ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4034
Скачиваний: 20
-
144
—
цевъ, должно быть, и удержалась антропофапя и кинофаия,
шедшая въ разрезъ со вс'Ьмъ ихъ общественнымъ бытомъ. Но
такъ какъ они значительно переросли звериную фазу сощаль-
ной эволюцш, то каннибальсюе ихъ вкусы прикрывались ма
ской релийи. Въ сущности они были очень лакомы до челов*-
ческаго мяса и—совершенно такъ, какъ самые грубые иаъ ди
карей Бразилш—откармливали въ крЗшкихъ деревянныхъклЪт-
кахъ военнопл’Ьнныхъ для своихъ празднествъ, но ели ихъ
только поел* того, какъ они были торжественно посвящены
богамъ: обыкновенно для этого жрецъ разр*зывалъ человеку
грудь, вынималъ сердце и приносилъ его въ жертву какому-
нибудь божеству. Ради удовлетворешя этой кровожадности мек-
сиканскихъ боговъ, а главное любви къ человеческому мясу
ихъ почитателей, ацтеки больше всего и вели свои нескончае
мый войны. Результатомъ такого соединетя потребности въ
мясе и религюзнаго усерд1я являлись ужасаюпця гекатомбы
въ имперш ацтековъ. Среднимъ числомъ богамъ посвящалось
ежегодно до 25,000 челов*ческихъ жертвъ, а въ иные годы
и до 100,000 *). Такимъ образомъ военнопленные заменяли
бойный скотъ, но не были предметомъ торговли, меновою цен
ностью.
Кроме военнопленныхъ въ Мексике было еще несколько
категорШ невольниковъ съ раэнымъ общественнымъ положе-
тем ъ. Были, во-первыхъ, крепостные, прикрепленные къ зем
ле;
эта категор1я меняла владельцевъ вместе съ землею и не
могла быть продаваема безъ земли. Во-вторыхъ, настоящее ра
бы разнаго происхождешя: отданные въ рабство преступники,
добровольные рабы, т. е. люди, отказавпиеся отъ свободы по
своему желашю, и, наконецъ, невольники, отданные въ рабство
родителями. У мексиканцевъ еще держалось дикое право аб
солютной собственности родителей на детей. Бедные люди ча
сто продавали своихъ детей, и передача отцовскаго права соб
ственности на ребенка производилась правильно, законнымъ
порядкомъ, совершенно такъ, какъ еслибы дело шло о това
ре. Торгъ происходилъ при свидетеляхъ и въ договор* обоз
начался даже родъ услугъ или работы, которую покупщикъ
могъ требовать отъ своей покупки а). Покупщикъ могъ въ
!) Muller. G e s c h i c h t e der a m e r i e a n i s c h e n U r r e l i g i о n e u, 23.
2) Prescott. L o c . c i t . , 1, 18.
-
145
—
свою очередь продать купленный товаръ, но обыкновенно поль
зовался этимъ правомъ только тогда, когда им1>лъ на это серь
езный причины. Вообще, въ Мексике торговля людьми произ
водилась на законномъ основанш; для нея устраивались даже
особыя ярмарки. На этихъ ярмаркахъ невольники, одетые въ
свое лучшее платье, должны были, по приказашю господина,
п^ть, плясать и, вообще, привлекать покупателей разными та
лантами. Невольыикъ, имевпнй за собой какой-нибудь порокъ
или вину, долженъ былъ быть отмеченъ особымъ ошейникомъ;
въ случае повторешя проступка онъ низводился на степень
военнопленнаго и приносился въ жертву богамъ. Но вообще
рабство, которое у краснокожихъ никогда не было организо
вано правильнымъ образомъ, не достигло такой организацш и
въ Мексике: оно не было тамъ наследственнымъ и никто не
рождался рабомъ ’).
И такъ, мексиканскШ невольникъ не представлялъ постоян
ной меновой ценности, а темъ более монетной единицы, какъ
въ Африке. Съ другой стороны почти вся земля не подлежа
ла продаже. Всю движимую собственность, т. е. такую, кото
рая могла накапливаться, составляли продукты индустрш и
земледел1я. Поэтому разбогатеть было очень трудно; темъ не
менее мексиканцы любили торговлю. Каждые пять дней въ
Мексико происходила большая ярмарка, и назначеше такихъ
ярмарокъ заключалось не въ одномъ только облегченщ прямо
го обмена между производителями: въ Мексике былй и пере
купщики товара, купцы по профессш. Торговая професЫя поль
зовалась даже особымъ уважешемъ 2). Наконецъ, торговля, какъ
это всегда бываетъ, привела къ изобрететю монеты, о кото*
рой я буду говорить ниже. Но все-таки главною собствен
ностью была земельная собственность.
