Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2902

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

• 

организация  правительства в  смысле его создания представите­

лями  партий ,  сотрудничества между законодательной и  испол ­

н ительной  ветвями  власти  и  организации  конструктивной  оп­
позици и ' .  

В. Чамберс делает упор н а  таких важных функциях партий как: 

• 

конституирующая, которая направлена на установление связей меж­

ду 

правительством, с одной стороны, и избирателями - с другой; 

• 

функция выработки общего политического курса,  которая и гра­
ет особенно важную роль в случае создания коалиционного пра­

вительства2. 

П .  М еркл рассматривает деятельность партий со стороны выполне-

ния таких функций как: 

• 

подбор партийных и  государственных лидеров; 

• 

рекрутирование и  социализация новых членов; 

• 

выработка  мер  по оказанию влияния партий на окружающие их 
институты  и  социальную среду; 

• 

решение возникающих в процессе деятельности партий внутри­

партийных  вопросов и  проблем3• 

Современные российские партологи 

Ю. 

Коргунюк и С.  Е. Заслав­

ский,  учитывая  не  только  международ н ы й ,   но  и  российский  оп ыт, 

выделяют: 

• 

функцию политического рекрутирования, Т.е. продвижения кан­
дидатов в органы  представительной и  испол нительной власти; 

• 

конституирующую  функцию,  характеризующую установление 
прочных двусторонних связей  между  политическими  и нститу­
тами  и  рядовыми избирателями; 

• 

инновационную функцию, заключающуюся в выработке  нетри­
виальных точек зрения,  в  поиске  новых,  в том  числе альтерна­
тивных,  путей решения социальных,  экономических и  полити­
ческих проблем; 

• 

аккумулятивную функцию, состоящую в усвоении, синтезе и пос­

ледующем  политическом  выражении  и нтересов  различных ка­

тегорий  населения; 

• 

и нтегрирующую функцию, под которой пони мается деятел ьность 

партий  по сплочению и ндивидов в  единую  общность4• 

С М . :  

Хейвуд Э. 

Политология .  М . ,   2005.  С.  3 1 2-3 1 8. 

Chaтbas  W. 

Party Developmellt alld Americall Political System 11 The Americall Political 

System.  Browll  В. alld Wahlike (eds).  N.Y. ,   1 97 1 .  Р.  167. 

Merc! 

Р. 

Moderll Comparative  Politics.  N .Y.,  1 970.  Р.  264-268. 

Коргунюк 

Ю. 

Г, 

Заславский С. 

Е. 

Российская многопартийность (становление, фун­

кuионирование, развитие) 1 под ред. 

Ю.  Г. 

Коргунюка.  М . ,   1 996. С. 8- 1 2. 

1 08 

Автор монографи и  «Введение в теорию партий» (2005) 

Ю .  

К.  Малов 

предложил  и  обосновал  шесть функций  современных партий: 

• 

представительство самых разнообразных обществен н ых интере­
сов (социальных,  национальных,  корпоративных и  пр.) ;  

• 

выработка и  осуществление политики, в том числе определение 
перспективных целей  общественного  развития,  создание  меха­

н изма их реал изации; приведен ие целей в соответствие с общей 
стратегией и  Т.Д. ;  

• 

социальная  интеграция,  или  суммирование  партиями  частных 
интересов и  групповых ценностей ,  формирование общего соци­
ального  интереса; 

• 

политическая социализация, Т.е. воздействие партий на  форми­
рован ие  политической  активности  л ичностей  и  социальных 
групп ,  включение их в политическую жизнь; 

• 

борьба за власть, овладение аппаратом  государственного управле­
ния с целью осуществления определенных и нтересов и требований; 

• 

политическое  рекрутирование,  под которым  ПQнимается  дея­

тельность партий  по подбору,  выдвижению кандидатов  в  орга­

ны  власти ' .  

Как видим, каждый автор добавляет какие-то новые штрихи к «пор­

трету» партии и ее деятельности. Кроме того, нельзя забывать о практи­

ческо-юридическом подходе  к анализу партий .  Например, российский 
закон о партиях закрепляет за ними следующие цели и задачи :  

• 

формирование общественного  мнения; 

• 

политическое образование и  воспитание граждан; 

• 

выражение мнений граждан  по любым вопросам общественной 
жизни, доведение до широкой общественности  и  органов  госу­

дарственной власти ; 

• 

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (предста­
вительные) органы  государственной  власти  и  представительные 

органы местного самоуправления; 

• 

участие в выборах указанных органов и  в  их работе2. 

