Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3820

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


И. Хакамада находилась в более сложном положении. В отличие от Глазьева (и тем более, Харитонова) она была лишена компактной электоральной группы. Ее партийный электорат был расколот на два лагеря (избиратели СПС и избиратели Яблока). Она не принадлежала к числу безусловных лидеров ни для одной из двух основных электоральных групп, хотя для определенной части и была компромиссной фигурой. Для Хакамады, пожалуй, в наибольшей степени, было характерно ролевое несоответствие президентским выборам. Сам факт ее участия в избирательной кампании, занимающей первое место на шкале политических ценностей, стал вызовом для большинства избирателей, включая значительную часть электората СПС и Яблока («куда лезет эта япошка!»). Она апеллировала к различным очагам разрушенной либеральной субкультуры, но смогла мобилизовать их лишь отчасти. Тем не менее, для оппозиционно настроенных либеральных избирателей она оказалась безальтернативной кандидатурой. Можно предположить также, что на завершающем этапе кампании для какой-то части «протестных» избирателей «вызывающая» кандидатура Хакамады, в принципе, могла превратиться в фактор притяжения.


ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. Важную роль в электоральной мобилизации на периферии сыграл фактор информационного сопровождения. Наиболее очевидная причина поражения С. Глазьева в борьбе за второе место – информационная блокада, в которой оказался «неудобный» для Кремля кандидат. В отношении Хакамады фактор информационной блокады отсутствовал. И это, судя по всему, стало одной из причин, которые помогли ей стать вровень с Глазьевым. В то же время проявились и ограниченные возможности информационного сопровождения как фактора электоральной мобилизации: «отлучение» от телеэфира лишило Глазьева второго места, но оказалась не в состоянии полностью уничтожить его.


Литература

  • Зудин А. и др. Президент последнего срока. М. ЦПТ. Март 2004 г. [Анализ и прогноз политической ситуации за январь-март 2004 г.]. Раздел «Политические итоги президентской кампании 2004 г.». Материал размещен по адресу: www.policom.ru

  • Данные опросов общественного мнения: http://www.levada.ru, http://www.fom.ru



Глава 7. Особенности интерпретации комплексной информации

по эпизодам «живого общения»

(На примере анализа видеоматериалов по поведению в публичном пространстве).


Особый класс информации - внетекстовая и внецифровой - комплексная информация о фрагментах и эпизодах живого общения. Это информация, которую дает непосредственное включенное наблюдение (присутствие), либо адекватная запись включенного наблюдения (кино- или видеозапись, которая сопровождается аудиозаписью). Существуют и неполные разновидности такой информации, например, запись состоявшейся беседы в виде текста (в ней будет отсутствовать визуальная составляющая), или фотографии с места события (визуальная информация будет статической и будут отсутствовать сведения о происходившем в тот момент речевом общении). В свою очередь, зафиксированная в виде текста беседа также может проводиться в разных режимах. Записывающий может быть пассивным наблюдателем, а может и активно участвовать в беседе, в том числе – и направляя ее (запись фокус-групп, которые ведет модератор).



Каково «предметное поле» в ходе обработки визуальной информации? На что следует обращать внимание? Собственно говоря, что именно анализируется? Такую информацию можно назвать «визуальной», но с определенными оговорками. С самого начала необходимо отметить, что следует различать «образ» как совокупность впечатлений, основанных на широком круге источников информации, в которой визуальная – только часть, и визуальный образ, который формируется на основе информации одного типа – визуальной («как выглядит этот человек …»). Составная часть визуальной информации – действия участников (встал, сел, пошел, остановился …), их расположение в пространстве, а также живое речевое общение, происходящее между ними. Отделить визуальную информацию от остальной можно только условно, в действительности она – только одна из слагающих при формировании образа.


1.ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Основа визуального образа – человеческое тело и его слагаемые: корпус, руки (иногда – ноги), лицо. «Единицами» визуального образа будут

  • поза (корпус),

  • жест (руки)

  • выражение лица (лицо)

Тело «говорит», когда оно движется (выразительное движение), и тогда, когда оно неподвижно. Эта неподвижность – остановленное движение. Выражение лица, в свою очередь, также можно анализировать дифференцировано, считывая информацию с губ (улыбка и ее разновидности и противоположные улыбке положения губ, например, «сжатые губы»), брови, глаза. Дополнительным источником невербальной информации служит одежда – расширение тела, которое несет семиотическую информацию. Интегральная характеристика поведения – манера держаться.


Визуальная информация обладает своими особенностями. Ее интерпретация обладает повышенной зависимостью от знания аналитиком культуры соответствующего общества. В этом случае визуальная информация будет выступать в качестве семиотической информации.


