ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2895
Скачиваний: 19
ванных на экспорт, отраслей промышленности, реал изацию федераль
ных программ по строительству автодорог, развитию транспорта, ин
фраструктуры, электроники, информатики и
Т.Д. ,
а на содержание мно
гочисленного госаппарата, силовых структур, малоэффективных госу
дарственных систем образования, здравоохранения, науки и культуры.
Хотя декларируемая социальная позиция «партии
привлекает в
ее ряды часть левого электората.
К этому следует добавить провозглашение либерально-демократи
ческих ценностей (вкупе с социал-демократическими и консерватив
ными), заявления (часто лишь риторического характера) о поддержке,
помоши мелкому и среднему бизнесу, приверженности конституци и и
демократическим процедурам в политическом процессе и , что особен
но важно, в избирательных кампаниях. Наконец, установление нормаль
ных (а
H�
антагонистичесКих) рабочих отношений с партиями центрист
ской и право центристской ориентации привлекает в «партию
центристскую и право центристскую часть избирателей. Таким образом ,
социальная база, оказывающая определенное давлен ие снизу на е е по
литический курс, получается предельно широкой и охватывает практи
чески весь политический спектр современной России
1.
В результате
«партия
приобретает следующие черты:
•
неидеологизированность .
.
Она ценит прагматику больше идео
логи и , ставит на первое место решение социальных проблем и
позиционирует себя партией конкретных дел;
•
опора на харизматического лидера. Во Франции таким
дЛЯ
О П Р
выступал де Голль, в Египте для партии Баас
-
r.
Насер, в Рос
сии
дЛЯ
ЕР - В. Путин;
•
создаваемая с помощью государственных структур, она, в конце
концов, срастается с ними, это неизбежно ведет к обюрокрачи
ванию и коррупции ;
•
несмотря на широкую социальную базу, «партия
состо
ит, в первую очередь, из государственных чиновников и служа
ших, получаюших зарплату из государственной кассы и понима
ющих партийную работу более как обязанность, чем доброволь
ную обществен ную деятельность. Это опасно тем, что, как только
скрепляющее действие харизматического лидера исчезнет, она
может быстро прекратить сушествование;
•
создаваемая
партия укрепляется только за счет регио
нальных государственных структур и служащих. Неукреплен
ность и неразветвленность ее в гражданском обществе представ
ляет собой характерную черту властеобразуемой партии .
I
П одробнее
С М . :
Исаев
Б. А .
Партия власти в системе «государство - гражданское
общество,> современной России // Реформы в Рщ:сии и Россия в реформирующемся
мире: М атериалы науч. конференuии. С П б
.
,
2006.
С.
29-43.
98
Итак, российские партии формировались в тех же условиях, под дей
ствием тех же факторов, что и западные. Главными отличиями путей их
образования были нелегальные или полулегальные условия зарождения
начального этапа, прол ификации, Т.е. прорастания современных партий
из
КПСС
И
пути образования действующей властью. В то же вре
мя следует помнить, что происхождение европейских и американских
партий тоже имеет свои особен ности, хотя эти типы партий разнятся
между собой.
Вопросы для самоконтроля
1 . Что такое пути образования партий?
2. Какие пути происхождения партий выделял Дюверже?
3. Что означает электоральное и парламентское происхождение партий?
4. Каковы главные факторы создания парламентской фракции?
5. Каковы причины появления избирательных комитетов у партий внут
реннего происхождения?
6. Что способствовало срастанию парламентских фракций с регистраци
онными обществами?
7. Что означает путь внешнего происхождения партий?
8. Какие организации гражданского общества играли роль протопартий
ных структур?
9. Чем различаются партии внутреннего и внещнего происхождения?
1 0. Что такое европейский и американский пути образования партий?
1 1 . Каковы различия между ними?
1 2. Чем различаются европейские и американские партии:
- в идеологическом отношении?
- по структуре?
- по социальному составу?
- по роли в политической системе?
1 3. Что означают легальный и нелегальный пути образования партий?
1 4. Чем различаются партии, созданные легальным и нелегальным путя-
м и?
1 5. Каковы особенности зарождения партий в России?
16. Что означают пролификаuия и пролиферация партий?
