ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2654
Скачиваний: 1
191
ционный
уровень
серьезно
ограничит
возможности
Запада
в
этом
отношении
.
3.
Для
поддержания
авторитета
объединения
важно
со
-
хранять
позитивную
динамику
.
Наряду
с
расширением
числа
участников
одним
из
способов
этого
является
изменение
уровня
организационного
единства
– «
институализация
».
4.
В
качестве
конечной
(
перспективной
)
цели
перед
объединением
стоят
задачи
по
формированию
нового
меж
-
дународного
порядка
.
Более
высокий
уровень
организацион
-
ного
единства
позволит
эту
цель
зафиксировать
в
уставных
документах
в
качестве
программной
,
что
будет
способство
-
вать
повышению
авторитета
БРИКС
среди
развивающихся
стран
,
росту
их
поддержки
.
Аргументы
«
против
»:
1.
Пока
по
формальным
–
экономическим
,
военно
-
политическим
и
научно
-
техническим
–
параметрам
страны
БРИКС
не
могут
и
не
готовы
взять
на
себя
глобальную
от
-
ветственность
.
Это
сдерживает
развитие
объединения
в
на
-
правлении
международной
организации
высокого
уровня
.
Бремя
ответственности
является
важнейшим
препятствием
для
организационного
развития
объединения
и
обретения
им
глобальной
роли
.
2.
Повышение
уровня
внутренней
организации
БРИКС
может
понизить
значение
РИК
и
ИБСА
,
которые
не
исчерпа
-
ли
свой
потенциал
и
в
некоторых
отношениях
остаются
не
-
заменимыми
.
С
точки
зрения
логики
формирования
новых
механизмов
глобального
управления
возможна
формула
РИК
+ 2,
где
взаимопонимание
и
взаимное
доверие
в
РИК
,
а
также
ее
организационное
оформление
станет
условием
институализации
БРИКС
.
Возможен
и
обратный
вариант
,
при
котором
«
институализация
»
БРИКС
будет
способство
-
вать
консолидации
в
формате
РИК
.
3.
Серьезным
препятствием
организационной
консоли
-
дации
является
то
,
что
в
отличие
от
стран
Запада
участники
БРИКС
не
являются
одной
цивилизацией
,
принадлежат
к
192
разным
цивилизационным
или
протоцивилизационным
обра
-
зованиям
,
обладают
собственными
культурами
,
имеют
раз
-
личный
политический
опыт
,
а
также
занимают
разное
место
в
мировой
политике
и
экономике
.
В
некоторых
областях
они
являются
прямыми
конкурентами
друг
другу
,
например
,
в
реализации
на
мировой
арене
своего
главного
конкурент
-
ного
преимущества
–
дешевой
рабочей
силы
(
Китай
и
Ин
-
дия
),
природных
ресурсов
(
Россия
,
Бразилия
и
ЮАР
).
4.
Между
некоторыми
странами
,
прежде
всего
между
Китаем
и
Индией
,
существуют
или
до
конца
не
преодолены
исторические
конфликты
(
территориальные
,
религиозные
)
и
политическое
напряжение
,
сохраняются
различия
в
видении
путей
справедливой
модели
двусторонних
отношений
.
Про
-
тиворечия
между
участниками
,
а
не
только
проблемы
их
экономического
роста
определяют
перспективы
БРИКС
.
5.
В
силу
физических
размеров
,
масштабов
экономики
,
динамики
роста
,
т
.
е
.
совокупного
потенциала
Китай
обосно
-
ванно
претендует
на
ведущее
место
в
БРИКС
.
Для
Китая
БРИКС
является
важнейшим
форумом
глобального
уровня
,
который
может
быть
использован
и
даже
незаменим
как
площадка
для
наработки
опыта
решения
крупных
междуна
-
родных
проблем
.
В
отличие
от
других
стран
БРИКС
Россия
обладает
опытом
решения
глобальных
проблем
,
имеет
необ
-
ходимые
внешнеполитические
концепции
и
инструменты
.
