ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 4054
Скачиваний: 7
д о б р о с о в е с т н о в л а д е в ш е е ч у ж о й в е щ ь ю , о т о б р е м е н и т е л ь н о й о б я з а н н о с т и
возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной
уверенности, что они принадлежат тому, кто их потребил.
Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расширено и
обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естественным путем,
т а к и п о л у ч а е м ы й н а о с н о в а н и и о с о б ы х п р а в о о т н о ш е н и й п о п о в о д у
плодоприносящей вещи, например проценты, получаемые с капитала.
158. Имущество. Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных
хозяйственным назначением целых имущественных комплексах.
Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц
термином familia pecuniaque - первоначально совокупность рабов и скота (pecus-
pecunia). Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивильном
праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки - patrimonium
( о т ч и н ы ) , п е р е х о д я щ е г о с с о о т в е т с т в у ю щ и м и к у л ь т о в ы м и о б я з а н н о с т я м и к
наследникам.
В преторском праве иногда употребляется термин "отцовское и дедовское добро"
(bona paterna avitaque - в формуле объявления лица расточителем). Но, конечно,
понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу,
независимо от того, само лицо приобрело это имущество или имущество досталось
ему по наследству. При жизни собственника его добро - bona - гарантирует
кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод, что имуществом
каждого лица считается то, что остается после удовлетворения кредиторов, за
в ы ч е т о м д о л г о в . К а к н е к о т о р о е о б о с о б л е н н о е и м у щ е с т в о р а с с м а т р и в а л о с ь
имущество, выделенное домовладыкой в пользу раба или подвластного для
самостоятельного хозяйствования и управления (так называемый пекулий, см. п.
117).
159. Вещи в обороте и вне оборота - res in commercio et res extra commercium.
Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота,
res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие
объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение in
commercio esse означало, что такие вещи могли быть предметами мены, оборота по
оценке - aestimationem recipiunt.
Внеоборотными вещами - res extra commercium - считались такие вещи, которые или
по своим естественным свойствам, или в силу своего особого назначения не могли
быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium non est (D. 18.
1. 16. pr.). Классические юристы признавали группу вещей omnium communes, а в
Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному
праву принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со
всем, что в них водится.
Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae).
Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.
Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae.
Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин
удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae
служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды - in
p a t r i m o n i o p o p u l i v e l f i s c i - в и м у щ е с т в е н а р о д а и л и ф и с к а . С ю д а в х о д и л и
общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.
Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для
общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для
удовлетворения общественных потребностей и целей, - res universitatis. Сюда
относились, прежде всего, публичные дороги и реки.
Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того,
пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились
н е п е р е с ы х а ю щ и е р е к и , т . е . р е к и , н а к о т о р ы х б ы л о в о з м о ж н о п о с т о я н н о е
с у д о х о д с т в о . В с л у ч а я х , к о г д а р е к и п е р е с ы х а л и и л и п о к и д а л и с в о е р у с л о ,
последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.
Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего
пользования театры, стадионы, бани и пр. - quae in usu publico sunt. Пользование
этими вещами предоставлялось всем гражданам.
Наконец, вне оборота были res divini iuris - вещи божеского права, которые не были
способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи,
посвященные богам (res sacrae), - храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места
погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба - res religiosae
(Гай. 2. 4) Наконец, публичное право считало res sanctae городские стены и ворота
каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли поступить только
после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных
вещей - res sacrae - для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.
§ 51. Виды прав на вещи
160. Из прав на вещи раньше всех оформилось владение, за которым стоит право
частной собственности. И то и другое понималось юристами-классиками как
непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-
л и б о п о с р е д с т в а - i u s i n r e . К о г д а ж е в е щ ь н е п р и н а д л е ж а л а с а м о м у
заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью, принадлежавшей
другому лицу (res aliena), то возникали права, называемые позднейшими юристами
iura in re aliena, права на чужую вещь.
Этим определяется порядок дальнейшего изложения. В следующих главах будут
рассмотрены: а) владение, б) собственность и в) права на чужие вещи.
Глава 15
ВЛАДЕНИЕ (POSSESSIO)
§ 52. Понятие владения
1 6 1 . И с т о р и я в о з н и к н о в е н и я . П о н я т и е в л а д е н и я в о з н и к л о п е р в о н а ч а л ь н о в
отношении земли.
Старое цивильное право для выражения понятия владения пользовалось термином
usus - пользование, дополняя его извлечением плодов - usufructus. Этот комплекс
представлял реальное и почти полное господство домовладыки над отведенной ему
индивидуально во владение землей и своим манципием (п. 152). В случаях
самостоятельного осуществления им такого пользования, последнее приводило, по
законам XII таблиц, по истечении двухлетнего срока, к признанию за ним права
собственности по давности - usucapio.
