Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 412

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 
 

 

вия

и

 

вырабатывающего

 

на

 

этой

 

основе

 

свой

 

внутренний

 

мир

систему

 

жиз

-

ненных

 

приоритетов

направленность

 

ценностно

-

мотивационной

 

сферы

 

про

-

фессионального

 

сознания

 

и

 

модели

 

социополового

 

взаимодействия

По

 

данным

 

специальных

 

исследований

факторами

 

благополучного

 

личностного

 

роста

 

женщин

 

как

 

субъектов

 

профессиональной

 

деятельности

 

являются

:  

а

физиологическое

 

и

 

репродуктивное

 

здоровье

;  

б

психологический

 

комфорт

 

межличностного

 

общения

;  

в

положительная

 

рефлексивность

;  

г

самоактуализация

 

профессионального

 

самосовершенствования

;  

д

независимое

 

мышление

;  

е

личностная

 

одаренность

В

 

рамках

 

личностно

-

социально

-

деятельностного

 

подхода

 

определение

 

форм

методов

 

и

 

средств

 

профессионального

 

воспитания

 

военнослужащих

-

женщин

 

детерминировано

 

следующими

 

положениями

Личностный

 

подход

 

предусматривает

 

учет

 

в

 

профессиональном

 

воспи

-

тании

 

индивидуально

-

психологических

физиологических

физических

сома

-

тических

 

и

 

других

 

особенностей

 

военнослужащих

-

женщин

В

 

своем

 

ген

-

дерно

-

ролевом

 

поведении

 

женщина

 

чаще

 

всего

 

придерживается

 

позиции

: “

Я

 

именно

 

такая

какая

 

есть

нравится

 

это

 

вам

 

или

 

нет

”. 

Поэтому

 

в

 

их

 

профес

-

сиональном

 

воспитании

 

требуется

 

особое

 

терпение

такт

 

и

 

индивидуальный

 

стиль

 

общения

максимально

 

учитывающий

 

ее

 

индивидуальные

 

особенности

семейное

 

положение

личностные

 

проблемы

особенности

 

физиологического

 

состояния

 

на

 

момент

 

общения

Вступление

 

в

 

военно

-

профессиональную

 

сре

-

ду

 

целесообразно

 

осуществлять

 

так

чтобы

 “

не

 

ломать

 

человека

не

 

обращать

 

его

 

в

 

автомат

”. 

Социальный

 

подход

 

обусловлен

 

тесной

 

взаимосвязью

 

процесса

 

воин

-

ской

 

профессионализации

 

женщин

 

социально

-

экономическими

правовыми

социокультурными

 

и

 

иными

 

факторами

 

военно

-

социальной

 

среды

Деятельностный

 

подход

 

предполагает

 

исследование

 

особенностей

 

профессионального

 

воспитания

 

военнослужащих

-

женщин

 

в

 

ходе

 

различных

 

видов

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

 

и

 

форм

 

их

 

личностной

 

и

 

про

-

фессиональной

 

самореализации

а

 

также

 

выявление

 

тех

 

видов

 

деятельности

которые

 

обеспечивают

 

максимально

 

эффективное

 

формирование

 

и

 

развитие

 

профессионально

 

важных

 

качеств

 

и

 

психических

 

свойств

 

военнослужащих

-

женщин

позволяющих

 

качественно

 

решать

 

задачи

 

служебной

 

деятельности

Изучение

 

практики

 

гендерного

 

общения

 

показало

что

 

характеристики

 

самореализации

 

военнослужащих

-

женщин

 

сложны

 

и

 

противоречивы

В

 

них

 

выделяются

 

как

 

положительные

так

 

и

 

негативные

 

факторы

 

детерминации

Характерными

 

положительными

 

психологическими

 

особенностями

 

женщин


background image

32 
 

 

которые

 

необходимо

 

использовать

 

для

 

повышения

 

эффективности

 

их

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

являются

внимание

взвешенность

 

лично

-

стных

 

оценок

 

в

 

профессиональном

 

общении

доверительность

отходчивость

умение

 

идти

 

на

 

компромиссы

 

и

 

прощать

 

мужчинам

 

допущенные

 

ошибки

эмоциональность

 

в

 

общении

открытость

способность

 

интегрировать

 

в

 

себе

 

лучшие

 

черты

 

ближайшего

 

окружения

 (

женщины

много

 

лет

 

живущие

 

в

 

бра

-

ке

перенимают

 

лучшие

 

черты

 

