Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2654

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

191

ционный

 

уровень

 

серьезно

 

ограничит

 

возможности

 

Запада

 

в

 

этом

 

отношении

.  

3. 

Для

 

поддержания

 

авторитета

 

объединения

 

важно

 

со

-

хранять

 

позитивную

 

динамику

Наряду

 

с

 

расширением

 

числа

 

участников

 

одним

 

из

 

способов

 

этого

 

является

 

изменение

 

уровня

 

организационного

 

единства

 – «

институализация

». 

4. 

В

 

качестве

 

конечной

  (

перспективной

цели

 

перед

 

объединением

 

стоят

 

задачи

 

по

 

формированию

 

нового

 

меж

-

дународного

 

порядка

Более

 

высокий

 

уровень

 

организацион

-

ного

 

единства

 

позволит

 

эту

 

цель

 

зафиксировать

 

в

 

уставных

 

документах

 

в

 

качестве

 

программной

что

 

будет

 

способство

-

вать

 

повышению

 

авторитета

 

БРИКС

 

среди

 

развивающихся

 

стран

росту

 

их

 

поддержки

Аргументы

 «

против

»: 

1. 

Пока

 

по

 

формальным

 – 

экономическим

военно

-

политическим

 

и

 

научно

-

техническим

 – 

параметрам

 

страны

 

БРИКС

 

не

 

могут

 

и

 

не

 

готовы

 

взять

 

на

 

себя

 

глобальную

 

от

-

ветственность

Это

 

сдерживает

 

развитие

 

объединения

 

в

 

на

-

правлении

 

международной

 

организации

 

высокого

 

уровня

Бремя

 

ответственности

 

является

 

важнейшим

 

препятствием

 

для

 

организационного

 

развития

 

объединения

 

и

 

обретения

 

им

 

глобальной

 

роли

.  

2. 

Повышение

 

уровня

 

внутренней

 

организации

 

БРИКС

 

может

 

понизить

 

значение

 

РИК

 

и

 

ИБСА

которые

 

не

 

исчерпа

-

ли

 

свой

 

потенциал

 

и

 

в

 

некоторых

 

отношениях

 

остаются

 

не

-

заменимыми

С

 

точки

 

зрения

 

логики

 

формирования

 

новых

 

механизмов

 

глобального

 

управления

 

возможна

 

формула

  

РИК

 + 2, 

где

 

взаимопонимание

 

и

 

взаимное

 

доверие

 

в

 

РИК

,  

а

 

также

 

ее

 

организационное

 

оформление

 

станет

 

условием

  

институализации

 

БРИКС

Возможен

 

и

 

обратный

 

вариант

при

 

котором

  «

институализация

» 

БРИКС

 

будет

 

способство

-

вать

 

консолидации

 

в

 

формате

 

РИК

3. 

Серьезным

 

препятствием

 

организационной

 

консоли

-

дации

 

является

 

то

что

 

в

 

отличие

 

от

 

стран

 

Запада

 

участники

 

БРИКС

 

не

 

являются

 

одной

 

цивилизацией

принадлежат

 

к

 

 

192

разным

 

цивилизационным

 

или

 

протоцивилизационным

 

обра

-

зованиям

обладают

 

собственными

 

культурами

имеют

 

раз

-

личный

 

политический

 

опыт

а

 

также

 

занимают

 

разное

 

место

 

в

 

мировой

 

политике

 

и

 

экономике

В

 

некоторых

 

областях

  

они

 

являются

 

прямыми

 

конкурентами

 

друг

 

другу

например

в

 

реализации

 

на

 

мировой

 

арене

 

своего

 

главного

 

конкурент

-

ного

 

преимущества

 – 

дешевой

 

рабочей

 

силы

  (

Китай

 

и

 

Ин

-

дия

), 

природных

 

ресурсов

 (

Россия

Бразилия

 

и

 

ЮАР

). 

4. 