Какъ мы видели, императоры уступали свои земли въ поль-
зовате, раздавали ихъ въ лены или уделы. Каждый новый
монархъ, при вступленш на престолъ, долженъ былъ даже зая
вить свои права верховнаго собственника, утвердивъ съизнопа
за владельцами земли, пожалованный имъ его предшественни-
комъ. Но землею владели не даромъ. Дворянство платило за
нее службой во время войнъ и вообще личными услугами, а
*) Prescott. L o c . c i t .
а) Prescott. L o c . c i t . , I, 118.
—
146
—
въ случай надобности и движимымъ имуществомъ. Народъ
выплачивалъ натурой громадныя подати, достигавшая одной
трети продуктовъ и взимавгшяся съ крайней строгостью: до
ходило до того, что неплателыциковъ продавали въ рабство *).
Даже те, кто совсемъ не пользовался землей,— а такихъ бы
ло много, такъ какъ вообще наследовалъ только старппй сынъ,
а съ другой стороны, найти свободную землю, которую можно
было бы взять въ аренду, было нелегко—особенно, те, кто не
занимался торговлей, следовательно, самые бедные, отбывали
подати барщиной, общественными работами и т. п.
И такъ, въ той или иной форме каждый мексиканецъ уча-
ствовалъ въ издержкам» какъ на общественныя нужды, такъ
и на поддержаше пышности императорской резиденцш съ ея
тысячами придворныхъ, слугъ, съ ея гаремомъ въ три тысячи
женщинъ 2). Но мы видели, что не все продукты, стекавппеся
въ императорсие магазины, шли на императорскШ домъ; из-
лишекъ раздавался вдовамъ, сиротамъ, больнымъ и старикамъ 3),
что представляетъ уже остатокъ стараго общиннаго режима.
Почти rfc-же нравы и учреждешя, какъ у ацтековъ, за ис-
ключешемъ обил1я человеческихъ жертвъ, господствовали и въ
друШхъ государствах?», основанныхъ индейцами-нагуатлака-
ми,— какъ въ монархическихъ ихъ государствахъ, такъ и въ
аристократической республике Тласкале, которая въ своихъ
основахъ была тоже монарх1ей. Поэтому останавливаться на
нихъ мы не будемъ. Отъ монархическихъ государствъ Тласка-
ла отличалась только темъ, что въ ней императорсюя преро
гативы присвоила себе аристократия 4).
Все эти факты, которые я могъ изложить только вкратце,
приводить къ тому выводу, что мексиканское общество пред
ставляло компромиссъ между коммунарными нравами первобыт
наго племени и нравами абсолютной монархш. Политическое
неравенство было глубоко; аристократичесюя и императорсшя
привиллегш достигли широкихъ размеровъ, и, не смотря, на это
въ самой основе общественной организацш—въ режиме соб
ственности все еще держалось общинное право.
г)
L. Biart. Lea Azteques, 141.
2) Bancroft. L o c . c i t . , II, 161.
3) L. Biart. L e s A z t e q u e s , 141,
,5) Bancroft. L o c . с i t., II, 229.
—
147
—
Однородный съ этимъ, но несравненно бол*е разительный
вонтрастъ встр*тимъ мы въ монархш инковъ.
IV*. Собственность въ древнеиъ Перу.
Въ древнемъ Перу еще больше, ч*мъ въ древней Мексик*.
политическая организащя была гипертроф
1
ей монархическаго
племени. На вершин* общественнаго здашя возс*далъ въ лучахъ
славы инка, всемогущей государь, правитель тысячемильной
имперш, не им*штй надъ собою никого, кром* солнца, своего
духовнаго отца., на котораго онъ хотя и не могъ гляд*ть по
долгу, не рискуя совершить беззакоше 1), но который, въ сущ
ности, не могъ быть слишкомъ ст*снительнымъ господиномъ.
Сущность пранлетя въ Перу заключалась въ мягкомъ деспо
тизм*, отеческомъ, по крайней м*р*, въ теорш, но абсолютномъ.
