Файл: Римское Право (учебник)pdf.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 4041

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

66 

другой,  не  был  одинаков.  Так,  муниципии  издавна  были  вправе  получать  имущество  в  силу 
завещательных отказов или легатов, в то время как коллегиям это право было предоставлено лишь 
во II в. н.э. (D. 34. 5. 20). Право быть назначенными наследниками по завещанию признавалось за 
муниципиями  уже  в  классическом  праве,  частные  же  корпорации  даже  и  в  праве  Юстиниана  не 
имели такого права без особой привилегии (С. 8. 6.). 

С  другой  стороны,  римские  юристы  признают  юридическое  лицо  носителем  не  только 

имущественных,  но  и  некоторых  личных  прав,  например,  как  о  том  свидетельствуют 
многочисленные  памятники,  муниципиям  присваивался  патронат  над  вольноотпущенниками, 
представлявший, правда, по существу значительный имущественный интерес для патрона. 

Не создав законченного учения о правоспособности корпораций, римское право оставило нам, 

однако, возможность ясно судить о порядке, в котором корпорации возникали в Риме. В первую 
половину  республики  различные  частные  корпорации  возникали,  по-видимому,  свободно,  без 
ограничений  со  стороны  государства.  Но  в  I  в.  до  н.  э.,  в  связи  с  общим  политическим  и  соци-
альным  кризисом,  государство  стремится  наложить  руку  на  свободу  образования  союзов.  После 
ряда  сменивших  одна  другую  государственных  мер,  при  Августе  был  издан  закон  (lex  Julia  de 
collegiis), в силу которого корпорации, по общему правилу, возникали не иначе, как с разрешения 
сената. 

Корпорация  признавалась  законной,  collegium  licitum,  если  ее  существование  разрешено 

сенатом,  ex  senatus  consulto  coire  licet.  Только  для  некоторых  видов  корпораций,  например  для 
похоронных  объединений  был,  по-видимому,  допущен  порядок  свободного  образования,  при 
условии  соответствия  корпорации  определенным  правилам.  Но  возникала  ли  корпорация  с 
разрешения сената, принадлежала ли она к числу тех привилегированных объединений, которые в 
разрешении  не  нуждались,  раз  возникнув  в  законном  порядке,  корпорации  признавалась  в 
качестве юридического лица: разрешив возникновение корпорации, сенат тем самым признавал ее 
и юридическим лицом. 

Все  collegia licita вместе с тем и юридические лица. Столь сложного в современных системах 

гражданского права вопроса о союзах без прав юридического лица римское право не знало. 

Значительно  позднее  корпораций  появилась  в  римском  праве  та  категория  юридических  лиц, 

которую  теперь  называют  учреждениями.  Их  не  знал  не  только  период  республики,  но  весь 
отрезок  периода  империи  до  христианских  императоров.  Признание  христианства 
государственной  религией  создало  почву  для  признания  юридическими  лицами  церковных 
учреждений,  а  затем  и  обычно  связанных  с  церковью  частных  благотворительных  учреждений. 
Церковные  учреждения, ecclesiae, не только были наделены имущественной правоспособностью, 
но  на них  был  распространен  и  ряд  privilegia  fisci.  Затем  были  признаны  юридическими  лицами 
так называемые piae causae — больницы, приюты и т. п. Но сколько-нибудь развернутого учения о 
правоспособности учреждений римское право не оставило. 

 
 
 

Глава 11 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИМСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА 

 

§ 42. Общий строй римской семьи 

131.  Основные  черты  семейного  строя.

  Юристы  относили  правовой  строй  римской  семьи  к 

числу специфически римских правовых институтов. И действительно, только римский гражданин, 
вступив в римский брак (iustum matrimonium) мог основать римскую семью. 

Основные  черты  семейного  строя  были  выражены  в  римском  праве  с  исключительной 

законченностью  и  последовательностью,  а  изменения  их  знаменовали  глубокие  изменения  и  в 
условиях хозяйственной жизни Рима и в идеологии его господствующих классов. 

Рим начал свою историю в области семейного права с моногамической семьи, основой которой 

была  patria  potestas,  власть  главы  семьи,  домовладыки,  paterfamilias.  В  этой  семье  решающим 
моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. 

