Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2644

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

381

фиксировал

 

новую

 

идеологию

 

правительства

направленную

 

на

 

сохранение

 

природных

социальных

 

и

 

экономических

 

ре

-

сурсов

Позднее

, 23 

ноября

 2011 

года

на

 

этой

 

основе

 

был

 

одобрен

 

более

 

комплексный

 

документ

 – 

национальная

 

стра

-

тегия

 

устойчивого

 

развития

 

с

 

планом

 

действий

 

на

 2011- 

2014 

гг

. (

НСУР

-1). 

В

 

НСУР

-1 

определено

 

пять

 

стратегических

 

целей

ук

-

репление

 

системы

 

комплексного

 

планирования

 

и

 

осуществ

-

ления

 

решений

сохранение

 

экосистем

 

и

 

эффективное

 

ис

-

пользование

 

природных

 

ресурсов

переход

 

к

  «

зеленой

 

эко

-

номике

»;

создание

 

устойчивых

 

сообществ

;

эффективное

 

реа

-

гирование

 

на

 

изменение

 

климата

.. 

В

 

документе

 

определены

 

113 

мероприятий

для

 

мониторинга

 

осуществления

 

которых

 

определены

 20 

индикаторов

в

 

том

 

числе

связанных

 

с

 

Целя

-

ми

 

развития

 

тысячелетия

План

 

действий

 

включает

 

инициативы

 

широкого

 

круга

 

секторов

 – 

не

 

только

 

правительственных

 

органов

но

 

и

 

дело

-

вых

 

кругов

правительств

НПО

гражданского

 

общества

на

-

учных

 

кругов

 

и

 

других

 

ключевых

 

игроков

 

роль

 

в

 

решении

 

вопросов

 

устойчивого

 

развития

 

в

 

Южной

 

Африке

Для

 

контроля

 

над

 

осуществлением

 

стратегии

 

предпола

-

галось

 

создать

 

Национальный

 

комитет

 

по

 

устойчивому

 

раз

-

витию

 (

НСУР

с

 

участием

 

представителей

 

различных

 

прави

-

тельственных

 

структур

неправительственных

 

организаций

частного

 

сектора

академических

 

кругов

независимых

 

экс

-

пертов

 

и

 

других

 

заинтересованных

 

секторов

Предполагает

-

ся

что

 

с

 

учетом

 

опыта

 

НСУР

-1, 

будет

 

разработан

 

НСУР

-2 

на

 

период

 2015-2020 

г

Решение

 

экономических

экологических

 

и

 

социальных

 

проблем

 

занимает

 

центральное

 

место

 

и

 

в

 

политике

 

Бразилии

В

 2002 

году

в

 

период

 

подготовки

 

к

 

Всемирному

 

саммиту

 

по

 

устойчивому

 

развитию

президент

 

страны

 

Фернандо

 

Хенрике

 

Кардозо

 

подписал

 

Повестку

 

дня

 

на

 21 

для

 

Бразилии

подго

-

товленную

 

на

 

основе

 

широких

 

национальных

 

консультаций

 

 

382

со

 

всеми

 

заинтересованными

 

секторами

 

общества

Хотя

 

до

-

кумент

 

не

 

получил

 

статус

 

официального

он

 

имел

 

важное

 

значение

так

 

как

 

отражал

 

общественное

 

согласие

 

о

 

необхо

-

димости

 

взаимосвязи

 

трех

 

компонентов

 

устойчивого

 

разви

-

тия

 

и

 

устанавливал

 

первоочередные

 

действия

 

в

 

пяти

 

приори

-

тетных

 

областях

экономика

 

сбережения

 

в

 

обществе

 

знаний

  (

включая

 

модели

 

устойчивого

 

производства

 

и

 

потребления

 

и

 

борьбу

 

с

 

отходами

эко

-

эффективность

 

и

 

социальную

 

ответственность

 

бизнеса

возобновляемую

 

энергетику

 

и

 

биотопливо

); 

социальная

 

инклюзивность

 

для

 

солидарного

 

общества

стратегия

 

устойчивого

 

развития

 

для

 

городских

 

и

 

сель

-

ских

 

территорий

стратегические

 

природные

 

ресурсы

вода

биоразнооб

-

разие

леса

управление

 

