Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2895

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ванных на  экспорт,  отраслей  промышленности,  реал изацию федераль­
ных программ  по строительству автодорог,  развитию транспорта,  ин­
фраструктуры, электроники, информатики и 

Т.Д. ,  

а на содержание мно­

гочисленного  госаппарата,  силовых структур,  малоэффективных госу­

дарственных систем образования, здравоохранения, науки  и  культуры. 

Хотя декларируемая социальная позиция «партии 

привлекает в 

ее ряды  часть левого электората. 

К  этому следует добавить  провозглашение либерально-демократи­

ческих  ценностей  (вкупе  с  социал-демократическими  и  консерватив­
ными), заявления (часто лишь риторического характера)  о  поддержке, 

помоши  мелкому и  среднему бизнесу,  приверженности  конституци и  и 

демократическим процедурам  в политическом процессе и ,  что особен ­

но важно, в избирательных кампаниях. Наконец, установление нормаль­

ных (а 

H� 

антагонистичесКих) рабочих отношений с партиями центрист­

ской  и  право центристской  ориентации  привлекает  в  «партию 
центристскую и право центристскую часть избирателей. Таким образом ,  
социальная база, оказывающая определенное давлен ие снизу на е е  по­
литический  курс, получается предельно широкой и охватывает практи­

чески  весь политический  спектр  современной  России 

1. 

В  результате 

«партия 

приобретает следующие черты: 

• 

неидеологизированность .

Она  ценит прагматику больше  идео­

логи и ,  ставит на первое место решение  социальных проблем  и 

позиционирует  себя  партией конкретных дел; 

• 

опора на харизматического лидера.  Во Франции таким 

дЛЯ 

О П Р  

выступал де  Голль,  в  Египте для  партии  Баас 

-

r. 

Насер,  в  Рос­

сии 

дЛЯ 

ЕР - В.  Путин; 

• 

создаваемая с помощью государственных структур, она, в конце 
концов, срастается  с  ними, это  неизбежно ведет к обюрокрачи ­

ванию и  коррупции ; 

• 

несмотря  на  широкую социальную базу,  «партия 

состо­

ит,  в  первую очередь,  из государственных чиновников и  служа­
ших, получаюших зарплату из государственной кассы и  понима­
ющих партийную работу более как обязанность, чем доброволь­

ную обществен ную деятельность. Это опасно тем, что, как только 
скрепляющее действие харизматического лидера  исчезнет,  она 
может быстро  прекратить сушествование; 

• 

создаваемая 

партия укрепляется только за счет  регио­

нальных  государственных  структур  и  служащих.  Неукреплен­
ность и неразветвленность ее в гражданском обществе представ­
ляет собой характерную черту властеобразуемой партии .  

П одробнее 

С М . :  

Исаев 

Б.  А .  

Партия власти  в системе «государство - гражданское 

общество,>  современной  России  //  Реформы  в  Рщ:сии  и  Россия  в  реформирующемся 

мире:  М атериалы  науч.  конференuии. С П б

.

2006. 

С. 

29-43. 

98 

Итак, российские партии формировались в тех же условиях, под дей­

ствием тех же факторов, что и  западные. Главными отличиями путей их 
образования были нелегальные или полулегальные условия зарождения 

начального этапа, прол ификации, Т.е. прорастания современных партий 
из 

КПСС 

И 

пути образования действующей властью. В то же вре­

мя следует  помнить,  что  происхождение европейских  и  американских 
партий тоже имеет свои  особен ности,  хотя  эти типы  партий разнятся 
между собой. 

Вопросы для самоконтроля 

1 .   Что такое пути образования партий? 

2.  Какие пути происхождения партий выделял Дюверже? 

3.  Что означает электоральное и  парламентское происхождение партий? 

4.  Каковы  главные факторы создания  парламентской фракции? 

5.  Каковы причины появления избирательных комитетов у партий  внут­

реннего  происхождения? 

6.  Что способствовало срастанию парламентских фракций с регистраци­

онными обществами? 

7.  Что означает путь внешнего происхождения партий? 

