ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2630
Скачиваний: 1
271
но
они
могут
служить
источником
финансирования
подоб
-
ных
проектов
.
Проектная
компания
должна
создаваться
в
юрисдик
-
ции
страны
,
в
которой
будет
происходить
реализация
проек
-
та
или
большая
часть
проекта
.
Формирование
уставного
ка
-
питала
проектной
компании
должно
происходить
в
валюте
страны
базирования
проектной
компании
.
4.
В
случае
недостаточности
финансирования
и
для
ди
-
версификации
источников
средств
могут
быть
привлечены
другие
заинтересованные
инвесторы
–
как
частные
,
так
и
го
-
сударственные
.
Возможно
также
привлечение
банковских
кредитов
,
в
т
.
ч
.
в
форме
синдицированного
кредитования
.
Банковский
кредит
может
составлять
до
80%
стоимости
про
-
екта
,
согласно
международной
практике
;
5.
На
этапе
реализации
проекта
все
участники
должны
иметь
возможность
мониторить
ход
его
реализации
.
Для
реа
-
лизации
проекта
возможна
кооперация
компаний
и
специа
-
листов
из
всех
стран
БРИКС
.
Например
,
Бразильский
банк
развития
является
одним
из
наиболее
успешных
примеров
государственно
-
частного
партнерства
в
развивающихся
странах
,
как
на
уровне
небольших
проектов
до
5
млн
.
долл
.,
так
и
на
уровне
крупных
проектов
свыше
этой
суммы
,
по
-
этому
возможно
привлечение
экспертов
из
Бразилии
для
ко
-
ординации
проектов
.
Во
-
вторых
,
возможно
создание
небольших
двусторон
-
них
фондов
инвестирования
между
странами
БРИКС
,
как
российско
-
китайский
инвестиционный
фонд
с
первоначаль
-
ным
капиталом
2
млрд
.
долл
.
Банк
развития
БРИКС
в
буду
-
щем
может
выступать
в
качестве
управляющего
данными
фондами
.
В
-
третьих
,
для
увеличения
инвестиций
между
странами
БРИКС
необходимо
создание
более
благоприятного
правово
-
го
режима
для
прямых
иностранных
инвестиций
.
Например
,
на
настоящий
момент
между
Россией
и
остальными
членами
БРИКС
существуют
двусторонние
соглашения
об
избежание
272
двойного
налогообложения
,
однако
включают
на
все
виды
доходов
(
включены
НДФЛ
,
налог
на
прибыль
организаций
,
но
не
включены
налог
на
имущество
организаций
и
налог
на
имущество
физических
лиц
),
а
ставки
налога
остаются
на
от
-
носительно
высоком
уровне
.
Так
,
налог
на
дивиденды
из
Бразилии
,
если
российская
компания
владеет
не
менее
20%
собственного
капитала
компании
,
составляет
10%,
и
15%,
если
доля
в
собственном
капитале
не
превышает
20%.
При
этом
15% –
это
на
настоящий
момент
максимальная
ставка
в
рамках
соглашений
об
избежание
двойного
налогообложе
-
ния
.
На
встрече
министров
финансов
в
апреле
2012
г
.
пред
-
ставители
стран
БРИКС
отмечали
,
что
«
в
законодательстве
есть
пространство
для
маневра
и
что
можно
с
помощью
на
-
логового
рычага
стимулировать
и
торговлю
,
и
взаимные
ин
-
вестиции
»
1
В
-
четвертых
,
необходимо
информационное
обеспече
-
ние
возможностей
инвестирования
в
страны
БРИКС
,
законо
-
дательного
регулирования
ПИИ
в
странах
БРИКС
.
Наиболее
актуально
на
сегодня
:
1.
Определение
направлений
совместного
инвестирова
-
ния
стран
БРИКС
,
в
т
.
ч
.
сравнение
приоритетных
отраслей
стран
БРИКС
2.
Создание
двусторонних
инвестиционных
фондов
стран
БРИКС
.
3.
Развитие
законодательных
стимулов
увеличения
ин
-
вестиций
в
странах
БРИКС
,
в
т
.
ч
.
