Файл: Калюжный А.С - Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 421
Скачиваний: 1
6
Во
-
первых
,
противоречие
между
необходимостью
неуклонного
прове
-
дения
в
жизнь
политики
государства
и
неопределенностью
курса
государст
-
ва
,
размытость
его
политики
.
Многие
офицеры
(
до
30 %
опрошенных
в
ходе
различных
социологических
исследований
)
ставят
закономерный
вопрос
:
какое
государство
необходимо
защищать
?
Демократическое
?
Но
сегодняш
-
нее
государство
на
практике
мало
похоже
на
демократическое
,
потому
что
не
выражает
интересы
большинства
различных
слоев
населения
,
которые
еле
-
еле
сводят
концы
с
концами
(
к
этим
слоям
относятся
и
офицеры
).
Существу
-
ет
коррупция
во
многих
министерствах
,
ведомствах
,
в
различных
эшелонах
власти
;
воровство
,
хищение
материальных
и
финансовых
средств
государст
-
ва
;
социально
-
психологическая
напряженность
в
обществе
(
неуверенность
в
завтрашнем
дне
,
бюрократия
и
чиновничий
произвол
,
террористические
ак
-
ты
,
разгул
бандитизма
,
убийства
высокопоставленных
лиц
,
неспособность
органов
МВД
защитить
жизнь
и
интересы
простых
граждан
и
др
.).
Негатив
-
ные
тенденции
усиливаются
,
но
государство
не
принимает
решительных
мер
по
наведению
порядка
в
стране
и
упрочению
его
демократических
основ
.
Во
-
вторых
,
противоречие
между
заинтересованностью
государства
в
сильной
,
боеспособной
армии
и
беспринципной
военной
политикой
государ
-
ства
в
области
оборонного
строительства
.
Производится
необоснованное
со
-
кращение
и
ликвидация
боеспособных
частей
и
соединений
,
увольняются
офицеры
,
в
том
числе
и
лучшие
профессионалы
.
В
-
третьих
,
противоречие
между
сохранением
конституционной
обя
-
занности
каждого
гражданина
,
связанной
с
выполнением
воинского
долга
и
намеренным
разрушением
идеалов
воинской
службы
путем
проведения
анти
-
армейских
кампаний
во
многих
средствах
массовой
информации
.
Это
спо
-
собствует
уклонению
части
призывной
молодежи
от
службы
в
армии
любой
ценой
.
В
-
четвертых
,
противоречие
между
необходимостью
укомплектования
армии
и
флота
лучшими
представителями
народа
и
падением
престижа
службы
офицера
.
Социальная
незащищенность
,
отсутствие
четкой
и
ясной
перспективы
привели
к
значительному
оттоку
из
рядов
Вооруженных
Сил
офицеров
(
особенно
молодых
).
Существует
еще
ряд
противоречий
,
которые
усложняют
реализацию
общественно
-
политической
функции
деятельности
офицера
,
а
именно
:
между
воинским
долгом
и
гражданскими
правами
;
между
необходимостью
для
офи
-
цера
сформированного
научного
мировоззрения
и
условиями
,
путями
его
формирования
;
между
офицерским
долгом
,
служебными
обязанностями
и
обеспечением
демократических
прав
личности
и
др
.
Для
разрешения
названных
противоречий
нужны
политическая
воля
руководителей
и
их
нравственная
ответственность
за
судьбу
страны
.
Встанет
7
с
колен
страна
,
возродится
былая
мощь
армии
и
флота
–
воспрянет
духом
офицерский
корпус
армии
,
поднимется
престиж
службы
офицера
.
Уже
сейчас
в
частях
остро
ставится
вопрос
формирования
и
развития
у
офицеров
научного
мировоззрения
,
идейной
убежденности
и
политической
зрелости
,
развития
у
них
политической
культуры
,
которая
в
самом
общем
виде
рассматривается
как
единство
политического
сознания
и
политического
действия
(
поведения
),
как
всесторонняя
политическая
осведомленность
и
способность
отстаивать
свои
политические
убеждения
аргументировано
и
убедительно
,
а
не
с
помощью
эмоций
.
