ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2652
Скачиваний: 1
171
2012
г
.
в
рамках
67-
й
сессии
Генассамблеи
ООН
было
приня
-
то
совместное
заявление
,
в
котором
министры
призвали
к
немедленному
и
одновременному
прекращению
огня
и
нача
-
лу
процесса
политического
примирения
с
участием
всех
сто
-
рон
на
основе
диалога
и
при
поддержке
мирового
сообщест
-
ва
,
а
также
подтвердили
свою
поддержку
деятельности
спец
-
представителя
ООН
и
Лиги
арабских
государств
Л
.
Брахими
и
совместного
коммюнике
Женевской
"
Группы
действий
".
Успешно
продвигается
процесс
институционализации
БРИКС
,
сформированы
разветвленные
механизмы
организа
-
ции
,
ежегодный
характер
приобрели
саммиты
БРИКС
.
На
март
2013
г
.
намечен
очередной
, 5-
ый
по
счету
саммит
БРИКС
в
Дурбане
(
ЮАР
).
На
2-
ом
саммите
в
Бразилии
(
ап
-
рель
2010
г
.)
принята
широкая
программа
проведения
встреч
и
мероприятий
по
секторальным
направлениям
.
Состоялись
встречи
министров
сельского
хозяйства
и
аграрного
разви
-
тия
,
финансов
,
торговли
,
здравоохранения
,
руководителей
центральных
банков
,
старших
должностных
лиц
по
научно
-
техническому
сотрудничеству
,
высоких
представителей
,
от
-
ветственных
за
вопросы
национальной
безопасности
.
Прове
-
дены
Деловые
и
Финансовые
форумы
стран
БРИКС
.
Плани
-
руется
значительное
расширение
сотрудничества
в
таких
об
-
ластях
как
наука
и
технологии
,
добыча
и
использование
ми
-
нерального
сырья
,
единая
энергетическая
стратегия
, «
зеленая
экономика
»,
изменение
климата
,
продовольственная
безо
-
пасность
,
здравоохранение
,
борьба
с
бедностью
.
В
ходе
сам
-
мита
в
Санья
банки
развития
четырех
стран
подписали
Ме
-
морандум
о
сотрудничестве
,
предусматривающий
взаимо
-
действие
финансовых
институтов
стран
-
членов
БРИКС
в
де
-
ле
финансирования
ряда
проектов
,
в
том
числе
в
сфере
высо
-
ких
технологий
,
инноваций
,
энергосбережения
.
В
перспекти
-
ве
во
взаимоотношениях
стран
БРИКС
будет
значительно
повышаться
значение
взаимодействия
в
сфере
культуры
,
об
-
разования
,
развития
широких
молодежных
и
туристических
обменов
.
172
В
целом
БРИКС
уже
сейчас
является
важным
глобаль
-
ным
форумом
,
который
будет
оказывать
все
большее
влия
-
ние
на
основные
тенденции
мирового
развития
в
нынешнем
столетии
.
Вместе
со
своими
друзьями
и
партнерами
по
БРИКС
Россия
решительно
отстаивает
пути
построения
но
-
вого
мирового
порядка
на
базе
строгого
соблюдения
между
-
народного
права
,
принципов
справедливости
,
равенства
,
об
-
щей
для
всех
безопасности
.
2.2.
ЯДЕРНЫЙ
ФАКТОР
И
СТРАНЫ
БРИКС
:
ВОЗМОЖНОСТИ
И
ПЕРСПЕКТИВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
С
.
В
.
Уянаев
,
к
.
и
.
н
,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
К
нынешним
и
потенциальным
направлениям
взаимо
-
действия
в
БРИКС
относятся
вопросы
,
связанные
с
действи
-
ем
в
мировой
политике
ядерного
фактора
.
Причем
обеспече
-
ние
ядерной
безопасности
и
укрепление
международного
режима
ядерного
нераспространения
,
включая
,
прежде
всего
,
строгое
соблюдение
и
повышение
эффективности
Договора
о
нераспространении
ядерного
оружия
(
ДНЯО
),
других
дого
-
воренностей
в
этой
области
и
итоговое
продвижение
к
ядер
-
ному
разоружению
,
можно
,
по
-
видимому
,
считать
одним
из
важных
инструментов
формирования
отстаиваемого
страна
-
ми
БРИКС
«
справедливого
и
демократического
миропоряд
-
ка
».