Это — 

агнатическая семья,

  в  состав  которой,  кроме  paterfamilias,  входили:  его  жена,  in  manii 

mariti, т. е. подчиненная мужней власти, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоявшие в 
браке  cum  manii  и  подчиненные  не  власти  своих  мужей,  которые  сами  были  подвластны 


background image

 

67 

paterfamilias,  а  власти  этого  последнего,  и,  наконец,  все  потомство  подвластных  сыновей:  внуки, 
правнуки и т. д. Все непосредственно подвластные paterfamilias члены семьи именуются sui. 

В  этой  семье  только  paterfamilias  является  вполне  правоспособным  лицом,  persona  sui  iuris. 

Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет (см. п. 
105). Поэтому и говорят, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению 
к детям — loco sororis, и т. д. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от 
подчинения  отцовской  власти  даже  занятие  должности  магистрата.  Не  освобождает  от  patria 
potestas  и  никакой  возраст  подвластных.  Она  прекращается  только  со  смертью  или  по  воле 
paterfamilias. 

132.  Familia.

  Вместе  с  рабами,  а  первоначально,  может  быть  и  вместе  с  принадлежавшими 

paterfamilias  неодушевленными  вещами,  подвластные  образуют  familia.*  Это  слово,  которое  так 
или  иначе  сближается  во  всех  современных  языках  с  понятием  кровной  связи,  в  своем 
первоначальном  значении  охватывало  вовсе  не  отношение кровной близости,  а  все  то,  что  было 
подчинено власти одного и того же paterfamilias — не только его жену, детей, потомство сыновей, 
но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над 
женой  и  детьми  и  по  существу  мало  отличалась  от  его  прав  на  раба.  Недаром  думают,  что  в 
глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias означалась одним словом: manus, ку-
лак, которое в дошедших до нас памятниках означает уже только власть мужа над женой. 

*  В  памятниках позднейшего  периода  слово  familia  часто  обозначает  также  совокупность  рабов, 
принадлежащих определенному лицу. 
 

Существеннейшее  отличие  patria  potestas  от  права  собственности на раба  проявлялось  лишь  в 

момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, 
оставаясь  неизменным  в  своем  содержании,  в  то  время  как  лица,  бывшие  in  patria  potestate, 
переживали  capitis  deminutio,  которая  в  данном  случае  означала  не  умаление  прав,  а  изменение 
семейного  состояния,  заключавшееся  для  некоторых  из  членов  семьи  (для  сыновей  умершего) 
даже в приобретении полной правоспособности. 

В  самом  деле,  после  смерти  paterfamilias  внуки  переходили  каждый  под  patria  potestas  своего 

отца,  жены  сыновей  paterfamilias  оказывались  in  manu  своих  мужей,  над  вдовой  paterfamilias, 
ставшей  persona  sui  iuris,  устанавливалась  опека  сыновей;  сыновья  же  сами  становились 
paterfamilias  —  носителями  полной  правоспособности.  И  вокруг  каждого  из  них  складывался 
такой  же  круг  отношений,  основанных  на  власти  и  подчинении,  как  тот,  из  которого  новый 
paterfamilias вышел. Надо, однако, заметить, что свободный от  patria potestas гражданин считался 
paterfamilias  и  в  тех  случаях,  когда  у  него  не  было  ни  жены,  ни  детей,  ибо  paterfamilias  —  это 
римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осу-
ществляемой, но и потенциальной: 

Pater  autem  familias  appellatur  qui  in  domo  dominlum  habet  recteque  hoc  nomine  appellatur, 
quamvis filium non habet (D. 50.16.195). -

Домовладыкой [«отцом семейства»] называется тот, 

кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было 
сына. 

§ 43. Агнатическое и когнатическое родство 

133.  Понятие  агнатического  и  когнатического  родства.

  Служа  основой  семьи  в  тесном 

смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего 
в  свою  очередь  основанием  права  наследования  и  призвания  к  опеке  над  недееспособными: 
агнатами  признавались  лица,  которые  были  подчинены  власти  одного  и  того  же  paterfamilias  в 
прошлом  или  были  бы  подчинены  этой  власти,  если  бы  этому  не  воспрепятствовала  смерть 
paterfamilias.  Одновременно  агнаты  могли  быть  и 

когнатами,

  например,  paterfamilias  и  его  дети. 

Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена 
его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством 
была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая. 

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив 

в  брак  cum  manu,  тем  самым  вступала  в  агнатическую  семью  своего  мужа  или  его  paterfamilias, 
если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети 


background image

 

68 

становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими 
ее родителям, братьям, сестрам. 

Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших 

данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй 
степени. 

