Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 
 

 

Дифференцированный

 

подход

 

предполагает

 

учет

 

особенностей

 

раз

-

личных

 

категорий

 

военнослужащих

 

и

 

включает

 

определение

 

специфических

 

промежуточных

 

целей

содержания

методов

приемов

 

и

 

форм

 

воспитатель

-

ной

 

работы

наиболее

 

полно

 

соответствующих

 

каждой

 

группе

 

воинов

 

и

 

по

-

зволяющих

 

сконцентрировать

 

воспитательные

 

воздействия

более

 

эффектив

-

но

 

формировать

 

нравственные

 

и

 

профессиональные

 

качества

 

и

 

на

 

этой

 

осно

-

ве

 

достигать

 

повышения

 

боеспособности

 

и

 

боеготовности

 

воинских

 

частей

Индивидуальный

 

подход

 

предполагает

 

учет

 

индивидуальных

 

особен

-

ностей

 

личности

 

военнослужащих

черт

 

характера

направленности

 

лично

-

сти

жизненного

 

опыта

интеллектуальных

волевых

эмоциональных

 

и

 

по

-

знавательных

 

качеств

физического

 

развития

привычек

 

и

 

др

.  

В

 

воспитании

 

военнослужащих

 

оптимизационный

 

подход

 

может

 

за

-

нять

 

ведущее

 

место

Это

 

объясняется

 

тем

что

 

процесс

 

их

 

воспитания

 

во

 

мно

-

гом

 

ограничен

 

временными

 

рамками

,  

максимально

 

сжат

 

и

 

при

 

этом

 

требует

 

получения

 

положительных

 

результатов

 

в

 

короткое

 

время

а

 

оптимизацион

-

ный

 

подход

 

позволяет

 

целенаправленно

 

выбрать

 

содержание

формы

методы

 

и

 

приемы

 

педагогического

 

воздействия

обеспечивающие

 

наибольший

 

воспи

-

тательный

 

эффект

.  

Оптимизационный

 

подход

 

ориентирует

 

на

 

системное

целостное

 

изу

-

чение

 

процесса

 

воспитания

на

 

выработку

 

комплекса

 

взаимосвязанных

 

мер

 

по

 

совершенствованию

 

воспитательной

 

работы

Он

 

вооружает

 

воспитателей

 

принципиально

 

важным

 

способом

 

решения

 

воспитательных

 

задач

при

 

кото

-

ром

 

требуется

 

учет

 

всех

 

факторов

 

формирования

 

личности

выбор

 

содер

-

жания

форм

методов

 

и

 

приемов

 

педагогического

 

воздействия

 

на

 

основе

 

ин

-

дивидуальных

 

особенностей

 

военнослужащих

 

и

 

сложившихся

 

обстоятельств

способствующих

 

формированию

 

у

 

них

 

всех

 

необходимых

 

качеств

Оптимизационный

 

подход

 

предполагает

 

следующие

 

процедуры

опре

-

деление

 

общих

 

целей

 

деятельности

конкретизацию

 

задач

 

на

 

основе

 

реаль

-

ных

 

условий

 

и

 

возможностей

выявленных

 

в

 

ходе

 

изучения

 

объекта

 

и

 

пред

-

мета

выбор

   

предпочтительного

наилучшего

 

содержания

 

работы

прежде

 

всего

 

посредством

 

выделения

 

главного

существенного

выбор

 

форм

методов

 

и

 

средств

приемов

 

и

 

способов

 

на

 

основе

 

учета

 

их

 

сильных

 

и

 

слабых

 

сторон

 

в

 

целях

 

поиска

 

лучшего

 

их

 

сочетания

учет

 

состояния

 

объекта

 

воздействия

 

и

 

другие

.  

Большое

 

применение

 

в

 

воспитании

 

военнослужащих

 

по

 

призыву

 

нахо

-

дит

 

информационно

-

управленческий

 

подход

Он

 

позволяет

 

научно

 

подойти

 

к

 

управлению

 

и

 

руководству

 

процессом

 

воспитания

 

в

 

воинской

 

части

к

 

ин

-

формационному

 

обеспечению

 

различных

 

видов

 

деятельности

 

в

 

войсках

Воспитательная

 

работа

 - 

это

 

целенаправленная

 

деятельность

 

общества

государства

их

 

институтов

а

 

также

 

отдельных

 

воспитателей

 

по

 

формирова

-


background image

27 
 

 

нию

 

и

 

развитию

 

личности

 

военнослужащего

в

 

соответствии

 

с

 

потребностями

 

времени

Психолого

-

педагогическая

 

структура

 

процесса

 

воспитания

 

военно

-

служащих

 

