Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3812

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


Противниками такого типа любая информацию воспринимается через призму негативной установки. В данном случае Путин, скорее, лишь удобный повод, чтобы выразить собственную тревожность и общее недоверие к окружающему миру. Вербальные реакции такого типа строятся по принципу стремительного наращивания "катастрофических оценок", которые, в конечном счете, приобретают глобальный оттенок.

Я считаю, что когда случилась эта история с Курском, он повел себя не правильно. Когда вся страна переживала, он купался в море и просто отдыхал. Разве руководитель страны мог так поступить. Это не отец государства. А может он просто "железный" человек, и ему наши эмоции просто чужды?


В этой среде перспектива реформы ЖКХ становится не причиной изменения отношения к Президенту, а только поводом для подкрепления отрицательного отношения, сформированного ранее.

Не нравится смотреть на него по телевизору, тут включила, начали говорить про коммунальное хозяйство: вот, на Западе давно рыночные отношения, у нас Москва пойдет первой, а я сижу и думаю: бред какой-то: смотрят на Запад, чего же у нас зарплата не как на Западе.


Еще одну разновидность противников Путина составляют "политические оппозиционеры". Они принадлежат к числу последовательных противников Президента и в большинстве своем голосовали против него на выборах.


Их оппозиция Путину связана с политическим событием (президентским выборами) и поэтому не сводится к аффективным реакциям. Принципиальное значение для их позиции имеет тот факт, что они воспринимают Путина не как антипода, а как преемника Ельцина.

Путин был назначен преемником Ельцина.


Данное обстоятельство имеет принципиальное значение, с учетом того, что "альтернативность Ельцину" занимает одно из центральных мест в образе Путина.


Победа Путина на президентских выборах продолжает вызывать болезненную реакцию в среде "политических оппозиционеров". Эту победу они воспринимают как "ненастоящую", "нечестную" и утверждают, что "его нам навязали".


Негативная оценка обстоятельств появления Путина на политической сцене и его прихода к власти достаточно широко распространена среди его противников.

Он вдруг взялся из ниоткуда, вопреки всем законам природы..


Он пролез в президенты на войне в Чечне.


Но одна из особенностей восприятия Путина "политическими оппозиционерами" состоит в том, что негативные характеристики могут и не переносится на личность Президента. Психологическая дистанция от него настолько велика, что признание за ним положительных качеств принципиально ничего не меняет, а только подчеркивает необратимость "разрыва с Путиным". Главное в том, что Путин - чужой и чуждый для них человек. Для политических оппозиционеров Путин не соответствует "идеалу политика". Расхождение с идеалом фиксируется фразами типа "он какой-то не такой".


Во-первых, его (Путина) приход. Не он пришел. Его влепили. Некоторые называют его парашютистом. Если поискать, то можно найти харизматического лидера, каковым Путин не является. Он порядочный, умный, тренированный, обладает теми качествами, которые должны быть у президента. Он личность номинальная, как король или царь. Сейчас если убрать Президента мы и без него прожить сможем, он нам не нужен.


Может, он просто тихий, спокойный и цивилизованный человек.


Лично он мне как человек не очень приятен. Они внешне похожи со своим премьер-министром.


Для защиты своей позиции противники пользуются психологическими и риторическими приемами, сходными с теми, к которым прибегают сторонники Путина для защиты прямо противоположных позиций.


Один из таких приемов - манипуляция с масштабом для сравнения. В этом случае масштаб задается таким образом, чтобы гарантированно оправдать занимаемую позицию, вне зависимости от ее политического содержания. Если сторонники Путина использовали заранее заниженные критерии (сравнивая его с Ельциным), то противники из числа представителей традиционной культуры для обоснования негативного отношения к Путину предъявляли ему заведомо невыполнимые требования.

Я сторонник диктатуры. Если Путин сейчас станет больше, чем Пиночетом для страны и наведет порядок - тогда я пересмотрю отношение к нему.


Восприятие Путина на неосознанном уровне

Восприятие В. Путина на неосознанном уровне отличалось большей выраженностью негативных характеристик, хотя, как правило, сохраняло общую позитивную окрашенность.


Как и прежде, отличительной особенностью неосознанного восприятия Путина были "знаки лидерства" - ассоциации с хищными животными. В то же время для "знаков лидерства" была характерна понижающаяся динамика. Наиболее масштабные и эмблематичные для лидера образы ("тигр", "лев", "барс", "медведь", "Петр I") оказались вытеснены на периферию. Центральное положение заняли хищные животные среднего размера ("пантера", "рысь", "волк"). Увеличилось и количество мелких животных ("лиса", "кошка"). На неосознанном уровне Путин, без сомнения, воспринимается как менее масштабный политический лидер.


Аналогичная тенденция прослеживается и в неосознанном восприятии "силовой" составляющей лидерства. Она также испытывает понижающуюся динамику. Для животных, ассоциируемых с образом Путина, характерна скорее способность к эффективной "самообороне", чем к нападению. Агрессивность становится защитной ("собака").


