Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 420
Скачиваний: 1
31
вия
,
и
вырабатывающего
на
этой
основе
свой
внутренний
мир
,
систему
жиз
-
ненных
приоритетов
,
направленность
ценностно
-
мотивационной
сферы
про
-
фессионального
сознания
и
модели
социополового
взаимодействия
.
По
данным
специальных
исследований
,
факторами
благополучного
личностного
роста
женщин
как
субъектов
профессиональной
деятельности
являются
:
а
)
физиологическое
и
репродуктивное
здоровье
;
б
)
психологический
комфорт
межличностного
общения
;
в
)
положительная
рефлексивность
;
г
)
самоактуализация
профессионального
самосовершенствования
;
д
)
независимое
мышление
;
е
)
личностная
одаренность
.
В
рамках
личностно
-
социально
-
деятельностного
подхода
определение
форм
,
методов
и
средств
профессионального
воспитания
военнослужащих
-
женщин
детерминировано
следующими
положениями
.
Личностный
подход
предусматривает
учет
в
профессиональном
воспи
-
тании
индивидуально
-
психологических
,
физиологических
,
физических
,
сома
-
тических
и
других
особенностей
военнослужащих
-
женщин
.
В
своем
ген
-
дерно
-
ролевом
поведении
женщина
чаще
всего
придерживается
позиции
: “
Я
именно
такая
,
какая
есть
,
нравится
это
вам
или
нет
”.
Поэтому
в
их
профес
-
сиональном
воспитании
требуется
особое
терпение
,
такт
и
индивидуальный
стиль
общения
,
максимально
учитывающий
ее
индивидуальные
особенности
,
семейное
положение
,
личностные
проблемы
,
особенности
физиологического
состояния
на
момент
общения
.
Вступление
в
военно
-
профессиональную
сре
-
ду
целесообразно
осуществлять
так
,
чтобы
“
не
ломать
человека
,
не
обращать
его
в
автомат
”.
Социальный
подход
обусловлен
тесной
взаимосвязью
процесса
воин
-
ской
профессионализации
женщин
социально
-
экономическими
,
правовыми
,
социокультурными
и
иными
факторами
военно
-
социальной
среды
.
Деятельностный
подход
предполагает
исследование
особенностей
профессионального
воспитания
военнослужащих
-
женщин
в
ходе
различных
видов
военно
-
профессиональной
деятельности
и
форм
их
личностной
и
про
-
фессиональной
самореализации
,
а
также
выявление
тех
видов
деятельности
,
которые
обеспечивают
максимально
эффективное
формирование
и
развитие
профессионально
важных
качеств
и
психических
свойств
военнослужащих
-
женщин
,
позволяющих
качественно
решать
задачи
служебной
деятельности
.
Изучение
практики
гендерного
общения
показало
,
что
характеристики
самореализации
военнослужащих
-
женщин
сложны
и
противоречивы
.
В
них
выделяются
как
положительные
,
так
и
негативные
факторы
детерминации
.
Характерными
положительными
психологическими
особенностями
женщин
,
32
которые
необходимо
использовать
для
повышения
эффективности
их
военно
-
профессиональной
деятельности
,
являются
:
внимание
,
взвешенность
лично
-
стных
оценок
в
профессиональном
общении
,
доверительность
,
отходчивость
,
умение
идти
на
компромиссы
и
прощать
мужчинам
допущенные
ошибки
,
эмоциональность
в
общении
,
открытость
,
способность
интегрировать
в
себе
лучшие
черты
ближайшего
окружения
(
женщины
,
много
лет
живущие
в
бра
-
ке
,
перенимают
лучшие
черты
мужского
характера
),
умение
быстро
адапти
-
роваться
к
условиям
военной
службы
,
не
теряться
в
трудных
жизненных
и
профессиональных
ситуациях
,
собранность
,
стойкость
,
способность
в
случае
необходимости
быть
решительными
и
бескомпромиссными
,
стремление
к
справедливости
.
Опыт
войск
свидетельствует
о
том
,
что
присутствие
женщин
в
военно
-
социальной
среде
в
определенной
мере
социокультурно
облагора
-
живает
взаимоотношения
в
воинском
коллективе
,
часто
стимулирует
соци
-
альную
и
служебную
активность
мужчин
в
нужном
направлении
.
