Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2638

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

51

Несмотря

 

на

 

многочисленные

 

заявления

 

пяти

 

стран

что

 

их

 

саммиты

 

не

 

направлены

 

ни

 

против

 

кого

лейтмотивом

 

взаимодействия

 

остается

 

именно

 

недовольство

 

существую

-

щим

 

порядком

До

 

сих

 

пор

несмотря

 

на

 

растущие

 

возможно

-

сти

странам

 

БРИКС

 

и

 

сегодня

 

не

 

хватает

 

веса

 

для

 

того

что

-

бы

 

заставить

 

архитекторов

 

нынешнего

 

порядка

 

быстро

 

и

 

добровольно

 

сдать

 

свои

 

полномочия

 

в

 

пользу

 

новых

 

пайщи

-

ков

.  

Если

 

США

 

с

 

самого

 

начала

 

предпочитали

 

быть

 

в

 

курсе

 

процесса

 

БРИКС

 

и

не

 

играя

 

в

 

пользу

 

повышения

 

значения

 

данного

  «

клуба

», 

тем

 

не

 

менее

проявляли

 

заинтересован

-

ность

 

в

 

ограниченном

 

потенциальном

 

взаимодействии

 (

о

 

чем

 

может

 

свидетельствовать

в

 

частности

просьба

 

Т

Гайтнера

  

о

 

встрече

 

с

 

министрами

 

финансов

 

стран

 

БРИК

 

в

 

сентябре

 

2009 

года

), 

то

 

ныне

 

европейцы

 

начинают

 

проявлять

 

все

 

бо

-

лее

 

активный

 

интерес

 

к

 

деятельности

 «

пятерки

», 

в

 

основном

 

на

 

полуофициальном

 

уровне

Свидетельством

 

этого

 

можно

 

считать

 

и

 

инициированный

 

французами

 

процесс

 

Евро

-

БРИКС

с

 

участием

 

как

 

академических

так

 

и

 

официальных

 

лиц

и

 

встреч

 

ЕС

-

БРИКС

 

на

 

уровне

 

официальных

 

лиц

 

и

  

гражданского

 

общества

 

в

 

рамках

 

серии

 

консультаций

 

на

 

Саммите

 

по

 

устойчивому

 

развитию

 «

Рио

+20». 

На

 

официальном

 

же

 

уровне

 

знаменателен

 

Доклад

 

коми

-

тета

 

по

 

международным

 

делам

 

Европарламенту

 «

О

 

внешней

 

политике

 

ЕС

 

по

 

отношению

 

к

 

БРИКС

 

и

 

другим

 

нарождаю

-

щимся

 

державам

цели

 

и

 

стратегии

» 

от

 

января

 2012 

года

.

1

 

Документ

 

в

 

целом

 

отмечает

 

растущую

 

роль

 

стран

 

БРИКС

 

и

 

других

 

динамично

 

развивающихся

 

экономик

 

и

 

необходи

-

мость

 

со

 

стороны

 

ЕС

 

видеть

 

положительные

 

возможности

 

для

 

стран

 

Европы

 

в

 

происходящем

 

перераспределении

 

мощи

                                                 

1

 Report on the EU foreign policy towards the BRICS and other emerging 

powers: objectives and strategies (2011/2111(INI)), Committee on Foreign 
Affairs, European Parliament, January 10, 2012. http://www.europarl.europa.eu/ 
sides/getDoc.do?type=REPORT&language=EN&reference=A7-0010/2012 

 

52

в

 

частности

возникновение

 

новых

 

центров

 

экономической

 

и

 

внешнеполитической

 

силы

 

не

 

будет

 

способствовать

  «

сокра

-

щению

 

влияния

 

ЕС

а

наоборот

у

 

Союза

 

будет

 

важная

 

роль

 

в

 

продвижении

 

общего

 

понимания

 

политического

 

выбора

 

и

 

преодоления

 

глобальных

 

вызовов

», «

создания

 

инклюзивной

 

системы

 

глобального

 

управления

», 

в

 

том

 

числе

 

совместно

 

с

 

трансатлантическими

 

партнерами

 

Европы

Таким

 

образом

видно

что

 

ЕС

понимая

 

неизбежность

 

реформ

будет

 

прила

-

гать

 