Родство  по  боковой  линии  определялось  общим  числом  рождений,  отделявших  двух  данных 

лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства 
между  двумя  лицами  восходили  от  первого  из  них  к  общему  paterfamilias,  а  затем  от  этого 
последнего  нисходили  ко  второму  лицу,  после  чего  складывали  число  рождений,  отделявших 
каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Таким образом братья были агнатами второй степени 
(1+1), дядя и племянник — агнатами третьей степени (1+2), и т. д. 

134. Род (gens).

  Но если  agnati  —  это лица, связанные общей властью, которую осуществляет 

или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас 
памятниках  есть  и  следы  когда-то  несомненно,  значительно  более  сильного  влияния  другого, 
более обширного союза, также основанного на единстве власти рода  — gens. Gens — по взгляду 
римлян  —  это  союз  людей,  которые  уже  не  в  состоянии  назвать  paterfamilias,  некогда 
осуществлявшего  власть  над  их  общими  предками,  но  которые  продолжают  носить  общее  имя, 
nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, 
призываются  к  наследованию  и  опеке.  Quintus  Mucius  Scaevola,  по  свидетельству  Цицерона, 
говорил: 

Gentiles  sunt  inter  se  qui  eodem  nomine  sunt...  qui  ab  ingenuis  oriundi  sunt...  quorum  maiorum 
nemo  servitutem  servivit,  qui  capite  non  sunt  deminuti  (Topics,  6.  29).  - 

Гентилами  являются 

между  собою  люди,  носящие  общее  имя,  происходящие  от  свободнорожденных,  никто  из 
предков которых не был в рабстве и которые не претерпели capitis deminutio. 

Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство, и, давно 

прекратившись, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. 

135.  Вытеснение  агнатического  родства  когнатическим.

  Последовательное  ограничение 

patria  potestas  во  всех  ее  проявлениях:  в  отношении  жены,  детей  и  их  потомства,  и  параллельно 
осуществлявшееся  постепенное  вытеснение  агнатического  родства  родством  когнатическим 
составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осу-
ществлялось  на  основе  глубоких  изменений  экономической  жизни  Рима,  под  влиянием хода  его 
политической  истории,  одновременно  с  последовательным  изменением  форм  собственности 
освобождением  договорно-обязательственного  права  от  его  изначального  формализма,  в 
неразрывной  связи  с  победным  шествием  ius  gentium,  хотя  внешне,  в  стороне  от  его  влияния. 
Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право 
новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих 
институтов  семейного  права  капиталистических  стран.  А  совокупность  институтов  римского 
семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права 
рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже 
овеянной атмосферой близкого разложения. 
 

 

Глава 12 

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ 

 

§ 44. Брак 

136.  Общая  характеристика  римского  брака.

  История  римского  семейного  права  знает  два 

вида  брака,  совершавшегося  в  различных  формах,  порождавшего  разные  по  содержанию 
имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в 
отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак cum manu, брак, 
устанавливавший  власть,  мужа  над  женой.  Вступление  в  такой  брак  неизбежно  означало  capitis 
deminutio  жены:  если  до  брака  жена  была  persona  sui  juris,  то,  вступив  в  брак  cum  manu,  она 
становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца и агнаткой его и 


background image

 

69 

всех  членов  его  семьи,  то,  вступив  в  брак,  она  подпадала  под  manus  мужа  или  его  paterfamilias, 
если  муж  был  in  patria  potestate,  и,  став  юридически  чужой  своей  старой  семье,  становилась 
членом агнатической семьи мужа. 

Второй  вид  брака  —  это  брак  sine  manu,  не  порождавший  власти  мужа  над  женой  и 

первоначально  не  устанавливавший  вообще  юридической  связи  между  мужем  и  женой: 
юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком 
она была до вступления в брак; только со старой семьей связывает ее агнатическая связь. 

Когда и как стал прокладывать себе путь этот свободный брак, в котором жена была не только 

свободна от власти мужа, но и вообще стояла в юридическом смысле вне семьи мужа? Когда и как 
была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти 
paterfamilias? 

Точный  ответ  на  этот вопрос  дать  невозможно.  Несомненно  одно:  было  время,  когда  manus и 

брак совпадали, всякий брак был браком cum manu. Еще в III в. н.э. Модестин определял брак, как 

coniunctio  maris  et  feminae,  consortium  omnis  vitae,  divini  et  humani  iuris  communicatto  (D. 
23.2.1).  -

  союз  мужа  и

 

жены,  объединение  всей  жизни,  общение  в  праве  божеском  и 

человеческом. 

