Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2653

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

201

За

 

основу

 

Экономического

 

сообщества

 

АСЕАН

 

провоз

-

глашено

 

принятие

 

правовой

 

модели

 

Европейского

 

экономи

-

ческого

 

сообщества

.

1

 

Однако

в

 

отличие

 

от

 

ЕЭС

каждый

 

этап

 

экономической

 

интеграции

 

государств

 

АСЕАН

 

сопро

-

вождался

 

заключением

 

отдельных

 

соглашений

а

 

цели

 

само

-

го

 

этого

 

Сообщества

 

формулируются

 

либо

 

в

 

декларативных

 

(

Балийское

 

согласие

 II 2003 

г

.), 

либо

 

в

 

программных

  (

Про

-

грамма

 

строительства

 

АЕК

 2007 

г

.) 

документах

Создание

 

наднациональных

 

органов

характерных

 

для

 

ЕЭС

 (

Комиссия

Суд

), 

еще

 

только

 

планируется

 

в

 

будущем

 (

к

 2015 

г

.). 

Международно

-

правовая

 

основа

 

Социокультурного

 

со

-

общества

 

АСЕАН

 

менее

 

развита

 

по

 

сравнению

 

с

 

другими

 

предметными

 

сферами

Отсутствие

 

договорно

-

правовых

 

ме

-

ханизмов

если

 

не

 

считать

 

положений

 

Устава

 

о

 

целях

 

СКС

и

 

значительный

 

удельный

 

вес

 

политических

 

решений

  (

самми

-

тов

 

АСЕАН

и

 

программных

 

документов

 (

Программа

 

дейст

-

вий

 

по

 

созданию

 

СКС

 2004 

г

., 

план

 

создания

 

СКС

 2007 

г

и

 

т

.

д

.) 

повышают

 

роль

 

органов

 

АСЕАН

  (

Совет

 

социально

-

культурного

 

сотрудничества

 

в

 

составе

 

министров

 

культуры

 

и

 

образования

, 11 

отраслевых

 

ежегодных

 

межминистерских

 

конференций

 

и

 

др

.) 

в

 

решении

 

конкретных

 

проблем

 

по

 

реа

-

лизации

 

данного

 

масштабного

 

проекта

3. 

Организационная

 

структура

 

АСЕАН

где

 

постоянной

 

является

 

только

 

деятельность

 

Секретариата

остальные

 

встречи

 

носят

 

периодический

 

характер

 

                                                 

1

 http://www.apec.org/ 

Подробнее

 

см

.: 

Чхорн

 

Пролынг

Правовое

 

регули

-

рование

 

иностранных

 

инвестиций

 

в

 

странах

-

участницах

 

АТЭС

Дисс

докт

юрид

наук

. – 

М

., 2006. – 390 

с

.; 

Методические

 

материалы

 

для

 

подготовки

 

временного

 

персонала

 

к

 

организации

 

встреч

 

АТЭС

. URL: 

http://www.iff.fa.ru/sites/default/files/node_files/550/2012/__13234.pdf (

дата

 

обращения

: 19.11.2012) 

 

202

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

ASEAN Summit – 

Саммит

 

лидеров

 

глав

 

государств

 

и

 

правительств

 

Secretariat – 

Секретариат

 

(

структуру

 

см

ниже

Committees Abroad – 

Комитеты

 

за

 

границей

 

Coordinating Council – 

Координационный

 

совет

 –

встречи

 

министров

 

иностранных

 

дел

, 2 

р

год

 

Community Councils – 

Советы

 

Сообществ

: 1) 

Сообщества

 

безопасно

-

сти

 – 

встречи

 

министров

 

иностранных

 

дел

 (

в

 

лит

-

ре

 

пишут

что

 

и

 

мини

-

стров

 

обороны

 

также

), 2) 

Экономического

 

сообщества

 – 

министры

 

ино

-

странных

 

дел

 

и

 

торговли

промышленности

 

и

 

пр

. (

зависит

 

от

 

названия

 

в

 

каждой

 

из

 

стран

), 3) 

Социокультурного

 

