ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4036
Скачиваний: 20
—
154
—
распоряжение администрацш и въ опред^ленномъ возрасте. При
такомъ устройстве общества въ немъ не можетъ быть речи о
мальту зганизме. Человекъ растетъ и размножается, разъ этому
не препятствуютъ экономическая услов!я. Число рождетй гро
мадно; все новыя и новыя волны человеческихъ существъ по
являются на св’Ьтъ и, не находя больше места на родине, вы
ливаются въ сосЬдшя, скудно населенныя страны. Праздность
неизвестна; она преступлеше, и государство ея не терпитъ; надо
работать, постоянно работать для общаго д£ла. Но государ
ство—существо разумное; оно соразмеряетъ трудъ съ силами
людей, и когда усталаго работника настигаетъ болезнь, когда
къ нему подходить старость, оно протягиваетъ свою вспомо
ществующую руку и поддержшзаетъ его. Его предусмотритель
ностью давно уже накоплено достаточно средствъ для удовле
творена этой великой общественной обязанности.
Вотъ преимущества авторитарнаго коммунизма, и они зна
чительны. Разберемъ теперь его недостатки.
Все
они им^ють одинъ обпцй источникъ, составляюпцй к о
ренное зло этого типа обществъ: этотъ источникъ—подавлеше
всякой личной инищативы. Въ своей благонамеренной, но бли
зорукой предусмотрительности основатели имперш разъ и на
всегда установили ходъ общественной машины. Они не допу
скали, чтобы люди могли устроиться лучше или хотя«бы иначе,
да и не дозволили-бы этого. Последств1емъ этого было то, что
прогрессъ, если и не сталъ безусловно невозможнымъ, то во
всякомъ случае былъ сильно задержанъ. Прогрессъ есть вообще
результатъ массы личныхь попытокъ, часто неразумныхъ и без-
успешныхъ. но которыя постоянно стучатся въ дверь неизвест-
наго и передъ которыми она часто отворяется. Въ обществе-же,
которому лучппя силы его членовъ постоянно нужны для за
ранее установленныхъ целей, умъ человечесшй не имеетъ вре
мени пускаться на поиски новыхъ путей. И вотъ мы видимъ,
что не смотря на несколько вековъ сущ ествоватя въ Перу
общиннаго строя, перуанская цивилизащя какъ-бы застыла на
одной точке. Надо однако помнить, что эта цивилизащя воз
никла у низшей расы, что ей приходилось укрощать совершенно
дикгя племена и что, въ общемъ, она все-таки достигла срав
нительно высокой степени раавипя. Еслибъ не грубое вторже-
Hie
испанцевъ, она наверное развилась-бы въ конце концовъ,
и развит
1
е ея началось бы. по всей вероятности, съ принятая
—
155
—
феодальнаго режима, господствовавшаго въ Мексик*, которая
тоже наверное пережила свою фазу общиннаго строя.
Конечно, сбвременнымъ европейцамъ, по крайней м*р* наи
более развитымъ, такой тираническШ и благодетельный ре
жимъ, каковъ былъ режимъ Перу, показался-бы невыносимымъ.
А между т*мъ, если мы вглядимся попристальнее въ то, что
насъ окружаетъ, мы увидимъ, что масса нашихъ современни-
ковъ, будучи далеко не такъ обезпечена, какъ плебеи царства
инковъ, прикована темъ не мен*е къ такому-же обязательному
п часто гораздо более тяжкому труду. Но обпце выводы лучше
будетъ отложить до конца этой книги. А теперь я скажу только,
что, отнюдь не увлекаясь уакимъ и суровымъ коммунизмом!»
Перу, нельзя однако не признать за нимъ того качества, что
онъ удовлетворялъ насущнымъ нуждамъ общества, потребности
человека въ пище. Согласно знаменитому изреченш, челов*къ
есть соединеше ангела и зверя, и для того, чтобы могли раз
вернуться крылья ангела, зверь долженъ быть избавлёнъ отъ
страдашй голода.
ГЛАВА IX.
Собственность въ древнеиъ Египте и въ Абиссинш.
I.
