Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3753

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Результаты анализа визуальной информации демонстрируют, какие данные можно получить, обрабатывая комплексную (аудио-визуальную) информацию об эпизодах «живого общения». Прежде всего, речь идет о характеристиках конкретных политических фигур. Анализ визуальной информации позволяет составить представление о важных качествах политических лидеров, таких, как «сила», «масштабность», соответствие занимаемому положению или претензиям, потенциал, наличие коммуникативных и лидерских навыков, в том числе - способность «держать удар», изобретательность, находчивость. В конечно счете, эти даны позволяют провести диагностику способность конкретной политической фигуры к успешному участию в политической конкуренции.


Полученные данные позволяют обсудить феномен политического лидерства и в более широком контексте. Какими качествами должен обладать политический лидер? Одно из ключевых качеств - способность предложить «большую картину» (масштабную постановку проблемы) и на этой основе осуществлять интеграцию, увязывание интересов и настроений. От этого качества напрямую зависит способность политического лидера предлагать «инклюзивные решения», т.е. такие, которые позволяют разрушать границы, сложившиеся в обществе, предлагать собственную формулу увязывания интересов и настроений большинства, тем самым, расширять свою электоральную базу и подтверждать право на лидерство.


Литература по темам:

1.«визуальные образы»

Крейдлин Г. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М., Новое литературное обозрение, 2002.

Лотман Ю.М. Природа киноповествования

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетии

Маклюэн М. «Галактика Гуттенберга»

Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант. - (Источник: Телевидение вчера, сегодня, завтра. 1987. М., Издательство "Искусство". Перевод: Терин В.П. )

Мерло-Понти П. Кино и новая психология

Морэн Э. Кино, или воображаемый человек


2.речевое общение

Эрвин-Трипп С.М. Язык. Тема. Слушатель. Анализ взаимодействия.htm


2.а. невербальное поведение

Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции. - Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003, с.84 – 111.


3.«репрезентация власти» и «имиджи лидеров»

Пшизова С. «Два тела» президента. Модели репрезентации власти на пороге третьего тысячелетия. – Полис, 1999 № 2

Бессмертный Ю.Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории. — “Одиссей. Человек в истории”. М., 1995, с.5-19.

Ильсов Ф.Н. Политический маркетинг, или как “продать вождя”. — “Полис”, 1997, № 5, с.100.

Барт Р. Эффект реальности. — Барт Р. Избранные работы. М., 1989, с. 392 — 400

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995;


Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998, с.135-151;

Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998, с.14-29, 108, 114-135.

Уортман (Вортман), Ричард. Сценарии власти. (Работа о символической репрезентации царской власти в дореволюционной России, от Петра I до Николая II)

Пригожин А. Репутация без имиджа. - «Ведомости» 16.05.2007, №87 (1861)

Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера. – Полис, 2000 №4

Шестопал Е.Б., ред. - Психология восприятия власти / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. — 244 с. — (Серия «Научные доклады», Выпуск 1). См. Раздел 3. Образы политических лидеров и их восприятие


Глава 8. Ситуационный анализ

Два этапа политического анализа. От событий – к ситуациям. Понятия «ситуации» и «интриги». Идентификация акторов и оценка ресурсов. Анализ расстановки и соотношения сил. Построение рабочей гипотезы.


Политический анализ включает два этапа. Первый этап - ситуационный анализ, второй – субъектный анализ. И на первом, и на втором этапе предметом политического анализа выступает конкретная ситуация, акторы и их действия. Только на первом этапе, в рамках ситуационного анализа, и ситуация, и акторы, и их действия описываются «объективно», т.е. извне, а на втором этапе, в рамках субъектного анализа осуществляется вторичный анализ ситуации, но ситуация описывается уже «изнутри», с точки зрения какого-то одного из участвующих в ней политических акторов. (Проблемы «субъектного анализа» будут рассмотрены профессором Н.Ю.Беляевой в части 2 настоящего учебного пособия.)


Вначале поговорим о ситуационном анализе. Для начала, необходимо понять и аналитически описать то, что происходит.


ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ ДАННЫХ. Первым шагом будет построение генеральной совокупности данных: это совокупность фактов и событий, имеющих отношение к реконструированной интриге.


ВНИМАНИЕ: ВАЖНО ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЬСЯ !


Далее необходимо сгруппировать имеющиеся данные несколькими способами


  • построить «хронологию событий»

  • создать «перспективный календарь»

  • выделить (сколько необходимо) ряды однородных данных (от события – к тенденции)

  • сгруппировать разнородные данные вокруг центрального события (от события – к ситуации)


ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ. «Генеральную совокупность событий» необходимо как-то упорядочить. Первичный способ упорядочивания генеральной совокупности событий – хронологический: необходимо эти события выстроить во времени, т. е. в хронологической последовательности.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАТЬ СОБЫТИЙ. Еще один способ упорядочивания событий – «перспективный календарь». Есть события, которые еще не произошли, но с высокой долей вероятности произойти должны. Очевидный пример – выборы, парламентские и президентские. После того, как выделена «главная интрига», становится возможным не только первичное хронологическое упорядочивание событий, но и построение «перспективного календаря» - выделение таких будущих событий, которые имеют отношение к «главной интриге» и, скорее всего, будут оказывать влияние на то, как эта «главная интрига» будет развиваться.



ВЫДЕЛЕНИЕ РЯДОВ ОДНОРОДНЫХ ДАННЫХ (От события - к тенденции). Этот способ предполагает выделение и группировку во времени однородных данных (т.е. не обязательно событий, а любой однородной информации, выделенной по какому-то одному основанию), построение на этой основе динамического ряда, его последующий анализ и определение тенденции.


В чем состоит познавательная ценность выделения тенденций? Ответ: определение доминирующих тенденций дает перспективное видение, которое, в свою очередь, дает возможность дифференцированного восприятия и оценки текущей ситуации с точки зрения возможного (вероятного) будущего.


Появление перспективного видения наделяет воспринимаемую ситуацию глубиной и сложностью, а аналитика способностью различать главное – и второстепенное, ведущего – ведомого, кто (или - что) усиливается – и кто (или - что) слабеет. После того, как перспективное видение включает в осмысление ситуации категорию будущего, аналитик обретает способность более продуктивно и осмысленно выстраивать последующие события и связи между ними.


Строго говоря, возможны два типа перспективного видения (восприятия) ситуации:

  • с точки зрения выделенных (реконструированных) основных тенденций

  • с точки зрения цели, которая имеется у актора или акторов (в последнем случае, мы получим несколько несовпадающих между собой перспектив)


Значение «перспективы» в восприятии ситуации можно установить и другим способом, а именно по принципу «от обратного». Поставим вопрос: а как ситуация воспринимается в отсутствии перспективы, перспективного видения? В отсутствии перспективного видения ситуация воспринимается как хаотическое, неупорядоченное нагромождение событий, внимание несфокусировано и рассредоточено, каждый объект «фонит» и «резонирует», привлекает к себе самостоятельное внимание, связи и соотношения между объектами и фрагментами ситуации отсутствуют. (См. небольшой раздел на сходную тему в кн. Маршалла Маклюэна «Галактика Гуттенберга».) В отсутствие перспективного видения, аналитик может оказаться «заложником» каждого из объектов, оказавшихся в поле его восприятия (каждый объект уникален, самоценен, самодостаточен, связи отсутствуют). Аналитик может стать «пленником» текущего состояния ситуации, которое доступно восприятию: некие первичные связи между воспринимаемыми объектами все-таки устанавливаются, но они воспринимаются как неизменные (безальтернативные): мы ничего не знаем ни о прошлом этих объектов, ни о том, что возможны какие-то другие комбинации этих объектов.


ГРУППИРОВКА РАЗНОРОДНЫХ ДАННЫХ. (От события – к ситуации). Этот способ предполагает пространственно-временную группировку разнородных данных (т.е. выделенных по различным основаниям) вокруг какого-то одного центрального события, которое подчиняет себе все остальные. В реальной политической жизни мы сталкиваемся не с какими-то изолированными событиями, явлениями или свойствами, а с определенными ситуациями, в которые включены интересующие нас в данный момент события, явления или ситуации. Помните принцип «контекста»? Можно назвать это ситуационным анализом. Итогом ситуационного анализа служит построение рабочей гипотезы или описательной модели ситуации.



СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ предполагает реконструкцию политической ситуации.


КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ситуационного анализа: ситуация, интрига, совокупность событий, акторы и их производные, расстановка и соотношение сил


Ситуационный анализ опирается на следующий алгоритм (последовательность) действий: 1.определение главной интриги; 2.идентификация участников; 3.выявление и анализ расстановки и соотношения сил


ПОНЯТИЕ «СИТУАЦИИ». Понятие «ситуации» включает два пласта, два уровня значений:


1.ситуация как совокупность событий, объединенных интригой (или на определенной стадии развития интриги). В соответствии с определением российского психолога Б. Ф. Ломова, «ситуация есть система событий» [9. Ломов Б. Ф. Об исследовании законов психики. — Психол. ж., 1982, т. 3, № 1, с. 18—30]. «Ситуацию» часто ставят рядом с «событием». Ситуация, как и событие, всегда уникальна и индивидуальна. Различие состоит в том, что про ситуацию можно сказать «разворачивается», и это развертывание не может быть бесконечным, поэтому всегда возникает вопрос о некотором разрешении ситуации. Событие же, свершившись, является уже самим собой, со-бытием, сопричастным бытию. Событие, наряду с состоянием, рассматривается именно как возможное разрешение ситуации, то есть некоторые события являются возможными результатами ситуаций. Событие в этом смысле означает нечто произошедшее однажды и уже неповторимое, состояние — то, что было зафиксировано как прожитое состояние, в которое принципиально можно вернуться (уже в другой ситуации). Другими словами, событие, происходящее в настоящий момент, но еще не завершившиеся, будет тождественно ситуации


2.ситуация как относительно устойчивая конфигурация участников (акторов) и фоновых факторов, которая складывается вокруг главной интриги. Ситуация определяется событиями, и процессами, протекающими в определенный период времени. На втором уровне значений ключевыми элементами ситуации выступают акторы, их действия и связи между ними.


ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИТУАЦИЙ

ПА имеет дело с конкретными ситуациями. Каждая из них обладает неповторимыми индивидуальными чертами. Тем не менее, ПА имеет дело прежде всего, с типичными ситуациями. Например, конфликт или избирательная кампания. Но все типы ситуаций, с которыми имеет дело политический анализ, обладают одной фундаментальной общей характеристикой: это ситуации политического соперничества.


Политанализ имеет дело с двумя наиболее широкими типами политического соперничества. Это:


1. борьба за место в иерархии в какой-то конкретной области. Это ситуации, связанные с борьбой за власть, т.е. за право принимать окончательное решение или право быть причастным к принятию решений в какой-то конкретной области. Широкий класс или тип ситуаций описывается английским понятием (politics)



2. борьба за содержание решения. Это ситуации, связанные с борьбой за политической влияние, т.е. за содержание принимаемых решений, вне зависимости от места в иерархии (policy)


Ситуации первого типа, т.е. борьба за место в иерархии, как правило, возникают в связи с формированием институтов власти и достигают кульминации на выборах. Они связаны с борьбой между политическими лидерами и политическими партиями на президентских и парламентских выборах. Они продолжаются и после выборов, вплоть до окончательного формирования иерархий (состава руководящих органов и ключевых позиций в новом парламенте, состава и распределения полномочий в новом правительстве), но могут возобновиться, если иерархии окажутся неустойчивыми.


Ситуации второго типа возникают уже после того, как институты власти сформированы, и основным предметом борьбы становится не место к иерархии власти, а содержание принимаемых решений. Они связаны с борьбой между правительством и оппозицией, принимая форму соперничества между исполнительной и законодательной властью, борьбы между правительственными и оппозиционными фракциями внутри парламента, борьбы между различными группировками в правительстве и внутри различных министерств в связи с влиянием на общую политику правительства, борьбы между различными группами интересов.

3.еще есть и третий, промежуточный тип ситуаций политического соперничества, который сочетает в себе в разных пропорциях, свойства первых двух типов. Это ситуации, связанные с борьбой за власть и влияние внутри политических организаций: политических партий, движений, групп интересов, правительственных учреждений.


Особенности конкретных «точек» политического пространства, где концентрируются иерархии (масштабы, значимость, особенность барьеров, регулирующих вход, количество претендентов и вероятность появления новых) накладывают серьезный отпечаток на соперничество.


ПОНЯТИЕ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ». «Определение ситуации» - операция, которая предшествует действию. Построение внутреннего (субъективного) образа, картинки ситуации, в которой находится актор. Методологический концепт «определения ситуации» позволил разделить «объективный» и «субъективный» аспекты ситуации.


Приоритет в формулировке концепта “определение ситуации” отдается американскому социологу У.Томасу. Он не просто подчеркивал роль ситуационной обусловленности в поведении человека, но делал акцент на возможности его адекватного объяснения лишь с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного индивида. Как считает У.Томас, всякой деятельности предшествует “стадия рассмотрения, обдумывания, которую можно назвать определением ситуации”. Более того, по мнению ученого, определение ситуации не просто детерминирует следующие из данного определения действия индивида, но и “весь образ жизни и самое личность следует из цепи таких определений” (при этом имеется в виду социальная ситуация, или, в терминах У.Томаса, “ситуация социальных отношений”).