ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2020
Просмотров: 2083
Скачиваний: 22
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ЯЗЫК
И РЕЧЬ В АСПЕКТЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА
Основной
экстралингвистический фактор,
определяющий характеристики спонтанного
и подготовленного, как устного, так и
письменного дискурса — это фактор
ограничения по времени в момент
порождения речевого отрезка.
Таким
образом, «речь — это не простая
вербализация, подыскивание и
наклеивание словесных ярлычков к
мыслительным сущностям; это творческая
интеллектуальная деятельность,
включенная в общую систему психической
и иной деятельности человека»1.
При этом в зависимости от разных ситуаций
возможна разная степень их взаимного
наложения.
Идея
фазового структурирования речевого
акта принадлежит Л. С. Выготскому,
который представлял его как «движение
от мотива, порождающего какую-либо
мысль, к оформлению самой мысли, к
опосредованию ее во внутреннем слове,
затем в значениях внешних слов и,
наконец, в словах»2.
Идеи
Л. С. Выготского были развиты А. А.
Леонтьевым3,
который последовательность этапов
речепорождения представлял следующим
образом:
Система
мотивов. При этом мотив понимается не
как изолированный фактор, а система
внеречевых факторов, образующих
мотивацию речевого действия.
Первичная
ориентировка в проблемной ситуации и
формирование речевой (коммуникативной)
интенции, порождаемой мотивацией
и первичной ориентировкой.
Внутренняя
программа речевого действия. При этом
под программированием понимается
процесс опосредования речевой
интенции кодом личностных смыслов. На
этом этапе говорящий принимает
решение о характере высказывания.
Реализация
внутренней программы, содержащая два
относительно независимых процесса
— семантическую и грамматическую
реализацию. Переход к коду осуществляется
в два этапа. Сначала происходит переход
от смыслов, закрепленных в субъективном
коде, к значениям «внешних» слов
реального языка, а затем «превращение
грамматики смыслов в грамматику слов,
так как мысль иначе построена, чем ее
речевое выражение».
Процесс
акустико-артикуляторной и моторной
реализации программы следует после
выбора синтаксической структуры
1 Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М.: Смысл, 1999. — С. 119.
2 Выготский
Л.С. Избранные
психологические исследования. — М.,
1956. — С. 380—381.
3 Леонтьев
А.А. Психология
общения. — М.: Смысл, 1999.
высказывания
и предшествует звуковому осуществлению
высказывания.
6)
Фонация, осуществляемая на основе
акустико-артикуля- ционной реализации
и моторного программирования,
накладывающаяся на семантико-грамматическую
реализацию.
В
соответствии с указанными фазами
порождения речевого высказывания
необходимо учитывать следующие факторы,
определяющие этап ориентировки и
планирования на этапе порождения
высказывания:
мотивация
общения;
социально-психологические
функции общения в современном
обществе;
личностные
факторы, определяющие процесс общения,
такие как роль и направленность
личности;
установка
на собеседника в разных ее аспектах;
микросоциологические
факторы интеракции;
ситуативные
факторы ориентировки: пространственные
и временные условия контакта, влияние
дефицита времени на интеракцию, роль
социальной ситуации, речевой этикет;
социальная
техника общения в связи с речевыми и
неречевыми компонентами.
А.
Р. Лурия процесс порождения высказывания
представляет следующим образом. В
начале процесса находится мотив,
возникновение мысли или общей схемы
того содержания, которое впоследствии
должно быть воплощено в высказывании,
то есть иными словами — замысел. Далее
— этап внутренней речи, имеющей
решающее значение для перешифровки,
перекодирования замысла в развернутую
речь и для создания порождающей
(генеративной) схемы развернутого
высказывания. Она имеет свернутый,
сокращенный характер и в то же время
является предикативной и опирается на
схемы семантической записи с ее
потенциальными связями. Затем формируется
глубинно- синтаксическая структура и
только после этого развертывается
внешнее речевое высказывание, опирающееся
на поверхностно-синтаксическую
структуру1.
Для
понимания процесса порождения речи
крайне важны основные положения,
сформулированные Н. И. Жинкиным, который
полагал, что внутренняя речь пользуется
особым
1
Лурия А.Р.
Речь и мышление. — М.,1975.
60
41
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В АСПЕКТЕ...
предметно-схемным,
но не вербальным кодом. Слова не хранятся
в памяти в полной форме и каждый раз
как бы синтезируются, отбираются и
сочетаются друг с другом по определенным
семантическим правилам.
Таким
образом, принципиально важным является
то, что в механизме порождения устной
речи предопределены следующие
основные моменты:
синтаксическая
структура высказывания не задана с
самого начала и достраивается
непосредственно в самом процессе
порождения речи;
помимо
внутреннего семантико-синтаксического
программирования высказывания
происходит его моторное программирование,
которое не может предшествовать
синтаксическому прогнозированию;
сбой в реализации семантико- синтаксической
программы должен приводить к сбоям
артику- ляторной программы;
выбор
слов определяется их ассоциативно-семантическими
характеристиками, звуковым обликом и
их субъективно- вероятностной
характеристикой.
Одно
и то же слово может являться в трех
видах — как видимое, слышимое и
произносимое. Можно говорить о трех
типах кодов: буквах, звуках и речедвижениях.
Под кодом понимается перечень сигналов
определенной материальной природы и
правил их комбинации. Существуют
определенные правила перехода от
сигналов одной материальной природы
к сигналам другой природы:
чтение
— это переход от букв к звукам;
устная
речь — переход от речедвижений
(внутренней речи) к звукам;
письменная
речь — переход от представляемых
звуков к буквам.
Первичным
кодом является речедвигательный,
производным от него является звуковой,
а затем и буквенный код1.
Существенное
отличие устной речи от письменной
заключается в том, что при спонтанном
порождении устной речи нет времени для
отбора слов. В ней используются те
слова, которые находятся наготове. При
неразработанности активного словаря
(недостаточной сформированности
механизма подбора
1
Жинкин Е.И.
Язык. Речь. Творчество. — М.: Лабиринт,
1998. — С.329.
адекватных
слов) и некоторой сложности речевого
задания в неподготовленной речи будут
проскальзывать неадекватные теме
слова, появятся оговорки, замены,
исправления по ходу речи, паузы и т. д.
4.
Понятие речевой деятельности и языковой
личности в аспекте речеведения
Теоретическая
и практическая разработка проблемы
идентификации личности, наряду с
диагностикой психо-эмоцио- нальных
состояний и других обликовых характеристик
личности, авторизацией письменных
текстов тесно связана с общей парадигмой
речевой деятельности и языковой
личности.
Если
деятельность — это совокупность
действий, подчиненных «представлению
о том результате, который должен быть
достигнут», как определенной цели, то
коммуникативная деятельность — это
совокупность действий, подчиненных
определенной коммуникативной цели.
В психологических и лингвистических
исследованиях, наряду с понятием
«коммуникативная деятельность», широко
используются понятия «коммуникативное
поведение» и «речевое поведение»,
«коммуникативный акт» и «речевой акт».
Обычно эти термины даются как синонимичные
или между ними устанавливается
соотношение части- целого
(коммуникативное
и
речевое поведение
как синонимы, коммуникативный
акт — более
широкое понятие,
речевой акт
— более узкое понятие). На самом деле
эти понятия мы разведем иным образом.
Поскольку поведение — это внешнее
проявление деятельности, мы не
разграничиваем термины «коммуникативная
деятельность» и «коммуникативное
поведение», но обязательно разграничиваем
термины «коммуникативное поведение»
и «речевое поведение».
Под
коммуникативным поведением
мы понимаем процесс установления
отношений с целью обмена информацией
между коммуникантами, а под
речевым поведением
— процесс использования в речи
языковых знаков как деятельность,
осуществляемая с помощью естественного
языка, языковой системы. Следовательно,
речевое поведение
— это один из способов проявления
коммуникативного поведения, а между
понятиями «коммуникативное поведение»
и «речевое поведение» мы устанавливаем
соотношение процесса и способа его
реализации,
62
63
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В АСПЕКТЕ...
что
может быть описано следующим образом:
что? — с помощью чего?
Данный вывод легко подтвердить наиболее
распространенной ситуацией, когда
речевое поведение является способом
осуществления коммуникации, так как в
большинстве случаев информация в
ситуациях общения передается именно
с помощью языка.
Коммуникативный
акт — это
элемент коммуникативного поведения,
потока коммуникации как взаимодействия
между коммуникантами, один из которых
является адресантом, а другой
адресатом (если взять одну любую
временную точку, такое разграничение
должно быть признано обязательным).
Речевой акт
— это элемент речевого поведения,
речевого потока как процесса обмена
сообщениями, оформленными с помощью
естественного языка.
Однако
и такое определение исходных понятий
оказывается недостаточным. Это
происходит, в первую очередь, из-за
различного толкования слова
«коммуникативный». Оно происходит от
английского слова
communicative,
которое является
многозначным: 1) общительный,
разговорчивый; 2) коммуникационный1.
Очевидно, что эти значения тяготеют к
разным смыслам слова «коммуникация»:
второе значение в большей степени
характеризует коммуникацию как процесс
в целом, а первое — коммуникацию в узком
смысле, как собственно контакт, даже
скорее такую разновидность контакта,
как диалог. Поэтому, строго говоря,
при переводе на русский язык необходимо
было использовать два слова —
«коммуникационный» (в широком смысле)
и «коммуникативный» (в узком смысле).
К сожалению, уже сложилась научная
традиция употребления только слова
«коммуникативный» в двух этих смыслах,
и мы не будем от нее отступать. Таким
образом, под коммуникативным
поведением в широком смысле мы понимаем
процесс установления отношений с целью
обмена информацией между коммуникантами,
а под коммуникативным поведением в
узком смысле (или контактным поведением)
— само взаимодействие, контакт.
Двусмысленным
оказывается и термин «речевое поведение»:
он может быть истолкован в широком и
узком смысле. Дело в том, что адресант
и адресат в своем коммуникативном —
1
Большой англо-русский словарь. — М.,
1979. — Т.1. — С. 287.
и,
соответственно, речевом — поведении
предстают одновременно в двух
ипостасях: как упаковщики/распаковщики
информации о реальном мире и как
демонстраторы/потребители информации
о типе взаимодействия между ними. И в
том, и в другом случае эта информация
передается главным образом с помощью
языка (который обладает двойной ценностью
в ситуации общения — и по отношению
к референту, и по отношению к контакту).
Однако установки коммуникантов в этих
случаях различны: в первом случае это
установка на язык как способ передачи
информации (соответственно назовем
это
собственно речевым поведением,
или
речевым поведением в узком смысле),
во втором — это установка на контакт
(соответственно назовем это
контактным поведением,
или
коммуникативным поведением в узком
смысле).
Как
всякое другое поведение, всякая
деятельность, коммуникативное и
речевое поведение характеризуются с
помощью понятий «цель», «стратегия» и
«тактика». В контексте нашего исследования
необходимо определить, что такое
коммуникативные цели.
Как утверждают психологи, цели
определяются потребностями человека,
а основные потребности общения, от
которых зависит тип межличностных
отношений, модель поведения человека,
стиль его взаимоотношений с окружающими,
таковы:
потребность
в привязанности, потребность в
установлении контактов (люди
различаются по степени готовности и
желания проводить время с другими,
общаться с ними);
потребность
во влиянии;
потребность
в близких, личностно значимых отношениях
с другими людьми, потребность в
эмоциональной вовлеченности.
Совокупность
моделей поведения, определяемых на
основе каждой из отмеченных нами
потребностей, психологи называют
основной установкой личности в
межличностных отношениях; от этой
установки зависит поведение человека.
Этим
потребностям соответствуют коммуникативные
потребности и, соответственно,
коммуникативные цели:
цель
обращения, установления контакта:
«Яхочу общаться с вами, быть с вами
в контакте»;
цель
сообщения/получения:
«Яхочу передать вам какие- то сведения/
я хочу принять, понять какие-то сведения»;
цель
самовыражения:
«Яхочу, чтобы вы увидели меня как
личность».
64
63
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В АСПЕКТЕ...
Заметим,
что в различных ситуациях речевые
сообщения по- разному «подают» адресату
представленные в них коммуникативные
цели. Очевидно, что есть тексты, которые
не скрывают собственных коммуникативных
целей (так ведут себя, например,
деловой или научный текст, иногда —
тексты СМИ), но есть и такие тексты,
которые скрывают собственные цели,
навязчиво демонстрируют одну цель
адресанта, между тем его истинное
намерение может достаточно далеко
уходить от этой цели и даже ей
противоречить, это тексты-«маски»
(например, рекламный текст, который
выдает себя за деловое речевое сообщение
или за бытовой рассказ; заметим, кстати,
что рекламное сообщение нередко играет
на подмене предмета речи или жанра;
аналогичным образом может вести себя
художественный текст). Важно также, что
одна и та же коммуникативная цель
(например, цель сообщения) может
по-разному конкретизироваться,
по-разному настраиваться в зависимости
от ситуации общения и реальных неречевых
потребностей коммуникантов.
Существование
общих коммуникативных целей означает,
что говорящий и слушающий теоретически
могут играть разные коммуникативные
роли: роль
диктатора и роль собеседника, роль
отправителя/получателя информации,
роль индивида и роль «маски» и т. д.
Ясно, что разные типы текстов
характеризуются разной степенью
проясненности коммуникативной роли
адресанта и адресата.
Если
адресант и адресат имеют одинаковое
представление об этих параметрах
коммуникативных целей или о
распределенности коммуникативных
целей, конфликта между ними не возникает,
коммуникация реализуется как
кооперация
(именно такое общение по сути можно
назвать состоявшейся коммуникацией).
Если адресант и адресат имеют разное
представление об этих параметрах
коммуникативных целей или о
распределенности коммуникативных
ролей (в том числе, если они осознанно
создают эту разницу), конфликт между
ними неизбежен. Поэтому мы можем
исходить из того, что в самом общем виде
причиной коммуникативного конфликта
является противоречие коммуникативных
целей или коммуникативных ролей
адресанта и адресата.
В
реальной ситуации речевого общения
один и тот же субъект одновременно
реализует обе программы проверок —
принимающую и конструирующую (скажем,
адресат оценивает то,
как
говорит адресант, и в то же время
обдумывает, какие отношения могут
и должны быть установлены между ним и
его собеседником в ходе этой
коммуникации), и этим в какой-то степени
объясняются многочисленные случаи
сбоев в коммуникации.
Чтобы
достигать коммуникативных целей, играть
коммуникативные роли, необходимы
конкретные знания, навыки и умения.
Эти знания в совокупности составляют
понятие
коммуникативной компетенции
(или
коммуникативного опыта).
А.
А. Леонтьев отмечал, что говорящий
должен уметь не только объективно
выразить в словах свои мысли и чувства,
но и сделать это единственно целесообразным
способом или, во всяком случае, выбрать
из различных доступных ему возможностей
речевого их выражения наиболее близкую
к оптимуму. Необходимыми для этого
речевыми умениями владеют далеко не
все носители языка, и для большинства
из них выбор языковых средств на
высших иерархических уровнях не
детерминирован. Это означает, что
человек не умеет в адекватной форме
выразить то, что он хочет, и удовлетворяется
случайными, приблизительными
способами выражения.
Гораздо
ближе к нашему пониманию коммуникативной
компетенции представление о языковой
личности, предложенное Ю. Н. Карауловым,
который выделяет три аспекта: лексикон,
тезаурус и прагматикон1.
В
философском плане2
речь — деятельность человека,
заключающаяся в общении с другими
людьми, в выражении и передаче им
мыслей посредством того или иного
языка. Благодаря речевому общению
отражение мира в сознании отдельного
человека постоянно пополняется и
обогащается тем, что отражается в
общественном сознании, связывается с
достижениями всей общественно-производственной
практики человечества. При этом общении
происходит постоянный обмен мыслями:
понимание чужих мыслей и усвоение их
— с одной стороны, формулировка и
высказывание собственных мыслей — с
другой. В связи с эти различают речь
пассивную (сенсорную) как восприятие
и понимание чужой речи и речь активную
(моторную) как высказывание своих
мыслей, чувств и желаний. То, что разделено
между говорящим и слушающим, психологически
во
1 Караулов
Ю Н. Русский
язык и языковая личность. — М.: Наука,
1987.
2 Философский
словарь. — М.: Политическая литература,
1981. — С. 317.
66
63
ОСНОВЫ
СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ
РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
В АСПЕКТЕ...
внутренней
структуре речи объединено в единое
целое: говоря, человек слышит и понимает,
слыша и понимая, говорит1.
Физиологически это объясняется
единством работы речедвигатель- ного
и слухового анализаторов, связями между
ними.
Основные
виды речи — устная, то есть произносимая
и слышимая, и письменная. Как известно,
устная форма по отношению к письменной
первична. Письменная появилась в истории
человечества много позднее устной и
прошла в своем развитии ряд стадий от
пиктографии (передача мыслей рисунками)
до современного письма.
Понятие
устной речи трактуется в лингвистической
литературе неоднозначно. Одни авторы
термином «устная речь» называют
всякую произносимую речь, включая
чтение вслух или наизусть. Другие
полагают, что устная форма речи (исключая
чтение вслух и наизусть) — это всегда
импровизация2.
В
данной работе для общего обозначения
любой речи, произносимой изустно
(вслух) и слышимой (включая чтение вслух
и наизусть), используется термин
«звучащая речь».
Термин
«устная речь» используется в более
узком значении, для подчеркивания ее
отличия от письменной, и не включает в
себя чтение вслух и наизусть. Термин
«устная форма речи» используется в
качестве противопоставления «письменной
форме», подчеркивая разные формы ее
порождения. Термин «устный текст»
используется для обозначения текста,
произносимого вслух (порождаемого
изустно) и слышимого, то есть воспринимаемого
посредством органа слуха. Термин
«письменный текст» используется
для обозначения текста, зафиксированного
в графической форме и воспринимаемого
посредством зрительных рецепторов.
В
поле зрения лингвистов до недавнего
времени оказывался прежде всего
литературный письменный язык. Широкое
исследование спонтанной речи началось
в лингвистике лишь в последнее время,
в то время как психологи занимаются
спонтанной речью давно. Это нашло
отражение в словарях. В наиболее
известных лингвистических словарях
(О. С. Ахмановой, Д. Э. Розенталя, М. И.
Теленковой, Ж. Ма- рузо, И. Вахека, Э.
Хэмпа, в энциклопедии «Русский язык»)
1 Различные
психические патологии и психопатии
здесь не рассматриваются.
2 Земская
Е.А. Городская
устная речь и задачи ее изучения //
Разновидности городской устной речи.
— М., 1988.
отсутствует
дефиниция
спонтанной
речи. В то же время почти все словари
так или иначе растолковывают это
понятие, приводят разновидности (жанры)
разговорной или спонтанной речи.
Речь
очень многообразна в своих проявлениях.
Об этом писал еще в 30-е годы М. М.
Бахтин: «Речевая воля говорящего
осуществляется, прежде всего, в выборе
определенного речевого жанра». Этот
выбор определяется спецификой сферы
речевой коммуникации, предметно-смысловыми
(тематическими) соображениями, конкретной
ситуацией речевой коммуникации,
персональным составом его участников
и т. п.
В
то же время надо отметить, что на
дифференциацию звучащей речи влияют
многочисленные факторы, компоненты
акта коммуникации, в которых она
используется.
Устная
форма речи существует в двух основных
разновидностях — литературный язык
и просторечие. Устная форма литературного
языка в противопоставлении письменной
может быть подразделена на две
разновидности: разговорную и публичную1.
Разговорная
речь как разновидность устной литературной
речи обслуживает повседневное
обиходно-бытовое общение и, в основном,
выполняет коммуникативную функцию.
Как разновидность существования
литературного языка разговорная речь
характеризуется основными ее признаками
(наддиалектно- стью, устойчивостью,
нормативностью, многофункциональностью).
Устная публичная речь как разновидность
устной формы литературной речи
используется в разного рода публичных
выступлениях на общественно значимые
темы, при этом для характеристики
нормативно-стилистического уклада
конкретных языков очень важно, входит
ли в их «нормативное пространство»
такая форма существования языка, как
разговорная речь
(т. е. непринужденная устная речь
людей, владеющих литературным языком,
в неофициальной обстановке).
Трудно
провести границу между разговорной
речью и нелитературной речью (в
первую очередь, просторечием), которые
активно взаимодействуют и влияют друг
на друга. Через разговорную речь
влияние просторечия, молодежного арго,
диалектов испытывают и другие
функциональные разновидности
литературного языка, в первую очередь
— язык средств массовой
1
Языкознание. Энциклопедический словарь.
— М., 1999.
68
63