Между тем справедливо замечено, что это определение соответствует только браку cum manu, 

ибо в браке sine manu не было divini et humani iuris communcatio: чужая агнатической семье мужа, 
жена не участвовала в религиозном культе этой семьи, не связывали ее с мужем и никакие связи 
светского  права.  Однако  память  о  браке  cum  manu  была,  по-видимому,  настолько  яркой,  что 
Модестин включил divini et humani iuris communicatio в число признаков всякого брака. 

Живучесть  брака  cum  manu  подтверждается  и  тем,  что  наименование  materfamilias,  которое  в 

более  позднее  время  давалось  всем  состоявшим  в  браке  женщинам  (D.  50.  16.  46.  1),  еще  во 
времена Цицерона, по собственному его свидетельству, давалось только женщинам, состоявшим в 
браке  cum  manu.  С  другой  стороны  поэт  Энний  (II  в.  до  н.  э.)  упоминает  о  расторжении  отцом 
брака sine manu своей подвластной дочери. Таким образом можно думать, что во второй половине 
II в. до н.э. брак sine manu был уже привычным явлением. 

Однако существование брака sine manu можно усмотреть и во времена гораздо более древние. 

Еще  законы  XII  таблиц  допускали  установление  manus  путем  своеобразной  «приобретательной 
давности»  —  истечением  года  непрерывной  совместной  жизни  с  женой.  Возможно,  однако,  что 
истечение  года  превращало  в  этих  случаях  фактическое  сожительство  в  iystum  matrimonium,  а 
потому сообщало и manus. Но нельзя не указать и еще на одно постановление законов XII таблиц, 
подтверждающее  существование  в  момент  их  издания  брака  sine  manu:  женщина,  вступившая  в 
брак  без  совершения  брачных  формальностей,  может  предупредить  возникновение  manus 
посредством так называемой usurpatio trinoctii — покинув на три ночи дом мужа, она прерывает 
«давность»,  в  силу  которой  возникла  бы  по  истечении  года  manus  тагiti.  Можно  сделать  вывод, 
что,  ежегодно  повторяя  usurpatio  trinoctii,  жена  может  превратить  брак  на  все  время  его 
существования в брак sine manu. Все указанное позволяет сказать, что признание брака sine manu 
находит себе выражение уже в законах XII таблиц. 

Но какие социальные предпосылки определили возникновение брака sine manu? Понятно, что 

если  нет  уверенности  в  моменте  его  появления,  то  еще  труднее  объяснить  это  появление  по 
существу.  Возможно,  что  первоначально  это  была  некоторая  юридически  неполноценная 
разновидность брака между патрициями и плебеями, между которыми ius conibii было признано 
лишь  после  издания  законов  XII  таблиц  законом  Canuleia  445  г.  до  н.  э.  Может  быть,  это  была 
исконная  форма  плебейского  брака,  впоследствии  усвоенная  также  и  патрициями.  Как  бы  то  ни 
было, в эпоху классических юристов брак cum manu — уже исторический пережиток. 

Создавая  совершенно  различный  строй  отношений  между  мужем  и  женой,  брак  cum  manu  и 

брак  sine  manu  резко  отличались  один  от  другого  и  в  порядке  заключения  и  прекращения. 
Заключение  брака  cum  manu  требовало  совершения  определенных  обрядов,  это  был  акт 
формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связыва-
лись  определенные  юридические  последствия  (в  отношениях  отца  с  детьми,  позднее  и  в 
некоторых  отношениях  между  мужем  и  женой),  но  для  того,чтобы  эти  последствия  возникли, 
нужно  было  одно:  вступление  жены  в  дом  мужа  при  наличии  согласия  брачующихся,  а  при 
соответствующих  условиях  также  и  лиц,  осуществлявших  над  ними  patria  potestas.  Заключение 


background image

 

70 

брака sine manu было актом неформальным. 

Понятно, что глубоко различен был и порядок прекращения того и другого брака: в браке cum 

manu,  в  котором  юридическая  личность  жены  поглощалась  личностью  мужа,  развод  мог  иметь 
место  только  по  инициативе  мужа  и  был,  в  сущности,  «отторжением»  жены  от  мужа.  Брак  sine 
manu  мог  быть  расторгнут  не  только  по  соглашению  супругов  (divortium),  но  и  односторонним 
волеизъявлением как мужа, так и жены (repudium). 