8.  Какие организации гражданского общества играли роль протопартий­

ных структур? 

9.  Чем различаются партии внутреннего и  внещнего происхождения? 

1 0.  Что такое европейский и американский пути образования партий? 

1 1 .  Каковы различия  между ними? 

1 2.  Чем различаются европейские и  американские партии: 

- в  идеологическом отношении? 

- по структуре? 

- по социальному составу? 

- по роли в политической системе? 

1 3.  Что означают легальный и  нелегальный пути образования партий? 

1 4.  Чем  различаются  партии, созданные легальным  и  нелегальным путя-

м и? 

1 5.  Каковы особенности зарождения партий в  России? 

16.  Что означают пролификаuия и  пролиферация партий? 

1 7 .   Расскажите о проuессе пролификации в современной России. 

1 8.  Чем отличался  процесс  пролиферации  в  России от внешнего  проис­

хождения партий на Западе? 

1 9.  Что такое  властеобразуемые партии? 

20.  Какие характерные черты они приобретают? 

Литература 

БраЙс Дж. 

Американская республика:  В  3 т.  М . ,  1 898. 

Т. 

2. Ч . III.  С.  269. 

Бьюэлл 

Э. 

Архаичны, но адаптивны: О политических партиях С ША (Сверя­

ясь с «классическими» оценками) / / Политические исследования.  1 996. NQ  3. 

Гамбаров  Ю.  С. 

Политические  партии  в  их прошлом  и  настоящем. С Пб., 

1 904. С .  3- 1 3. 

99 

7' 


background image

Дюверже 

М. 

Политические партии. 

М . ,  2000. 

С. 

25-40, 47-59, 85::- I O

Исаев 

Б. А. 

Зарождение, становление и функционирование партиинои сис­

темы современной России. СПб., 

1 997. 

С. 

46-70. 

Лоуэлл 

А. 

Правительства  и  политические  партии в  государствах  Западной 

Европы .  

М . ,  1 905. 

С. 

288-289. 

Малов 

Ю. 

К. 

Введение в теорию политических партии  (обзор  идеи  и  кон-

цепций). 

М . ,  2005. 

С. 

1 4-29. 

Основы теории  политических  партий:  Учеб.  пособие /  Под ред. С.  Е. За-

славского. 

М . ,  2007. 

Гл. 

2. 

Острогорский 

М. Я. 

Демократия и политические партии. 

М . ,  1 997. 

С. 

8 1-:-82. 

Political Parties and Political Development 

Ed. 

Ьу 

J .  Lapolambara,  М.  Wemer. 

Princeton, New Jersey,  1 966. 

Р. 

1 9 .  

МЕСТО И РОЛЬ  ПАРТИЙ 

В  ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 

5.1 .  Роль  и  место партий в  политической  системе 

и  обществе  в  целом 

Если попытаться оценить роль и  место  политических партий в об­

ществе с исторических позиций, то можно вьщелить три различных его 

состояния: 

1 .  

Общество без государства и политических партий, когда роль го­

сударства играют неинституциализированные, нерегулярно работающие 

традиционные структуры, а роль партий - стихийные, случайные груп­

пировки  с  неформальным лидерством. Это так называемые 

nотестар­

ные общества. 

2. 

Общество  с  государством  как политическим  институтом, но  без 

партий ,   которые  заменяют стихийные и  случайные группировки,  так 

или  иначе  вмешиваюшиеся в  деятельность государственных органов. 

Это 

-

государственные общества. 

3. 

Общество, в котором существуют институциализированное госу­

дарство и институциализированные политические партии. Это 

-

обще­

ства с политической системой. 

Нетрудно заметить,  что  градация перечисленных обществ зависит 

от роли и места государства и политических партий. 

И 

указывает на 

важ­

ность  и значимость самих партий в развитии общества и его политиче­

ских  институтов. 

С 'Гочки зрения видения роли  партий, общество также прошло дли­

тельный путь изменений, а именно: 

• 

долгое время и  массовое сознание, и политики, и  научное сооб­

щество  воспринимали партии как 

случайное явление в политике. 