С о б ствен н о сть въ д ревн ем ъ Е ги п т * . Соцюлогичесюя
аналогш между Перу и Египтомъ. — Оне случайны.— Древность
египетской цивилизацш.—Всемогущество фараоновъ.—Распре-
делеше земель въ Египте.—РаздЬлъ Сезостриса.—Царское пра
во верховной собственности.—Рабоч1е классы.1—Наследствен
ность ремеслъ.—Арендоваше земель.—Порабощеше и регламен
тащя труда.—Релипозное почиташе животныхъ.—Торговля по
дозрительна и стеснена.—Однообраз1е и легкость существова
ш я .—Большая1 рождаемость.—Освященная закономъ (legale) со
лидарность. — Трудность обогащешя. — Отсутств1е пролетар1евъ
(declasses).—Развитае собственности въ Египт*.—Значеше зоо>
латрш.
II.
Собственность въ Абиссинш.—Древше эеюпы.—Ихъ мо
нархически режимъ.—Столъ Солнца.—Феодализмъ въ Абисси
н ш .—Абиссинская импер1я.—Классификащя леновъ.—Царь—
верховный собственникъ. —■
. Рабство. — Категорш рабовъ. —
Бракъ — купля въ Абиссинш.—Свобода брака для мущины.—
—
156
—
Свободные нравы женщинъ.—Права отца семейства.—Курти
занки.— Фаллотошя. — Легенда объ Н виде.— Фалличесюе тро
феи.— П^сни женщинъ на эту тему. — Фалл ото мическШ леви-
ратъ. — Фаллотомичесюя требоватя со стороны абиссинскихъ
женъ.
—
Семейная собственность
въ
Абиссинш.
—Уцелевппе
ос
татки древнихъ клановъ.
I. Собственность въ древнешгь Египте.
Между древнимъ Перу и Египтомъ довольно много сход-
ственныхъ чертъ, такъ что некоторые писатели приписывали
царству фараоновъ честь основашя царства инковъ. Въ настоя
щее время, когда доказано, что Перуанская монарх1я не мо
жетъ считаться особенно древней, эта гипотеза оставлена, какъ
химерическая. Сходство между этими двумя странами—притомъ
сходство довольно грубое—имеетъ теперь только теоретическое
значете. Оно доказываешь, что политическая и сощальная эво
лющя человеческихъ обществъ подчинена известному, если не
слишкомъ строгому, то, во всякомъ случае, всеобщему закону.
Люди соединяются сначала въ звероподобныя орды, затемъ въ
республикански племена, далее въ монархически, и, наконецъ,
въ болыМя государства, слагаюпцяся обыкновенно въ абсолют
ный монархш, иногда въ аристократически республики. Отъ
MoHapxifi
последшя отличаются только темъ, что не имеютъ
верховнаго главы, но рано или поздно и эти псевдо-республики
почти неизбежно превращаются въ деспотичесюя монархш. Такъ
идетъ сощальное развитее во всехъ странахъ. во всехъ клима-
тахъ. у всехъ народовъ, разъ люди цивилизовались настолько,
что могутъ образовать обширный этническШ аггломератъ. Въ
эпоху испанскаго завоевашя, Перу представляло интересный
образчикъ последней изъ этихъ политическихъ стадШ, образчикъ
темъ более ценный, что развипе его можно было проследить
до самаго начала, и что рядомъ съ нимъ существовало н е
сколько обществъ, образовавшихся изъ людей той же расы, но
остановившихся на различныхъ низшихъ ступеняхъ обществен
н а я развиия.
О древнемъ Египте мы знаемъ очень мало, такъ что о томъ,
какъ образовалось египетское государство, можемъ заключать
только по догадкамъ. Повидимому, старое отечество фараоновъ
опередило все друпя страны, основавши первую изъ болыпихъ
—
157
—
варварскихъ цивилиэащй, и детство ея сокрыто для насъ въ
глубокомъ мрак*. Во вс* протекппе в*ка, насколько въ нихъ
^можно проникнуть при помощи предашя, исторш и археологи,
^мы застаемъ на берегахъ Нила могущественное полуцивилизо-
?ванное государство, представлявшее, повидимому, наибол*е сло-
живппйся типъ большой монархш, развившейся непосредственно
изъ дикаго племени.
Общественное устройство Египта очень напоминаетъ воз-
двигнутыя имъ громадныя пирамиды. Основаше общественнаго
здашя состоитъ изъ порабощенной массы, обязательный трудъ
которой кормитъ касты воиновъ и жрецовъ, а на вершин*,
подавляя вс*хъ и вся своимъ велич1емъ, царитъ высшее су
щество, полубогъ, который, «какъ солнце, озаряетъ собою весь
Египетъ». Никто не см*етъ стоять въ присутствш этого мо
нарха и на египетски хъ рисункахъ (iconographie) мы вид имъ
даже жрецовъ распростертыми передъ нимъ. Его смерть есть
общественное б*дств1е и такъ же, какъ смерть быка Аписа,
сопровождается всеобщимъ семидесятидневнымъ трауромъ *).
