ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 4055
Скачиваний: 7
148-б. В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а
лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей
была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок
п р и з в а н и я к о п е к е ( е с л и о п е к у н н е б ы л н а з н а ч е н в з а в е щ а н и и ) с о в п а д а л с
порядком призвания к наследованию, т.е. опекуном являлся ближайший агнат
подопечного.
В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его
право, точнее - власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую
по содержанию к власти paterfamilias.
О д н а к о п о с т е п е н н о п р а в а о п е к у н а н а ч и н а ю т п о н и м а т ь с я к а к с р е д с т в о д л я
о с у щ е с т в л е н и я е г о о б я з а н н о с т е й . Э т и и з м е н е н и я , т е с н о с в я з а н н ы е с
последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие
опеки как власти в понятие опеки как общественной повинности (munus publicum).
В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки (в
силу агнатического родства с подопечным и по завещанию paterfamilias), возникает
третий порядок - назначение опекуна государством.
Вместе с тем постепенно развился и контроль государства над деятельностью
опекунов. Устанавливаются особые основания (excusationes), по которым можно не
принять назначения опекуном. Развивается система исков к опекуну в случаях
непредставления им отчета о ведении дел подопечного и в случаях не только
растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от
опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem
pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на
все имущество опекуна.
Раздел V
ПРАВА НА ВЕЩИ
Глава 14
ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ВЕЩАХ
§ 49. Понятие вещи
149. В классический период в римском праве выработалось понятие вещей в
широком значении. Этим широким понятием охватывались не только вещи в обычном
смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и
права.
Rei appellatione et causae et iura continentur (D. 50. 16. 23).
(Названием вещи охватываются также юридические отношения и права.)
150. Вещи телесные и бестелесные. Гай (2. 13. 14) так и делит вещи на телесные
( c o r p o r a l e s ) , к о т о р ы е м о ж н о о с я з а т ь ( q u a e t a n g i p o s s u n t ) и б е с т е л е с н ы е
(incorporales), которые нельзя осязать (quae tangi non possunt). В качестве примеров
res incorporales Гай называет наследство, узуфрукт (п. 221), обязательства. Следует
о т м е т и т ь , ч т о в ч и с л е п р и м е р о в r e s i n c o r p o r a l e s Г а й н е у п о м и н а е т п р а в а
собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и
самую вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию
corpora, телесных вещей.
В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах (5. 3. 18. 2) на
вопрос, что составляет предмет иска о наследстве, дается такой ответ: "Universas
res hereditarias in hoc iudicium venire, sive iura sive corpora sint"
, т.е. предмет
этого иска составляют все вещи наследства, будут ли то "права" или "телесные
предметы".
Сопоставляя это место источников с примерами, приводимыми Гаем, приходится
признать, что, разделяя вещи на телесные и бестелесные, Гай разумеет под
последними не вещи в смысле предметов внешнего мира, а именно права.
§ 50. Виды вещей
151. Вещи движимые и недвижимые. Деление вещей на движимые и недвижимые в
р и м с к о м п р а в е н е и м е л о о с о б о г о з н а ч е н и я . И т е и д р у г и е п о д л е ж а л и п о ч т и
одинаковым юридическим нормам. Тем не менее это естественное деление играло
некоторую характерную и для рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями
считались не только земельные участки (praedia, fundi) и недра земли, но и все
созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или
искусственной частью поверхности земли - res soli. Сюда относились постройки,
посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально
скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали
п р а в и л у s u p e r f i c i e s s o l o c e d i t - с д е л а н н о е н а д п о в е р х н о с т ь ю с л е д у е т з а
поверхностью. Невозможной представлялась отдельная собственность на дом и на
землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось как часть
поверхности.
Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы,
животные.
Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при
принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась
уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности
соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые
права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций (пп. 231, 232).
Впрочем, уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по
давности владения (п. 203) требовало разных сроков: для давностного завладения
з е м л е й б ы л у с т а н о в л е н в с в я з и с с и с т е м о й д в у х п о л ь н о г о х о з я й с т в а б о л е е
д л и т е л ь н ы й ( д в а г о д а ) с р о к , ч е м д л я д в и ж и м ы х в е щ е й ( о д и н г о д ) . Н е в с е
недвижимости были подчинены единообразной регламентации; учитывалось
местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались
praedia urbana - городские участки, застроенные для городских жилищ, городских
ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica - сельскохозяйственные
участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различались также земли
италийские и провинциальные.
152. Res mancipi et res nec mancipi. Старое и главное деление цивильного права
вещей на res mancipi и res nec mancipi сохранилось до начала империи.