Не  отрицая  их существования, философы  и  историки Древнего 

мира  значение партий  в  политической жизни игнорировали, а 

их  роль сводили фактически к нулю; 

• 

более  того,  внимательное  изучение  показывает,  что  в  европей­

ском средневековье партии стали  восприниматься как 

негатив­

ное явление, 

неизбежное  зло  и  отождествляться  с  бунтами,  вос­

станиями,  волнениями,  раздорами, спорами, разделяющими и 

раздирающим и  общество  на части,  снижающими его управляе­

мость и  уровень безопасности; 

1 0 1  


background image

• 

после укоренения партий в парламентах европейских стран и об­
разования более или менее устойчивых фракций мнение о парти­
ях разделилось. 

Фракции nризнавались легитимными, 

пусть и раз­

деляющими  парламенты  и  общества  партиями, но и меющими 

явно  позитив ную  функцию - обсуждение  законопроектов  и 

бюджета. 

Группировки,  образовывавшиеся  в глубинах нарождавше­

гося гражданского общества, по-прежнему считались 
во всех его раздорах и назывались не иначе как «сорнякамw>; 

• 

только  после  того  как партии  стали  практически участвовать  в 

избирательных кампаниях,  проводить  своих представителей  на 
высшие государственные посты и служить им опорой при отправ­
лении функций, они были признаны 

необходимым общественно­

политическим  институтом. 

Отдельно следует указать на их роль в становлении демократических 

обществ.  Именно  партии, 

как институт  nредставительной демократии, 

помогли решить апорию Аристотеля относительно невозможности 

устой­

чивого функционирования демократии  в  больших и  сверхбольших 

об­

ществах с населением в миллионы и десятки м иллионов человек. 

Сыгра­

ли они важную роль и в 

установлении демократической республики 

в Аме­

рике, вопреки м нению философов эпохи П росвешения. 

Итак,  исследование,  видение роли партий  массовым  сознанием 

и 

политиками  прошло большой  исторический  путь  - от  почти  полного 

игнорирования 

и даже объявления 

до признания их 

важной роли 

в 

функционировании  всего  государственного организма. 

Сегодня все признают важную 

роль  партий 

в формировании и дея-

тельности  современных демократий .  

Партии 

-

это  недостающее  звено  в  цепи  демо

кратического  п равле­

н ия ,  это  необходи мая 

в  механизме  взаи мосвязи  граждан­

ского общества и государства, 

приводящие в движе н и е  весь 

общественно-государственный  организм

Место политических партий 

определяется  их положением  в  систе­

ме власти и  гражданском обществе. Зародившись в нем, они пост

епен­

но завоевывали свое  место сначала  в системе законодательной 

власти, 

затем  - исполнительной. Наконец, вся совокупность партий общес

тва 

образовала  партий ную  систему,  которая стала представлять  собой 

от­

дельны й  политический институт. П артий ная системы, или вся совокуп­

ность партий общества, располагается 

между  гражданским  обществом 

и государством,  на стыке общественных и государственных 

структур. 

И меет  с м ысл  проследить,  как  изменялись  взгляды  теорети

ков 

партий о месте их в обществе и  государстве: 

102 

• 

как только  в 

XIX 

в.  появились представления о правовом госу­

дарстве  и  гражданском  обществе,  партии  стали  помещать в  об-

ласть, занимающую двойственное положение: с одной стороны, 

принадлежащую  обществу,  с другой  - государственным струк­

турам .  Этим  подчеркивалось и двойственное положение партий 

как организаций обществен ных и государственных одновремен­
но; 

• 

с  поя влением  в  политологии  теорий  пол итическ.оЙ  систе м ы  
(в 1 950-х) место партий начали уточнять. Д. Истон включил и х  

В 

политическую систему,  поместив их на ее входе; 

• 

с уточнением 

Р. 

