Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3917

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

304

  —

существуетъ  само  по  себе»,  говоритъ  брегонское  право  ').  Не­
обходимое  услов1е  существовашя  племени—принадлежащая  ему 

земля.  «Земля  есть  человекъ,  который  не  умираетъ»  2).  Нлемя 
распадается  на  кланы,  на  мелшя  группы, связанный  кровнымъ 
родствомъ  и  состояния—каждая—изъ  пятидесяти,  шестидесяти 

человекъ,  признающихъ  себя  потомками  общаго  предка3).  Об­
щина  делитъ  пахатныя  земли  между  семьями  и  каждая  семья 
обязана  сохранить  въ  целости  свой  участокъ.  «Никто  не  дол­

женъ  обременять  свою  землю  или  свое  племя  новой  рентой». 

Повидимому,  слово  «земля»  синонимъ  племени  иди  клана  и, 
судя  по  приведенному  тексту,  за  долги  каждаго  члена  клана 

отвечаетъ  весь  кланъ 4).  «Никто  безъ  соглас!я  племени  не  мо­
жетъ  уступать  землю  не  на  гЬхъ  услов1яхъ,  на  которыхъ  по- 

лучилъ  ее»  5).  Определенная  и,  по  всей  вероятности,  пахат- 

ная  площадь  разделена между  семьями,  но  пастбищями  и  тор­
фяниками  владеютъ  сообща.  Еще  летъ  пятьдесятъ  тому  наэадъ 

въ  Ирлавдш  и  Горной  Шотландш  семейныя  фермы  переходили 

изъ  рукъ  въ  руки  ежегодно  6).

Долго  между  ирландскими  семейными  участками  не  было 

ни  стенъ,  ни  изгородей,  но  съ  увеличетвмъ  числа  семей  приш­
лось  ввести  межевые  знаки 7).  Будучи  простыми  узуфрукторами, 

ирландсюя  семьи  должны  были  обрабатывать  землю  по  тради- 
щоннымъ  правиламъ  8). 

Все 

оне  были  связаны  тесной  соли­

дарностью  и  самый  ничтожный  человекъ  находилъ  повсюду ра­

душный  пр1емъ-.  гостеприимство  было  почти  обязанностью  9). 
Кроме  того,  между  всеми  племенами  и  семьями  существовала 
круговая  порука;  последств!емъ  этого  было  то,  что  такъ  же, 
какъ  въ  Китае,  каждая  группа  имела  право  изгонять  изъ 

своей  среды  опасныхъ  членовъ  10).  Въ-конце-концовъ изъ этихъ 

изгнанниковъ,  отверженцевъ,  образовался  классъ  беглецовъ,  бро- 

дягъ,  ф у и д х и р о въ ,  презренныхъ  наемниковъ,  которые  только

')  Brehon  law —обычное 

право  Ирлавдш. 

Д р .  Ред.

2)  S.  Maine.  I n e t i t .   p r i m i t i v e s ,   134—185.

3)  I b i d.,  232.
*)  I b i d.,  134—135.
5)  I b  i b.,  126.

e)  I b i d . ,   126.
7)  I b i d.,  142.
")  I b i d.,  137.
*)  Wake.  E v o l u t i o n   o f   M o r a l i t y .   I,  372.

1U)  Maine. 

L o c .

  c i t .   216.


background image

— 305 —

и  думали,  какъ  бы  пробраться  въ  какое-нибудь  племя  и  по­

пасть  подъ  покровительство  вождя,  и  затемъ  становились  по­
слушными  оруд1ями  послЗздняго  *).

Со  смертью  кого-нибудь  изъ  собственниковъ-узуфрукторовъ. 