усилия

 

к

 

проведению

 

контролируемой

 

модернизации

 

системы

 

международных

 

отношений

При

 

этом

 

интересен

 

тот

 

факт

что

 

акцент

 

делается

 

на

 

необходимости

 

в

 

меньшей

 

степени

 

взаимодействовать

 

с

 

БРИКС

 

как

 

группировкой

с

 

учетом

 

того

что

 «

БРИКС

 

могут

 

иметь

 

похожие

 

позиции

 

во

 

внешнеполитических

 

определени

-

ях

но

 

у

 

них

 

существуют

 

большие

 

противоречия

 

в

 

политиче

-

ской

экономической

 

и

 

социальной

 

областях

». 

Исходя

 

из

 

это

-

го

ЕС

 

предлагается

 

упирать

 

на

 

становление

  «

стратегиче

-

ских

 

партнерств

 

с

 

каждой

 

из

 

стран

 

БРИКС

» 

по

 

отдельно

-

сти

а

 

также

 

осуществлять

 

регулярные

  «

встречи

 

на

 

высшем

 

уровне

 

между

 

ЕС

 

и

 

странами

 

БРИКС

 

в

 

индивидуальном

 

по

-

рядке

»

1

Тем

 

более

что

 

политическое

 

устройство

 

стран

 

БРИКС

 

разнится

  «

от

 

сильных

 

авторитарных

 

режимов

 

до

 

эффективных

 

и

 

стабильных

 

демократий

», 

с

 

которыми

 

ЕС

 

и

 

необходимо

 

укреплять

 

отношения

В

 

том

 

же

 

самом

 

ключе

 

можно

 

рассматривать

 

установку

 

на

 

развитие

 

контактов

 

не

 

только

 

с

 

официальными

 

представителями

 

пяти

 

стран

но

 

и

 

                                                 

1

 

В

 

частности

далее

 

как

 

пример

 

была

 

отмечена

 

ситуация

 

совпадения

 

мнения

 

ЮАР

 

и

 

ЕС

 

по

 

Ливии

 

по

 

итогам

 

саммита

 

ЕС

-

Африка

Интересно

что

 

мнение

 

ЮАР

 

по

 

ливийскому

 

вопросу

 

модифицировалось

 

в

 

соответ

-

ствии

 

со

 

злобой

 

дня

 – 

от

 

взаимодействия

 

с

 

США

 

в

 

рамках

 

СБ

 

ООН

 

и

 

го

-

лосования

 

в

 

пользу

 

резолюции

 1973, 

отлично

 

от

 

остальных

 

стран

 

БРИК

до

 

приобщения

 

к

 

остальным

 

странам

 

БРИК

после

 

приглашения

 

Южной

 

Африки

 

на

 

саммит

 

в

 

Санье

 

в

 

апреле

 2011 

года

и

 

до

 

очередного

 

сближе

-

ния

 

позиций

 

в

 

рамках

 

саммита

 

ЕС

-

Африка

 

в

 

сентябре

 

того

 

же

 

года


background image

 

53

налаживать

  «

устойчивый

 

диалог

 

с

 

организациями

 

граждан

-

ского

 

общества

». 

По

 

мнению

 

стратегов

 

ЕС

такое

 

нюансированное

 

парт

-

нерство

 

с

 

каждой

 

из

 

пяти

 

стран

 

даст

  «

бесценную

 

возмож

-

ность

 

построить

 

взаимоотношения

 

доверия

примирит

 

по

-

зиции

 

и

 

будет

 

содействовать

 

тому

чтобы

 

страны

 

БРИКС

 

взяли

 

на

 

себя

 

большую

 

ответственность

 

в

 

новой

 

системе

 

глобального

 

управления

». 

Для

 

достижения

 

наилучшего

 

ре

-

зультата

 

предлагается

 

создать

 

в

 

рамках

 

Европейской

 

службы

 

по

 

внешним

 

делам

 

механизм

 ad hoc 

по

 

более

 

тесной

 

коорди

-

нации

 

между

 

делегациями

 

ЕС

 

в

 

каждой

 

из

 

стран

 

БРИКС

анализу

 

и

 

оценке

 «

отношений

 

и

 

чувствительных

 

моментов

» 

между

 

этими

 

пятью

 

странами

их

 

позиций

 

по

 

проблемам

 

гло

-

бального

 

управления

 

и

 

современных

 

вызовов

Такой

 

меха

-

низм

по

 

мнению

 

Комитета

позволит

 

сформулировать

 

более

 

систематический

 

подход

 

ЕС

 

к

 

каждому

 

из

 

государств

  «

клу

-

ба

». 