Кацем и П .  Мэиром места разных типов партий 

в обществе'  появились представления о различии местоположе­

ния  разных партий .  А они  выделили  четыре типа,  отметив: 

- «элитные  партии,  которые  не характеризуются  устойчивым 

членским  составом; действуют скорее как клубы,  а  н е  как 
партийные  ячейки;  состоят  из образованных слоев общества, 

занимающих господствующее положение в экономике и поли­
тике; ограничение избирательного права сказывается надоволь­

но  прохладном отношении  к  избирательным кампаниям;  как 
правило,  в  руках представителей элитных  партий  находятся  и 

средства массовой 

Элитные партии, какими их 

рисуют Кац и М эир,  весьма напоминают кокус-партии М .  Ос­
трогорского и  кадровые партии  М. Дюверже.  Так как элита за­
нимает место одновременно в органах государственного управ­

ления и в верхушке общества, то и элитные партии оказываются 

помещенными как бы в двойную, государственную и обществен­

ную, скорлупу.  Они  как  бы 

государственно-обще­

ственный организм  в одно  целое  и  сами при этом  служат этой 
сшивкой.  Итак, место элитных партий 

-

сшивка 

государственнго 

и общественного организмов; 

- массовые партии,  к  формированию которых приводит «раз­

витие  индустриального общества с  его социально-классовой 

дифференциацией  и  углублением  конфликта  между  соци­

альными группам и». Массовые партии и оказываются призван­
ными ликвидировать  «разрыв  между социальным составом 
гражданского  общества  и  составом  государства»,  выступить 
«связующим звеном между ними и механизмом рекрутирова­
ния  политического  персонала  государственных 
Таким  образом,  место  массовых  партий 

-

связующее звено 

между обществом и государством; 

Подробнее 

С М . :  

Кац  Р. ,  Мэuр П. 

И зменяющиеся модели  партийной организации и 

партий ной демократии :  Возникновение картельных партий //  М ир  политической мыс­

ли: Хрестоматия  по партологии .  Кн. 

3: 

Современ н ы е  партологи о  ПОЛИТИ4еских парти­

ях / Под ред. Б .  А.  Исаева, А.  К .  Голикова.  СПб. :  Б ГТУ,  2005. С. 

8 1 -87. 

1 03 


background image

- третий тип партий ,  появившийся после массовых, это - все­

охватные партии ,  впервые описанные О. Кирхаймером 

( 1 966). 

Они явились результатом  выхода  массовых партий за грани­
цы своих социальных классов,  обрашением  их ко всему со­
циальному многообразию избирательного корпуса, что, в свою 
очередь,  вызывалось такими процессами ,  как рост  социаль­
ной  мобильности  и  развитие средств массовой и нформации, 

построение государства всеобшего благосостояния. Всеохват­

ные  партии  превратились  в 

брокеров, 

посредников между  ин­

тересами  гражданского  общества  и государства; 

четвертый тип партий - картельные, появление которых стало 

результатом дальнейшего развития связей между государством 
и  парпlЯМИ,  а 'Гакже  между партиями.  Возникающие  картель­
ные партии становятся  механизмом  распределения  государ­
ственных постов,  все  увеличивающихся  государственных суб­

сидий  между  группами  профессиональных политиков  на  щи­

рокой  коалиционной 

OCHoBe1 .  

Таким  образом,  возникающие 

картельные партии находятся  еще  ближе  к  государству,  играя 
роль 

дuсmрuбьюmора, 

распределителя  государственных ресурсов. 

Таблица 

Типы партий по их положению  между гражданским обществом 

и  государством2 

Характери-

Элитная 

Массовая 

Универсальная 

Картельная 

(всеохватная) 

стика 

(кадровая) 

И сторический 

ХУП 

- XIX 

вв. 

1 880- 1 960 гг. 

1 945-наст.  вр. 

1 970 -

период 

наст.  вр. 

