ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2644
Скачиваний: 1
381
фиксировал
новую
идеологию
правительства
,
направленную
на
сохранение
природных
,
социальных
и
экономических
ре
-
сурсов
.
Позднее
, 23
ноября
2011
года
,
на
этой
основе
был
одобрен
более
комплексный
документ
–
национальная
стра
-
тегия
устойчивого
развития
с
планом
действий
на
2011-
2014
гг
. (
НСУР
-1).
В
НСУР
-1
определено
пять
стратегических
целей
:
ук
-
репление
системы
комплексного
планирования
и
осуществ
-
ления
решений
;
сохранение
экосистем
и
эффективное
ис
-
пользование
природных
ресурсов
;
переход
к
«
зеленой
эко
-
номике
»;
создание
устойчивых
сообществ
;
эффективное
реа
-
гирование
на
изменение
климата
..
В
документе
определены
113
мероприятий
,
для
мониторинга
осуществления
которых
определены
20
индикаторов
,
в
том
числе
,
связанных
с
Целя
-
ми
развития
тысячелетия
.
План
действий
включает
инициативы
широкого
круга
секторов
–
не
только
правительственных
органов
,
но
и
дело
-
вых
кругов
,
правительств
,
НПО
,
гражданского
общества
,
на
-
учных
кругов
и
других
ключевых
игроков
роль
в
решении
вопросов
устойчивого
развития
в
Южной
Африке
.
Для
контроля
над
осуществлением
стратегии
предпола
-
галось
создать
Национальный
комитет
по
устойчивому
раз
-
витию
(
НСУР
)
с
участием
представителей
различных
прави
-
тельственных
структур
,
неправительственных
организаций
,
частного
сектора
,
академических
кругов
,
независимых
экс
-
пертов
и
других
заинтересованных
секторов
.
Предполагает
-
ся
,
что
с
учетом
опыта
НСУР
-1,
будет
разработан
НСУР
-2
на
период
2015-2020
г
.
Решение
экономических
,
экологических
и
социальных
проблем
занимает
центральное
место
и
в
политике
Бразилии
.
В
2002
году
,
в
период
подготовки
к
Всемирному
саммиту
по
устойчивому
развитию
,
президент
страны
Фернандо
Хенрике
Кардозо
подписал
Повестку
дня
на
21
для
Бразилии
,
подго
-
товленную
на
основе
широких
национальных
консультаций
382
со
всеми
заинтересованными
секторами
общества
.
Хотя
до
-
кумент
не
получил
статус
официального
,
он
имел
важное
значение
,
так
как
отражал
общественное
согласие
о
необхо
-
димости
взаимосвязи
трех
компонентов
устойчивого
разви
-
тия
и
устанавливал
первоочередные
действия
в
пяти
приори
-
тетных
областях
:
экономика
сбережения
в
обществе
знаний
(
включая
модели
устойчивого
производства
и
потребления
и
борьбу
с
отходами
,
эко
-
эффективность
и
социальную
ответственность
бизнеса
,
возобновляемую
энергетику
и
биотопливо
);
социальная
инклюзивность
для
солидарного
общества
;
стратегия
устойчивого
развития
для
городских
и
сель
-
ских
территорий
;
стратегические
природные
ресурсы
:
вода
,
биоразнооб
-
разие
,
леса
;
управление
и
этика
для
перехода
к
устойчивому
разви
-
тию
.
Разработанные
в
бразильской
Повестке
дня
на
21
век
меры
впоследствии
были
интегрированы
в
государственную
политику
,
действия
неправительственных
организаций
и
бизнеса
.
Широкие
дискуссии
по
поводу
оценки
осуществле
-
ния
Повестки
дня
на
21
век
и
дальнейших
действий
,
которые
необходимы
для
ускорения
перехода
к
устойчивому
разви
-
тию
и
«
зеленой
экономике
»
в
Бразилии
проходили
в
период
подготовки
к
Конференции
по
устойчивому
развитию
«
Рио
+20» (2012).
Отмечалось
,
что
в
стране
существует
ряд
хороших
практик
в
области
«
зеленой
экономике
» –
напри
-
мер
,
в
сфере
«
зеленых
»
государственных
закупок
, «
зеленого
строительства
»,
стимулирования
инвестиций
в
целях
устой
-
чивого
развития
,
сельском
хозяйстве
,
производстве
биотоп
-
лива
.
