ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 4229
Скачиваний: 17
81
Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при
предоставлении собственником другим лицам права пользования потребляемыми вещами, возврат
их эквивалента обеспечивался особыми гарантиями.
155. Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальные (genus et species).
Знакомство с греческими приемами общей систематики привело еще «старых» римских юристов
периода республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это
естественнонаучное и логическое деление вещей дополнялось требованием исследовать в каждом
отдельном правоотношении намерения сторон -- рассматривали ли они вещь, объект юридической
сделки, как вещь родовую (genus), т. е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или
как индивидуальную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. Классики
относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их
меновая ценность определялась по их роду, мере, весу, числу, как это видно из выражений — res,
quae in genere suo functionem suam recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt — вещи,
которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются числом, мерой,
весом.
Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи.
Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной гибели
вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками
правоотношения, как родовая, то она считалась юридически не подверженной гибели, ибо всегда
могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда
правило — genera non pereunt (род не погибает). В случае же гибели индивидуально определенной
вещи, лицо, обязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия
родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей заменимых (res
fungibiles), т. е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно
рассматривает как определяемые родом, весом, мерой, числом.
156. Вещи простые и сложные.
Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида
вещей:
Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon
vocatur, ut homo lignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se
cohaerentibus constat, quod synemmenon vocatur, ut aedificium, navis, armarium, tertium quod ex
distantibus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini sublecta, veluti populus, legio, grex
(D. 41.3.30. pr.). -
Существует же три рода
тел: один,
который составляет одно целое и по-
гречески обозначается как «единое бытие», как например, раб, бревно, камень и подобное;
другой род, который состоит из составных, т. в. нескольких, между собой связанных тел,
что называется составным телом, как например, здание, корабль, шкаф; третий,
состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные
одним именем, например, народ, легион, стадо.
(1) Простые вещи — corpus, quod uno spiritu continetur — образующие нечто физически
связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).
(2) Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих
между собой материальную связь и носящих общее наименование — universitates rerum
cohaerentium, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом,
они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Права
этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными
вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой
сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на
целое.
(3) Наконец, третью группу составляли совокупности раздельных вещей — universitates rerum
distantium, материально не связанных, соединенных только одним общим назначением и именем,
например, стадо, легион. Это — временные хозяйственные или организационные объединения
вещей или лиц.
В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь отдельные вещи, входившие в
целое. Однако, уступая требованиям оборота, римляне допускали в области прав на эти вещи
82
также и влияние целостного представления; например, собственник стада мог истребовать все
стадо, доказав право собственности на большую часть отдельных животных, ответчику же
предоставлялось доказывать, что остальные не принадлежали истцу; при узуфрукте и залоге стада
управомоченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо, пополняя убыль из
приплода или путем прикупки, убоя и отчуждения негодного материала.
157. Вещи главные и побочные.
Вещами побочными или придаточными (accessorium)
являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому
положению последней. Основными видами побочных вещей считались: части вещи,
принадлежности и плоды.
Части вещи
не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в целом
являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространялись и на все
части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего
отделения от целого. Таким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи
подчиняло их ее юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу частей
считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие
различия: а) если соединение сопровождалось изменением сущности включенной вещи или
нераздельностью полученного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались
навсегда для ее собственника, например, растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни
главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась
нераздельной, то при выделении вещи,присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее
юридическое положение присоединенной вещи.
Так, согласно законам XII таблиц, при застройке чужого бревна в здание собственник не мог
требовать выделения бревна из чужого дома, пока собственник дома сам не разберет его и не
выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и
становилось самостоятельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).
Принадлежностью
называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а
экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность;
принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи; однако лишь при
совместном использовании той или другой вещи достигается хозяйственный результат (например,
замок и ключ).
Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом
самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных
лиц
все
правовые
отношения,
устанавливаемые
на
главную
вещь,
считаются
распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к
ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещио).
Плоды.
Плодами естественными считались прежде всего органические произведения вещей,
постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их
хозяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, деревья), так и в животном
(шерсть, молоко).
Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально
были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но
большинство относило продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку
зрения и относило к плодам продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту
эпоху интереса к монументальному строительству.
Плоды делились на: a) fructus pendentes — плоды, еще соединенные с производящей их вещью;
б) fructus separati — плоды, уже отделенные от производящей их вещи; в) fructus percepti — плоды,
не только отделенные, но и захваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь
подразделялись на fructus exstantes — плоды, наличные в натуре и fructus con-sumpti — плоды
потребленные, переработанные или отчужденные. Различали еще категорию плодов — fructus
percipiendi, несобранных по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной
эксплуатации вещи.
Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их
правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на
плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи (п.
199).