пересмотр
двусторонних
соглашений
об
избежании
двойного
налогообложения
в
сто
-
рону
расширения
действия
на
налог
на
имущество
организа
-
ций
и
физических
лиц
,
снижение
максимальной
ставки
нало
-
гообложения
.
4.
Обеспечение
информационного
освещения
инвести
-
ционных
возможностей
в
странах
БРИКС
1
С
.
А
.
Сторчак
по
итогам
встреч
финансовых
лидеров
БРИКС
в
Вашинг
-
тоне
,
США
Вашингтон
, 20
апреля
2012, http://www1.minfin.ru
273
3.5.
БАНК
РАЗВИТИЯ
Л
.
М
.
Григорьев
,
к
.
э
.
н
.,
Аналитический
центр
при
Правительстве
РФ
А
.
К
.
Морозкина
,
Экономическая
Экспертная
группа
Члены
БРИКС
стремятся
к
повышению
своей
роли
в
качестве
объединения
в
глобальной
политике
и
экономике
,
но
это
означает
,
что
настало
время
для
более
серьезной
ин
-
ституционализации
.
Трудности
с
адаптацией
существующих
институтов
,
неготовность
развитых
стран
в
полной
мере
учи
-
тывать
новую
роль
быстрорастущих
развивающихся
стран
в
существующих
финансовых
структурах
заставляет
задумать
-
ся
о
создании
собственного
банка
развития
ведущих
разви
-
вающихся
стран
.
Банк
Развития
БРИКС
мог
бы
сыграть
роль
интегрирующего
института
в
ряде
вопросов
экономики
и
по
-
литики
и
стать
координатором
финансирования
стратегиче
-
ских
высокотехнологичных
проектов
в
группе
БРИКС
.
В
то
же
время
группа
БРИКС
не
должна
ставить
перед
собой
цели
противостояния
существующим
банкам
,
а
созда
-
ваемый
банк
развития
не
должен
дублировать
Мировой
банк
и
существующие
региональные
банки
развития
.
Банк
БРИКС
в
финансовом
плане
никогда
не
будет
превышать
по
мощно
-
сти
национальные
средства
стран
-
участниц
группы
или
дру
-
гие
банки
развития
.
Поэтому
принципиально
важно
,
чтобы
данный
банк
занимался
проблематикой
,
которой
другие
бан
-
ки
развития
не
уделяют
должного
внимания
или
не
занима
-
ются
.
Страны
БРИКС
объединяет
необходимость
повышения
уровня
развития
за
пределы
первоначальных
проблем
инду
-
стриализации
или
бедности
.
Речь
идет
о
значительном
шаге
вперед
в
обозримом
будущем
в
сфере
модернизации
,
как
от
-
ражено
,
в
частности
,
в
российских
планах
и
решения
недав
-
него
XVIII
Съезда
КПК
.
Для
стран
БРИКС
характерно
сейчас
274
значительное
внутреннее
(
социальное
и
региональное
)
нера
-
венство
,
поэтому
общий
банк
может
заниматься
проблемой
перехода
из
«
ловушки
среднего
уровня
развития
»
на
новый
уровень
с
перспективой
в
переход
в
категорию
развитых
стран
.
Странам
БРИКС
необходимо
принять
соглашение
об
учреждении
банка
развития
,
содержащее
информацию
о
сле
-
дующих
вопросах
:
•
Цель
создания
,
функции
,
членство
в
банке
БРИКС
•
Капитал
банка
БРИКС
•
Деятельность
банка
БРИКС
•
Управление
банком
БРИКС
•
Легальный
статус
банка
БРИКС
(
юрисдикция
)
•
Источники
финансирования
банка
БРИКС
Цель
создания
,
функции
,
членство
в
банке
БРИКС
Банк
БРИКС
должен
способствовать
развитию
стран
БРИКС
,
переходу
от
среднего
уровня
развития
к
высокому
и
,
в
частности
,
уменьшению
уровня
неравенства
в
странах
-
членах
БРИКС
.
Темы
банка
БРИКС
могут
включать
,
в
том
числе
преодоление
демографических
рисков
,
нехватки
про
-
довольствия
,
решение
проблем
урбанизации
и
управления
водными
и
земельными
ресурсами
.
Все
большее
значение
может
иметь
повышение
энергетической
эффективности
,
технологического
уровня
экономики
,
развития
инфраструк
-
туры
,
подъем
человеческого
капитала
.
