Файл: Пособие 1С Бухгалтерия 8.1 2010.doc

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 5218

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учет приобретения или создания ОС

Для учета вложений во внеоборотные активы, то есть – для учета затрат, формирующих первоначальную стоимость основных средств, используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», рис. 57.



Рис. 57. Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»


Аналитический учет по счету 08 и его субсчетам организован в разрезах отдельных объектов строительства (Субконто 1) и статей затрат (Субконто 2). Для некоторых субсчетов заведены субконто Номенклатура (Субконто 1), Партии (Субконто 2 – в том случае, если в организации применяется партионный учет) и Склады (Субконто 3).

Для учета оборудования, которое требует монтажа, используется счет 07 «Оборудование к установке». На этом счете учет ведется в разрезе номенклатурных позиций (Субконто 1), партий (Субконто 2) и складов (Субконто 3). Рассмотрим схемы бухгалтерских записей по основным средствам в зависимости от способов поступления в организацию и от особенностей ОС.

Общие схемы бухгалтерских записей по учету приобретения или создания ОС

Если организация приобретает основное средство, не требующее монтажа, это отражается следующим образом: Д08 К60 – На стоимость объекта ОС без НДС

Д19 К60 – НДС

Д01 К08 – Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости

Если организация приобретает ОС, требующее монтажа, это отражается так:

Д07 К60 – На стоимость объекта ОС без НДС

Д19 К60 – НДС

Д08 К07 – Передача объекта ОС для монтажа

Д08 К60 – Приняты к учету монтажные работы, произведенные сторонней организацией

Д19 К60 – НДС по монтажным работам

Д08 К10 – Списаны материалы, требующиеся для монтажа

Д08 К70 – Начислена заработная плата работникам организации, участвующим в монтаже

Д08 К69 – Отчисления на социальные нужды

Д01 К08 – Принят к учету объект ОС по первоначальной стоимости

При строительстве объекта ОС с использованием услуг сторонних организаций может использоваться следующая схема записей:

Д08 К60 – Приняты к учету работы по постройке ОС

Д19 К60 – НДС

Д01 К08 – Принят к учету объект ОС

При строительстве объектов ОС, требующих монтажа, с использованием услуг сторонней организации их принятие к учету будет выглядеть так:

Д07 К60 – Приняты к учету работы по постройке ОС, которое требует последующего монтажа

Д19 К60 – НДС

Д08 К07 – ОС сдано в монтаж

Д08 К60, 10, 70 и т.д. – Отражены затраты на монтаж, в т.ч. оплата услуг сторонних организаций, израсходованные материалы, заработная плата и т.д.

Д19 К60 – НДС при использовании услуг сторонних организаций в монтаже

Д01 К08 – Принят к учету объект ОС

При строительстве объекта ОС собственными силами на счете 08 собирают затраты на создание объекта ОС, которые, в итоге, дают его первоначальную стоимость, по которой он и принимается к учету.

Рассмотрим порядок работы в 1С:Бухгалтерии при принятии к учету нового объекта ОС.



Приобретение ОС

Для работы с ОС предусмотрено множество специализированных документов. Однако, такая важная операция, как приобретение объекта ОС, оформляется с помощью обычного документа, используемого для учета поступления товаров и услуг.

Рассмотрим следующий пример:

16 января 2009 года в организацию от ООО «Технодрайв» поступил (Накладная №23 от 16.01.09) цветной лазерный принтер Epson стоимостью 47200 рублей, в т.ч. НДС 7200 рублей. Поставщик выписал счет-фактуру №21 от 16.01.09. Принтер оприходован на Основной склад по приходному ордеру №17 от 16.01.09.

Создадим новый документ Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг). При создании нового документа выберем тип документа Оборудование. Вот как выглядит форма документа (рис. 58).



Рис. 58. Форма документа Поступление товаров и услуг


Заполняем документ следующим образом:

В поле Контрагент вводим информацию о контрагенте, в поле Договор – договор, соответствующей данной поставке. Информацию о договоре в такой операции можно ввести по нажатию кнопки с тремя точками после заполнения поля Контрагент (рис. 59).



Рис. 59. Ввод информации о договоре с поставщиком


Теперь нужно заполнить вкладку Оборудование. Создадим новую стоку табличной части Оборудование и введем информацию о приходуемом принтере.

Надо отметить, что в справочнике Номенклатура предусмотрена специальная номенклатурная группа для хранения в ней информации об объектах основных средств. Для того, чтобы к приходуемому на склад основному средству были применены правильные настройки, касающиеся, в частности, счетов учета, его нужно разместить в группе Оборудование (объекты основных средств), рис. 60.