Между

 

некоторыми

 

странами

прежде

 

всего

 

между

 

Китаем

 

и

 

Индией

существуют

 

или

 

до

 

конца

 

не

 

преодолены

 

исторические

 

конфликты

  (

территориальные

религиозные

и

 

политическое

 

напряжение

сохраняются

 

различия

 

в

 

видении

 

путей

 

справедливой

 

модели

 

двусторонних

 

отношений

Про

-

тиворечия

 

между

 

участниками

а

 

не

 

только

 

проблемы

 

их

 

экономического

 

роста

 

определяют

 

перспективы

 

БРИКС

5. 

В

 

силу

 

физических

 

размеров

масштабов

 

экономики

динамики

 

роста

т

.

е

совокупного

 

потенциала

 

Китай

 

обосно

-

ванно

 

претендует

 

на

 

ведущее

 

место

 

в

 

БРИКС

Для

 

Китая

 

БРИКС

 

является

 

важнейшим

 

форумом

 

глобального

 

уровня

который

 

может

 

быть

 

использован

 

и

 

даже

 

незаменим

 

как

 

площадка

 

для

 

наработки

 

опыта

 

решения

 

крупных

 

междуна

-

родных

 

проблем

В

 

отличие

 

от

 

других

 

стран

 

БРИКС

 

Россия

 

обладает

 

опытом

 

решения

 

глобальных

 

проблем

имеет

 

необ

-

ходимые

 

внешнеполитические

 

концепции

 

и

 

инструменты

Ее

 

членство

 

принесло

 

в

 

БРИКС

 

эстафету

 

справедливого

 

пере

-

устройства

 

мира

функции

 

и

 

пафос

 

непосредственного

 

уча

-

стия

 

в

 

мировом

 

управлении

Без

 

нее

 

БРИКС

 

была

 

бы

 

еще

 

од

-

ной

 

организацией

 

развивающихся

 

стран

 

Востока

 

и

 

Юга

не

 

имеющей

 

глобального

исторического

 

значения

За

 

Россией

 

закреплена

признаваемая

 

и

 

КНР

роль

 

опытного

 

политиче

-

ского

 

игрока

жизненно

 

важного

 

на

 

период

 

становления

 

объ

-

единения

 

в

 

качестве

 

признанного

 

мирового

 

института

Все

 

это

 

предопределило

что

 

ведущую

 

роль

 

в

 

объединении

 

игра

-

ют

 

Россия

 

и

 

Китай


background image

 

193

Другие

 

участники

уступая

 

названным

готовы

 

пользо

-

ваться

 

особым

 

характером

 

отношений

 

с

 

ними

 

прагматично

для

 

решения

 

частных

 

задач

например

для

 

повышения

 

сво

-

его

 

статуса

 

в

 

ООН

но

 

не

 

хотят

 

попадать

 

в

 

зависимое

 

или

 

не

-

равное

 

положение

становиться

 

младшими

 

партнерами

брать

 

на

 

себя

 

обязательства

налагаемые

 

членством

 

в

 

любой

 

орга

-

низации

в

 

т

.

ч

БРИКС

6. 

Помимо

 

решения

 

общих

текущих

 

задач

преимуще

-

ственно

 

экономического

 

характера

перед

 

странами

 

БРИКС

 

в

 

отдаленной

 

перспективе

 

может

 

возникнуть

 

задача

 

формиро

-

вания

 

нового

 

международного

 

порядка

Конституирование

 

БРИКС

 

в

 

качестве

 

объединения

 

региональных

 

лидеров

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

может

 

быть

 

преждевременно

поскольку

 

существует

 

возможность

 

и

 

вероятность

 

его

 

дальнейшего

 

расширения

Форма

 

дальнейшей

  «

институализации

» 

объединения

 

зависит

 

как

 

от

 

соотношения

 

факторов

 «

за

» 

и

 «

против

», 

так

 

и

 

