Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 871

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичная задача стоит ныне перед православной церковной интеллигенцией, ибо велика и могуча культура Запада, но вместе с тем она надломлена и страдает неразрешимыми противоречиями. Мы не можем отвернуться от нее, но не можем и принять ее целиком, — наша задача в том и заключается, чтобы придать содержанию европейской культуры новый смысл, в создании православной культуры найти исцеление от той болезни, которой болен Запад. Мы должны вернуться в себе ко Христу и, найдя в Нем точку опоры, найдя в Церкви силу и благословение, работать над тем, чтобы вся жизнь вернулась ко Христу. Содержание православной культуры и должно сложиться, как постановка и решение вопросов духа и жизни на основе учения Христова.

------------------------

В настоящем этюде, посвященном развитию идеи православной культуры, не может быть места для того, чтобы давать подробную характеристику того, как мы мыслим это понятие в его конкретном содержании, — вообще не может быть места для конкретного построения системы православной культуры. Задача моя была иная — выставить самую идею православной культуры и обрисовать ее программу — как оцерковления всей жизни в духе Христовой свободы, — без гнушения плотью и миром и без использования внешних путей в строительстве Царства Божьего. Не могу лишь не упомянуть, что в идее православной культуры находит свою истинную и всеохватывающую формулировку та задача, к разрешению которой неуклонно стремилась русская культура XIX века, вся обвеянная духом Православия — нередко даже против своей воли и сознания. Гоголь и Достоевский были главными пророками грядущего построения культуры на началах Православия, — но кроме них, вольно и невольно, сознательно или бессознательно, многие, если не все деятели русской культуры, служили этому грядущему синтезу. Не буду сейчас входить в эту тему подробнее, ибо рассмотрение русской культуры под этим углом зрения потребует много места. Я упомянул о русской культуре, лишь в тех целях, чтобы указать, что в ней мы имеем уже начатки православной культуры — что своеобразие, внутренняя творческая сила и синтетическая задача русской культуры имеют свой источник не столько в натуральных исторических, географических или этнографических условиях русской жизни, сколько в том, что русская душа, питаясь Православием, мыслит и творит в свете его. Еще слабы ростки православной культуры, еще не осознана до конца ее задача, ее пути, но уже началось строительство православной культуры, почва взрыхлена, семена брошены, — всходят и всходы…



ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Вслед за Достоевским — религией человекобожества – для Достоевского - основная истина о человеке есть то, что человеку невозможно прожить без Бога; кто отвергает Богочеловечество, как откровение о человеке, находящем свою полноту в Боге, тот неизбежно впадает в человекобожество (см. В.В. Зеньковский. История русской философии, Ленинград, 1991, т. 1, ч. 2, с.236).
2. Можно конечно видеть сущность теократии в идее христианского универсализма — т.е. в коренном для христианства стремлении всю жизнь одушевить и осветить светом Христовым, все и всех привести к Христу, но здесь ничего не говорится о путях христианизации, между тем для теократии существенно использование эмпирической власти. Нельзя не пожалеть, что у многих писателей понятие теократии берется в первом смысле, что неизбежно порождает недоразумения.
3. Частное дело (нем.).
4. Конечно, я имею в виду “старый” протестантизм, а не новый, которому чужда идея церковной культуры.
5. Различие магии и мистики и покоится на признании необходимости или свободе в Боге, в Его явлении нам.




Сб. “Православие и культура”, Берлин, 1923 г.





  1. Православная культурология русской эмиграции И. Ильин: «Основы христианской культуры». Г. Федотов. О. Г. Флоровский и др.

Литература: Ильин И. Основы христианской культуры.// Одинокий художник. М. 1991; Федотов Г. О Святом Духе в природе и культуре. Древо на камне \\ Собр. соч. т.3; Флоровский Г. Вера и культура // Избранные богословские сочинения. М. 2000.


  1. Прп. Иустин Попович. Богочеловеческая и гуманистическая культура. Богочеловеческое просвещение. Папизм, гуманизм и истоки нигилизма.

Литература: Прп. Иустин Попович. Православная Церковь и экуменизм. М.1997. Прп. Иустин Попович. Достоевский о Европе и славянстве. СПб. 1998. Прп. Иустин Попович. На Богочеловеческом пути. СПб. 1999.


  1. Католическое учение о культуре. Р.Гвардини: «Конец Нового времени». Неотомизм Ж. Маритена. Католическая стратегия приспособления к современной культуре после II Ватиканского Собора.

Литература: Гвардини Р. Конец нового времени.// ж. «Вопросы философии», 1990, № 4; Маритен Ж. Культура и религия.// Знание и мудрость. М.1999; Документы II Ватиканского Собора 1964 г. М. 1999; Аверинцев С.С. Жак Маритен и католическая «теология искусства». // Религия и культура. М. 1981;

Католическая культурология.


РОМАНО ГВАРДИНИ (1885-1968)


Христианство – солнце, в лучах которого

мы видим все окружающие предметы,

весь мир, всю жизнь. На само солнце

мы смотреть не можем, но мы видим

все другое, благодаря его свету.

