Файл: Римское Право (учебник)pdf.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 4045

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

76 

сыновья  осуществляют  над  нею  опеку  после  смерти  мужа.  Связь  матери  с  детьми  в  браке  — 
наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. 

Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве юридически не связана с детьми. Она не 

член  семьи  отца  своих  детей,  она  —  агнатка  своих  старых  агнатов,  член  своей  старой  семьи,  в 
которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над нею опеку. 

Однако  подобно  тому,  как  с  течением  времени  была  значительно  смягчена  юридическая 

отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти  устранена в отношениях между 
матерью  и  детьми,  рожденными  от  брака  sine  manu.  Когнатическая,  кровная  связь  стала 
постепенно  служить  основанием  права  матери  на  совместное  проживание  с  нею 
несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже in patria potes-
tate мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки. Матери 
было предоставлено право на алименты от  детей, детям было воспрещено предъявлять к матери 
инфамирующие  иски,  привлекать  ее  к  суду  без  разрешения  магистрата,  beneficium  competentiae 
стал  ограничивать  пределы  ее  имущественной  ответственности  перед  детьми.  Наконец,  сенату-
сконсульты  II  в.,  а  затем  императорские  конституции  установили  и  последовательно  расширили 
допущенные  претором  взаимные  права  наследования  детей  и  матери,  состоявшей  в  браке  sine 
manu. 

145.  Отношения  между  отцом  и  детьми.

  Иначе  были  построены  отношения  отца  с  детьми. 

Для  этих  отношений  было  безразлично,  состоял  ли  отец  в  браке  cum  manii  или  sine  rnanu.  Дети 
всегда находятся под властью отца, in patria potestate. 

Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной 

этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих 
хозяйств),  развитие  в  городах  ремесел:  сыновья  все  в  больших  размерах  ведут  самостоятельное 
хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии 
и в государственном аппарате. 

Уже  в  древнейшее  время  власть  paterfamilias  над  личностью  детей  умерялась  воздействием 

семейного  совета,  суждения  которого  не  были  юридически  обязательны,  но  и  не  могли,  в 
соответствии  с  общественными  воззрениями,  игнорироваться  при  наложении  на  детей  суровых 
наказаний.  В  конце  же  республики  и  в  начале  периода  империи  был  введен  ряд  прямых 
ограничений  прав  paterfamilias  на  личность  детей.  Право  продавать  детей  было  ограничено 
случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было 
право  выбрасывать  детей.  Императорский  указ  IV  в.  приравнял  убийство  сына  ко  всякому 
parricidium.  Согласно  другого,  более  раннего  (II  в.  н.э.)  указа,  власти  могли  принудить  отца 
освободить сына от patria potestas. Наконец, за подвластными детьми было признано право обра-
щаться к магистрату extra ordinem с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты. 

В  сфере  имущественных  отношений  подвластные  дети  были,  по-видимому,  рано  допущены  к 

совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок (так же, как из сделок рабов, 
совершавшихся ex persona domini) возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для 
paterfamilias не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones 
noxales  против  paterfamilias  о  возмещении  вреда  или  выдаче  подвластного  потерпевшему  для 
отработки причиненного им вреда. 

Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и 

параллельно  с  расширением  круга  юридических  последствий  из  сделок  рабов,  с  другой, 
осуществлялся  и  процесс  постепенного  признания  имущественной  право—  и  дееспособности 
подвластных  детей.  Претор  стал  предоставлять  против  paterfamilias  такие  же  actiones  adiecticiae 
qualitatis  из  сделок  подвластных,  какие  он  предоставлял  на  основании  сделок  рабов  (п.  117).  Но 
сами  подвластные,  после  того  как  они  становились  personае  sui  juris,  стали  признаваться 
ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, a iure civili. 