Ее
членство
принесло
в
БРИКС
эстафету
справедливого
пере
-
устройства
мира
,
функции
и
пафос
непосредственного
уча
-
стия
в
мировом
управлении
.
Без
нее
БРИКС
была
бы
еще
од
-
ной
организацией
развивающихся
стран
Востока
и
Юга
,
не
имеющей
глобального
,
исторического
значения
.
За
Россией
закреплена
,
признаваемая
и
КНР
,
роль
опытного
политиче
-
ского
игрока
,
жизненно
важного
на
период
становления
объ
-
единения
в
качестве
признанного
мирового
института
.
Все
это
предопределило
,
что
ведущую
роль
в
объединении
игра
-
ют
Россия
и
Китай
.
193
Другие
участники
,
уступая
названным
,
готовы
пользо
-
ваться
особым
характером
отношений
с
ними
прагматично
,
для
решения
частных
задач
,
например
,
для
повышения
сво
-
его
статуса
в
ООН
,
но
не
хотят
попадать
в
зависимое
или
не
-
равное
положение
,
становиться
младшими
партнерами
,
брать
на
себя
обязательства
,
налагаемые
членством
в
любой
орга
-
низации
,
в
т
.
ч
.
БРИКС
.
6.
Помимо
решения
общих
,
текущих
задач
,
преимуще
-
ственно
экономического
характера
,
перед
странами
БРИКС
в
отдаленной
перспективе
может
возникнуть
задача
формиро
-
вания
нового
международного
порядка
.
Конституирование
БРИКС
в
качестве
объединения
региональных
лидеров
на
сегодняшний
день
может
быть
преждевременно
,
поскольку
существует
возможность
и
вероятность
его
дальнейшего
расширения
.
Форма
дальнейшей
«
институализации
»
объединения
зависит
как
от
соотношения
факторов
«
за
»
и
«
против
»,
так
и
от
стратегического
видения
,
и
представлений
об
историче
-
ской
миссии
БРИКС
. «
Институализация
»
предполагает
не
только
новые
возможности
,
но
и
более
высокую
ответствен
-
ность
.
Любые
ее
формы
будут
тщательно
взвешиваться
уча
-
стниками
.
Вместе
с
тем
,
бремя
ответственности
жестко
не
связано
с
набором
этими
странами
экономического
и
военно
-
политического
веса
–
амбиции
растущих
государств
часто
превышают
их
реальные
возможности
и
потенциал
.
Задача
превращения
их
в
глобальных
лидеров
,
четко
и
окончательно
ими
не
артикулирована
,
но
без
понимания
перспективы
не
-
возможно
точно
оценить
мотивы
их
действий
сейчас
.
Будущее
организационной
структуры
БРИКС
лежит
в
двух
ценностных
плоскостях
:
политической
и
исторической
.
С
точки
зрения
политической
,
повышение
уровня
организа
-
ционного
единства
заметно
повысит
возможности
в
проведе
-
нии
согласованной
политической
линии
.
С
точки
зрения
ис
-
торической
перспективы
,
для
БРИКС
важнее
создание
ново
-
го
прочного
международного
порядка
,
который
невозможен
194
без
повышения
авторитета
и
влияния
как
организации
в
це
-
лом
,
так
и
ее
членов
. «
Институализация
»
и
расширение
вы
-
ступают
в
качестве
средств
решения
этой
задачи
,
тесно
взаи
-
мосвязанных
,
но
самостоятельных
.
Очередность
их
исполь
-
зования
зависит
от
большого
числа
внутренних
и
внешних
факторов
.
В
частности
,
без
участия
исламского
мира
форми
-
рующийся
на
базе
БРИКС
межцивилизационный
форум
бу
-
дет
не
полным
,
однако
выбор
представителя
исламских
госу
-
дарств
ограничен
целым
рядом
трудновыполнимых
условий
.
