ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2650
Скачиваний: 1
211
Сессия
Совета
(1959) -
высший
орган
СЭВ
.
С
конца
60-
х
гг
.
делегации
стран
возглавляются
главами
правительств
.
Исполнительный
комитет
(1962) —
главный
исполнительный
орган
СЭВ
,
состоящий
из
представителей
стран
-
участниц
на
уровне
замести
-
телей
глав
правительств
по
одному
от
каждой
страны
.
Комитет
СЭВ
по
сотрудничест
-
ву
в
области
материально
-
тех
-
нического
снабжения
,
его
зада
-
ча
–
развитие
и
углубление
эко
-
номического
и
научно
-
техниче
-
ского
сотрудничества
в
области
материально
-
технического
снаб
-
жения
,
направленного
,
прежде
всего
,
на
осуществление
Ком
-
плексной
программы
социали
-
стической
экономической
инте
-
грации
,
организации
многосто
-
роннего
сотрудничества
в
целях
улучшения
использования
мате
-
риальных
ресурсов
,
снижения
ма
-
териалоёмкости
продукции
и
др
.
Комитет
СЭВ
по
сотрудничеству
об
-
ласти
плановой
деятельности
(
об
-
разован
в
1971),
состоит
из
предсе
-
дателей
централь
-
ных
плановых
орга
-
нов
.
Комитет
СЭВ
по
научно
-
техниче
-
скому
сотрудниче
-
ству
,
состоит
из
председателей
ко
-
митетов
,
минист
-
ров
,
руководителей
ведомств
по
науке
и
технике
Секретариат
СЭВ
–
экономический
и
ис
-
полнительно
-
админи
-
стративный
орган
Со
-
вета
,
состоит
из
от
-
раслевых
и
функцио
-
нальных
отделов
.
Постоянные
ко
-
миссии
СЭВ
по
экономическому
и
научно
-
техниче
-
скому
сотрудниче
-
ству
между
страна
-
ми
–
членами
СЭВ
в
отдельных
отрас
-
лях
народного
хо
-
зяйства
Совещания
руководи
-
телей
,
представителей
компетентных
орга
-
нов
стран
–
членов
СЭВ
(
напр
.,
руководи
-
телей
водохозяйствен
-
ных
органов
,
предста
-
вителей
фрахтовых
и
судовладельческих
ор
-
ганизаций
,
министров
внутренней
торговли
и
др
. –
как
Высшие
долж
-
ностные
лица
в
АТЭС
)
212
V.
СНГ
1
–
Содружество
независимых
государств
.
Является
МО
,
не
обладает
наднациональными
полно
-
мочиями
(
Преамбула
Устава
СНГ
).
1)
Имеет
межгосударственный
характер
;
2)
Учредительные
акты
:
Устав
СНГ
, 1993
г
.
Остальные
акты
(
см
.
ниже
)
составляющие
договорно
-
правовую
основу
:
-
Соглашение
о
создании
Содружества
Независимых
Государств
от
8
декабря
1991
г
.;
-
Протокол
к
этому
Соглашению
от
21
декабря
1991
г
.
о
составе
СНГ
и
равноправии
началах
образуют
Содружество
Независимых
Государств
;
-
Алма
-
Атинская
декларация
от
21
декабря
1991
г
.,
под
-
твердившая
приверженность
бывших
союзных
республик
к
сотрудничеству
в
различных
областях
внешней
и
внутренней
политики
;
-
Договор
о
создании
Экономического
союза
,
сентябрь
1993
г
. –
заложил
концепцию
трансформации
хозяйственного
взаимодействия
в
рамках
СНГ
с
учетом
сложившихся
реа
-
лий
.
В
основе
Договора
лежит
понимание
его
участниками
необходимости
формирования
общего
экономического
про
-
странства
,
основанного
на
свободном
перемещении
товаров
,
услуг
,
рабочей
силы
,
капиталов
;
выработки
согласованной
денежно
-
кредитной
,
налоговой
,
ценовой
,
таможенной
,
внеш
-
неэкономической
политики
;
сближения
методов
регулирова
-
ния
хозяйственной
деятельности
,
создания
благоприятных
условий
для
развития
прямых
производственных
связей
(
от
-
части
как
в
АСЕАН
или
СЭВ
);
1
Соколова
Т
.