Рис. 61. Ввод информации о купленном принтере в справочник Номенклатура, в группу Оборудование


Когда только что созданная и размещенная в нужной группе номенклатурная позиция будет выбрана в соответствующей позиции строки таблицы, некоторые данные, в частности, счета учета, будут заполнены автоматически. Другие данные нужно заполнить в соответствии с поступившим в организацию договором. Вот как выглядит документ на данном этапе заполнения (рис. 62).



Рис. 62. Ввод информации о принтере в документе


Обратите внимание на то, что, заполняя документ, нужно настроить информацию о ценах и валюте, применяемых в документе. Мы сделали это, выбрав тип цен при заполнении параметров договора с поставщиком. Так же это можно сделать, нажав кнопку Цены и валюта, которая расположена в панели инструментов документа и выставив в появившемся окне нужные параметры (рис. 63). Выбран такой способ расчета, который выделяет НДС из полной стоимости документа.



Рис. 63. Окно настройки параметров валюты и цены


Теперь перейдем на вкладку Дополнительно и введем информацию о приходном ордере, которым принтер оприходован на склад и о лице, ответственном за операцию (рис. 64).




Рис. 64. Ввод данных о приходном ордере во вкладку Дополнительно


На вкладке Счета учета расчетов должны быть указаны счета 60.01 и 60.02.

Теперь решим вопрос со счетом-фактурой. Так как мы получили счет-фактуру, перейдем на вкладку Счет-фактура (рис. 65).



Рис. 65. Заполнение вкладки счет-фактура


Здесь установим флажок Предъявлен счет-фактура и заполним поля Номер входящего счета-фактуры и Дата входящего счета-фактуры.

Эта вкладка заполняется в том случае, если счет-фактура поступает вместе с товаром. Если, например, счет-фактура поступила позже или счетов-фактур несколько – нужно воспользоваться ссылкой Ввести счет-фактуру.

Из формы документа Поступление товаров и услуг можно распечатать несколько печатных форм (нажимая на кнопку Печать и выбирая нужные документы). В частности, это следующие:

  • ТОРГ-12 (Товарная накладная за поставщика с услугами);

  • ТОРГ-4 (Акт о приемке товара без счета поставщика);

  • М-4 (Приходный ордер);

  • ОС-14 (Акт о приеме оборудования);

  • Расчет-справка при расчетах в условных единицах;

  • Приходная накладная.

Надо отметить, что проведение подобных документов (так же, как, например, проведение ПКО и РКО) производится после того, как на выведенных печатных формах будут «собраны» необходимые подписи и печати.

Посмотрим, как документ повлиял на состояние учета, нажав кнопку Дт/Кт в панели инструментов списка документов. На рис. 66 вы можете видеть проводки, которые документ сформировал в бухгалтерском учете.



Рис. 66. Проводки, сформированные в бухгалтерском учете при поступлении объекта ОС


В налоговом учете документ сформировал следующую запись (рис. 67).



Рис. 67. Проводки, сформированные в налоговом учете при поступлении объекта ОС



Приобретение ОС, требующего монтажа

Рассмотрим следующий пример.

20 января 2009 года в организацию от ООО «Технодрайв» поступили следующее оборудование для деревообработки (Накладная №24 от 20.01.2009):

  • станок деревообрабатывающий стоимостью 188800 руб, в т.ч. НДС 28800 руб.

  • монтажные приспособления для станка стоимостью 35400 руб., в т.ч. НДС 5400 руб.

Поставщик выписал счет-фактуру №25 от 20.01.2009. Оборудование оприходовано на Оптовый склад покупных товаров по приходному ордеру №18 от 20.01.09.

Оприходование поступившего оборудования проводим документом Поступление товаров и услуг (Покупка > Поступление товаров и услуг) с видом операции Оборудование.

Документ заполняется точно так же, как заполнялся документ по приемке оборудования не требующего монтажа за исключением одной очень важной детали. Номенклатурные позиции, которые хранятся в справочнике Номенклатура и вносятся в документ при заполнении табличной части Оборудование, должны быть записаны в справочник в группе Оборудование к установке (или в другой группе, в которой вы собираетесь хранить сведения об оборудовании к установке при условии верной настройки счетов учета). Для этой группы установлен следующий порядок учета (рис. 68).




Рис. 68. Счета учета номенклатуры для группы Оборудование к установке


А именно, оборудование относят на счет 07 «Оборудование к установке», учет НДС ведется так же, как и при приемке оборудования сразу на счет 08.

На рис. 69 вы можете видеть документ с заполненной шапкой и вкладкой Оборудование.



Рис. 69. Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Оборудование


На рис. 70 вы можете видеть вкладку Дополнительно.



Рис. 70. Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Дополнительно


На рис. 71* показана вкладка Счет-фактура.



Рис. 71. Документ Поступление товаров и услуг, вкладка Счет-фактура


Теперь можно сохранить и провести документ (кнопка ОК) и посмотреть (рис. 72), какие проводки он сформировал.