1 7 . Расскажите о проuессе пролификации в современной России.
1 8. Чем отличался процесс пролиферации в России от внешнего проис
хождения партий на Западе?
1 9. Что такое властеобразуемые партии?
20. Какие характерные черты они приобретают?
Литература
БраЙс Дж.
Американская республика: В 3 т. М . , 1 898.
Т.
2. Ч . III. С. 269.
Бьюэлл
Э.
Архаичны, но адаптивны: О политических партиях С ША (Сверя
ясь с «классическими» оценками) / / Политические исследования. 1 996. NQ 3.
Гамбаров Ю. С.
Политические партии в их прошлом и настоящем. С Пб.,
1 904. С . 3- 1 3.
99
7'
Дюверже
М.
Политические партии.
М . , 2000.
С.
25-40, 47-59, 85::- I O
�
.
Исаев
Б. А.
Зарождение, становление и функционирование партиинои сис
темы современной России. СПб.,
1 997.
С.
46-70.
Лоуэлл
А.
Правительства и политические партии в государствах Западной
Европы .
М . , 1 905.
С.
288-289.
v
v
Малов
Ю.
К.
Введение в теорию политических партии (обзор идеи и кон-
цепций).
М . , 2005.
С.
1 4-29.
Основы теории политических партий: Учеб. пособие / Под ред. С. Е. За-
славского.
М . , 2007.
Гл.
2.
Острогорский
М. Я.
Демократия и политические партии.
М . , 1 997.
С.
8 1-:-82.
Political Parties and Political Development
/
Ed.
Ьу
J . Lapolambara, М. Wemer.
Princeton, New Jersey, 1 966.
Р.
1 9 .
5
МЕСТО И РОЛЬ ПАРТИЙ
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
5.1 . Роль и место партий в политической системе
и обществе в целом
Если попытаться оценить роль и место политических партий в об
ществе с исторических позиций, то можно вьщелить три различных его
состояния:
1 .
Общество без государства и политических партий, когда роль го
сударства играют неинституциализированные, нерегулярно работающие
традиционные структуры, а роль партий - стихийные, случайные груп
пировки с неформальным лидерством. Это так называемые
nотестар
ные общества.
2.
Общество с государством как политическим институтом, но без
партий , которые заменяют стихийные и случайные группировки, так
или иначе вмешиваюшиеся в деятельность государственных органов.
Это
-
государственные общества.
3.
Общество, в котором существуют институциализированное госу
дарство и институциализированные политические партии. Это
-
обще
ства с политической системой.
Нетрудно заметить, что градация перечисленных обществ зависит
от роли и места государства и политических партий.
И
указывает на
важ
ность и значимость самих партий в развитии общества и его политиче
ских институтов.
С 'Гочки зрения видения роли партий, общество также прошло дли
тельный путь изменений, а именно:
•
долгое время и массовое сознание, и политики, и научное сооб
щество воспринимали партии как
случайное явление в политике.
Не отрицая их существования, философы и историки Древнего
мира значение партий в политической жизни игнорировали, а
их роль сводили фактически к нулю;
•
более того, внимательное изучение показывает, что в европей
ском средневековье партии стали восприниматься как
негатив
ное явление,
неизбежное зло и отождествляться с бунтами, вос
станиями, волнениями, раздорами, спорами, разделяющими и
раздирающим и общество на части, снижающими его управляе
мость и уровень безопасности;
1 0 1
•
после укоренения партий в парламентах европейских стран и об
разования более или менее устойчивых фракций мнение о парти
ях разделилось.
Фракции nризнавались легитимными,
пусть и раз
деляющими парламенты и общества партиями, но и меющими
явно позитив ную функцию - обсуждение законопроектов и
бюджета.
Группировки, образовывавшиеся в глубинах нарождавше
гося гражданского общества, по-прежнему считались
во всех его раздорах и назывались не иначе как «сорнякамw>;
•
только после того как партии стали практически участвовать в
избирательных кампаниях, проводить своих представителей на
высшие государственные посты и служить им опорой при отправ
лении функций, они были признаны
необходимым общественно
политическим институтом.