членовъ  клана,  септа,  производился  новый  передЪлъ  подъ 
руководствомъ  вождя  и  наделы  остальныхъ  членовъ  увеличи­

вались  насчетъ  надела,  оставшегося  вакантнымъ  а).  Эта  ор- 

ганиэащя  называлась  gavelkind  и  имела  целью  поддержан1е 

равенства  между  членами  септа.  Наделы  получали  только 
мужчины.  Но  такое  равенство  существовало  только  для  прос­

того  народа.  Надъ  каждымъ  кланомъ  стоялъ  вождь,  а  надъ 
группой  клановъ  или  племенъ  царекъ.  Не  подлежитъ  сомнешю, 
что  принцишально  вожди  были  подчинены  общему  праву  и 

только  пользовались  более  крупными  наделами.  Вожди  были 
выборные,  но  обыкновенно  выбирались  въ  однехъ  и  техъ-же 
семьяхъ.  Выбирали  не  сына  вождя,  а   ближайшаго  родствен­
ника  по  боковой  лиши—брата,  двоюроднаго  брата  или  вообще 

старшаго  въ роде  (S.  Maine,  249).  Съ  течешемъ  времени власть 

и  земли  вождей  стали  наследственными;  установилось  личное 
право  наследования—tanisty  — для  аристократическихъ  семей 
(вождь  назывался  tanist);  общинное  право  —  gavelkind— оста­

лось  для  простого  народа  4).  Но  кончилось  темъ,  что,  уступая 
желанш   иметь  постоянную  собственность,  народъ  последовалъ 
примеру  своихъ  правителей:  никому  не  хотелось  выпустить 

изъ  рукъ  свой  участокъ.  Переделы  становились  все * реже  и 
реже  и  наконецъ  прекратились.  Собственность  стала  наслед­
ственной,  но  оставалась  все-таки  семейной.  З а  кланомъ  оста­
лось  только  право  не  допускать  продажи  земель  и  устанавли­

вать  систему  хозяйства  5).  Темъ  не  менее  еще  въ  царствова- 
нш  1акова  I -го  въ  Ирландш  были  деревенск

1

я  общины,  произ- 

водивпм  ежегодные  переделы  по  жребдо  и  иногда  обрабаты- 
вавш1я  землю  сообща  в).

Итакъ,  личная  собственность,  сначала  уступленная  вож­

дямъ  на  правахъ  польвовашя,  потомъ  окончательно  присвоен-

*)  I b i d . ,   217.

2)  I b i b   123,  231.

3)   Mac.  Lennan  P r i m i t i v e   ATari age,   498.

4)  Maine,  lo c .  c it .,  230.
6)  I b ib %

  234—235.

*)

  Б.  de  Laveleye.  D e l a   P r o p r i e t e ,   103.


background image

-

3 0 6

-

вая  ими,  разрушила  въ  Ирландш  первоначальную  общинную 

организацию  и  въ  конце  концовъ  создала  настояпдй  пролетят- 

piaTb. 

Зд*сь  ходъ  развитая  чрезвычайно  интересенъ.  Сначала 

участокъ  вождя  становится  наследственным^  потомъ  его  вла- 

делецъ  предъявляетъ  права  верховной  собственности  на  земли 

еще  не  попавпия  въ  разделъ,  наконецъ  водворяетъ  на  нихъ 
своихъ  наемниковъ—ф у и д х и р о въ   1).  Сверхъ  того  вождь  па- 

сетъ  свои  стада  на  общественныхъ  пастбищахъ  и посредствомъ 
своего  скота,  своего  живого  капитала,  порабощаетъ  бывшихъ 
своихъ  товарищей.

Во  вс*хъ  дикихъ  странахъ  богатство  часто  приводить  къ 

политической  власти.  Въ  этомъ  отношенш  древше  ирландцы 
стоютъ  нынешнихъ  краснокожихъ.  «Вождь  племени»,  гласитъ 

одинъ  старый  ирландсшй  текстъ,  «долженъ  быть  самымъ  бога- 
тымъ,  самымъ  ученымъ,  самымъ  популярнымъ,  самымъ  могу- 
щественнымъ  человекомъ  изъ  всего  племени,  человекомъ,  пред- 

ставляющимъ  наиболытя  гарантш  для  о существ л е т я   прибыли 
или  возмещ етя  убытка».  (Coin-Aigillue,  279  а).  Но  это  наив­

ное  преклоневпе  передъ  богатствомъ  дорого  стоило  ирландцамъ. 

