Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 423
Скачиваний: 1
36
блемные
женщины
и
т
.
д
.)
с
методами
педагогической
коррекции
и
педагоги
-
ческой
ориентации
.
Проведенное
в
12
воинских
частях
в
марте
2002
г
.
исследование
пока
-
зало
,
что
у
82 %
женщин
-
офицеров
, 64 %
прапорщиков
и
37 %
солдат
(
сер
-
жантов
)
показатель
“
завышенная
самооценка
”
имеет
устойчивую
выражен
-
ность
.
У
военнослужащих
-
мужчин
этот
показатель
соответственно
был
равен
64 %, 59 %
и
49 %.
Это
подтверждает
то
,
что
“
завышенная
самооценка
харак
-
теризует
именно
женский
психологический
стереотип
”.
В
связи
с
этим
для
данной
категории
военнослужащих
-
женщин
рекомендуется
использовать
в
процессе
профессионального
воспитания
такие
педагогические
методы
,
как
самовоспитание
,
мотивация
профессионального
самосовершенствования
,
стимулирование
познавательной
деятельности
,
личный
пример
руководите
-
ля
,
создание
педагогических
ситуаций
профессионального
выбора
и
др
.
К
основным
формам
профессионального
воспитания
относятся
:
про
-
фессиональная
ориентация
,
профессиональное
просвещение
,
профессиональ
-
ная
самодиагностика
,
профессиональное
консультирование
и
др
.
Приоритетными
направлениями
воспитания
военнослужащих
-
женщин
являются
:
•
четкое
разъяснение
нормативно
-
правового
положения
женщин
в
во
-
енно
-
профессиональной
среде
,
их
прав
и
должностных
обязанностей
;
•
активное
включение
военнослужащих
-
женщин
с
первых
дней
служ
-
бы
во
все
виды
профессиональной
подготовки
в
целях
быстрейшего
освоения
воинской
специальности
как
условия
завоевания
профессионального
автори
-
тета
;
•
тактичное
предъявление
высоких
требований
к
выполнению
служеб
-
ных
обязанностей
в
сочетании
с
заботой
об
удовлетворении
их
материально
-
бытовых
,
санитарно
-
гигиенических
и
медицинских
потребностей
;
•
разумный
учет
психофизиологических
особенностей
женского
орга
-
низма
при
оптимальном
определении
служебных
нагрузок
;
•
продуманная
и
педагогически
взвешенная
дисциплинарная
практика
в
оценке
качества
выполнения
служебных
обязанностей
;
•
организация
регулярных
встреч
военнослужащих
-
женщин
с
руково
-
дством
части
по
вопросам
их
службы
,
бытового
и
медицинского
обеспече
-
ния
,
семейно
-
бытовых
проблем
;
•
формирование
здоровых
гендерных
взаимоотношений
и
нравствен
-
ной
атмосферы
в
служебном
и
неформальном
общении
военнослужащих
-
женщин
и
мужчин
в
части
(
подразделении
),
где
определяющее
значение
при
-
надлежит
личному
примеру
командира
.
37
Исходя
из
направлений
,
определяются
и
наиболее
целесообразные
ме
-
тоды
воспитания
военнослужащих
-
женщин
.
К
основным
из
них
относятся
следующие
:
-
метод
убеждения
как
важнейший
метод
воспитания
военнослужа
-
щих
-
женщин
,
определяющий
стратегию
гендерных
отношений
в
воинских
коллективах
;
-
метод
“
контрастной
беседы
”,
основывающийся
на
смене
субъектов
воспитательной
деятельности
,
применяющих
различные
формы
и
средства
воспитания
;
-
метод
положительных
примеров
в
профессиональной
деятельности
женщин
и
определении
их
статусно
-
ролевых
позиций
в
воинском
коллективе
;
-
метод
“
напоминания
о
недостатках
”,
применяемый
,
как
правило
,
в
личной
беседе
в
виде
тактичных
рекомендаций
женщине
обратить
внимание
на
имеющиеся
недостатки
в
служебной
деятельности
;
-
метод
“
сдерживания
отрицательных
эмоций
”,
предполагающий
от
-
влечение
женщин
от
переживаний
путем
активизации
актуальных
положи
-
тельных
эмоций
,
предварительное
предупреждение
о
“
серьезном
разговоре
”,
поручение
заданий
,
позволяющих
отвлечься
от
нежелательных
негативных
чувств
;
-
метод
“
немедленной
остановки
”,
применяемый
в
ситуации
резкого
обострения
межличностного
конфликта
.
Его
суть
заключается
в
том
,
чтобы
не
отвечать
“
ударом
”
на
нанесенный
“
удар
”,
а
собрать
волю
и
энергично
,
корректно
прекратить
общение
и
спустя
некоторое
время
,
с
учетом
психоло
-
гического
состояния
женщины
,
вернуться
к
проблеме
,
тактично
выяснить
отношения
,
устранить
недоразумения
и
двусмысленность
в
поведении
и
об
-
щении
;
-
метод
материального
и
морального
стимулирования
профессиональ
-
ной
деятельности
военнослужащих
-
женщин
,
направленный
на
решение
акту
-
альных
социальных
проблем
и
удовлетворение
эмоциональных
ожиданий
военнослужащих
-
женщин
;
-
метод
поощрения
как
средство
активизации
служебной
мобильности
женщин
и
актуализации
их
природных
способностей
,
как
правило
,
профес
-
сиональные
заслуги
и
взятые
служебные
рубежи
военнослужащих
-
женщин
необходимо
широко
популяризировать
в
коллективе
,
среди
членов
семьи
и
профессиональных
авторитетов
;
-
метод
дифференцированного
подхода
к
личностным
и
профессио
-
нальным
проблемам
женщин
,
принятие
обоснованных
решений
при
рассмот
-
рении
всех
вопросов
,
связанных
с
коллективом
,
где
проходит
службу
военно
-
служащая
-
женщина
,
и
с
проблемной
ситуацией
,
в
которой
она
оказалась
.