Степень вовле-

Ограниченное 

Расширение 

Всеобшее 

Всеобщее 

чения  масс 

право  голоса 

избирательных 

избирательное 

избирательное 

прав и 

право 

право 

избирательное 
право 

Уровень рас-

Значительно 

Относительно 

Менее  кон-

Относительно 

пределен и я  

ограниченное 

концентриро-

центрирован-

рассредото-

политически 

ванное 

ное 

ченное 

знач и м ых 

ресурсов 

Основные 

Распределение 

Социальная 

Социальное 

Политика как 

цели  политики 

привилегий 

реформация 

улучшение 

профессия 

(или сопротив-

ление  ей) 

Веуте К 

1 996.  Р.  1 45- 1 46. 

Katz 

R., 

Mair 

Р., 

1 995.  Р.  1 8.  Приводится  по: 

Сморгунов Л. В. 

Современная  сравни-

тельная политология.  М ..  2002. С. 3 1 4-3 1 5. 

1 04 

Характери-

стика 

Основа  пар-

тийной  конку-

ренции 

Структура 
электоральной 

конкуренции 

При рода  пар-

тийной деятель 

ности и партий-

ных кампаний 

Основной 

источник 

партийных 

ресурсов 

Отношения 

между обыч-
ными членами 

и  партийной 

элитой 

Характер 

членства 

Партийные 

каналы ком-

муникации 

Продолжение табл. 

Элитная 

Массовая 

Универсальная 

Картельная 

(кадровая) 

Предписанный 

Репрезентатив-

Эффектив-

Управленче-

статус 

ная  способ-

ность 

ские  способ-

ность 

политики 

ности,  дей-

ственность 

Управляемая 

Мобилизация 

Конкурентная 

Ограниченная 

Иррелевантная 

Деятельностно-

Деятельностно-

Капитал-

интенси вная 

и  капитал-

интенсивная 

интенсивная 

Л ичные 

Членские 

Пожертвова-

Государствен-

контакты 

взносы и по-

ния из большо-

ные субсидии 

жертвования 

го числа источ-

ников 

Элиты являют-

«Снизу вверх» 

«Сверху вниз»; 

Стратархия; 

ся «обычными» 

( Михельс); 

член ы  партии 

взаимная 

членами 

элита  ответст-

организованы 

автомомия 

венна  перед 

для  одобрения 

членами 

элит 

Небольшое 

Большое  и 

Членство, 

Ни права, н и 

и  элитистское 

однородное; 

открытое для 

обязанности 

активно вовле-

всех  (гетероген-

не являются 

каемое членство 

ное и  поощряе-

важными (раз 

на основе иден-

мое); акцент на 

личия между 

тичности; 

правах, а не 

членами и 

акцент  на пра-

обязанностях; 

нечленами 

вах и  обязан-

членство мар-

неясные); 

ностях 

гинальное  по 

акцент на чле-

отношению  к 

нах как лич-

индивидуаль-

ностях,  а не 

ной идентич-

единицах 

ности 

организации; 

оцениваются 

по вкладу в 

легитимиза-

ционный миф 

Межперсональ-

Партия  находит  Партия  сорев-

Партия  полу-

ные структуры 

собственные 

нуется за дос-

чает  при виле-

каналы ком-

туп к непартий -

гированный 

муникации 

н ы м  каналам 

доступ  к госу-

коммуникации 

дарственно-

регулируемым 

каналам ком-

муникации 

1 05 


background image

Окончание табл. 

Характери-

Элитная 

Массовая 

Универсальная 

Картельная 

стика 

(кадровая) 

Репрезентатив-

Опекун 

Делегат 

Предприн има-

Государствен-

ный стиль 

тель 

н ы й  деятель 

Положение 

Неясные  гра-

Партия при-

Партии как 

Партия  стано-

партии  между 

ниuы между 

надлежит  граж-

конкурирую-

вится 

'laСТЬЮ 

гражданским 

государством 

данскому 

шие брокеры 

государства 

обшеством  и 

и  политически 

обшеству,  пер-

между граждан-

государством 

релевантны м  

воначально ее 

ским  об шест-

гражданским 

составляют  пред-

вом и  государ-

обшеством 

ставители реле-

ством 

вантных сегмен-

тов гражданского 

обшества 

Сказанное,  разумеется,  относится  к демократическим  партиям  и 

месту,  которое они занимают в демократическом обществе. 