мужского

 

характера

), 

умение

 

быстро

 

адапти

-

роваться

 

к

 

условиям

 

военной

 

службы

не

 

теряться

 

в

 

трудных

 

жизненных

 

и

 

профессиональных

 

ситуациях

собранность

стойкость

способность

 

в

 

случае

 

необходимости

 

быть

 

решительными

 

и

 

бескомпромиссными

стремление

 

к

 

справедливости

Опыт

 

войск

 

свидетельствует

 

о

 

том

что

 

присутствие

 

женщин

 

в

 

военно

-

социальной

 

среде

 

в

 

определенной

 

мере

 

социокультурно

 

облагора

-

живает

 

взаимоотношения

 

в

 

воинском

 

коллективе

часто

 

стимулирует

 

соци

-

альную

 

и

 

служебную

 

активность

 

мужчин

 

в

 

нужном

 

направлении

Однако

как

 

показывает

 

военно

-

педагогическая

 

практика

особенности

 

женской

 

психики

 

накладывают

 

серьезный

 

отпечаток

 

на

 

взаимоотношения

 

в

 

коллективах

 

с

 

выраженной

 

феминизированностью

Повышенная

 

эмоцио

-

нальная

 

чувствительность

 

женщин

стремление

 

к

 

справедливости

 

распреде

-

ления

 

служебной

 

нагрузки

борьба

 

с

 

фаворитизмом

 

в

 

таких

 

подразделениях

 

(

узлы

 

связи

тыловые

 

структуры

медицинские

 

учреждения

 

и

 

т

.

п

.) 

часто

 

ста

-

новятся

 

причиной

 

неоправданных

 

конфликтов

 

на

 

почве

 

разрешения

 “

типично

 

женских

 

противоречий

”. 

Семейные

 

проблемы

 

у

 

военнослужащих

-

женщин

 

также

как

 

правило

отражаются

 

на

 

эффективности

 

служебной

 

деятельности

 

больше

чем

 

у

 

мужчин

Как

 

показали

 

результаты

 

целенаправленного

 

включенного

 

наблюдения

 

за

 

практической

 

деятельностью

 

различных

 

категорий

 

военнослужащих

 

жен

-

ского

 

пола

 

в

 

экспериментальных

 

частях

женщина

 

достаточно

 

автономна

 

в

 

своем

 

поведении

Позиция

 

непредсказуемости

 

поведения

 

и

 

мышления

 

жен

-

щины

 

отражена

 

в

 

искренних

 

ответах

 

самих

 

женщин

 

в

 

ходе

 

многочисленных

 

бесед

 

с

 

ними

: “

Мы

 

сами

 

часто

 

не

 

знаем

как

 

поведем

 

себя

 

в

 

следующую

 

ми

-

нуту

, - 

говорили

 

многие

 

женщины

. – 

Многое

 

зависит

 

от

 

ситуации

нашего

 

настроения

 

и

 

самочувствия

”. 

Подчеркивая

 

эту

 

мысль

известная

 

французская

 

феминистка

 

Симона

 

де

 

Бовуар

отбросив

 

ложные

 

предрассудки

 

всеобщего

 

эгалитаризма

отмечала

: “

Женщине

 

неизмеримо

 

труднее

чем

 

мужчине

под

-

чиняться

 

организованному

 

порядку

Мужчина

 

подчиняется

 

ему

 

самостоя

-

тельно

 

как

 

центральному

 

правилу

 

жизни

Женщине

 

же

 

в

 

этом

 

процессе

 

необ

-

ходимо

 

посредничество

 

мужчины

”. 

Огюст

 

Конт

 

в

 

этом

 

же

 

контексте

 

подчер

-

кивал

что

  “

величайшая

 

проблема

 

женщины

 

состоит

 

в

 

преодолении

 

трудно

-

сти

 

повиноваться

”. 