Отдельно следует указать на их роль в становлении демократических
обществ. Именно партии,
как институт nредставительной демократии,
помогли решить апорию Аристотеля относительно невозможности
устой
чивого функционирования демократии в больших и сверхбольших
об
ществах с населением в миллионы и десятки м иллионов человек.
Сыгра
ли они важную роль и в
установлении демократической республики
в Аме
рике, вопреки м нению философов эпохи П росвешения.
Итак, исследование, видение роли партий массовым сознанием
и
политиками прошло большой исторический путь - от почти полного
игнорирования
и даже объявления
до признания их
важной роли
в
функционировании всего государственного организма.
Сегодня все признают важную
роль партий
в формировании и дея-
тельности современных демократий .
Партии
-
это недостающее звено в цепи демо
кратического п равле
н ия , это необходи мая
в механизме взаи мосвязи граждан
ского общества и государства,
приводящие в движе н и е весь
общественно-государственный организм
.
Место политических партий
определяется их положением в систе
ме власти и гражданском обществе. Зародившись в нем, они пост
епен
но завоевывали свое место сначала в системе законодательной
власти,
затем - исполнительной. Наконец, вся совокупность партий общес
тва
образовала партий ную систему, которая стала представлять собой
от
дельны й политический институт. П артий ная системы, или вся совокуп
ность партий общества, располагается
между гражданским обществом
и государством, на стыке общественных и государственных
структур.
И меет с м ысл проследить, как изменялись взгляды теорети
ков
партий о месте их в обществе и государстве:
102
•
как только в
XIX
в. появились представления о правовом госу
дарстве и гражданском обществе, партии стали помещать в об-
ласть, занимающую двойственное положение: с одной стороны,
принадлежащую обществу, с другой - государственным струк
турам . Этим подчеркивалось и двойственное положение партий
как организаций обществен ных и государственных одновремен
но;
•
с поя влением в политологии теорий пол итическ.оЙ систе м ы
(в 1 950-х) место партий начали уточнять. Д. Истон включил и х
В
политическую систему, поместив их на ее входе;
•
с уточнением
Р.
Кацем и П . Мэиром места разных типов партий
в обществе' появились представления о различии местоположе
ния разных партий . А они выделили четыре типа, отметив:
- «элитные партии, которые не характеризуются устойчивым
членским составом; действуют скорее как клубы, а н е как
партийные ячейки; состоят из образованных слоев общества,
занимающих господствующее положение в экономике и поли
тике; ограничение избирательного права сказывается надоволь
но прохладном отношении к избирательным кампаниям; как
правило, в руках представителей элитных партий находятся и
средства массовой
Элитные партии, какими их
рисуют Кац и М эир, весьма напоминают кокус-партии М . Ос
трогорского и кадровые партии М. Дюверже. Так как элита за
нимает место одновременно в органах государственного управ
ления и в верхушке общества, то и элитные партии оказываются
помещенными как бы в двойную, государственную и обществен
ную, скорлупу. Они как бы
государственно-обще
ственный организм в одно целое и сами при этом служат этой
сшивкой. Итак, место элитных партий
-
сшивка
государственнго
и общественного организмов;
- массовые партии, к формированию которых приводит «раз
витие индустриального общества с его социально-классовой
дифференциацией и углублением конфликта между соци
альными группам и». Массовые партии и оказываются призван
ными ликвидировать «разрыв между социальным составом
гражданского общества и составом государства», выступить
«связующим звеном между ними и механизмом рекрутирова
ния политического персонала государственных
Таким образом, место массовых партий
-
связующее звено
между обществом и государством;
I
Подробнее
С М . :
Кац Р. , Мэuр П.
И зменяющиеся модели партийной организации и
партий ной демократии : Возникновение картельных партий // М ир политической мыс
ли: Хрестоматия по партологии . Кн.
3:
Современ н ы е партологи о ПОЛИТИ4еских парти
ях / Под ред. Б . А. Исаева, А. К . Голикова. СПб. : Б ГТУ, 2005. С.
8 1 -87.
1 03
- третий тип партий , появившийся после массовых, это - все
охватные партии , впервые описанные О. Кирхаймером
( 1 966).
