ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4032
Скачиваний: 20
—
134
—
местностях^» Африки. Поэтому столь противуподожный складъ.
жизни негровъ Экватор1альной Африки и жителей Явы следуетъ.
приписать случайнымъ причинамъ. Въ обеихъ странахъ нача
лось съ общиннаго режима; но въ Африке онъ палъ, на Яве-же,
где земледельческая община устояла, не смотря на деспотизму
вождей,—удержался. Союзъ — сила, и мы не разъ еще уви-
димъ, что общества такого-же характера жили и процветали
при самомъ деспотическомъ режиме. Деспотъ щадитъ ихъ един
ственно Потому, что они регулярно вносятъ подати и отбыва-
ютъ барщину,—потому, что существоваше ихъ для него выгодно.
Но въ окончательномъ результате общественный строй соз-
даетъ нравственность, даже способствуетъ образованию нрав-
ственныхъ или безнравственныхъ, благородныхъ или низмен-
ныхъ инстинктовъ. Следовательно, дикШ африканскШ режимъ
неизбежно долженъ былъ понизить нравственность испытавшей
его расы, породить зверсш.е инстинкты, необузданный эгоизмъ.
Наоборотъ, народъ, много вековъ живппй при такой организа
цш, какъ организащя яванской дессы, долженъ былъ
прюбре-
сти общежительный, человечный наклонности.
Но съ особенною яркостью пагубное дейсачме аф риканская
режима и благодетельное влхяше яванской дессы выражается
въ росте населешя. Существоваше африканскихъ деревень эфе
мерно—это утверждаютъ
все
изеледователи. Мелюя этническгя
группы Экватор1альной Африки не могутъ существовать подолгу,
а
темъ
менее размножаться.
После
непродолжительная прозя-
башя каждая такая группа погибаетъ, разсеивается, уничто
жается или поглощается соседними группами. Нередко путе
шественнику проходя местами, где онъ былъ за несколько
летъ передъ темъ, находить пустыню и развалины тамъ, гд е
прежде стояли населенный и цветунця деревни. Напротивъ
того, яванская десса не только живетъ и процве.таетъ, но даетъ
отпрыски и, мало по малу, превращаетъ безплодную пустыню
или
леса,
наполненные всякимъ зверьемъ,
въ
плодородныя
поля и населенныя деревни.
Этотъ красноречивый контрастъ можетъ служить доказа-
тельствомъ того, что, по крайней мере, у малораавитыхъ расъ,
слишкомъ раннее возникновеше частной собственности имеетъ
гибельныя последств1я, и что общественная собственность несрав
ненно выше. Последняя цивилизуетъ людей и увеличиваете,
населете, первая губить народы в останавливаем всякШ ум
ственный и сощальный прогрессъ
Для насъ, цивилизованныхъ людей, яванская десса можетъ
служить поучительнымъ прим'Ьромъ и въ другомъ смысл!;. Въ
ЕврсягЬ ростъ населешя постоянно уменьшается. Во Францги,
опередившей въ этомъ отношеши друия нацш, число рожденШ
уменьшается съ каждымъ годомъ. Это—доказательство быстраго
упадка. Напрасно предостерегаютъ насъ экономисты, напрасно
пропов'Ьдуютъ и заклинаютъ моралисты. Немногаго достигли и
законодательными мерами, напримеръ, даровымъ воспиташемъ
седьмого ребенка. Но это еще хоть что-нибудь; такая-же м1зра,
какъ освобождеше отъ налога на окна и двери, просто см'Ьшна.
Въ такого рода вопросахъ последнее слово всегда останется за
экономическими нуждами. Я не им£ю въ виду предлагать за
конодательный м’Ьры, а потому, повторивши за экономистами,
что ростъ населешя по необходимости определяется производ-
ствомъ пищевыхъ средствъ, прибавлю отъ себя — что будетъ
уже идти въ разрЪзъ съ догматами экономистовъ—и равном’Ър-
нымъ распредйлешемъ этихъ средствъ. Человйчесюй аггломе-
ратъ легко сохраняетъ свою численность, когда дЬти не со-
ставляютъ слишкомъ тяжелаго бремени; онъ быстро ростетъ,
если многочисленная семья является выгодной для обществен
ной конкуренцш. Тотъ-же аггломератъ неизбежно уменьшается,
и уменьшается соразмерно степени предусмотрительности со
став ляющихъ - его индивидовъ, въ томъ случай, когда д£ти
только обременяютъ. Яванская десса не находится въ этихъ
услов!яхъ, и мы видимъ, что дессы размножаются съ необык
новенной энерг1ей. Это въ высшей степени интересный сощо-
логичесшй фактъ; хорошо-бы сделали европейсме законодатели,
еслибы приняли его къ св'Ьд'Ьнш.