предполагает

 

наличие

 

следующих

 

элементов

а

объекта

 

и

 

субъек

-

та

 

воспитания

б

четко

 

сформулированных

 

целей

 

и

 

задач

содержания

 

вос

-

питания

в

системы

 

педагогического

 

взаимодействия

 

объекта

 

и

 

субъекта

 

воспитания

г

методов

средств

 

и

 

форм

 

воспитания

д

организационной

 

структуры

е

результатов

 

и

 

условий

влияющих

 

на

 

эффективность

 

воспита

-

ния

В

 

основе

 

процесса

 

воспитания

 

должны

 

лежать

 

идеи

 

патриотизма

стрем

-

ление

 

военнослужащего

 

овладеть

  

специальностью

культ

 

военной

 

службы

 

Воспитательную

 

работу

 

необходимо

 

рассматривать

 

как

 

единство

 

не

-

посредственного

 

и

 

опосредованного

 

взаимодействия

 

воспитателей

создаю

-

щих

 

условия

 

для

 

воспитания

 

и

 

осуществляющих

 

его

и

 

воспитуемых

активно

 

или

 

пассивно

 

реагирующих

 

на

 

все

 

процессы

 

под

 

влиянием

 

своих

 

потребно

-

стей

мотивов

жизненного

 

опыта

сложившихся

 

убеждений

воздействия

 

ок

-

ружающих

 

и

 

других

 

факторов

а

 

также

 

социальной

 

среды

  (

общества

госу

-

дарства

семьи

коллектива

 

и

 

т

.

д

.). 

Современный

 

процесс

 

воспитания

 – 

это

 

не

 

прямое

одностороннее

 

воздействие

 

на

 

военнослужащих

а

 

социальное

 

взаимодействие

 

различных

 

объектов

 

и

 

субъектов

индивидуальных

  (

конкретных

 

воспитателей

людей

), 

групповых

  (

микрогрупп

коллективов

и

 

условно

 

социальных

 

институтов

 

воспитания

Социальное

 

взаимодействие

в

 

котором

 

происходит

 

воспитание

можно

 

представить

 

в

 

виде

 

множества

 

взаимосвязей

общество

 – 

коллектив

 – 

военнослужащий

государство

 – 

семья

 – 

военнослужащий

государство

 – 

ин

-

ституты

 

воспитания

 – 

военнослужащий

воспитатель

 – 

коллектив

 – 

воспи

-

танник

,  

воспитатель

 – 

семья

 – 

воспитанник

 

и

 

т

.

д

.  

Во

 

всех

 

этих

 

связях

 

воз

-

действие

 

может

 

быть

 

непосредственным

 

или

 

опосредованным

Необходимо

 

помнить

что

 

воспитательная

 

работа

 

имеет

 

две

 

стороны

Государство

 

определяет

 

задачи

 

воспитания

а

 

Министерство

 

обороны

 - 

его

 

инфраструктуру

модель

содержание

направления

 

и

 

программу

Реализуется

 

воспитание

 

через

 

конкретных

 

субъектов

  (

офицеров

воинские

 

коллективы

), 

которые

 

имеют

 

собственные

 

потребности

 

и

 

ценностные

 

ориентиры

свои

 

сте

-

реотипы

 

и

 

традиции

 

и

 

т

.

д

Вследствие

 

этого

 

в

 

воспитательную

 

работу

 

вно

-

сятся

 

коррективы

 

и

 

изменения

Поэтому

 

в

 

практике

 

воспитания

 

появляются

 

как

 

прогрессивные

 

явления

так

 

и

 

регрессивные

консервативные

вызываю

-

щие

 

соответствующие

 

последствия

Важным

 

элементом

 

содержания

 

воспитания

 

является

 

оптимальный

 

выбор

 

и

 

использование

 

методов

форм

средств

 

и

 

приемов

 

воспитания

На

 

сегодняшний

 

день

 

в

 

общей

 

и

 

военной

 

педагогике

 

имеется

 

достаточный

 

арсе

-

нал

 

методов

форм

средств

 

и

 

приемов

 

воспитания

Наиболее

 

приемлемые

 


background image

28 
 

 

методы

 

в

 

воспитательной

 

работе

 

с

 

военнослужащими

  

по

 

призыву

 

отражены

 

на

 

рисунке

 1. 

 

 

 

Система

 

основных

   

методов

 

воспитания

 

военнослужащих

 

   

убеждение

упражнение

п

 

р

 

и

 

м

 

е

 

р

  

поощрение

принуждение

  

в

 

н

 

у

 

ш

 

е

 

н

 

и

 

е

стимулирование

соперничество

Введение

 

новых

видов

 

деятельности

 

  

деятельности

Изменение

 

содержания

 

Изменение

 

смысла

 

видов

 

деятельности

 

 

 

Рисунок

 1. 