Это

 

обстоятельство

не

 

имеющее

 

серьезного

 

влияния

 

на

 

профессиональную

 

самореализацию

 

женщин

 

в

 

условиях

 

гражданской

 

жизни


background image

33 
 

 

приобретает

 

исключительно

 

важное

 (

порой

 – 

решающее

значение

 

в

 

военно

-

социальной

 

среде

где

 

беспрекословное

 

повиновение

 

начальнику

  (

каким

 

бы

 

он

 

ни

 

был

является

 

незыблемым

 

постулатом

 

и

 

основой

 

всей

 

воинской

 

дея

-

тельности

При

 

организации

 

профессионального

 

воспитания

 

военнослужащих

-

женщин

 

необходимо

 

учитывать

 

антропологические

 

и

 

физиологосоматиче

-

ские

 

различия

 

мужчин

 

и

 

женщин

По

 

данным

 

науки

средний

 

мужчина

 

на

 7 % 

выше

 

и

 

на

 8 % 

крупнее

 

средней

 

женщины

Средний

 

вес

 

мозга

 

женщины

 

со

-

ставляет

 1220 

г

. (20 % 

от

 

общей

 

массы

 

мышечных

 

тканей

), 

а

 

мозг

 

мужчины

 – 

1360 

г

. (

соответственно

 – 23 % 

его

 

массы

). 

Рост

 

женщины

 

составляет

 

в

 

сред

-

нем

 93 % 

от

 

роста

 

мужчины

Длина

 

женского

 

тела

 

в

 

среднем

 

на

 10 

см

 

меньше

 

мужского

Общий

 

центр

 

тяжести

 

расположен

 

на

 0,5-2,0 % 

ниже

чем

 

у

 

муж

-

чины

Мышечная

 

ткань

 

женщины

 

составляет

 32-35 % 

от

 

общей

 

массы

 

тела

 (

у

 

мужчин

 – 40 % 

и

 

более

). 

Это

 

объясняется

 

наличием

 

в

 

женском

 

организме

 

эстрогена

 – 

женского

 

полового

 

гормона

Масса

 

сердца

 

женщины

 

на

 10-15 % 

меньше

 

мужского

 

сердца

Объем

 

крови

 

у

 

женщин

 

на

 1 

кг

 

массы

 

тела

 

состав

-

ляет

 60-70 % 

см

3

  (

у

 

мужчин

 – 70-80 

см

3

). 

Кровь

 

женщин

 

содержит

 

больше

 

воды

 (80,11 %), 

чем

 

кровь

 

мужчин

 (78,15 %). 

Все

 

это

 

сказывается

 

на

 

динами

-

ке

 

работоспособности

 

и

 

выносливости

 

женщин

 

в

 

различных

 

условиях

 

воин

-

ской

 

деятельности

Проведенный

 

гендерный

 

анализ

 

профессионализации

 

военнослужа

-

щих

-

женщин

 

Вооруженных

 

Сил

 

РФ

 

позволил

 

выявить

 

типологию

 

их

 

основ

-

ных

 

групп

Первая

 

группа

 - 

военнослужащие

-

женщины

  “

инновационного

” 

типа

”, 

основная

 

часть

 

которых

 

самореализовала

 

свой

 

личностный

 

потенциал

 

одно

-

временно

 

в

 

профессиональной

 

сфере

 

и

 

семейно

-

бытовой

Эта

 

группа

как

 

показало

 

проведенное

 

исследование

самая

 

малочисленная

 

среди

 

военнослу

-

жащих

-

женщин

 (1,2%). 

К

 

ней

 

относится

 

большинство

 

женщин

-

офицеров

 

в

 

воинском

 

звании

  “

майор

” 

и

 

выше

а

 

также

 

женщины

проходящие

 

военную

 

службу

 

на

 

самых

 

высокооплачиваемых

 

должностях

 

в

 

гендерной

 

нише

 

воин

-

ской

 

профессионализации

Военнослужащим

-

женщинам

  “

инновационного

” 

типа

 

свойственны

 

высокая

 

степень

 

удовлетворенности

 

своими

 

деловыми

 

ка

-

чествами

высокая

 

военно

-

профессиональная

 

самооценка

оптимальная

 

со

-

гласованность

 

воинских

 

и

 

семейных

 

обязанностей

 

и

 

выраженная

 

половая

 

идентификация

 

как

 

брачного

 (

сексуального

партнера

Вторая

 

группа

 – 

профессионально

 

ориентированные

 

военнослужащие

-

женщины

Основной

 

движущий

 

мотив

 

представителей

 

этой

 

группы

 – 

при

-

знание

 

в

 

профессиональной

 

среде

 

своих

 

достижений

 

и

 

творческая

 

само

-

реализация

  (

иногда

 

в

 

ущерб

 

семейно

-

бытовым

 

отношениям

). 

Результаты

 

проведенного

 

опроса

 

показали

что

 

численность

 

таких

 

женщин

 

также

 

отно

-


background image

34 
 

 

сительно

 

невелика

 – 

всего

 6 %. 