ГЛАВА V III.
Собственность въ болыпихъ монарх
1
Яхъ пер!ода варварства.
I.
П р ои сх ож д еш е болы пихъ в а р в а р с к и х ъ м онарх1й.—
Сравнен1е монархическаго племени съ большой
MoHapxieft
пе-
рюда варварства.—Касты варварской монарх1и.—Важное тео
ретическое значеше сощальнаго происхождешя Мексики и
Перу.
IT. П р о и сх о ж д еш е м ек си к ан с к о й и п е р у ан ск о й ци-
в и л и за щ й . — Первоначальное заселеше Мексики и Перу.—
—
135
—
—
136
—
Единство расы въ Америк*. — Специальная антропофапя (вы-
резы вате п съедете сердца) anthropophagie cardiaque, въ
обе-
ихъ Америкахъ.
III. С обственность въ М ек си к е .—Первыя эмиграцш въ
Анагаукъ. Толтеки, чичимеки, ацтеки и т. д. — Пиктограф1я
д-ра Сигвенцы.—Сощальная эволющя мексиканцевъ.—Мекси-
канскШ феодализмъ.—Распределеше земельной собственности.—
Передача земель у аристократш,—Обязательства вассаловъ.—
Придворная аристокраия.—Уаотреблеше государственныхъ до-
ходовъ. — Общинные кал ь п у л л и . — Обязательность труда въ
к а л ь п у л л и .—Земледел1е ацтековъ.—Отсутств1е фазы скотовод
ства.-—Антропофапя изъ чревоугод!я.—Рабство въ Мексике.—
Торговля въ Мексике.—Налоги и обязательный работы.
IV. С об ствен ность въ др евн ем ъ П ер у .—Отечесшй де-
спотизмъ инки.—Обязанности инки.— Повинуйся и работай.—
Распределеше земельной собственности. — Авторитарный ком
мунизмъ.—Обязательность брака.—Реквизищонная организащя
промыпгленныхъ занятШ.—Лень карается смертью.—Статистика
посредствомъ к и п о с о в ъ .—
V. С о щ а л ь н а я эволюц1я въ М е к с и к е и П е р у .— П а
раллель между двумя импер!ями.
VI. С оц1ологическое зн а ч е ю е п е р у а н с к а г о ком м у
низм а. —Преимущества государства.—Промысла. — Отсутств1е
личной инищативы и медленность прогресса.
I. Происхождеше болыпихъ варварскихъ монархШ.
Между монархическимъ племенемъ, разсмотреннымъ нами
въ предыдущихъ главахе, и большими десйотическими госу
дарствами,
как1Я
мы находимъ въ каждой стране при начале
историческаго перюда, существуетъ большое сходство. Говоря
яаыкомъ химш, можно сказать, что разница между ними ско
рее количественная, нежели качественная.
Въ обоихъ случаяхъ устройство общественнаго организма
по существу одно и то-же; монархическое племя есть лишь
схема деспотическаго государства; между последнимъ и пер-
вымъ такое-же отношеше, какъ между новорожденнымъ и за
род ышемъ. И здесь, и тамъ мы находимъ невольниковъ, на
следственную аристократы, монарха, царствующаго чаще всего
по праву рождешя, иногда избираемаго аристокраией. И вдЬсь,
— 137
—
и тамъ общественное неравенство см'Ьло ваявляетъ о себ£ и
практикуется безъ всякаго стЬснешя: оно идетъ сверху. Р аз
ница только въ величин'Ь: варварская
MOHapxifl
есть обширный
челов-Ьчеыий аггломератъ, въ которомъ, во избйжате путаницы,
необходимо было съ точностью определить права и обязанности
каждаго, твердо установить общественную
iepapxiio.