Обобщая функции партий, сформул ированные ведущими партоло­

гами-теоретиками  и  правоведами-практиками ,  можно написать  «пол­
ный 

роли партий в обществе, сформул ировать все или хотя бы 

наиболее общие их функции. 

1 .  

Функция  nредставительства  интересов. 

Подчеркивает  связь  по­

литических  партий  с  определенными социальными  группами  и  соци-

Малов 

Ю. 

К. 

Введен ие  в теОРИЮ. политических партий (обзор идей и  конuепuиЙ). 

М., 2005. 

С .  

58-65. 

Федеральный закон «О политических партиях.>.  М . ,  200 1 .  Ст.  3, п. 4. 

С. 

4. 

109 


background image

альной организацией общества  в  целом.  Связь эта  не явная  и  не  пря­

мая, опосредуется через интересы социальных групп. Американский те­
оретик Д.  Эптер  по этому поводу заметил,  что  «партия создает коали­

ции  и нтересов  и  убежден и й ,   которые  п оддерживают  большинство 

людей>}, Т.е., с  одной стороны ,  партии  вырастают  из определен ной со­

циальной группы и  выражают ее идеалы  и  и нтересы, с другой - обра­
щаются ко всему (большинству) обществу,  выражая национальные ин­
тересы. Точнее, партии интерпретируют национальные интересы с точ­

ки  зрения  определенных социальных  общностей.  По  большому счету, 
функция представительства интересов дифференцирует, разделяет поле 

политики  на представительства отдельных партий .  

2. 

Функция социальной интеграции, 

под которой  понимаются: 

• 

включение людей 

-

в  политику,  в политический процесс; 

• 

гармонизация интересов различных социальных групп ,  сглажи­

вание противоречий при помощи «общей системы веры или иде­
ологию}  ( П .   Меркл), Т.е.  путем  выработки  общенациональных 
и нтересов и идеалов. Эта функция играет ламинаризующую, ста­
билизирующую роль,  снижает острую конфликтность общества, 

не  допускает  накала  страстей  до  точки  взрыва.  Если  функция 

п редставительства  и нтересов  играет дифференцирующую  роль, 
то эта - интегрирующую.  Она помогает членам общества опре­
делить то, что их не разделяет,  а объединяет. 

3. 

Функция  политической социализации. 

Любая  партия  проявляет за­

боту  о  политических настроен иях своих членов и  избирателей;  призна­
нии  ими  ее политического курса;  поддержке  ее  партийной  платформы; 
об участии их в  партийной деятельности. Другими словами, политичес­
кие партии  принимают активное участие в  привлечении людей  к поли­

тике,  оказывают им помощь во ВХОЖдении в политическую сферу,  в по­

лучении знаний, навыков и опыта политической деятельности, Т.е. поли­

тически  социализируют  население.  Учитывая, что наиболее активная 

деятельность партий бывает в  период  избирательных кампаний, Ф. Со­

рауф  так отметил  эту их функцию:  «Партии  участвуют  в  политической 
социализации  . . .  электората  путем передачи  политических  ценностей  и 

информации большому числу настоящих и будущих избирателей>} ' .  К этой 
близко примыкает функция политического воспитания, о которой  боль­
ше говорят в коммунистических и  социалистических партиях, где суще­
ствуют специальные  мероприятия  по воспитанию партий ного  патрио­

тизма,  партий ного духа,  приверженности партийной идеологии и т.д. 

4. 

Идеологическая функция партий 

заключается в выработке партий­

ных идеологий ,  отстаивани и  собственных партийных ценностей, в от­

л ичие от ценностей и  идеологий других партий .  Это ярко проявляется в 

Sorauf 

F. 

Рапу Politics ill Аmегiсз. 

N.Y., 

1 977. Р.  1 5. 