83
При истребовании вещи собственником путем виндикационного иска наличные плоды всегда
подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же плоды
добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав собственника вещи
было объяснено на основе анализа римских источников Л.И.Петражицким, доказавшим, что
ограждая добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им плодов римское
право стремилось обеспечить устойчивость хозяйственных отношений охранить лицо,
неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью от обременительной обязанности
возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что
они принадлежат тому, кто их потребил.
Доходы.
Юридическое понятие плодов было римскими юристами расширено и обнимало
всякий регулярный доход, как приносимый вещью естественным путем так и получаемый на
основании особых правоотношений по поводу плодоприносящей вещи, например, проценты,
получаемые с капитала.
158. Имущество.
Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных
хозяйственным назначением целых имущественных комплексах.
Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц термином familia
pecuniaque - первоначально совокупность рабов и скота (pecus-pecunia). Позднее familia
обозначала и всю совокупность имущества В цивильном праве укрепилось понятие имущества,
добытого трудами домовладыки - patrimonium (отчины), переходящего с соответствующими
культовыми обязанностями к наследникам.
В преторском праве иногда употребляется термин «отцовское и дедовское добро» (bona patema
avitaque - в формуле объявления лица расточителем). Но конечно понятие имущества обнимает
собой все то, что принадлежит данному лицу, независимо от того, само лицо приобрело это
имущество, или имущество досталось ему по наследству. При жизни собственника его добро -
bona - гарантирует кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод что имуществом
каждого лица считается то, что остается после удовлетворения кредиторов, за вычетом долгов.
Как некоторое обособленное имущество рассматривалось имущество, выделенное домовладыкои
в пользу раба или подвластного для самостоятельного хозяйствования и управления (так
называемый пекулий,
см. п. 117).
159. Вещи в обороте и вне оборота - res in commercio et res extra commercium
Римские
юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К
первой категории относились все вещи составляющие объекты частной собственности и оборота
между отдельными людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть
предметами мены, оборота по оценке - aestimationem recipiunt.
Внеоборотными вещами - res extra commercium - считались такие вещи, которые или по своим
естественным свойствам или в силу своего особого назначения не могли быть предметами
частных правоотношений: res quanim commercium поп est (D. 18.1.16. рг.). Классические юристы
признавали группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть
вещи которые согласно естественному праву, принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух, б)
текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.
Другую группу внеоборотных вещей составляли
публичные вещи
(res publiсае). Основным и
единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.
Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким
образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их
потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных
доходов и покрывали фискальные нужды — in patrimonio populi vel fisci — в имуществе народа
или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и
защиты.
Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего
пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения
общественных потребностей и целей — res universitatis. Сюда относились, прежде всего,
публичные дороги и реки.
Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они
на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т. е. реки, на
которых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали
84
свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.
Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего
пользования театры, стадионы, бани и пр. — quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами
предоставлялось всем гражданам.
Наконец, вне оборота были res divini iuris — вещи божеского права, которые не были способны
быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res
sacrae) — храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи,
отдельного человека и даже раба — res religiosae (Гай. 2. 4). Наконец, публичное право считало res
sanctae городские стены и ворота каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли
поступить только после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение
священных вещей — res sacrae — для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.
§ 51. Виды прав на вещи
160.
Из прав на вещи раньше всех оформилось владение, за которым стоит право частной
собственности. И то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство
над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства — ius in re. Когда же вещь не
принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью,
принадлежавшей другому лицу (res aliena), то возникали права, называемые позднейшими
юристами iura in re aliena, права на чужую вещь.
Этим определяется порядок дальнейшего изложения, В следующих главах будут рассмотрены:
а) владение, б) собственность и в) права на чужие вещи.
Глава 15
ВЛАДЕНИЕ (POSSESSIO)
§ 52. Понятие владения
161. История возникновения.
Понятие владения возникло первоначально в отношении земли.
Старое цивильное право для выражения понятия владения пользовалось термином usus —
пользование, дополняя его извлечением плодов — usufructus. Этот комплекс представлял реальное
и почти полное господство домовладыки над отведенной ему индивидуально во владение землей и
своим манципием (п. 152). В случаях самостоятельного осуществления им такого пользования,
последнее приводило, по законам
XII таблиц, по истечении двухлетнего срока, к признанию за
ним права собственности по давности — usucapio.
Римские юристы классики (Лабеон, Павел) этимологически производили слово владение —
possessio от sedere — сидеть, оседать, а самое владение описывали, как positio — поселение (на
земле). Они связывали таким образом владение с освоением земли родами и видели в нем
естественное выражение непосредственного и властного отношения к земле, по гречески katoche.