38
Практика
воспитательной
работы
с
военнослужащими
-
женщинами
свидетельствует
о
том
,
что
,
осуществляя
их
воспитание
,
необходимо
вместе
с
тем
стремиться
избегать
излишнего
,
неоправданного
всепрощенчества
.
Это
,
как
правило
,
ведет
в
тому
,
что
женщины
начинают
выделять
себя
как
особую
привилегированную
группу
и
считать
,
что
командованию
изначально
необ
-
ходимо
предъявлять
к
ним
заниженные
требования
по
службе
.
Задача
офице
-
ра
-
руководителя
-
быть
справедливым
ко
всем
подчиненным
независимо
от
половой
принадлежности
,
при
этом
быть
подчеркнуто
вежливым
в
предъяв
-
лении
требований
к
женщинам
.
Нельзя
забывать
также
,
что
именно
на
офи
-
цере
-
руководителе
лежит
ответственность
за
создание
для
военнослужащих
-
женщин
необходимых
бытовых
условий
,
учитывающих
специфику
их
орга
-
низма
,
при
выполнении
служебных
обязанностей
.
Все
это
в
целом
должно
способствовать
формированию
здоровой
морально
-
психологической
атмо
-
сферы
в
коллективе
,
нейтрализации
неоправданных
служебных
конфликтов
на
гендерной
основе
и
обеспечению
социальной
поддержки
военнослужа
-
щих
-
женщин
в
трудных
ситуациях
личной
жизни
и
военно
-
профессиональной
деятельности
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом
,
использование
всего
многообразия
изложенных
в
по
-
собии
проверенных
на
практике
и
оправдавших
себя
направлений
,
форм
и
методов
педагогической
деятельности
,
обновление
ее
содержания
позволит
командирам
подразделений
и
их
заместителям
по
воспитательной
работе
повысить
эффективность
воспитательной
работы
и
успешно
решать
задачи
по
формированию
у
подчиненных
офицеров
и
прапорщиков
высоких
про
-
фессиональных
и
моральных
качеств
.
При
этом
командиру
подразделения
и
его
заместителю
по
воспита
-
тельной
работе
важно
помнить
,
что
воспитание
подчиненных
играет
опреде
-
ляющую
роль
в
обеспечении
их
самоотверженного
и
компетентного
выпол
-
нения
священного
долга
перед
Отечеством
.
Оно
вполне
обосновано
и
зако
-
номерно
считается
приоритетным
направлением
служебной
деятельности
всех
категорий
командиров
и
начальников
.
Поэтому
готовность
и
подготов
-
ленность
офицера
осуществлять
воспитательную
работу
в
подразделении
в
соответствии
с
общими
целями
воспитания
и
в
интересах
решения
постав
-
ленных
задач
служит
одними
из
определяющих
факторов
поддержания
высо
-
кой
боевой
готовности
и
боеспособности
подразделения
.
39
ЛИТЕРАТУРА
1.
Закон
РФ
"
О
воинской
обязанности
и
военной
службе
"
от
11
февраля
1993
года
.
Объявлен
приказом
министра
обороны
РФ
№
75
от
28
февра
-
ля
1993
года
.
2.
О
концепции
улучшения
положения
женщин
в
Российской
Федерации
:
Постановление
Правительства
РФ
№
6
от
8.01.1996
г
. //
Собрание
зако
-
нодательства
Российской
Федерации
. – 1996. –
№
3. –
Ст
.185. -
С
.806-
816.
3.
Положение
о
прохождении
воинской
службы
прапорщиками
и
мичма
-
нами
Вооруженных
Сил
от
2
октября
1985
года
.
Объявлено
приказом
министра
обороны
РФ
№
275 – 1985
года
.
4.
Концепция
воспитания
военнослужащих
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
/
Приложение
№
3
к
приказу
МО
РФ
2004
года
№
70. –
М
.,
2004.
5.
О
фактах
нарушения
социальной
защиты
,
безопасных
условий
службы
и
прав
военнослужащих
женского
пола
:
Приказ
министра
обороны
Рос
-
сийской
Федерации
№
236
от
15
мая
1998
г
.
6.
Военная
педагогика
. –
М
.:
ВУ
,1999.
7.
Военная
психология
и
педагогика
:
Учеб
.
пособие
. –
М
., 1998.
8.
Воспитательная
работа
в
Вооруженных
Силах
Российской
Федерации
:
Учеб
.-
метод
.
пособие
. –
М
., 1995.
9.
Давыдов
В
.
П
.
Педагогика
высшей
школы
Федеральной
пограничной
службы
Российской
Федерации
:
Учебник
. –
М
., 2002.
10.
О
долге
и
чести
воинской
в
Российской
армии
:
собрание
материалов
,
документов
и
статей
/
Сост
.
Ю
.
А
.
Галушко
,
А
.
А
.
Колесников
;
под
ред
.
В
.
Н
.
Лобова
. –
М
.:
Воениздат
, 1990.
11.
Рыков
С
.
Л
.
Профессиональное
воспитание
военнослужащих
-
женщин
:
теория
и
практика
.
Монография
. –
М
.:
ВУ
, 2002.
12.
Сборник
категорий
,
понятий
и
терминов
по
военной
педагогике
и
педа
-
гогике
высшей
военной
школы
:
Учебно
-
методическое
пособие
. –
М
.,
1990.
13.
Теория
и
практика
воспитания
военнослужащих
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
:
Учебное
пособие
. –
М
., 2003.