ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 3993
Скачиваний: 20
—
314
—
торые можетъ взять назадъ въ случай вдовства, но съ уело-
Bieub выйти изъ общины *).
Нисколько лЬть тому назадъ островки Hfedic и Houat, ле-
жапце у береговъ Морбигана, возделывались сообща и управля
лись сов^томъ двенадцати выборныхъ старейшинъ подъ пред-
С'Ьдательствомъ
приходскаго священника. Община имела
складъ
необходимыхъ вещей изъ домашней утвари, рабочихъ орудой и
инструментовъ, которымъ заведывадъ священникъ. Въ зимнее
время, когда прекращалась рыбная ловля, складъ выдавалъ
неболышя суммы нуждающимся на честное слово и безъ про-
центовъ. Но съ открьшемъ рыбной ловли было обязательна
возвратить занятыя деньги, какъ-бы ни былъ плохъ уловъ и
хотя-бы пришлось сделать новый заемъ. Кто хоть равъ не
возвратилъ взятыхъ денегъ, лишался кредита навсегда. Въ
континентальномъ Морбигане я уже указывать, какъ на оста-
токъ общиннаго режима, на существующее тамъ domaine соп-
gfeable. По всему побережью того-же департамента въ нравахъ
населешя сохранилось много слЪдовъ прошлаго. Бели человеку
нужно построить домъ, онъ собираетъ «помочь», т. е. про
сить соседей привезти необходимый матер1алъ и за это уго-
щаетъ ихъ обе домъ. На помочь идутъ очень охотно и обыкно
венно работа кончается въ одинъ день. Въ старину въ Бре
тани и даже въ Нормандш было въ обычае помогать другъ
другу при уборке хлеба 5). Приписывать существо в ате такихъ
обычаевъ и нравовъ простому чувству общительности, альтру
истическому инстинкту, было-бы слишкомъ поверхностно: при
чина его лежитъ глубже. Наклонности создаются образомъ жизни,
который при достаточной его продолжительности оставляешь
глубоюе следы въ умственномъ складе народа. Общественная
солидарность неизбежно порождаетъ альтруизмъ; напротивъ
того, чрезмерный индивидуализмъ, борьба каждаго противъ
•всехъ и всехъ противъ каждаго возбуждаешь только эгоисти-
чесюя чувства, и гуманные обычаи кельтскихъ народностей»
о которыхъ я только что говори лъ, суть лишь последшй от-
голосокъ общиннаго режима клана. Теперь намъ остается
проследить остатки общиннаго владев in у другихъ европей-
скихъ народовъ. Особенно хорошо сохранились они у славянъ.
*) Hanoteau et L etourneux, II, 469.
а) De Cherville ( L e T e m p s . 14 oct., 1887).
— 315 —
VI. Зежельная собственность у славянъ ‘).
Греки и римляне не знали славянъ; впрочемъ, Горащй го
воритъ о жившихъ по Дунаю гетахъ, германцахъ или славя-
нахъ, у которыхъ были въ обычае ежегодные переделы зе
мель 2), а Страбонъ говоритъ то-же о далматахъ, только по
его словамъ у далматовъ переделы производились черезъ каж
дые восемь летъ. Коммувистичесте нравы славянъ сохрани
лись и до нашихъ дней. Но сощологи и экономисты Западной
Европы долго ничего о нихъ не подогревали; ослепленные рим-
скимъ правомъ, они знали только квиритскую собственность и
не могли даже представить себе другого способа владЬшя. А
между темъ, те самыя деревенсшя общины, которыя Мэнъ из-
следовалъ въ Индостане и которыя по всемъ признакамъ су
ществовали некогда по всей Европе, сохранились неприкосно
венными у современныхъ славянъ: вся Великоросшя покрыта
такими общинами. За Днепромъ не менее 30 миллшновъ рус-
скихъ крестьянъ живетъ земледельческими обществами. Каж
дая деревня представляетъ собирательную единицу, занимаю
щую определенную территорш и управляемую м
1
ромъ. И рус
ская община ведетъ свое начало отъ того единокровнаго клана
и л и
рода (gens), который мы встречаемъ во всехъ почти об-
ществахъ при начале ихъ жизни. Первые кланы были дей
ствительно единокровными. Обхщя земли обрабатывались брать
ями, дядями, племянниками и пр. подъ руководствомъ главы,
выборнаго, но непременно той-же крови 3). Съ течетемъ вре
мени община, члены которой въ большинстве были еще еди
нокровны, превратилась въ кооперативную ассощацш, какъ
яванская десса.