Когда  благодаря  привиллепямъ  вождей  и  ихъ  львинной  доле 

въ  военной  добыче  количество  скота  ихъ  значительно  увели­

чилось,  они  придумади  ставить  его  на  прокормъ  къ  своимъ 
подчиненнымъ э).  МаленысШ  деспотъ  сдавалъ  свой  скотъ  фер. 
меру  благороднаго  происхождетя  ( s a e r ’y)  на  семь  летъ,  въ 
течете  которыхъ  получалъ  весь  приплодъ  и  весь  навозъ  въ 

виде  арендной  платы.  Въ  это  время  прокормщикъ  употреблялъ 

скотъ  на  полевыя  работы,  а  черезъ  семь  летъ  становился  его 
собственникомъ.  Но  личная  зависимость  прокормщика  скота 
отъ  владельца  росла  въ  прямомъ  отношенш  къ  количеству 
взятаго  имъ  скота.  Благородные  фермеры  брали  небольшое 
число  головъ  въ  виде  простого  вы раж етя  почтетя  къ  вла­

дельцу,  но  простые  фермеры  (даеры )  брали  скотъ  целыми 

стадами  и  соразмерно  теряли  свою  свободу  4).  Скоро  отдача 

скота  на  прокормъ  перестала  быть  простой  сделкой;  прокорм­

щикъ  окончательно  лишился  свободы  и  превратился  въ  вас­

сала.  Владелецъ  скота  требовалъ  отъ  него  не  только  покор­

*)

  Maine  Ioc.   ci t. ,   116.

а)  I bi d,   168.
3)  Ib id ,  197.
4)  I bi d,   199.


background image

— 307 —

ности,  но  и  барщины  при  уборке  хлеба,  при  постройке  сво­
ихъ  вамковъ  или  крепостей  и  т.  д.  Мало  того:  онъ  могъ  по­

требовать  его  и  во  время  войны,  какъ  своего  солдата  ‘).

Наконецъ  вдадЪлецъ  скота  имЪлъ  право  т р а п е а ы   т.  е. 

право  являться  въ  определенные  сроки  къ  прокормщику  со 

своими  товарищами  и  пировать  у  него  въ  течете  несколькихъ 
дней 2).  Сдавать  скотъ  на  прокормъ  было  для  владЁльцевъ  такъ 

выгодно,  что  подъ  конецъ  они  стали  насильно  навязывать  его 
своимъ  подчиненнымъ  3).  Это  создало  особую  феодальную  си­
стему,  основанную  на  скоте.  Вся  общественная  iepapxin  по­
коилась  на  движимоиъ  имуществе,  т.  е.  на  скоте,  и  относи­

тельное  значеше  людей  зависело  отъ  больпгаго  или  меныпаго 

числа  головъ  принадлежащая  имъ  скота.  «Два  человека  равны 

когда  имеютъ  одинашя  состояшя»,  говорится  въ  Senchus  Мог. 

Впрочемъ,  рождете  тоже  принималось  въ  разсчетъ.  «Тотъ,  чей 

отецъ  не  былъ  вождемъ,  можетъ  быть  только  второстепеннымъ 

вождемъ».  Было  семь  степеней  благородства;  люди,  принадле- 

жавппе  аъ  низшей  степени  назывались  «благородными  скотни­
ками»  (боерами);  но  богатство  облагораживало,  и  если  «благо­
родному  скотнику»  удавалось  нажить  состоите,  превышавшее 
въ  три  раза  состояте  дворянина  следующей  высшей  степенц, 

эр ъ -д е за ,  онъ  становился  ему  равнымъ  *).

После  завоевашя  Ирландш  англичанами,  которымъ  не  было 

никакого  дела  до  клановъ,  до  низшйхъ  септъ,  последше 
уже  не  имели  прочной земельной  собственности.  Единственными 
признанными  землевладельцами  были  бывппе  вожди  5),  и  ойи 
дали  почувствовать  свой  гнетъ  вполне  зависевшей  отъ  нихъ 
меньшей  братш.  Эти  несчастные  но  смели  снимать  земли 

больше,  какъ  на  годъ,  до  такой  степени  ихъ  прижимали. 

