Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 423

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 
 

 

блемные

 

женщины

 

и

 

т

.

д

.) 

с

 

методами

 

педагогической

 

коррекции

 

и

 

педагоги

-

ческой

 

ориентации

Проведенное

 

в

 12 

воинских

 

частях

 

в

 

марте

 2002 

г

исследование

 

пока

-

зало

что

 

у

 82 % 

женщин

-

офицеров

, 64 % 

прапорщиков

 

и

 37 % 

солдат

 (

сер

-

жантов

показатель

  “

завышенная

 

самооценка

” 

имеет

 

устойчивую

 

выражен

-

ность

У

 

военнослужащих

-

мужчин

 

этот

 

показатель

 

соответственно

 

был

 

равен

 

64 %, 59 % 

и

 49 %. 

Это

 

подтверждает

 

то

что

 “

завышенная

 

самооценка

 

харак

-

теризует

 

именно

 

женский

 

психологический

 

стереотип

”. 

В

 

связи

 

с

 

этим

 

для

 

данной

 

категории

 

военнослужащих

-

женщин

 

рекомендуется

 

использовать

 

в

 

процессе

 

профессионального

 

воспитания

 

такие

 

педагогические

 

методы

как

 

самовоспитание

мотивация

 

профессионального

 

самосовершенствования

стимулирование

 

познавательной

 

деятельности

личный

 

пример

 

руководите

-

ля

создание

 

педагогических

 

ситуаций

 

профессионального

 

выбора

 

и

 

др

К

 

основным

 

формам

 

профессионального

 

воспитания

 

относятся

про

-

фессиональная

 

ориентация

профессиональное

 

просвещение

профессиональ

-

ная

 

самодиагностика

профессиональное

 

консультирование

 

и

 

др

Приоритетными

 

направлениями

 

воспитания

 

военнослужащих

-

женщин

 

являются

 

четкое

 

разъяснение

 

нормативно

-

правового

 

положения

 

женщин

 

в

 

во

-

енно

-

профессиональной

 

среде

их

 

прав

 

и

 

должностных

 

обязанностей

 

активное

 

включение

 

военнослужащих

-

женщин

 

с

 

первых

 

дней

 

служ

-

бы

 

во

 

все

 

виды

 

профессиональной

 

подготовки

 

в

 

целях

 

быстрейшего

 

освоения

 

воинской

 

специальности

 

как

 

условия

 

завоевания

 

профессионального

 

автори

-

тета

 

тактичное

 

предъявление

 

высоких

 

требований

 

к

 

выполнению

 

служеб

-

ных

 

обязанностей

 

в

 

сочетании

 

с

 

заботой

 

об

 

удовлетворении

 

их

 

материально

-

бытовых

санитарно

-

гигиенических

 

и

 

медицинских

 

потребностей

 

разумный

 

учет

 

психофизиологических

 

особенностей

 

женского

 

орга

-

низма

 

при

 

оптимальном

 

определении

 

служебных

 

нагрузок

 

продуманная

 

и

 

педагогически

 

взвешенная

 

дисциплинарная

 

практика

 

в

 

оценке

 

качества

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

организация

 

регулярных

 

встреч

 

военнослужащих

-

женщин

 

с

 

руково

-

дством

 

части

 

по

 

вопросам

 

их

 

службы

бытового

 

и

 

медицинского

 

обеспече

-

ния

семейно

-

бытовых

 

проблем

 

формирование

 

здоровых

 

гендерных

 

взаимоотношений

 

и

 

нравствен

-

ной

 

атмосферы

 

в

 

служебном

 

и

 

неформальном

 

общении

 

военнослужащих

-

женщин

 

и

 

мужчин

 

в

 

части

 (

подразделении

), 

где

 

определяющее

 

значение

 

при

-

надлежит

 

личному

 

примеру

 

командира


background image

37 
 

 

Исходя

 

из

 

направлений

определяются

 

и

 

наиболее

 

целесообразные

 

ме

-

тоды

 

воспитания

 

военнослужащих

-

женщин

К

 

основным

 

из

 

них

 

относятся

 

следующие

метод

 

убеждения

 

как

 

важнейший

 

метод

 

воспитания

 

военнослужа

-

щих

-

женщин

определяющий

 

стратегию

 

гендерных

 

отношений

 

в

 

воинских

 

коллективах

метод

  “

контрастной

 

беседы

”, 

основывающийся

 

на

 

смене

 

субъектов

 

воспитательной

 

деятельности

применяющих

 

различные

 

формы

 

и

 

средства

 

воспитания

метод

 

положительных

 

примеров

 

в

 

профессиональной

 

деятельности

 

женщин

 

и

 

определении

 

их

 

статусно

-

ролевых

 

позиций

 

в

 

воинском

 

коллективе

метод

  “

напоминания

 

о

 

недостатках

”, 

применяемый

как

 

правило

в

 

личной

 

беседе

 

в

 

