

 

этой

 

причине

 

программа

 

продлена

 

до

 2025 

г

.

2

 

                                                 

1

 http://allafrica.com/stories/201211010750.html?page=2 

2

 http://www.pbs.org/pov/promisedland/land_reform.php#.UQp5E7802Fg 


background image

 

149

В

 

известной

 

степени

 

место

 

ЮАР

 

в

 

мировой

 

экономике

 

сопоставимо

 

с

 

местом

 

России

по

 

ряду

 

параметров

 

может

 

быть

 

отнесена

 

к

 

развитым

 

странам

  «

первого

 

мира

», 

но

 

по

 

другим

 – 

к

 «

третьему

 

миру

». 

В

 

целом

 

в

 

постапартеидный

 

пе

-

риод

 

ее

 

экономика

 

развивалась

 

успешно

хотя

 

и

 

не

 

столь

 

вы

-

сокими

 

темпами

как

 

надеялось

 

руководство

 

ЮАР

в

 1994-

1998 

гг

., 

ВВП

 

увеличивался

 

на

 2,5% 

в

 

год

К

 2000-2003 

гг

он

 

ускорился

 

до

 3,4%, 

а

 

в

 2004-2005 

гг

превысил

 4,9%, 

в

 2005-

2007 

гг

он

 

постоянно

 

увеличивался

в

 

среднем

 

на

 5,5% 

еже

-

годно

.  

Но

 

затем

 

мировой

 

кризис

 

привел

 

к

 

падению

 

производ

-

ства

  (

максимально

 

на

 6,4 % 

в

 

первом

 

квартале

 2009 

г

.

1

Внешнеэкономические

 

связи

 

всегда

 

были

 

приоритетными

 

для

 

экономики

 

Южной

 

Африки

и

 

именно

 

они

 

пострадали

 

в

 

наибольшей

 

степени

 

из

-

за

 

кризиса

В

 2009 

г

экспорт

 

снизил

-

ся

 

на

 20,9%, 

а

 

импорт

 – 

на

 27,9% 

2

Кризис

 

привел

 

к

 

потере

 

около

 

миллиона

 

рабочих

 

мест

3

в

 

то

 

время

 

как

 

уровень

 

без

-

работицы

 

в

 

стране

 

и

 

так

 

высок

.  

Специфической

 

особенностью

 

экономики

 

ЮАР

 

по

 

сравнению

 

с

 

наиболее

 

развитыми

 

странами

 

является

 

то

что

 

финансовый

 

сектор

  (

включая

 

недвижимость

составляет

 

только

 17-18% 

ВВП

в

 

то

 

время

как

 

свыше

 17% 

приходится

 

на

 

обрабатывающую

 

промышленность

 

и

 6–7% 

на

 

горнодо

-

бывающую

 

промышленность

Таким

 

образом

финансовый

 

капитал

 

играет

 

в

 

ЮАР

 

намного

 

меньшую

 

роль

что

 

способ

-

ствует

 

устойчивости

 

в

 

случае

 

мировых

 

финансовых

 

кризи

-

сов

Кроме

 

того

в

 

стране

 

сохраняется

 

эффективный

 

контроль

 

                                                 

1

 http://www.southafrica.info/business/economy/econoverview.htm 

2

 South African Trade by Chapters, South African Trade Statistics // Depart-

ment of Trade and Industry – http://www.thedti.gov.za/econdb/raportt/ 
rapch.html 

3

 Media Statement by President JG Zuma following the report back by the 

Leadership Group of the Framework response to the Economic Crisis, Presi-
dential Guesthouse, Pretoria, 03 December 2009. http://www.thepresidency. 
gov.za/pebble.asp?relid=646&t=79 

 

150

над

 

деятельностью

 

банков

большинство

 

из

 

них

 

не

 

имели

 

возможности

 

участвовать

 

в

 

рискованных

 

операциях

 

за

 

рубе

-

жом

С

 

другой

 

стороны

правительство

 

ЮАР

 

активно

 

вме

-

шивалось

 

в

 

экономику

 

для

 

содействия

 

преодолению

 

кризиса

В

 

феврале

 2009 

г

была

 

создана

 

специальная

 

структура

 

по

 

антикризисным

 

мерам

 (Presidential Framework Response to the 

International Economic Crisis Team) 

широкого

 

состава

В

 

ней

 

были

 

представлены

 

не

 

только

 

правительство

бизнес

 

и

 

проф

-

союзы

но

 

и

 

общины

 (communities), 

то

 

есть

 

организации

соз

-

даваемые

 

по

 

месту

 

жительства

которые

 

традиционного

 

иг

-

рают

 

в

 

Южной

 

Африке

 

немаловажную

 

роль

.

1

  

Эти

 

меры

 

способствовали

 

тому

что

 

в

 2010 

г

ВВП

 

вы

-

рос

 

на

 3,1% 

и

 

в

 2011 

г

. – 

на

 3,5% 

2

наблюдалось

 

и

 

быстрое

 

восстановление

 

экспорта

 

и

 

импорта

рост

 

составил

 

соответ

-

ственно

 13,9% 

и

 8,4% 

в

 2010 

г

и

 19,9% 

и

 20,8% 

в

 2011 

г

.

3

 

По

 

паритету

 

покупательной

 

способности

  (

ППС

соста

-

вил

 

в

 2012 

г

.

свыше

 11 000 

долл

на

 

душу

 

населения

4

Госу

-

дарственный

 

долг

 

составляет

 41% 

ВВП

 

5

а

 

безработица

 – 

25,5% 

6

бюджет

 

на

 2012-2013 

финансовый

 

год

 

запланирован

 

с

 

дефицитом

 4,6%

7

 

С

 1994 

по

 2004 

гг

страна

 

имела

 

активное

 

сальдо

 

торго

-

вого

 

баланса

но

 

затем

 

оно

 

становится

 

пассивным

Главной

 

причиной

 

этого

 

было

 

увеличение

 

притока

 

иностранных

 

ин

-

вестиций

 

в

 

Южную

 

Африку

и

 

прекращение

  «

бегства

» «

бе

-

                                                 

1

 http://www.info.gov.za/speech/DynamicAction?pageid=461&sid=16154&tid=27985 

2

 http://www.statssa.gov.za/Publications/P0441/P04413rdQuarter2012.pdf 

3

 http://www.sars.gov.za/home.asp?pid=211 

4

 http://www.tradingeconomics.com/south-africa/gdp-per-capita-ppp 

5

 http://www.bdlive.co.za/economy/2012/10/12/imf-warns-south-africa-on-rising-

public-debt-levels 

6

 http://www.tradingeconomics.com/south-africa/unemployment-rate. 

Данные

 

за

 

третий

 

квартал

 2012 

г

7

 http://www.sowetanlive.co.za/news/business/2012/02/22/south-africa-s-first-r1-

trillion-budget