При
этом
как
правительство
Бразилии
,
так
и
негосудар
-
ственные
структуры
подчеркивали
,
что
«
зеленая
экономика
»
должна
быть
инклюзивной
,
то
есть
подразумевать
решение
социальных
проблем
,
включение
в
экономику
миллионов
383
людей
,
а
также
потребление
на
основах
принципов
устойчи
-
вого
развития
.
В
России
Указом
Президента
России
от
1
апреля
1996
г
.
утверждена
Концепция
перехода
Российской
Федерации
к
устойчивому
развитию
.
Концепция
перехода
РФ
к
устойчи
-
вому
развитию
.
После
этого
,
на
основе
широких
обществен
-
ных
консультаций
был
разработан
проект
Стратегии
устой
-
чивого
развития
России
.
Однако
на
правительственном
уровне
этот
документ
не
был
принят
.
Тем
не
менее
,
в
России
предпринималось
множество
действий
на
разных
уровнях
(
национальном
,
региональном
,
локальном
),
силами
различ
-
ных
организаций
(
государственных
,
неправительственных
,
бизнеса
и
промышленности
,
ученых
и
экспертов
,
образова
-
тельных
учреждений
,
СМИ
и
др
.)
по
широкому
кругу
вопро
-
сов
,
связанных
с
устойчивым
развитием
:
от
борьбы
с
бедно
-
стью
,
образования
,
здравоохранения
,
повышения
роли
обще
-
ственности
до
сохранения
экосистем
,
рационального
исполь
-
зования
ресурсов
,
ликвидации
накопленного
экологического
ущерба
,
Большая
работа
проводилась
в
области
перехода
к
ус
-
тойчивой
энергетике
и
изменению
климата
.
Принятие
Феде
-
рального
закона
об
энергосбережении
(1996
г
.)
и
ряд
других
последующих
мер
позволили
достигнуть
в
2000-2008
г
.
сни
-
жение
энергоемкости
ВВП
более
чем
на
4%
в
год
,
что
суще
-
ственно
выше
,
чем
во
многих
странах
мира
.
Вместе
с
тем
,
отсутствие
единой
государственной
стра
-
тегии
устойчивого
развития
,
комплексного
подхода
к
реше
-
нию
проблем
приводит
к
невозможности
коренным
образом
изменить
курс
в
направлении
устойчивого
развития
страны
.
По
-
прежнему
остро
стоят
проблемы
«
озеленения
»
эко
-
номики
,
прежде
всего
:
Российская
экономика
характеризуется
нерациональ
-
ной
структуры
экономики
с
преобладанием
экспортно
-
ориентированных
основанных
на
эксплуатации
природы
от
-
раслей
(
прежде
всего
,
топливно
-
энергетического
комплекса
384
и
металлургии
).
Необходима
диверсификация
и
отход
от
ориентации
на
сырьевые
отрасли
;
Все
еще
низкая
эффективность
использования
природ
-
ных
ресурсов
и
,
соответственно
,
высокая
энергоемкость
и
ресурсоемкость
экономики
;
Низкий
технологический
уровень
и
необходимость
мо
-
дернизации
экономики
.
Кроме
экономического
эффекта
,
ре
-
шение
этой
проблемы
могло
бы
способствовать
снижению
анторопогенной
нагрузки
на
окружающую
среду
и
сниже
-
нию
загрязнений
,
снижению
количества
отходов
и
их
пере
-
работка
;
Недостаточно
высокий
уровень
экологического
созна
-
ния
людей
,
предопределяет
необходимость
совершенствова
-
ния
системы
образования
и
просвещения
в
целях
устойчиво
-
го
развития
.
С
недавних
пор
о
концепции
«
зеленой
экономике
»
ста
-
ли
все
больше
говорить
и
в
России
,
в
том
числе
в
выступле
-
нии
высших
руководителей
государства
.
Однако
в
целом
эта
концепция
все
еще
недостаточно
хорошо
понимается
и
ли
-
цами
,
принимающими
решения
,
и
обществом
в
целом
и
не
отражена
в
основных
национальных
политических
докумен
-
тах
.
Между
тем
, «
зеленая
экономика
»
предполагает
серьез
-
ные
глубинные
изменения
в
экономике
,
а
не
просто
отдель
-
ные
шаги
,
направленные
на
улучшение
состояния
окружаю
-
щей
среды
.
Сейчас
в
России
используются
отдельные
инст
-
рументы
«
зеленой
экономики
»,
однако
необходим
более
комплексный
и
системный
подход
,
позволяющий
использо
-
вать
потенциал
концепции
более
эффективно
в
интересах
решения
экономических
,
экологических
и
социальных
про
-
блем
страны
.