виде

 

тактичных

 

рекомендаций

 

женщине

 

обратить

 

внимание

 

на

 

имеющиеся

 

недостатки

 

в

 

служебной

 

деятельности

метод

  “

сдерживания

 

отрицательных

 

эмоций

”, 

предполагающий

 

от

-

влечение

 

женщин

 

от

 

переживаний

 

путем

 

активизации

 

актуальных

 

положи

-

тельных

 

эмоций

предварительное

 

предупреждение

 

о

 “

серьезном

 

разговоре

”, 

поручение

 

заданий

позволяющих

 

отвлечься

 

от

 

нежелательных

 

негативных

 

чувств


метод

  “

немедленной

 

остановки

”, 

применяемый

 

в

 

ситуации

 

резкого

 

обострения

 

межличностного

 

конфликта

Его

 

суть

 

заключается

 

в

 

том

чтобы

 

не

 

отвечать

  “

ударом

” 

на

 

нанесенный

  “

удар

”, 

а

 

собрать

 

волю

 

и

 

энергично

корректно

 

прекратить

 

общение

 

и

 

спустя

 

некоторое

 

время

с

 

учетом

 

психоло

-

гического

 

состояния

 

женщины

вернуться

 

к

 

проблеме

тактично

 

выяснить

 

отношения

устранить

 

недоразумения

 

и

 

двусмысленность

 

в

 

поведении

 

и

 

об

-

щении


метод

 

материального

 

и

 

морального

 

стимулирования

 

профессиональ

-

ной

 

деятельности

 

военнослужащих

-

женщин

направленный

 

на

 

решение

 

акту

-

альных

 

социальных

 

проблем

 

и

 

удовлетворение

 

эмоциональных

 

ожиданий

 

военнослужащих

-

женщин

метод

 

поощрения

 

как

 

средство

 

активизации

 

служебной

 

мобильности

 

женщин

 

и

 

актуализации

 

их

 

природных

 

способностей

как

 

правило

профес

-

сиональные

 

заслуги

 

и

 

взятые

 

служебные

 

рубежи

 

военнослужащих

-

женщин

 

необходимо

 

широко

 

популяризировать

 

в

 

коллективе

среди

 

членов

 

семьи

 

и

 

профессиональных

 

авторитетов

метод

 

дифференцированного

 

подхода

 

к

 

личностным

 

и

 

профессио

-

нальным

 

проблемам

 

женщин

принятие

 

обоснованных

 

решений

 

при

 

рассмот

-

рении

 

всех

 

вопросов

связанных

 

с

 

коллективом

где

 

проходит

 

службу

 

военно

-

служащая

-

женщина

и

 

с

 

проблемной

 

ситуацией

в

 

которой

 

она

 

оказалась


background image

38 
 

 

Практика

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

военнослужащими

-

женщинами

 

свидетельствует

 

о

 

том

что

осуществляя

 

их

 

воспитание

необходимо

 

вместе

 

с

 

тем

 

стремиться

 

избегать

 

излишнего

неоправданного

 

всепрощенчества

Это

как

 

правило

ведет

 

в

 

тому

что

 

женщины

 

начинают

 

выделять

 

себя

 

как

 

особую

 

привилегированную

 

группу

 

и

 

считать

что

 

командованию

 

изначально

 

необ

-

ходимо

 

предъявлять

 

к

 

ним

 

заниженные

 

требования

 

по

 

службе

Задача

 

офице

-

ра

-

руководителя

 - 

быть

 

справедливым

 

ко

 

всем

 

подчиненным

 

независимо

 

от

 

половой

 

принадлежности

при

 

этом

 

быть

 

подчеркнуто

 

вежливым

 

в

 

предъяв

-

лении

 

требований

 

к

 

женщинам

Нельзя

 

забывать

 

также

что

 

именно

 

на

 

офи

-

цере

-

руководителе

 

лежит

 

ответственность

 

за

 

создание

 

для

 

военнослужащих

-

женщин

 

необходимых

 

бытовых

 

условий

учитывающих

 

специфику

 

их

 

орга

-

низма

при

 

выполнении

 

служебных

 

обязанностей

Все

 

это

 

в

 

целом

 

должно

 

способствовать

 

формированию

 

здоровой

 

морально

-

психологической

 

атмо

-

сферы

 

в

 

коллективе

нейтрализации

 

неоправданных

 

служебных

 

конфликтов

 

на

 

гендерной

 

основе

 

и

 

обеспечению

 

социальной

 

поддержки

 

военнослужа

-

щих

-

женщин

 

в

 

трудных

 

ситуациях

 

личной

 

жизни

 

и

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

 

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким

 

образом

использование

 

всего

 

многообразия

 

изложенных

 

в

 

по

-

собии

 

проверенных

 

на

 

практике

 

и

 

оправдавших

 

себя

 

направлений

форм

 

и

 

методов

 

педагогической

 

деятельности

обновление

 