Также

 

отмечается

 

важность

 

для

 

ЕС

  «

быстро

 

действо

-

вать

если

 

он

 

желает

 

сохранить

 

свое

 

влияние

 (

иначе

 

может

 

быть

 

стратегически

 

оттеснен

 

на

 

второстепенные

 

роли

)

». 

В

 

соответствии

 

с

 

установкой

 

не

 

приоритетное

 

взаимо

-

отношение

 

не

 

столько

 

с

 

группой

 

БРИКС

сколько

 

с

 

каждой

 

страной

 

по

 

отдельности

выделяются

 

возможные

 

направле

-

ния

 

взаимодействия

 

со

 

странами

 

БРИКС

В

 

частности

важ

-

ность

 

России

 

видится

 

в

 

совместном

 

поддержании

 

мира

 

и

 

безопасности

 

в

 

Европе

а

 

также

 

взаимодействия

 

в

 

рамках

 

решения

 

проблем

 

ядерного

 

распространения

терроризма

изменения

 

климата

 

и

 

нелегальной

 

миграции

При

 

этом

 

евро

-

пейцы

 

полагают

что

 

подъем

 

стран

 

АТР

 

будет

 

далее

 

способ

-

ствовать

 

более

 

тесному

 

сотрудничеству

 

между

 

ЕС

 

и

 

Россией

.  

При

 

этом

 

прописываются

 

и

 

вопросы

по

 

которым

 

ЕС

 

до

 

сих

 

пор

 

не

 

достиг

 

согласия

 

со

 

всеми

 

развивающимися

 

стра

-

нами

Обеспокоенность

 

ЕС

 

вызывают

 

вопросы

 

соблюдения

 

прав

 

человека

социальные

 

и

 

экологические

 

стандарты

а

 

также

 

сотрудничество

 

по

 

линии

 

Юг

-

Юг

 

и

 

способы

 

оказания

 

помощи

 

странами

 

БРИКС

 

другим

 

развивающимся

 

странам

 

54

за

 

рамками

 

Официальной

 

помощи

 

развитию

Содействие

 

стран

 

БРИКС

 

проводится

 

без

 

должной

с

 

точки

 

зрения

 

евро

-

пейцев

транспарентности

 

и

 

условий

чем

 

характеризуется

 

помощь

 

стран

 

Запада

.  

С

 

одной

 

стороны

подобное

 

взаимодействие

 

с

 

европей

-

скими

 

представителями

 

для

 

стран

 

БРИКС

 

является

 

безаль

-

тернативным

 

в

 

том

 

смысле

что

 

для

 

каждой

 

из

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

отдельности

 

ЕС

 

является

 

ведущим

 

торгово

-

экономическим

 

партнером

Именно

 

поэтому

 

все

 

пять

 

стран

 

заинтересованы

 

в

 

укреплении

 

позиций

 

Европы

оказании

 

ей

 

помощи

 

в

 

выходе

 

из

 

непрекращающегося

 

кризиса

.  

Например

по

 

расчетам

 

Центра

 

макроэкономических

 

исследований

 

Сбербанка

 

в

 

случае

 

наихудшего

 

сценарий

 

вы

-

хода

 

Греции

 

из

 

еврозоны

ВВП

 

России

 

может

 

сократиться

 

на

 

2,1%, 

а

 

отток

 

капитала

 

достигнуть

 95 

млрд

долл

США

.