В  то  же  время,  если  пекулий,  который  нередко  выделялся  подвластному  сыну,  продолжал 

признаваться  имуществом  paterfamilias,  так  называемый  peculium  profecticium,  то  появились 
определенные  группы  имущества,  права  на  которые  стали  возникать  в  лице  не  paterfamilias,  а 
подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа, а может быть Це-
заря, под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все 
имущество,  приобретенное  сыном  в  связи  с  его  военной  службой:  paterfamilias  был  не  вправе 
отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользуется этим имуществом, он вправе и 


background image

 

77 

распоряжаться    им, в частности, завещать (сначала  во время пребывания на военной службе, а 
начиная со 11 в. независимо от момента составления завещания). Однако в случае смерти сына без 
завещания,  это  имущество  переходит  к  отцу,  и  притом  iure  peculii,  без  обременения  отца 
обязательствами умершего сына. 

Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной 

службе,  были  в  период  империи,  в  связи  с  созданием  большого  административного  аппарата 
принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, 
в придворных или церковных должностях. Так, с IV в. н. э. постепенно сложилось peculium quasi 
castrense. 

Наконец, с признанием права наследования детей после матери, состоявшей в браке sine manu, 

невозможно  было  не  оградить  от  притязаний  со  стороны  paterfamilias  и  имущество, 
унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с 
правом paterfamilias на пожизненное пользование и управление им. 

В  дальнейшем  в  такое  же  положение  были  последовательно  поставлены  имущества, 

унаследованные  от  родственников  с  материнской  стороны.  Развитие  завершилось 
постановлением,  что  paterfamilias  сохраняет  право  собственности  лишь  на  то  состоящее  в 
обладании  детей  имущество,  которое  либо  приобретено  ex  re  patris,  на  средства  отца,  либо 
получено  contemplatione  patris,  т.  е.  от  третьего  лица,  желающего  создать  известную  выгоду  для 
paterfamilias,  а  также  на  имущество,  которое  отец  передал  подвластным,  желая  подарить  его,  но 
которое  оставалось  собственностью  отца  вследствие  недействительности  сделок  между  ним  и 
подвластными  детьми.  Это  —  bona  profecticia.  Все  остальные  имущества,  bona  adventicia, 
принадлежат  подвластному,  который  вправе  распорядиться  ими  при  жизни  и  лишь  не  вправе 
завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного к отцу, но уже iure hereditario, 
обременяя отца входящими в состав этого имущества обязанностями. 

146.  Прекращение  patria  potestas.

  Как  уже  указано,  patria  potestas  была  пожизненной  и 

нормально прекращалась смертью paterfamilias. 

При  жизни  его  и  независимо  от  его  воли  она  прекращалась  лишь  с  приобретением  сыном 

звания  flamen  Dialis  (одна  из  высших  жреческих  должностей),  дочерью  —  звания  весталки;  в 
позднейшее императорское время ее прекращало приобретение сыном звания консула, praefectus 
urbi,  magister  militum  или  епископа.  Но  paterfamilias  мог  сам  положить  конец  своей  власти  над 
сыном  или  дочерью  путем  emancipatio.  Формой  emancipatio  служило  использование  правила 
законов  XII  таблиц  о  том,  что  троекратная  манципация  подвластного  прекращает  отцовскую 
власть:  paterfamilias  трижды  манципировал  подвластного  доверенному  лицу,  которое  трижды 
отпускало  подвластного  на  волю.  После  первых  двух  раз  подвластный  возвращался  под  власть 
paterfamilias, после третьего он становился persona sui iuris. 

В  VI  веке  необходимость  в  этих  формальностях  отпала:  были  допущены  emancipatio  per 

rescriptum  principis  (так  называемая  emancipatio  Anastasiana),  emancipatio  посредством  заявления 
перед  судом  (так  называемая  emancipatio  lustinianea).  После  emancipatio  отец  сохранял  право  на 
пользование половиной имущества сына. 

 

§ 48. Узаконение и усыновление 

147. Узаконение.

 Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над 

детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio. Однако 
legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т. е. 
детей,  рожденных  от  конкубината  (п.  136).  Постепенно  сложились  три  способа  legitimatio: 
a) legitimatio  per  oblationem  curiae,  т.  е.  путем  представления  внебрачного  сына  в  ordo  местных 
декурионов  с  наделением  его  известным  имущественным  цензом;  б)  legitimatio  per  subsequens 
matrimonium,  т.  е.  путем  последующего  брака  родителей;  в)  путем  издания  специального 
императорского указа. 