2.РАСПОЛОЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ (КОМПОЗИЦИЯ). Расположение и перемещения участников живого общения в пространстве или «композиция», также несут определенную информацию. А именно, как сидят или стоят (композиция – «говорящая» и надо понять, о чем она рассказывает), как перемещаются (здесь объектом оценки становится манера движения) и в каких направлениях, как это меняет исходную композицию и что могут означать эти перемещения – для каждого из участников. Помните знаменитые слова Бориса Ельцина: «Не так сели!» …


3.СОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ. Наконец, основная часть информации содержится в речевом общении между участниками. Аналитики оценивают и интерпретируют его динамику, интенсивность, ключевые эпизоды, высказывания, распределение ролей и коммуникативные коалиции, возникающие среди участников, выявляют «выигравших» и «проигравших» в ходе речевого общения.


Визуальные образы в сочетании с живой речью имеют большое значение для политического аналитика. Политический мир - это мир людей, причем конкретных людей. Этих людей важно увидеть в реальных обстоятельствах, эти люди должны обладать лицами. Политическая информация должна обладать наглядностью, тогда с ней удобней оперировать: она воспринимается как более понятная и более надежная.



ПРИМЕР:

СЛУЧАЙ С «ГОСПОДИНОМ ИКС»

Объект: правительственный чиновник, которому в течение нескольких лет оказывалась консалтинговая помощь для выстраивания публичного имиджа. По характеру работы, консалтинг предполагал интерпретацию визуальной информации и разработку на этой основе тематических рекомендаций. Объект обозначается в тексте как «Заказчик». Помимо фамилии, из текста изъяты должность, название правительственного учреждения, а также информация, которая могла бы указать на характер выполняемых им функций. Конкретное время, в течение которого осуществлялось консалтинговое сопровождение, также не указывается. (Всего - 5 отчетов.)


ПЕРВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА

  1. Сначала о том, чего делать ни в коем случае нельзя. Не надо придавать Заказчику лидерские качества. Это бесполезно и может быть вредно. Последнее касается, прежде всего, «жесткости». Попытка сделать Заказчика, в том виде, как он есть сейчас, «жестким», приведет к отрицательному для имиджа эффекту. «Жесткость» в сочетании с внутренней отстраненностью и не эмоциональностью создаст впечатление человека недоброго, злого. А это способно просто убить имидж Заказчика. Не надо пытаться делать из Заказчика публичного лидера. Задачу следует сформулировать скоромнее: необходимо сделать из Заказчика публично-грамотного человека, обладающего элементарными навыками поведения в публичном пространстве.


  1. Теперь о том, что нужно. Нужно:

  • научить Заказчика ясно, четко и лаконично излагать свои мысли. Потом потребуется «публичная оптимизация» речи, т. е. акцентировка публично выигрышных моментов и подчинения им всей структуры выступления;

  • научить Заказчика проявлениям эмпатии к собеседнику и аудитории, причем важна именно эмпатия, а не «патернализм», поскольку последний скорее всего будет истолкован как проявление высокомерия;

  • добиться личной вовлеченности Заказчика в то, о чем он говорит в данный момент.


  1. Другими словами, имидж Заказчика нуждается в осмысленном «очеловечивании» - не только в смысле придания ему внутренней теплоты, но и усиления личностной составляющей его имиджа. Пока личность не видна в имидже Заказчика. Он просто «никакой»: не имеет ясных внешних и внутренних очертаний, отсутствует характер, воля, целеустремленность и какие-либо проявления активного и заинтересованного отношения к происходящему.


  1. Реализация предложенных рекомендаций приведет к тому, что Заказчик превратиться в человека, который вызывает симпатию и доверие. В сочетании с «ученостью» и должностным ресурсом это сразу придаст ему необходимую имиджевую масштабность и публичный вес (авторитетность).


  1. Главное препятствие для реализации предлагаемых рекомендаций – внутренняя установка, глубоко укорененное отношение самого Заказчика к публичной деятельности в самых различных ее проявлениях. Все поведение Заказчика говорит о том, что ему не нравится находиться в публичном пространстве, что он чувствует себя в нем некомфортно и участвует только в силу необходимости.



  1. В работе с Заказчиком нельзя ограничиться только рекомендациями, какими бы развернутыми они ни были. Для изменения внутреннего отношения к публичной деятельности потребуется тренинг и внутренняя готовность самого Заказчика к переменам.


ПРИМЕЧАНИЕ: тренинг не проводился.



СЦЕНА №2

ПОВЕДЕНИЕ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

ОЦЕНКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ1


Исходное состояние имиджа и публичного поведения

В последнее время Заказчик стал довольно часто появляться в публичном пространстве. Перемещение в зону общественного внимания сделало фигуру Заказчика объектом массовых оценок. Стала складываться основа для имиджа, которую создают впечатления массовой аудитории о поведении Заказчика в публичном пространстве.


В основу исходного имиджа Заказчика вошли следующие составляющие:

  • образованный

  • интеллигентный (вежливый)

  • принципиальный («человек, обладающий собственной позицией)

  • спокойный, сдержанный

  • волевой (это качество рельефно не проявлено, оно скорее угадывается)


В то же время «поведенческий рисунок» позволяет предположить, что при вхождении в публичное пространство Заказчик не располагал:

  • «вкусом» к публичной деятельности

  • сколько-нибудь развитыми навыками публичного общения

  • внутренней готовностью к новой роли.