В 

авторитарном  обществе 

разные партии занимают разные места. 

Правящая партия, 

служащая несменяемой опорой режиму, занимает са­

мые  выгодные  позиции, ее роль  в  обществе  намеренно выпячивается, 
недостатки  тщательно  скрываются,  а достижения  предаются  громкой 

огласке. За ней искусственно резервируется 

почетное,  центральное мес­

то, 

роль опоры правящего режима и организатора «всех его 

Оп ­

позиционные партии 

в авторитарном  обществе  подвергаются  гонениям 

и запретам,  их объявляют ответственными за все промахи и  поражения 
правящего режима.  Они  намеренно вытесняют на 

nери

ф

ерийные места 

в  политической системе и  обществе, 

третируют  в официальной  прессе, 

их деятельности  строятся  искусственные препятствия. 

В 

тоталитарном  обществе, 

как правило,  остается только одна 

то­

талитарная партия, 

которая  ставит себя  в 

центр государственной и  об­

щественной жизни, 

уничтожает все  оппозиционные партии ,  подчиняет 

себе  органы  государственного  управления  и  общественные организа­

ции.  Все достижения и  победы, одержанные обществом ,  тоталитарная 
партия записывает  на свой  счет,  а  провалы  и  поражения  списывает за 

счет «врагов 

- мнимых или действительных представителей оп­

позиционных взглядов,  к  которым систематически  применяет' различ­
ные виды репрессий. Таким  образом,  тоталитарная  партия  становится 
«организующей И направляющей силой 

и занимает централь­

ное место в политической системе. 

5.2.  Функции  политических  партий 

Функции  партий  вытекают  из их собствен ной структуры  и  места, 

которое  они  занимают;  роли, которую  играют в обществе.  По  мнению 

106 

К. 

фон Бойме,  ФУНКUИИ  партий демократического общества заключа­

ются  в следующем: 

• 

определение  целей развития  общества; 

• 

аккумуляция  и  артикуляция  интересов различных социальных 
групп ;  

• 

мобилизация и социализация граждан ,  осуществляемые преиму-

щественно во время избирательных кампаний; 

• 

рекрутирование руководящей элиты и формирование правитель­
ственных структур' .  

Эта формулировка партийных функuий, ставшая почти классичес­

кой ,  не отражает,  однако,  всего многообразия деятельности  партий  в 

обществе.  Поэтому предоставим слово другому,  не менее авторитетно­

му, теоретику партий Дж. Сартори ,  который определяет функции партий 

несколько шире: 

• 

осуществление участия  граждан  в  политической жизни  и ,  осо­
бенно,  в выборах; 

• 

социальная  и  политическая  интеграция различных слоев обще­

ства для достижения общей цели; 

• 

п осредн ичество  в  представлении  и нтересов  различных  соци-

альных групп ,  стремление достичь их баланса; 

• 

выявление, согласование и  нейтрал изация конфликтов; 

• 

выявление воли большинства граждан; 

• 

разработка политики, принятие соответствующих политических 

решений; 

• 

подбор  и  формирование политических лидеров2• 

Сартори обнаружил  и добавил такие  важные функции  партий, как 

участие граждан в политике, профилактика конфликтов, выявление об­

щей воли  и  разработка политики. 

Э. Хейвуд  главные функции партий определяет так: 

• 

представительство, Т.е. выражение и нтересов своих членов и  из­
бирателей; 

• 

формирование  и  пополнение элиты,  или  поставление государ-

ству политических лидеров; 

• 

установление целей  общества; 

• 

артикуляция и  агрегирование  и нтересов; 

• 

социализация  и  мобилизация  через  политические дебаты,  дис­
куссии, избирательные кампани

'

и; соперничество на в ыборах; 

Веуmе 

Кlaus 

уоn. 

Political  Paгties iп Wеstегп  Оетосгасу. Aldershot, 

1 985. 

Р. 

1 3. 

Sarto/'j 

J. 

Paгties and Paгty Systems. 

N.Y.: 

Нагрег and Row, 

1 976. 

Р. 

28. 

107