Ведь
«
отличительными
признаками
»
такого
нового
«
бу
-
дущего
»,
согласно
документам
объединения
,
мыслятся
«
безопасность
», «
глобальный
мир
,
экономический
и
соци
-
альный
прогресс
»
1
.
1
http://www.mid.ru/bdomp/ns-rasia.nsf/5be75de6dd98a29cc325744700409197/
432569d80021985fc325744b002bf6e2!OpenDocument
173
Правда
,
пока
«
ядерная
тема
»
в
БРИКС
больше
касается
обеспечения
безопасности
в
гражданской
сфере
,
о
чем
свиде
-
тельствует
,
в
частности
,
специальные
пункты
Деклараций
саммитов
БРИКС
2011-2012
гг
.
о
«
строгом
соблюдении
стандартов
строительства
и
эксплуатации
АЭС
».
Нет
в
БРИКС
и
отдельной
(
по
примеру
,
скажем
,
встреч
министров
финансов
и
т
.
п
.)
переговорной
дорожки
по
ядерным
пробле
-
мам
.
Однако
показательно
,
что
уже
в
первом
официальном
совместном
документе
(
Коммюнике
встречи
тогда
еще
«
чет
-
верки
»
глав
МИД
БРИК
в
мае
2008
г
.
в
Екатеринбурге
)
гово
-
рилось
о
«
разоружении
и
нераспространении
».
Была
отмече
-
на
«
взаимодополняемость
»
этих
двух
актуальных
направле
-
ний
1
.
«
Ядерный
статус
»
и
подходы
сторон
Понятно
,
что
ответ
на
вопрос
,
какими
могут
быть
уро
-
вень
и
действенность
сотрудничества
стран
БРИКС
в
реше
-
нии
этих
злободневных
задач
,
зависит
от
немалого
числа
внутренних
и
внешних
факторов
.
В
любом
случае
к
числу
главных
из
них
,
похоже
,
относятся
общие
особенности
поли
-
тики
каждой
из
стран
БРИКС
в
ядерной
сфере
,
в
том
числе
их
«
статусные
параметры
»
применительно
к
«
мирному
»
и
«
немирному
»
атому
.
Выделим
для
начала
следующее
:
два
участника
БРИКС
,
РФ
и
КНР
,
входят
в
«
пятерку
»
официальных
членов
мирово
-
го
«
ядерного
клуба
»
и
именно
в
этом
качестве
участвуют
в
ДНЯО
.
Это
логически
предполагает
относительную
близость
их
исходных
взглядов
,
хотя
заметны
и
различия
.
В
то
время
как
Индия
,
входящая
в
четверку
стран
,
либо
не
подписавших
ДНЯО
,
либо
вышедших
из
него
(
КНДР
),
относится
к
числу
государств
,
обладающих
ядерным
оружием
де
-
факто
.
Нако
-
нец
,
Бразилия
и
ЮАР
являются
участниками
ДНЯО
в
статусе
стран
,
не
обладающих
ядерным
оружием
,
но
при
этом
входят
1
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%CD%C2-III.
174
в
число
44
государств
,
которые
,
согласно
Приложению
№
2
к
Договору
о
всеобъемлющем
запрещении
ядерных
испыта
-
ний
(
ДВЗЯИ
),
имеют
«
ядерные
энергетические
»
и
(
или
)
«
ядерные
исследовательские
реакторы
».
Попутно
напомним
,
что
открытый
для
подписания
в
1996
г
.
ДВЗЯИ
(
его
ратифи
-
цировали
ныне
157
стран
,
включая
Бразилию
,
Россию
и
ЮАР
),
будучи
важным
дополнительным
элементом
режима
ядерного
нераспространения
,
еще
не
вступил
в
силу
.
Это
произойдет
,
если
Договор
подпишут
и
ратифицируют
все
упомянутые
44
страны
(
пока
это
сделали
36).
КНР
подписала
,
но
не
рати
-
фицировала
ДВЗЯО
.
Полностью
за
пределами
Договора
ос
-
тается
Индия
.