Военнослужащие

-

женщины

 

этой

 

группы

 

от

-

личаются

 

тем

что

 

в

 

структуре

 

направленности

 

личности

 

содержательная

 

сторона

 

их

 

профессиональной

 

деятельности

 

превалирует

 

над

 

вещественно

-

материальной

  (

важен

 

не

 

результат

а

 

сам

 

процесс

 

работы

межличностные

 

контакты

 

в

 

профессиональной

 

среде

 

как

 

фактор

 

личностной

 

самореализа

-

ции

). 

Наиболее

 

полно

 

они

 

реализуют

 

свой

 

личностный

 

потенциал

 

именно

 

в

 

работе

В

 

основном

 

профессионально

 

ориентированные

 

военнослужащие

-

женщины

 

представлены

 

в

 

феминизированных

 

сферах

 

воинской

 

деятельно

-

сти

подразделениях

 

связи

штабной

медицинской

 

и

 

тыловой

 

службах

Среди

 

них

 

около

 

трети

 

замужних

 

и

 

более

 

половины

 

незамужних

 

женщин

Вместе

 

с

 

тем

 

необходимо

 

учитывать

что

 

у

 

профессионально

 

ориенти

-

рованных

 

женщин

 

существует

 

ярко

 

выраженное

 

противоречие

 

между

 

целями

 

профессиональной

 

деятельности

 

и

 

реализацией

 

репродуктивно

-

семейной

 

функции

. “

Если

 

женщина

 

целиком

 

поглощена

 

каким

-

либо

 

делом

, - 

замечает

 

Симона

 

де

 

Бовуар

, - 

ей

 

становится

 

страшно

что

 

она

 

не

 

состоится

 

как

 

женщи

-

на

Это

 

чувство

 

постоянно

 

живет

 

в

 

ней

ослабляя

 

волю

 

и

 

ограничивая

 

макси

-

мально

 

эффективную

 

деятельность

”. 

Третью

 

группу

 

составляют

 

военнослужащие

-

женщины

работающие

 

по

 

необходимости

Как

 

правило

это

 

матери

-

одиночки

разведенные

 

и

 

жен

-

щины

 

материально

 

неблагополучных

 

мужей

Как

 

показал

 

проведенный

 

ана

-

лиз

это

 

самая

 

большая

 

группа

 

военнослужащих

-

женщин

 – 

около

 67 %. 

Эти

 

женщины

 

работают

 

не

 

ради

 

самореализации

а

 

по

 

принципу

выбирать

 

не

 

приходится

Если

 

мужчина

как

 

правило

, “

слит

 

с

 

профессиональной

 

деятель

-

ностью

 

воедино

”, 

то

 

женщина

 

очень

 

часто

 

отвлекается

 

на

 

работе

 

в

 

связи

 

с

 

семейными

 

заботами

Эффективность

 

работы

 

этой

 

группы

 

военнослужащих

-

женщин

 

в

 

плане

 

инициативы

 

достаточно

 

низка

так

 

как

 

материальное

 

стиму

-

лирование

 

практически

 

отсутствует

а

 

денежное

 

содержание

 

не

 

зависит

 

от

 

объема

 

выполненной

 

работы

Личностная

 

ориентация

 

направлена

 

в

 

основном

 

на

 

межличностное

 

общение

 

в

 

женской

 

профессиональной

 

среде

Четвертая

 

группа

 – 

семейно

 

ориентированные

 

военнослужащие

-

женщины

К

 

этой

 

группе

 

относится

 

треть

 

замужних

 

и

 

менее

 

половины

 

неза

-

мужних

 

женщин

предпочитающих

 

основное

 

время

 

своей

 

жизни

 

посвящать

 

семье

Незамужние

 

женщины

 

этой

 

группы

 

не

 

отличаются

 

высокими

 

резуль

-

татами

 

профессиональной

 

деятельности

так

 

как

 

один

 

из

 

главных

 

мотивов

 

их

 

жизни

 – 

создание

 

благополучной

 

семьи

В

 

отличие

 

от

 

них

 

замужние

 

женщи

-

ны

 

со

 

стажем

 

работы

 10 

лет

 

и

 

более

как

 

правило

стремятся

 

к

 

повышению

 

своей

 

профессиональной

 

квалификации

 

и

 

своего

 

профессионального

 

статуса

Даже

 

если

 

заработка

 

мужа

 

не

 

хватает

 

для

 

достойной

 

жизни

их

 

девиз

: “

Пусть

 

думает

 

муж

на

 

то

 

он

 

и

 

глава

 

семьи

”. 