Въ виде исключешя въ некоторыхъ местностяхъ обшир-
4) Эта глава во многихъ мЪстахъ исправлена я совращена
Р е д .
2)
«Они (скиеы) живутъ, какъ жили ихъ предки, на повозкахъ, съ кото
рыми перекочевываютъ съ мЪста на мЪсто. Танъ-же живутъ и грубые геты,
яераамежеванныя поля которыхъ даютъ имъ вольные урожаи. Она не любятъ
возделывать болЬе года одну и ту-же землю и безпрястрастный жребШ ука-
зываетъ у нихъ преемника человеку, докончившему свою работу». Горащй,
кв. II, 24.
*) Meyer et Ardant. Q u e s t , a g г., 201.
— 316 —
ныхъ степей Poccin, где населен] е долго занималось преимуще
ственно скотоводствомъ, делятся не пахатныя земли, а паст*
бшца. Еще въ середине настоящаго столетая у Уральскихъ ка
зак овъ покосъ производился сообща. По распоряженш своихъ
офицеровъ казаки каждой станицы принимались за работу. Кто
былъ сильнее, получалъ больше, потому что было заведено
такъ, что въ первый день покоса каждый обкашивалъ кругомъ
свой будупцй участокъ. Площадь, которую человекъ усп'Ьвалъ
такимъ образомъ обкосить, принадлежала ему и загЪмъ онъ
уже спокойно выкашивалъ ее со своей семьей ‘). Въ Шуйскомъ
уезде Владим1рской губерши пахатныя земли принадлежать всей
общин* и подлежать перед'Ьламъ, а луга составляютъ личную на-
сл'Ьдствен-ную собственность. Но это исключешя; вообще-же въ
русскихъ деревняхъ какъ пахатныя земли такъ и луга подвер
гаются перюдическимъ передЪламъ. Луга еще продолжаютъ
делить ежегодно, а иногда и два раза въ годъ. Въ нЪкото-
рыхъ общинахъ убираютъ траву сообща и потомъ уже д'Ьлятъ
сено 3). Усадебная земля не подлежать передФламъ. Избы и
дворы составляютъ наследственную собственность семей, опять
таки какъ на Яве 3). Ноэтимъ еще не кончается сходство между
Явой и Росшей,
Шръ представляетъ кооперативную единицу, солидарную
ассощацш, каждый членъ которой долженъ нести свою долю
общихъ повинностей. Поэтому общинники не могутъ порвать
свяяь, соединяющую ихъ съ общиной. Когда крестьянинъ ухо
дить въ городъ на заработки, его наделъ остается за нимъ,
а вместе съ темъ и обязанность участвовать въ общихъ повин-
ностяхъ 4). Mipcidfl дела решаются сходомъ, въ которомъ участ-
вуютъ все домохозяева и которымъ руководить сельскШ ста
роста. Староста—полицейская власть. Сходъ назначаетъ время
посевовъ, жатвы, уборки 5), иногда устанавливаетъ систему
хозяйства. Прежде всехъ ненадежныхъ членовъ общины можно
было высылать, для чего нуженъ былъ только приговоръ обще
ства, скрепленный старостой.
*) Leroy-Beaulieu. L’E m p ir e d e s T z a r e e , I, 497.
’) Leroy-Beaulieu. Lo c . ci t . . I, 504.
®) M. W allace. L a B u s s i e , I, 189.
4)
I b i d . , I, 198.
») Ib id., 20.
— 317 —
Вообще можно сказать, что общество пользуется отеческой
властью по отношение къ своимъ членамъ. За то оно отвечаешь
круговой порукой за уплату налоговъ, которые само распределяем
между своими членами. Самые сильные и наиболее состоятельные
получаютъ больше земли и платятъ больше. Некоторый семьи,
не имеюпця д у ш ъ , совсемъ освобождены отъ податей J). Mip-
cKie приговоры безаппелящонны 3). Руссюе крестьяне очень
высокаго мнешя о власти
Mipa,
какъ это доказываютъ мнопя
руссюя пословицы: tM ipb одинъ Вогъ судить*. — «Что MipoMb
положено, тому быть такъ».— «Mipb зареветь, такъ лесы сто-
нутъ». — «Шръ столбомъ стоить»
3).
Въ старину власть
Mipa
была несравненно обширнее.