Они явились результатом выхода массовых партий за грани
цы своих социальных классов, обрашением их ко всему со
циальному многообразию избирательного корпуса, что, в свою
очередь, вызывалось такими процессами , как рост социаль
ной мобильности и развитие средств массовой и нформации,
построение государства всеобшего благосостояния. Всеохват
ные партии превратились в
брокеров,
посредников между ин
тересами гражданского общества и государства;
_
четвертый тип партий - картельные, появление которых стало
результатом дальнейшего развития связей между государством
и парпlЯМИ, а 'Гакже между партиями. Возникающие картель
ные партии становятся механизмом распределения государ
ственных постов, все увеличивающихся государственных суб
сидий между группами профессиональных политиков на щи
рокой коалиционной
OCHoBe1 .
Таким образом, возникающие
картельные партии находятся еще ближе к государству, играя
роль
дuсmрuбьюmора,
распределителя государственных ресурсов.
Таблица
2
Типы партий по их положению между гражданским обществом
и государством2
Характери-
Элитная
Массовая
Универсальная
Картельная
(всеохватная)
стика
(кадровая)
И сторический
ХУП
- XIX
вв.
1 880- 1 960 гг.
1 945-наст. вр.
1 970 -
период
наст. вр.
Степень вовле-
Ограниченное
Расширение
Всеобшее
Всеобщее
чения масс
право голоса
избирательных
избирательное
избирательное
прав и
право
право
избирательное
право
Уровень рас-
Значительно
Относительно
Менее кон-
Относительно
пределен и я
ограниченное
концентриро-
центрирован-
рассредото-
политически
ванное
ное
ченное
знач и м ых
ресурсов
Основные
Распределение
Социальная
Социальное
Политика как
цели политики
привилегий
реформация
улучшение
профессия
(или сопротив-
ление ей)
I
Веуте К
1 996. Р. 1 45- 1 46.
2
Katz
R.,
Mair
Р.,
1 995. Р. 1 8. Приводится по:
Сморгунов Л. В.
Современная сравни-
тельная политология. М .. 2002. С. 3 1 4-3 1 5.
1 04
Характери-
стика
Основа пар-
тийной конку-
ренции
Структура
электоральной
конкуренции
При рода пар-
тийной деятель
ности и партий-
ных кампаний
Основной
источник
партийных
ресурсов
Отношения
между обыч-
ными членами
и партийной
элитой
Характер
членства
Партийные
каналы ком-
муникации
Продолжение табл.
2
Элитная
Массовая
Универсальная
Картельная
(кадровая)
Предписанный
Репрезентатив-
Эффектив-
Управленче-
статус
ная способ-
ность
ские способ-
ность
политики
ности, дей-
ственность
Управляемая
Мобилизация
Конкурентная
Ограниченная
Иррелевантная
Деятельностно-
Деятельностно-
Капитал-
интенси вная
и капитал-
интенсивная
интенсивная
Л ичные
Членские
Пожертвова-
Государствен-
контакты
взносы и по-
ния из большо-
ные субсидии
жертвования
го числа источ-
ников
Элиты являют-
«Снизу вверх»
«Сверху вниз»;
Стратархия;
ся «обычными»
( Михельс);
член ы партии
взаимная
членами
элита ответст-
организованы
автомомия
венна перед
для одобрения
членами
элит
Небольшое
Большое и
Членство,
Ни права, н и
и элитистское
однородное;
открытое для
обязанности
активно вовле-
всех (гетероген-
не являются
каемое членство
ное и поощряе-
важными (раз
на основе иден-
мое); акцент на
личия между
тичности;
правах, а не
членами и
акцент на пра-
обязанностях;
нечленами
вах и обязан-
членство мар-
неясные);
ностях
гинальное по
акцент на чле-
отношению к
нах как лич-
индивидуаль-
ностях, а не
ной идентич-
единицах
ности
организации;
оцениваются
по вкладу в
легитимиза-
ционный миф
Межперсональ-
Партия находит Партия сорев-
Партия полу-
ные структуры
собственные
нуется за дос-
чает при виле-
каналы ком-
туп к непартий -
гированный
муникации
н ы м каналам
доступ к госу-
коммуникации
дарственно-
регулируемым
каналам ком-
муникации
1 05
Окончание табл.