Въ то-же
время—и уже одно это способствовало образовашю громадныхъ
аггломератовъ. называемыхъ народами—сильно развилась про
мышленность: полезныя искусства, въ особенности землед1ше,
усовершенствовались; существоваше сделалось болйе или менйе
обезпеченнымъ; человекъ пересталъ зависать отъ случайностей
охоты. Общество стоитъ на нрочномъ, въ его глазахъ незыб-
лемомъ основанш. Классы монархическаго племени, основан
ные въ начала, главнымъ образомъ, на богатств^, преврати
лись въ аристократичесюя, строго замкнутыя касты. Везд'Ь
почти рядомъ съ военной кастой существуетъ каста жрецовъ,
а у ногъ ихъ пресмыкается порабощенная масса, человеческое
стадо, чей трудъ кормитъ всйхъ. Обыкновенно, съ развииемъ
и бол'Ье р'Ьзкимъ выражешемъ общественной дифференщацш,
эта толпа нозшихъ въ свою очередь распадается на дв'Ь глав-
ныя категорш: на плебеевъ и невольниковъ. Первыхъ притя-
гиваетъ, главнымъ образомъ, торговля и промышленность, вто-
рыхъ употребляютъ преймущественно для полевыхъ работъ.
Эта общая характеристика приблизительно подходитъ ко
всЬмъ болыпимъ государствамъ перюда варварства, только-что
вышедшимъ изъ первобытнаго состоян1я дикости. Я не им^ю
въ виду подробнаго изучешя политической организацш этихъ
государствъ; зд'Ьсь меня ванимаетъ только ихъ способъ пони-
м атя и регламентами права собственности. Съ этой точки
вр,Ья1я я и разсмотрю наиболее изв'Ьстныя
и
типичныя изъ
большихъ варварскихъ государствъ, начиная съ древнихъ им-
nepifi Центральной Америки—Мексики и Перу. Съ точки зр£-
т я этнографической сощологш эти два государства особенно
интересны, ибо, благодаря своему сравнительно недавнему про-
исхождешю, позволяютъ хорошо проследить тЪ уц'Ьл’Ьвпие въ
нихъ остатки прошлаго, которые связываютъ ихъ съ предше
ствующей сощальной фазой, фазой маленькаго монархическаго
племени. Сощальная эволющя, совершившаяся какихъ нибудь
нисколько в'Ьковъ тому назадъ на горныхъ воввышенностяхъ
Центральной Америки, должна была быть довольно точнымъ
повторешемъ той эволюцш, которая положила начало несрав
—
138
—
ненно более древнимъ имперхямъ стараго света—импер1ямъ,
происхождеше которыхъ теряется во мраке до-историческихъ
временъ.
II. Происхождеше мексиканской и перуанской цивилизащй.
Честь основашя большинства государствъ Средней Америки
должна быть, по всЗшъ даннымъ, приписана краснокожимъ.
Будучи охотниками, легко становясь кочевниками и зная лишь
самое первобытное землед1ше; краснокож1е, наверное, очень
давно потянулись изъ равнинъ Северной Америки на югъ, къ
местностямъ съ более мягкимъ климатомъ. На плоскогорьяхъ
Средней Америки они нашли особенно благопр1ятную мест
ность, тропическая широта которой счастливо умеряется ея
высокимъ положешемъ надъ уровнемъ моря. Правда, что раз
реженный воздухъ большихъ высотъ вредно вл1яетъ на чело
века. Являющаяся его последствгемъ анокзем1я нeблaгoпpiятнa
для сильной умственной деятельности; но она не мешаетъ
среднему развитно умственныхъ способностей, а индейцы
Мексики и Перу никогда не поднимались выше этого сред-
няго уровня. Въ былыя времена, когда считали необходимымъ
держаться известнаго предашя, когда государствамъ Средней
Америки приписывалась громадная древность, пытались свя
зать ихъ цивилизащю съ цивилизащями Египта и 1удеи— ци
вилизащями, которыя, какъ теперь известно, давно сошли съ
историческаго горизонта въ то время, когда возникли и на
чали процветать мексиканская и перуанская имперш. Един
ство расы нынешнихъ туземцевъ Америки въ настоящее время
не подлежитъ сомнешю. Оно доказывается какъ разительнымъ
сходствомъ анатомическихъ чертъ, такъ и распространешемъ
въ обйихъ Америкахъ совершенно спещальныхъ обычаевъ, на
примеръ, особаго способа антропофагш, заключающаяся въ
томъ, что у побежденная врага разрезываютъ грудь, выни-
маютъ и съедаютъ сердце. Въ наше время этотъ своеобраз
ный способъ людоедства встречается у краснокожихъ крайняго
севера ‘). Инки-победители уничтожили его у дикихъ племенъ,
которыя хотели цивилизовать *), а въ 1600-мъ году одинъ
голландскШ мореплаватель, Оливье де Ноортъ, упоминаетъ о
Mgr. Faraud. D i x - h u i t A n s c h e z l e s s a n v a g e s .
2) Garcilasso de la Vega. H i s t , d e s I n c a s , I,
336.