Страны
БРИКС
объединяет
значительное
внутреннее
неравенство
.
На
население
крупных
городов
(
свыше
1
млн
.
жителей
)
в
Китае
,
Индии
и
России
приходится
на
более
20%
населения
.
В
странах
БРИКС
,
за
исключением
России
,
доля
рабочей
силы
с
третичным
образованием
меньше
10%.
Доля
расходов
на
продовольствие
в
бюджетах
семей
во
всех
стра
-
нах
БРИКС
высока
и
находится
в
пределах
16-30% (
Таблица
3).
При
этом
во
всех
странах
БРИКС
существуют
города
с
хорошей
инфраструктурой
,
университеты
с
качественным
275
образованием
,
квалифицированная
рабочая
сила
,
в
России
и
других
странах
имеются
определенные
технологические
возможности
.
Таблица
3
Показатели
неравенства
в
странах
БРИКС
и
США
,
данные
на
посл
.
доступную
дату
, %
Доля
населения
в
городских
агломе
-
рациях
(
выше
1
млн
.
чел
)
Доля
занятых
с
третичным
обра
-
зованием
Доля
продоволь
-
ствия
в
расходах
домашних
хо
-
зяйств
Бразилия
41 9 16
Индия
12 4 30
Китай
18 7 23
Россия
18 54 30
ЮАР
34 5 20
Memo:
США
45 61 7
Источник
:
Мировой
банк
.
Если
говорить
о
частных
интересах
стран
-
участниц
БРИКС
в
общем
банке
развития
,
то
стоит
отдельно
выделить
Бразилию
и
Индию
.
Бразилия
.
Банк
Развития
Бразилии
(BNDES)
является
на
настоя
-
щий
момент
вторым
в
мире
банком
развития
по
объему
вы
-
данных
кредитов
после
банка
развития
Китая
,
и
успешно
решает
проблемы
развития
страны
.
Поэтому
Бразилия
ме
-
нее
заинтересована
в
создании
банка
БРИКС
для
финансиро
-
вания
проектов
стран
-
участниц
внутри
группы
БРИКС
.
Однако
возможно
привлечение
экспертов
из
Бразилии
для
консультации
по
структуре
,
условиям
предоставления
креди
-
тов
и
финансированию
банка
БРИКС
.
С
.
Саран
и
В
.
Шаран
отмечают
,
что
BNDES
может
рассматриваться
как
модель
276
возможных
операционных
полномочий
банка
развития
БРИКС
1
.
BNDES
является
государственной
структурой
,
имею
-
щей
собственные
активы
и
подчиняющейся
министерству
развития
,
промышленности
и
внешней
торговли
.
Все
операции
BNDES
делятся
на
три
группы
2
:
1.
Прямые
,
объемом
больше
10
млн
.
реалов
,
в
которых
риск
на
себя
принимает
BNDES;
2.
Косвенные
неавтомаческие
,
объемом
больше
10
млн
.
реалов
,
где
,
частично
или
полностью
,
риск
на
себя
принима
-
ют
финансовые
агенты
(
коммерческие
банки
);
3.
Косвенные
автоматические
,
меньше
10
млн
.
реалов
,
риск
принимают
на
себя
коммерческие
банки
.
Проекты
прямого
финансирования
,
после
консультации
заемщиков
,
отправляются
в
департамент
«
приоритетов
BNDES»,
проходят
проверку
у
комитета
«
соответствия
и
кредита
».
Заседания
комитета
проводятся
еженедельно
.
Ко
-
гда
комитет
подтверждает
соответствие
требованиям
,
проек
-
ты
передаются
в
операционные
подразделения
для
детально
-
го
анализа
.
Отчет
на
основе
анализа
предоставляется
совету
директоров
,
также
проводящему
еженедельные
встречи
.
Ес
-
ли
проект
одобряется
,
заключается
контракт
с
заемщиком
,
операционное
подразделение
выдает
необходимые
средства
на
основании
контракта
и
следит
за
их
использованием
.
Проекты
косвенного
финансирования
направляются
напрямую
финансовым
агентам
(
аккредитованным
банкам
),
которые
анализируют
их
,
классифицируют
и
отправляют
подразделению
косвенных
операций
,
отвечающему
за
соот
-
ветствующий
продукт
,
где
принимается
решение
о
выдаче
кредита
.