от

 

стратегического

 

видения

и

 

представлений

 

об

 

историче

-

ской

 

миссии

 

БРИКС

. «

Институализация

» 

предполагает

 

не

 

только

 

новые

 

возможности

но

 

и

 

более

 

высокую

 

ответствен

-

ность

Любые

 

ее

 

формы

 

будут

 

тщательно

 

взвешиваться

 

уча

-

стниками

Вместе

 

с

 

тем

бремя

 

ответственности

 

жестко

 

не

 

связано

 

с

 

набором

 

этими

 

странами

 

экономического

 

и

 

военно

-

политического

 

веса

 – 

амбиции

 

растущих

 

государств

 

часто

 

превышают

 

их

 

реальные

 

возможности

 

и

 

потенциал

Задача

 

превращения

 

их

 

в

 

глобальных

 

лидеров

четко

 

и

 

окончательно

 

ими

 

не

 

артикулирована

но

 

без

 

понимания

 

перспективы

 

не

-

возможно

 

точно

 

оценить

 

мотивы

 

их

 

действий

 

сейчас

Будущее

 

организационной

 

структуры

 

БРИКС

 

лежит

 

в

 

двух

 

ценностных

 

плоскостях

политической

 

и

 

исторической

С

 

точки

 

зрения

 

политической

повышение

 

уровня

 

организа

-

ционного

 

единства

 

заметно

 

повысит

 

возможности

 

в

 

проведе

-

нии

 

согласованной

 

политической

 

линии

С

 

точки

 

зрения

 

ис

-

торической

 

перспективы

для

 

БРИКС

 

важнее

 

создание

 

ново

-

го

 

прочного

 

международного

 

порядка

который

 

невозможен

 

 

194

без

 

повышения

 

авторитета

 

и

 

влияния

 

как

 

организации

 

в

 

це

-

лом

так

 

и

 

ее

 

членов

. «

Институализация

» 

и

 

расширение

 

вы

-

ступают

 

в

 

качестве

 

средств

 

решения

 

этой

 

задачи

тесно

 

взаи

-

мосвязанных

но

 

самостоятельных

Очередность

 

их

 

исполь

-

зования

 

зависит

 

от

 

большого

 

числа

 

внутренних

 

и

 

внешних

 

факторов

В

 

частности

без

 

участия

 

исламского

 

мира

 

форми

-

рующийся

 

на

 

базе

 

БРИКС

 

межцивилизационный

 

форум

 

бу

-

дет

 

не

 

полным

однако

 

выбор

 

представителя

 

исламских

 

госу

-

дарств

 

ограничен

 

целым

 

рядом

 

трудновыполнимых

 

условий

.  

В

 

перспективе

 

вне

 

зависимости

 

от

 

того

будет

 

ли

 

офи

-

циально

 

признан

 

и

 

закреплен

 

статус

 

стран

-

гигантов

 

в

 

ООН

их

 

роль

 

в

 

мире

 

будет

 

расти

и

 

тогда

 

вопросы

 

формирования

 

нового

 

мироустройства

 

встанут

 

с

 

новой

 

силой

Формат

 

БРИКС

 

может

 

стать

 

хорошей

 

основой

 

для

 

работы

 

в

 

этом

 

на

-

правлении

Поэтому

 

уже

 

сейчас

 

важно

чтобы

 

отношения

 

между

 

участниками

 

служили

 

примером

 

справедливости

 

и

 

последовательности

Особое

 

место

 

занимают

 

отношения

 

России

 

и

 

КНР

которые

 

могут

 

стать

 

образцом

 

решения

 

про

-

блем

 

между

 

странами

в

 

т

.