1

 

В

 

случае

 

России

 

такая

 

взаимосвязанность

 

с

 

Европой

 

дополни

-

тельно

 

еще

 

более

 

усиливается

 

близостью

 

культурных

исто

-

рических

 

и

 

морально

-

этических

 

установок

цивилизационной

 

общностью

С

 

другой

 

стороны

странам

 

БРИКС

в

 

том

 

числе

 

учиты

-

вая

 

непростую

 

ситуацию

складывающуюся

 

в

 

валютно

-

экономическом

 

плане

 

в

 

ЕС

следует

 

более

 

настойчиво

 

прово

-

дить

 

собственную

 

линию

в

 

том

 

числе

 

с

 

точки

 

зрения

 

полу

-

чения

 

ответных

 

уступок

 

по

 

переговорным

 

позициям

 

с

 

учетом

 

оказания

 

помощи

 

странам

 

Европы

В

 

частности

возможно

перспективным

 

может

 

выглядеть

 

создание

 

не

 

только

 

Банка

 

развития

но

 

и

 

Фонда

 

БРИКС

что

 

позволит

 

пяти

 

странам

 

из

-

бежать

 

направления

 

средств

 

по

 

спасению

 

через

 

МВФ

ре

-

форме

 

которого

 

пока

 

не

 

видно

 

конца

но

 

при

 

этом

 

также

 

по

-

зволит

 

остаться

 

на

 

позициях

 

оказания

 

помощи

 

через

 

много

-

сторонние

 

форматы

Что

 

касается

 

двустороннего

 

взаимодействия

то

 

понят

-

но

что

 

с

 

учетом

 

специфики

 

положения

 

и

 

разных

 

внешнепо

-

                                                 

1

 «

Еврогреческий

 

удар

», 

Ведомости

 

от

 24.05.2012, 

94 (3108). 


background image

 

55

литических

 

позиций

 

и

 

интересов

 

пяти

 

стран

 

они

 

не

 

могут

 

на

-

столько

 

тесно

 

взаимодействовать

чтобы

 

ограничиваться

 

лишь

 

многосторонним

 

форматом

Тем

 

не

 

менее

необходимо

 

противодействовать

 

попыткам

 

третьих

 

стран

 

играть

 

на

 

суще

-

ствующих

 

противоречиях

 

БРИКС

четко

 

определив

 

те

 

стра

-

тегические

 

направления

по

 

которым

 

возможны

 

лишь

 

много

-

сторонние

 

договоренности

Россия

 

в

 

данной

 

связи

 

может

 

со

-

действовать

 

сближению

 

позиций

 

разных

 

сторон

хотя

 

роль

 

«

моста

» 

между

  «

восьмеркой

» 

и

 

БРИКС

или

 

между

 

ЕС

 

и

 

БРИКС

 

в

 

действительности

 

невозможна

т

.

к

ни

 

одна

 

из

 

сто

-

рон

 

не

 

будет

 

готова

 

передать

 

дополнительные

 

полномочия

 

российской

 

стороне

либо

 

согласиться

 

с

 

ролью

 

Москвы

 

в

 

ка

-

честве

 

лидера

 

на

 

многосторонних

 

переговорах

Тем

 

не

 

менее

ясным

 

остается

 

одно

В

 

рамках

 

совре

-

менного

 

меняющегося

 

мира

 

существуют

 

группы

 

стран

 

с

 

принципиально

 

разнонаправленными

 

интересами

 – 

в

 

пользу

 

сохранения

 

нынешней

 

архитектуры

 

и

 

своих

 

полномочий

 

и

 

в

 

пользу

 

ее

 

значительной

 

модификации

 

и

 

перераспределения

 

власти

Одновременно

 

эти

 

группы

 

заинтересованы

 

в

 

сохра

-

нении

 

стабильной

 

и

 

предсказуемой

 

ситуации

поэтому

 

ни

 

одна

 

из

 

группировок

 

не

 

согласится

 

на

 

радикальные

 

револю

-

ционные

 

меры

В

 

признании

 

важности

 

эволюционности

 

про

-

цесса

 

как

 

раз

 

и

 

заключаются

 

общие

 

интересы

 

данных

 

стран

что

 

определяет

 

безальтернативность

 

достижения

 

договорен

-

ностей

 

между

 

новыми

 

растущими

 

гигантами

 

БРИКС

 

и

 

тремя

 

старыми

 

центрами

 

силы

 – 

США

ЕС

 

и

 

Японией

 
 

 

56

1.3. 

СОТРУДНИЧЕСТВО

 

В

 

БРИКС

 

В

 

СИСТЕМЕ

 

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ

 

ПРИОРИТЕТОВ

 

КИТАЯ

 

 

С

.