Римские юристы - классики (Лабеон, Павел) этимологически производили слово
владение - possessio от sedere - сидеть, оседать, а самое владение описывали как
positio - поселение (на земле). Они связывали таким образом владение с освоением
земли родами и видели в нем естественное выражение непосредственного и
властного отношения к земле, по-гречески katoche.
Possessio appellata est, ut et Labeo ait, a sedibus quasi positio, quia naturaliter tenetur
ab eo qui ei insistit, quam Graeci katochen dicunt (D. 41. 2. 1).
(Владение было названо, как говорит и Лабеон, от оседаний, (будучи) как бы
поселением, так как оно естественно удерживается тем, кто на нем стоит, что по-
гречески называется katoche.)
В э т о м ж е т е к с т е в л а д е н и е п р е д с т а в л е н о с и с т о р и ч е с к о й т о ч к и з р е н и я к а к
отношение, предшествовавшее собственности и породившее ее.
Dominiumque rerum ex naturali possessione coepisse Nerva filius ait (D. eod. 2).
(Нерва-сын говорит, что и собственность на вещи произошла от естественного
владения.)
В классовом обществе, однако, это "естественное" владение получило правовую
защиту.
162. Определение владения. Из сказанного видно, что владение есть прежде всего
реальное господство лица над вещью, вытекающее из фактического, физического
отношения лица к предмету владения. Лицо стоит или сидит на земле, оно держит
в е щ ь . Э т о с о с т о я н и е , о д н а к о , д о л ж н о б ы т ь н е п р е х о д я щ и м , а п р е д с т а в л я т ь
у п р о ч и в ш е е с я о т н о ш е н и е л и ц а к в е щ и ; т о г д а о н о м о ж е т о б е с п е ч и в а т ь с я о т
нарушений со стороны других лиц и получает защиту (см. п. 179 и сл.).
Из признания реального господства над вещью основным признаком владения
вытекало далее, что это господство распространяется целиком на всю вещь в
совокупности всех ее свойств и отношений. Поэтому невозможно одновременное
владение одной и той же вещью со стороны двух или нескольких лиц; допустимо
только их владение в идеальных, нераздельных частях.
С другой стороны, материальный характер владения исключал возможность для
лица владеть сразу совокупностью раздельных вещей (п. 156); в этих случаях
владение осуществляется в отношении каждого отдельного предмета (лошади, раба-
актера или хориста), входящего в состав совокупности вещей (universitas rerum
distantium).
163. Элементы владения. Анализируя состав фактического отношения лица к вещи
при владении, римские юристы различали два элемента: а) субъективный - animus
p o s s i d e n d i - н а м е р е н и е и л и в о л я в л а д е т ь в е щ ь ю , д л я с е б я , н а с е б я и б )
объективный - corpus possessionis - реальное господство над предметом владения.
Н а л и ч и е п е р в о г о э л е м е н т а н е т р е б у е т о с о б ы х ф о р м п р о я в л е н и я , а в с е г д а
предполагается, если существует второй, т.е. фактическое господство лица над
вещью. Это предположение, что владеющий вещью имеет волю владеть ею на себя,
может быть, однако, опровергнуто особым доказательством противного. В спорных
случаях обращаются к основанию приобретения владения, к его causa (п. 171).
Второй (объективный) момент владения corpus possessionis в первоначальном своем
значении представлял физическое соприкосновение лица с вещью, материальное
или телесное проявление господства и власти над ней. В отношении движимых
вещей это был захват и держание их рукой - manu capere, tenere, в отношении же
земельных участков, кроме вступления на участок, оседания и освоения (stare и
sedere), также - отграничение земельных участков от соседних или принятие мер по
их охране, так называемый custodia.
164. Владение и собственность. Владение как внешнее материальное отношение
г о с п о д с т в а л и ц а н а д в е щ ь ю п р е д с т а в л я е т н а г л я д н о е п р о я в л е н и е п р а в а
собственности. В этих случаях оно выступает как соединенное с собственностью;
владеющий собственник, осуществляющий свои права и полномочия, является
типичной фигурой оборота, охраняемой правом. Как будет показано в главе о праве
с о б с т в е н н о с т и , в л а д е н и е я в л я е т с я о б р а з у ю щ и м п р и з н а к о м в о з н и к н о в е н и я ,
осуществления, прекращения и защиты права собственности, почему иногда на
практике оба понятия смешиваются, что, конечно, недопустимо с юридической точки
зрения.