В
.
Модернизация
на
постсоветском
пространстве
:
социаль
-
ный
ракурс
. //
Журнал
Новой
экономической
ассоциации
. – 2011. –
№
11. –
С
. 157-160.
213
-
Договор
о
зоне
свободной
торговли
от
18
октября
2011
г
. (
заключен
взамен
Соглашения
о
создании
зоны
сво
-
бодной
торговли
от
15.04.1994
г
.
и
Протоколов
к
нему
),
-
Стратегия
экономического
развития
СНГ
на
период
до
2020
года
, 2007
г
.
и
др
.
Таким
образом
,
сферы
взаимодействия
государств
-
членов
СНГ
–
это
:
во
-
первых
,
политическое
взаимодействие
(
в
т
.
ч
.
в
вопросах
обеспечения
коллективной
безопасности
и
военно
-
политического
сотрудничества
–
разд
. III
Устава
СНГ
. (
В
отличие
от
АСЕАН
,
говорящего
о
построении
Со
-
общества
безопасности
в
АТР
,
в
ст
. 3
Устава
СНГ
говорится
об
обеспечении
международного
мира
и
безопасности
,
осу
-
ществлении
эффективных
мер
по
сокращению
вооружений
и
военных
расходов
,
ликвидации
ядерного
и
других
видов
оружия
массового
уничтожения
,
достижении
всеобщего
и
полного
разоружения
…)
и
во
-
вторых
,
вопросы
экономики
.
Отметим
в
этой
связи
,
что
простое
ознакомление
и
ана
-
лиз
особых
мнений
и
возражений
к
Стратегии
экономическо
-
го
развития
СНГ
2007
г
.
показывает
,
что
СНГ
как
междуна
-
родная
организация
имеет
слишком
небольшое
количество
«
точек
соприкосновения
»
между
его
членами
,
что
заставляет
последних
искать
альтернативные
интеграционные
варианты
(
ОДКБ
,
ЕврАзЭС
и
пр
.).
Что
касается
социальной
сферы
,
то
статистические
данные
показывают
,
что
в
целом
страны
СНГ
по
состоянию
на
2011
г
.
представляют
собой
зону
социального
неблагопо
-
лучия
1
и
это
чувствительная
область
для
стран
СНГ
(
как
и
для
АСЕАН
,
например
).
3)
Постоянные
органы
:
Исполнительный
комитет
СНГ
.
Решением
Совета
глав
государств
СНГ
от
2
апреля
1999
г
.
утверждена
следующая
схема
органов
СНГ
:
1
http://www.mercosur.int/
См
.
подробнее
:
Гражданское
и
торговое
право
зарубежных
стран
:
Учебное
пособие
/
Под
общ
.
ред
.
В
.
В
.
Безбаха
и
В
.
К
.
Пучинского
. –
М
.:
МЦФЭР
, 2004. –
С
. 77-84.
214
Описание
.
Высшим
органом
Содружества
является
Совет
глав
государств
,
который
обсуждает
и
решает
принципиальные
вопросы
,
связанные
с
деятельностью
госу
-
дарств
–
членов
в
сфере
их
общих
интересов
.
Совет
глав
правительств
координирует
сотрудниче
-
ство
органов
исполнительной
власти
государств
–
членов
в
экономической
,
социальной
и
иных
сферах
общих
интересов
.
Основным
исполнительным
органом
СНГ
является
Совет
министров
иностранных
дел
,
который
обеспечивает
сотрудничество
во
внешнеполитической
деятельности
госу
-
дарств
СНГ
в
период
между
заседаниями
Совета
глав
госу
-
дарств
,
Совета
глав
правительств
и
по
их
поручению
прини
-
мает
решения
.