В

Уянаев

к

.

и

.

н

., 

Институт

 

Дальнего

 

Востока

 

РАН

 

 

Цели

 

и

 

интересы

 

КНР

связанные

 

с

 

развитием

 

и

 

пер

-

спективами

 

формата

 

БРИКС

определяются

 

рядом

 

базовых

 

факторов

к

 

числу

 

основных

 

из

 

которых

 

относятся

 

роль

 

Ки

-

тая

 

на

 

нынешней

 

мировой

 

экономической

 

и

 

политической

 

арене

а

 

также

 

системные

 

параметры

 

внешнего

 

курса

 

КНР

 

целом

Кроме

 

того

свое

 

влияние

 

на

 

место

 

БРИКС

 

среди

 

при

-

оритетов

 

китайской

 

политики

 

оказывают

 

внутренние

 

факто

-

ры

в

 

частности

реализуемая

 

социально

-

экономическая

 

мо

-

дель

известная

 

как

 «

социализм

 

с

 

китайской

 

спецификой

». 

 

Место

 

КНР

 

в

 

мире

экономическое

 

измерение

 

 

 

За

 

годы

 

осуществления

 (

с

 1978 

г

.) 

в

 

рамках

 

этой

 

моде

-

ли

 

курса

  «

реформ

 

и

 

открытости

», 

суть

 

которого

 

составили

 

масштабное

 

внедрение

 

в

 

экономику

 

элементов

 

рынка

 

и

 

кон

-

куренции

а

 

также

 

широкое

 

привлечение

 

иностранного

 

капи

-

тала

Китай

 

добился

 

ряда

 

во

 

многом

 

уникальных

 

достиже

-

ний

кардинально

 

усилил

 

свои

 

позиции

 

в

 

мире

прежде

 

всего

 

в

 

экономической

 

сфере

В

 

этом

 

смысле

  «

китайский

 

сюжет

» 

является

 

наиболее

 

показательным

 

с

 

точки

 

зрения

 

того

 

глав

-

ного

 

критерия

  (

опережающие

 

темпы

 

экономического

 

разви

-

тия

), 

который

 

в

 2001

г

был

 

положен

 

в

 

основу

 

выделения

 

«

четверки

» 

наиболее

 

динамичных

 

экономик

 (

Бразилии

Рос

-

сии

Индии

 

и

 

КНР

в

 

отдельную

  «

страновую

 

категорию

» 

и

 

послужил

таким

 

образом

толчком

 

к

 

появлению

 

самого

 

тер

-

мина

 

БРИК

 

(

с

 2010 

г

., 

с

 

принятием

 

ЮАР

 – 

БРИКС

).  

 

Китаю

 

удалось

 

на

 

протяжении

 

небывало

 

длительного

 

срока

 

поддерживать

 

высокие

 

темпы

 

развития

за

 1980-2011 

гг

среднегодовой

 

прирост

 

ВВП

 

КНР

 

составил

 

порядка

 9,7-

9,8 % – 

втрое

 

выше

 

среднемирового

 

показателя

результатом

 


background image

 

57

стало

  (

согласно

 

приводимым

 

здесь

 

и

 

ниже

 

данным

 

МВФ

 

в

 

долларах

 

США

 

по

 

текущему

 

курсу

увеличение

 

абсолютного

 

объема

 

экономики

 

Китая

 

более

 

чем

 

в

 22 

раза

 

1

  (

другие

 

эко

-

номки

 

БРИКС

 – 

Бразилии

Индии

 

и

 

ЮАР

выросли

 

за

 

это

 

время

 

заметно

 

скромнее

).  

 

Без

 

малого

 

в

 

шесть

 

раз

 

в

 

эти

 

же

 

годы

 

возросла

 

доля

 

ВВП

 

КНР

 

в

 

мировой

 

экономике

 – 

с

 1,9 % 

до

 10,5 %. 

С

 2010 

г

КНР

 

является

 

второй

 

по

 

абсолютным

 

объемам

 

экономикой

 

мира

Планами

 

предусматривается

 

такой

 

уровень

 

темпов

 

развития

который

 

обеспечивали

 

бы

 

рост

 

не

 

только

 

количе

-

ственных

но

 

и

 

качественных

 

параметров

 

экономики

был

 

бы

 

достаточен

 

для

 

реализации

 

задач

 

так

 

называемого

 «

третьего

 

этапа

 

модернизации

» 

КНР

 (2000-2050 

гг

.) 