Сотрудничество
стран
БРИКС
может
помочь
переходу
к
устойчивому
развитию
и
«
зеленой
экономике
»
как
России
,
так
и
других
стран
.
385
2.
Перспективные
области
для
сотрудничества
стран
БРИКС
с
точки
зрения
устойчивого
развития
России
2.1.
Стратегии
и
политика
в
области
устойчивого
развития
Комплексная
согласованная
и
скоординированная
по
-
литика
в
области
устойчивого
развития
необходима
для
дос
-
тижения
высоких
результатов
в
этой
c
фере
.
Она
должна
раз
-
рабатываться
и
осуществляться
силами
ключевых
нацио
-
нальных
министерств
и
ведомств
,
а
также
основных
секторов
общества
,
в
том
числе
деловыми
кругами
,
неправительствен
-
ными
организациями
,
экспертами
и
другими
.
Согласно
Йоханнесбургскому
плану
осуществления
,
принятому
на
Всемирном
саммите
ООН
по
устойчивому
развитию
(2002),
все
страны
должны
разработать
и
начать
осуществление
на
-
циональных
стратегий
по
устойчивому
развитию
до
2005
г
.
В
нашей
стране
до
сих
пор
нет
Стратегии
по
устойчивому
развитию
.
Между
тем
,
в
других
странах
БРИКС
есть
опыт
разра
-
ботки
и
осуществления
таких
стратегий
,
его
необходимо
внимательно
изучить
и
использовать
в
России
.
2.2.
Экономические
инструменты
для
перехода
к
«
зеленой
экономике
»
Как
отмечалось
выше
,
широкое
и
эффективное
исполь
-
зование
экономических
инструментов
является
ключевым
для
перехода
к
«
зеленой
экономике
».
В
России
экономические
инструменты
для
перехода
к
устойчивому
развитию
используются
недостаточно
широко
и
эффективно
.
Опыт
стран
БРИКС
по
использованию
таких
инструментов
в
своей
национальной
политике
и
стратегиях
развития
был
бы
крайне
полезен
для
России
.
В
частности
,
большие
перспективы
имеет
политика
«
зеленых
»
госзакупок
,
которая
подразумевает
при
проведе
-
386
нии
тендеров
наличие
конкретных
требований
к
таким
фак
-
торам
,
как
технологии
производства
,
сырье
,
система
ме
-
неджмента
и
характеристики
готового
продукта
или
услуги
.
Таким
образом
можно
продвигать
,
например
,
использование
энергоэффективной
компьютерной
техники
,
офисной
мебели
из
экологичных
материалов
,
бумагу
из
вторсырья
,
экологи
-
чески
дружественный
общественный
транспорт
,
а
также
электроэнергию
,
получаемую
из
возобновляемых
источни
-
ков
.
Государственные
закупки
–
огромный
рынок
, «
озелене
-
ние
которого
может
дать
огромный
толчок
«
озеленению
»
производства
и
переходу
к
устойчивому
развитию
.
Опыт
«
зеленых
»
государственных
закупок
имеется
в
Китае
,
Индии
,
Бразилии
.
Стимулирование
инвестиций
в
проекты
,
направленные
на
устойчивое
развитие
–
например
,
энергоэффективность
,
возобновляемые
источники
энергии
,
экологически
дружест
-
венный
транспорт
,
энергоэффективные
здания
–
другая
важ
-
ная
проблема
,
где
страны
БРИКС
могут
успешно
сотрудни
-
чать
в
поиске
эффективных
решений
.
Перед
всеми
государ
-
ствами
блока
стоит
проблема
государственная
поддержки
научных
исследований
и
разработок
,
связанных
с
созданием
и
внедрением
экологически
чистых
технологий
.
Как
их
мо
-
билизовать
и
эффективно
использовать
–
еще
одна
тема
,
ко
-
торая
может
предоставлять
взаимный
интерес
.
Совместные
исследования
,
конференции
и
семинары
,
интерактивные
Интернет
-
платформы
по
обмену
опытом
стран
БРИКС
могли
бы
помочь
переходу
России
на
путь
«
зе
-
леной
экономики
»,
модернизировать
экономику
и
повысить
конкурентоспособность
производства
.
2.3.