Экономический
совет
СНГ
–
основной
исполни
-
тельный
орган
,
обеспечивающий
выполнение
соглашений
СНГ
,
решений
Совета
глав
государств
и
Совета
глав
прави
-
тельств
о
формировании
и
функционировании
зоны
свобод
-
ной
торговли
и
других
вопросах
социально
-
экономического
сотрудничества
,
принимающий
решения
о
вопросах
,
отне
-
215
сенных
к
его
компетенции
,
а
также
по
поручениям
Совета
глав
государств
и
Совета
глав
правительств
СНГ
.
Экономический
Суд
СНГ
обеспечивает
единообраз
-
ное
применение
соглашений
государств
–
участников
СНГ
и
основанных
на
них
экономических
обязательств
и
договоров
путем
разрешения
споров
,
вытекающих
из
экономических
отношений
.
Межпарламентская
Ассамблея
государств
–
участ
-
ников
СНГ
проводит
межпарламентские
консультации
,
об
-
суждает
вопросы
сотрудничества
в
рамках
Содружества
,
разрабатывает
совместные
предложения
в
сфере
деятельно
-
сти
национальных
парламентов
.
Совет
постоянных
полномочных
представителей
го
-
сударств
–
участников
Содружества
при
уставных
и
дру
-
гих
органах
Содружества
–
способствует
взаимодействию
государств
в
период
между
заседаниями
СГГ
,
СГП
и
СМИД
Исполнительный
комитет
СНГ
–
единственный
по
-
стоянно
действующий
исполнительный
,
административ
-
ный
и
координирующий
орган
СНГ
.
Учреждаемые
органы
отраслевого
сотрудничества
–
вырабатывают
согласованные
принципы
и
правила
такого
сотрудничества
и
способствуют
их
практической
реализации
.
В
состав
этих
органов
входят
руководители
соответствую
-
щих
властных
органов
государств
СНГ
.
VI.
МЕРКОСУР
1
–
Южноамериканский
общий
рынок
.
Не
является
МО
.
1)
Имеет
межгосударственный
характер
.
2)
Учредительные
акты
:
Асунсьонский
договор
о
соз
-
дании
Южноамериканского
общего
рынка
1991
г
.,
Протокол
1
См
.:
Беликова
К
.
М
.
На
пути
к
единому
рынку
в
Южной
Америке
:
фак
-
торы
интеграции
в
экономике
и
праве
. //
Вестник
Российского
универси
-
тета
дружбы
народов
.
Серия
«
Юридические
науки
». – 2005. –
№
1. –
С
. 83-89.
216
Оуро
-
Прето
1994
г
.,
Протокол
Оливос
о
разрешении
споров
в
МЕРКОСУР
2002
г
.
и
др
.
акты
(
в
том
числе
вторич
-
ного
права
),
развивающие
институциональную
структуру
МЕРКОСУР
и
др
.
Цель
–
свободное
перемещение
товаров
,
услуг
,
факто
-
ров
производства
(
т
.
е
.
капитала
и
рабочей
силы
),
отмена
та
-
моженных
пошлин
и
нетарифных
ограничений
торговли
;
введение
единого
таможенного
тарифа
и
проведение
единого
таможенного
тарифа
по
отношению
к
третьим
странам
,
ко
-
ординация
макроэкономической
политики
;
достижение
со
-
глашения
о
гармонизации
законодательства
стран
-
участниц
в
тех
областях
,
которые
необходимы
для
укрепления
интегра
-
ционного
процесса
.
В
августе
2010
г
.
на
39-
й
встрече
на
высшем
уровне
МЕРКОСУР
был
утвержден
общий
Тамо
-
женный
кодекс
,
который
должен
завершить
формирование
Таможенного
союза
в
рамках
МЕРКОСУР
.
Это
экономика
.
Политический
аспект
сотрудничества
оформляется
ря
-
дом
деклараций
и
соглашений
.
Это
:
Президентская
Деклара
-
ция
о
демократических
гарантиях
1996
г
.,
Протокол
Ушуаи
1998
г
.
и
др
.
1
3)
Институциональная
структура
распадается
на
3
уров
-
ня
(
см
.