Честертон

РОМАНО ГВАРДИНИ (1885-1968) - немецкий мыслитель, итальянского происхождения, близок персонализму и экзистенциализму.

С 1910 года католический священник.

В 1917 г. выходит работа Гвардини «О духе литургии». Он принимает активное участие в литургическом движении.

Отказ от эстетического подхода к человеку и культуре.

Онтологизм - благоговейное отношение к бытию.


Понятия:

Основные черты новоевропейской культуры:

1. Новое «естественное» понятие природы. Природа выступает мерилом всего человеческого (примеры: естественный человек, общество, образ жизни, воспитание);

Новоевропейское понимание природы связано с новым идеализированным восприятием античности. «Классическое в сфере культуры - это естественное».

2. Понятие субъективности, «я». Саморазвивающаяся личность (Personlichkeit). Логический, этический и эстетический субъект, «есть то Первое, дальше чего мышление не может проникнуть. Субъект автономен, самостоятелен и обосновывает собой смысл духовной жизни» (ВФ, 1990, №4, с.139).

3. Между природой и личностью-субъектом возникает мир человеческого творчества. Это и есть культура.

Средневековье создало «культуру высшего уровня». Культурное творчество здесь есть служение, выражающее послушание Творцу.


В Новое время мир из творения превращается в природу. Человеческая деятельность из послушания и служения Творцу - в самостоятельное творчество. Человек из исполнителя воли Творца превращается в созидателя, господина собственного существования (с. 140).

Все сферы культуры - наука, политика, искусство, экономика, педагогика отделяются от веры и строят себя автономно, обеспечивают сами себя. Культура в Новое время и совокупность всех этих сфер, и их основание. Культура – это уже «самостоятельное человеческое созидание, противостоящее Богу и Его Откровению (с 140).

Культура Нового времени с одной стороны возвышает человека за счет Бога, против Бога, с другой - принижает его, делает частью природы. Таким образом, человеческое существо претерпело в Новое время роковые искажения и разрушения.

Будущее будет построено на синтезе двух явлений: «негуманного человека» и «негуманной природы».

Культура Нового времени неверно видело человека, пыталась заключить его в ложные механические, биологические, психологические и социологические категории. По Гвардини - человек – это конечное лицо, призванное Богом, встречающееся с вещами и другими лицами и наделенное дивной и страшной свободой» (с.152).

Главная опасность новой культуры - власть человека над сущим. Убеждение в том, что увеличение власти есть прогресс. Власть демонизируется, на протяжении Но­вого времени власть непрерывно растет. Но все сущее имеет хозяина, который несет ответственность. Когда человек отказывается от ответственности, сущим начинает управлять бессознательное анонимное хаотическое начало и принадлежащей человеку властью, за которую не несет ответственности его совесть, овладевают демоны. Они начинают управлять властью человека, через его естественные инстинкты, логику и себялюбие.

«Мятежная вера в автономию» сделала Новое время слепым. Но культура, согласно Гвардини – это не благополучная безопасность. Изначально, простейший смысл культуры виделся в безопасности. Но сегодня опасность возникла изнутри самой культуры. Ее источник - власть. У человека есть власть над вещами, но нет власти над своей властью. Человек оказался не подготовлен к «чудовищному взлету своей власти».

«Некультурная культура» будущего востребует от человека христианина три добродетели: серьезность, храбрость, аскеза.

«В Новое время создается нехристианская, даже антихристианская форма жизни и «культура». Отрицание сначала направлено лишь против содержания Откровения, но не против развившихся под его влиянием этических ценностей, индивидуальных или социальных. Напротив, культура Нового времени утверждает, что как раз на этих ценностях она и строится…ценность личности, индивидуальной свободы, ответственности и достоинства, взаимного уважения поддержки… На самом деле, по мысли Гвардини, эти ценности и установки связаны с Откровением» (с.159).


Культура Нового времени, абсолютизировав личность, оторвала ее от корней Божественного Откровения. Но отвергнув Откровение, Новое время потеряло (утратило) личностное начало. Откровение - это не субъективные переживания, а сама явленная Истина.


Прогноз культуры будущего.


Резкое наступление нехристианского существования (новое язычество). Культурное достояние Церкви не избежит всеобщей участи – распада.

Сегодня Церковь еще хранит великие культурные традиции. В отношении к Богу на передний план выйдет послушание.Ключ к будущему: если человек сделает волю Божию и Царство Его своей первой заботой, ход вещей вокруг него изменится (Мф.6,33). «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его и это все приложится вам».