Добавим
,
что
четыре
страны
БРИКС
(
за
исключением
опять
же
Индии
)
входят
в
число
45
членов
Группы
ядерных
поставщиков
(
ГЯП
),
созданной
в
1975
г
.
для
укрепления
экс
-
портных
режимов
в
сфере
ядерных
материалов
и
технологий
.
Все
пять
стран
БРИКС
участвуют
в
Конференции
по
разору
-
жению
в
Женеве
,
в
повестке
дня
которой
ядерные
вопросы
являются
одними
из
центральных
.
Все
участники
«
пятерки
»
в
тех
или
иных
масштабах
развивают
гражданскую
атомную
энергетику
.
Абсолютный
лидер
Россия
с
точки
зрения
размеров
и
мощи
как
граждан
-
ского
,
так
и
военного
ядерных
потенциалов
–
безусловный
лидер
в
«
пятерке
».
Москва
в
качестве
столицы
одной
из
трех
стран
-
депозитариев
ДНЯО
в
1968
г
. (
наряду
с
Вашингтоном
и
Лондоном
)
стала
местом
,
где
этот
Договор
был
впервые
открыт
для
подписания
(
ныне
насчитывает
187
участников
).
Обладая
практическим
паритетом
с
США
в
сфере
наступа
-
тельных
арсеналов
(
к
2010
г
.
порядка
2,5
тыс
.
боезарядов
у
каждой
стороны
),
РФ
ведет
диалог
с
США
по
сокращению
стратегических
наступательных
вооружений
(
СНВ
),
подпи
-
сав
в
2010
г
.
очередной
двусторонний
договор
,
предусматри
-
175
вающий
сокращение
боезарядов
до
уровня
1550
единиц
.
1
С
американскими
партнерами
продолжается
непростое
об
-
суждение
и
проблем
противоракетной
обороны
(
ПРО
).
Рос
-
сия
–
соавтор
американо
-
российской
Глобальной
инициати
-
вы
по
борьбе
с
актами
ядерного
терроризма
(
ее
участниками
стали
75
государств
),
российско
-
китайской
инициативы
по
не
размещению
оружия
(
всех
его
видов
)
в
космосе
.
РФ
ак
-
тивно
содействовала
принятию
на
саммите
ООН
24
сентября
2009
г
.
комплексной
резолюции
по
проблемам
нераспростра
-
нения
.
Позиция
РФ
в
ядерной
сфере
сконцентрирована
в
сле
-
дующих
положениях
и
выдвигаемых
задачах
.
Во
-
первых
,
Россия
неизменно
выступает
за
укрепление
основанного
на
ДНЯО
режима
ядерного
нераспространения
,
где
действует
три
фундаментальных
составляющих
:
нерас
-
пространение
,
разоружение
,
мирное
использование
атомной
энергии
.
Речь
идет
о
сдерживании
распространения
опасных
ядерных
технологий
при
полном
уважении
всех
прав
членов
ДНЯО
на
доступ
к
мирному
атому
под
контролем
Междуна
-
родного
агентства
по
атомной
энергии
(
МАГАТЭ
).
Одновре
-
менно
,
как
подчеркивают
в
Москве
,
должно
соблюдаться
не
-
пременное
условие
:
сохранность
и
предотвращение
утечек
ядерных
материалов
,
оборудования
и
«
ноу
-
хау
»,
а
главное
–
их
не
переключение
на
военные
цели
.
Во
-
вторых
,
Россия
поддерживает
конечные
цели
ядер
-
ного
разоружения
–
цели
создания
мира
,
свободного
от
ядер
-
ного
оружия
,
при
том
,
однако
,
понимании
,
что
полная
его
ликвидация
возможна
лишь
в
результате
поэтапного
процес
-
са
всеобщего
и
полного
разоружения
.
Решение
этой
задачи
может
быть
достигнуто
только
на
основе
стратегической
стабильности
,
соблюдения
принципа
равной
безопасности
для
всех
государств
.
Такой
подход
определяет
российскую
позицию
,
в
частности
,
по
вопросу
о
сокращении
нестратеги
-
1
Интервью
Н
.
Патрушева
газете
«
Известия
», 14.10.2009
176
ческого
ядерного
оружия
(
НЯО
):
РФ
пока
не
готова
к
мас
-
штабным
практическим
шагам
в
этой
области
.