Каждый
офицер
,
прежде
всего
военный
руководитель
,
поэтому
важное
значение
в
его
профессиональной
деятельности
имеет
организационно
-
управленческая
функция
.
Содержание
этой
функции
включает
организацию
,
планирование
,
проведение
учебных
занятий
и
воспитательных
мероприятий
,
упорядочение
,
регуляцию
различных
видов
деятельности
подчиненных
,
по
-
становку
задач
и
их
выполнение
,
контроль
исполнения
своих
распоряжений
,
мобилизацию
подчиненных
на
решение
конкретных
задач
,
управление
раз
-
личными
социальными
процессами
в
подчиненных
подразделениях
,
руково
-
дство
воинскими
коллективами
и
отдельными
военнослужащими
и
т
.
д
.
Про
-
тиворечивость
реализации
этой
важной
функции
в
деятельности
офицера
состоит
в
том
,
что
,
с
одной
стороны
,
значительно
усложнились
процессы
ор
-
ганизации
деятельности
подразделений
и
частей
,
а
с
другой
стороны
,
предъ
-
являются
новые
требования
к
управленческой
деятельности
офицеров
.
По
-
пытка
решить
новые
,
сложные
задачи
старыми
подходами
и
методами
не
всегда
дает
положительный
результат
.
Многим
офицерам
,
которые
руководят
подразделениями
,
различными
воинскими
коллективами
,
сегодня
не
хватает
специальных
знаний
по
теории
управления
,
у
них
подчас
слабо
развиты
организаторские
качества
,
умения
эффективно
руководить
подчиненными
.
Должностной
авторитет
в
работе
с
подчиненными
предпочитается
авторитету
личности
руководителя
,
требова
-
тельность
к
подчиненным
подчас
не
сочетается
с
уважением
личного
досто
-
инства
военнослужащего
и
проявлением
заботы
о
нем
.
В
отношении
с
под
-
чиненными
часто
допускаются
грубость
,
хамство
,
высокомерие
.
У
многих
руководителей
слова
расходятся
с
делом
,
отсутствует
личная
примерность
в
службе
,
поведении
,
общении
и
т
.
д
.
Это
наносит
серьезный
вред
авторитету
офицера
-
руководителя
,
подрывает
моральные
основы
управленческой
дея
-
тельности
офицерских
кадров
.
Формирование
и
совершенствование
у
офице
-
ров
управленческой
культуры
,
основанной
на
демократических
и
морально
-
нравственных
принципах
–
важнейшая
задача
в
воспитательной
работе
с
офицерами
частей
и
кораблей
.
8
Реализация
военно
-
педагогической
функции
в
деятельности
офицера
занимает
особое
место
.
Организация
и
осуществление
обучения
и
воспитания
подчиненных
в
целях
качественного
решения
задач
служебной
деятельности
,
поддержания
боеготовности
,
укрепления
воинской
дисциплины
,
формирова
-
ния
морально
-
политических
,
боевых
и
психологических
качеств
военнослу
-
жащих
требует
от
офицера
специальных
знаний
педагогики
и
психологии
,
методических
умений
и
навыков
,
педагогической
культуры
.
Сложность
и
противоречивость
педагогической
деятельности
офицера
в
части
заключается
в
том
,
что
,
с
одной
стороны
,
к
обучению
и
воспитанию
военнослужащих
предъявляются
высокие
требования
,
а
с
другой
–
для
реализации
задач
обу
-
чения
и
воспитания
все
еще
не
хватает
не
только
материальных
средств
,
учебной
базы
,
но
и
нет
возможностей
качественно
организовать
учебно
-
воспитательный
процесс
.
Сокращение
личного
состава
не
позволяет
развер
-
нуть
полноценную
учебно
-
боевую
деятельность
,
личный
состав
занят
несе
-
нием
службы
,
выполнением
различных
хозяйственных
работ
.
Хозяйственно
-
бытовые
проблемы
отнимают
все
время
,
учеба
остается
только
благим
наме
-
рением
.