2
Характери-
Элитная
Массовая
Универсальная
Картельная
стика
(кадровая)
Репрезентатив-
Опекун
Делегат
Предприн има-
Государствен-
ный стиль
тель
н ы й деятель
Положение
Неясные гра-
Партия при-
Партии как
Партия стано-
партии между
ниuы между
надлежит граж-
конкурирую-
вится
'laСТЬЮ
гражданским
государством
данскому
шие брокеры
государства
обшеством и
и политически
обшеству, пер-
между граждан-
государством
релевантны м
воначально ее
ским об шест-
гражданским
составляют пред-
вом и государ-
обшеством
ставители реле-
ством
вантных сегмен-
тов гражданского
обшества
Сказанное, разумеется, относится к демократическим партиям и
месту, которое они занимают в демократическом обществе.
В
авторитарном обществе
разные партии занимают разные места.
Правящая партия,
служащая несменяемой опорой режиму, занимает са
мые выгодные позиции, ее роль в обществе намеренно выпячивается,
недостатки тщательно скрываются, а достижения предаются громкой
огласке. За ней искусственно резервируется
почетное, центральное мес
то,
роль опоры правящего режима и организатора «всех его
Оп
позиционные партии
в авторитарном обществе подвергаются гонениям
и запретам, их объявляют ответственными за все промахи и поражения
правящего режима. Они намеренно вытесняют на
nери
ф
ерийные места
в политической системе и обществе,
третируют в официальной прессе,
их деятельности строятся искусственные препятствия.
В
тоталитарном обществе,
как правило, остается только одна
то
талитарная партия,
которая ставит себя в
центр государственной и об
щественной жизни,
уничтожает все оппозиционные партии , подчиняет
себе органы государственного управления и общественные организа
ции. Все достижения и победы, одержанные обществом , тоталитарная
партия записывает на свой счет, а провалы и поражения списывает за
счет «врагов
- мнимых или действительных представителей оп
позиционных взглядов, к которым систематически применяет' различ
ные виды репрессий. Таким образом, тоталитарная партия становится
«организующей И направляющей силой
и занимает централь
ное место в политической системе.
5.2. Функции политических партий
Функции партий вытекают из их собствен ной структуры и места,
которое они занимают; роли, которую играют в обществе. По мнению
106
К.
фон Бойме, ФУНКUИИ партий демократического общества заключа
ются в следующем:
•
определение целей развития общества;
•
аккумуляция и артикуляция интересов различных социальных
групп ;
•
мобилизация и социализация граждан , осуществляемые преиму-
щественно во время избирательных кампаний;
.
•
рекрутирование руководящей элиты и формирование правитель
ственных структур' .
Эта формулировка партийных функuий, ставшая почти классичес
кой , не отражает, однако, всего многообразия деятельности партий в
обществе. Поэтому предоставим слово другому, не менее авторитетно
му, теоретику партий Дж. Сартори , который определяет функции партий
несколько шире:
•
осуществление участия граждан в политической жизни и , осо
бенно, в выборах;
•
социальная и политическая интеграция различных слоев обще
ства для достижения общей цели;
•
п осредн ичество в представлении и нтересов различных соци-
альных групп , стремление достичь их баланса;
•
выявление, согласование и нейтрал изация конфликтов;
•
выявление воли большинства граждан;
•
разработка политики, принятие соответствующих политических
решений;
•
подбор и формирование политических лидеров2•
Сартори обнаружил и добавил такие важные функции партий, как
участие граждан в политике, профилактика конфликтов, выявление об
щей воли и разработка политики.
Э. Хейвуд главные функции партий определяет так:
•
представительство, Т.е. выражение и нтересов своих членов и из
бирателей;
•
формирование и пополнение элиты, или поставление государ-
ству политических лидеров;
•
установление целей общества;
•
артикуляция и агрегирование и нтересов;
•
социализация и мобилизация через политические дебаты, дис
куссии, избирательные кампани
'
и; соперничество на в ыборах;
I
Веуmе
Кlaus
уоn.
Political Paгties iп Wеstегп Оетосгасу. Aldershot,
1 985.
Р.
1 3.
2
Sarto/'j
J.
Paгties and Paгty Systems.
N.Y.:
Нагрег and Row,
1 976.
Р.
28.
107