сообщества

  –

министры

 

по

 

социальным

 

вопросам

реабилитации

 

молодежи

делам

 

инвалидов

 

и

 

пр

(

в

 

зависимости

 

от

 

названия

 

министерства

 

в

 

каждой

 

из

 

стран

Sectoral ministerial bodies – 

Встречи

 

министров

 

отраслевых

 

мини

-

стерств

 – 

в

 

рамках

 

предметных

 

сфер

 

деятельности

 

трех

 

Сообщества

напр

., 

встречи

 

министров

 

обороны

юстиции

экономики

энергетики

образования

 

и

 

иные

 

узко

-

функциональные

 

форумы

комиссии

 

и

 

пр

(

напр

., 

АРФ

 

и

 

др

.,

 

Приложение

 1). 

Committee of Permanent Representatives – 

Комитет

 

постоянных

 

представителей

 – 

в

 

ранге

 

послов

  –

для

 

облегчения

 

работы

 

АСЕАН

 

с

 

зарубежными

 

партнерами

Координационным

 

советом

 

могут

 

быть

 

воз

-

ложены

 

иные

 

функции

National Secretariats –  

Секретариаты

 

в

 

странах

-

участницах

 

АСЕАН

 


background image

 

203

 

 

204

II. 

АТЭС

1

 – 

Азиатско

-

тихоокеанское

 

Экономическое

  

Сотрудничество

 

Основная

 

идея

: «APEC means business» (

АТЭС

 – 

это

 

бизнес

).  

Главная

 

цель

 

деятельности

 – 

либерализация

 

торговли

 

и

 

инвестиций

создание

 

и

 

укрепление

 

открытой

 

многосторон

-

ней

 

торговой

 

системы

повышение

 

отдачи

 

от

 

взаимодейст

-

вия

обеспечение

 

устойчивого

 

экономического

 

роста

 

эконо

-

мик

-

участниц

.  

Базируется

как

 

и

 

АСЕАН

на

 

трех

 

столпах

но

 

иного

 

рода

: 1). 

Либерализация

 

торговли

 

и

 

инвестиций

; 2). 

Содейст

-

вие

 

развитию

 

бизнеса

; 3). 

Экономическое

 

и

 

техническое

 

со

-

трудничество

АТЭС

 

не

 

является

 

МО

 

(

но

 

имеет

 

постоянный

 

орган

 – 

Секретариат

), 

поскольку

1. 

Не

 

имеет

 

межгосударственного

 

характера

как

 

АСЕ

-

АН

но

 

представляет

 

собой

 

объединение

 

экономик

-

участниц

в

 

рамках

 

которого

 

ежегодно

 

проводятся

 

тесно

 

связанные

 

ме

-

жду

 

собой

 

конференции

 

и

 

встречи

 

различного

 

уровня

  (

сам

-

миты

 

высших

 

руководителей

 

экономик

-

участниц

встречи

 

министров

 

иностранных

 

дел

 

и

 

торговли

 

тех

 

экономик

-

участниц

которые

 

являются

 

государствами

).  

2. 

Не

 

имеет

 

учредительного

 

акта

  (

в

 

отличие

 

от

 

АСЕ

-

АН

). 

Сотрудничество

 

основывается

 

на

 

положениях

двусто

-

ронних

 

и

 

многосторонних

а

 

также

 

региональных

 

соглаше

-

ний

 

экономик

-

участниц

 

АТЭС

  (

ГАТС

ТРИМС

ТРИПС

МЦУИС

МИГА

НАФТА

АСЕАН

), 

а

 

также

 

положениях

 

ак

-

тов

 

т

.