В
этих
условиях
военнослужащие
не
получают
полноценной
боевой
подготовки
,
учеба
проводится
формально
,
а
офицеры
теряют
квалификацию
учителей
и
воспитателей
,
у
них
пропадает
всякий
интерес
к
военно
-
педагогической
деятельности
.
Нельзя
допускать
,
чтобы
так
продолжалось
и
дальше
.
В
армии
может
вырасти
целое
поколение
офицеров
,
которое
о
на
-
стоящей
боевой
учебе
будет
иметь
посредственное
представление
.
Военно
-
специальная
функция
в
деятельности
офицера
предполагает
выполнение
задач
военного
специалиста
,
знание
теории
и
практики
военного
дела
,
оружия
и
боевой
техники
своего
подразделения
,
части
,
корабля
и
веро
-
ятного
противника
,
его
сильных
и
слабых
сторон
.
Противоречивость
реали
-
зации
этой
функции
состоит
в
том
,
что
с
каждым
годом
происходят
измене
-
ния
качественных
и
количественных
характеристик
техники
и
вооружения
.
Все
меньше
в
войска
поступает
новой
техники
,
все
больше
остается
старой
,
выслужившей
положенный
срок
.
Новая
сложная
техника
требует
больших
материальных
и
финансовых
затрат
,
высокой
квалификации
специалистов
.
Несоблюдение
этих
требований
ведет
к
несчастным
случаям
.
Использование
старой
техники
,
выслужившей
положенные
сроки
,
также
становится
причи
-
ной
аварий
.
Нарушение
установленных
правил
эксплуатации
техники
и
воо
-
ружения
тоже
связано
с
квалификацией
специалистов
,
которая
заметно
сни
-
жается
из
-
за
сокращения
сроков
обучения
специалистов
,
материальной
не
-
обеспеченности
их
подготовки
.
Полеты
,
походы
,
боевые
стрельбы
,
вождение
техники
проводятся
все
реже
и
реже
.
В
своей
деятельности
офицер
реализует
и
административно
-
хозяйственную
функцию
.
Быт
военнослужащих
,
питание
,
одежда
,
размеще
-
9
ние
,
проживание
,
экология
воинской
части
и
городков
проживания
членов
семей
военнослужащих
и
много
других
вопросов
являются
предметом
вни
-
мания
офицеров
.
Здесь
тоже
немало
проблем
,
на
их
решение
уходит
очень
много
времени
,
материальных
и
финансовых
средств
.
Проявление
заботы
о
подчиненных
,
о
их
социальной
защищенности
,
знание
запросов
,
интересов
,
проблем
каждого
военнослужащего
,
оказание
им
помощи
во
многом
способ
-
ствуют
качественному
решению
других
очень
важных
задач
,
связанных
со
службой
.
Для
реализации
всех
перечисленных
функций
офицеру
недостаточно
быть
только
хорошим
командиром
или
специалистом
,
знатоком
военного
дела
,
уметь
управлять
подразделением
.
Необходимо
еще
быть
и
личностью
с
высоким
нравственным
потенциалом
,
образцом
для
подчиненных
.
Такие
по
-
нятия
,
как
честность
,
честь
,
скромность
,
простота
,
доступность
,
уважитель
-
ность
,
доброжелательность
,
принципиальность
,
убежденность
,
справедли
-
вость
,
офицерский
долг
должны
быть
наполнены
для
него
глубоким
содер
-
жанием
.
Высокий
профессионализм
офицера
в
сочетании
с
моральной
чисто
-
той
,
несомненно
,
привлекательны
для
подчиненных
и
вызывают
у
них
,
ува
-
жение
и
стремление
к
подражанию
.
Модель
современного
офицера
,
его
профессиональный
портрет
в
са
-
мом
общем
представлена
на
схеме
1.
Социальный
портрет
офицера
очень
разноплановый
.
Есть
одна
часть
офицеров
,
которые
отказались
от
идеалов
военной
службы
и
продолжают
служить
дальше
,
но
к
службе
должного
интереса
не
проявляют
,
многие
из
них
готовы
без
раздумий
уволиться
из
армии
.