В
перспективе
вне
зависимости
от
того
,
будет
ли
офи
-
циально
признан
и
закреплен
статус
стран
-
гигантов
в
ООН
,
их
роль
в
мире
будет
расти
,
и
тогда
вопросы
формирования
нового
мироустройства
встанут
с
новой
силой
.
Формат
БРИКС
может
стать
хорошей
основой
для
работы
в
этом
на
-
правлении
.
Поэтому
уже
сейчас
важно
,
чтобы
отношения
между
участниками
служили
примером
справедливости
и
последовательности
.
Особое
место
занимают
отношения
России
и
КНР
,
которые
могут
стать
образцом
решения
про
-
блем
между
странами
,
в
т
.
ч
.
проблем
,
возникающих
между
неформальными
лидерами
объединения
.
Таким
образом
,
уже
сейчас
можно
говорить
,
что
формируется
«
кодекс
поведе
-
ния
»
БРИКС
,
который
с
исторической
точки
зрения
должен
иметь
абсолютно
безупречную
репутацию
.
В
отличие
от
Китая
,
с
которым
связывается
самый
бы
-
стрый
экономический
рост
и
,
как
следствие
,
возникающие
экономические
противоречия
,
в
т
.
ч
.
с
участниками
БРИКС
,
Россия
обладает
внешнеполитическими
концепциями
и
мо
-
делями
поведения
,
необходимой
стратегической
культурой
,
а
также
опытом
создания
в
ХХ
веке
,
пусть
на
ограниченном
пространстве
и
преимущественно
на
региональном
уровне
,
новой
системы
международных
отношений
.
По
фактическо
-
му
положению
и
по
инициативе
создания
Россия
имеет
бла
-
гоприятные
,
предпочтительные
предпосылки
для
того
,
чтобы
играть
роль
медиатора
и
посредника
внутри
БРИКС
.
Такая
роль
предполагает
сдержанность
и
реактивность
поведения
.
195
Несмотря
на
первоочередность
решения
задач
мирово
-
го
экономического
порядка
и
валютно
-
финансовой
системы
,
что
объективно
составляет
фундамент
БРИКС
,
нельзя
забы
-
вать
историческую
миссию
БРИКС
.
Экономические
интере
-
сы
,
лежащие
в
основе
современной
БРИКС
чреваты
нараста
-
нием
экономических
противоречий
между
участниками
.
По
-
этому
необходимо
параллельно
с
экономическими
подчерки
-
вать
гуманитарные
аспекты
сотрудничества
,
пропагандиро
-
вать
БРИКС
в
качестве
основы
многополярного
,
многоциви
-
лизационного
мира
,
который
будет
решать
задачи
будущего
мироустройства
и
уже
сейчас
формирует
контуры
и
меха
-
низмы
их
решения
.
В
философской
традиции
Индии
и
Китая
,
в
менее
дли
-
тельной
,
но
отчетливой
философской
традиции
и
политиче
-
ской
практике
России
,
в
молодых
философских
традициях
и
политической
практике
ЮАР
и
Бразилии
отчетливо
видно
центральное
внимание
этих
стран
к
проблеме
мирного
сосу
-
ществования
и
внутреннего
многообразия
.
Эта
позиция
должна
лечь
в
основу
их
кодекса
поведения
в
мире
и
стать
основой
для
нового
мироустройства
.
При
выработке
«
Кодекса
поведения
БРИКС
»
следует
учитывать
,
что
сферой
его
применения
будет
не
только
борь
-
ба
со
старым
несправедливым
мировым
порядком
,
но
и
но
-
вый
подход
к
возникающим
проблемам
мирового
развития
.
Он
должен
включать
выработку
принципов
регулирования
отношений
по
поводу
малоосвоенных
или
неосвоенных
тер
-
риторий
(
Антарктида
),
киберпространства
(
не
только
угрозы
,
но
и
принципы
развития
),
космоса
,
нетрадиционных
угроз
и
вызовов
, «
зеленой
экономики
»
и
т
.
