Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3831

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


8.Определение характера политических дивидендов. Тип конфликта позволяет определить характер политических дивидендов (выигрыша или приза). По оси «власть – оппозиция» политическим дивидендом будет власть, по всем остальным – усиление влияние соответствующих ценностей и социальных сил на политический курс. (Например, по оси «правые – левые» при выигрыше «правых» политическим дивидендом будет например, усиление неравенства за счет равенства, рынка – за счет государства, конкуренции – за счет регулирования, бизнеса – за счет профсоюзов и т.д.)


СООТНОШЕНИЕ СИЛ – это ситуация, описанная на «языке весов» (или ресурсного обеспечения). После того, как становится ясным состав и первичная иерархия игроков (акторов), начинают проводиться детальная инвентаризация ресурсов участников. Кроме того, применительно к каждому участнику оценивается соотношение побед и поражений, а также возможностей и ограничений. Другими словами, поступающие у политаналитику первичные сообщения, касающиеся акторов, начинают переводиться на «язык весов».


При помощи детальной инвентаризации возможностей (или ресурсов) каждого игрока устанавливается соотношение сил, включенных в конкретную ситуацию. Выясняется, сколько «весит» каждый из участников с учетом его собственных возможностей и ограничений и возможностей и ограничений его противников. Иерархия участников уточняется с точки зрения их веса: на каждом уровне, в каждой категории – выделяются – устанавливаются - относительно равновесные и неравновесные игроки. Далее, уже с учетом конкретных весов участников, первичные сообщения, касающиеся акторов, переводятся также «язык отношений» с целью установить связи между ними: какого типа связи устанавливаются между игроками, усиливаются они или ослабевают. Связи между участниками уточняются с учетом конкретных весов. В зависимости от показателя «веса» выделяются два типа отношений между участниками – автономии и зависимости.


ВНИМАНИЕ: весовые соотношения между игроками не переводятся автоматически в отношения иерархические. Другими словами, всегда существует определенное несоответствие между расстановкой сил и соотношением сил. Иерархия более статична: она закреплена институтами, процедурами, ритуалами, привычками, симпатиями и антипатиями. Весовые отношения, напротив, более подвижны, чем иерархические. Для того, чтобы перевести весовые соотношения в отношения иерархические необходимо ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. В наиболее важных случаях такие действия институционализированы: они регламентируются по времени, форме и другим параметрам. Наиболее очевидный пример – выборы, парламентские и президентские. Политическое действие предполагает практическое использование веса игрока для изменения его положения в иерархии. Для дифференцированного анализа веса политического игрока используется понятие ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ



ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. Различные акторы располагают различными возможностями (или ресурсами) для достижения своих целей. Можно предложить следующую рабочую классификацию политических ресурсов, которые, как правило, находятся в распоряжении акторов. Это:

  • организационные ресурсы: совокупная сила и возможности организаций, которые контролирует актор, степень их консолидации, или, напротив, разобщенности, надежность механизмов внутренней координации и т.д.;

  • экспертные и информационные ресурсы: наличие необходимого уровня компетенции для оказания влияния на решения по интересующим вопросам, а также информации, которая была бы в состоянии убедительно обосновать проект решения, продвигаемый группой давления;

  • коммуникативные ресурсы: позиции в общественном мнении, а также способность умело взаимодействовать с ним;

  • финансовые ресурсы: способность обеспечивать необходимый объем финансирования повседневной деятельности и разовых крупных акций;


ПРИМЕР: финансовые ресурсы очень важны и в известном смысле служат «ключом», обеспечивающим доступ к остальным видам ресурсов. Но значение финансовых ресурсов не надо преувеличивать. История с «партиями бизнеса» на выборах в Государственную Думу в 1993 году. «Вот придут бизнесмены, и всем дадут по шапке!». Повсеместный провал «партий бизнеса» на выборах 1993 г. Финансовые ресурсы не конвертируются автоматически в остальные виды политических ресурсов. Сам по себе финансовый ресурс мало что значит. Чтобы финансовый ресурс «сработал», необходимы другие виды ресурсов – например, экспертный, информационный. Нужно знать, как эффективно инвестировать финансовые ресурсы в политику.


  • ресурсы политических связей: прочность позиций в системе власти и плотность контактов с ключевыми политическими игроками;

  • разновидность: властные ресурсы или «административный ресурс»


ПРИМЕР: разновидность политических ресурсов в текущей российской политике – так называемый «административный ресурс», т. е. способность акторов использовать в своих интересах поддержку исполнительной власти. Как и финансовый ресурс, он очень важен, и точно также его важность не надо абсолютизировать. Когда Борис Ельцин первый раз избирался президентом России, против него работал весь партийно-советский административный ресурс – и безуспешно. В конце 2004 г. на президентских выборах на Украине на стороне официального кандидата также работал административный ресурс, и это также не принесло ему победы.