Possessio appellata est, ut et Labeo ait, a sedibus quasi positio, quia naturaliter tenetur ab eo qui el
insistit, quam Graeci katochen dicunt (D. 41. 2.1). -
Владение было названо, как говорит и
Лабеон
,
от
оседании, [будучи] как бы поселением, так как оно естественно удерживается
тем, кто на нем стоит, что по-гречески называется katoche.
В этом же тексте владение представлено с исторической точки зрения, как отношение,
предшествовавшее собственности и породившее ее.
Dominiumque rerum ex naturali possessione coepisse Nerva filius ait (D. eod. 2). -
Нерва-сын
говорит, что и собственность на вещи произошла от естественного владения.
В классовом обществе, однако, это «естественное» владение получило правовую защиту.
162. Определение владения.
Из сказанного видно, что владение есть прежде всего
реальное
господство лица над вещью,
вытекающее из фактического, физического отношения лица к
предмету владения. Лицо стоит или сидит на земле, оно держит вещь. Это состояние, однако,
должно быть не преходящим, а представлять упрочившееся отношение лица к вещи; тогда оно
85
может обеспечиваться от нарушений со стороны других лиц и получает защиту
(см. п. 179 и сл.).
Из признания реального господства над вещью основным признаком владения вытекало далее,
что это господство распространяется целиком на всю вещь в совокупности всех ее свойств и
отношений. Поэтому невозможно одновременное владение одной и той же вещью со стороны
двух или нескольких лиц; допустимо только их владение в идеальных, нераздельных частях.
С другой стороны, материальный характер владения исключал возможность для лица владеть
сразу совокупностью раздельных вещей (п. 156); в этих случаях владение осуществляется в
отношении каждого отдельного предмета (лошади, раба-актера или хориста), входящего в состав
совокупности вещей (universitas rerum distantium).
163. Элементы владения.
Анализируя состав фактического отношения лица к вещи при
владении, римские юристы различали два элемента: а) субъективный — animus possidendi —
намерение или воля владеть вещью, для себя, на себя и б) объективный — corpus possessionis —
реальное господство над предметом владения.
Наличие первого элемента не требует особых форм проявления, а всегда предполагается, если
существует второй, т.е. фактическое господство лица над вещью. Это предположение, что
владеющий вещью имеет волю владеть ею на себя, может быть, однако, опровергнуто особым
доказательством противного. В спорных случаях обращаются к основанию приобретения владе-
ния, к его causa (п. 171).
Второй (объективный) момент владения corpus possessionis в первоначальном своем значении
представлял физическое соприкосновение лица с вещью, материальное или телесное проявление
господства и власти над ней. В отношении движимых вещей это был захват и держание их рукой
— manu capere, tenere, в отношении же земельных участков, кроме вступления на участок,
оседания и освоения (stare и sedere), также — отграничение земельных участков от соседних или
принятие мер по их охране, так называемый custodia.
164. Владение и собственность.
Владение, как внешнее материальное отношение господства
лица над вещью, представляет наглядное проявление права собственности. В этих случаях оно
выступает, как соединенное с собственностью; владеющий собственник, осуществляющий свои
права и полномочия, является типичной фигурой оборота, охраняемой правом. Как будет показано
в главе о праве собственности, владение является образующим признаком возникновения,
осуществления, прекращения и защиты права собственности, почему иногда на практике оба
понятия смешиваются, что, конечно, недопустимо с юридической точки зрения.
Владение может появляться вне всякой связи с правом собственности и быть даже его
нарушением. Римские юристы говорили даже, что собственность не имеет ничего общего с
владением - nihil commune habet propnetas cum possessione (D. 41. 2.12).
Лицо приобретшее каким-либо образом чужую вещь, будет отвечать перед собственником, как
владеющий несобственник. Тем не менее римское право охраняло и владение само по себе и не
допускало произвольных его нарушений, независимо от оснований его возникновения.
Владельческое отношение признавалось правовым и охранялось преторскими интердиктами, что
приводило иногда к тому, что ими пользовались лица, неправомерно установившие свое владение.
Поэтому юристы-классики нередко отделяли владение и противопоставляли его собственности,
рассматривая его, как особое правоотношение, независимое от собственности, и охраняемое
особыми облегченными средствами защиты.
§ 53. Виды владения
Римские юристы различали несколько видов владения.
165. Цивильное владение - possessio civilis.
Начало цивильному владению было заложено еще
до издания законов XII таблиц, которым уже известны особые сроки для обращения владения в
право собственности - possessio ad usucapionem - для приобретения права собственности по
давности владения. В древнейшем праве от цивильного владельца требовалось, чтобы он был
самостоятельным лицом - persona sui iuris. Если он располагал имущественной дееспособностью и
проявил в отношении своего владения требуемые элементы намерения и фактического господства,
то получал для защиты и охраны его владельческие интердикты - possessio ad interdicta.
Главным случаем цивильного владения являлось владение patrisfamilias собственно на себя, на