и

 

этика

 

для

 

перехода

 

к

 

устойчивому

 

разви

-

тию

 

Разработанные

 

в

 

бразильской

 

Повестке

 

дня

 

на

 21 

век

 

меры

 

впоследствии

 

были

 

интегрированы

 

в

 

государственную

 

политику

действия

 

неправительственных

 

организаций

 

и

 

бизнеса

Широкие

 

дискуссии

 

по

 

поводу

 

оценки

 

осуществле

-

ния

 

Повестки

 

дня

 

на

 21 

век

 

и

 

дальнейших

 

действий

которые

 

необходимы

 

для

 

ускорения

 

перехода

 

к

 

устойчивому

 

разви

-

тию

 

и

 «

зеленой

 

экономике

» 

в

 

Бразилии

 

проходили

 

в

 

период

 

подготовки

 

к

 

Конференции

 

по

 

устойчивому

 

развитию

 

«

Рио

+20» (2012). 

Отмечалось

что

 

в

 

стране

 

существует

 

ряд

 

хороших

 

практик

 

в

 

области

  «

зеленой

 

экономике

» – 

напри

-

мер

в

 

сфере

 «

зеленых

» 

государственных

 

закупок

, «

зеленого

 

строительства

», 

стимулирования

 

инвестиций

 

в

 

целях

 

устой

-

чивого

 

развития

сельском

 

хозяйстве

производстве

 

биотоп

-

лива

При

 

этом

 

как

 

правительство

 

Бразилии

так

 

и

 

негосудар

-

ственные

 

структуры

 

подчеркивали

что

 «

зеленая

 

экономика

» 

должна

 

быть

 

инклюзивной

то

 

есть

 

подразумевать

 

решение

 

социальных

 

проблем

включение

 

в

 

экономику

 

миллионов

 


background image

 

383

людей

а

 

также

 

потребление

 

на

 

основах

 

принципов

 

устойчи

-

вого

 

развития

В

 

России

 

Указом

 

Президента

 

России

 

от

 1 

апреля

 1996 

г

утверждена

 

Концепция

 

перехода

 

Российской

 

Федерации

 

к

 

устойчивому

 

развитию

Концепция

 

перехода

 

РФ

 

к

 

устойчи

-

вому

 

развитию

После

 

этого

на

 

основе

 

широких

 

обществен

-

ных

 

консультаций

 

был

 

разработан

 

проект

 

Стратегии

 

устой

-

чивого

 

развития

 

России

Однако

 

на

 

правительственном

 

уровне

 

этот

 

документ

 

не

 

был

 

принят

Тем

 

не

 

менее

в

 

России

 

предпринималось

 

множество

 

действий

 

на

 

разных

 

уровнях

 

(

национальном

региональном

локальном

), 

силами

 

различ

-

ных

 

организаций

  (

государственных

неправительственных

бизнеса

 

и

 

промышленности

ученых

 

и

 

экспертов

образова

-

тельных

 

учреждений

СМИ

 

и

 

др

.) 

по

 

широкому

 

кругу

 

вопро

-

сов

связанных

 

с

 

устойчивым

 

развитием

от

 

борьбы

 

с

 

бедно

-

стью

образования

здравоохранения

повышения

 

роли

 

обще

-

ственности

 

до

 

сохранения

 

экосистем

рационального

 

исполь

-

зования

 

ресурсов

ликвидации

 

накопленного

 

экологического

 

ущерба

Большая

 

работа

 

проводилась

 

в

 

области

 

перехода

 

к

 

ус

-

тойчивой

 

энергетике

 

и

 

изменению

 

климата

Принятие

 

Феде

-

рального

 

закона

 

об

 

энергосбережении

 (1996 

г

.) 