Причины
–
имеющиеся
сегодня
конкретные
вызовы
безопасности
(
дис
-
баланс
«
не
в
пользу
РФ
»
в
обычных
вооружениях
,
малое
подлетное
время
к
российской
территории
со
стороны
по
-
тенциально
вероятных
пусков
,
высокоточное
оружие
,
в
кото
-
ром
,
к
примеру
,
США
располагают
преимуществом
,
потен
-
циальное
размещение
американской
системы
ПРО
в
Европе
и
т
.
д
.)
В
связи
с
этим
уместно
заметить
,
что
в
новой
военной
доктрине
РФ
,
принятой
в
2010
г
.,
по
«
ядерному
вопросу
»
в
целом
сохранена
редакция
десятилетней
давности
.
В
доку
-
менте
говорится
,
что
Россия
оставляет
за
собой
право
ис
-
пользовать
ядерное
оружие
в
ответ
на
применение
против
нее
и
(
или
)
ее
союзников
ядерного
и
других
видов
оружия
массового
поражения
,
а
также
в
случае
агрессии
против
Рос
-
сийской
Федерации
с
применением
обычного
оружия
,
когда
под
угрозу
поставлено
само
существование
государства
.
Но
заметим
,
что
в
ходе
подготовки
документа
секретарь
Совета
безопасности
РФ
Николай
Патрушев
отмечал
,
что
в
новой
доктрине
предусматривается
возможность
нанесения
Воору
-
женными
силами
РФ
превентивного
ядерного
удара
по
аг
-
рессору
или
террористам
.
1
В
-
третьих
,
РФ
,
присоединившаяся
в
1992
г
.
к
всеобще
-
му
мораторию
на
испытания
ядерного
оружия
и
неоднократ
-
но
подтверждавшая
затем
намерение
придерживаться
его
,
если
другие
ядерные
державы
будут
делать
то
же
самое
,
вы
-
ступает
в
пользу
скорейшего
вступления
в
силу
ДВЗЯИ
.
Кроме
того
,
Москва
говорит
о
необходимости
запуска
на
Конференции
по
разоружению
в
Женеве
переговоров
по
раз
-
работке
Договора
о
запрещении
производства
расщепляю
-
щихся
материалов
для
целей
ядерного
оружия
(
ДЗПРМ
).
РФ
призывает
государства
,
которые
пока
не
подписали
или
не
1
http://www.fas.org/nuke/guide/summary.htm
177
ратифицировали
ДВЗЯИ
(
и
в
первую
очередь
те
,
от
которых
зависит
его
вступление
в
силу
),
сделать
это
безотлагательно
и
без
каких
-
либо
предварительных
условий
.
К
этим
базовым
положениям
можно
добавить
,
что
Рос
-
сия
,
поддерживая
право
государств
на
«
мирный
атом
» (
в
са
-
мой
РФ
действует
33
энергоблока
на
10
АЭС
),
продвигает
реализацию
своей
инициативы
по
созданию
глобальной
ин
-
фраструктуры
ядерной
энергетики
,
основным
элементом
ко
-
торой
является
Международный
центр
по
обогащению
урана
в
Ангарске
.
РФ
также
содействует
укреплению
экспортно
-
контрольных
режимов
,
ведя
соответствующую
работу
в
ГЯП
.
«
Китайские
принципы
»
и
«
Улыбка
Будды
»
Что
касается
КНР
,
то
,
согласно
данным
Федерации
американских
ученых
,
страна
располагает
ядерным
арсена
-
лом
,
который
по
объему
на
порядок
(200-230
боезарядов
на
носителях
,
большей
частью
средней
и
малой
дальности
)
ус
-
тупает
показателям
США
и
РФ
,
хотя
и
находится
на
соизме
-
римом
количественном
и
,
возможно
,
качественном
уровне
с
Францией
и
Великобританией
.
1
К
основным
объектам
разви
-
вающейся
гражданской
ядерной
энергетики
сегодня
относят
-
ся
семь
АЭС
с
16
энергоблоками
.
На
состоявшемся
24
сентября
2009
г
.
