ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2638
Скачиваний: 1
51
Несмотря
на
многочисленные
заявления
пяти
стран
,
что
их
саммиты
не
направлены
ни
против
кого
,
лейтмотивом
взаимодействия
остается
именно
недовольство
существую
-
щим
порядком
.
До
сих
пор
,
несмотря
на
растущие
возможно
-
сти
,
странам
БРИКС
и
сегодня
не
хватает
веса
для
того
,
что
-
бы
заставить
архитекторов
нынешнего
порядка
быстро
и
добровольно
сдать
свои
полномочия
в
пользу
новых
пайщи
-
ков
.
Если
США
с
самого
начала
предпочитали
быть
в
курсе
процесса
БРИКС
и
,
не
играя
в
пользу
повышения
значения
данного
«
клуба
»,
тем
не
менее
,
проявляли
заинтересован
-
ность
в
ограниченном
потенциальном
взаимодействии
(
о
чем
может
свидетельствовать
,
в
частности
,
просьба
Т
.
Гайтнера
о
встрече
с
министрами
финансов
стран
БРИК
в
сентябре
2009
года
),
то
ныне
европейцы
начинают
проявлять
все
бо
-
лее
активный
интерес
к
деятельности
«
пятерки
»,
в
основном
на
полуофициальном
уровне
.
Свидетельством
этого
можно
считать
и
инициированный
французами
процесс
Евро
-
БРИКС
,
с
участием
как
академических
,
так
и
официальных
лиц
;
и
встреч
ЕС
-
БРИКС
на
уровне
официальных
лиц
и
гражданского
общества
в
рамках
серии
консультаций
на
Саммите
по
устойчивому
развитию
«
Рио
+20».
На
официальном
же
уровне
знаменателен
Доклад
коми
-
тета
по
международным
делам
Европарламенту
«
О
внешней
политике
ЕС
по
отношению
к
БРИКС
и
другим
нарождаю
-
щимся
державам
:
цели
и
стратегии
»
от
января
2012
года
.
1
Документ
в
целом
отмечает
растущую
роль
стран
БРИКС
и
других
динамично
развивающихся
экономик
и
необходи
-
мость
со
стороны
ЕС
видеть
положительные
возможности
для
стран
Европы
в
происходящем
перераспределении
мощи
,
1
Report on the EU foreign policy towards the BRICS and other emerging
powers: objectives and strategies (2011/2111(INI)), Committee on Foreign
Affairs, European Parliament, January 10, 2012. http://www.europarl.europa.eu/
sides/getDoc.do?type=REPORT&language=EN&reference=A7-0010/2012
52
в
частности
,
возникновение
новых
центров
экономической
и
внешнеполитической
силы
не
будет
способствовать
«
сокра
-
щению
влияния
ЕС
,
а
,
наоборот
,
у
Союза
будет
важная
роль
в
продвижении
общего
понимания
политического
выбора
и
преодоления
глобальных
вызовов
», «
создания
инклюзивной
системы
глобального
управления
»,
в
том
числе
совместно
с
трансатлантическими
партнерами
Европы
.
Таким
образом
,
видно
,
что
ЕС
,
понимая
неизбежность
реформ
,
будет
прила
-
гать
усилия
к
проведению
контролируемой
модернизации
системы
международных
отношений
.
При
этом
интересен
тот
факт
,
что
акцент
делается
на
необходимости
в
меньшей
степени
взаимодействовать
с
БРИКС
как
группировкой
,
с
учетом
того
,
что
«
БРИКС
могут
иметь
похожие
позиции
во
внешнеполитических
определени
-
ях
,
но
у
них
существуют
большие
противоречия
в
политиче
-
ской
,
экономической
и
социальной
областях
».
Исходя
из
это
-
го
,
ЕС
предлагается
упирать
на
становление
«
стратегиче
-
ских
партнерств
с
каждой
из
стран
БРИКС
»
по
отдельно
-
сти
,
а
также
осуществлять
регулярные
«
встречи
на
высшем
уровне
между
ЕС
и
странами
БРИКС
в
индивидуальном
по
-
рядке
»
1
.
Тем
более
,
что
политическое
устройство
стран
БРИКС
разнится
«
от
сильных
авторитарных
режимов
до
эффективных
и
стабильных
демократий
»,
с
которыми
ЕС
и
необходимо
укреплять
отношения
.