Основные  начала  брака  sine  manu  и,  в  частности,  свобода  развода  сказались,  однако,  целым 

рядом отрицательных последствий на жизни римского общества в последние годы республики и в 
начале принципата. Огромный рост богатств одних общественных кругов при обнищании других 
и  резкое  падение  нравов  сильно  расшатали  семейную  жизнь.  Стремясь  парализовать 
неустойчивость  брачных  отношений  и  злоупотребления  свободой  развода,  нередко  с  чисто 
спекулятивными  целями,  стимулировать  вступление  в  брак  и  деторождение,  Август  внес  ряд 
значительных изменений в действовавшее до того семейное право. 

Lex  lulia  de  adulteriis  (18  г.  до  н.  э.)  установила  уголовную  ответственность  за  нарушение 

супружеской  верности  (adulterium),  карая  при  этом  не  только  виновных,  но  и  попустителей,  к 
числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения. 

Карая  adulterium.  Август  изъял  от  наказания  внебрачные  сожительства  лиц,  между  которыми 

брак  был  воспрещен  законом,  как,  например,  браки  между  лицами  сенаторского  сословия  и 
вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения и если 
ни одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как 
inaequale coniugium, неполноценный брак. Дети от такого сожительства, liberi naturales, в отличие 
от  других  рожденных  вне  брака  детей  (vulgo  concepti)  наделялись  некоторыми  правами 
наследования  после  родителей,  был  установлен  порядок  их  узаконения  и  т.  п.  Ряд  прав  был 
признан и за конкубиной. 

В то же время lex lulia de maritandis ordinibus, изданная либо также в 18 г. до н. э., либо в 4 г. н. 

э.,  и  дополнившая  его  lex  Papia  Poppea  9  г.  н.  э.  (оба  эти  закона  обыкновенно  объединяются 
юристами под единым названием lex lulia et Papia Poppea) установили для мужчин в возрасте от 25 
до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей, ряд 
ограничений  в  имущественных  правах:  не  состоящие  в  браке  (соеlibes),  не  могут  получать 
имущества  по  завещаниям,  а  состоящие  в  браке,  но  бездетные  (orbi)  могут  получать  только 
половину того, что им завещано. 

При  этом  понятие  бездетности  является  условным  и  различным  для  мужчин  и  для  женщин: 

мужчина  не  бездетен,  если  у  него  один  ребенок,  женщина  —  только  если  у  нее  трое,  а  у 
вольноотпущенниц  даже  четверо  детей.  Женщины,  удовлетворяющие  этим  требованиям, 
имеющие  так  называемое  ius  trium  liberorum,  помимо  неограниченного  права  получать  по 
завещаниям,  пользуются  и  рядом  других  преимуществ.  Все  то,  чего  не  могут  получить  по 
завещанию  лица,  не  состоящие  в  браке,  или  бездетные,  объявляется  caducum  и  обращается  в 
пользу других лиц, назначенных в том же завещании, или в пользу казны. Все эти постановления, 
не сыгравшие никакой положительной роли в истории римского брака, просуществовали, однако, 
до начала IV в. н. э., когда и были отменены. 

Эти и некоторые другие меры (см. п. 139) не поколебали основной концепции брака sine manu 

как  свободно  устанавливаемого  и  свободно  прекращаемого  союза  мужа  и  жены.  Вытеснение 
древнего  брака  cum  manu  этой  концепцией  составляет  одну  из  интереснейших  черт  римского 
брачного права. 

137.  Заключение  брака.

  Совершению  брака  обыкновенно  предшествовало  обручение 

(sponsalia).  В  древнейшее  время  обручение  лиц  alieni  iuris  совершалось  их  patresfamilias  без 
участия  брачующихся.  Позднее  обручение  совершали  жених  и  невеста  с  согласия  patresfamilias 
обоих.  Обручение  совершалось  в  форме  двух  стипуляций  (п.  433):  по  одной  —  patresfamilias 
невесты  обязывался  передать  ее  жениху,  а  по  другой  —  обязывался  принять  невесту  в  качестве 
жены, а в самое древнее время может быть в форме односторонней стипуляций, по которой только 
patresfamilias  невесты  обязывался  передать  ее  жениху,  не  принимавшему  на  себя  никаких 
обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением. В более 
позднее  время  допускалось,  по-видимому,  совершение  обручения  и  путем  неформального 
соглашения. 

В древнейшее время нарушение sponsalia давало другой стороне право потребовать возмещения