Файл: римское частное право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 4051

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

правового положения dos сводились к следующему.
В   с л у ч а е   п р е к р а щ е н и я   б р а к а   с м е р т ь ю   ж е н ы ,   d o s   о с т а в а л а с ь   у   м у ж а   и л и
в о з в р а щ а л а с ь   е щ е   н а х о д и в ш е м у с я   в   ж и в ы х   о т ц у   ж е н ы ,   е с л и   d o s   б ы л а   и м
установлена. Если брак прекращался смертью мужа, dos возвращалась жене или ей
с о в м е с т н о   с   е е   о т ц о м .   D o s   в о з в р а щ а л а с ь   ж е н е   и   в   т о м   с л у ч а е ,   к о г д а   б р а к
прекращался разводом по почину мужа или по его вине. Наоборот, dos оставалась у
мужа, если жена брала на себя инициативу развода или вызвала развод своим
поведением. В праве Юстиниана это единственный случай, когда dos оставалась у
мужа.
Таким образом dos стала служить орудием борьбы со злоупотреблениями свободой
развода и с ненадлежащим отношением к супружеским обязанностям.
Но эта роль dos значительно ослаблялась тем, что муж при существовании брака
п р о д о л ж а л   с ч и т а т ь с я   с о б с т в е н н и к о м   d o s   и ,   с л е д о в а т е л ь н о ,   м о г   е е   з а к о н н о
о т ч у ж д а т ь .   П о н я т н о ,   ч т о   о б я з а т е л ь с т в е н н о е   т р е б о в а н и е   ж е н ы   о   в ы д а ч е   е й
денежного эквивалента отчужденной dos оставалось безрезультатным в случае
несостоятельности мужа. Поэтому в целях охраны интересов жены lex Iulia de
adulteriis в особой главе de fundo dotali запретила отчуждение без согласия жены
детальных недвижимостей.
Практика стала подводить под понятие отчуждения всякую сделку, которая могла
п р и в е с т и   к   о т ч у ж д е н и ю ,   н а п р и м е р   з а л о г ,   а   в   п р а в е   Ю с т и н и а н а   д о т а л ь н ы е
недвижимости стали неотчуждаемыми даже и с согласия жены. Требование жены о
в о з в р а т е   е й   п р и д а н о г о   у д о в л е т в о р я л о с ь   у ж е   в   к л а с с и ч е с к о м   п р а в е
преимущественно перед требованиями других личных кредиторов мужа. Это
преимущество превратилось в праве Юстиниана в законную ипотеку (п. 418) жены
на все имущество мужа. Таким образом, хотя муж еще и в праве Юстиниана
признается собственником приданого, однако правы были римские юристы, когда
говорили: "quamvis in bonis mariti dos sit, mulieris tamen est", т.е. хотя приданое
находится в имуществе мужа, однако оно принадлежит жене (D. 23. 5. 75). В
сущности муж только пользовался dos во время брака и оставлял ее у себя в
качестве штрафа за ненадлежащее отношение жены к вытекавшим из брака
обязанностям.
Существовало, однако, и другое имущество, выполнявшее такую же штрафную
функцию, но уже в интересах жены. Это была donatio ante nuptias, предбрачный
дар, который в праве Юстиниана мог устанавливаться также и во время брака -
donatio propter nuptias и представлял собою не что иное, как сумму, обыкновенно
приблизительно равную сумме dos, которую муж обязывался выплатить жене в
случае развода по его инициативе или вине. Таким образом, в этих в случаях жена
получала как подлежавшую возвращению dos, так и donatio propter nuptias. В этом
заключалось и своеобразие этой последней, которая в действительности вовсе не
была дарением: она не лишала мужа права собственности на соответствующее
имущество в течение брака и не лишала его права собственности вообще, если брак
не прекращался разводом по почину или по вине жены.

§ 46. Прекращение брака

1 4 3 .   С л у ч а и   п р е к р а щ е н и я   б р а к а .   Д л я   т о г о   ч т о б ы   б р а к   м о г   ю р и д и ч е с к и
существовать, надо, чтобы все время были в наличии те условия, без которых брак
н е   м о г   б ы   б ы т ь   з а к л ю ч е н .   О т п а д е н и е   к а к о г о - л и б о   и з   э т и х   у с л о в и й   б ы л о   и
основанием прекращения брака. Таким образом, кроме смерти одного из супругов,
брак прекращался:
(1) Capitis deminutio maxima одного из супругов, т.е. обращением его в рабство, ибо
у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство
супруг возвращался затем в Рим, то в силу postliminium (п. 108) считалось, что
manus никогда не прекращалась. Брак же sine manu, как некоторая только
фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным, ибо postliminium
применялся к res iuris, но не к res facti; однако брак считался продолжавшимся все
время, если оба супруга были вместе в плену.