д
..
России
нельзя
упускать
инициативу
в
развитии
БРИКС
,
поэтому
Российская
Федерация
может
сосредоточиться
на
подготовке
практических
предложений
по
расширению
по
-
вестки
дня
объединения
,
наполняя
ее
полнообъемным
фор
-
матом
стратегического
взаимодействия
,
но
не
форсируя
пе
-
реход
объединения
на
новый
организационный
уровень
.
Ор
-
196
ганизационное
оформление
должно
идти
снизу
,
от
практики
.
Например
,
через
создание
постоянно
действующих
встреч
«
второй
дорожки
»
или
единого
Консультативно
-
информа
-
ционного
центра
,
проводящего
на
регулярной
основе
,
на
-
пример
,
дважды
в
год
встречи
по
подготовке
и
мониторингу
решений
саммитов
глав
государств
и
правительств
БРИКС
.
В
период
председательства
России
в
БРИКС
в
2015
г
.
можно
было
бы
запланировать
принятие
Декларации
об
ос
-
новных
принципах
справедливого
мирового
порядка
«
Импе
-
ративы
Востока
и
Юга
»,
которая
выражала
бы
идеологию
современных
международных
отношений
.
В
нее
наряду
с
понятиями
«
неконфронтационность
», «
невмешательство
»,
«
сосуществование
»
следовало
бы
внести
в
качестве
цен
-
тральных
такие
категории
как
«
цивилизация
», «
идентич
-
ность
», «
многополярность
», «
многообразие
», «
соразвитие
»,
«
синергия
»,
способные
создать
новую
концептуальную
среду
для
развития
отношений
между
странами
БРИКС
,
показать
место
БРИКС
в
формирующейся
картине
новых
междуна
-
родных
отношений
и
подчеркнуть
новаторские
подходы
БРИКС
к
ее
формированию
.
Организационная
институализация
предполагает
ряд
последовательных
шагов
,
скорость
которых
определяется
исключительно
готовностью
всех
членов
к
их
принятию
.
Во
-
первых
,
принятия
Меморандума
о
долгосрочном
видении
БРИКС
.
Во
-
вторых
,
подписание
Хартии
,
которая
бы
регули
-
ровала
функции
встреч
глав
государств
и
правительств
,
Со
-
вета
глав
правительств
,
Встреч
министров
иностранных
дел
,
Гуманитарного
диалога
общественности
,
Секторальных
ко
-
миссий
.
Предусматривала
бы
создание
экономических
орга
-
нов
:
Межбанковского
объединения
,
Делового
совета
.
В
це
-
лях
регулирования
дальнейшей
деятельности
БРИКС
,
в
т
.
ч
.
по
расширению
участников
,
необходимо
на
экспертном
уровне
подготовить
и
обсудить
с
партнерами
по
объедине
-
нию
Положение
о
членстве
в
БРИКС
,
прописав
в
нем
статус
партнеров
по
диалогу
.
197
2.4.
БРИКС
:
ФОРМЫ
И
МЕТОДЫ
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ
(
ВЫБОР
НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ
НА
ОСНОВЕ
АНАЛИЗА
СХОДНЫХ
ДЕЙСТВУЮЩИХ
СТРУКТУР
).
ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БРИКС
К
.
М
.
Беликова
,
д
.
ю
.
н
.,
Российский
университет
дружбы
народов
Периодически
как
ответ
на
некое
объективное
измене
-
ние
обстоятельств
(
например
,
в
результате
военных
дейст
-
вий
,
экономических
и
финансовых
кризисов
и
пр
.)
в
мире
возникают
и
начинают
развиваться
объединительные
идеи
.
1
Поэтому
нередко
и
развитые
,
и
развивающиеся
,
и
,
тем
более
,
страны
с
переходной
экономикой
,
не
имея
возможности
дос
-
тичь
своих
стратегических
целей
в
борьбе
за
доступ
к
рын
-
кам
и
ресурсам
на
глобальном
уровне
,
прибегают
к
объеди
-
нению
усилий
(
зачастую
–
в
масштабах
отдельных
регио
-
нов
).