схему
ниже
и
ее
описание
):
-
базовый
–
Совет
общего
рынка
,
Группа
общего
рынка
,
Комиссия
МЕРКОСУР
по
торговле
,
Парламент
МЕРКОСУР
,
Комиссия
постоянных
представителей
МЕРКОСУР
,
Посто
-
янный
трибунал
для
разрешения
споров
между
государства
-
ми
-
членами
,
-
дополнительный
,
основанный
на
решениях
органов
МЕРКОСУР
(
Группы
общего
рынка
,
Совета
общего
рынка
), –
Трибунал
по
административным
и
трудовым
делам
,
Соци
-
1
См
.: Estructura Institucional. // Mercado Común del Sur (MERCOSUR).
URL: http://www.argentina.gob.ar/pais/
100-mercado-comun-del-sur-mercosur.php (
дата
обращения
: 20.11.2012)
217
ально
-
экономический
консультативный
Комитет
,
Админист
-
ративный
секретариат
и
др
.),
-
дополнительный
,
основанный
на
иных
,
чем
решения
органов
МЕРКОСУР
актах
, –
рабочие
субгруппы
,
техниче
-
ские
комитеты
.
1
Постоянные
органы
:
Административный
секретариат
,
Парламент
,
Постоянный
трибунал
для
разрешения
противо
-
речий
между
странами
-
участницами
,
Комиссия
постоянных
представителей
.
Основные
.
В
состав
Совета
общего
рынка
входят
мини
-
стры
иностранных
дел
и
министры
экономики
стран
-
участниц
.
Совет
собирается
столько
раз
,
сколько
сочтет
не
-
обходимым
,
но
не
реже
одного
раза
в
полгода
с
участием
президентов
стран
-
участниц
.
Группа
Общего
рынка
–
наделена
исполнительной
вла
-
стью
.
В
ее
состав
от
каждой
из
стран
входят
по
два
члена
(
один
на
постоянной
,
второй
–
на
временной
основе
),
назна
-
ченных
их
правительствами
из
представителей
министерств
иностранных
дел
,
экономики
и
центральных
банков
.
Комиссия
МЕРКОСУР
по
торговле
состоит
из
четырех
постоянных
членов
и
четырех
непостоянных
членов
от
каж
-
дой
страны
-
участницы
.
Ее
заседания
проводятся
не
реже
од
-
ного
раз
в
месяц
.
В
случае
необходимости
,
по
просьбе
Груп
-
пы
Общего
рынка
или
одного
из
государств
-
членов
Комис
-
сия
может
заседать
несколько
раз
в
месяц
.
Она
содействует
Группе
ОР
в
углублении
процессов
интеграции
и
пр
.
Для
выполнения
своих
функций
Комиссия
по
торговле
уполно
-
мочена
создавать
технические
комитеты
и
осуществлять
ру
-
ководство
и
контроль
за
их
деятельностью
.
*
Статья
подготовлена
в
рамках
научно
-
исследовательского
проекта
РГНФ
«
Новое
направление
российской
внешней
и
внешнеэкономической
политики
–
взаимодействие
с
БРИКС
»,
проект
№
12-02-00037.
218
Парламент
МЕРКОСУР
является
представительным
органом
всего
идеологического
и
политического
разнообра
-
зия
народов
стран
-
участниц
Общего
рынка
,
в
2006
г
.
он
за
-
219
менил
Парламентскую
комиссию
,
состоявшую
из
равного
числа
парламентских
представителей
от
каждого
из
госу
-
дарств
-
членов
МЕРКОСУР
,
назначавшихся
национальными
парламентами
согласно
их
внутренней
процедуре
и
бывшего
,
по
сути
,
межпарламентским
органом
.
Комиссия
постоянных
представителей
,
создана
в
2003
г
.,
ее
председатель
представляет
МЕРКОСУР
в
отношениях
вовне
.
Постоянный
трибунал
для
разрешения
споров
между
государствами
-
членами
правомочный
пересматривать
реше
-
ния
трибуналов
ad hoc
и
рассматривать
дела
по
существу
в
первой
инстанции
.