background image

(2) Capitis deminutio media, т.е. утратой права гражданства, ибо неграждане, кроме
latini veteres, также не имели ius conubii.
(3) Capitis deminutio minima, т.е. изменением семейного состояния одного из
супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим
с у п р у г о м ,   п р и   к о т о р о й   в с т у п л е н и е   в   б р а к   б ы л о   б ы   н е в о з м о ж н о ,   н а п р и м е р ,
paterfamilias усыновлял мужа своей дочери, не освободив ее предварительно от
patria potestas.
(4) По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены
либо по их соглашению в браке sine manu.
Для заключения брака cum manu требовалось согласие paterfamilias жены, а
позднее и самой жены (см. п. 139), но, в силу установившейся над женою manus
mariti, ее paterfamilias и она сама утрачивали право прекратить брак по своей воле:
жена была в отношении мужа loco filiae. Поэтому только муж (или его paterfamilias)
был вправе прекратить брак cum manu, совершив формальности, обратные тем, при
помощи которых брак был заключен.
Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие
которых требовалось для совершения брака (п. 139). Свобода развода была, как
уже сказано, одним из основных начал римского брачного права. И несмотря на
множество разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на
то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода
развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать
указанных выше невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по
инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период
республики, ни в период принципата никаких ограничений. Более того, lex Iulia et
Papia Poppea даже распространяла установленную ею incapacitas на лиц, которые в
течение определенного времени после прекращения брака не вступили в новый
брак. Однако в дальнейшем появляются в интересах детей от первого брака
некоторые ограничения прав родителя, вступившего во второй брак, на имущество,
полученное им от первого брака (lucra nuptialia): это имущество остается лишь в
пользовании родителя, вступившего в новый брак, а после его смерти переходит к
детям от первого брака. Кроме того, новому супругу не может быть ни подарено, ни
завещано больше имущества, чем детям от первого брака.
Вдова, вступающая в новый брак, обязана соблюсти так называемый траурный год,
целью которого является отчасти соблюдение пиетета по отношению к покойному
мужу, а главным образом предотвращение так называемой turbatio sanguinis, т.е.
затруднений в определении отца ребенка, который родился бы в течение десяти
месяцев со дня прекращения первого брака. В случае развода жена обязана
заявить о своей беременности мужу, который вправе потребовать проверки в
определенном порядке этого заявления.
Несоблюдение траурного года не влечет за собою недействительности нового брака,
а лишь утрату женою lucra nuptialia, ограничение ее прав в сфере наследования, а
также infamia жены.

Глава 13
ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

§ 47. Patria potestas

144. Отношения между матерью и детьми. Отношения между матерью и детьми
глубоко различны, в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в
браке sine manu с отцом детей. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей
является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа (или его
paterfamilias, если муж состоит in patria potestate), на равных с детьми началах она
наследует после мужа; взаимное право наследования соединяет ее в качестве
агнатки детей с теми из них, которые вышли из patria potestas мужа. В качестве