В
том
же
самом
ключе
можно
рассматривать
установку
на
развитие
контактов
не
только
с
официальными
представителями
пяти
стран
,
но
и
1
В
частности
,
далее
как
пример
была
отмечена
ситуация
совпадения
мнения
ЮАР
и
ЕС
по
Ливии
по
итогам
саммита
ЕС
-
Африка
.
Интересно
,
что
мнение
ЮАР
по
ливийскому
вопросу
модифицировалось
в
соответ
-
ствии
со
злобой
дня
–
от
взаимодействия
с
США
в
рамках
СБ
ООН
и
го
-
лосования
в
пользу
резолюции
1973,
отлично
от
остальных
стран
БРИК
,
до
приобщения
к
остальным
странам
БРИК
,
после
приглашения
Южной
Африки
на
саммит
в
Санье
в
апреле
2011
года
,
и
до
очередного
сближе
-
ния
позиций
в
рамках
саммита
ЕС
-
Африка
в
сентябре
того
же
года
.
53
налаживать
«
устойчивый
диалог
с
организациями
граждан
-
ского
общества
».
По
мнению
стратегов
ЕС
,
такое
нюансированное
парт
-
нерство
с
каждой
из
пяти
стран
даст
«
бесценную
возмож
-
ность
построить
взаимоотношения
доверия
,
примирит
по
-
зиции
и
будет
содействовать
тому
,
чтобы
страны
БРИКС
взяли
на
себя
большую
ответственность
в
новой
системе
глобального
управления
».
Для
достижения
наилучшего
ре
-
зультата
предлагается
создать
в
рамках
Европейской
службы
по
внешним
делам
механизм
ad hoc
по
более
тесной
коорди
-
нации
между
делегациями
ЕС
в
каждой
из
стран
БРИКС
,
анализу
и
оценке
«
отношений
и
чувствительных
моментов
»
между
этими
пятью
странами
,
их
позиций
по
проблемам
гло
-
бального
управления
и
современных
вызовов
.
Такой
меха
-
низм
,
по
мнению
Комитета
,
позволит
сформулировать
более
систематический
подход
ЕС
к
каждому
из
государств
«
клу
-
ба
».
Также
отмечается
важность
для
ЕС
«
быстро
действо
-
вать
,
если
он
желает
сохранить
свое
влияние
(
иначе
может
быть
стратегически
оттеснен
на
второстепенные
роли
)
».
В
соответствии
с
установкой
не
приоритетное
взаимо
-
отношение
не
столько
с
группой
БРИКС
,
сколько
с
каждой
страной
по
отдельности
,
выделяются
возможные
направле
-
ния
взаимодействия
со
странами
БРИКС
.
В
частности
,
важ
-
ность
России
видится
в
совместном
поддержании
мира
и
безопасности
в
Европе
,
а
также
взаимодействия
в
рамках
решения
проблем
ядерного
распространения
,
терроризма
,
изменения
климата
и
нелегальной
миграции
.
При
этом
евро
-
пейцы
полагают
,
что
подъем
стран
АТР
будет
далее
способ
-
ствовать
более
тесному
сотрудничеству
между
ЕС
и
Россией
.
При
этом
прописываются
и
вопросы
,
по
которым
ЕС
до
сих
пор
не
достиг
согласия
со
всеми
развивающимися
стра
-
нами
.
Обеспокоенность
ЕС
вызывают
вопросы
соблюдения
прав
человека
,
социальные
и
экологические
стандарты
,
а
также
сотрудничество
по
линии
Юг
-
Юг
и
способы
оказания
помощи
странами
БРИКС
другим
развивающимся
странам
,
54
за
рамками
Официальной
помощи
развитию
.
Содействие
стран
БРИКС
проводится
без
должной
,
с
точки
зрения
евро
-
пейцев
,
транспарентности
и
условий
,
чем
характеризуется
помощь
стран
Запада
.
С
одной
стороны
,
подобное
взаимодействие
с
европей
-
скими
представителями
для
стран
БРИКС
является
безаль
-
тернативным
в
том
смысле
,
что
для
каждой
из
стран
БРИКС
в
отдельности
ЕС
является
ведущим
торгово
-
экономическим
партнером
.