Арбитры
Постоянного
трибунала
дейст
-
вуют
на
постоянной
основе
и
,
в
случае
необходимости
,
при
-
ступают
к
выполнению
своих
обязанностей
.
Трибунал
состо
-
ит
из
5-
и
арбитров
.
Трибунал
может
оставить
решение
три
-
бунала
ad hoc
без
изменений
,
изменить
или
отменить
его
.
Решения
Трибунала
окончательны
,
не
могут
быть
обжалова
-
ны
,
превалируют
над
решениями
трибуналов
ad hoc
,
обяза
-
тельны
для
сторон
,
в
отношении
которых
вынесены
,
а
стра
-
ны
-
участницы
обязуются
признавать
обязательность
юрис
-
дикции
указанных
судов
и
Трибунала
.
Дополнительные
(
некоторые
).
Социально
-
экономиче
-
ский
консультативный
Комитет
–
представительный
орган
социального
и
экономического
секторов
–
состоит
из
равного
количества
представителей
каждого
государства
-
члена
,
име
-
ет
консультативную
функцию
,
предлагает
свои
рекоменда
-
ции
и
представляет
свой
внутренний
регламент
на
утвержде
-
ние
Группе
ОР
.
Административный
секретариат
–
орган
оперативной
поддержки
–
отвечает
за
предоставление
услуг
другим
орга
-
нам
МЕРКОСУР
,
находится
в
г
.
Монтевидео
.
В
обязанности
Административного
секретариата
входят
:
хранение
докумен
-
тации
МЕРКОСУР
,
ее
публикация
и
распространение
ин
-
формации
о
принятых
нормах
в
рамках
МЕРКОСУР
в
изда
-
ваемом
официальном
бюллетене
.
Административный
секре
-
220
тариат
также
помогает
организации
проведения
встреч
Сове
-
та
,
Группы
,
Комиссии
по
торговле
МЕРКОСУР
и
,
при
необ
-
ходимости
,
других
органов
,
если
эти
встречи
проводятся
в
месте
их
постоянного
нахождения
,
или
оказывает
поддержку
государству
,
на
территории
которого
они
проводятся
,
если
встречи
проводятся
вне
этого
места
.
Вышеприведенный
обзор
правовой
основы
деятельно
-
сти
ряда
международных
организаций
и
объединений
стран
(
форумов
),
не
являющихся
международными
организациями
,
в
том
числе
, –
интеграционных
объединений
–
и
их
институ
-
циональной
структуры
позволил
провести
анализ
и
выявить
ряд
сходств
в
подходах
к
их
институциализации
.
По
-
видимому
,
независимо
от
того
,
является
ли
объеди
-
нение
(
форум
)
государств
международной
организацией
(
АСЕАН
,
СЭВ
,
СНГ
,
ШОС
)
или
нет
(
АТЭС
),
признает
ли
оно
в
качестве
цели
своей
деятельности
экономическую
интегра
-
цию
(
МЕРКОСУР
)
или
нет
(
АТЭС
), –
ключевым
признаком
является
наличие
в
каждом
из
исследованных
нами
объеди
-
нений
постоянного
органа
(
органов
):
-
секретариата
(
АТЭС
,
АСЕАН
,
МЕРКОСУР
,
ШОС
,
СЭВ
),
выполняющего
административно
-
технические
и
орга
-
низационно
-
координационные
функции
и
выступающего
во
вне
от
имени
всего
объединения
государств
,
-
исполнительного
комитета
(
СНГ
,
ШОС
,
СЭВ
(
посто
-
янные
комиссии
ИК
) –
исполнительного
,
административного
и
координирующего
органа
.
При
этом
неважно
,
какие
цели
декларируются
(1)
и
фактически
развиваются
(2)
в
приоритетном
порядке
:
-
в
сфере
торгово
-
экономического
взаимодействия
(
ин
-
теграции
),
-
в
сфере
военно
-
политического
сотрудничества
для
це
-
лей
коллективной
внутренней
безопасности
,
-
в
социальной
сфере
.