Однако
,
как
показывает
военно
-
педагогическая
практика
,
особенности
женской
психики
накладывают
серьезный
отпечаток
на
взаимоотношения
в
коллективах
с
выраженной
феминизированностью
.
Повышенная
эмоцио
-
нальная
чувствительность
женщин
,
стремление
к
справедливости
распреде
-
ления
служебной
нагрузки
,
борьба
с
фаворитизмом
в
таких
подразделениях
(
узлы
связи
,
тыловые
структуры
,
медицинские
учреждения
и
т
.
п
.)
часто
ста
-
новятся
причиной
неоправданных
конфликтов
на
почве
разрешения
“
типично
женских
противоречий
”.
Семейные
проблемы
у
военнослужащих
-
женщин
также
,
как
правило
,
отражаются
на
эффективности
служебной
деятельности
больше
,
чем
у
мужчин
.
Как
показали
результаты
целенаправленного
включенного
наблюдения
за
практической
деятельностью
различных
категорий
военнослужащих
жен
-
ского
пола
в
экспериментальных
частях
,
женщина
достаточно
автономна
в
своем
поведении
.
Позиция
непредсказуемости
поведения
и
мышления
жен
-
щины
отражена
в
искренних
ответах
самих
женщин
в
ходе
многочисленных
бесед
с
ними
: “
Мы
сами
часто
не
знаем
,
как
поведем
себя
в
следующую
ми
-
нуту
, -
говорили
многие
женщины
. –
Многое
зависит
от
ситуации
,
нашего
настроения
и
самочувствия
”.
Подчеркивая
эту
мысль
,
известная
французская
феминистка
Симона
де
Бовуар
,
отбросив
ложные
предрассудки
всеобщего
эгалитаризма
,
отмечала
: “
Женщине
неизмеримо
труднее
,
чем
мужчине
,
под
-
чиняться
организованному
порядку
.
Мужчина
подчиняется
ему
самостоя
-
тельно
как
центральному
правилу
жизни
.
Женщине
же
в
этом
процессе
необ
-
ходимо
посредничество
мужчины
”.
Огюст
Конт
в
этом
же
контексте
подчер
-
кивал
,
что
“
величайшая
проблема
женщины
состоит
в
преодолении
трудно
-
сти
повиноваться
”.
Это
обстоятельство
,
не
имеющее
серьезного
влияния
на
профессиональную
самореализацию
женщин
в
условиях
гражданской
жизни
,
33
приобретает
исключительно
важное
(
порой
–
решающее
)
значение
в
военно
-
социальной
среде
,
где
беспрекословное
повиновение
начальнику
(
каким
бы
он
ни
был
)
является
незыблемым
постулатом
и
основой
всей
воинской
дея
-
тельности
.
При
организации
профессионального
воспитания
военнослужащих
-
женщин
необходимо
учитывать
антропологические
и
физиологосоматиче
-
ские
различия
мужчин
и
женщин
.
По
данным
науки
,
средний
мужчина
на
7 %
выше
и
на
8 %
крупнее
средней
женщины
.
Средний
вес
мозга
женщины
со
-
ставляет
1220
г
. (20 %
от
общей
массы
мышечных
тканей
),
а
мозг
мужчины
–
1360
г
. (
соответственно
– 23 %
его
массы
).
Рост
женщины
составляет
в
сред
-
нем
93 %
от
роста
мужчины
.
Длина
женского
тела
в
среднем
на
10
см
меньше
мужского
.
Общий
центр
тяжести
расположен
на
0,5-2,0 %
ниже
,
чем
у
муж
-
чины
.
Мышечная
ткань
женщины
составляет
32-35 %
от
общей
массы
тела
(
у
мужчин
– 40 %
и
более
).
Это
объясняется
наличием
в
женском
организме
эстрогена
–
женского
полового
гормона
.
Масса
сердца
женщины
на
10-15 %
меньше
мужского
сердца
.
Объем
крови
у
женщин
на
1
кг
массы
тела
состав
-
ляет
60-70 %
см
3
(
у
мужчин
– 70-80
см
3
).
Кровь
женщин
содержит
больше
воды
(80,11 %),
чем
кровь
мужчин
(78,15 %).
Все
это
сказывается
на
динами
-
ке
работоспособности
и
выносливости
женщин
в
различных
условиях
воин
-
ской
деятельности
.