Именно
поэтому
все
пять
стран
заинтересованы
в
укреплении
позиций
Европы
,
оказании
ей
помощи
в
выходе
из
непрекращающегося
кризиса
.
Например
,
по
расчетам
Центра
макроэкономических
исследований
Сбербанка
в
случае
наихудшего
сценарий
вы
-
хода
Греции
из
еврозоны
,
ВВП
России
может
сократиться
на
2,1%,
а
отток
капитала
достигнуть
95
млрд
.
долл
.
США
.
1
В
случае
России
такая
взаимосвязанность
с
Европой
дополни
-
тельно
еще
более
усиливается
близостью
культурных
,
исто
-
рических
и
морально
-
этических
установок
,
цивилизационной
общностью
.
С
другой
стороны
,
странам
БРИКС
,
в
том
числе
учиты
-
вая
непростую
ситуацию
,
складывающуюся
в
валютно
-
экономическом
плане
в
ЕС
,
следует
более
настойчиво
прово
-
дить
собственную
линию
,
в
том
числе
с
точки
зрения
полу
-
чения
ответных
уступок
по
переговорным
позициям
с
учетом
оказания
помощи
странам
Европы
.
В
частности
,
возможно
,
перспективным
может
выглядеть
создание
не
только
Банка
развития
,
но
и
Фонда
БРИКС
,
что
позволит
пяти
странам
из
-
бежать
направления
средств
по
спасению
через
МВФ
,
ре
-
форме
которого
пока
не
видно
конца
;
но
при
этом
также
по
-
зволит
остаться
на
позициях
оказания
помощи
через
много
-
сторонние
форматы
.
Что
касается
двустороннего
взаимодействия
,
то
понят
-
но
,
что
с
учетом
специфики
положения
и
разных
внешнепо
-
1
«
Еврогреческий
удар
»,
Ведомости
от
24.05.2012,
№
94 (3108).
55
литических
позиций
и
интересов
пяти
стран
они
не
могут
на
-
столько
тесно
взаимодействовать
,
чтобы
ограничиваться
лишь
многосторонним
форматом
.
Тем
не
менее
,
необходимо
противодействовать
попыткам
третьих
стран
играть
на
суще
-
ствующих
противоречиях
БРИКС
,
четко
определив
те
стра
-
тегические
направления
,
по
которым
возможны
лишь
много
-
сторонние
договоренности
.
Россия
в
данной
связи
может
со
-
действовать
сближению
позиций
разных
сторон
,
хотя
роль
«
моста
»
между
«
восьмеркой
»
и
БРИКС
,
или
между
ЕС
и
БРИКС
в
действительности
невозможна
,
т
.
к
.
ни
одна
из
сто
-
рон
не
будет
готова
передать
дополнительные
полномочия
российской
стороне
,
либо
согласиться
с
ролью
Москвы
в
ка
-
честве
лидера
на
многосторонних
переговорах
.
Тем
не
менее
,
ясным
остается
одно
.
В
рамках
совре
-
менного
меняющегося
мира
существуют
группы
стран
с
принципиально
разнонаправленными
интересами
–
в
пользу
сохранения
нынешней
архитектуры
и
своих
полномочий
и
в
пользу
ее
значительной
модификации
и
перераспределения
власти
.
Одновременно
эти
группы
заинтересованы
в
сохра
-
нении
стабильной
и
предсказуемой
ситуации
,
поэтому
ни
одна
из
группировок
не
согласится
на
радикальные
револю
-
ционные
меры
.
В
признании
важности
эволюционности
про
-
цесса
как
раз
и
заключаются
общие
интересы
данных
стран
,
что
определяет
безальтернативность
достижения
договорен
-
ностей
между
новыми
растущими
гигантами
БРИКС
и
тремя
старыми
центрами
силы
–
США
,
ЕС
и
Японией
.
56
1.3.
СОТРУДНИЧЕСТВО
В
БРИКС
В
СИСТЕМЕ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ
ПРИОРИТЕТОВ
КИТАЯ
С
.
В
.
Уянаев
,
к
.
и
.