Далее
,
на
основании
принятого
решения
,
управ
-
ляющий
департамент
и
управляющие
директора
выдают
раз
-
1
«BRICS vision: making BRICS development bank work» by Samir Saran,
Vivan Sharan. New themes of Russian-Indian Affairs jan-mar 2012.
2
Годовой
отчет
2011, http://www.bnds.gov.rb
277
решение
или
отправляют
проект
обратно
на
более
низкий
уровень
.
Наблюдение
производится
не
за
всеми
контраген
-
тами
,
а
выборочно
.
Индия
.
Индия
в
первую
очередь
заинтересована
в
реализации
крупных
инфраструктурных
проектов
на
своей
территории
,
поскольку
именно
данное
направление
является
одним
из
приоритетов
страны
на
настоящий
момент
.
Алок
Шил
,
со
-
секретарь
департамента
экономических
отношений
мини
-
стерства
финансов
Индии
,
сделал
акцент
на
необходимости
финансирования
инфраструктурных
проектов
банком
БРИКС
1
.
Инфраструктура
в
Индии
находится
на
низком
уровне
не
только
относительно
развитых
стран
,
но
и
относи
-
тельно
других
стран
БРИКС
(
Таблица
4) –
низкая
доля
насе
-
ления
имеет
доступ
к
санитарным
средствам
(34%
населе
-
ния
),
к
средствам
связи
(3
телефонных
линии
на
100
чело
-
век
).
Таблица
4
Показатели
развития
инфраструктуры
в
странах
БРИКС
и
ОЭСР
,
2010
г
. (
потребление
электроэнергии
– 2009
г
.)
Бра
-
зилия
Индия
Китай
Рос
-
сия
ЮАР
ОЭСР
Потребление
элек
-
троэнергии
,
кВт
на
чел
.
2 206
571
2 631
6 133
4 532
7 982
Доступ
к
водным
ресурсам
, %
насе
-
ления
98 92 91 97 91 99
Доступ
к
санитар
-
ным
средствам
, %
населения
79 34 64 70 79 98
Телефонные
линии
,
на
100
чел
.
22 3 22 31 8 41
Источник
:
Мировой
банк
.
1
4-
й
академический
форум
экспертных
центров
БРИКС
,
март
,
Нью
-
Дели
278
Собственные
инвестиции
Индии
в
инфраструктуру
в
следующей
пятилетке
(2013-2017
гг
.)
должны
составить
до
1,5
трлн
.
долл
.
1
,
что
почти
в
три
раза
превышает
инвестиции
в
текущей
пятилетке
(542
млрд
.
долл
.
2
).
С
быстрым
ростом
объема
требуемых
инвестиций
,
правительство
Индии
взяло
курс
на
активное
привлечение
частного
капитала
и
развитие
государственно
-
частного
партнерства
(
ГЧП
).
Однако
пока
частный
капитал
финансирует
меньшую
долю
проектов
–
в
отраслях
с
самым
активным
участием
частного
капитала
(
телекоммуникации
,
энергетика
и
транспорт
)
его
доля
со
-
ставляет
соответственно
49,6%, 28,9 %
и
21,3%.
Средства
банка
БРИКС
могли
бы
стать
альтернативным
источни
-
ком
финансирования
для
инфраструктурных
проектов
в
Ин
-
дии
.
Функции
Банка
Развития
БРИКС
должны
состоять
в
осуществлении
финансирования
проектов
,
связанных
с
уменьшением
уровня
неравенства
в
странах
БРИКС
,
предос
-
тавлении
грантов
на
исследования
в
этой
области
и
прове
-
дении
собственных
исследований
.
В
существующих
банках
развития
наибольшую
долю
по
выданным
кредитам
занимают
именно
проекты
в
области
инфраструктуры
(
Таблица
5).
Государственные
инфраструк
-
турные
проекты
занимают
первое
место
по
объему
выданных
кредитов
в
Межамериканском
Банке
Развития
(21,5%)
и
Ми
-
ровом
Банке
(18,4%).
