Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 422
Скачиваний: 1
26
Дифференцированный
подход
предполагает
учет
особенностей
раз
-
личных
категорий
военнослужащих
и
включает
определение
специфических
промежуточных
целей
,
содержания
,
методов
,
приемов
и
форм
воспитатель
-
ной
работы
,
наиболее
полно
соответствующих
каждой
группе
воинов
и
по
-
зволяющих
сконцентрировать
воспитательные
воздействия
,
более
эффектив
-
но
формировать
нравственные
и
профессиональные
качества
и
на
этой
осно
-
ве
достигать
повышения
боеспособности
и
боеготовности
воинских
частей
.
Индивидуальный
подход
предполагает
учет
индивидуальных
особен
-
ностей
личности
военнослужащих
:
черт
характера
;
направленности
лично
-
сти
;
жизненного
опыта
;
интеллектуальных
,
волевых
,
эмоциональных
и
по
-
знавательных
качеств
;
физического
развития
,
привычек
и
др
.
В
воспитании
военнослужащих
оптимизационный
подход
может
за
-
нять
ведущее
место
.
Это
объясняется
тем
,
что
процесс
их
воспитания
во
мно
-
гом
ограничен
временными
рамками
,
максимально
сжат
и
при
этом
требует
получения
положительных
результатов
в
короткое
время
,
а
оптимизацион
-
ный
подход
позволяет
целенаправленно
выбрать
содержание
,
формы
,
методы
и
приемы
педагогического
воздействия
,
обеспечивающие
наибольший
воспи
-
тательный
эффект
.
Оптимизационный
подход
ориентирует
на
системное
,
целостное
изу
-
чение
процесса
воспитания
,
на
выработку
комплекса
взаимосвязанных
мер
по
совершенствованию
воспитательной
работы
.
Он
вооружает
воспитателей
принципиально
важным
способом
решения
воспитательных
задач
,
при
кото
-
ром
требуется
учет
всех
факторов
формирования
личности
,
выбор
содер
-
жания
,
форм
,
методов
и
приемов
педагогического
воздействия
на
основе
ин
-
дивидуальных
особенностей
военнослужащих
и
сложившихся
обстоятельств
,
способствующих
формированию
у
них
всех
необходимых
качеств
.
Оптимизационный
подход
предполагает
следующие
процедуры
:
опре
-
деление
общих
целей
деятельности
;
конкретизацию
задач
на
основе
реаль
-
ных
условий
и
возможностей
,
выявленных
в
ходе
изучения
объекта
и
пред
-
мета
;
выбор
предпочтительного
,
наилучшего
содержания
работы
,
прежде
всего
посредством
выделения
главного
,
существенного
;
выбор
форм
,
методов
и
средств
,
приемов
и
способов
на
основе
учета
их
сильных
и
слабых
сторон
в
целях
поиска
лучшего
их
сочетания
;
учет
состояния
объекта
воздействия
и
другие
.
Большое
применение
в
воспитании
военнослужащих
по
призыву
нахо
-
дит
информационно
-
управленческий
подход
.
Он
позволяет
научно
подойти
к
управлению
и
руководству
процессом
воспитания
в
воинской
части
,
к
ин
-
формационному
обеспечению
различных
видов
деятельности
в
войсках
.
Воспитательная
работа
-
это
целенаправленная
деятельность
общества
,
государства
,
их
институтов
,
а
также
отдельных
воспитателей
по
формирова
-
27
нию
и
развитию
личности
военнослужащего
,
в
соответствии
с
потребностями
времени
.
Психолого
-
педагогическая
структура
процесса
воспитания
военно
-
служащих
предполагает
наличие
следующих
элементов
:
а
)
объекта
и
субъек
-
та
воспитания
;
б
)
четко
сформулированных
целей
и
задач
,
содержания
вос
-
питания
;
в
)
системы
педагогического
взаимодействия
объекта
и
субъекта
воспитания
;
г
)
методов
,
средств
и
форм
воспитания
;
д
)
организационной
структуры
;
е
)
результатов
и
условий
,
влияющих
на
эффективность
воспита
-
ния
.
В
основе
процесса
воспитания
должны
лежать
идеи
патриотизма
,
стрем
-
ление
военнослужащего
овладеть
специальностью
,
культ
военной
службы
.
Воспитательную
работу
необходимо
рассматривать
как
единство
не
-
посредственного
и
опосредованного
взаимодействия
воспитателей
,
создаю
-
щих
условия
для
воспитания
и
осуществляющих
его
,
и
воспитуемых
,
активно
или
пассивно
реагирующих
на
все
процессы
под
влиянием
своих
потребно
-
стей
,
мотивов
,
жизненного
опыта
,
сложившихся
убеждений
,
воздействия
ок
-
ружающих
и
других
факторов
,
а
также
социальной
среды
(
общества
,
госу
-
дарства
,
семьи
,
коллектива
и
т
.