н

. «

мягкого

 

права

» (

необязательных

 

по

 

характеру

та

-

ких

 

как

:  

– 

Руководящая

 

Программа

 

по

 

либерализации

 

инвести

-

ции

 

и

 

торговли

с

 

момента

 

принятия

 

Программ

 

по

 

формиро

-

                                                 

1

 

Что

 

такое

 

ШОС

? URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=51 (

дата

 

обращения

18.11.2012) 


background image

 

205

ванию

 

свободной

 

зоны

 

инвестиций

 

и

 

торговли

 

приняты

 

и

 

принимаются

 

различные

 

либерализационные

 

меры

не

 

оди

-

наковые

 

по

 

объему

 

и

 

степени

 

открытости

 

участников

что

 

отражает

 

дифференциацию

 

уровней

 

их

 

экономического

 

раз

-

вития

 

и

 

выбор

 

политики

 

государства

на

 

территории

 

которо

-

го

 

осуществляются

 

инвестиции

,  

– 

Принципы

 

АТЭС

 

по

 

развитию

 

конкуренции

 

и

 

прове

-

дению

 

реформ

 

в

 

области

 

регулирования

,  

– 

Модельный

 

контракт

 

АТЭС

 

об

 

инвестиционных

 

про

-

ектах

,  

– 

Не

 

обязывающие

 

инвестиционные

 

принципы

приме

-

нение

 

которых

 

базируется

 

на

 

представлении

 

о

 

том

что

 

так

-

тические

 

цели

 

инвестиционного

 

регулирования

 

могут

 

пред

-

полагать

 

широкую

 

свободу

 

усмотрения

 

их

 

применения

в

 

то

 

время

 

как

 

стратегические

 

цели

 

могут

 

быть

 

несовместимы

 

с

 

отсутствием

 

ограничения

 

такой

 

свободы

.  

3. 

Организационная

 

структура

 

обусловлена

 

указанной

 

выше

 

целью

 

и

 

разбивается

 

на

 2 

уровня

:  

– 

политический

  (

саммит

 

глав

 

экономик

-

участниц

встречи

 

министров

 

и

 

старших

 

должностных

 

лиц

 

иностран

-

ных

 

дел

 

и

 

экономики

 (

торговли

); 

– 

рабочий

 (

включает

 

комитеты

по

 

торговле

 

и

 

инвести

-

циям

по

 

бюджету

 

и

 

менеджменту

экономический

 

и

 

др

., 

подчиненные

 

старшим

 

должностным

 

лицам

в

 

некоторых

 

комитетах

 

работают

 

рабочие

 

группы

 

и

 

подкомитеты

).  

Особняком

 

стоит

 

Секретариат

выполняющий

 

админи

-

стративно

-

технические

 

функции

действующий

 

на

 

постоян

-

ной

 

основе

 

в

 

составе

 

Исполнительного

 

директора

его

 

замес

-

тителя

дипломатов

 

от

 

каждого

 

участника

 

Форума

 

и

 

местно

-

го

 

вспомогательного

 

персонала

 – 

и

 

это

 

черта

 

МО

 

206

 


background image

 

207

III.

 

ШОС

1

 – 

Шанхайская

 

организация

 

сотрудничества

 

Является

 

МО

Постоянные

 

органы

Секретариат

 

в

 

Пекине

 

и

 

Исполни

-

тельный

 

комитет

 

Региональной

 

антитеррористической

 

структуры

 

в

 

Ташкенте

1) 

Имеет

 

межгосударственный

 

характер

2) 

Сотрудничество

 

в

 

рамках

 

ШОС

 

исторически

 

базиру

-

ется

 

на

 

кооперации

 

в

 

двух

 

сферах

:  

1. 

В

 

сфере

 

взаимных

 

внутрирегиональных

 

действий

 

по

 

пресечению

 

террористических

 

актов

сепаратизма

 

и

 

экстре

-

мизма

 

в

 

Средней

 

Азии

С

 1996 

г

., 

приняты

 

акты

: "

Соглаше

-

ние

 

об

 

укреплении

 

доверия

 

в

 

военной

 

области

 

в

 

районе

 

гра

-

ницы

", 

Шанхай

, 1996 

г

и

 "

Соглашение

 

о

 

взаимном

 

сокраще

-

нии

 

вооружённых

 

сил

 

в

 

районе

 

границы

", 

Москва

, 1997 

г

. – 

как

 

в

 

АСЕАН

В

 2006 

г

ШОС

 

анонсировала

 

планы

 

борьбы

 

с

 

международной

 

наркомафией

 

как

 

финансовой

 

опорой

 

терро

-

ризма

 

в

 

мире

а

 

в

 2008 

г

. – 

активное

 

участие

 

в

 

нормализации

 

обстановки

 

в

 

Афганистане

;  

2. 