Анализ публичного поведения

Очевидно, по этим причинам, процесс освоения Заказчиком новой роли протекает замедленно. Эта роль продолжает восприниматься как некомфортная, вызывающая неуверенность и чувство неловкости.


Экспресс-анализ видеоматериалов о поведении Заказчика в публичном пространстве по нескольким показателям позволяет сделать следующие выводы.


Улыбка

Улыбка - слабая, неуверенная, кривоватая. Это улыбка человека, погруженного в собственные мысли и переживания, внутренне отстраненного от разговора, в котором он участвует. В публичном пространстве, когда общение в конечном счете происходит с массовой, многомиллионной аудиторией (телезрители), такая улыбка в лучшем случае будет восприниматься как неуместная, а в худшем – как проявление неуважения к аудитории.


Выражение лица

Выражение лица – отсутствующее, «мертвое», отстраненное, напряженное. Оно практически не меняется, оставаясь одним и тем же во всех видеофрагментах. В одном из видеофрагментов из ПРОПУСК Заказчик чуть более оживлен, чем обычно. Возможно, сказалось длительное общение с ПРОПУСК, которое и привело к личностному включению в общение. Но уже в следующем фрагменте из ПРОПУСК лицо Заказчика вновь становится ничего не выражающим. Минимальное оживление происходит и в одном из фрагментов из ПРОПУСК.


Жестикуляция

Жестикуляция – это, пожалуй, единственный из выбранных показателей, где наблюдается позитивная динамика. В первом из видеоматериалов (беседа в телестудии ПРОПУСК) жестикуляция как таковая просто отсутствует (руки сжаты «замком» и т. д.). В дальнейшем происходит «раскрепощение рук», они начинают двигаться, и это придает выразительность образу. Но возникает новая проблема: подвижные и выразительные руки начинают контрастировать с неподвижным, ничего не выражающим лицом. Совокупный эффект получается скорее отрицательный, потому что на фоне «отсутствующего» лица подвижные руки воспринимаются как нечто искусственное, нарочитое и фальшивое.



Ролевое поведение

Ролевое поведение неадекватное или слабоадекватное, не вписывается в массовые ожидания, спроецированные на человека, находящегося в центре общественного внимания. От такого человека ожидают авторитетного мнения, изложенного ясным и понятным для массовой аудитории языком, причем высказанного в убедительной для нее форме. Нет ни первого, ни второго, ни третьего. Итоговое впечатление – человек случайно попал в ситуацию публичного общения, он не готов к ней (в лучшем случае) или ему, на самом деле, нечего сказать. Итоговое впечатление – этот человек находится не на своем месте.


Эмоциональность (энергетика)

Эмоциональность находится на крайне низком уровне. Заказчик создает впечатление человека незаинтересованного, в лучшем случае – крайне усталого. Отсутствие заинтересованности, скорее всего, будет «прочитываться» массовой аудиторией как проявление высокомерия и неуважения.


Контактность (общительность)

Контактность (общительность) по внешним признакам соответствует минимальным требованиям, но «отрабатывается» формально, «без души». Заказчик постоянно пребывает в ситуации «ведомого» и не пытается из нее выйти. Создается впечатление несамостоятельности. Это, в свою очередь, «бьет» по массовым ожиданиям, поскольку Заказчик в силу занимаемой должности воспринимается как человек авторитетный, а значит, самостоятельный.


Речь

Речь многословная, невыразительная, несфокусированная на главном для публичного выступления. Это речь комментатора или эксперта, а не политической фигуры.


Внутренняя включенность в разговор

Внутренняя включенность в разговор чаще всего просто отсутствует. Разговор ведется формально, по принципу «меня спросили – я ответил». Демонстрируется вежливость, которая проявляется в склонности давать излишне подробные и многословные ответы, но не интерес к теме разговора и собеседнику, реальному и воображаемому (массовая аудитория). Эта формальная вежливость, лишенная эмоциональной составляющей и личностного отношения может создавать впечатление неискренности и двуличия.


Общее впечатление

Публичное поведение окрашивает образ Заказчика в тона нерешительности, слабости и несамостоятельности. Тем самым Заказчик лишается силы, масштабности и авторитетности, то есть именно тех качеств, которые безусловно необходимы публичной политической фигуре.


Потенциальные опасности для имиджа

Изъяны публичного поведения создают потенциальные опасности для формирующегося имиджа Заказчика. Если оставить все, как есть, то исходные составляющие имиджа неизбежно начнут интерпретироваться в соответствии с впечатлениями от поведения Заказчика в публичном пространстве


Схематично процесс негативной интерпретации исходных составляющих имиджа Заказчика можно сформулировать следующим образом.