д
.).
Современный
процесс
воспитания
–
это
не
прямое
,
одностороннее
воздействие
на
военнослужащих
,
а
социальное
взаимодействие
различных
объектов
и
субъектов
:
индивидуальных
(
конкретных
воспитателей
,
людей
),
групповых
(
микрогрупп
,
коллективов
)
и
условно
социальных
институтов
воспитания
.
Социальное
взаимодействие
,
в
котором
происходит
воспитание
,
можно
представить
в
виде
множества
взаимосвязей
:
общество
–
коллектив
–
военнослужащий
,
государство
–
семья
–
военнослужащий
,
государство
–
ин
-
ституты
воспитания
–
военнослужащий
,
воспитатель
–
коллектив
–
воспи
-
танник
,
воспитатель
–
семья
–
воспитанник
и
т
.
д
.
Во
всех
этих
связях
воз
-
действие
может
быть
непосредственным
или
опосредованным
.
Необходимо
помнить
,
что
воспитательная
работа
имеет
две
стороны
.
Государство
определяет
задачи
воспитания
,
а
Министерство
обороны
-
его
инфраструктуру
,
модель
,
содержание
,
направления
и
программу
.
Реализуется
воспитание
через
конкретных
субъектов
(
офицеров
,
воинские
коллективы
),
которые
имеют
собственные
потребности
и
ценностные
ориентиры
,
свои
сте
-
реотипы
и
традиции
и
т
.
д
.
Вследствие
этого
в
воспитательную
работу
вно
-
сятся
коррективы
и
изменения
.
Поэтому
в
практике
воспитания
появляются
как
прогрессивные
явления
,
так
и
регрессивные
,
консервативные
,
вызываю
-
щие
соответствующие
последствия
.
Важным
элементом
содержания
воспитания
является
оптимальный
выбор
и
использование
методов
,
форм
,
средств
и
приемов
воспитания
.
На
сегодняшний
день
в
общей
и
военной
педагогике
имеется
достаточный
арсе
-
нал
методов
,
форм
,
средств
и
приемов
воспитания
.
Наиболее
приемлемые
28
методы
в
воспитательной
работе
с
военнослужащими
по
призыву
отражены
на
рисунке
1.
Система
основных
методов
воспитания
военнослужащих
убеждение
упражнение
п
р
и
м
е
р
поощрение
принуждение
в
н
у
ш
е
н
и
е
стимулирование
соперничество
Введение
новых
видов
деятельности
деятельности
Изменение
содержания
Изменение
смысла
видов
деятельности
Рисунок
1.
Основные
методы
воспитания
военнослужащих
Воспитательная
работа
предусматривает
приобретение
военнослужа
-
щими
знаний
,
навыков
,
умений
,
перерастающих
в
привычки
,
убеждения
и
в
конечном
счете
в
высокие
личные
и
профессиональные
качества
.
Она
обу
-
словливается
синтезом
,
с
одной
стороны
,
возможностей
,
способностей
и
ак
-
тивности
личности
,
а
с
другой
стороны
-
требований
воинской
деятельности
,
определяемых
особенностями
ее
содержания
,
средств
,
условий
,
организации
.
Результатом
воспитательной
работы
должна
стать
всесторонне
подго
-
товленная
личность
военнослужащего
,
в
той
или
иной
мере
соответствующая
эталонной
модели
.
На
этом
воспитательная
работа
не
заканчивается
.
Полу
-
ченный
результат
необходимо
сравнить
с
заданной
эталонной
моделью
,
про
-
анализировать
его
,
определить
позитивные
и
негативные
моменты
и
внести
коррективы
.
Этим
достигается
цикличность
всей
воспитательной
работы
и
повышение
ее
эффективности
,
оптимальности
с
каждым
циклом
.
Необходимо
отметить
важнейший
элемент
воспитательной
работы
–
создание
материальных
,
духовных
и
организационных
условий
.
Это
основа
,
без
которой
смоделированный
процесс
не
будет
эффективным
.
А
.
С
.
Макаренко
,
говоря
об
этой
стороне
воспитательного
процесса
,
подчер
-
кивал
,
что
"
голодные
,
грязные
колонисты
,
рыскающие
в
поисках
пищи
,
пред
-
29
ставлялись
мне
неблагодарными
объектами
для
проповеди
какой
бы
то
ни
было
морали
...".
Поэтому
решение
проблемы
создания
условий
для
прохож
-
дения
воинской
службы
является
благодатной
почвой
в
деле
повышения
дей
-
ственности
воспитания
.
Содержание
воспитательной
работы
включает
в
себя
следующие
ос
-
новные
элементы
:
*
определение
места
,
роли
,
научных
и
организационных
основ
воспи
-
тания
;
*
постановку
целей
и
задач
воспитания
,
т
.
е
.