Владение может появляться вне всякой связи с правом собственности и быть даже
его нарушением. Римские юристы говорили даже, что собственность не имеет ничего
общего с владением - nihil commune habet proprietas cum possessione (D. 41. 2. 12).
Лицо, приобретшее каким-либо образом чужую вещь, будет отвечать перед
собственником как владеющий несобственник. Тем не менее римское право
охраняло и владение само по себе и не допускало произвольных его нарушений,
н е з а в и с и м о о т о с н о в а н и й е г о в о з н и к н о в е н и я . В л а д е л ь ч е с к о е о т н о ш е н и е
признавалось правовым и охранялось преторскими интердиктами, что приводило
иногда к тому, что ими пользовались лица, неправомерно установившие свое
в л а д е н и е . П о э т о м у ю р и с т ы - к л а с с и к и н е р е д к о о т д е л я л и в л а д е н и е и
противопоставляли его собственности, рассматривая его как особое правоотношение,
независимое от собственности и охраняемое особыми облегченными средствами
зашиты.
§ 53. Виды владения
Римские юристы различали несколько видов владения.
165. Цивильное владение - possessio civilis. Начало цивильному владению было
заложено еще до издания законов XII таблиц, которым уже известны особые сроки
для обращения владения в право собственности - possessio ad usucapionem - для
приобретения права собственности по давности владения. В древнейшем праве от
цивильного владельца требовалось, чтобы он был самостоятельным лицом - persona
s u i i u r i s . Е с л и о н р а с п о л а г а л и м у щ е с т в е н н о й д е е с п о с о б н о с т ь ю и п р о я в и л в
отношении своего владения требуемые элементы намерения и фактического
господства, то получал для защиты и охраны его владельческие интердикты -
possessio ad interdicta.
Главным случаем цивильного владения являлось владение patrisfamilias собственно
на себя, на свое имя, причем уверенности в своем праве собственности - opinio
dominii не требовалось. Бывали и случаи, когда даже явно неуправомоченные лица,
как вор и грабитель, считались лицами, владеющими для себя, и защищались как
таковые. Подвластные осуществляли corpus владения для домовладыки, кто бы он
ни был и хотя бы он даже не знал об этом.
166. Посредственное владение. Владению римляне противополагали нахождение
вещи во владении, держание ее - in possessione esse, tenere. Это было фактическое
осуществление владения за других лиц на почве экономической зависимости от них:
это было naturalis possessio. Оно не признавалось владением и характеризовалось
как держание, т.е. хотя это и было фактическое воздействие на вещь, но без
признания правом за держателем воли владеть вещью на себя. Такое отношение
в ы р а ж а л о п р о т и в о р е ч и е и н т е р е с о в о б е с п е ч е н н ы х и н е о б е с п е ч е н н ы х с л о е в
свободного гражданства. Существовал ряд безвозмездных договоров, в силу
которых одни лица осуществляли для других владение, которое по усмотрению
последних, как настоящих господ владения, могло быть прекращено в любой
момент. Так, давший поручение относительно вещи (мандат) или отдавший вещь на
хранение (депозит) или предоставивший вещь в пользование (ссуда) могли в любой
момент взять обратно свое поручение, потребовать возвращения сданной на
хранение или ссуженной вещи. Для римского права поверенный (мандатарий),
п о к л а ж е п р и н и м а т е л ь ( д е п о з и т а р и й ) и с с у д о п р и н и м а т е л ь ( к о м м о д а т а р и й )
представлялись простыми держателями - они были экономически и социально
слабейшими (например, вольноотпущенники сравнительно с патронами). Они
владели "для других".
Так развивалось представление о посредственном владении. При этом, однако,
п о с р е д н и к и с ч и т а л и с ь т о л ь к о д е р ж а т е л я м и , т е ж е , д л я к о г о о н и с л у ж и л и
посредниками в осуществлении владения, признавались владельцами. Отношение
держания укрепилось в обороте и было распространено и на возмездные договоры
н а й м а з е м л и , ж и л и щ , д в и ж и м ы х в е щ е й , а т а к ж е н а с л у ч а и п р е д о с т а в л е н и я
пожизненного пользования на такие же объекты. За перечисленными категориями
держателей признавалось право извлечения плодов и пользования, но всегда с
оговоркой - по воле собственника, voluntate domini.