ч

проблем

возникающих

 

между

 

неформальными

 

лидерами

 

объединения

Таким

 

образом

уже

 

сейчас

 

можно

 

говорить

что

 

формируется

  «

кодекс

 

поведе

-

ния

» 

БРИКС

который

 

с

 

исторической

 

точки

 

зрения

 

должен

 

иметь

 

абсолютно

 

безупречную

 

репутацию

В

 

отличие

 

от

 

Китая

с

 

которым

 

связывается

 

самый

 

бы

-

стрый

 

экономический

 

рост

 

и

как

 

следствие

возникающие

 

экономические

 

противоречия

в

 

т

.

ч

с

 

участниками

 

БРИКС

Россия

 

обладает

 

внешнеполитическими

 

концепциями

 

и

 

мо

-

делями

 

поведения

необходимой

 

стратегической

 

культурой

а

 

также

 

опытом

 

создания

 

в

 

ХХ

 

веке

пусть

 

на

 

ограниченном

 

пространстве

 

и

 

преимущественно

 

на

 

региональном

 

уровне

новой

 

системы

 

международных

 

отношений

По

 

фактическо

-

му

 

положению

 

и

 

по

 

инициативе

 

создания

 

Россия

 

имеет

 

бла

-

гоприятные

предпочтительные

 

предпосылки

 

для

 

того

чтобы

 

играть

 

роль

 

медиатора

 

и

 

посредника

 

внутри

 

БРИКС

Такая

 

роль

 

предполагает

 

сдержанность

 

и

 

реактивность

 

поведения


background image

 

195

Несмотря

 

на

 

первоочередность

 

решения

 

задач

 

мирово

-

го

 

экономического

 

порядка

 

и

 

валютно

-

финансовой

 

системы

что

 

объективно

 

составляет

 

фундамент

 

БРИКС

нельзя

 

забы

-

вать

 

историческую

 

миссию

 

БРИКС

Экономические

 

интере

-

сы

лежащие

 

в

 

основе

 

современной

 

БРИКС

 

чреваты

 

нараста

-

нием

 

экономических

 

противоречий

 

между

 

участниками

По

-

этому

 

необходимо

 

параллельно

 

с

 

экономическими

 

подчерки

-

вать

 

гуманитарные

 

аспекты

 

сотрудничества

пропагандиро

-

вать

 

БРИКС

 

в

 

качестве

 

основы

 

многополярного

многоциви

-

лизационного

 

мира

который

 

будет

 

решать

 

задачи

 

будущего

 

мироустройства

 

и

 

уже

 

сейчас

 

формирует

 

контуры

 

и

 

меха

-

низмы

 

их

 

решения

.  

В

 

философской

 

традиции

 

Индии

 

и

 

Китая

в

 

менее

 

дли

-

тельной

но

 

отчетливой

 

философской

 

традиции

 

и

 

политиче

-

ской

 

практике

 

России

в

 

молодых

 

философских

 

традициях

 

и

 

политической

 

практике

 

ЮАР

 

и

 

Бразилии

 

отчетливо

 

видно

 

центральное

 

внимание

 

этих

 

стран

 

к

 

проблеме

 

мирного

 

сосу

-

ществования

 

и

 

внутреннего

 

многообразия

Эта

 

позиция

 

должна

 

лечь

 

в

 

основу

 

их

 

кодекса

 

поведения

 

в

 

мире

 

и

 

стать

 

основой

 

для

 

нового

 

мироустройства

.  

При

 

выработке

  «

Кодекса

 

поведения

 

БРИКС

» 

следует

 

учитывать

что

 

сферой

 

его

 

применения

 

будет

 

не

 

только

 

борь

-

ба

 

со

 

старым

 

несправедливым

 

мировым

 

порядком

но

 

и

 

но

-

вый

 

подход

 

к

 

возникающим

 

проблемам

 

мирового

 

развития

Он

 

должен

 

включать

 

выработку

 

принципов

 

регулирования

 

отношений

 

по

 

поводу

 

малоосвоенных

 

или

 

неосвоенных

 

тер

-

риторий

 (

Антарктида

), 

киберпространства

 (

не

 

только

 

угрозы

но

 

и

 

принципы

 

развития

), 

космоса

нетрадиционных

 

угроз

 

и

 

вызовов

, «

зеленой

 

экономики

» 

и

 

т

.