С
одной
стороны
,
при
реализации
такого
рода
объеди
-
нительных
идей
используется
метод
координации
,
сохра
-
няющий
политические
и
таможенные
границы
государств
-
участников
и
реализуемый
через
систему
международных
организаций
(
например
,
ВТО
).
С
другой
–
используется
ме
-
тод
осуществления
многочисленных
региональных
интегра
-
ционных
проектов
,
при
которых
происходит
объединение
экономических
территорий
государств
-
членов
,
при
сохране
-
нии
их
политических
границ
и
устранении
или
существен
-
ном
ослаблении
границ
таможенных
(
например
,
ЕС
,
МЕР
-
КОСУР
).
2
Когда
же
речь
идет
об
объединении
государств
,
не
имеющих
общих
границ
,
как
правило
,
основной
базовой
идее
1
Ружин
А
.
Н
.
Международно
-
правовое
регулирование
экономической
интеграции
. –
М
:
РУДН
, 2011. – 50
с
.
2
Башкин
А
.
В
.
Образование
"
оси
"
Берлин
-
Рим
-
Токио
и
позиция
СССР
:
1936 – 1941
гг
.
Дисс
…
канд
.
ист
.
наук
. –
М
., 2005. – 421
с
.
198
консолидации
является
образование
на
договорной
основе
военных
союзов
(
напр
.,
ось
«
Рим
-
Берлин
-
Токио
»,
1
Антигит
-
леровская
коалиция
),
но
есть
исключения
(
например
,
Куба
в
СЭВ
).
Применим
в
настоящем
гуманитарном
исследовании
методологию
,
основанную
на
феноменологическом
подходе
,
общепринятом
в
естественных
науках
.
Не
изучая
сущности
явлений
на
уровне
,
который
в
данный
момент
по
тем
или
иным
причинам
недоступен
(
в
нашем
случае
это
попытка
от
-
ветить
на
вопрос
–
какова
реальная
,
а
не
декларируемая
,
цель
объединения
тех
или
иных
государств
),
феноменологически
изучать
«
выходные
»
сигналы
«
черного
ящика
»,
сравнивать
различные
явления
(
в
нашем
случае
, –
в
какой
институцио
-
нальной
форме
находит
отражение
стремление
государств
объединиться
с
декларируемой
целью
).
Такой
подход
позволяет
произвести
оценку
возможно
-
сти
взаимовыгодных
взаимоотношений
государств
,
сразу
от
-
метая
варианты
,
при
которых
одна
страна
потребует
от
дру
-
гой
неприемлемых
действий
–
например
,
признания
незави
-
симости
Тайваня
со
стороны
КНР
ради
заключения
договора
о
получении
исключительно
важной
технологии
или
меди
-
каментов
.
Для
анализа
и
исследования
нами
выбран
следующий
ряд
международных
организаций
и
интеграционных
объеди
-
нений
:
АСЕАН
,
АТЭС
,
ШОС
,
СЭВ
,
СНГ
,
МЕРКОСУР
.
Отметим
,
сущностными
чертами
международных
орга
-
низаций
(
далее
–
МО
)
выступают
:
1.
межгосударственный
(
как
правило
,
межправительст
-
венный
)
характер
объединения
;
1
http://www.aseansec.org/
Подробнее
см
.:
Мелькин
М
.
С
.
Международно
-
правовой
статус
Международно
-
правовой
статус
Ассоциации
государств
Юго
-
Восточной
Азии
(
АСЕАН
) (
АСЕАН
).
Дисс
…
канд
.
юрид
.
наук
. –
М
.,
РУДН
, 2012. – 197
с
.
199
2.