целеполагание
;
*
оптимальный
выбор
и
использование
методов
,
форм
,
средств
и
приемов
воспитания
;
*
изучение
и
учет
уровня
воспитанности
и
удовлетворенности
военно
-
служащих
;
*
согласованную
и
скоординированную
педагогическую
деятельность
командиров
,
органов
военного
управления
,
военкоматов
,
государственных
и
административных
органов
.
Воспитание
военнослужащих
начинается
с
целеполагания
,
которое
предусматривает
на
основе
общих
институциональных
целей
постановку
конкретных
целей
и
задач
воспитательной
работы
.
Цели
могут
быть
общими
,
касающимися
всего
процесса
воспитания
,
и
частными
,
ставящимися
на
от
-
дельном
этапе
воспитания
для
достижения
определенного
результата
.
Определение
и
постановка
частных
целей
воспитательной
работы
,
раз
-
работка
модели
военнослужащего
имеют
несколько
этапов
: 1)
уяснение
со
-
временных
требований
,
предъявляемых
к
военнослужащему
,
государствен
-
ным
нормативным
документам
; 2)
оценка
материальных
,
организационных
,
педагогических
возможностей
субъектов
воспитания
; 3)
определение
качеств
военнослужащих
,
носящих
приоритетный
характер
; 4)
планирование
кон
-
кретных
учебных
,
воспитательных
,
организационных
,
административных
и
иных
мероприятий
и
отдельных
воспитательных
актов
.
В
целом
воспитательная
работа
строится
на
системном
,
комплексном
и
оптимизационном
подходах
,
с
учетом
индивидуальных
,
возрастных
,
профес
-
сиональных
,
физиологических
и
психологических
особенностей
военнослу
-
жащих
.
И
базируется
она
на
знании
сущности
и
содержания
воспитания
,
его
основных
противоречий
.
30
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
-
ЖЕНЩИН
Процесс
реформирования
Вооруженных
Сил
России
сопровождается
устойчивой
феминизацией
1
воинских
коллективов
.
Начиная
с
1993
г
.
количе
-
ство
военнослужащих
-
женщин
в
воинских
коллективах
выросло
на
21%
и
продолжает
расти
.
В
условиях
увольнения
из
армии
все
большего
количества
офицеров
и
уклонения
от
службы
призывной
молодежи
женщины
как
субъ
-
ект
воинской
деятельности
расширяют
сферу
своей
военно
-
профессиональной
деятельности
.
В
современных
условиях
военнослужащие
-
женщины
выполняют
обязанности
военной
службы
уже
по
112
воинским
специальностям
:
психологи
,
военные
юристы
и
переводчики
,
связисты
,
медицинские
работники
,
преподаватели
и
научные
сотрудники
военно
-
учебных
заведений
,
операторы
компьютерных
систем
и
др
.
В
связи
с
этим
знание
индивидуально
-
психологических
особенностей
женской
психологии
,
форм
,
методов
и
способов
воспитательной
работы
с
военнослужащими
женского
пола
является
необходимым
условием
эффективного
педагогического
влияния
на
воинские
коллективы
.
Ключевая
роль
в
исследовании
этого
процесса
принадлежит
новой
отрасли
педагогического
знания
-
гендерной
педагогике
,
изучающей
особенности
механизмов
и
моделей
полоролевого
взаимодействия
в
социальной
среде
.
В
Министерстве
обороны
РФ
на
начало
2002
г
.
проходили
военную
службу
более
90
тыс
.
военнослужащих
-
женщин
,
в
том
числе
2,5
тыс
.
жен
-
щин
-
офицеров
.
Из
них
24
полковника
, 167
подполковников
и
542
майора
.
Тридцать
четыре
российские
женщины
-
офицеры
занимают
командные
долж
-
ности
.
В
военно
-
учебных
заведениях
Министерства
обороны
РФ
проходят
службу
более
100
женщин
-
офицеров
и
обучается
около
150
курсантов
-
девушек
(
Военная
академия
РВСН
им
.
Петра
Великого
,
Ярославский
военно
-
финансовый
институт
и
Новочеркасский
военный
институт
связи
). 23%
всех
военнослужащих
-
женщин
–
представители
семей
(
жены
,
дочери
)
кадровых
военных
.
Исходным
положением
социально
-
педагогического
анализа
статуса
и
направленности
профессиональной
деятельности
военнослужащих
-
женщин
в
военно
-
социальной
среде
выступает
понимание
личности
женщины
как
ин
-
дивида
,
включенного
в
общую
систему
общественных
связей
и
отношений
,
регулирующую
социальный
опыт
,
нормы
и
формы
гендерного
взаимодейст
-
1
Феминизация
(
от
лат
. femina –
женщина
) –
процесс
усиления
роли
и
количества
женщин
в
различных
структурах
государственного
управления
,
социальных
и
про
-
фессиональных
группах
.