д

.. 

России

 

нельзя

 

упускать

 

инициативу

 

в

 

развитии

 

БРИКС

поэтому

 

Российская

 

Федерация

 

может

 

сосредоточиться

 

на

 

подготовке

 

практических

 

предложений

 

по

 

расширению

 

по

-

вестки

 

дня

 

объединения

наполняя

 

ее

 

полнообъемным

 

фор

-

матом

 

стратегического

 

взаимодействия

но

 

не

 

форсируя

 

пе

-

реход

 

объединения

 

на

 

новый

 

организационный

 

уровень

Ор

-

 

196

ганизационное

 

оформление

 

должно

 

идти

 

снизу

от

 

практики

Например

через

 

создание

 

постоянно

 

действующих

 

встреч

 

«

второй

 

дорожки

» 

или

 

единого

 

Консультативно

-

информа

-

ционного

 

центра

проводящего

 

на

 

регулярной

 

основе

на

-

пример

дважды

 

в

 

год

 

встречи

 

по

 

подготовке

 

и

 

мониторингу

 

решений

 

саммитов

 

глав

 

государств

 

и

 

правительств

 

БРИКС

.  

В

 

период

 

председательства

 

России

 

в

 

БРИКС

 

в

 2015 

г

можно

 

было

 

бы

 

запланировать

 

принятие

 

Декларации

 

об

 

ос

-

новных

 

принципах

 

справедливого

 

мирового

 

порядка

 «

Импе

-

ративы

 

Востока

 

и

 

Юга

», 

которая

 

выражала

 

бы

 

идеологию

 

современных

 

международных

 

отношений

В

 

нее

 

наряду

 

с

 

понятиями

  «

неконфронтационность

», «

невмешательство

», 

«

сосуществование

» 

следовало

 

бы

 

внести

 

в

 

качестве

 

цен

-

тральных

 

такие

 

категории

 

как

  «

цивилизация

», «

идентич

-

ность

», «

многополярность

», «

многообразие

», «

соразвитие

», 

«

синергия

», 

способные

 

создать

 

новую

 

концептуальную

 

среду

 

для

 

развития

 

отношений

 

между

 

странами

 

БРИКС

показать

 

место

 

БРИКС

 

в

 

формирующейся

 

картине

 

новых

 

междуна

-

родных

 

отношений

 

и

 

подчеркнуть

 

новаторские

 

подходы

 

БРИКС

 

к

 

ее

 

формированию

Организационная

 

институализация

 

предполагает

 

ряд

 

последовательных

 

шагов

скорость

 

которых

 

определяется

 

исключительно

 

готовностью

 

всех

 

членов

 

к

 

их

 

принятию

Во

-

первых

принятия

 

Меморандума

 

о

 

долгосрочном

 

видении

 

БРИКС

Во

-

вторых

подписание

 

Хартии

которая

 

бы

 

регули

-

ровала

 

функции

 

встреч

 

глав

 

государств

 

и

 

правительств

Со

-

вета

 

глав

 

правительств

Встреч

 

министров

 

иностранных

 

дел

Гуманитарного

 

диалога

 

общественности

Секторальных

 

ко

-

миссий

Предусматривала

 

бы

 

создание

 

экономических

 

орга

-

нов

Межбанковского

 

объединения

Делового

 

совета

В

 

це

-

лях

 

регулирования

 

дальнейшей

 

деятельности

 

БРИКС

в

 

т

.

ч

по

 

расширению

 

участников

необходимо

 

на

 

экспертном

 

уровне

 

подготовить

 

и

 

обсудить

 

с

 

партнерами

 

по

 

объедине

-

нию

 

Положение

 

о

 

членстве

 

в

 

БРИКС

прописав

 

в

 

нем

 

статус

 

партнеров

 

по

 

диалогу


background image

 

197

2.4. 