ее

 

содержания

 

позволит

 

командирам

 

подразделений

 

и

 

их

 

заместителям

 

по

 

воспитательной

 

работе

  

повысить

 

эффективность

 

воспитательной

 

работы

 

и

 

успешно

 

решать

 

задачи

 

по

 

формированию

 

у

 

подчиненных

 

офицеров

 

и

 

прапорщиков

 

высоких

 

про

-

фессиональных

 

и

 

моральных

 

качеств

При

 

этом

 

командиру

 

подразделения

 

и

 

его

 

заместителю

 

по

 

воспита

-

тельной

 

работе

 

важно

 

помнить

что

 

воспитание

 

подчиненных

 

играет

 

опреде

-

ляющую

 

роль

 

в

 

обеспечении

 

их

 

самоотверженного

 

и

 

компетентного

 

выпол

-

нения

 

священного

 

долга

 

перед

 

Отечеством

Оно

 

вполне

 

обосновано

 

и

 

зако

-

номерно

 

считается

 

приоритетным

 

направлением

 

служебной

 

деятельности

 

всех

 

категорий

 

командиров

 

и

 

начальников

Поэтому

 

готовность

 

и

 

подготов

-

ленность

 

офицера

 

осуществлять

 

воспитательную

 

работу

 

в

 

подразделении

 

в

 

соответствии

 

с

 

общими

 

целями

 

воспитания

 

и

 

в

 

интересах

 

решения

 

постав

-

ленных

 

задач

 

служит

 

одними

 

из

 

определяющих

 

факторов

 

поддержания

 

высо

-

кой

 

боевой

 

готовности

 

и

 

боеспособности

 

подразделения

 


background image

39 
 

 

 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.

 

Закон

 

РФ

  "

О

 

воинской

 

обязанности

 

и

 

военной

 

службе

от

 11 

февраля

 

1993 

года

Объявлен

 

приказом

 

министра

 

обороны

 

РФ

 

75 

от

 28 

февра

-

ля

 1993 

года

2.

 

О

 

концепции

 

улучшения

 

положения

 

женщин

 

в

 

Российской

 

Федерации

Постановление

 

Правительства

 

РФ

 

 6 

от

 8.01.1996 

г

. // 

Собрание

 

зако

-

нодательства

 

Российской

 

Федерации

. – 1996. – 

3. – 

Ст

.185. - 

С

.806-

816. 

3.

 

Положение

 

о

 

прохождении

 

воинской

 

службы

 

прапорщиками

 

и

 

мичма

-

нами

 

Вооруженных

 

Сил

 

от

 2 

октября

 1985 

года

Объявлено

 

приказом

 

министра

 

обороны

 

РФ

 

 275 – 1985 

года

4.

 

Концепция

 

воспитания

 

военнослужащих

 

Вооруженных

 

Сил

 

Российской

 

Федерации

  /

Приложение

 

к

 

приказу

 

МО

 

РФ

 2004 

года

 

70. –

М

., 

2004. 

5.

 

О

 

фактах

 

нарушения

 

социальной

 

защиты

безопасных

 

условий

 

службы

 

и

 

прав

 

военнослужащих

 

женского

 

пола

Приказ

 

министра

 

обороны

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

 236 

от

 15 

мая

 1998 

г

6.

 

Военная

 

педагогика

. – 

М

.: 

ВУ

,1999. 

7.

 

Военная

 

психология

 

и

 

педагогика

Учеб

пособие

. – 

М

., 1998. 

8.

 

Воспитательная

 

работа

 

в

 

Вооруженных

 

Силах

 

Российской

 

Федерации

Учеб

.-

метод

пособие

. – 

М

., 1995. 

9.

 

Давыдов

 

В

.

П

Педагогика

 

высшей

 

школы

 

Федеральной

 

пограничной

 

службы

 

Российской

 

Федерации

Учебник

. –

М

., 2002. 

10.

 

О

 

долге

 

и

 

чести

 

воинской

 

в

 

Российской

 

армии

собрание

 

материалов

документов

 

и

 

статей

 / 

Сост

Ю

.

А

Галушко

А

.

А

Колесников

под

 

ред

В

.

Н

Лобова

. – 

М

.: 

Воениздат

, 1990. 

11.

 

Рыков

 

С

.

Л

Профессиональное

 

воспитание

 

военнослужащих

-

женщин

теория

 

и

 

практика

Монография

. – 

М

.: 

ВУ

, 2002. 

12.

 

Сборник

 

категорий

понятий

 

и

 

терминов

 

по

 

военной

 

педагогике

 

и

 

педа

-

гогике

 

высшей

 

военной

 

школы

Учебно

-

методическое

 

пособие

. –

М

., 

1990. 

13.

 

Теория

 

и

 

практика

 

воспитания

 

военнослужащих

 

Вооруженных

 

Сил

 

Российской

 

Федерации

Учебное

 

пособие

. –

М

., 2003.