саммите
Совбеза
ООН
по
вопросам
ядерного
нераспространения
и
ядерного
разоружения
Председатель
КНР
сформулировал
«
пять
прин
-
ципов
»
политики
страны
в
данной
сфере
:
поддержание
гло
-
бального
стратегического
баланса
и
продвижение
ядерного
разоружения
;
отказ
от
политики
ядерного
сдерживания
,
ос
-
нованной
на
применении
ядерного
оружия
первыми
;
укреп
-
ление
международного
режима
ядерного
нераспространения
;
уважение
права
всех
стран
на
мирное
использование
ядерной
энергии
и
осуществление
активного
международного
со
-
1
http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2009-09/25/content_350653.htm
178
трудничества
;
принятие
строгих
мер
по
укреплению
ядерной
безопасности
и
уменьшению
ядерных
рисков
1
.
Как
очевидно
,
данная
позиция
выдержана
в
духе
соот
-
ветствия
основным
положениям
ДНЯО
с
их
базовой
«
триа
-
дой
»
разоружения
,
нераспространения
,
и
мирного
атома
,
включая
контрольную
роль
МАГАТЭ
.
Важными
компонен
-
тами
ядерного
нераспространения
КНР
считает
также
созда
-
ние
безъядерных
зон
,
взаимодействие
в
рамках
инициатив
по
борьбе
с
актами
ядерного
терроризма
,
по
демилитаризации
космоса
и
т
.
п
.
За
рамками
этих
достаточно
универсальных
деклараций
остаются
актуальные
особенности
китайских
подходов
,
свя
-
занные
,
прежде
всего
,
с
разоруженческой
тематикой
.
Китай
активно
,
в
том
числе
на
площадке
Женевской
конференции
,
выступает
в
поддержку
ядерного
разоружения
,
но
непремен
-
но
оговаривается
,
что
сам
будет
готов
к
сокращениям
лишь
после
того
,
как
США
и
Россия
«
снизят
»
свои
арсеналы
до
уровня
,
соизмеримого
с
китайским
.
Затем
,
по
мысли
Пекина
,
будут
созданы
условия
для
будущего
всеобъемлющего
и
полного
ядерного
разоружения
2
.
В
этом
контексте
Китай
позитивно
отзывается
о
рос
-
сийско
-
американских
переговорах
по
СНВ
,
однако
не
принял
предложения
России
об
установлении
предельного
уровня
боеголовок
для
Франции
,
Великобритании
и
КНР
при
резком
сокращении
их
числа
у
США
и
России
.
Не
поддерживают
в
Пекине
и
идею
«
глобализации
»
Договора
о
РСМД
.
Сама
КНР
провела
в
январе
2007
г
.
испытание
противоспутнико
-
вого
оружия
,
что
вызвало
неоднозначную
мировую
реакцию
.
Другой
особенностью
является
акцент
на
«
безогово
-
рочное
предоставление
гарантий
неядерным
странам
».
Китай
был
первой
страной
,
которая
объявила
о
неприменении
(«
ни
-
когда
и
ни
при
каких
обстоятельствах
»)
ядерного
оружия
1
http://russian.people.com.cn/95184/7336998.html)
2
http://en.wikipedia.org/wiki/Smiling_Buddha
179
первой
,
сделав
это
еще
в
1964
г
.
сразу
после
первых
испыта
-
ний
.
Эта
позиция
неизменно
подтверждается
и
ныне
.
Важ
-
ными
компонентами
ядерного
нераспространения
КНР
счи
-
тает
также
создание
безъядерных
зон
,
взаимодействие
в
рам
-
ках
Глобальной
инициативы
по
борьбе
с
актами
ядерного
терроризма
.
Примечательна
также
позиция
КНР
по
ДВЗЯИ
.
Китай
принадлежит
к
ограниченной
группе
стран
(
США
,
Израиль
,
Иран
,
Египет
)
подписавших
,
но
не
ратифицировавших
доку
-
мент
.
Однако
при
этом
КНР
,
тем
не
менее
,
выступает
за
ско
-
рейшее
вступление
ДВЗЯИ
в
силу
.
Но
«
опережать
»
те
же
США
в
практических
действиях
КНР
не
спешит
,
строго
,
правда
,
соблюдая
объявленный
в
1995
г
.
мораторий
на
собст
-
венные
ядерные
испытания
.
КНР
выступает
против
развертывания
систем
ПРО
,
но
делает
это
избирательно
.