Possidere autem videmur non solum, si ipsi possideamus, sed etiam si nostro nomine
aliquis in possessione sit, licet is nostro iuri subiectus non sit, qualis est colonus et
inquilinus per eos quoque, apud quos deposuerimus aut quibus commodaverimus aut
quibus gratuitam habitationem praestiterimus, ipsi possidere videmur... quin etiam
plerique putant animo quoque retineri possessionem... si non relinquendae possessionis
animo, sed postea reversuri inde discesserimus (Гай. 4. 153).
(Мы считаемся владеющими не только (тогда), когда владеем сами, но и когда кто-
нибудь находится во владении от нашего имени, хотя бы он не был подчинен нашей
власти, каковыми являются арендатор и жилец, а также через тех, у кого мы
сложили или кому ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы
считаемся владеющими лично сами... так что даже многие считают владение
у д е р ж и в а е м ы м о д н и м н а м е р е н и е м . . . е с л и т о л ь к о м ы н е н а м е р е н ы п о к и н у т ь
владение, а только уйдем оттуда, чтобы позднее вернуться.)
Последняя фраза Гая сводит волю владеющего посредственно к сохранению за
собой намерения вернуться к объекту при предоставлении его на время в полное
распоряжение держателя, почему большинство юристов считало, что надо охранять
и владельца, пассивно относящегося к вопросам своего хозяйствования.
167. Преторское владение. Практика претора предоставляла еще до истечения
срока давности владельцу защиту интердиктами - possessio ad interdicta - владение
приводило к интердиктам (п. 180). В итоге развития эта защита предоставлялась
всякому, кто осуществлял фактическое господство над вещью, при наличии обоих
элементов владения - animus и corpus possidendi. Таким считалось всякое владение
н а с е б я , о с у щ е с т в л я е м о е н е т о л ь к о л и ч н о и н е п о с р е д с т в е н н о , н о и ч е р е з
управляющих, держателей и других посредников. Beati possidentes - блаженны
владеющие.
Iusta enim an iniusta adversus ceteros possessio sit in hoc interdicto nihil refert:
qualiscumque enim possessor hoc ipso, quod possessor est, plus iuris habet quam ille qui
non possidet (D. 43. 17. 2).
(В этом интердикте (uti possidetis) никакого значения не имеет, является ли
владение законным или незаконным в отношении прочих лиц; ведь любой владелец
тем самым, что он является владельцем, имеет больше права, чем тот, кто не
владеет.)
Павел подтверждает недопущение при владельческом интердикте постановки
вопроса о правомерности или неправомерности владения в отношении прочих лиц,
кроме самих спорящих сторон, оставляя место лишь рассмотрению фактов и
исключая всякие правовые вопросы. Мотивировка юристом положения, что самый
факт владения сообщает владельцу больше права, чем лицу не владеющему,
подразумевает признание преторским правом за фактами значения основания права
владения.
Приведенное Павлом различие правомерного и неправомерного владения - possessio
iusta и iniusta - имело двоякий смысл. Первое - possessio iusta - признавалось при
наличии какого-либо юридического основания и противополагалось владению
неправомерному, лишенному всякого юридического основания, как у вора или
грабителя. В другом смысле possessio считалась iniusta - неправомерным владением
л и ш ь в т е х с л у ч а я х , к о г д а о н о о с у щ е с т в л я л о с ь к е м - л и б о н е п р а в о м е р н о ,
злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего владельца - "порочное
владение" (vitiosa possessio). Сюда относились случаи, когда владение отнималось
у предшествующего владельца насильственно или тайно - possessio violenta,
possessio clandestina, или удерживалось, несмотря на требование возврата,
прекаристом - possessio precaria.
Владение неправомерное (iniusta) могло быть одновременно недобросовестным, а
именно, если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего
владения, или добросовестным, если он не знал и не должен был знать об этом.
168. Случаи предоставления владельческой защиты держателям. Римское право
знало, однако, и таких держателей, которые в собственных интересах охранялись
путем интердиктной защиты. Владение как бы раздвоялось: одни владели для
давности - ad usucapionem, другие для защиты - ad interdicta. Сюда относились:
( 1 ) З а л о г о в ы е к р е д и т о р ы ( п . 4 0 6 ) , к а к п р а в и л о п р и н а д л е ж а в ш и е к к л а с с у
землевладельцев и ростовщиков, получавшие до уплаты долга вещи должника в
залог, рассматривались как юридические владельцы, хотя хранили вещи для
залогодателя. По уплате обеспеченного залогом долга они обязаны были вернуть
вещь, находившуюся в их временном владении, по принадлежности. Практические
интересы залогодателей по продолжению давностного владения, начатого до
у с т а н о в л е н и я з а л о г а , о б е с п е ч и в а л и с ь ф и к ц и е й , ч т о в л а д е н и е д л я н и х