Основные

  

методы

  

воспитания

 

военнослужащих

 

 

Воспитательная

 

работа

 

предусматривает

 

приобретение

 

военнослужа

-

щими

 

знаний

навыков

умений

перерастающих

 

в

 

привычки

убеждения

 

и

 

в

 

конечном

 

счете

 

в

 

высокие

 

личные

 

и

 

профессиональные

 

качества

Она

 

обу

-

словливается

 

синтезом

с

 

одной

 

стороны

возможностей

способностей

 

и

 

ак

-

тивности

 

личности

а

 

с

 

другой

 

стороны

 - 

требований

 

воинской

 

деятельности

определяемых

 

особенностями

 

ее

 

содержания

средств

условий

организации

Результатом

 

воспитательной

 

работы

 

должна

 

стать

 

всесторонне

  

подго

-

товленная

 

личность

 

военнослужащего

в

 

той

 

или

 

иной

 

мере

 

соответствующая

 

эталонной

 

модели

На

 

этом

 

воспитательная

 

работа

 

не

 

заканчивается

Полу

-

ченный

 

результат

 

необходимо

 

сравнить

 

с

 

заданной

 

эталонной

 

моделью

про

-

анализировать

 

его

определить

 

позитивные

 

и

 

негативные

 

моменты

 

и

 

внести

 

коррективы

Этим

 

достигается

 

цикличность

 

всей

 

воспитательной

 

работы

 

и

 

повышение

 

ее

 

эффективности

оптимальности

 

с

 

каждым

 

циклом

Необходимо

 

отметить

 

важнейший

 

элемент

 

воспитательной

 

работы

 – 

создание

 

материальных

духовных

 

и

 

организационных

 

условий

Это

 

основа

без

 

которой

 

смоделированный

 

процесс

 

не

 

будет

 

эффективным

А

.

С

.

Макаренко

говоря

 

об

 

этой

 

стороне

 

воспитательного

 

процесса

подчер

-

кивал

что

 "

голодные

грязные

 

колонисты

рыскающие

 

в

 

поисках

 

пищи

пред

-


background image

29 
 

 

ставлялись

 

мне

 

неблагодарными

 

объектами

 

для

 

проповеди

 

какой

 

бы

 

то

 

ни

 

было

 

морали

...". 

Поэтому

 

решение

 

проблемы

 

создания

 

условий

 

для

 

прохож

-

дения

 

воинской

 

службы

 

является

 

благодатной

 

почвой

 

в

 

деле

 

повышения

 

дей

-

ственности

 

воспитания

.  

Содержание

 

воспитательной

 

работы

 

включает

 

в

 

себя

 

следующие

 

ос

-

новные

 

элементы

:  

определение

 

места

роли

научных

 

и

 

организационных

 

основ

 

воспи

-

тания

*  

постановку

 

целей

 

и

 

задач

 

воспитания

,  

т

.

е

целеполагание

*  

оптимальный

 

выбор

 

и

 

использование

 

методов

форм

средств

 

и

 

приемов

 

воспитания

изучение

 

и

 

учет

 

уровня

 

воспитанности

 

и

 

удовлетворенности

 

военно

-

служащих

согласованную

 

и

 

скоординированную

 

педагогическую

 

деятельность

 

командиров

органов

 

военного

 

управления

военкоматов

государственных

 

и

 

административных

 

органов

Воспитание

 

военнослужащих

 

начинается

 

с

 

целеполагания

которое

 

предусматривает

 

на

 

основе

 

общих

 

институциональных

 

целей

 

постановку

 

конкретных

 

целей

 

и

 

задач

 

воспитательной

 

работы

Цели

 

могут

 

быть

 

общими

касающимися

 

всего

 

процесса

 

воспитания

и

 

частными

ставящимися

 

на

 

от

-

дельном

 

этапе

 

воспитания

 

для

 

достижения

 

определенного

 

результата

Определение

 

и

 

постановка

 

частных

 

целей

 

воспитательной

 

работы

раз

-

работка

 

модели

 

военнослужащего

 

имеют

 

несколько

 

этапов

: 1) 

уяснение

 

со

-

временных

 

требований

предъявляемых

 

к

 

военнослужащему

государствен

-

ным

 

нормативным

 

документам

; 2) 

оценка

 

материальных

организационных

педагогических

 

возможностей

 

субъектов

 

воспитания

; 3) 

определение

 

качеств

 

военнослужащих

носящих

 

приоритетный

 

характер

; 4) 

планирование

 

кон

-

кретных

 