Как

 

правило

они

 

трудно

 

адаптируются

 

к

 

новым

 

условиям

 

работы

 

и

 

находятся

 

в

 

уязвимом

 

положении

 

в

 

семье


background image

35 
 

 

При

 

определении

 

технологий

 

педагогического

 

влияния

 

на

 

профессио

-

нальное

 

сознание

 

военнослужащих

-

женщин

 

учитывалась

 

специфика

 

их

 

мышления

направленность

 

ценностных

 

ориентаций

особенность

 

самопре

-

зентационных

 

моделей

 

в

 

межличностном

 

общении

 

с

 

мужчинами

Принимая

 

во

 

внимание

что

 

военно

-

профессиональное

 

воспитание

 

женщин

 

имеет

 

выраженную

 

прикладную

 

направленность

 

в

 

отношении

 

воин

-

ской

 

деятельности

технологии

 

педагогического

 

влияния

с

 

одной

 

стороны

также

 

определяются

 

общими

 

задачами

 

военной

 

службы

а

 

с

 

другой

 – 

специ

-

фикой

 

воинской

 

специализации

 

конкретной

 

типологической

 

группы

 

военно

-

служащих

-

женщин

ВЫ

 

связи

 

с

 

этим

 

Ж

.-

Ж

.

Руссо

 

в

 

своем

 

труде

 “

Эмиль

или

 

О

 

воспитании

” 

подчеркивал

что

  “

воспитание

 

женщин

 

должно

 

носить

 

прак

-

тический

 

характер

”. 

Исходя

 

из

 

этого

принимая

 

во

 

внимание

 

положения

 

анд

-

рогогики

 

о

 

том

что

 

большинство

 

женщин

 

приходят

 

в

 

профессиональные

 

во

-

инские

 

коллективы

 

уже

 

сформировавшимися

 

личностями

задача

 

профессио

-

нального

 

воспитания

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 “

постараться

 

убрать

 

или

 

ослабить

 

дефекты

 

полученного

 

материала

” 

с

 

точки

 

зрения

 

интересов

 

военной

 

службы

В

 

связи

 

с

 

этим

 

воспитывающие

 

факторы

 

военной

 

службы

 

в

 

большей

 

степени

 

работают

 

над

 

человеком

”, 

как

 

бы

 “

полируют

” 

его

а

 

не

 

формируют

 

заново

При

 

этом

 

в

 

организации

 

педагогического

 

процесса

 

в

 

ходе

 

профессионального

 

воспитания

 

военнослужащих

-

женщин

 

предпочтение

 

отдается

 

технологиям

 

педагогического

 

взаимодействия

 

в

 

системе

 

субъект

-

субъектных

 

отношений

 

офицеров

-

руководителей

 

и

 

подчиненных

а

 

не

 

методам

 

прямого

 

педагогиче

-

ского

 

воздействия

 

на

 

них

Изучение

 

практики

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

военнослужащими

-

женщинами

 

показало

что

 

педагогическое

 

взаимодействие

 

с

 

ними

 

характе

-

ризуется

 

следующими

 

особенностями

9

 

использование

 

преимущественно

 

методов

 

военно

-

профессиональной

 

ориентации

 

в

 

военной

 

среде

 

и

 

метода

 

убеждения

 

при

 

формировании

 

профес

-

сионального

 

сознания

9

 

определение

 

методов

 

воспитания

исходя

 

из

 

условий

направленно

-

сти

 

воинской

 

деятельности

 

военнослужащих

-

женщин

 

и

 

их

 

принадлежности

 

к

 

определенной

 

военно

-

профессиональной

 

группе

9

 

учет

 

негативного

 

воздействия

 

на

 

психику

 

женщин

 

неблагоприятных

 

факторов

 

военно

-

профессиональной

 

среды

 (

неудобный

 

для

 

одиноких

 

и

 

мно

-

годетных

 

матерей

 

режим

 

работы

низкий

 

уровень

 

профессиональной

 

мо

-

бильности

 

и

 

т

.

д

.); 

9

 

оптимальное

 

сочетание

 

методов

 

педагогической

 

поддержки

 

военно

-

служащих

-

женщин

 

из

  “

группы

 

риска

” (

одинокие

 

матери

разведенные

 

жен

-

щины

многодетные

 

семьи

семьи

 

с

 

больными

 

детьми

профессионально

 

про

-