148.  Усыновление.

  Но  patria  potestas  могла  быть  установлена  и  над  чужими  детьми  путем 

усыновления.  

Существовали  два  вида  усыновления,  совершавшегося  в  разных  формах:  a)  arrogatio,  если 

усыновляемый был persona sui juris и б) adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris. 

(1) Arrogatio  в древнейшие времена производилась в народном собрании при  участии  pontifex 

maximus  и  в  присутствии  как  усыновителя,  так  и  усыновляемого.  После  расследования 


background image

 

78 

обстоятельств  дела  pontifex  maximus  предлагал  народному  собранию  rogatio  об  усыновлении. 
Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т. е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть 
усыновляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право  участвовать в народных 
собраниях.  К  числу  таких  лиц  не  принадлежали  ни  женщины,  ни  несовершеннолетние.  С 
падением  значения  народных  собраний  отпадает  и  законодательный  характер  arrogatio;  она 
превращается в публичное оформление соглашения усыновители с усыновляемым. С окончатель-
ным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis. 

(2)  Adoptio  совершалась  так  же,  как  emancipatio,  путем  использования  правила  законов  XII 

таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному 
лицу,  которое  после  первых  двух  манципаций  освобождало  подвластного  от  mancipium,  после 
чего подвластный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекращавшей 
patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный 
был in mancipio, vindicatio lilii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса 
претора  addicit  усыновляемого  усыновителю.  Для  adoptio  дочери  или  внука  достаточно  было 
одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. 

До  Юстиниана  adoptio  так  же,  как  и  arrogatio,  вводила  усыновленного  в  агнатическую  семью 

усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, 
лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. 

Некоторые  указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал  еще и 

третий  вид  усыновления:  усыновление  в  завещании  усыновителя  (adoptio  testamentaria),  но 
отчетливых сведений о нем нет, 

 

§ 48-а. Опека и попечительство 

148-а.

  Лицо  sui  iuris  в  связи  с  возрастом,  состоянием  здоровья  или  некоторым  особым 

положением  может  нуждаться  в  помощи  и  охране  при  осуществлении  своей  гражданской 
правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, 
над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и по-
печительство (сига) над безумными, над так называемыми минерами (т. е. не достигшими 25 лет), 
над  расточителями.  Различие  между  опекой  и  попечительством  выражалось  в  порядке 
деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия (auctoritatis interpositio) 
придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель 
же выражает свое согласие (consensus) неформально, возможно даже неодновременно со сделкой. 

148-б. 

В  древнейшие  времена  опека  устанавливалась  в  интересах  не  подопечного,  а  лиц, 

которые  были  его  ближайшими  наследниками  по  закону.  Ее  основной  задачей  была  охрана 
имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если 
опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т. е. опе-
куном являлся ближайший агнат подопечного. 

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее — 

власть  опекуна  над  имуществом  и  личностью  подопечного,  близкую  по  содержанию  к  власти 
paterfamilias. 

Однако  постепенно  права  опекуна  начинают  пониматься  как  средство  для  осуществления  его 

обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, 
постепенно  превращают  понятие  опеки,  как  власти,  в  понятие  опеки,  как  общественной 
повинности (munus publicum). 

В  связи  с  этим,  наряду  с  двумя  указанными  выше  порядками  установления  опеки  (в  силу 

агнатического  родства  с  подопечным  и  по  завещанию  paterfamilias),  возникает  третий  порядок: 
назначение опекуна государством. 

Вместе  с  тем  постепенно  развился  и  контроль  государством  деятельности  опекунов. 

Устанавливаются  особые  основания  (excusationes),  по  которым  можно  не  принять  назначения 
опекуном. Развивается  система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении 
дел  подопечного,  и  в  случаях  не  только  растраты,  но  и нерадивого  ведении  дел.  Затем  входит  в 
обычай  требовать  от  опекуна  при  вступлении  его  в  должность  представления  обеспечения 
(satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на 
все имущество опекуна. 
 


background image

 

79 

 
 

Глава 14  

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ВЕЩАХ 

 

§ 49. Понятие вещи 

149.