«Землевладелецъ  настоящей  тиранъ»,  говорить  Эдмондъ  Спен- 

серъ  (1596),  «арендаторъ  настояпцй  невольникъ;  въ 

иввест-

 

номъ  смысле  положеше  его  даже,  хуже  положетя  Невольника, 

ибо  обыкновенно  господинъ  кормить  своего  невольника, 

здесь-

 

же  невольникъ  кормить  господина  в).»

*)  I b i d ,   197.

I bi d,   199.

s)  Meyer  et.  Ardant.  Q a e s t.  a g r a i r e ,   131.

4)  Maine.  I oc .   c it.,  170.

 

s)  I bi d. ,   256.

«)  I bi d,   222—223.


background image

—  308  -

Въ  языческой  Ирландш  умственвымъ  вл1яшемъ  пользовался 

классъ  брегоновъ,  состояний  изъ 

судей 

и  жрецовъ. 

После

 

введешя  христианства  этотъ  классъ  заменило  католическое 
духовенство,  набиравшееся  изъ  членовъ  племени,  какъ  и  его 
предшественники.  Католичесше  священники  присвоили 

себе

 

что-то  въ  роде  права  верховной  собственности,  начали  взимать 
треть  съ  наследствъ,  десятину  съ  земледельческихъ  продуктовъ, 

брали  въ  свою  пользу  первенцевъ  скота,  принимали  дары  по 

завещ атямъ,  ввели  въ  обычай,  чтобы  старппй  сынъ  каждой 

семьи  служилъ  церкви  или  въ  качестве  церковнослужителя,  или 

въ  качестве  земледельца-арендатора  церковныхъ  земель  *).

Вообще  можно  сказать, что  общественная  организашя  и  соб­

ственность  развивались  въ  Ирландш  въ  одномъ  направлены,  и 
это  совершенно  понятно.  Вначале  мы  находимъ  въ  ней  респу­
бликанце  кланы  и  общинное  владеше.  Затемъ  длинный  рядъ 

эахватовъ  и  присвоешй  вождей  приводить  къ  учреждешю  лич­
ной  собственности  въ  пользу  вождей;  въ  то-же  время  посред- 
ствомъ  накоплешя  важнейшей иэъ тогдашнихъ  движимыхъ  цЬн- 

постей—скота  вожди  порабощаютъ  своихъ  бывшихъ  товарищей 
и  родственниковъ;  наконецъ,  инвеституры,  полученныя  ими  отъ 
завоевателей, делаютъ ихъ настоящими феодальными  князьями— 

seigfleurs.

Относительно  другихъ  кельтскихъ  народностей  мы  не  име- 

емъ  того  поСледовательнаго  ряда  точныхъ  сведешй,  какой 
имеемъ  относительно  ирландцевъ,  но  общее  развит1е  шло  веэде 

одинаково.  Изъ  всехъ  европейскихъ  народностей  у  кельтовъ 

дольше  всехъ  держался  режимъ  клана.  Въ  Валлисе  единокров­
ные  кланы  составляли  одно  общество,  платили  пени  за  пре­

ступавши  своихъ  единокровныхъ  и  получали  воэнаграждешя  за 

ихъ  обиды,  какъ  въ  Ирландш.  Въ  некоторыхъ  кланахъ  Гор­

ной  Шотландш  вожди  клановъ  выдавали  съестные  припасы 

главамъ  сёмей,  своимъ  подчиненнымъ  3).  Еще  совсемъ недавно 

юристы,  пропитанные  римскимъ  правомъ,  приписывали  шот- 
ландскимъ  вождямъ  право  верховной  собственности  на  обще- 
ственныя  земли  клана,  которыми въ  действительности  те  только 
распоряжались  3).

Meyer  et  Ard.  Queet,  agr.,  118.

2)  Mac  Leno an,  P r i m .   M a r r i a g e ,   488.

3)  Maine  An c .   D r o i t ,   253.

*)

  Ibid,  221-