Omnes res aut mancipi sunt aut nec mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tam
rustica, qualis est fundus, quam urbana, qualis domus; item iura praediorum rusticorum,
velut via, iter, actus, aquaeductus; item servi et quadrupedes quae dorso collove
domantur, velut boves, muli, equi, asini, ceterae res nec mancipi sunt (Ulp. Reg. 19. 1).
(Все вещи считаются вещами манципия или неманципия. Вещами манципия являются
земельные участки на италийской земле, и притом как сельские, каким считается
поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например
д о р о г а , т р о п а , п р о г о н , в о д о п р о в о д ; т а к ж е р а б ы и ч е т в е р о н о г и е , к о т о р ы е
приручаются к упряжке или ярму, например быки, мулы, лошади и ослы. Остальные
вещи считаются неманципиальными.)
Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал
ager romanus, а с конца республики, когда владычество римлян распространилось
на всю Италию, земельные, участки, расположенные в Италии, построенные на них
дома и предиальные (земельные) сервитуты, на рабов и вьючных или упряжных
животных, обслуживающих земли римских землевладельцев.
Наоборот, к числу res nec mancipi относились все вещи, не входящие в группу res
mancipi, в частности провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот
(свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т.д.
Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые
издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее
ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой
(manu capere), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С
экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их
ю р и д и ч е с к о г о п о л о ж е н и я : о с о б о у с л о ж н е н н ы й п о р я д о к п е р е н е с е н и я п р а в а
собственности на эти вещи. В то время как для отчуждения вещей res nес mancipi
б ы л о д о с т а т о ч н о п р о с т о й п е р е д а ч и ( t r a d i t i o ) , д л я о т ч у ж д е н и я r e s m a n c i p i
требовалось применение формальных и сложных способов - mancipatio или in iure
cessio (пп. 196 - 197).
153. Вещи делимые и неделимые. Различались вещи делимые и неделимые.
Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода,
ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в
меньшем объеме: pro parte divisa (Ulp. D. 8. 4).
Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так
называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную
материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе, и
каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3 и т.д.: totius corporis
pro indiviso, pro parte dominium habere (D. 13. 6. 5. 15). При прекращении общей
собственности на вещь, т.е. права собственности, принадлежавшего нескольким
лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или
неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре
между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в
собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию (п. 188).
Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но
только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и
межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного
состава (руда, камни, песок).
154. Вещи потребляемые и непотребляемые. К потребляемым относились вещи,
которые, согласно их прямому назначению, при первом же пользовании материально
у н и ч т о ж а л и с ь - r e s q u a e i p s o u s u c o n s u m u n t u r , t o l l u n t u r . С ю д а о т н о с и л и с ь
продовольствие и деньги, последние в том смысле, что при каждом расчете они
терялись для собственника. Непотребляемыми вещами считались такие, которые не
изнашивались от употребления (драгоценный камень), или если и уничтожались, то
постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение - res
quae usu minuuntur.
Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при
предоставлении собственником другим лицам права пользования потребляемыми
вещами возврат их эквивалента обеспечивался особыми гарантиями.
155. Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальные (genus et
species). Знакомство с греческими приемами общей систематики привело еще старых
римских юристов периода республики к применению понятий рода и вида в
о т н о ш е н и и в е щ е й . Э т о е с т е с т в е н н о - н а у ч н о е и л о г и ч е с к о е д е л е н и е в е щ е й
дополнялось требованием исследовать в каждом отдельном правоотношении
намерения сторон - рассматривали ли они вещь, объект юридической сделки, как
вещь родовую (genus), т.е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или
как индивидуальную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей.
Классики относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте
индивидуальности. Их меновая ценность определялась по их роду, мере, весу,
числу, как это видно из выражений - res, quae in genere suo functionem suam
recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt - вещи, которые своим родом
осуществляют свое назначение, которые определяются числом, мерой, весом.
Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально-определенные вещи.
Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной
гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась
участниками правоотношения как родовая, то она считалась юридически не
подверженной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью
или другой партией однородных вещей. Отсюда правило - genera non pereunt (род
не погибает). В случае же гибели индивидуально-определенной вещи, лицо,
обязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия
р о д о в ы х в е щ е й в п о с л е д с т в и и р а з в и л о с ь н е и з в е с т н о е р а н е е п о н я т и е в е щ е й
заменимых (res fungibiles), т.е. таких, которые оборот (а не участники каждого
данного правоотношения) обычно рассматривает как определяемые родом, весом,
мерой, числом.
156. Вещи простые и сложные. Следуя стоической философии, Помпоний различал
три вида вещей:
Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece
henomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus,
hoc est pluribus inter se cohaerentibus constat, quod synemmenon vocatur, ut
aedificium, navis, armarium, tertium quod ex distantibus constat, ut corpora plura non
soluta, sed uni nomini subiecta, veluti populus, legio, grex (D. 41. 3. 30. pr.).
(Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески
обозначается как "единое бытие", как, например, раб, бревно, камень и подобное;
другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких между собой связанных
тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий,
состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но
объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.)
(1) Простые вещи - corpus, quod uno spiritu continetur - образующие нечто физически
связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно,
камень и т.п.).
(2) Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей,
имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование -
universitates rerum cohaerentium, например здание, корабль, шкаф. Части сложных
вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами
и м о г л и д а ж е п р и н а д л е ж а т ь р а з н ы м л и ц а м . П р а в а э т и х л и ц о п р е д е л я л и с ь в
зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами.
Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью
чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву,
установленному на целое.
( 3 ) Н а к о н е ц , т р е т ь ю г р у п п у с о с т а в л я л и с о в о к у п н о с т и р а з д е л ь н ы х в е щ е й -
universitates rerum distantium, материально не связанных, соединенных только
одним общим назначением и именем, например стадо, легион. Это - временные
хозяйственные или организационные объединения вещей или лиц.
В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь отдельные вещи,
входившие в целое. Однако, уступая требованиям оборота, римляне допускали в
области прав на эти вещи также и влияние целостного представления; например,
собственник стада мог истребовать все стадо, доказав право собственности на
большую часть отдельных животных, ответчику же предоставлялось доказывать,
ч т о о с т а л ь н ы е н е п р и н а д л е ж а л и и с т ц у ; п р и у з у ф р у к т е и з а л о г е с т а д а
управомоченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо,
пополняя убыль из приплода или путем прикупки, убоя и отчуждения негодного
материала.
157. Вещи главные и побочные. Вещами побочными или придаточными (accessorium)
являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные
ю р и д и ч е с к о м у п о л о ж е н и ю п о с л е д н е й . О с н о в н ы м и в и д а м и п о б о ч н ы х в е щ е й
считались: части вещи, принадлежности и плоды.
Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в
целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки
распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть
вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого. Таким образом,
н а х о ж д е н и е с о с т а в н ы х ч а с т е й в с о с т а в е г л а в н о й в е щ и п о д ч и н я л о и х е е
юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу частей
считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили
следующие различия: а) если соединение сопровождалось изменением сущности
включенной вещи или нераздельностью полученного соединения, то права на
присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника, например
растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни главная вещь не меняли своей
сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при
в ы д е л е н и и в е щ и , п р и с о е д и н е н н о й к г л а в н о й , в о с с т а н а в л и в а л о с ь п р е ж н е е
юридическое положение присоединенной вещи.
Т а к , с о г л а с н о з а к о н а м X I I т а б л и ц , п р и з а с т р о й к е ч у ж о г о б р е в н а в з д а н и е
собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока собственник
дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось
собственностью прежнего хозяина и становилось самостоятельным объектом иска
(actio de tigno iuncto, rei vindicatio).
Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не
физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее
отделена принадлежность; принадлежность также может существовать отдельно от
главной вещи; однако лишь при совместном использовании той или другой вещи
достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).
Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть
предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных
оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на
главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между
обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: "принадлежность
следует судьбе главной вещи").
Плоды. Плодами естественными считались прежде всего органические произведения
вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих
вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире как растительном
(огороды, деревья), так и в животном (шерсть, молоко).
Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они
специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков
расходились, но большинство относило продукцию недр земли к плодам. Право
Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию каменных
карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному
строительству.
Плоды делились на: а) fructus pendentes - плоды, еще соединенные с производящей
их вещью; б) fructus separati - плоды, уже отделенные от производящей их вещи; в)
fructus percepti - плоды, не только отделенные, но и захваченные кем-либо для себя
или для другого. Они, в свою очередь, подразделялись на fructus exstantes - плоды,
наличные в натуре, и fructus consumpti - плоды потребленные, переработанные или
отчужденные. Различали еще категорию плодов - fructus percipiendi, не собранных
по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации
вещи.
Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в
различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного
права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по
поводу такой вещи (п. 199).
При истребовании вещи собственником путем индикационного иска наличные плоды
всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же
плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав
собственника вещи было объяснено на основе анализа римских источников Л.И.
Петражицким, доказавшим, что, ограждая добросовестного владельца от требований
п о п о в о д у п о т р е б л е н н ы х и м п л о д о в , р и м с к о е п р а в а с т р е м и л о с ь о б е с п е ч и т ь
у с т о й ч и в о с т ь х о з я й с т в е н н ы х о т н о ш е н и й , о х р а н и т ь л и ц о , н е п р а в о м е р н о , н о