БРИКС

ФОРМЫ

 

И

 

МЕТОДЫ

  

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ

 (

ВЫБОР

 

НАПРАВЛЕНИЯ

 

РАЗВИТИЯ

 

НА

 

ОСНОВЕ

 

АНАЛИЗА

 

СХОДНЫХ

  

ДЕЙСТВУЮЩИХ

 

СТРУКТУР

). 

ИНФОРМАЦИОННОЕ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

БРИКС

 

 

К

.

М

Беликова

д

.

ю

.

н

., 

Российский

 

университет

 

дружбы

 

народов

 

 

Периодически

 

как

 

ответ

 

на

 

некое

 

объективное

 

измене

-

ние

 

обстоятельств

  (

например

в

 

результате

 

военных

 

дейст

-

вий

экономических

 

и

 

финансовых

 

кризисов

 

и

 

пр

.) 

в

 

мире

 

возникают

 

и

 

начинают

 

развиваться

 

объединительные

 

идеи

.

1

 

Поэтому

 

нередко

 

и

 

развитые

и

 

развивающиеся

и

тем

 

более

страны

 

с

 

переходной

 

экономикой

не

 

имея

 

возможности

 

дос

-

тичь

 

своих

 

стратегических

 

целей

 

в

 

борьбе

 

за

 

доступ

 

к

 

рын

-

кам

 

и

 

ресурсам

 

на

 

глобальном

 

уровне

прибегают

 

к

 

объеди

-

нению

 

усилий

  (

зачастую

 – 

в

 

масштабах

 

отдельных

 

регио

-

нов

). 

С

 

одной

 

стороны

при

 

реализации

 

такого

 

рода

 

объеди

-

нительных

 

идей

 

используется

 

метод

 

координации

сохра

-

няющий

 

политические

 

и

 

таможенные

 

границы

 

государств

-

участников

 

и

 

реализуемый

 

через

 

систему

 

международных

 

организаций

  (

например

ВТО

). 

С

 

другой

 – 

используется

 

ме

-

тод

 

осуществления

 

многочисленных

 

региональных

 

интегра

-

ционных

 

проектов

при

 

которых

 

происходит

 

объединение

 

экономических

 

территорий

 

государств

-

членов

при

 

сохране

-

нии

 

их

 

политических

 

границ

 

и

 

устранении

 

или

 

существен

-

ном

 

ослаблении

 

границ

 

таможенных

  (

например

ЕС

МЕР

-

КОСУР

).

2

 

Когда

 

же

 

речь

 

идет

 

об

 

объединении

 

государств

не

 

имеющих

 

общих

 

границ

как

 

правило

основной

 

базовой

 

идее

 

                                                 

1

 

Ружин

 

А

.

Н

Международно

-

правовое

 

регулирование

 

экономической

 

интеграции

. – 

М

РУДН

, 2011. – 50 

с

2

 

Башкин

 

А

.

В

Образование

  "

оси

Берлин

-

Рим

-

Токио

 

и

 

позиция

 

СССР

1936 – 1941 

гг

Дисс

канд

ист

наук

. – 

М

., 2005. – 421 

с

 

198

консолидации

 

является

 

образование

 

на

 

договорной

 

основе

 

военных

 

союзов

  (

напр

., 

ось

  «

Рим

-

Берлин

-

Токио

»,

1

 

Антигит

-

леровская

 

коалиция

), 

но

 

есть

 

исключения

 (

например

Куба

 

в

 

СЭВ

). 