н
.,
Институт
Дальнего
Востока
РАН
Цели
и
интересы
КНР
,
связанные
с
развитием
и
пер
-
спективами
формата
БРИКС
,
определяются
рядом
базовых
факторов
,
к
числу
основных
из
которых
относятся
роль
Ки
-
тая
на
нынешней
мировой
экономической
и
политической
арене
,
а
также
системные
параметры
внешнего
курса
КНР
целом
.
Кроме
того
,
свое
влияние
на
место
БРИКС
среди
при
-
оритетов
китайской
политики
оказывают
внутренние
факто
-
ры
,
в
частности
,
реализуемая
социально
-
экономическая
мо
-
дель
,
известная
как
«
социализм
с
китайской
спецификой
».
Место
КНР
в
мире
:
экономическое
измерение
За
годы
осуществления
(
с
1978
г
.)
в
рамках
этой
моде
-
ли
курса
«
реформ
и
открытости
»,
суть
которого
составили
масштабное
внедрение
в
экономику
элементов
рынка
и
кон
-
куренции
,
а
также
широкое
привлечение
иностранного
капи
-
тала
,
Китай
добился
ряда
во
многом
уникальных
достиже
-
ний
,
кардинально
усилил
свои
позиции
в
мире
,
прежде
всего
в
экономической
сфере
.
В
этом
смысле
«
китайский
сюжет
»
является
наиболее
показательным
с
точки
зрения
того
глав
-
ного
критерия
(
опережающие
темпы
экономического
разви
-
тия
),
который
в
2001
г
.
был
положен
в
основу
выделения
«
четверки
»
наиболее
динамичных
экономик
(
Бразилии
,
Рос
-
сии
,
Индии
и
КНР
)
в
отдельную
«
страновую
категорию
»
и
послужил
,
таким
образом
,
толчком
к
появлению
самого
тер
-
мина
БРИК
(
с
2010
г
.,
с
принятием
ЮАР
–
БРИКС
).
Китаю
удалось
на
протяжении
небывало
длительного
срока
поддерживать
высокие
темпы
развития
:
за
1980-2011
гг
.
среднегодовой
прирост
ВВП
КНР
составил
порядка
9,7-
9,8 % –
втрое
выше
среднемирового
показателя
;
результатом
57
стало
(
согласно
приводимым
здесь
и
ниже
данным
МВФ
в
долларах
США
по
текущему
курсу
)
увеличение
абсолютного
объема
экономики
Китая
более
чем
в
22
раза
1
(
другие
эко
-
номки
БРИКС
–
Бразилии
,
Индии
и
ЮАР
,
выросли
за
это
время
заметно
скромнее
).
Без
малого
в
шесть
раз
в
эти
же
годы
возросла
доля
ВВП
КНР
в
мировой
экономике
–
с
1,9 %
до
10,5 %.
С
2010
г
.
КНР
является
второй
по
абсолютным
объемам
экономикой
мира
.
Планами
предусматривается
такой
уровень
темпов
развития
,
который
обеспечивали
бы
рост
не
только
количе
-
ственных
,
но
и
качественных
параметров
экономики
,
был
бы
достаточен
для
реализации
задач
так
называемого
«
третьего
этапа
модернизации
»
КНР
(2000-2050
гг
.)
с
ее
конечной
це
-
лью
–
выходом
Китая
«
на
уровень
наиболее
передовых
стран
».
В
период
1980-2011
гг
.
в
27
раз
вырос
и
относительный
индикатор
–
ВВП
на
душу
населения
(
примерно
с
200
до
5400
долл
.).
Прогнозируется
,
что
к
2040
г
. (
на
10
лет
ранее
намеченных
планами
сроков
)
Китаю
удастся
«
обогнать
сред
-
немировые
показатели
»,
перешагнув
планку
в
20
тыс
.
долл
.
подушевого
ВВП
.
Пока
даже
абсолютному
объему
ВВП
КНР
Китай
все
еще
почти
вдвое
отстает
от
США
(
в
расчете
на
душу
населения
–
в
8
раз
).
Но
по
ряду
прогнозов
объемы
двух
экономик
могут
сравняться
уже
к
2027
г
. (
в
расчете
ВВП
по
ППС
–
к
2017
г
.).
1
Чжунго
тунцзи
чжайяо
(
краткий
статистический
справочник
Китая
).
Бэйцзин
, 2012
С
.24-25.