  В  классический  период  в  римском  праве  выработалось  понятие  вещей  в  широком 

значении.  Этим  широким  понятием  охватывались  не  только  вещи  в  обычном  смысле 
материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. 

Rei  appellatlone  et  causae  et  iura  continentur  (D.  50.16.23).  - 

Названием  вещи  охватываются 

также юридические отношения и права. 

150. Вещи телесные и бестелесные.

  Гай  (2.13.14)  так  и  делит  вещи  на  телесные  (corporales), 

которые  можно  осязать  (quae  tangi  possunt)  и  бестелесные  (incorporales),  которые  нельзя  осязать 
(quae  tangi  non  possunt).  В  качестве  примеров  res  incorporales  Гай  называет  наследство,  узуфрукт 
(п. 221), обязательства. Следует отметить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает 
права собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и самую 
вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию corpora, телесных вещей. 

В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах (5.3.18. 2) на вопрос, что 

составляет предмет иска о наследстве, дается такой ответ: «Universas res hereditarias in hoc iudicium 
venire, sive iura sive corpora sint»,* т.е. предмет этого иска составляют все вещи наследства, будут 
ли то «права» или «телесные предметы». 

 

*Впрочем, подлинность последних слов возбуждает сомнение: быть может, они интерполированы, 
см. Monter, Manuel elementaire de droit romain, I, 5 изд. 1945 г., стр. 342, прим.1. 

 
Сопоставляя это место источников с примерами, приводимыми Гаем, приходится признать, что 

разделяя  вещи  на  телесные  и  бестелесные,  Гай  разумеет  под  последними  не  вещи,  в  смысле 
предметов внешнего мира, а именно права. 

 

§ 50. Виды вещей 

151. Вещи движимые и недвижимые.

 Деление вещей на движимые и недвижимые в римском 

праве  не  имело  особого  значения.  И  те  и  другие  подлежали  почти  одинаковым  юридическим 
нормам.  Тем  не  менее  это  естественное  деление  играло  некоторую  характерную  и  для 
рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, 
fundi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось 
естественной  или  искусственной  частью  поверхности  земли  —  res  soli.  Сюда  относились 
постройки,  посевы,  насаждения.  Все  эти  предметы,  связанные  с  землей  или  фундаментально 
скрепленные  с  ее  поверхностью,  считались  ее  составными  частями.  Они  подлежали  правилу 
superficies  solo  cedit  —  сделанное  над  поверхностью  следует  за  поверхностью.  Невозможной 
представлялась  отдельная  собственность  на  дом  и  на  землю.  Воздушное  пространство  над 
участком тоже рассматривалось, как часть поверхности. 

Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные. 
Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В 

эпоху  домината  передача  прав  на  недвижимости  регламентировалась  уже  специальными 
правилами,  направленными  на  обеспечение  публичности  соответствующих  сделок.  К  этому  же 
времени  окончательно  сложились  особые  права  на  недвижимости:  оброчные  земли,  эмфитевзис, 
суперфиций (пп. 231, 232). Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых 
вещей по давности владения (п. 203) требовало разных сроков: для давностного завладения землей 
был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем 
для  движимых  вещей  (один  год).  Не  все  недвижимости  были  подчинены  единообразной 
регламентации; учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, 


background image

 

80 

различались  praedia  urbana  —  городские  участки,  застроенные  для  городских  жилищ,  городских 
ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica — сельскохозяйственные участки: 
поля,  луга,  леса,  деревенские  жилища  и  склады.  Различались  также  земли  италийские  и 
провинциальные, 

152. Res  mancipi et  res пес  mancipi.

 Старое и главное деление цивильного права вещей на res 

mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи. 