Проведенный
гендерный
анализ
профессионализации
военнослужа
-
щих
-
женщин
Вооруженных
Сил
РФ
позволил
выявить
типологию
их
основ
-
ных
групп
.
Первая
группа
-
военнослужащие
-
женщины
“
инновационного
”
типа
”,
основная
часть
которых
самореализовала
свой
личностный
потенциал
одно
-
временно
в
профессиональной
сфере
и
семейно
-
бытовой
.
Эта
группа
,
как
показало
проведенное
исследование
,
самая
малочисленная
среди
военнослу
-
жащих
-
женщин
(1,2%).
К
ней
относится
большинство
женщин
-
офицеров
в
воинском
звании
“
майор
”
и
выше
,
а
также
женщины
,
проходящие
военную
службу
на
самых
высокооплачиваемых
должностях
в
гендерной
нише
воин
-
ской
профессионализации
.
Военнослужащим
-
женщинам
“
инновационного
”
типа
свойственны
высокая
степень
удовлетворенности
своими
деловыми
ка
-
чествами
,
высокая
военно
-
профессиональная
самооценка
,
оптимальная
со
-
гласованность
воинских
и
семейных
обязанностей
и
выраженная
половая
идентификация
как
брачного
(
сексуального
)
партнера
.
Вторая
группа
–
профессионально
ориентированные
военнослужащие
-
женщины
.
Основной
движущий
мотив
представителей
этой
группы
–
при
-
знание
в
профессиональной
среде
своих
достижений
и
творческая
само
-
реализация
(
иногда
в
ущерб
семейно
-
бытовым
отношениям
).
Результаты
проведенного
опроса
показали
,
что
численность
таких
женщин
также
отно
-
34
сительно
невелика
–
всего
6 %.
Военнослужащие
-
женщины
этой
группы
от
-
личаются
тем
,
что
в
структуре
направленности
личности
содержательная
сторона
их
профессиональной
деятельности
превалирует
над
вещественно
-
материальной
(
важен
не
результат
,
а
сам
процесс
работы
,
межличностные
контакты
в
профессиональной
среде
как
фактор
личностной
самореализа
-
ции
).
Наиболее
полно
они
реализуют
свой
личностный
потенциал
именно
в
работе
.
В
основном
профессионально
ориентированные
военнослужащие
-
женщины
представлены
в
феминизированных
сферах
воинской
деятельно
-
сти
:
подразделениях
связи
,
штабной
,
медицинской
и
тыловой
службах
.
Среди
них
около
трети
замужних
и
более
половины
незамужних
женщин
.
Вместе
с
тем
необходимо
учитывать
,
что
у
профессионально
ориенти
-
рованных
женщин
существует
ярко
выраженное
противоречие
между
целями
профессиональной
деятельности
и
реализацией
репродуктивно
-
семейной
функции
. “
Если
женщина
целиком
поглощена
каким
-
либо
делом
, -
замечает
Симона
де
Бовуар
, -
ей
становится
страшно
,
что
она
не
состоится
как
женщи
-
на
.
Это
чувство
постоянно
живет
в
ней
,
ослабляя
волю
и
ограничивая
макси
-
мально
эффективную
деятельность
”.
Третью
группу
составляют
военнослужащие
-
женщины
,
работающие
по
необходимости
.
Как
правило
,
это
матери
-
одиночки
,
разведенные
и
жен
-
щины
материально
неблагополучных
мужей
.
Как
показал
проведенный
ана
-
лиз
,
это
самая
большая
группа
военнослужащих
-
женщин
–
около
67 %.
Эти
женщины
работают
не
ради
самореализации
,
а
по
принципу
:
выбирать
не
приходится
.
Если
мужчина
,
как
правило
, “
слит
с
профессиональной
деятель
-
ностью
воедино
”,
то
женщина
очень
часто
отвлекается
на
работе
в
связи
с
семейными
заботами
.
Эффективность
работы
этой
группы
военнослужащих
-
женщин
в
плане
инициативы
достаточно
низка
,
так
как
материальное
стиму
-
лирование
практически
отсутствует
,
а
денежное
содержание
не
зависит
от
объема
выполненной
работы
.
Личностная
ориентация
направлена
в
основном
на
межличностное
общение
в
женской
профессиональной
среде
.