и

 

ряд

 

других

 

последующих

 

мер

 

позволили

 

достигнуть

 

в

 2000-2008 

г

сни

-

жение

 

энергоемкости

 

ВВП

 

более

 

чем

 

на

 4% 

в

 

год

что

 

суще

-

ственно

 

выше

чем

 

во

 

многих

 

странах

 

мира

Вместе

 

с

 

тем

отсутствие

 

единой

 

государственной

 

стра

-

тегии

 

устойчивого

 

развития

комплексного

 

подхода

 

к

 

реше

-

нию

 

проблем

 

приводит

 

к

 

невозможности

 

коренным

 

образом

 

изменить

 

курс

 

в

 

направлении

 

устойчивого

 

развития

 

страны

По

-

прежнему

 

остро

 

стоят

 

проблемы

 «

озеленения

» 

эко

-

номики

прежде

 

всего

Российская

 

экономика

 

характеризуется

 

нерациональ

-

ной

 

структуры

 

экономики

 

с

 

преобладанием

 

экспортно

-

ориентированных

 

основанных

 

на

 

эксплуатации

 

природы

 

от

-

раслей

  (

прежде

 

всего

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

 

384

и

 

металлургии

). 

Необходима

 

диверсификация

 

и

 

отход

 

от

 

ориентации

 

на

 

сырьевые

 

отрасли

Все

 

еще

 

низкая

 

эффективность

 

использования

 

природ

-

ных

 

ресурсов

 

и

соответственно

высокая

 

энергоемкость

 

и

 

ресурсоемкость

 

экономики

Низкий

 

технологический

 

уровень

 

и

 

необходимость

 

мо

-

дернизации

 

экономики

Кроме

 

экономического

 

эффекта

ре

-

шение

 

этой

 

проблемы

 

могло

 

бы

 

способствовать

 

снижению

 

анторопогенной

 

нагрузки

 

на

 

окружающую

 

среду

 

и

 

сниже

-

нию

 

загрязнений

снижению

 

количества

 

отходов

 

и

 

их

 

пере

-

работка

Недостаточно

 

высокий

 

уровень

 

экологического

 

созна

-

ния

 

людей

предопределяет

 

необходимость

 

совершенствова

-

ния

 

системы

 

образования

 

и

 

просвещения

 

в

 

целях

 

устойчиво

-

го

 

развития

С

 

недавних

 

пор

 

о

 

концепции

 «

зеленой

 

экономике

» 

ста

-

ли

 

все

 

больше

 

говорить

 

и

 

в

 

России

в

 

том

 

числе

 

в

 

выступле

-

нии

 

высших

 

руководителей

 

государства

Однако

 

в

 

целом

 

эта

 

концепция

 

все

 

еще

 

недостаточно

 

хорошо

 

понимается

 

и

 

ли

-

цами

принимающими

 

решения

и

 

обществом

 

в

 

целом

 

и

 

не

 

отражена

 

в

 

основных

 

национальных

 

политических

 

докумен

-

тах

Между

 

тем

, «

зеленая

 

экономика

» 

предполагает

 

серьез

-

ные

 

глубинные

 

изменения

 

в

 

экономике

а

 

не

 

просто

 

отдель

-

ные

 

шаги

направленные

 

на

 

улучшение

 

состояния

 

окружаю

-

щей

 

среды

Сейчас

 

в

 

России

 

используются

 

отдельные

 

инст

-

рументы

  «

зеленой

 

экономики

», 

однако

 

необходим

 

более

 

комплексный

 

и

 

системный

 

подход

позволяющий

 

использо

-

вать

 

потенциал

 

концепции

 

более

 

эффективно

 

в

 

интересах

 

решения

 

экономических

экологических

 

и

 

социальных

 

про

-

блем

 

страны

Сотрудничество

 

стран

 

БРИКС

 

может

 

помочь

 

переходу

 

к

 

устойчивому

 

развитию

 

и

 «

зеленой

 

экономике

» 

как

 

России

так

 

и

 

других

 

стран

 


background image

 

385

2. 

Перспективные

 

области

 

для

 

сотрудничества

 

стран

  

БРИКС

 

с

 

точки

 

зрения

 

устойчивого

 

развития

 

России

 

 

2.1. 