КУЛЬТУРОЛОГИЯ ЖАКА МАРИТЕНА (1882-1973)

Работы по культурологии:Искусство и схоластика(1922)Антимодерн(1922)Размышления о разуме и о его жизни(1924)Границы поэзии(1926)Религия и культура(1930)Наука и мудрость(1935)Сумерки цивилизации(1939)Разум и основания(1948)Литургия и созерцание(1959)

Культурология Маритена общепризнана на II Ватиканском соборе ( в Соборной конституции «О Церкви в современном мире»).Культура связана с самосовершенствованием субъекта. Человек реализует в культурной деятельности 3 «естественных цели»:1. Покорение природы и завоевание автономии для человечества;2. Прогресс знания, искусства, морали;3. Манифестация всех возможностей человеческой природы. История европейской культуры это эволюция измененного сознания или гуманистической культуры. Христианский либеральный идеал культуры Маритена можно назватьхристианским гуманизмом. Сам Маритен назвал его «интегральный гуманизм».Маритен – критик романтического культа переживания теургизма Вагнера, символизма и т. понятие ведут к …….. …. искусства. По поводу Р. Вагнера он писал: «Чувственность Вагнера до такой степени сублимирована в его оперировании музыкой, что «Тристан» не пробуждает иных образов, кроме чистой сущности любви…Байрейт - не небесный Иерусалим. Вот как искусство извлекает пользу из всего, даже из греха».[Самосознание, с.174-175]. Идеал художественного творчества – не романтический экстаз, самовыражение, эстетизм, а отображение объективно сущей гармонии бытия, как некоторого мерила красоты. Художник, прежде чем художник, человек.Однако, критика Маритеном романтического субъективизма не учитывает человеческой душевности, так ценимого в культуре Нового времени. Христианский экзистенциалист Г. Марсель критикует «догматическую рациональность» Ж. Маритена:современный человек не может абстрагироваться от Weltanschauung (романтическое мировоззрение). Он должен признать, что романтический опыт живет в нем, хотя бы на правах соблазна. [цит. по: Самосознание европейской культуры, М.991,с.161-162]. Библиография.

1.Аверинцев С.С. Жак Маритен, неотомизм и католическая теология искусства. // Религия и литература; также: «ВЛ», 1968, №1, с.132-153.


  1. Аверинцев С.С. Между средневековой философией и современной реальностью. // Жильсон Э. Избранное. Т.1. Томизм. М. 1992.

  2. Бальтазар Х.У. ф. Достойна веры лишь любовь. М. 1997, с.124.

  3. Бальтазар Х.У. ф.Ты имеешь глаголы вечной жизни. М. 1992, с.206.

  4. Гайденко П.П.Философия культуры Романо Гвардини. // Вопросы философии, 1990, №4, с.121-126.

  5. Гвардини Конец нового времени.//Вопросы философии, 1990, 4, с. 127-163.

  6. Гвардини Р. Господь.//Брюссель,1995.

  7. Гуардини Р. О Церкви. М. 1995.

  8. Гвардини Р.Человек и вера. Брюссель.1994.

  9. Иоанн Павел II. Вера и разум. Изд-во францисканцев. 1992.

  10. Лобкович Н. Что случилось с томизмом. // ВФ, 1997, №1, с.93-106.

  11. Лобкович Н. Христианство и культура. // ВФ, 1993, №3, с.71-81.

  12. Маритен Ж. Метафизика и мистика. // Путь, Москва, 1992, с.209-218.

  13. Маритен Ж. Религия и культура. // Знание и мудрость. М. 1999.

  14. Маритен Ж. Ответственность художника.// Самосознание европейской культуры 20-го века. М. 1991. с.171-207.

  15. Маритен Ж. Философ в мире. М.1994.

  16. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. // Проблема человека в западной философии. М. 1988. с. 229-260.

  17. Неотомизм. // Философская энциклопедия. т.4. М.

  18. Работы Э.Жильсона по культурологии и философии. Реф. сб. Вып.1, М. ИНИОН. 1987.


Учение II Ватиканского Собора о культуре

Глава II. О необходимом содействии прогрессу культуры



53. (Введение). Человеческой личности свойственно достигать подлинной и полной человечности только через культуру, то есть развивая природные блага и ценности. Следовательно, всякий раз, когда речь идёт о человеческой жизни, природа и культура связаны самым тесным образом.

Словом “культура” в общем смысле обозначается всё то, благодаря чему человек утончает и развивает различные душевные и телесные [426] дарования; своими познаниями и трудом старается подчинить своей власти весь мир; делает более гуманной общественную жизнь и в семье, и во всём гражданском сообществе вследствие прогресса нравов и установлений; наконец, на протяжении веков выражает, сообщает и сохраняет в своих творениях великий духовный опыт и возвышенные устремления, чтобы они послужили на пользу многим — более того: всему роду человеческому.

Из этого следует, что человеческая культура неизбежно предполагает аспект исторический и социальный, а слово “культура” зачастую получает социологический и даже этнологический смысл. В этом смысле речь идёт о множественности культур. Ведь различия в тех способах, к которым люди прибегают в обращении с вещами, в труде и самовыражении, в религиозной практике и нравственном воспитании, в законодательстве и создании юридических установлений, в развитии наук и искусств и в преклонении перед прекрасным, приводят к тому, что возникают различные уклады общественной жизни и различные формы отношения к жизненным благам. Так из традиционных установлений создаётся наследие, свойственное человеческому обществу. Так складывается и определённая историческая среда, в которой оказывается человек, к какому бы народу или эпохе он ни принадлежал, и из которой он черпает блага для развития человеческой и гражданской культуры.