Императоръ въ качеств* полубога былъ верховнымъ власте-
линомъ. Онъ собиралъ войска и командовалъ ими, назначалъ
налоги, былъ первосвященникомъ. Самые знатные изъ его под
данныхъ не могли являться къ нему иначе, какъ разутыми и
съ небольшой ношей на плечахъ. Онъ былъ источникомъ, отъ
котораго исходили всевозможный отлич!я, вс* высппе чины и
должности: государство олицетворялось въ его особ* въ бук-
вальномъ смысл* слова 2). Но за то инка не могъ быть празднымъ
государемъ; онъ обязанъ былъ упрочивать и распространять
перуанскую цивилизацш. и изъ дв*надцати государей, царство-
вавшихъ въ Перу, ни одинъ не изм*нилъ этой обязанности:
мягко, но не отступая передъ прим*нешемъ силы, когда оно
оказывалось необходимымъ, инки расширяли границы своей
имперш и распространяли свою религпо и цивилизацпо. Въвиду
посл*дней ц*ли они должны были, по возможности, изб*гать
насил1я и, действительно, предпочитали ему способъ уб*ждешя
словомъ; поб*жденныхъ щадили, часто въ сред* поб*жденнаго
народа основывали колонш 3). Но больше всего инки стремились
къ прюбр*тешю нравственнаго вл1яшя. Такъ, инка Пашакутекъ
заключилъ миръ съ юнкасами на томъ условш, что они отка
жутся отъ челов*ческихъ жертвоприношешй и станутъ покло
1, Garcilaaso tie la Vega. Hi s t , dea I n c a s , I, 334.
a) W. Preacott. S o n q u S t e d u Р е г о и , I, 36, 40.
a) Gi de la Vega, possim.
—
148
—
няться солнцу ’)■ Инка Гу айна* Капа къ, после тщетной попытки
покорить и цивилизовать нисколько индЪйскихъ племенъ, отли
чавшихся крайней дикостью, отозвалъ свои войска, говоря:—
«эти люди недостойны быть нашими подданными» а).
Приписывая себе всеведеше и высшую мудрость, инки не
предоставляли своимъ подданньшъ ни малейшей личной ини-
щативы: дело народа было—работать и повиноваться. Первый
починъ въ деле установлешя эЛ)го мягкаго, благонамереннаго
деспотизма приписываютъ инке Манко-Капаку. По словамъ де
ла Вега, этотъ государь ввелъ единокровную (consanguine) моно-
гам1ю и взаимопомощь. По его приказу всю шерсть отъ ламъ
и все земледельчесте продукты стали складывать въ обще
ственные магазины, откуда уже и раздавали ихъ частнымъ
лицамъ соответственно нуждамъ каждаго 3).
Преемники Манко-Капака усовершенствовали и дополнили
его систему управлетя, и, наверное, впоследствш она-то и по
служила образцомъ для парагвайскихъ 1езуитовъ. Не лишнее бу
детъ изложить здесь вкратце сушность этой системы. Она пред
ставляетъ единственный въ исторш человечества примеръ авто-
ритарнаго, государственнаго коммунизма, единственный, по
крайней мфре, въ томъ смысле, что нигде, кроме Перу, госу
дарственный коммунизмъ не практиковался въ такихъ широких ^
размерахъ и не доходилъ до такого полнаго пренебрежешя къ
личной свободе.
Все населете Перу было разделено на административные
округи по тысяче душъ въ каждомъ; каждый округъ дробился
на несколько меныпихъ округовъ или отделовъ по 500, по
100, по 50, по 10 душъ, и каждый отделъ имелъ своего ответ-
ственнаго главу или представителя. Правителями главныхъ
округовъ назначались члены громадной семьи инкЬвъ.4). Тер-
ритор1я имперш была разделена на три части: первая часть
принадлежала солнцу, т. е. божеству и духовенству, вторая
инке и его огромной семье, третья народу; но понятно, что
народъ долженъ былъ обработывать и эту свою часть, и обе
друпя. Первыми возделывались земли солнца, затЬмъ земли,
предназначенный для содержатя стариковъ, больныхъ, вдовъ.
*) G. de lajVega. Hi s t , des I n c a e , I, 224.
2) I bi d. , I, 332.
s) I bid. , I, 31, 32.
*) Prescott. Го с. ci t , I, 58.