с

 

ее

 

конечной

 

це

-

лью

 – 

выходом

 

Китая

  «

на

 

уровень

 

наиболее

 

передовых

 

стран

». 

В

 

период

 1980-2011 

гг

в

 27 

раз

 

вырос

 

и

 

относительный

 

индикатор

 – 

ВВП

 

на

 

душу

 

населения

  (

примерно

 

с

 200 

до

 

5400 

долл

.). 

Прогнозируется

что

 

к

 2040 

г

. (

на

 10 

лет

 

ранее

 

намеченных

 

планами

 

сроков

Китаю

 

удастся

 «

обогнать

 

сред

-

немировые

 

показатели

», 

перешагнув

 

планку

 

в

 20 

тыс

долл

подушевого

 

ВВП

Пока

 

даже

 

абсолютному

 

объему

 

ВВП

 

КНР

 

Китай

 

все

 

еще

 

почти

 

вдвое

 

отстает

 

от

 

США

  (

в

 

расчете

 

на

 

душу

 

населения

 – 

в

 8 

раз

). 

Но

 

по

 

ряду

 

прогнозов

 

объемы

 

двух

 

экономик

 

могут

 

сравняться

 

уже

 

к

 2027 

г

. (

в

 

расчете

 

ВВП

 

по

 

ППС

 – 

к

 2017 

г

.). 

                                                 

1

 

Чжунго

 

тунцзи

 

чжайяо

  (

краткий

 

статистический

 

справочник

 

Китая

). 

Бэйцзин

, 2012 

С

.24-25. 

Кроме

 

того

 

показательны

 

данные

 

МВФ

согласно

 

которым

 

в

 1980-2011 

гг

ВВП

 

КНР

 

увеличился

 

с

 202, 2 

до

 7239 

млрд

долл

. , 

в

 

то

 

время

 

как

 

для

 

ряда

 

других

 

стран

 

БРИКС

 

эти

 

цифры

 

состави

-

ли

к

 

примеру

для

 

Бразилии

 148,9 

и

 2492,9 

млрд

.

долл

., 

для

 

Индии

 – 181,4 

и

 1826,8 

млрд

.

долл

. – http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/01/ 

weodata/weorept.aspx?sy=1980&ey= 2011&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=. 
&br=1&c=223%2C924%2C922%2C199%2C534&s=NGDPD&grp=0&=&pr.x=
50&pr.y=12 

 

58

 

Годовой

 

оборот

 

внешней

 

торговли

 

КНР

 

в

 1978-2011 

гг

возрос

 

почти

 

в

 180 

раз

  (

с

 20,6 

до

 3642 

млрд

долл

.)

1

 

Ныне

 

КНР

 – 

мировой

 

лидер

 

по

 

объему

 

экспорта

 (10,34 % 

мирового

 

показателя

 

в

 2010 

г

.), 

второй

 

в

 

мире

 

импортер

 (9,03 %). 

Кро

-

ме

 

того

страна

 

располагает

 

крупнейшими

 

золотовалютными

 

резервами

 (

ЗВР

), 

объем

 

которых

 (3 236 

млрд

долл

на

 

начало

 

2012 

г

.) 

втрое

 

больше

чем

 

у

 

Японии

которая

 

следует

 

второй

 

в

 

соответствующем

 

мировом

 

списке

.

2

 

Исходя

 

из

 

этих

 

данных

Китай

 

является

 

абсолютным

 

«

макроэкономическим

 

лидером

» 

БРИКС

 – 

на

 

его

 

долю

 

по

 

итогам

 2011 

г

приходилось

 

порядка

 55 % 

совокупного

 

ВВП

 

«

пятерки

», 

более

 62 % 

ее

 

суммарного

 

экспорта

 

и

 

около

 73 % 

совокупных

 

ЗВР

 

стран

 

БРИКС

.