Применим

 

в

 

настоящем

 

гуманитарном

 

исследовании

 

методологию

основанную

 

на

 

феноменологическом

 

подходе

общепринятом

 

в

 

естественных

 

науках

Не

 

изучая

 

сущности

 

явлений

 

на

 

уровне

который

 

в

 

данный

 

момент

 

по

 

тем

 

или

 

иным

 

причинам

 

недоступен

 (

в

 

нашем

 

случае

 

это

 

попытка

 

от

-

ветить

 

на

 

вопрос

 – 

какова

 

реальная

а

 

не

 

декларируемая

цель

 

объединения

 

тех

 

или

 

иных

 

государств

), 

феноменологически

 

изучать

  «

выходные

» 

сигналы

  «

черного

 

ящика

», 

сравнивать

 

различные

 

явления

  (

в

 

нашем

 

случае

, – 

в

 

какой

 

институцио

-

нальной

 

форме

 

находит

 

отражение

 

стремление

 

государств

 

объединиться

 

с

 

декларируемой

 

целью

).  

Такой

 

подход

 

позволяет

 

произвести

 

оценку

 

возможно

-

сти

 

взаимовыгодных

 

взаимоотношений

 

государств

сразу

 

от

-

метая

 

варианты

при

 

которых

 

одна

 

страна

 

потребует

 

от

 

дру

-

гой

 

неприемлемых

 

действий

 – 

например

признания

 

незави

-

симости

 

Тайваня

 

со

 

стороны

 

КНР

 

ради

 

заключения

 

договора

 

о

 

получении

 

исключительно

 

важной

 

технологии

 

или

 

меди

-

каментов

Для

 

анализа

 

и

 

исследования

 

нами

 

выбран

 

следующий

 

ряд

 

международных

 

организаций

 

и

 

интеграционных

 

объеди

-

нений

АСЕАН

АТЭС

ШОС

СЭВ

СНГ

МЕРКОСУР

.  

Отметим

сущностными

 

чертами

 

международных

 

орга

-

низаций

 (

далее

 – 

МО

выступают

:  

1. 

межгосударственный

 (

как

 

правило

межправительст

-

венный

характер

 

объединения

;  

                                                 

1

 http://www.aseansec.org/ 

Подробнее

 

см

.: 

Мелькин

 

М

.

С

Международно

-

правовой

 

статус

 

Международно

-

правовой

 

статус

 

Ассоциации

 

государств

 

Юго

-

Восточной

 

Азии

 (

АСЕАН

) (

АСЕАН

). 

Дисс

канд

юрид

наук

. – 

М

., 

РУДН

, 2012. – 197 

с


background image

 

199

2. 

наличие

 

юридического

 

акта

составляющего

 

юриди

-

ческую

 

основу

 

деятельности

 

в

 

разных

 

формах

  (

договор

 – 

МСЭ

резолюция

 – 

АСЕАН

торжественная

 

декларация

 – 

Со

-

вет

 

сотрудничества

 

стран

 

Персидского

 

залива

 

и

 

пр

.), 

на

 

ос

-

нове

 

которого

 

МО

 

приобретает

 

международные

 

права

 

и

 

обя

-

занности

позволяющие

 

ей

 

самостоятельно

 

и

 

независимо

 

от

 

воли

 

государств

-

членов

 

вступать

 

в

 

международные

 

отноше

-

ния

3. 

наличие

 

постоянных

 

органов

действующих

 

на

 

по

-

стоянной

 

основе

 (

постоянная

 

организационная

 

структура

). 

Типовая

 

конструкция

нацеленная

 

на

 

удовлетворение

 

интересов

 

всего

 

объединения

 

состоит

 

из

1. 

пленарной

 

ассамблеи

 – 

представительного

 

органа

который

 

включает

 

в

 

качестве

 

участников

 

представителей

как

 

правило

правительств

 

всех

 

государств

-

членов

 (

работает

 

в

 

порядке

 

проведения

 

периодических

 

заседаний

); 

 2. 

представительного

 

органа

 

с

 

ограниченным

 

составом

 

(

типа

 

Исполкома

 – 

также

 

включает

 

в

 

качестве

 

участников

 

представителей

как

 

правило

правительств

 

государств

-

членов

работает

 

в

 

порядке

 

проведения

 

периодических

 

засе

-

даний

);  

3. 