Кроме
того
показательны
данные
МВФ
,
согласно
которым
в
1980-2011
гг
.
ВВП
КНР
увеличился
с
202, 2
до
7239
млрд
.
долл
. ,
в
то
время
как
для
ряда
других
стран
БРИКС
эти
цифры
состави
-
ли
:
к
примеру
,
для
Бразилии
148,9
и
2492,9
млрд
.
долл
.,
для
Индии
– 181,4
и
1826,8
млрд
.
долл
. – http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2012/01/
weodata/weorept.aspx?sy=1980&ey= 2011&scsm=1&ssd=1&sort=country&ds=.
&br=1&c=223%2C924%2C922%2C199%2C534&s=NGDPD&grp=0&=&pr.x=
50&pr.y=12
58
Годовой
оборот
внешней
торговли
КНР
в
1978-2011
гг
.
возрос
почти
в
180
раз
(
с
20,6
до
3642
млрд
.
долл
.)
1
Ныне
КНР
–
мировой
лидер
по
объему
экспорта
(10,34 %
мирового
показателя
в
2010
г
.),
второй
в
мире
импортер
(9,03 %).
Кро
-
ме
того
,
страна
располагает
крупнейшими
золотовалютными
резервами
(
ЗВР
),
объем
которых
(3 236
млрд
.
долл
.
на
начало
2012
г
.)
втрое
больше
,
чем
у
Японии
,
которая
следует
второй
в
соответствующем
мировом
списке
.
2
Исходя
из
этих
данных
,
Китай
является
абсолютным
«
макроэкономическим
лидером
»
БРИКС
–
на
его
долю
по
итогам
2011
г
.
приходилось
порядка
55 %
совокупного
ВВП
«
пятерки
»,
более
62 %
ее
суммарного
экспорта
и
около
73 %
совокупных
ЗВР
стран
БРИКС
.
В
целом
Китай
продол
-
жает
сохранять
и
более
высокие
темпы
экономического
раз
-
вития
.
К
началу
нынешнего
столетия
КНР
обрела
статус
«
ми
-
ровой
фабрики
» –
комплекса
,
в
котором
сырьевые
и
энерге
-
тические
отрасли
сочетаются
с
производством
средств
про
-
изводства
,
широкого
ассортимента
потребительских
товаров
,
оборонной
техники
,
электроники
,
средств
коммуникации
.
Страна
вышла
на
первое
место
по
выплавке
стали
,
алюми
-
ния
,
меди
,
добыче
угля
,
сборке
автомобилей
и
телевизоров
,
по
производству
судов
и
еще
более
200
видов
промышлен
-
ной
и
сельскохозяйственной
продукции
.
Признанным
фактором
достижений
КНР
является
при
-
влечение
инвестиций
.
В
2000-
е
гг
.
на
долю
Китая
ежегодно
приходилось
в
среднем
6–8%
мирового
притока
иностранно
-
го
капитала
,
что
превышало
показатели
большинства
евро
-
1
China Snatistical Yearbook. Foreign Trade and Economic Cooperation.
6-3 Total Value of Imports and Exports // China Snatistical Yearbook
2011.
сервер
ИДВ
РАН
http://server/YearBooks/YearBook2011/htlm/
R0603e.htm
;
Внешнеторговый
оборот
Китая
в
2011
г
. – http://www.
russchinatrade.ru/ru/about-china_-new/foreign-trade
2
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2188rank.html
59
пейских
стран
.
Подсчитано
,
что
из
500
крупнейших
ТНК
мира
490
осуществили
инвестирование
в
Китае
.
Но
ныне
из
«
фабрики
товаров
»
Китай
сам
превратился
в
заметную
«
фаб
-
рику
капиталов
».
К
к
онцу
2011
г
.
года
инвесторы
из
КНР
уч
-
редили
в
178
странах
и
регионах
мира
18 000
предприятий
.
Суммарный
объем
китайских
капиталовложений
в
нефинан
-
совый
сектор
за
границей
(
прямые
инвестиции
)
ныне
достиг
322
млрд
.
долл
.
А
совокупные
активы
китайских
компаний
за
рубежом
превысили
1,5
трлн
.
долл
.