Теряя в масштабах, Путин как политический лидер проигрывает и в активности. В то же время все еще значительно присутствие животных персонажей, восприятие которых сопряжено с опасностью и угрозой. Это говорит о том, что "силовая" составляющая не просто вытесняется на периферию имиджа, а переходит в скрытое состояние. Восприятие ее начинает окрашиваться в негативные тона ("удав"), хотя они не становятся преобладающими.



Несмотря на утрату значительной части масштаба, силы и активности, преобладающими в образе Путина на неосознанном уровне остаются разнообразные и разнонаправленные знаки симпатии и расположения (роза, ромашка, василек, кот, утенок, Бемби, лиана, пальма, лисица-сестрица).


Путину продолжает приписываться "потенциал роста" и развития. Этот компонент имиджа сохраняет преимущественно позитивную окраску (Молодой олень, волк или тигр молодой, еще вырастет; молодой дубок; Иван Царевич, Иван Грозный молодой). В то же время на неосознанном уровне появились и признаки скептического отношения к будущему Путина (об этом свидетельствуют иронические и негативные ассоциации, например Кащей Бессмертный).


Наряду с масштабностью имидж Путина несколько теряет в выразительности, рельефности, яркости. Он начинает мельчать и блекнуть. Неосознанное восприятие фиксирует такие совсем не "лидерские" характеристики, как неприметность, неприхотливость, приспособляемость (сморчок, василек; багульник - выносливое, трава зеленая; вьюн - приспосабливается).


Устойчивой характеристикой имиджа Путина становится интеллектуальная и волевая составляющая лидерства. Но это часто не "разум полководца", принимающего стратегические решения, а "практический разум", призванный решать более приземленные задачи. Наряду с "мудростью", неосознанное восприятие выделяет такие характеристики, как "смекалка" и "хитрость". Приписываемое Путину на неосознанном уровне волевое начало подчас лишается наступательной активности. Фиксируется не только решительность, но и стойкость.


Нельзя сказать, что активность уходит из образа Путина. В нем сохраняется выраженная динамическая составляющая. Неосознанное восприятие фиксирует такие свойства, как гибкость и независимость. Но, как и с другими проявлениями активности и энергии, эти свойства трансформируются и становятся латентными: они переходят в более спокойное, свернутое или потенциальное состояние. Сила, которая приписывается Путину, становится скрытой. В динамической составляющей акцентируется способность действовать "в обход возникающим препятствиям".


Путин остается в значительной степени непонятным. Его образ размыт и лишен определенности. В зависимости от общего вектора восприятия эта особенность имиджа Путина прочитывается как с положительным, так и с отрицательным знаком. В первом случае несовпадение внешности и содержания может вызывать уважение (внешне хрупкий, но внутри устойчивый; медлит, тяжело раскачать, но внутри кипит сила, буйство), во втором - настороженность и отторжение (фикус, с виду холодный, эмоции скрывает).


Непонятность и размытость образа Путина имеет множество трактовок. Непонятность и размытость может прочитываться как отсутствие лица, безликость, незаметность (вьюнок цепкий и незаметный, осина безликая. Это дерево средней полосы, которое особенно не выделяется), а может и как многоликость, способность к перевоплощению (многоликий разведчик).



Одно из производных непонятности - одиночество. Оно может просто фиксироваться как факт восприятия (гриб - одинокий, небольшой) или констатироваться с отчетливой нотой симпатии (грустная вышколенная такса). Одиночество может также сочетаться со скрытым приписыванием непонятных или трудноосуществимых позитивных устремлений (кипарис - одинокий, вроде бы красивый, тянется непонятно куда, к солнцу).


В отношении к Путину на неосознанном уровне часто присутствует дистанция. Даже вызывая уважение, Путине не воспринимается как "близкий" и "свой". Психологическая удаленность Путина создает предпосылки для восприятия его как "героя-одиночки". Это свойство достаточно широко представлено в его образе (Илья Муромец, неназванный один из трех богатырей, Алеша Попович - сказочный герой-богатырь, но самый младший из трех, Прометей, Атлант, Геракл - с легким ощущением чего-то экзотического, Мальчиш-Кибальчиш - отчасти игрушечный и окрашенный иронией).


К ним вплотную примыкают образы волшебника-чародея (Дед Мороз - чудеса, подарки, редкость появления). Общее для них - одиночество "героя" и ожидание "чуда". Если образ "льва" предполагает наличие подданных ("царь зверей"), то "герою" и "чародею" подданные в принципе излишни. По логике фольклорных сюжетов эти персонажи совершенно самодостаточны и добиваются успеха в одиночестве (через единоборство или колдовство).


Но сохраняющаяся "непонятность" Путина может получать окраску, стимулирующую негативную динамику его образа ("кот в мешке"). Ее отправной точкой могут стать самые различные характеристики - знаки несбывшихся надежд (роза вялая) или трансформация ощущения дистанции в ощущение опасности и угрозы.