секретариата

решающего

 

административные

 

вопро

-

сы

сотрудники

 

которого

 

работают

 

по

 

найму

 

непрерывно

За

 

пределы

 

данной

 

типовой

 

конструкции

 

может

 

выно

-

ситься

 

и

 

учреждаться

 

на

 

основе

 

самостоятельного

 

междуна

-

родного

 

договора

 

судебная

 

функция

  (

напр

., 

Постоянная

 

па

-

лата

 

международного

 

правосудия

 v. 

Лига

 

Наций

Междуна

-

родный

 

суд

 

ООН

 v. 

ООН

).  

Интеграционным

 

объединениям

 (

далее

 – 

ИО

присущи

 

все

 

указанные

 

выше

 

признаки

 

международных

 

организаций

и

 

межгосударственный

 

характер

и

 

договорная

 

основа

 

дея

-

тельности

и

 

наличие

 

постоянно

 

действующих

 

органов

 – 

од

-

 

200

нако

 

еще

 

одной

 

сущностной

 

характеристикой

отсутствую

-

щей

 

у

 

МО

выступает

 

стремление

 

интегрировать

 

экономики

 

стран

-

участниц

 

I. 

АСЕАН

1

 –

 

Ассоциация

 

государств

 

Юго

-

Восточной

 

Азии

 

 

 

Является

 

МО

постоянный

 

орган

 – 

Секретариат

:  

1. 

Имеет

 

межгосударственный

  (

межправительствен

-

ный

характер

2. 

В

 

основе

 

функционирования

 

лежит

 

концепция

 

созда

-

ния

 

триединого

 

сообщества

 

АСЕАН

безопасность

 + 

эконо

-

мика

 + 

социально

-

культурное

 

развитие

Эта

 

предметная

 

ком

-

петенция

 

АСЕАН

 

развивалась

 

от

 

сотрудничества

 

в

 

сфере

 

по

-

литики

 

и

 

безопасности

 

к

 

укреплению

 

его

 

экономической

 

со

-

ставляющей

которая

 

лишь

 

в

 XXI 

веке

 

стала

 

определяющей

 

объединительного

 

процесса

 

и

 

стала

 

получать

 

внешнее

 

во

-

площение

 (

в

 

виде

 

зоны

 

свободной

 

торговли

). 

Учредительные

 

акты

Устав

 

АСЕАН

 2007 

г

. + 

каждое

 

из

 

сообществ

 

базируется

 

на

 

целом

 

ряде

 

международно

-

правовых

 

актов

.  

Сообщество

 

безопасности

 

АСЕАН

 – 

на

 

договорно

-

правовой

 

основе

 (

Договор

 

о

 

дружбе

 

и

 

сотрудничестве

 1976 

г

и

 

др

.), 

дополненной

 

документами

 

концептуального

 («

Виде

-

ние

 

АСЕАН

 2020) 

и

 

рекомендательного

 

характера

  (

вторая

 

Декларация

 

согласия

 2003 

г

., 

Декларация

 

о

 

поведении

 

сторон

 

в

 

Южно

-

Китайском

 

море

). 

Основной

 

акцент

 

в

 

реализации

 

СБА

 

делается

 

на

 

политико

-

правовых

 

механизмах

не

 

предпо

-

лагающих

 

создания

 

единой

 

военной

 

организации

.  

                                                 

1

 

Договор

 

о

 

ЕЭС

 (

Римский

 

договор

был

 

заключен

 6 

европейскими

 

держава

-

ми

 

в

 1957 

г

и

 

предполагал

 

создание

 

общего

 

рынка

 

в

 

течение

 12 

будущих

 

лет

что

 

не

 

было

 

сделано

помешали

 

объективные

 

и

 

субъективные

 

причины