Рис. 72. Документ Поступление товаров и услуг, проводки


Принятие объекта ОС к учету

Для того, чтобы принять к учету основное средство, воспользуемся документом Принятие к учету ОС (ОС > Принятие к учету ОС). При создании документа можно выбрать один из трех его типов, которые различаются способами принятия ОС к учету:

  • Оборудование. Этот тип документа применяется при принятии учета оборудования, первоначальная стоимость которого сформирована на счете 08.04. Сейчас мы воспользуемся именно этим документом.

  • Объекты строительства. Этот документ можно использовать для принятия к учету объектов, данные о которых хранятся на счете 08.03

  • По результатам инвентаризации. Если объект ОС обнаружен в результате инвентаризации – он должен быть учтен в составе ОС, это можно сделать с помощью данного документа.

Создадим документ Принятие к учету ОС с типом Оборудование. На рис. 73 вы можете видеть его форму.



Рис. 73. Документ Принятие к учету ОС


Рассмотрим особенности заполнения вкладки Основные средства.

В поле Оборудование следует указать (воспользовавшись справочником Номенклатура) оборудование, которое мы хотим принять к учету как основное средство.

В поле Склад нужно указать склад, на котором учитывается оборудование.

Счет (БУ) и Счет (НУ) оставляем без изменений – ведь информация о первоначальной стоимости оборудования хранится именно на счете 08.04.

Табличная часть Основные средства содержит информацию об объектах ОС, которые мы будем принимать к учету.

При вводе информации в это поле, нам понадобится создать элемент справочника Основные средства (рис. 74).



Рис. 74. Форма элемента справочника Основные средства


На рис. 75 вы можете видеть документ Принятие к учету ОС с заполненной вкладкой Основные средства.



Рис. 75. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Основные средства


Обратите внимание на поле Инв. №. По умолчанию оно устанавливается равным коду элемента справочника Основные средства. При необходимости его можно вручную изменить на другой номер. Это может быть нужно в том случае, если в вашей организации действует особый порядок назначения инвентарных номеров объектам ОС.


Теперь рассмотрим заполнение вкладки Общие сведения. На рис. 76 приведена уже заполненная вкладка.



Рис. 76. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Общие сведения


Справочник События с основными средствами содержит наименования событий с основными средствами. При установленной галочке Ввести в эксплуатацию одновременно с принятием к учету он содержит единственное событие – Принятие к учету с вводом в эксплуатацию.

Поле Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости) позволяет выбрать способ учета амортизации. Выбор способов учета амортизации ведется из справочника Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости).

Теперь укажем подробности об отражении объекта в бухгалтерском и налоговом учете. На рис. 77 вы можете видеть заполненную вкладку Бухгалтерский учет.



Рис. 77. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Бухгалтерский учет


Рассмотрим заполнение реквизитов группы Общие сведения.

В поле Порядок учета можно выбрать один из следующих параметров:

  • Начисление амортизации;

  • Начисление износа;

  • Списание при принятии к учету;

  • Отражение в составе МПЗ;

  • Стоимость не погашается;

При выборе того или иного параметра меняется состав реквизитов на вкладке для того, чтобы настроить особенности принятия учету, характерные для выбранного порядка учета.

Рассмотрим заполнение реквизитов группы Параметры начисления амортизации.

Счет начисления амортизации: 02.01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01».

Флаг Начислять амортизацию нужно установить для того, чтобы на ОС начислялась амортизация;

Поле Способ начисления амортизации позволяет выбрать из следующих способов:

  • Линейный способ;

  • Способ уменьшаемого остатка;

  • По сумме чисел лет срока полезного использования;

  • Пропорционально объему продукции (работ);

  • По единым нормам амортизационных отчислений;

  • По единым нормам амортизационных отчислений (на 1000 км. пробега).

Заполнив вкладку Бухгалтерский учет перейдем к заполнению вкладки Налоговый учет (рис. 78).



Рис. 78. Документ Принятие к учету ОС, вкладка Налоговый учет ОС


Заполнение этой вкладки похоже на заполнение вкладки Бухгалтерский учет, однако здесь есть некоторые тонкости. Ведь эта вкладка нужна лишь для учета расходов организации для целей налога на прибыль, поэтому здесь, например, нет информации о материально-ответственном лице.

В группе параметров Общие сведения нам предлагают заполнить поля Счет учета (01.01) и Порядок включения стоимости в состав расходов. Это поле может содержать одно из трех значений, выбор которых влияет на состав параметров вкладки Налоговый учет:

  • Начисление амортизации;

  • Включение в расходы при принятии к учету;

  • Стоимость не включается в расходы;

После заполнения этого документа можно распечатать форму ОС-1, после подписания которой документ можно провести. Рассмотрим проводки, которые сформированы документом (рис. 79).