Некоторым
из
них
присущи
безразличие
к
судьбе
армии
,
пассивность
в
самосовершенствовании
,
сниже
-
ние
уровня
культуры
(
общей
,
управленческой
,
педагогической
).
Есть
и
дру
-
гая
часть
офицеров
,
которые
проявляют
высокую
общественно
-
политическую
зрелость
,
совершенствуют
свою
военно
-
теоретическую
подго
-
товку
,
имеют
разносторонние
интересы
и
эрудицию
,
широкий
диапазон
ду
-
ховных
запросов
и
интересов
.
Они
оказывают
положительное
влияние
на
деятельность
воинских
коллективов
,
обеспечивают
их
слаженную
работу
,
поддерживают
уровень
боевой
готовности
,
проявляют
заботу
о
моральном
и
нравственном
облике
своих
подчиненных
.
К
сожалению
,
таких
офицеров
становится
все
меньше
,
и
необходимо
принять
меры
,
чтобы
как
можно
быст
-
рее
локализовать
эту
негативную
тенденцию
.
В
таких
сложных
условиях
дея
-
тельности
Вооруженных
Сил
большая
ответственность
ложится
на
командо
-
вание
,
штабы
и
органы
воспитательной
работы
,
которые
при
планировании
,
организации
и
осуществлении
воспитательной
работы
с
офицерским
соста
-
вом
исходят
из
соответствующих
требований
Концепции
воспитания
военно
-
служащих
2004
года
.
10
Офицер
-
профессионал
требования
к
профессиональной
деятельности
офицера
Основные
функции
профессиональной
деятельности
офицера
обществен
-
но
-
политиче
-
ская
организа
-
ционно
-
управлен
-
ческая
военно
-
педагогиче
-
ская
военно
-
специаль
-
ная
админист
-
ративно
-
хозяйст
-
венная
основные
профессиональные
качества
,
компоненты
мировоз
-
зренческие
:
убежден
-
ность
предан
-
ность
наро
-
ду
верность
идеям
организа
-
торские
:
распоряди
-
тельность
исполни
-
тельность
умение
ру
-
ководить
,
управлять
педагогиче
-
ский
такт
наблюда
-
тельность
направлен
-
ность
умения
обу
-
чать
,
вос
-
питывать
мышление
творчество
ответствен
-
ность
любовь
к
военной
профессии
настойчи
-
вость
мужество
отвага
решитель
-
ность
заботли
-
вость
вниматель
-
ность
заинтересо
-
ванность
Качества
личности
офицера
(
морально
-
нравственный
облик
)
Культура
политиче
-
ская
управлен
-
ческая
педагогиче
-
ская
специали
-
ста
общая
Схема
1.
Функционально
-
деятельностные
аспекты
профессионального
портрета
офицера
Особая
роль
в
организации
воспитательной
работы
принадлежит
за
-
местителю
командира
подразделения
по
воспитательной
работе
.
Свои
усилия
он
направляет
на
формирование
у
офицеров
готовности
беспрекословно
вы
-
полнить
приказ
;
чувства
офицерского
долга
,
чести
,
гордости
за
Вооруженные
Силы
Российской
Федерации
;
стремления
к
повышению
профессионального
мастерства
,
личной
ответственности
за
обучение
и
воспитание
военнослужа
-
щих
;
заботливое
и
уважительное
отношение
к
ним
.
Это
основная
целевая
установка
в
воспитательной
работе
с
офицерами
.
Обязанности
,
направления
воспитательной
работы
заместителя
командира
подразделения
по
воспита
-
тельной
работе
изложены
в
Уставах
Вооруженных
Сил
Российской
Федера
-
ции
,
приказах
и
директивах
министра
обороны
и
начальника
Главного
управ
-
ления
воспитательной
работы
(
ГУВРа
),
других
руководящих
документах
.
В
связи
с
этим
целесообразно
выделить
некоторые
особенности
воспитатель
-