Например
,
к
размещению
системы
американской
ПРО
в
Восточной
Европе
Пекин
относится
как
к
вопросу
«
двусторонних
отношений
РФ
и
США
»,
подчер
-
кивая
свое
нежелание
«
вмешиваться
».
В
то
же
время
реакция
на
аналогичные
системы
США
в
АТР
–
однозначно
негатив
-
на
.
Тем
не
менее
,
на
практике
Китай
ведет
себя
достаточно
сдержанно
.
Переходя
к
Индии
,
отметим
,
что
ее
ядерная
политика
по
-
своему
уникальна
.
Страна
,
находящаяся
вне
рамок
основ
-
ных
международных
договоренностей
,
в
отличие
от
таких
же
де
-
факт
обладателей
ядерного
оружия
(
Пакистан
,
Израиль
),
оказалась
способной
в
известной
мере
«
вписаться
»
в
дейст
-
вующие
международные
режимы
и
получить
ряд
преферен
-
ций
,
которые
обычно
доступны
только
участникам
ДНЯО
.
Индия
,
испытавшая
ядерное
устройство
в
1974
г
. (
заряд
носил
символическое
имя
«
Улыбка
Будды
»)
1
,
считает
ДНЯО
дискриминационным
документом
,
критикуя
положение
,
со
-
1
См
.
напр
.:http://www.fas.org/nuke/guide/summary.htm);
http://en.wikipedia.org/wiki/India_and_weapons_of_mass_destruction
180
гласно
которому
«
де
-
юре
ядерными
»
могут
рассматриваться
лишь
страны
,
произведшие
взрывы
до
1
января
1967
г
.
Тем
не
менее
,
Дели
не
отказывается
«
войти
»
в
ДНЯО
,
но
непре
-
менно
в
статусе
«
официально
ядерного
»
государства
.
А
это
–
не
только
по
условиям
Договора
,
но
и
в
силу
общего
пони
-
мания
его
участниками
,
что
расширение
официальной
«
пя
-
терки
»
подрывает
саму
идею
нераспространения
–
практиче
-
ски
невозможно
.
Ликвидировать
же
накопленные
боезаряды
(
их
,
по
разным
оценкам
,
произведено
от
60
до
80)
1
и
войти
в
ДНЯО
как
неядерное
государство
Индия
,
понятно
,
отказыва
-
ется
.
Аналогичен
подход
Дели
и
к
ядерным
испытаниям
:
Ин
-
дия
не
подписывала
ДВЗЯО
и
говорит
о
задаче
«
комплексно
-
го
решения
»
этой
проблемы
в
контексте
мер
по
разоруже
-
нию
.
Между
тем
,
Индия
,
указывая
на
проистекающие
«
из
ре
-
гиональной
обстановки
»
стимулы
к
обладанию
ядерным
оружием
,
одновременно
,
будучи
небогатой
на
углеводороды
,
заинтересована
и
в
развитии
гражданской
атомной
энергети
-
ки
,
что
затруднительно
вне
рамок
ДНЯО
.
Объективному
«
тупику
»
помогло
несколько
обстоятельств
.
Во
-
первых
,
при
-
нятые
жесткие
внутренние
меры
хранения
и
экспортного
контроля
на
практике
закрепили
за
Индией
репутацию
своего
рода
«
ответственного
блюстителя
»
заключенных
в
ДНЯО
норм
нераспространения
.
Страна
заявила
о
неприменении
первой
ядерного
оружия
,
а
также
много
лет
,
начиная
еще
со
времен
Дж
.
Неру
,
говорит
о
приверженности
всеобщему
и
полному
ядерному
разоружению
.
Во
-
вторых
,
сыграла
роль
«
востребованность
»
Индии
в
изменчивых
конфигурациях
глобально
-
региональной
обстановки
,
когда
,
к
примеру
,
США
,
заинтересованные
в
сближении
с
Дели
,
заключили
из
-
вестное
американо
-
индийское
«
Ядерное
соглашение
».
По
условиям
этого
документа
,
одобренного
,
к
слову
,
ГЯП
,
Ин
-
дия
получала
определенный
доступ
к
ядерным
материалам
и
1
http://www.dirco.gov.za/foreign/Multilateral/inter/npt.htm