 

В

 

целом

 

Китай

 

продол

жает

 

сохранять

 

и

 

более

 

высокие

 

темпы

 

экономического

 

раз

-

вития

 

К

 

началу

 

нынешнего

 

столетия

 

КНР

 

обрела

 

статус

 «

ми

-

ровой

 

фабрики

» – 

комплекса

в

 

котором

 

сырьевые

 

и

 

энерге

-

тические

 

отрасли

 

сочетаются

 

с

 

производством

 

средств

 

про

-

изводства

широкого

 

ассортимента

 

потребительских

 

товаров

оборонной

 

техники

электроники

средств

 

коммуникации

Страна

 

вышла

 

на

 

первое

 

место

 

по

 

выплавке

 

стали

алюми

-

ния

меди

добыче

 

угля

сборке

 

автомобилей

 

и

 

телевизоров

по

 

производству

 

судов

 

и

 

еще

 

более

 200 

видов

 

промышлен

-

ной

 

и

 

сельскохозяйственной

 

продукции

Признанным

 

фактором

 

достижений

 

КНР

 

является

 

при

-

влечение

 

инвестиций

В

 2000-

е

 

гг

на

 

долю

 

Китая

 

ежегодно

 

приходилось

 

в

 

среднем

 6–8% 

мирового

 

притока

 

иностранно

-

го

 

капитала

,

 

что

 

превышало

 

показатели

 

большинства

 

евро

 
                                                 

1

 China Snatistical Yearbook. Foreign Trade and Economic Cooperation.  

6-3 Total Value of Imports and Exports // China Snatistical Yearbook 
2011.

сервер

 

ИДВ

 

РАН

 http://server/YearBooks/YearBook2011/htlm/ 

R0603e.htm

;

 

Внешнеторговый

 

оборот

 

Китая

 

в

 2011 

г

. – http://www. 

russchinatrade.ru/ru/about-china_-new/foreign-trade 

2

 https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2188rank.html 


background image

 

59

пейских

 

стран

Подсчитано

что

 

из

 500 

крупнейших

 

ТНК

  

мира

 490 

осуществили

 

инвестирование

 

в

 

Китае

Но

 

ныне

 

из

 

«

фабрики

 

товаров

» 

Китай

 

сам

 

превратился

 

в

 

заметную

 «

фаб

-

рику

 

капиталов

». 

К

 

к

онцу

 2011 

г

года

 

инвесторы

 

из

 

КНР

 

уч

-

редили

 

в

 178 

странах

 

и

 

регионах

 

мира

 18 000 

предприятий

Суммарный

 

объем

 

китайских

 

капиталовложений

 

в

 

нефинан

-

совый

 

сектор

 

за

 

границей

 (

прямые

 

инвестиции

ныне

 

достиг

 

322 

млрд

долл

А

 

совокупные

 

активы

 

китайских

 

компаний

 

за

 

рубежом

 

превысили

 1,5 

трлн

долл

.

1

  

Китай

 

занимает

 

все

 

более

 

активную

 

позицию

 

на

 

миро

-

вой

 

экономической

 

арене

 

в

 

целом

инициативно

 

действует

 

в

 

многосторонних

 

форматах

продвигает

 

идею

 

постепенной

 

«

интернационализации

 

юаня

» – 

от

 

расчетов

 

в

 

двусторонних

 

операциях

 

до

 

полновесного

 

включения

 

в

 «

обойму

» 

мировых

 

резервных

 

валют

.  

 

Неоспоримые

 

успехи

 

в

 

развитии

 

КНР

 

имеют

однако

и

 

оборотную

 

сторону

Своего

 

рода

 

платой

 

за

 

темпы

 

роста

ста

-

ло

в

 

частности

обострение

 

энергетических

  (

КНР

 

с

 

конца

 

2000-

х

 

гг

вынуждена

 

завозить

 

уже

 

большую

 

часть

 

потреб

-

ляемой

 

нефти

), 

а

 

также

 

экологических

  (

загрязнение

 

воздуха

 

и

 

водоемов

опустынивание

 

и

 

т

.

п

.) 

проблем

Внутренние

 

им

-

перативы

 

практикуемой

 

модели

 

актуализировали

 

такие

 

вы

-

зовы

как

 

риски

 «

перегрева

 

экономики

», 

необходимость

 (

т

.