Русская земледельческая .община состоитъ изъ отцовскихъ
или патр1архальныхъ семей, сильно напоминающихъ древнюю
римскую семью. Въ старинныхъ славянскихъ семьяхъ еще дей
ствовало право patria potestas, которое у франковъ было уже
смягчено и противъ котораго возставали наши французсте за
коноведы, когда говорили: «Во Францш власть отца не имеетъ
места»
*).
До освобожденья крестьянъ последней общественной
единицей въ PocciB была семья, имевшая общее жилище, не
раздельную земельную собственность и подчинявшаяся деспоти
ческой власти своего главы. Сынъ, пока не становился само-
стоятельнымъ хозяиномъ, находился въ полномъ подчинены у
отца, даже после женитьбы. Семейный деспотизмъ болыпаковъ
принимался какъ должное. Часто несколько женатыхъ сыновей
жили въ одномъ дворе и работали вместе подъ руководствомъ
отца или деда 5). Зимой такое скучеше отдельныхъ семействъ,
спящихъ въ повалку на полатяхъ или на печи, вызывало или
и до сихъ поръ вызываешь некоторые, легко угадываемые,
безпорядки. Кроме того сыновей обыкновенно женятъ очень
рано, и отецъ, с т ар и к ъ , которому несмотря на зваше ста
рика часто нетъ и сорока летъ, не всегда относится съ долж-
нымъ уважетемъ къ своимъ снохамъ. Со смертью отца власть
его переходила или, вернее, переходитъ къ старшему въ роде;
къ сыну или къ брату; иногда мужу наследуешь его вдова.
L eroy-B eaulieu . L o c . c i t . , I, 519.
2) Wallace. L o c . c i t . , I, 133.—Leroy-Beaulieu. L o e . ci t . , I, 516.
s) Laveleye. P r o p r i e 1ё, 12.
*) H. Maine. A n c . D r o it., 136.
*) L eroy-B eaulien , L o c . c i t . , 478.
Нераздельная собственность двора состоитъ иэъ избы, скота,
земледельческихъ орудШ, хлеба, денегь, вырученныхъ отъ про
дажи продуктовъ и пр. Бели кто-нибудь изъ сыновей уходить
изъ деревни, онъ обяаанъ отдавать свой заработокъ во дворъ *),
причемъ отецъ можетъ по своему усмотрешю или отпустить
его «съ однимъ крестомъ», или выдать ему часть изъ общаго
имущества 2). Старинное славянское право безусловно запре
щало отчуждете семейной собственности э), теперь делятся
охотно. При разделе все имущество — движимое и недвижи
мое — делится на равныя части, присуждаемыя по жребш.
Жена наследуетъ только какъ представительница своихъ не
женатыхъ детей. Она не имеетъ части въ общемъ имуще
стве, но за то можетъ прикапливать лично для себя въ
«коробью» — что для мужчинъ не допускается; за неиме-
шемъ детей коробья переходить къ другимъ женщинамъ дво
ра 4). Совладельцами общаго имущества являются только
женатые мужчины: братья, сыновья и внуки; степень родства
не принимается въ разечетъ. Семейный наделъ не можетъ быть
разделенъ между членами семьи безъ согдас1я
Mipa,
хотя для
общаго раздела это и не имеетъ значетя. Говорятъ, что раз
делы становятся все чаще и чаще, что стремлете къ обособ-
л етю въ русскихъ крестьянскихъ семьяхъ все усиливается и,
такъ же, какъ въ Кабилш, главной причиной такого распа-
дешя семей являются женщины 5). Въ славянской семье ста-
раго типа нетъ ни разделовъ после смерти главы семьи, ни
завещашя в).
Помимо Poccin деревенская или семейная община суще-
ствуетъ и у другихъ народностей славянской, чистой или сме
шанной расы. Управляемая выборнымъ старшиной, сербская
з а д р у г а —близкая родня русскому деревенскому
M ip y .
По всей
Сербш, въ Кроатш, въ Славонш и на Военной Границе можно
встретить деревенскую общину. Некоторыя изъ этихъ ассоща-
щй принадлежать къ еще более архаическому типу: земля воз
делывается сообща и урожай делится между семьями. Въ Сер-
—
318
—
Wallace. L o c . c i t . , I, 124.
a) Leroy-Beaulieu. L o c . c i t . , 482.
*) Maine, A a c. D r o i t . , 265.^
*)
L e r o y - B e a u lie n . L o n . c i t . ,
I, 481—482.
I bi d. , I, 485.
•) fb i d., I, 483—484.