Проекты
в
сфере
транспорта
и
теле
-
коммуникационных
технологий
занимают
первое
место
в
Азиатском
Банке
Развития
(33,4%).
Полагаем
,
что
,
во
всяком
случае
,
на
стартовом
этапе
полноправное
членство
в
Банке
Развития
БРИКС
могло
бы
быть
закрытым
и
ограничено
только
странами
-
членами
1
12-
й
пятилетний
план
на
2013-2017
гг
., http://www.planningcommission.
nic.in
2
11-
й
пятилетний
план
на
2007-2012
гг
., http://www.planningcommission.
nic.in
279
БРИКС
.
По
примеру
других
банков
развития
(
например
,
Азиатский
банк
развития
)
возможно
привлечение
постоян
-
ных
инвесторов
без
предоставления
права
голоса
.
Таблица
5
Распределение
кредитов
,
выданных
некоторыми
банками
развития
,
по
отраслям
, 2010
г
.,
в
%
к
общему
объему
кредитов
ЕБРР
МБР
1
АБР
2
Мир
.
Банк
Сельское
хозяйство
и
природные
ре
-
сурсы
17,6 10,7 5,4 4,5
Образование
– 7,2 0,6 8,4
Энергетика
10,9 10,7 21,4 16,9
Финансы
38,6 8,1 11,0 15,6
Здравоохранение
и
социальное
обес
-
печение
– 13,1 1,5 11,6
Промышленность
и
торговля
10,8 5,7 0,0 2,1
Гос
.
сектор
3,1 21,5 7,8 18,4
Транспорт
и
телекоммуникации
12,8 12,6 33,4 15,3
Муниципальные
инфраструктурные
проекты
и
услуги
6,1 10,3 5,3 7,0
Мультисектор
0,1 0,1 13,5 0,2
Всего
100 100 100 100
Источник
:
отчетность
ЕБРР
,
МБР
,
АБР
,
Мирового
банка
.
Капитал
банка
БРИКС
Учредителями
банка
являются
страны
БРИКС
,
каждая
из
которых
обязана
внести
свой
вклад
в
уставный
капитал
банка
.
Существует
несколько
вариантов
распределения
до
-
лей
в
уставном
капитале
:
1
Межамериканский
банк
развития
2
Азиатский
Банк
Развития
280
•
равные
доли
в
уставном
капитале
.
В
таком
случае
банк
БРИКС
не
будет
крупным
финансовым
институтом
по
собственному
капиталу
,
однако
банк
может
осуществлять
займы
на
открытом
рынке
.
Каждая
из
стран
БРИКС
согласна
на
первоначальное
вложение
в
объеме
10
млрд
.
долл
.
•
доли
в
уставном
капитале
в
соответствии
с
экономи
-
ческим
положение
стран
по
отношению
к
группе
БРИКС
в
целом
(
по
примеру
МВФ
,
мирового
банка
).
Характеристика
-
ми
,
определяющими
долю
в
уставном
капитале
,
могут
быть
доля
в
суммарном
ВВП
стран
БРИКС
,
доля
в
суммарных
ме
-
ждународных
резервах
стран
БРИКС
.
•
доли
в
уставном
капитале
распределяются
произволь
-
но
(
по
примеру
некоторых
региональных
банков
развития
,
например
,
ЕАБР
).
Деятельность
банка
БРИКС
Банк
развития
БРИКС
должен
стать
комбинацией
фи
-
нансовой
и
аналитической
составляющей
.
Поэтому
деятель
-
ность
банка
должна
включать
следующие
направления
:
1.
Анализ
проблем
развития
и
выработка
эффективных
решений
2.
Финансирование
проектов
;
3.
Предоставление
грантов
;
4.
Оказание
консультационных
услуг
;
5.
Анализ
тенденций
развития
и
рисков
мирового
и
ре
-
гионального
роста
.
Банк
развития
БРИКС
должен
осуществлять
финанси
-
рование
проектов
стран
БРИКС
в
области
развития
,
решения
сложных
проблем
перехода
на
более
высокий
организацион
-
ный
уровень
,
в
частности
,
для
снижения
социального
нера
-
венства
внутри
стран
БРИКС
.
1.
Для
осуществления
финансирования
проектов
Банк
Развития
может
использовать
следующие
инструменты
: