ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 863
Скачиваний: 1
31
5.
Тавокин
Е
.
П
.
Основы
методики
социологического
исследования
:
учеб
.
пособие
.
М
. :
ИНФРА
-
М
, 2010. 239
с
.
6.
Юдина
Е
.
Н
.
Интерактивные
опросы
в
теле
-
и
радиоэфире
:
раз
-
работка
сценария
деловой
игры
//
СоцИс
. 2005.
№
1.
7.
Ядов
В
.
А
.
Стратегия
социологического
исследования
:
Описание
,
объяснение
,
понимание
социальной
реальности
:
учеб
.
пособие
для
вузов
.
М
. :
Омега
-
Л
, 2011. 567
с
.
3.4.2.
Практические
занятия
для
очно
-
заочной
формы
обучения
Раздел
I.
ТЕОРИЯ
И
ИСТОРИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ
Практическое
занятие
№
1
Вид
:
Диспут
(2
часа
).
Тема
1:
Социология
в
современном
мире
:
наука
или
утопия
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Предмет
,
структура
и
методы
социологии
.
Уровни
социологиче
-
ского
знания
.
2.
Основные
парадигмы
,
категории
и
законы
социологии
Основные
функции
социологии
.
3.
Место
социологии
в
системе
обществознания
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
В
чем
отличие
объекта
и
предмета
социологии
.
−
Почему
существуют
различные
интерпретации
предмета
социо
-
логии
.
−
Какова
структура
современного
социологического
знания
.
−
Чем
можно
объяснить
существование
в
рамках
социологии
раз
-
личных
уровней
социологического
знания
.
−
Какими
методами
пользуется
социология
при
познании
обще
-
ства
.
−
Какие
основные
функции
у
социологии
.
−
Известный
современный
американский
социолог
Н
.
Смелзер
вы
-
деляет
пять
основных
подходов
,
которые
реализуются
в
социологии
при
изучении
социальных
явлений
и
процессов
:
демографический
,
психологи
-
ческий
,
коллективистический
,
выявление
взаимоотношений
,
культурологи
-
ческий
.
Познакомьтесь
с
описанием
этих
подходов
(
Смезлер
Н
.
Социоло
-
гия
.
М
., 1994.
С
. 18–20)
и
объясните
значение
каждого
их
них
для
социоло
-
гического
объяснения
социальной
действительности
.
32
−
Подумайте
,
чем
отличается
научный
подход
в
изучении
обще
-
ства
от
объяснения
общественной
жизни
,
в
рамках
так
называемого
здра
-
вого
смысла
. (
Для
выполнения
этого
задания
используйте
учебники
поль
-
ского
социолога
П
.
Штомпки
и
американского
Дж
.
Масиониса
.
См
.:
Штомп
-
ка
П
.
Социология
.
М
., 2005.
С
. 11–17;
Масионис
Дж
.
Социология
.
СПб
.,
2004.
С
. 54–70).
¾
Проанализировать
и
прокомментировать
статьи
:
−
Максимов
Б
.
И
.
Четыре
ступени
развития
социологии
,
или
нужны
ли
социальные
инженеры
? //
СоцИс
. 2010.
№
10.
−
Романовский
Н
.
В
.
О
понятийном
аппарате
социологии
//
СоцИс
.
2011.
№
2.
−
Титаренко
Л
.
Г
.
Социология
на
перепутье
. //
СоцИс
. 2010.
№
3.
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Практическое
занятие
№
2
Вид
:
Семинар
-
дискуссия
(2
часа
).
Тема
2:
История
социологии
:
взгляд
социологов
Запада
и
Востока
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Становление
и
развитие
зарубежной
социологии
.
2.
Отечественная
социология
и
этапы
ее
развития
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
В
чём
заключаются
исторические
и
научные
предпосылки
воз
-
никновения
социологии
.
−
В
чём
состоит
вклад
О
.
Конта
в
развитие
социологии
.
−
Раскройте
ключевые
положения
социологии
Г
.
Спенсера
.
−
Расскажите
о
развитии
русской
социологии
в
конце
XIX –
начале
XX
веков
.
−
Назовите
наиболее
видных
представителей
символического
ин
-
теракционизма
.
−
Какие
парадигмы
социологического
знания
выделяются
в
совре
-
менной
социологии
.
−
Могла
ли
социология
возникнуть
не
в
середине
XIX
века
в
За
-
падной
Европе
,
а
,
скажем
в
середине
XV
века
.
Составьте
развёрнутый
ответ
.
−
Можно
ли
утверждать
,
что
русская
социология
XIX –
начала
XX
веков
в
идейно
-
теоретическом
плане
была
«
вторичной
»
по
отношению
к
33
зарубежной
социологии
.
Обоснуйте
свой
ответ
,
опираясь
на
положения
концепций
,
нескольких
выбранных
Вами
русских
социологов
.
¾
Проанализировать
и
прокомментировать
статью
:
−
Романовский
Н
.
В
.
Современная
социология
:
детерминанты
пе
-
ремен
//
СоцИс
. 2009.
№
12.
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Раздел
II.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВА
И
ЛИЧНОСТИ
Практическое
занятие
№
3
Вид
:
Круглый
стол
(2
часа
).
Тема
3:
Общество
XXI
века
в
зеркале
социологии
.
Социологические
модели
современного
общества
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Понятие
общества
.
Особенности
системного
подхода
в
изучении
общества
.
Критерии
и
типологии
общества
.
2.
Социальная
структура
общества
.
Этнические
общности
и
про
-
блемы
межнациональных
отношений
в
России
3.
Стратификационные
процессы
в
современном
российском
обще
-
стве
и
социальная
мобильность
:
новейшие
тенденции
4.
Социальный
контроль
и
общественное
мнение
в
системе
соци
-
ального
управления
Темы
рефератов
:
1.
Информационное
общество
.
2.
Маргиналы
в
социальной
структуре
современного
российского
общества
.
3.
Эволюция
социальных
институтов
в
процессе
российских
ре
-
форм
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
По
каким
признакам
принято
определять
общество
.
−
Какие
типологии
обществ
Вам
известны
.
Дайте
им
краткую
ха
-
рактеристику
.
−
В
чём
заключается
отличие
аграрного
общества
от
индустриаль
-
ного
,
индустриального
от
постиндустриального
.
34
−
К
какому
типу
Вы
бы
отнесли
современное
российское
общество
и
почему
.
Изложите
Ваш
взгляд
как
должно
российское
общество
транс
-
формироваться
.
−
Основные
элементы
социальной
структуры
общества
−
Что
понимается
под
социальной
стратификацией
и
ее
критерии
.
−
Расскажите
об
особенностях
стратификационной
иерархии
и
процессах
социальной
мобильности
в
современной
России
.
−
Какие
этнические
общности
и
группы
вы
знаете
в
современной
России
.
−
В
чем
сущность
социальной
мобильности
.
Какие
ее
разновидно
-
сти
вы
знаете
мобильности
в
современной
России
.
−
Каковы
природа
,
сущность
и
структура
общественного
мнения
.
−
Каковы
характер
,
структура
и
тенденции
взаимодействия
обще
-
ственного
мнения
и
власти
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Сопоставить
теории
общества
К
.
Маркса
,
М
.
Вебера
,
Э
.
Дюрк
-
гейма
,
Г
.
Ленски
и
ответьте
на
вопрос
о
том
,
что
,
по
мнению
этих
учёных
,
объединяет
некоторую
совокупность
людей
в
общество
.
−
Критериям
положенных
в
основу
классификации
человеческой
истории
.
Выделение
доиндустриального
,
индустриального
и
постинду
-
стриального
(
информационного
)
обществ
является
в
социологии
и
соци
-
альных
науках
распространённой
типологией
обществ
.
−
Обоснуйте
своё
мнение
,
перемены
,
которые
произошли
в
рос
-
сийском
обществе
в
90-
е
годы
XX
столетия
,
Вы
рассматриваете
как
эво
-
люционные
изменения
,
как
реформу
,
как
революцию
,
как
контрреволю
-
цию
.
−
Прокомментируйте
следующее
утверждение
: «
Природа
не
может
управлять
обществом
.
Она
не
может
мыслить
.
Природа
не
управляет
людьми
,
а
действует
на
них
как
слепая
сила
».
−
Что
значить
«
бедным
»
или
«
богатым
»
в
России
.
Какие
виды
со
-
циального
неравенства
Вы
знаете
. (
Горшков
М
.
К
.
Социальные
неравен
-
ства
как
вызов
современной
России
. //
Вестник
Института
социологии
.
2010.
№
1.
С
. 24–47).
−
Проведите
анализ
этнических
конфликтов
в
Москве
2011–2013
годов
.
Какие
на
Ваш
взгляд
причины
этнических
конфликтов
. (
Щеголько
-
ва
Е
.
Ю
.
Политическая
нация
и
этничность
в
неспокойном
современном
обществе
//
Вестник
Института
социологии
. 2010.
№
1.
С
. 420–442).
−
Согласно
П
.
Н
.
Милюкову
,
начало
«
непрерывной
истории
интел
-
лигентского
общественного
мнения
в
России
падает
на
1770–1780-
е
го
-
35
ды
».
Прокомментируйте
данное
высказывание
. (
Милюков
П
.
Н
.
Очерки
по
истории
русской
культуры
.
В
3
т
.
М
., 1995.
Т
. 3.
С
. 337).
−
Какие
методы
использует
власть
для
формирования
обществен
-
ного
мнения
. (
Гавра
Д
.
П
.
Общественное
мнение
и
власть
:
режимы
и
ме
-
ханизмы
взаимодействия
//
Журнал
социологии
и
социальной
антрополо
-
гии
. 1998.
Т
. 1.
№
4).
¾
Изучить
источники
по
теме
из
списка
основной
и
дополнительной
литературы
.
Практическое
занятие
№
4
Вид
:
семинар
–
обучающая
игра
(2
часа
).
Тема
4:
Социологический
подход
к
изучению
личности
.
Социализация
личности
и
девиантное
поведение
как
проблемы
современного
общества
Вопросы
к
практическому
занятию
:
1.
Понятие
личности
в
социологии
:
сущность
,
структура
,
типы
и
ос
-
новные
социологические
концепции
личности
.
2.
Социальные
статусы
и
роли
личности
.
Ролевая
теория
личности
.
3.
Социализации
личности
:
понятие
,
этапы
и
ресоциализация
.
4.
Понятие
социальной
нормы
и
отклонение
.
Причины
и
формы
де
-
виантное
поведение
.
Задания
для
подготовки
к
практическому
занятию
:
¾
Подготовить
ответы
на
вопросы
:
−
Приведите
социологическое
определение
личности
.
Отличается
ли
определение
личности
в
социологии
от
понимания
личности
в
других
науках
.
−
Что
такое
социальный
статус
и
социальная
роль
.
−
Какие
вам
известны
теории
личности
в
социологии
.
−
Приведите
определение
социализации
.
Какие
этапы
процесса
социализации
можно
выделить
.
Заканчивается
ли
социализация
детством
или
подростковым
возрастом
человека
.
−
Какие
виды
девиантного
поведения
Вы
знаете
.
−
Чем
вторичная
девиация
отличается
от
первичной
.
Кто
является
автором
этих
терминов
.
¾
Студенты
должны
быть
готовыми
к
обсуждению
:
−
Является
ли
Маугли
,
герой
литературного
произведения
Р
.
Киплин
-
га
,
личностью
.
−
Высказывание
американского
социолога
П
.
Бергера
,
который
го
-
ворит
,
что
с
точки
зрения
ролевой
теории
: «
Неверно
,
что
каждое
общество