ч

под

 

воздействием

 

глобального

 

кризиса

ее

 

переориентации

 

с

 

экспортных

 

операций

 

на

 

расширение

 

внутреннего

 

спроса

потребность

 

в

 

повышении

  «

качества

» 

роста

 

экономики

 

и

 

усилении

 

ее

 

социальной

 

ориентации

Не

 

исчезла

 

задача

 

лик

-

видации

 

так

 

называемых

 «

пяти

 

разрывов

» (

между

 

бедными

 

и

 

богатыми

передовыми

 

и

 

отсталыми

 

провинциями

город

-

ским

 

и

 

сельским

 

населением

 

и

 

т

.

д

.). 

По

-

прежнему

 

остра

 

про

-

блема

 

преодоления

 

своего

 

рода

 «

шпагата

» 

между

 

рыночным

 

                                                 

1

 http://www.chinapro.ru/rubrics/1/7994/)

;

 

https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2199rank.html. 

 

60

экономическим

 

базисом

 

и

 

нерыночной

 

политической

 

над

-

стройкой

 

во

 

главе

 

с

 

КПК

.

1

  

 

За

 

уже

 

продолжительные

 

годы

 

реформ

 

руководству

 

КНР

 

удавалось

 

достаточно

 

адекватно

 

отвечать

 

на

 

возникав

-

шие

 

вызовы

Какими

 

станут

 

ответы

 

на

 

вызовы

 

сегодняшнего

 

дня

в

 

том

 

числе

 

связанные

 

с

 

задачей

 

сохранения

 

оптималь

-

ных

 

темпов

 

экономического

 

роста

 – 

на

 

этот

 

вопрос

 

во

 

мно

-

гом

 

отвечают

 

решения

 

состоявшегся

 

в

 

конце

 2012 

г

очеред

-

ного

 

съезда

 

руководящей

 

китайской

 

партии

.  

 

Важные

 

для

 

будущего

 

БРИКС

 

перспективы

 

развития

 

экономики

 

КНР

 

и

 

китайского

 

общества

 

привлекают

 

внима

-

ние

 

и

 

с

 

точки

 

зрения

 

существа

 

практикуемой

 

социально

-

экономической

 

модели

Модель

  «

социализма

 

с

 

китайской

 

спецификой

» (

с

 

высокой

 

долей

 

государства

 

в

 

экономике

де

-

факто

 

существующей

 

однопартийностью

 

и

 

т

.

п

.) 

контрасти

-

рует

 (

по

 

крайней

 

мере

на

 

концептуальном

 

уровне

с

 «

либе

-

ральными

» 

принципами

 

организации

 

в

 

других

 

странах

 

БРИКС

,

 

прежде

 

всего

 

в

 

Индии

 

и

 

Бразилии

Не

 

вдаваясь

 

в

 

дискуссии

 

относительно

 

политэкономического

 

существа

 

ки

-

тайской

 

модели

, – «

социализм

 

в

 

начальной

 

стадии

» 

или

 

«

конфуцианский

 

капитализм

» – 

нельзя

 

не

 

видеть

что

 

объек

-

тивно

 

она

 

являет

 

собой

 

попытку

 

альтернативы

 

традиционно

-

му

 

западному

 

либеральному

 

варианту

 

развития

Причем

 

по

-

пытку

которая

 

пока

 

отстаивает

 

свое

 

право

 

на

 

существова

-

ние

Не

 

случайно

 

в

 

мире

 

нередко

 

говорят

 

сегодня

 

о

 

так

 

назы

-

ваемом

 «

Пекинском

 

консенсусе

» – 

как

 

новая

 

формула

 

разви

-

тия

 

он

 

стал

 

объективным

 

противовесом

  «

Вашингтонскому

 

консенсусу

», 

который

как

 

известно

был

 

в

 

конце

 1980-

х

 

объ

-

явлен

  «

правильным

» 

рецептом

 

для

 

развивающихся

 

стран

 

и

 

государств

 

Восточной

 

Европы

однако

 

в

 

целом

 

ряде

 

случаев

 

оказался

 

неудачным

.  

                                                 

1

 

Подр

см

напр

.: 

М

.

Л

Титаренко

.

 

Геополитическое

 

значение

 

Дальнего

 

Востока

Россия

Китай

 

и

 

другие

 

страны

 

Азии

.

 

М

., 2008, 

С

. 164-169.