Стратегии

 

и

 

политика

 

в

 

области

 

устойчивого

 

развития

 

Комплексная

 

согласованная

 

и

 

скоординированная

 

по

-

литика

 

в

 

области

 

устойчивого

 

развития

 

необходима

 

для

 

дос

-

тижения

 

высоких

 

результатов

 

в

 

этой

 c

фере

Она

 

должна

 

раз

-

рабатываться

 

и

 

осуществляться

 

силами

 

ключевых

 

нацио

-

нальных

 

министерств

 

и

 

ведомств

а

 

также

 

основных

 

секторов

 

общества

в

 

том

 

числе

 

деловыми

 

кругами

неправительствен

-

ными

 

организациями

экспертами

 

и

 

другими

Согласно

  

Йоханнесбургскому

 

плану

 

осуществления

принятому

 

на

 

Всемирном

 

саммите

 

ООН

 

по

 

устойчивому

 

развитию

 (2002), 

все

 

страны

 

должны

 

разработать

 

и

 

начать

 

осуществление

 

на

-

циональных

 

стратегий

 

по

 

устойчивому

 

развитию

 

до

 2005 

г

.  

В

 

нашей

 

стране

 

до

 

сих

 

пор

 

нет

 

Стратегии

 

по

 

устойчивому

 

развитию

Между

 

тем

в

 

других

 

странах

 

БРИКС

 

есть

 

опыт

 

разра

-

ботки

 

и

 

осуществления

 

таких

 

стратегий

его

 

необходимо

 

внимательно

 

изучить

 

и

 

использовать

 

в

 

России

2.2. 

Экономические

 

инструменты

 

для

 

перехода

 

к

 

«

зеленой

 

экономике

» 

Как

 

отмечалось

 

выше

широкое

 

и

 

эффективное

 

исполь

-

зование

 

экономических

 

инструментов

 

является

 

ключевым

 

для

 

перехода

 

к

 «

зеленой

 

экономике

». 

В

 

России

 

экономические

 

инструменты

 

для

 

перехода

 

к

 

устойчивому

 

развитию

 

используются

 

недостаточно

 

широко

 

и

 

эффективно

Опыт

 

стран

 

БРИКС

 

по

 

использованию

 

таких

 

инструментов

 

в

 

своей

 

национальной

 

политике

 

и

 

стратегиях

 

развития

 

был

 

бы

 

крайне

 

полезен

 

для

 

России

В

 

частности

большие

 

перспективы

 

имеет

 

политика

 

«

зеленых

» 

госзакупок

которая

 

подразумевает

 

при

 

проведе

-

 

386

нии

 

тендеров

 

наличие

 

конкретных

 

требований

 

к

 

таким

 

фак

-

торам

как

 

технологии

 

производства

сырье

система

 

ме

-

неджмента

 

и

 

характеристики

 

готового

 

продукта

 

или

 

услуги

Таким

 

образом

 

можно

 

продвигать

например

использование

 

энергоэффективной

 

компьютерной

 

техники

офисной

 

мебели

 

из

 

экологичных

 

материалов

бумагу

 

из

 

вторсырья

экологи

-

чески

 

дружественный

 

общественный

 

транспорт

а

 

также

 

электроэнергию

получаемую

 

из

 

возобновляемых

 

источни

-

ков

Государственные

 

закупки

 – 

огромный

 

рынок

, «

озелене

-

ние

 

которого

 

может

 

дать

 

огромный

 

толчок

  «

озеленению

» 

производства

 

и

 

переходу

 

к

 

устойчивому

 

развитию

Опыт

 

«

зеленых

» 

государственных

 

закупок

 

имеется

 

в

 

Китае

Индии

Бразилии

Стимулирование

 

инвестиций

 

в

 

проекты

направленные

 

на

 

устойчивое

 

развитие

 – 

например

энергоэффективность

возобновляемые

 

источники

 

энергии

экологически

 

дружест

-

венный

 

транспорт

энергоэффективные

 

здания

 – 

другая

 

важ

-

ная

 

проблема

где

 

страны

 

БРИКС

 

могут

 

успешно

 

сотрудни

-

чать

 

в

 

поиске

 

эффективных

 

решений

Перед

 

всеми

 

государ

-

ствами

 

блока

 

стоит

 

проблема

 

государственная

 

поддержки

 

научных

 

исследований

 

и

 

разработок

связанных

 

с

 

созданием

 

и

 

внедрением

 

экологически

 

чистых

 

технологий

Как

 

их

 

мо

-

билизовать

 

и

 

эффективно

 

использовать

 – 

еще

 

одна

 

тема

ко

-

торая

 

может

 

предоставлять

 

взаимный

 

интерес

Совместные

 

исследования

конференции

 

и

 

семинары

интерактивные

 

Интернет

-

платформы

 

по

 

обмену

 

опытом

 

стран

 

БРИКС

 

могли

 

бы

 

помочь

 

переходу

 

России

 

на

 

путь

 «

зе

-

леной

 

экономики

», 

модернизировать

 

экономику

 

и

 

повысить

 

конкурентоспособность

 

производства

2.3. 