Изменение
климата
Как
указывалось
выше
,
в
Делийской
Декларации
была
отмечена
важность
расширения
использования
чистых
и
во
-
зобновляемых
источников
энергии
,
а
также
энергосберегаю
-
щих
и
альтернативных
технологий
для
удовлетворения
воз
-
387
растающих
потребностей
национальных
экономик
и
решения
проблем
,
связанных
с
климатом
.
Эта
область
была
обозначе
-
на
как
одна
из
приоритетных
для
развития
сотрудничества
между
странами
БРИКС
в
обмене
знаниями
, «
ноу
-
хау
»,
тех
-
нологиями
и
передовым
опытом
.
Можно
предложить
некоторые
возможные
тематиче
-
ские
области
и
формы
развития
сотрудничества
России
со
странами
БРИКС
:
Обмен
опытом
по
национальным
мерам
стимулирова
-
нию
развития
и
преодоления
барьеров
в
развитии
возобнов
-
ляемых
источников
энергии
.
Бразилия
имеет
впечатляющий
опыт
по
развитию
био
-
энергетики
,
Китай
–
ветровой
электроэнергетики
.
У
России
нет
такого
опыта
в
последние
годы
,
но
правительство
неод
-
нократно
заявляло
о
заинтересованности
активизировать
деятельность
в
этой
области
,
и
опыт
стран
БРИКС
может
оказаться
очень
ценным
.
Можно
сфокусировать
сотрудничество
на
институцио
-
нальных
барьерах
и
экономических
механизмах
стимулиро
-
вания
,
можно
–
на
перспективах
развития
совместных
произ
-
водств
странами
БРИКС
.
Одним
из
возможных
инструментов
развития
сотруд
-
ничества
может
стать
создание
совместной
технологической
платформы
по
развитию
новых
распределенных
источников
энергии
.
В
России
создано
несколько
технологических
плат
-
форм
,
которые
могли
бы
внести
вклад
и
стать
движущими
силами
сотрудничества
стран
БРИКС
.
Обмен
опытом
и
проведение
совместных
исследований
рыночных
механизмов
климатической
политики
в
странах
БРИКС
и
перспектив
развития
национальных
систем
тор
-
говли
правами
на
выбросы
парниковых
газов
.
Китай
,
Бразилия
,
Южная
Африка
готовятся
к
введению
в
ближайшие
3-4
года
национальных
или
субнациональных
систем
торговли
выбросами
парниковых
газов
,
рассматривая
их
как
механизмы
стимулирования
повышения
энергоэффек
-
388
тивности
и
развития
чистых
видов
энергетики
.
Интересный
опыт
по
обороту
«
белых
»
сертификатов
энергоэффективно
-
сти
имеет
Индия
.
Россия
создала
серьезный
потенциал
под
-
готовки
и
реализации
проектов
совместного
осуществления
,
который
может
быть
использован
для
развития
националь
-
ных
рыночных
систем
углеродного
регулирования
.
Проведе
-
ние
совместного
исследования
по
этой
теме
силами
экспер
-
тов
БРИКС
с
последующим
широким
обсуждением
предло
-
жений
и
рекомендаций
может
стать
хорошим
импульсом
продвижения
России
и
других
стран
БРИКС
в
направлении
низкоуглеродного
развития
.
Интенсификация
информационного
обмена
в
области
местных
инициатив
,
содействующих
предотвращению
кли
-
матических
изменений
и
адаптации
к
ним
Успех
национальных
климатических
политик
будет
оп
-
ределяться
не
только
действиями
крупных
компаний
,
но
и
действиями
сотен
тысяч
микро
,
малых
и
средних
предпри
-
ятий
,
которые
являются
преобладающей
формой
бизнеса
.
Эти
компании
должны
будут
найти
,
воспринять
,
проверить
и
тиражировать
прогрессивные
инновационные
решения
по
смягчению
последствий
изменения
климата
и
адаптации
к
ним
.
Очень
многое
может
быть
достигнуто
путем
мелких
но
-
вовведений
и
изменений
.
Важной
задачей
является
быстрое
распространение
положительного
опыта
в
области
энерго
-
эффективности
,
использованию
возобновляемых
источников
энергии
и
обеспечение
использования
этого
опыта
.
Прави
-
тельства
стран
могли
бы
оказать
содействие
этому
процессу
путем
создания
и
поддержки
интернет
платформ
для
инте
-
рактивного
обмена
опытом
между
специалистами
и
практи
-
ками
стран
БРИКС
.
2.4.
Продовольственная
безопасность
Продовольственная
безопасность
,
подразумевающая
как
продовольственную
независимость
,
так
и
доступность
этих
продуктов
для
населения
–
важная
проблема
для
стран
389
БРИКС
.