В

 

сфере

 

торгово

-

экономического

 

сотрудничества

.  

С

 2003 

г

действует

 

принятая

 

Программа

 

многостороннего

 

торгово

-

экономического

 

сотрудничества

рассчитанная

 

на

  

20 

лет

В

 

качестве

 

долгосрочной

 

цели

 

она

 

предусматривает

 

создание

 

зоны

 

свободной

 

торговли

 

на

 

пространстве

 

ШОС

,  

а

 

в

 

краткосрочной

 

перспективе

 – 

активизацию

 

процесса

 

соз

-

дания

 

благоприятных

 

условий

 

в

 

области

 

торговли

 

и

 

инвести

-

ции

 – 

как

 

в

 

АТЭС

.  

 
 

                                                 

1

 

Совет

 

экономической

 

взаимопомощи

. // 

Большая

 

советская

 

энциклопе

-

дия

. URL: http://slovari.yandex.ru (

дата

 

обращения

: 17.11.2012)  

     

В

 1991 

г

СЭВ

 

общей

 

волей

 

своих

 

членов

 

прекратил

 

существование

не

 

оставив

 

преемника

Отдельные

 

структуры

созданные

 

в

 

рамках

 

СЭВ

 

(

напр

., 

Международный

 

банк

 

экономического

 

сотрудничества

Междуна

-

родный

 

инвестиционный

 

банк

), 

продолжают

 

действовать

 

до

 

сих

 

пор

 

208

Сегодня

 

сотрудничество

 

в

 

рамках

 

ШОС

 

охватывает

 

об

-

ласти

 

энергетики

транспорта

сельского

 

хозяйства

телеком

-

муникаций

 

и

 

многие

 

другие

 

отрасли

 

экономики

Широко

 

взаимодействуют

 

входящие

 

в

 

нее

 

страны

 

и

 

в

 

научно

-

технической

культурной

образовательной

туристической

гуманитарной

 

сферах

  (

как

 

АСЕАН

отчасти

 

как

 

АТЭС

 –  

в

 

сфере

 

науки

 

и

 

технологии

). 

Учредительные

 

акты

фиксирующие

 

цели

 

и

 

принципы

 

ШОС

ее

 

структуру

 

и

 

основные

 

направления

 

деятельности

Хартия

 

Шанхайской

 

организации

 

сотрудничества

июнь

  

2002 

г

., 

Санкт

-

Петербург

  (

вступила

 

в

 

силу

 19 

сентября

  

2003 

г

.). 

3. 

Постоянные

 

органы

Секретариат

 

в

 

Пекине

 

и

 

Ис

-

полнительный

 

комитет

 

Региональной

 

антитеррористиче

-

ской

 

структуры

 

в

 

Ташкенте

.  

 

 

 


background image

 

209

Важнейшие

 

экономические

 

инструменты

 – 

Деловой

 

Совет

 

и

 

Межбанковское

 

объединение

 

ШОС

В

 

остальном

 

присутствуют

 

встречи

 

глав

 

государств

-

членов

правительств

встречи

  (

совещания

министров

в

 

т

.

ч

отраслевых

  (

как

 

в

 

АСЕАН

 

и

 

АТЭС

), 

секретарей

 

сов

.

безов

руководителей

 

пар

-

ламентов

председателей

 

верховных

 

судей

 

IV.

 

СЭВ

1

 – 

Совет

 

экономической

 

взаимопомощи

 

  

Является

 

МО

1. 

Имел

 

межправительственный

 

характер

 (

состоял

 

из

 

социалистических

 

стран

). 

2. 

Цель

 

СЭВ

 – 

развитие

 

более

 

тесного

 

экономического

 

и

 

политического

 

сотрудничества

 

во

 

имя

 

великой

 

цели

 — 

ус

-

пешного

 

строительства

 

социализма

 

и

 

коммунизма

 

и

 

обеспе

-

чения

 

устойчивого

 

мира

 

во

 

всём

 

мире

.  

Цель

 

Совета

 – 

содействовать

 

путём

 

объединения

 

и

 

ко

-

ординации

 

усилий

 

стран

 — 

членов

 

дальнейшему

 

углублению

 

и

 

совершенствованию

 

сотрудничества

 

и

 

развитию

 

интегра

-

ции

 

социалистической

 

экономической

 

системы

планомер

-

ному

 

развитию

 

народного

 

хозяйства

ускорению

 

экономиче

-

ского

 

и

 

технического

 

прогресса

повышению

 

уровня

 

индуст

-

риализации

 

стран

 

с

 

менее

 

развитой

 

промышленностью

не

-

прерывному

 

росту

 

производительности

 

труда

постепенному

 

сближению

 

и

 

выравниванию

 

уровней

 

экономического

 

разви

-

тия

 

и

 

неуклонному

 

подъёму

 

благосостояния

 

народов

 

стран

 –

членов

 

СЭВ

Совет

:  

организовывал

 

всестороннее

 

сотрудничество

 

стран

-

членов

 

в

 

направлении

 

наиболее

 

рационального

 

использова

-

ния

 

их

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

ускорения

 

развития

 

произво

-

дительных

 

сил

;  

                                                 

1

 http://www.cis.minsk.by/ 

 

210

содействовал

 

совершенствованию

 

международного

 

социалистического

 

разделения

 

труда

 

путём

 

координации

 

планов

 

развития

 

народного

 

хозяйства

специализации

 

и

 

коо

-

перирования

 

производства

,  

предпринимал

 

меры

 

по

 

изучению

 

экономических

 

и

 

научно

-

технических

 

проблем

представляющих

 

интерес

 

для

 

стран

 – 

членов

 

СЭВ

и

 

способствовал

 

их

 

успешному

 

реше

-

нию

;  

содействовал

 

разработке

согласованию

 

и

 

осуществ

-

лению

 

совместных

 

мероприятий

 

в

 

области

 

развития

 

про

-

мышленности

науки

 

и

 

техники

сельского

 

хозяйства

транс

-

порта

товарооборота

 

и

 

обмена

 

услугами

научно

-

техниче

-

скими

 

достижениями

 

и

 

передовым

 

производственным

 

опы

-

том

.  

Учредительные

 

акты

Устав

принятый

 

Сессией

 

Совета

 

(12-

е

 

заседание

 

сессии

декабрь

 1959). 

3. 

Постоянные

 

органы

 (

по

 

моему

 

мнению

): 

Постоянные

 

комиссии

 

СЭВ

 

по

 

экономическому

 

и

 

научно

-

техническому

 

сотрудничеству

 

между

 

странами

 – 

членами

 

СЭВ

 

в

 

отдельных

 

отраслях

 

народного

 

хозяйства

Секретариат

.  

Органы

 

СЭВ

 

принимали

 

рекомендации

 

странам

 — 

чле

-

нам

 

СЭВ

 

по

 

экономическим

 

и

 

научно

-

техническим

 

вопросам

 

и

 

решения

 

по

 

организационным

 

и

 

процедурным

 

вопросам

Все

 

рекомендации

 

и

 

решения

 

принимались

 

лишь

 

с

 

согласия

 

заинтересованных

 

стран

 — 

членов

 

СЭВ

причём

 

каждая

 

страна

 

была

 

вправе

 

заявить

 

о

 

своей

 

заинтересованности

 

в

 

любом

 

вопросе

рассматриваемом

 

в

 

Совете

Рекомендации

 

и

 

решения

 

не

 

распространялись

 

на

 

страны

заявившие

 

о

 

своей

 

незаинтересованности

 

в

 

данном

 

вопросе

однако

 

каждая

 

из

 

этих

 

стран

 

могла

 

впоследствии

 

присоединиться

 

к

 

рекоменда

-

циям

 

и

 

решениям

принятым

 

остальными

 

странами

 — 

чле

-

нами

 

Совета