Изменение

 

климата

 

Как

 

указывалось

 

выше

в

 

Делийской

 

Декларации

 

была

 

отмечена

 

важность

 

расширения

 

использования

 

чистых

 

и

 

во

-

зобновляемых

 

источников

 

энергии

а

 

также

 

энергосберегаю

-

щих

 

и

 

альтернативных

 

технологий

 

для

 

удовлетворения

 

воз

-


background image

 

387

растающих

 

потребностей

 

национальных

 

экономик

 

и

 

решения

 

проблем

связанных

 

с

 

климатом

Эта

 

область

 

была

 

обозначе

-

на

 

как

 

одна

 

из

 

приоритетных

 

для

 

развития

 

сотрудничества

 

между

 

странами

 

БРИКС

 

в

 

обмене

 

знаниями

, «

ноу

-

хау

», 

тех

-

нологиями

 

и

 

передовым

 

опытом

Можно

 

предложить

 

некоторые

 

возможные

 

тематиче

-

ские

 

области

 

и

 

формы

 

развития

 

сотрудничества

 

России

 

со

 

странами

 

БРИКС

Обмен

 

опытом

 

по

 

национальным

 

мерам

 

стимулирова

-

нию

 

развития

 

и

 

преодоления

 

барьеров

 

в

 

развитии

 

возобнов

-

ляемых

 

источников

 

энергии

Бразилия

 

имеет

 

впечатляющий

 

опыт

 

по

 

развитию

 

био

-

энергетики

Китай

 – 

ветровой

 

электроэнергетики

У

 

России

 

нет

 

такого

 

опыта

 

в

 

последние

 

годы

но

 

правительство

 

неод

-

нократно

 

заявляло

 

о

 

заинтересованности

 

активизировать

 

деятельность

 

в

 

этой

 

области

и

 

опыт

 

стран

 

БРИКС

 

может

 

оказаться

 

очень

 

ценным

Можно

 

сфокусировать

 

сотрудничество

 

на

 

институцио

-

нальных

 

барьерах

 

и

 

экономических

 

механизмах

 

стимулиро

-

вания

можно

 – 

на

 

перспективах

 

развития

 

совместных

 

произ

-

водств

 

странами

 

БРИКС

Одним

 

из

 

возможных

 

инструментов

 

развития

 

сотруд

-

ничества

 

может

 

стать

 

создание

 

совместной

 

технологической

 

платформы

 

по

 

развитию

 

новых

 

распределенных

 

источников

 

энергии

В

 

России

 

создано

 

несколько

 

технологических

 

плат

-

форм

которые

 

могли

 

бы

 

внести

 

вклад

 

и

 

стать

 

движущими

 

силами

 

сотрудничества

 

стран

 

БРИКС

Обмен

 

опытом

 

и

 

проведение

 

совместных

 

исследований

 

рыночных

 

механизмов

 

климатической

 

политики

 

в

 

странах

 

БРИКС

 

и

 

перспектив

 

развития

 

национальных

 

систем

 

тор

-

говли

 

правами

 

на

 

выбросы

 

парниковых

 

газов

Китай

Бразилия

Южная

 

Африка

 

готовятся

 

к

 

введению

 

в

 

ближайшие

 3-4 

года

 

национальных

 

или

 

субнациональных

 

систем

 

торговли

 

выбросами

 

парниковых

 

газов

рассматривая

 

их

 

как

 

механизмы

 

стимулирования

 

повышения

 

энергоэффек

-

 

388

тивности

 

и

 

развития

 

чистых

 

видов

 

энергетики

Интересный

 

опыт

 

по

 

обороту

  «

белых

» 

сертификатов

 

энергоэффективно

-

сти

 

имеет

 

Индия

Россия

 

создала

 

серьезный

 

потенциал

 

под

-

готовки

 

и

 

реализации

 

проектов

 

совместного

 

осуществления

который

 

может

 