background image

агнатов ее сыновья осуществляют над нею опеку после смерти мужа. Связь матери с
детьми в браке - наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве юридически не связана с
детьми. Она не член семьи отца своих детей, она - агнатка своих старых агнатов,
член своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после
нее и осуществляют над нею опеку.
О д н а к о   п о д о б н о   т о м у ,   к а к   с   т е ч е н и е м   в р е м е н и   б ы л а   з н а ч и т е л ь н о   с м я г ч е н а
юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти
устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu.
Когнатическая, кровная связь стала постепенно служить основанием права матери
на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под
опекой постороннего лица или даже in patria potestate мужа, с которым мать была в
р а з в о д е ,   п о з д н е е   д а ж е   н а   о с у щ е с т в л е н и е   м а т е р ь ю   о п е к и .   М а т е р и   б ы л о
предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять к
матери инфамирующие иски, привлекать ее к суду без разрешения магистрата,
b e n e f i c i u m   c o m p e t e n t i a e   с т а л   о г р а н и ч и в а т ь   п р е д е л ы   е е   и м у щ е с т в е н н о й
о т в е т с т в е н н о с т и   п е р е д   д е т ь м и .   Н а к о н е ц ,   с е н а т у с к о н с у л ь т ы   I I   в . ,   а   з а т е м
императорские конституции установили и последовательно расширили допущенные
претором взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в браке sine
manu.
145. Отношения между отцом и детьми. Иначе были построены отношения отца с
детьми. Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu
или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestate.
Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась.
Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в
связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел:
сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим,
с ы н о в ь я   п р и о б р е т а ю т   с а м о с т о я т е л ь н о е   п о л о ж е н и е   в   п о с т о я н н о й   а р м и и   и   в
государственном аппарате.
Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась
в о з д е й с т в и е м   с е м е й н о г о   с о в е т а ,   с у ж д е н и я   к о т о р о г о   н е   б ы л и   ю р и д и ч е с к и
обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями,
игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики
и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias
на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней
нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было
право выбрасывать детей. Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко
всякому parricidium. Согласно другому, более раннему (II в. н.э.) указу, власти
могли принудить отца освободить сына от patria potestas. Наконец, за подвластными
детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на
paterfamilias, а также право требовать алименты.
В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано
допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок (так
же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini) возникали для
paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали.
Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales
против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему
для отработки причиненного им вреда.
Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной
стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок
рабов, с другой, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной
право- и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против
paterfamilias такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он
предоставлял на основании сделок рабов (п. 117). Но сами подвластные, после того
как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим


background image

сделкам не iure naturali, как рабы, a iure civili.
В то же время если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну,
продолжал признаваться имуществом paterfamilias, так называемый peculium
profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали
возникать в лице не paterfamilias, а подвластного сына. Таким имуществом была
признана постановлением Августа, а может быть, Цезаря, под влиянием создания
постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество,
приобретенное сыном в связи с его военной службой: paterfamilias был не вправе
о т о б р а т ь   э т о   и м у щ е с т в о   у   с ы н а ,   с ы н   н е   т о л ь к о   с в о б о д н о   п о л ь з у е т с я   э т и м
имуществом, он вправе и распоряжаться им, в частности завещать (сначала во время
п р е б ы в а н и я   н а   в о е н н о й   с л у ж б е ,   а   н а ч и н а я   с о   I I   в .   н е з а в и с и м о   о т   м о м е н т а
с о с т а в л е н и я   з а в е щ а н и я ) .   О д н а к о   в   с л у ч а е   с м е р т и   с ы н а   б е з   з а в е щ а н и я   э т о
и м у щ е с т в о   п е р е х о д и т   к   о т ц у ,   и   п р и т о м   i u r e   p e c u l i i ,   б е з   о б р е м е н е н и я   о т ц а
обязательствами умершего сына.
Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном
н а   в о е н н о й   с л у ж б е ,   б ы л и   в   п е р и о д   и м п е р и и ,   в   с в я з и   с   с о з д а н и е м   б о л ь ш о г о
административного аппарата принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные
н а   г р а ж д а н с к о й   с л у ж б е :   г о с у д а р с т в е н н о й ,   в   п р и д в о р н ы х   и л и   ц е р к о в н ы х
должностях. Так, с IV в. н.э. постепенно сложилось peculium quasi castrense.
Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке
sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны paterfamilias и
и м у щ е с т в о ,   у н а с л е д о в а н н о е   д е т ь м и   о т   м а т е р и .   В   I V   в .   э т о   и м у щ е с т в о   б ы л о
о б ъ я в л е н о   п р и н а д л е ж а щ и м   д е т я м   с   п р а в о м   p a t e r f a m i l i a s   н а   п о ж и з н е н н о е
пользование и управление им.
В дальнейшем в такое же положение были последовательно поставлены имущества,
унаследованные от родственников с материнской стороны. Развитие завершилось
постановлением, что paterfamilias сохраняет право собственности лишь на то
состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено ex re patris, на
с р е д с т в а   о т ц а ,   л и б о   п о л у ч е н о   c o n t e m p l a t i o n e   p a t r i s ,   т . е .   о т   т р е т ь е г о   л и ц а ,
желающего создать известную выгоду для paterfamilias, а также на имущество,
которое отец передал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось
с о б с т в е н н о с т ь ю   о т ц а   в с л е д с т в и е   н е д е й с т в и т е л ь н о с т и   с д е л о к   м е ж д у   н и м   и
подвластными детьми. Это - bona profecticia. Все остальные имущества, bona
adventicia, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при
жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти
подвластного к отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входящими в состав
этого имущества обязанностями.
1 4 6 .   П р е к р а щ е н и е   p a t r i a   p o t e s t a s .   К а к   у ж е   у к а з а н о ,   p a t r i a   p o t e s t a s   б ы л а
пожизненной и нормально прекращалась смертью paterfamilias.
При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением
сыном звания flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), дочерью -
звания весталки; в позднейшее императорское время ее прекращало приобретение
с ы н о м   з в а н и я   к о н с у л а ,   p r a e f e c t u s   u r b i ,   m a g i s t e r   m i l i t u m   и л и   е п и с к о п а .   Н о
paterfamilias мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем
emancipatio. Формой emancipatio служило использование правила законов XII
таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую
власть: paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу,
к о т о р о е   т р и ж д ы   о т п у с к а л о   п о д в л а с т н о г о   н а   в о л ю .   П о с л е   п е р в ы х   д в у х   р а з
подвластный возвращался под власть paterfamilias, после третьего он становился
persona sui iuris.
В VI веке необходимость в этих формальностях отпала: были допущены emancipatio
per rescriptum principis (так называемая emancipatio Anastasiana), emancipatio
посредством заявления перед судом (так называемая emancipatio lustinianea). После
emancipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