Осознавая
эту
проблему
,
лидеры
тогда
еще
БРИК
в
2008
г
.
договорились
о
координации
действий
по
продоволь
-
ственной
проблеме
.
На
второй
встрече
министров
сельского
хозяйства
и
аграрного
развития
стран
БРИКС
,
в
октябре
2011
года
в
Китае
,
был
принят
План
действий
по
продовольствен
-
ной
безопасности
на
2012-2016
годы
,
который
закрепляет
от
-
ветственность
каждой
из
сторон
за
реализацию
пяти
направ
-
лений
сотрудничества
:
•
создание
системы
по
обмену
сельскохозяйственной
информацией
стран
БРИКС
(
Китай
);
•
развитие
общей
стратегии
обеспечение
продовольст
-
вием
для
наиболее
уязвимых
групп
населения
(
Бразилия
);
•
снижение
негативного
влияния
изменения
климата
на
продовольственную
безопасность
и
адаптация
сельского
хо
-
зяйства
к
изменению
климата
(
Южная
Африка
);
•
содействие
сотрудничеству
в
области
сельскохозяйст
-
венных
технологий
и
инноваций
(
Индия
);
•
содействие
торговле
и
инвестициям
(
Россия
).
Примечательно
,
что
для
координации
инициатив
по
обеспечению
продовольственной
безопасности
в
Продоволь
-
ственной
и
сельскохозяйственной
организации
ООН
(
ФАО
)
и
Всемирной
продовольственной
программе
ООН
создана
группа
БРИКС
.
Это
может
стать
положительным
примером
и
для
сотрудничества
стран
альянса
и
в
других
международ
-
ных
процессах
.
Работа
стран
БРИКС
в
этом
направлении
должны
быть
продолжена
и
дополнена
следующими
мерами
:
Необходимо
большее
широкое
и
нформирование
раз
-
личных
заинтересованных
секторов
о
программе
сотрудни
-
чества
БРИКС
;
Следует
способствовать
развитию
контактов
и
сотруд
-
ничества
между
ассоциациями
фермеров
,
организациями
шражданского
общества
по
вопросам
продовольственной
безопасности
и
Плана
действий
БРИКС
по
продовольствен
-
390
ной
безопаности
.
Поддержить
инициативы
,
направленные
на
мониторинг
выполнения
этого
документа
;
Одним
из
важнейших
направлений
сотрудничества
должны
стать
вопросы
влияния
изменения
климата
и
его
влияния
на
продовольственную
безопасность
.
Необходимо
продолжить
и
расширить
исследования
в
этой
области
,
раз
-
работать
стратегии
адаптации
для
отдельных
стран
и
регио
-
нов
,
выработать
конкретные
рекомендации
для
сельскохо
-
зяйственной
политики
в
отдельных
государствах
.
В
рамках
отдельных
государств
должны
быть
разработаны
меры
для
отдельных
районов
.
В
рамках
общей
повестки
дня
обеспечения
продоволь
-
ственной
безопасности
требуется
разработка
для
каждой
страны
стратегии
продовольственной
и
пищевой
(nutrition)
безопасности
.
Данные
стратегии
должны
включать
в
себя
широкий
спектр
вопросов
по
научным
исследованиям
,
инве
-
стициям
,
преодолению
бедности
,
повышению
уровня
жизни
бедных
и
малоимущих
,
развитию
и
повышению
эффективно
-
сти
малого
и
среднего
бизнеса
и
других
вопросов
.
Обеспече
-
ние
продовольственной
безопасности
должно
стать
частью
стратегии
развития
страны
в
целом
и
ее
сельской
экономики
.
Решение
продовольственной
безопасности
должно
ре
-
шаться
в
комплексе
вопросов
производства
,
дистрибуции
,
переработки
,
хранения
и
потребления
.
Помимо
роста
эффек
-
тивности
производства
собственно
сельскохозяйственной
продукции
и
продовольствия
необходимо
сократить
потери
на
всех
этапах
цепочки
от
производства
до
потребления
.
Только
за
счет
этого
можно
существенно
улучшить
продо
-
вольственное
снабжение
.
Именно
такой
подход
должен
ис
-
пользоваться
странами
БРИКС
.
2.5.
Урбанизация
и
проблемы
городов
Стремительные
темпы
урбанизации
–
проблема
,
кото
-
рая
остро
стоит
для
стран
БРИКС
.
Из
25
наиболее
бурно
раз
-