Четвертая
группа
–
семейно
ориентированные
военнослужащие
-
женщины
.
К
этой
группе
относится
треть
замужних
и
менее
половины
неза
-
мужних
женщин
,
предпочитающих
основное
время
своей
жизни
посвящать
семье
.
Незамужние
женщины
этой
группы
не
отличаются
высокими
резуль
-
татами
профессиональной
деятельности
,
так
как
один
из
главных
мотивов
их
жизни
–
создание
благополучной
семьи
.
В
отличие
от
них
замужние
женщи
-
ны
со
стажем
работы
10
лет
и
более
,
как
правило
,
стремятся
к
повышению
своей
профессиональной
квалификации
и
своего
профессионального
статуса
.
Даже
если
заработка
мужа
не
хватает
для
достойной
жизни
,
их
девиз
: “
Пусть
думает
муж
,
на
то
он
и
глава
семьи
”.
Как
правило
,
они
трудно
адаптируются
к
новым
условиям
работы
и
находятся
в
уязвимом
положении
в
семье
.
35
При
определении
технологий
педагогического
влияния
на
профессио
-
нальное
сознание
военнослужащих
-
женщин
учитывалась
специфика
их
мышления
,
направленность
ценностных
ориентаций
,
особенность
самопре
-
зентационных
моделей
в
межличностном
общении
с
мужчинами
.
Принимая
во
внимание
,
что
военно
-
профессиональное
воспитание
женщин
имеет
выраженную
прикладную
направленность
в
отношении
воин
-
ской
деятельности
,
технологии
педагогического
влияния
,
с
одной
стороны
,
также
определяются
общими
задачами
военной
службы
,
а
с
другой
–
специ
-
фикой
воинской
специализации
конкретной
типологической
группы
военно
-
служащих
-
женщин
.
ВЫ
связи
с
этим
Ж
.-
Ж
.
Руссо
в
своем
труде
“
Эмиль
,
или
О
воспитании
”
подчеркивал
,
что
“
воспитание
женщин
должно
носить
прак
-
тический
характер
”.
Исходя
из
этого
,
принимая
во
внимание
положения
анд
-
рогогики
о
том
,
что
большинство
женщин
приходят
в
профессиональные
во
-
инские
коллективы
уже
сформировавшимися
личностями
,
задача
профессио
-
нального
воспитания
состоит
в
том
,
чтобы
“
постараться
убрать
или
ослабить
дефекты
полученного
материала
”
с
точки
зрения
интересов
военной
службы
.
В
связи
с
этим
воспитывающие
факторы
военной
службы
в
большей
степени
“
работают
над
человеком
”,
как
бы
“
полируют
”
его
,
а
не
формируют
заново
.
При
этом
в
организации
педагогического
процесса
в
ходе
профессионального
воспитания
военнослужащих
-
женщин
предпочтение
отдается
технологиям
педагогического
взаимодействия
в
системе
субъект
-
субъектных
отношений
офицеров
-
руководителей
и
подчиненных
,
а
не
методам
прямого
педагогиче
-
ского
воздействия
на
них
.
Изучение
практики
воспитательной
работы
с
военнослужащими
-
женщинами
показало
,
что
педагогическое
взаимодействие
с
ними
характе
-
ризуется
следующими
особенностями
:
9
использование
преимущественно
методов
военно
-
профессиональной
ориентации
в
военной
среде
и
метода
убеждения
при
формировании
профес
-
сионального
сознания
;
9
определение
методов
воспитания
,
исходя
из
условий
,
направленно
-
сти
воинской
деятельности
военнослужащих
-
женщин
и
их
принадлежности
к
определенной
военно
-
профессиональной
группе
;
9
учет
негативного
воздействия
на
психику
женщин
неблагоприятных
факторов
военно
-
профессиональной
среды
(
неудобный
для
одиноких
и
мно
-
годетных
матерей
режим
работы
,
низкий
уровень
профессиональной
мо
-
бильности
и
т
.
д
.);
9
оптимальное
сочетание
методов
педагогической
поддержки
военно
-
служащих
-
женщин
из
“
группы
риска
” (
одинокие
матери
,
разведенные
жен
-
щины
,
многодетные
семьи
,
семьи
с
больными
детьми
,
профессионально
про
-