Его, подданные безусловно отъ него зависятъ; такъ, наприм*ръ,
отецъ Сезостриса—Сеоозиса, какъ его навываетъ Д1одоръ, могъ
собрать и воспитать по своему усмотрЬшю вс*хъ мальчиковъ,
родившихся въ Египт* въ одинъ день съ его сыномъ, чтобы
такимъ образомъ приготовить в*рное войско для своего насл*д-
ника
2),
а Аменофисъ—фактъ еще бол*е знаменательный— безъ
всякаго затруднешя выполнилъ актъ грандюзнаго улучшешя че-
лов*ческой породы, низвергнувъ въ каменоломни Tourah— 80,000
египтянъ, страдавшихъ различными т*лесными недугами 3).
Понятно, что въ обществахъ этого типа не можетъ быть
р*чи о личной свобод*. Правители все предусмотр*ли, все уста
новили; подданныхъ ведутъ на помочахъ и наказываютъ со
вершенно какъ д*тей. Организащя собственности — главнаго,
первенствующаго интереса — декретируется сверху, причемъ
естественно мало заботятся о равенств*. Но и самые неогра
ниченные изъ деспотовъ вынуждены подчиняться изв*стнымъ
требовашямъ необходимости, и результатомъ этого являются
любопытныя черты сходства между вс*ми большими монар-
х1ями першда варварства.
*) Dunckler, L e s E g y p t i e n s , 218, 226.
а) Diodore- I, 53.
*) G. Mospero, Hi s t , a n c i e n n e des p e u p l e s
de
l ’O r ie n t, 206.
—
158
—
Какъ и въ Перу, земля въ Египте была разделена на три
части. Первая самая большая, часть была отдана сословш
жрецовъ и доходы съ нея шли на жертвоприношешя и на
нужды жрецовъ и ихъ подчиненныхъ. Вторая часть была соб
ственностью фараоновъ; ея продуктами покрывались нужды
двора и военныя издержки. Третья часть принадлежала во-
инамъ—военачальникамъ и солдатамъ. Если верить Дшдору, та
кое наделеше землей военной касты имело цЬлыо поддержать
и упрочить ея патрютизмъ. «Въ самомъ деле» справедливо за-
м'Ьчаетъ Дтдоръ, «было бы безсмыслицей доверить безопас
ность государства людямъ, которыхъ ничто не привязываетъ
къ общему благу» *). По свидетельству Геродота, каждый егп-
петскШ воинъ влад'Ьлъ на правахъ личной собственности две
надцатью арпанами превосходной земли, а египетыай арпанъ
равнялся 100 квадратнымъ самосскимъ локтямъ или почти
25-ти метрамъ. Следовательно, двенадцать арпановъ предста
вляли площадь въ 7500 квадратныхъ метровъ 2). Сверхъ того,
какъ земли воиновъ, такъ и земли жрецовъ, были освобождены
отъ налоговъ.
Но, конечно, въ принципе все земли Египта считались соб
ственностью его монарха и, наверное, вначале ими владели кол
лективно, ибо жрецы говорили Геродоту, что Сезострисъ первый
разделилъ'страну между всеми египтянами, построивъ на этомъ
разделе всю свою фискальную систему. За каждый наделъ,
личный или семейный, выплачивался годовой налогъ, величина
котораго уменьшалась, когда река подмывала и уносила въ
своемъ теченш часть’ надела, что указываетъ, повидимому, на
существование текущаго кадастра 3). Книга Б ь т я утверждаетъ
согласно съ Геродотомъ, что фараоны считали себя собствен
никами Египта и широко пользовались своимъ правомъ верхов
ной собственности 4).
Земля каждаго изъ трехъ главныхъ разрядовъ египетской
территорш находилась не въ одной меже, а была разбросана
но всему государству; въ каждомъ но м е
(уезде)
были земли
фараона, земли жрецовъ и воиновъ *). Въ этомъ общемъ рас-
*) Diodore, I, 73.
2)
Hercdote, II, 168.
s) Hcrodote, II, 109.
*)
Genea, XYLII, 22, 24, 26.
а) Strabon, XVII. Iivre