  • мобилизационные ресурсы или ресурс коллективного действия: способность политического актора в случае необходимости привлекать к активной поддержке своих действий сообщество, от имени которого она выступает;

  • символические ресурсы: способность апеллировать к различным системам ценностей и культурным символам, принятым в данном обществе.



ПРИМЕР: На Западе левые партии и профсоюзы, как правило, апеллируют к ценностям демократии, справедливости и равенства. Правые партии и группы интересов бизнеса способны апеллировать к базовым ценностям демократии, свободы и собственности, а также к производным от них ценностям свободы предпринимательства и свободы выбора. Чем шире набор ценностей, к которым может апеллировать политическая партия, группа интересов или движение, чем более укоренены эти ценности в культурной традиции, чем более центральное положение они занимают в обществе, тем большими символическими ресурсами обладает данный актор. Уровень легитимности конкретного актора определяет объем «символических» ресурсов.


  • ресурс места: положение в иерархии также является определенного вида ресурсом, который может использовать игрок


В англоязычной политической социологии и политологии “structural power” противопоставляется “agency power”. “Structural power” - «структурная власть», а именно власть, которую дает само положение (или место) в структуре. Влияние (власть) которой обладает актор до и помимо какого-либо действия. Обладание «структурной властью» или «ресурсом места» позволят актору воздействовать на ситуацию ненамеренно.


ПРИМЕР №1: «ресурс места» в избирательной кампании 1999 г. У слабой президентской власти не осталось практически ничего, кроме «ресурса места». Но именно этот ресурс оказался ключевым. Опираясь на «ресурс места» президентская власть кардинально изменила ход избирательной кампании.


ПРИМЕР №2: «ресурс места» в политике групп интересов. Сравнение банковского лобби и лобби текстильной или угольной промышленности. (См.: Тев Д.Б.. Рост мобильности капитала, усиление структурной власти бизнеса над государственной элитой и социальная политика в западных обществах. – «Власть, государство и элиты в современном обществе»: Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Дуки, В.П. Мохова. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2005. С. 161-184.)


  • «структура возможностей»: соотношение возможностей и ограничений во внешней среде применительно к данному игроку


«Пакет ресурсов». В конкретных ситуациях в распоряжении каждого актора оказывается совокупный пакет политических ресурсов, которые различаются по своему объему и внутренней конфигурации. Различные акторы располагают различным по своему набору «пакетом ресурсов». Группы интересов бизнеса могут превосходить профсоюзы по финансовым ресурсам, но, как правило, уступают им по ресурсам организационным. В различных странах Запада группы интересов бизнеса и профсоюзы располагают различными по объему ресурсами политических связей и символическими ресурсами. Бизнес может опережать профсоюзы по ресурсам связей, но проигрывать по символическим ресурсам.


Акторы, сталкивающиеся с трудностями при попытке увеличить объем одного какого-то ресурса (например, финансового или ресурса политических связей) могут компенсировать свою слабость за счет мобилизации ресурсов другого типа (организационных и символических). Акторы, располагающие в необходимых объемах наиболее диверсифицированным «пакетом ресурсов», занимают наиболее прочные политические позиции и пользуются наибольшим политическим влиянием. Кроме того, удельный вес различных ресурсов в общем «пакете» также меняется. Значение коммуникативных и символических ресурсов увеличивается, а организационных ресурсов – несколько снижается. Почему?



ПРИМЕР: замещение иерархий (вертикальных структур) сетевыми образованиями (горизонтальными структурами) в эпоху постиндустриализма и глобализации. Резко повышается роль экспертных ресурсов, которые способен привлечь актор. Меняется также и способы использования различных ресурсов. Практически все виды политических ресурсов, так или иначе, связаны с финансовыми ресурсами. Однако способы использования финансовых ресурсов заметно изменились. Применительно к периоду после окончания второй мировой войны французский политолог М. Дювержье даже сформулировал закономерность: в политике групп интересов начался «переход от коррупции к информации» (Maurice Duverger. Party Politics and Pressure Groups. A Comparative Introduction.)


ВНИМАНИЕ: успешность конкретных действий по переводу весовых соотношений в отношения иерархии не предопределена. Такие действия могут завершиться успехом, а могут и закончиться неудачей. В случае неудачи игрок теряет исходный вес, его ресурсы уменьшаются и его место в иерархии может снизится.


Успех конкретного действия определяется способностью игрока провести эффективную мобилизацию ресурсов, выстроить адекватную стратегию и обеспечить правильное использование ресурсов. Важную роль играет и тактическое мастерство игрока, наконец, везение.


ФОРМАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Итак, нам уже много известно о ситуации за рамками первичной канвы событий. Выявление состава, веса, а также характера связей (отношений) между игроками позволяет дать оценку ситуации в целом. Можно предложить несколько критериев оценки ситуации: 1.структура; 2.вектор (или тенденция); 3.устойчивость.


СТРУКТУРА СИТУАЦИИ. Анализируя структуру ситуации мы можем подняться с уровня конкретных игроков мы можем подняться до уровня коалиций: можно установить, сколько центров силы и влияния включены в ситуацию. Поскольку игроки каким-то образом объединяются, количество игроков не обязательно будет тождественно количеству центров силы и влияния. Каждый центр силы и влияния, включенный в ситуацию, может состоять более чем из одного игрока. Превращение конкретного игрока в полюс силы в значительной степени определяется его позициями в системе расстановки и соотношения сил: вокруг лидера складываются коалиции из игроков второго и третьего уровня. Но коалиции могут формироваться и вокруг претендентов на лидерство, а также игроков другого уровня (ранга). По внутреннему строению выделяются три типа ситуаций: монополярные, биполярные и полицентрические (или многополярные)


1.«монополярность»: полностью преобладает центростремительная тенденция. Концентрация ресурсов и власти на одном центре силы и влияния при том, что другие центры силы не появляются, остаются слабыми или ослабляются. Монополярные конструкции принципиально неустойчивы. Для обретения устойчивости единственный центр силы и влияния будет постоянно провоцировать напряженность и конфликты. Точнее, монополярные конструкции будут продуцировать биполярность за границами данной ситуации. Если ситуация монополярная, следует уточнить, с какой разновидностью мы сталкиваемся: с монопольным игроком или с доминантным («гегемонистским») игроком



2.биполярность: сочетание центробежной и центростремительной тенденции. Концентрация ресурсов и власти на двух полюсах. Вся ситуация начинает выстраиваться вокруг обостряющегося соперничества двух основных центров силы. Неустойчивое равновесие. Побочный продукт биполяризации: повышение конфликтного потенциала, возрастание вероятности того, что конфликт примет конфронтационный, разрушительный характер.


4.поляризация: сочетание центробежных и центростремительных тенденций. Концентрация ресурсов и власти на нескольких полюсах. Конфликтный потенциал снижается. Поляризация делает развитие ситуации боле управляемой и более предсказуемой. Появляются предпосылки для более устойчивого равновесия. Поляризация – это путь к полицентризму


ВЕКТОР ДИНАМИКИ СИТУАЦИИ. Какой тип перемен в строении (структуре) ситуации является доминирующим в настоящее время? Как меняется внутреннее строение ситуации? Какие тенденции доминируют? Можно выделить две противоположные тенденции - центробежные и центростремительные.


  • Центростремительная тенденция

в зависимости от исходного состояния ситуации, своей масштабности и глубины сначала приводит к концентрации свободных ресурсов и власти под контролем акторов, затем – к образованию коалиций (концентрации акторов вокруг нескольких полюсов), а в конечном счете – к доминированию одного-единственного полюса над всеми остальными.


  • Центробежная тенденция

в зависимости от исходного состояния ситуации, своей масштабности и глубины последовательно приводит к прямо противоположным последствиям.


Крайней формой центробежной тенденции можно считать ситуацию, когда она захватывает все без исключения полюса силы и относительно автономных игроков. Тогда начинается «диссипация», т. е. размывание, ослабление и разрушение всех центров силы и влияния. В условиях полного преобладания центробежной тенденции иерархии рушатся, политический ландшафт становится все более «плоским». Политические полюса «дезагрегируется» до уровня индивидуальных акторов, которые вступают в случайные и краткосрочные связи. Начинаются стохастические процессы. Деконцентрация захватывает и самих акторов, которые распадаются до ресурсного состояния. Ситуация в прямом и переносном смысле «разваливается», «рассыпается». При «диссипации» развитие событий приобретает все более хаотический характер, т.е. вектор ситуации устремлен в направлении «хаос».


УСТОЙЧИВОСТЬ СИТУАЦИИ. По степени устойчивости сложившейся расстановки и соотношения сил выделяются два типа ситуаций: равновесная и неравновесная. При этом необходимо учитывать, что практически любая ситуация – это внутренне напряженная конструкция, чреватая изменениями. Поэтому, даже тогда, когда наблюдается равновесие, оно часто носит неустойчивый характер. Это динамическое равновесие. Другими словами, всегда речь будет идти о степени неравновесия. В особенности это характерно для конкурентных ситуаций.