1
Китай
занимает
все
более
активную
позицию
на
миро
-
вой
экономической
арене
в
целом
,
инициативно
действует
в
многосторонних
форматах
,
продвигает
идею
постепенной
«
интернационализации
юаня
» –
от
расчетов
в
двусторонних
операциях
до
полновесного
включения
в
«
обойму
»
мировых
резервных
валют
.
Неоспоримые
успехи
в
развитии
КНР
имеют
,
однако
,
и
оборотную
сторону
.
Своего
рода
платой
за
темпы
роста
,
ста
-
ло
,
в
частности
,
обострение
энергетических
(
КНР
с
конца
2000-
х
гг
.
вынуждена
завозить
уже
большую
часть
потреб
-
ляемой
нефти
),
а
также
экологических
(
загрязнение
воздуха
и
водоемов
,
опустынивание
и
т
.
п
.)
проблем
.
Внутренние
им
-
перативы
практикуемой
модели
актуализировали
такие
вы
-
зовы
,
как
риски
«
перегрева
экономики
»,
необходимость
(
т
.
ч
.
под
воздействием
глобального
кризиса
)
ее
переориентации
с
экспортных
операций
на
расширение
внутреннего
спроса
,
потребность
в
повышении
«
качества
»
роста
экономики
и
усилении
ее
социальной
ориентации
.
Не
исчезла
задача
лик
-
видации
так
называемых
«
пяти
разрывов
» (
между
бедными
и
богатыми
,
передовыми
и
отсталыми
провинциями
,
город
-
ским
и
сельским
населением
и
т
.
д
.).
По
-
прежнему
остра
про
-
блема
преодоления
своего
рода
«
шпагата
»
между
рыночным
1
http://www.chinapro.ru/rubrics/1/7994/)
;
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2199rank.html.
60
экономическим
базисом
и
нерыночной
политической
над
-
стройкой
во
главе
с
КПК
.
1
За
уже
продолжительные
годы
реформ
руководству
КНР
удавалось
достаточно
адекватно
отвечать
на
возникав
-
шие
вызовы
.
Какими
станут
ответы
на
вызовы
сегодняшнего
дня
,
в
том
числе
связанные
с
задачей
сохранения
оптималь
-
ных
темпов
экономического
роста
–
на
этот
вопрос
во
мно
-
гом
отвечают
решения
состоявшегся
в
конце
2012
г
.
очеред
-
ного
съезда
руководящей
китайской
партии
.
Важные
для
будущего
БРИКС
перспективы
развития
экономики
КНР
и
китайского
общества
привлекают
внима
-
ние
и
с
точки
зрения
существа
практикуемой
социально
-
экономической
модели
.
Модель
«
социализма
с
китайской
спецификой
» (
с
высокой
долей
государства
в
экономике
,
де
-
факто
существующей
однопартийностью
и
т
.
п
.)
контрасти
-
рует
(
по
крайней
мере
,
на
концептуальном
уровне
)
с
«
либе
-
ральными
»
принципами
организации
в
других
странах
БРИКС
,
прежде
всего
в
Индии
и
Бразилии
.
Не
вдаваясь
в
дискуссии
относительно
политэкономического
существа
ки
-
тайской
модели
, – «
социализм
в
начальной
стадии
»
или
«
конфуцианский
капитализм
» –
нельзя
не
видеть
,
что
объек
-
тивно
она
являет
собой
попытку
альтернативы
традиционно
-
му
западному
либеральному
варианту
развития
.
Причем
по
-
пытку
,
которая
пока
отстаивает
свое
право
на
существова
-
ние
.
Не
случайно
в
мире
нередко
говорят
сегодня
о
так
назы
-
ваемом
«
Пекинском
консенсусе
» –
как
новая
формула
разви
-
тия
он
стал
объективным
противовесом
«
Вашингтонскому
консенсусу
»,
который
,
как
известно
,
был
в
конце
1980-
х
объ
-
явлен
«
правильным
»
рецептом
для
развивающихся
стран
и
государств
Восточной
Европы
,
однако
в
целом
ряде
случаев
оказался
неудачным
.
1
Подр
.
см
.
напр
.:
М
.
Л
.
Титаренко
.
Геополитическое
значение
Дальнего
Востока
.
Россия
,
Китай
и
другие
страны
Азии
.
М
., 2008,
С
. 164-169.