Переход в зону негативных значений сопровождается масштабным "снижением" оценок и "перекодировкой". Появляются знаки пренебрежительного отношения (козел). На неосознанном уровне фиксируются такие свойства, как малая величина (карликовое деревце), неказистость, несамостоятельность, бесполезность (лебеда, репейник). За ними по шкале неприятия следуют знаки приписываемой неискренности, двуличия и отказа в доверии (хамелеон). Присутствие таких "сниженных" оценок заметно расширилось.


На самом "дне" располагаются предельно выраженные негативные оценки, свидетельствующие о предельном отторжении и неосознанной демонизации образа (гиена, шакал, Павлик Морозов - предатель, Малюта Скуратов). Но такие характеристики были откровенно периферийными для образа Путина на неосознанном уровне.


Автор – А.Зудин. Источник: Politcom.Ru



Литература

  • Ядов В., книга о методах социологических исследований, раздел, посвященный работе с документами

  • Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005 (ЕСТЬ ДОМА): Глава 3.1. Текст как основная форма предоставления информации. Прикладные аналитические методики, стр. 48-51

  • Репина Е.А. Агрессивный текст как тип текста.2000.

  • Репина Е.А. Эпатажный текст как тип текста.2000.


  • Завельский А.А., Завельская Д.А., Платонов С.И. Текст и его интерпретация.2001

  • Гаспаров Б.М.Устная речь как семиотический объект.htm

  • Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках. 2004

  • Тюпа В.Очерк современной нарратологии.2002

  • Lemke J.L. Analysing Verbal Date: Principles, Methods, and Problems. – From: Chapter for K Tobin & B Fraser, (Eds). International Handbook of Science Education (Kluwer) (электронная версия)






































Глава 6. Особенности интерпретации

цифровых данных

(На примере данных опросов общественного мнения и электоральной статистики президентской кампании 2004 г.) (~10 стр.)


ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ 14 МАРТА 2004 Г.


Владимир Путин -- 71,22%


Николай Харитонов -- 13,74%


Сергей Глазьев -- 4,11%


Ирина Хакамада -- 3,85%


Олег Малышкин -- 2,04%


Сергей Миронов -- 0,76%


Против всех -- 3,46%


ДВИЖЕНИЕ РЕЙТИНГОВ КАНДИДАТОВ


 

 10-11 января 2004 г.

 17-18 января

 24-25 января

 31 января - 1 февраля

 7-8 февраля

 14-15 февраля

 21-22 февраля

 28-29 февраля

6-7 марта

В.Путин

71,0

70,7

68,6

70,8

71,1

69,9

69,3

64,8

62,5

Н.Харитонов

1,5

1,4

1,6

2,3

1,8

3,3

5,4

6,1

6,8

И.Хакамада

1,2

1,1

1,5

1,4

1,3

2,1

2,2

2,9

2,9

С.Глазьев

3,4

3,5

3,5

3,7

2,7

2,2

3,5

2,8

 2,9

О.Малышкин

0,2

0,2

0,4

0,5

0,3

0,6

1,3

1,5

 1,9


Источник: Фонд «Общественное мнение»


Главная задача: заставить цифры «заговорить». Основной способ – их нужно постоянно сравнивать, соотносить с контекстом событий и намерений игроков, планами прошлого и будущего, только тогда можно узнать, что они означают.


СХЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

«по-шаговая»


  • Выявление лидера, построение иерархии

  • Определение целей каждого из участников и оценка возможностей на старте

  • описание траектории

  • сравнение траектории с траекториями соседей: ближайшего сверху и ближайшего снизу

  • гипотезы относительно факторов, которые определяли траекторию: подключение нецифровой информации

  • оценка результата: соотнесение с ближайшими соседями, с ходом кампании, с оценкой возможностей на старте и с предположительными целями кандидата


ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Основная интрига в кампании свелась к борьбе за «символическое» второе место. Среди «периферийных» кандидатов достаточно быстро произошла дифференциация. На начальном этапе кампании в «первый эшелон» вошли лидеры общественного внимания - кандидаты, с участием которых связывалась определенная политическая интрига или, по крайней мере, какие-то «громкие» события. Это были Глазьев, Хакамада, Рыбкин и, в какой-то степени, Харитонов.


С.Глазьев. Первоначально главным претендентом на роль «второго» выступал С. Глазьев, попытавшийся превратить победу блока «Родина» в декабре 2003 г. в личный политический успех на президентских выборах. Обстоятельства его выдвижения в качестве самостоятельного кандидата остаются не до конца понятными. Судя по всему, в Кремле в какой-то степени оказались введены в заблуждение «экспертной» составляющей в имидже С. Глазьева и не учли в должной мере непредсказуемость, политический опыт и амбиции Глазьева-политика. Возможно, имела место и поддержка – или попустительство – со стороны носителей «силовой идеологии» в окружении В. Путина.