быть

 

использован

 

для

 

развития

 

националь

-

ных

 

рыночных

 

систем

 

углеродного

 

регулирования

Проведе

-

ние

 

совместного

 

исследования

 

по

 

этой

 

теме

 

силами

 

экспер

-

тов

 

БРИКС

 

с

 

последующим

 

широким

 

обсуждением

 

предло

-

жений

 

и

 

рекомендаций

 

может

 

стать

 

хорошим

 

импульсом

 

продвижения

 

России

 

и

 

других

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

направлении

 

низкоуглеродного

 

развития

Интенсификация

 

информационного

 

обмена

 

в

 

области

 

местных

 

инициатив

содействующих

 

предотвращению

 

кли

-

матических

 

изменений

 

и

 

адаптации

 

к

 

ним

 

Успех

 

национальных

 

климатических

 

политик

 

будет

 

оп

-

ределяться

 

не

 

только

 

действиями

 

крупных

 

компаний

но

 

и

 

действиями

 

сотен

 

тысяч

 

микро

малых

 

и

 

средних

 

предпри

-

ятий

которые

 

являются

 

преобладающей

 

формой

 

бизнеса

Эти

 

компании

 

должны

 

будут

 

найти

воспринять

проверить

 

и

 

тиражировать

 

прогрессивные

 

инновационные

 

решения

 

по

 

смягчению

 

последствий

 

изменения

 

климата

 

и

 

адаптации

 

к

 

ним

Очень

 

многое

 

может

 

быть

 

достигнуто

 

путем

 

мелких

 

но

-

вовведений

 

и

 

изменений

Важной

 

задачей

 

является

 

быстрое

 

распространение

 

положительного

 

опыта

 

в

 

области

 

энерго

-

эффективности

использованию

 

возобновляемых

 

источников

 

энергии

 

и

 

обеспечение

 

использования

 

этого

 

опыта

Прави

-

тельства

 

стран

 

могли

 

бы

 

оказать

 

содействие

 

этому

 

процессу

 

путем

 

создания

 

и

 

поддержки

 

интернет

 

платформ

 

для

 

инте

-

рактивного

 

обмена

 

опытом

 

между

 

специалистами

 

и

 

практи

-

ками

 

стран

 

БРИКС

2.4. 

Продовольственная

 

безопасность

 

Продовольственная

 

безопасность

подразумевающая

 

как

 

продовольственную

 

независимость

так

 

и

 

доступность

 

этих

 

продуктов

 

для

 

населения

 – 

важная

 

проблема

 

для

 

стран

 


background image

 

389

БРИКС

Осознавая

 

эту

 

проблему

лидеры

 

тогда

 

еще

 

БРИК

 

в

 

2008 

г

договорились

 

о

 

координации

 

действий

 

по

 

продоволь

-

ственной

 

проблеме

На

 

второй

 

встрече

 

министров

 

сельского

 

хозяйства

 

и

 

аграрного

 

развития

 

стран

 

БРИКС

в

 

октябре

 2011 

года

 

в

 

Китае

был

 

принят

 

План

 

действий

 

по

 

продовольствен

-

ной

 

безопасности

 

на

 2012-2016 

годы

который

 

закрепляет

 

от

-

ветственность

 

каждой

 

из

 

сторон

 

за

 

реализацию

 

пяти

 

направ

-

лений

 

сотрудничества

 

создание

 

системы

 

по

 

обмену

 

сельскохозяйственной

 

информацией

 

стран

 

БРИКС

 (

Китай

); 

 

развитие

 

общей

 

стратегии

 

обеспечение

 

продовольст

-

вием

 

для

 

наиболее

 

уязвимых

 

групп

 

населения

 (

Бразилия

); 

 

снижение

 

негативного

 

влияния

 

изменения

 

климата

 

на

 

продовольственную

 

безопасность

 

и

 

адаптация

 

сельского

 

хо

-

зяйства

 

к

 

изменению

 

климата

 (

Южная

 

Африка

); 

 

содействие

 

сотрудничеству

 

в

 

области

 

сельскохозяйст

-

венных

 

технологий

 

и

 

инноваций

 (

Индия

); 

 

содействие

 

торговле

 

и

 

инвестициям

 (

Россия

). 