§ 48. Узаконение и усыновление


background image

147. Узаконение. Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском
браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем
узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и
д о п у с к а л а с ь   т о л ь к о   в   о т н о ш е н и и   l i b e r i   n a t u r a l e s ,   т . е .   д е т е й ,   р о ж д е н н ы х   о т
конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio: а) legitimatio per
oblationem curiae, т.е. путем представления внебрачного сына в ordo местных
декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) legitimatio per
subsequens matrimonium, т.е. путем последующего брака родителей; в) путем
издания специального императорского указа.
148. Усыновление. Но patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми
путем усыновления.
Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: а)
arrogatio, если усыновляемый был persona sui iuris, и б) adoptio, если усыновляемый
был persona alieni iuris.
(1) Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при
участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого.
После расследования обстоятельств дела pontifex maximus предлагал народному
собранию rogatio об усыновлении. Таким образом, каждая arrogatio была iussus
populi, т.е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усыновляемыми в этой форме
могли только лица, которые имели право участвовать в народных собраниях. К
ч и с л у   т а к и х   л и ц   н е   п р и н а д л е ж а л и   н и   ж е н щ и н ы ,   н и   н е с о в е р ш е н н о л е т н и е .   С
падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер
arrogatio; она превращается в публичное оформление соглашения усыновителя с
усыновляемым. С окончательным прекращением созыва народных собраний
arrogatio производится per rescriptum principis.
(2) Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила
законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал
п о д в л а с т н о г о   д о в е р е н н о м у   л и ц у ,   к о т о р о е   п о с л е   п е р в ы х   д в у х   м а н ц и п а ц и й
освобождало подвластного от mancipium, после чего подвластный возвращался под
власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей patria potestas,
выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный
был in mancipio, vindicatio filii. В результате начинавшегося таким образом
фиктивного процесса претора addicit усыновляемого усыновителю. Для adoptio
дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту
сложную процедуру простым заявлением перед судом.
Д о   Ю с т и н и а н а   a d o p t i o   т а к   ж е ,   к а к   и   a r r o g a t i o ,   в в о д и л а   у с ы н о в л е н н о г о   в
агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не
уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования
усыновленного после усыновителя.
Н е к о т о р ы е   у к а з а н и я   д о ш е д ш и х   д о   н а с   п а м я т н и к о в   п о з в о л я ю т   д у м а т ь ,   ч т о
существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усыновителя
(adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет.

§ 48-а. Опека и попечительство

148-а. Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым
особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей
гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela)
н а д   н е с о в е р ш е н н о л е т н и м и ,   н а д   р а с т о ч и т е л я м и ,   а   т а к ж е   р а н о   у т р а т и в ш а я
п р а к т и ч е с к о е   з н а ч е н и е   о п е к а   н а д   ж е н щ и н а м и   и   п о п е ч и т е л ь с т в о   ( c u r a )   н а д
безумными, над так называемыми минорами (т.е. не достигшими 25 лет), над
расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке
деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия (auctoritatis
i n t e r p o s i t i o )   п р и д а е т   ю р и д и ч е с к у ю   с и л у   с д е л к а м ,   к   с о в е р ш е н и ю   к о т о р ы х
подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие (consensus)
неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.