учебных

воспитательных

организационных

административных

 

и

 

иных

 

мероприятий

 

и

 

отдельных

 

воспитательных

 

актов

В

 

целом

 

воспитательная

 

работа

 

строится

 

на

 

системном

комплексном

 

и

 

оптимизационном

 

подходах

с

 

учетом

 

индивидуальных

возрастных

профес

-

сиональных

физиологических

 

и

 

психологических

 

особенностей

 

военнослу

-

жащих

И

 

базируется

 

она

 

на

 

знании

 

сущности

 

и

 

содержания

 

воспитания

его

 

основных

 

противоречий

 
 
 
 


background image

30 
 

 

ОСОБЕННОСТИ

 

ОРГАНИЗАЦИИ

 

ВОСПИТАНИЯ

 

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

-

ЖЕНЩИН

 

 

Процесс

 

реформирования

 

Вооруженных

 

Сил

 

России

 

сопровождается

 

устойчивой

 

феминизацией

1

 

воинских

 

коллективов

Начиная

 

с

 1993 

г

количе

-

ство

 

военнослужащих

-

женщин

 

в

 

воинских

 

коллективах

 

выросло

 

на

 21% 

и

 

продолжает

 

расти

В

 

условиях

 

увольнения

 

из

 

армии

 

все

 

большего

 

количества

 

офицеров

 

и

 

уклонения

 

от

 

службы

 

призывной

 

молодежи

 

женщины

 

как

 

субъ

-

ект

 

воинской

 

деятельности

 

расширяют

 

сферу

 

своей

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

В

 

современных

 

условиях

 

военнослужащие

-

женщины

 

выполняют

 

обязанности

 

военной

 

службы

 

уже

 

по

 112 

воинским

 

специальностям

психологи

военные

 

юристы

 

и

 

переводчики

связисты

медицинские

 

работники

преподаватели

 

и

 

научные

 

сотрудники

 

военно

-

учебных

 

заведений

операторы

 

компьютерных

 

систем

 

и

 

др

В

 

связи

 

с

 

этим

 

знание

 

индивидуально

-

психологических

 

особенностей

 

женской

 

психологии

форм

методов

 

и

 

способов

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

военнослужащими

 

женского

 

пола

 

является

 

необходимым

 

условием

 

эффективного

 

педагогического

 

влияния

 

на

 

воинские

 

коллективы

Ключевая

 

роль

 

в

 

исследовании

 

этого

 

процесса

 

принадлежит

 

новой

 

отрасли

 

педагогического

 

знания

 - 

гендерной

 

педагогике

изучающей

 

особенности

 

механизмов

 

и

 

моделей

 

полоролевого

 

взаимодействия

 

в

 

социальной

 

среде

В

 

Министерстве

 

обороны

 

РФ

 

на

 

начало

 2002 

г

проходили

 

военную

 

службу

 

более

 90 

тыс

военнослужащих

-

женщин

в

 

том

 

числе

 2,5 

тыс

жен

-

щин

-

офицеров

Из

 

них

 24 

полковника

, 167 

подполковников

 

и

 542 

майора

Тридцать

 

четыре

 

российские

 

женщины

-

офицеры

 

занимают

 

командные

 

долж

-

ности

В

 

военно

-

учебных

 

заведениях

 

Министерства

 

обороны

 

РФ

 

проходят

 

службу

 

более

 100 

женщин

-

офицеров

 

и

 

обучается

 

около

 150 

курсантов

-

девушек

 (

Военная

 

академия

 

РВСН

 

им

Петра

 

Великого

Ярославский

 

военно

-

финансовый

 

институт

 

и

 

Новочеркасский

 

военный

 

институт

 

связи

). 23%  

всех

 

военнослужащих

-

женщин

 – 

представители

 

семей

  (

жены

дочери

кадровых

 

военных

Исходным

 

положением

 

социально

-

педагогического

 

анализа

 

статуса

 

и

 

направленности

 

профессиональной

 

деятельности

 

военнослужащих

-

женщин

 

в

 

военно

-

социальной

 

среде

 

выступает

 

понимание

 

личности

 

женщины

 

как

 

ин

-

дивида

включенного

 

в

 

общую

 

систему

 

общественных

 

связей

 

и

 

отношений

регулирующую

 

социальный

 

опыт

нормы

 

и

 

формы

 

гендерного

 

взаимодейст

-

                                                 

Феминизация

  (

от

 

лат

. femina – 

женщина

) – 

процесс

 

усиления

 

роли

 

и

 

количества

 

женщин

 

в

 

различных

 

структурах

 

государственного

 

управления

социальных

 

и

 

про

-

фессиональных

 

группах