наличие
юридического
акта
,
составляющего
юриди
-
ческую
основу
деятельности
в
разных
формах
(
договор
–
МСЭ
,
резолюция
–
АСЕАН
,
торжественная
декларация
–
Со
-
вет
сотрудничества
стран
Персидского
залива
и
пр
.),
на
ос
-
нове
которого
МО
приобретает
международные
права
и
обя
-
занности
,
позволяющие
ей
самостоятельно
и
независимо
от
воли
государств
-
членов
вступать
в
международные
отноше
-
ния
;
3.
наличие
постоянных
органов
,
действующих
на
по
-
стоянной
основе
(
постоянная
организационная
структура
).
Типовая
конструкция
,
нацеленная
на
удовлетворение
интересов
всего
объединения
состоит
из
:
1.
пленарной
ассамблеи
–
представительного
органа
,
который
включает
в
качестве
участников
представителей
,
как
правило
,
правительств
всех
государств
-
членов
(
работает
в
порядке
проведения
периодических
заседаний
);
2.
представительного
органа
с
ограниченным
составом
(
типа
Исполкома
–
также
включает
в
качестве
участников
представителей
,
как
правило
,
правительств
государств
-
членов
,
работает
в
порядке
проведения
периодических
засе
-
даний
);
3.
секретариата
,
решающего
административные
вопро
-
сы
,
сотрудники
которого
работают
по
найму
непрерывно
.
За
пределы
данной
типовой
конструкции
может
выно
-
ситься
и
учреждаться
на
основе
самостоятельного
междуна
-
родного
договора
судебная
функция
(
напр
.,
Постоянная
па
-
лата
международного
правосудия
v.
Лига
Наций
,
Междуна
-
родный
суд
ООН
v.
ООН
).
Интеграционным
объединениям
(
далее
–
ИО
)
присущи
все
указанные
выше
признаки
международных
организаций
:
и
межгосударственный
характер
,
и
договорная
основа
дея
-
тельности
,
и
наличие
постоянно
действующих
органов
–
од
-
200
нако
еще
одной
сущностной
характеристикой
,
отсутствую
-
щей
у
МО
,
выступает
стремление
интегрировать
экономики
стран
-
участниц
.
I.
АСЕАН
1
–
Ассоциация
государств
Юго
-
Восточной
Азии
Является
МО
,
постоянный
орган
–
Секретариат
:
1.
Имеет
межгосударственный
(
межправительствен
-
ный
)
характер
.
2.
В
основе
функционирования
лежит
концепция
созда
-
ния
триединого
сообщества
АСЕАН
:
безопасность
+
эконо
-
мика
+
социально
-
культурное
развитие
.
Эта
предметная
ком
-
петенция
АСЕАН
развивалась
от
сотрудничества
в
сфере
по
-
литики
и
безопасности
к
укреплению
его
экономической
со
-
ставляющей
,
которая
лишь
в
XXI
веке
стала
определяющей
объединительного
процесса
и
стала
получать
внешнее
во
-
площение
(
в
виде
зоны
свободной
торговли
).
Учредительные
акты
:
Устав
АСЕАН
2007
г
. +
каждое
из
сообществ
базируется
на
целом
ряде
международно
-
правовых
актов
.
Сообщество
безопасности
АСЕАН
–
на
договорно
-
правовой
основе
(
Договор
о
дружбе
и
сотрудничестве
1976
г
.
и
др
.),
дополненной
документами
концептуального
(«
Виде
-
ние
АСЕАН
2020)
и
рекомендательного
характера
(
вторая
Декларация
согласия
2003
г
.,
Декларация
о
поведении
сторон
в
Южно
-
Китайском
море
).
Основной
акцент
в
реализации
СБА
делается
на
политико
-
правовых
механизмах
,
не
предпо
-
лагающих
создания
единой
военной
организации
.
1
Договор
о
ЕЭС
(
Римский
договор
)
был
заключен
6
европейскими
держава
-
ми
в
1957
г
.
и
предполагал
создание
общего
рынка
в
течение
12
будущих
лет
,
что
не
было
сделано
,
помешали
объективные
и
субъективные
причины
.