Omnes res aut mancipi sunt aut пес mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tarn rustica, 
quails  est  fundus,  quam  urbana,  quails  domus;  item  iura  praediorum  rusticorum,  velut  via,  iter, 
actus,  aquaeductus;  item  servi  et  quadrupedes  quae  dorso  collove  domantur,  velut  boves,  muli, 
equi,  asini,  ceterae  res  nec  mancipi  sunt  (Uep.  Reg.  19.1).  - 

Все  вещи  считаются  вещами 

манципия или неманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской 
земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также 
права  сельских  участков,  например,  дорога,  тропа,  прогон,  водопровод;  также  рабы  и 
четвероногие,  которые  приручаются  к  упряжке  или  ярму,  например,  быки,  мулы,  лошади  и 
ослы. Остальные вещи считаются неманципиальными. 

Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал ager romanus, а 

с  конца  республики,  когда  владычество  римлян  распространилось  на  всю  Италию,  земельные, 
участки,  расположенные  в  Италии,  построенные  на  них  дома  и  предиальные  (земельные) 
сервитута,  на  рабов  и  вьючных  или  упряжных  животных,  обслуживающих  земли  римских 
землевладельцев. 

Наоборот,  к  числу  res  пес  mancipi  относились  все  вещи,  не  входящие  в  группу  res  mancipi,  в 

частности,  провинциальные  земли  и  все  движимые  вещи,  мелкий  скот  (свиньи,  овцы,  козы), 
мебель, продовольствие и т. д. 

Это  деление  определялось  тем,  что  к  числу  res  mancipi  относились  вещи,  которые  издревле  и 

еще  ко  времени  законов  XII  таблиц  рассматривались  как  наиболее  ценные  части  римского 
земельного  хозяйства.  Глава  семьи  силою,  хватая  их  рукой  (manu  capere),  заставлял  рабов  и 
крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и 
основная  особенность  их  юридического  положения:  особо  усложненный  порядок  перенесения 
права  собственности  на  эти  вещи.  В  то  время,  как  для  отчуждения  вещей  res  пес  mancipi  было 
достаточно  простой  передачи  (traditio),  для  отчуждения  res  mancipi  требовалось  применение 
формальных и сложных способов — mancipatio или in iure cessio (пп. 196-197). 

153.  Вещи  делимые  и  неделимые.

  Различались  вещи  делимые  и  неделимые.  Делимыми 

признавались  вещи,  которые  от  разделения  не  изменяют  ни  своего  рода,  ни  своей  ценности; 
каждая  отдельная  часть  представляет  прежнее  целое,  только  в  меньшем  объеме:  pro  parte  divisa 
(Ulp. D. 8. 4). 

Кроме  материального  разделения  вещей,  мыслилось  и  разделение 

права 

на  так  называемые 

идеальные  доли.

  В  таких  случаях  право  на  вещь,  не  разделенную  материально,  признавалось 

принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности 
вещи, на 1/2,1/3, и т. д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere (D. 13. 6. 5. 15). При 
прекращении  общей  собственности  на  вещь,  т.  е.  права  собственности,  принадлежавшего 
нескольким  лицам  в  идеальных  долях,  имела  большое  значение  юридическая  делимость  или 
неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими 
общими  собственниками.  Во  втором  случае  вещь  оставалась  в  собственности  одного  из  них,  а 
остальные получали денежную компенсацию (п. 188). 

Делимыми  считались  земельные  участки;  построенные  на  них  здания  делились,  но  только 

вертикально.  Внешними  признаками  разделения  служили  стены,  границы  и  межи.  Делимыми 
считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок). 

154.  Вещи  потребляемые  и  непотребляемые.

  К  потребляемым  относились  вещи,  которые, 

согласно их прямому назначению, при первом же пользовании материально уничтожались — res 
quae  ipso  usu

 

consumuntur,  tolluntur.  Сюда  относились  продовольствие  и  деньги,  последние  в  том 

смысле,  что  при  каждом  расчете  они  терялись  для  собственника.  Непотребляемыми  вещами 
считались  такие,  которые  не  изнашивались  от  употребления  (драгоценный  камень),  или  если  и 
уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение — 
res quae usu minuuntur.