Примечательно

что

 

для

 

координации

 

инициатив

 

по

 

обеспечению

 

продовольственной

 

безопасности

 

в

 

Продоволь

-

ственной

 

и

 

сельскохозяйственной

 

организации

 

ООН

  (

ФАО

и

 

Всемирной

 

продовольственной

 

программе

 

ООН

 

создана

 

группа

 

БРИКС

Это

 

может

 

стать

 

положительным

 

примером

 

и

 

для

 

сотрудничества

 

стран

 

альянса

 

и

 

в

 

других

 

международ

-

ных

 

процессах

Работа

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

этом

 

направлении

 

должны

 

быть

 

продолжена

 

и

 

дополнена

 

следующими

 

мерами

Необходимо

 

большее

 

широкое

 

и

 

нформирование

 

раз

-

личных

 

заинтересованных

 

секторов

 

о

 

программе

 

сотрудни

-

чества

 

БРИКС

Следует

 

способствовать

 

развитию

 

контактов

 

и

 

сотруд

-

ничества

 

между

 

ассоциациями

 

фермеров

организациями

 

шражданского

 

общества

 

по

 

вопросам

 

продовольственной

 

безопасности

 

и

 

Плана

 

действий

 

БРИКС

 

по

 

продовольствен

-

 

390

ной

 

безопаности

Поддержить

 

инициативы

направленные

 

на

 

мониторинг

 

выполнения

 

этого

 

документа

Одним

 

из

 

важнейших

 

направлений

 

сотрудничества

 

должны

 

стать

 

вопросы

 

влияния

 

изменения

 

климата

 

и

 

его

 

влияния

 

на

 

продовольственную

 

безопасность

Необходимо

 

продолжить

 

и

 

расширить

 

исследования

 

в

 

этой

 

области

раз

-

работать

 

стратегии

 

адаптации

 

для

 

отдельных

 

стран

 

и

 

регио

-

нов

выработать

 

конкретные

 

рекомендации

 

для

 

сельскохо

-

зяйственной

 

политики

 

в

 

отдельных

 

государствах

В

 

рамках

 

отдельных

 

государств

 

должны

 

быть

 

разработаны

 

меры

 

для

 

отдельных

 

районов

В

 

рамках

 

общей

 

повестки

 

дня

 

обеспечения

 

продоволь

-

ственной

 

безопасности

 

требуется

 

разработка

 

для

 

каждой

 

страны

 

стратегии

 

продовольственной

 

и

 

пищевой

 (nutrition) 

безопасности

Данные

 

стратегии

 

должны

 

включать

 

в

 

себя

 

широкий

 

спектр

 

вопросов

 

по

 

научным

 

исследованиям

инве

-

стициям

преодолению

 

бедности

повышению

 

уровня

 

жизни

 

бедных

 

и

 

малоимущих

развитию

 

и

 

повышению

 

эффективно

-

сти

 

малого

 

и

 

среднего

 

бизнеса

 

и

 

других

 

вопросов

Обеспече

-

ние

 

продовольственной

 

безопасности

 

должно

 

стать

 

частью

 

стратегии

 

развития

 

страны

 

в

 

целом

 

и

 

ее

 

сельской

 

экономики

Решение

 

продовольственной

 

безопасности

 

должно

 

ре

-

шаться

 

в

 

комплексе

 

вопросов

 

производства

дистрибуции

переработки

хранения

 

и

 

потребления

Помимо

 

роста

 

эффек

-

тивности

 

производства

 

собственно

 

сельскохозяйственной

 

продукции

 

и

 

продовольствия

 

необходимо

 

сократить

 

потери

 

на

 

всех

 

этапах

 

цепочки

 

от

 

производства

 

до

 

потребления

Только

 

за

 

счет

 

этого

 

можно

 

существенно

 

улучшить

 

продо

-

вольственное

 

снабжение

Именно

 

такой

 

подход

 

должен

 

ис

-

пользоваться

 

странами

 

БРИКС

2.5.

Урбанизация

 

и

 

проблемы

 

городов

 

Стремительные

 

темпы

 

урбанизации

 – 

проблема

кото

-

рая

 

остро

 

стоит

 

для

 

стран

 

БРИКС

Из

 25 

наиболее

 

бурно

 

раз

-