1 10 

идеологической борьбе,  контрпропагандистской работе и особенно ха­

рактерно для  так  называемых идеологических  партий ,  обращаюших 
главное  внимание  на  идеологическую  работу  и  борьбу  с  «ЧУЖдыми>}, 

идеологическими системами.  Если сопоставить по дан­

ному критерию правы е  и  левые  партии ,  то идеологическая  функция 

более  характерна для  левых.  Среди  них наиболее заидеоло.гизированы 

коммунистические  партии. 

5 .  

Функция мобилизации. 

Заключается  в  организации  поддержки 

партии, в первую очередь на выборах, а также во время  проведения ре­

ферендумов,  плебисцитов,  других,  предусмотрен ных  конституцией, 
форм участия  граждан  в политике.  Кроме того,  функция  мобилизации 

проявляется как поддержка  населением партийных мероприятий  (ми­

тингов, демонстраций, шествий и  т.д.). 

6. 

Функция рекрутирования 

близко  примыкает  к  предыдущей.  По­

нимается достаточно широко и означает привлечение избирателей и со­
чувствующих, прием  новых членов и рост партийных рядов; продвиже­
ние наверх по иерархической лестнице партийных рукощщителей и выд­
вижение лидера партии ,  партийных руководителей на государственные 

должности .  

7. 

Функция артикуляции 

означает выражение идеалов, интересов и нУЖд 

поддерживающего партию электората языком партийных программ, плат­
форм, лозунгов, в общем - языком политики. 

р. 

Макридис вьщеляет еще 

функцию «превращения>},  под которой  подразумевает «трансформацию 
того, что можно назвать сырым материалом политики - и нтересов и тре­
бований - в саму политику и решения. Как организм превращает углево­

ды  в энергию, так и партия превращает и нтересы в политику»' .  

8. 

Функция обеспечения политических связей между гражданским об­

ществом и государственными структурами. 

Вытекает из  положения ме­

ста  партий  в обществе  и  является  одной из наиболее общих и  важных 

функций  политических  партий. 

9. 

Функция  стабилизации 

правительства,  политической  системы , 

общества в целом.  Чтобы  убедиться  в  наличии такой  функции у поли­

тических  партий, достаточно посмотреть на функционирование поли­
тической системы без легитимных политических партий (например, рос­

сийской политической системы в 

] 990- 1 993 

гг.). В этот период все важ­

нейшие политические  проблемы, обычно оБСУЖдаемые в парламентах, 

российский народ пытался решить на улицах.  В  Верховном Совете при 
отсутствии  партий  оБСУЖдение любой  проблемы  затягивал ось  на  нео­

пределенное  время,  грозившее,  ввиду политического давления той же 

«улицы>},  непредсказуемыми  последствиями. 

Macridis 

R. 

I lltroductioll: T h e  H istoгy,  FUllcshioll  alld  Typologu  o f  Parties //  Political 

Parties: COlltempoгeгy Tгellds alld  Ideal.  N.Y.,  1 967. Р.  1 7. 

1 1 1  


background image

1 0. 

Функция формирования механизмов управления. 

Речь идет о важной 

для  общества  проблеме создания  и  воссоздания  после каждых  выборов 

нормально  функционирующей  системы  государственного  и  обществен­
ного управления. Здесь партии играют, безусловно, ведущую роль. 

1 .  

Функция разработки политики 

и  осуществления  политического 

курса.  Имеется  в виду не только работа  представителей партий  в прави­

тельстве, но и создание оппозиционной, альтернативной правительствен­

ной, политики и конструктивной критики  правительственного курса. 

Мы  перечислили основные 

общие функции. 

Ими не ограничивается 

все  многообразие функций политических партий .  И ногда  их дополня­
ют такими, как организация общественного мнения, защита прав и сво­

бод человека и др. 

Кроме общих, существуют 

специфические функции, 

которые проявля­

ются  в специфических же условиях деятельности партий во  время бун­

тов, восстаний, революций, гражданских войн, борьбы за независимость, 
отечественных  или  колониальных войн, экономических,  социальных  и 

политических  кризисов,  в специфических условиях авторитарных и  то­

талитарных обществ, в обществах переходных к демократии и обществах 

«догоняющего  развития»,  в  модернизирующихся  обществах  третьего 

мира.  Специфические функции имеют, например, молодые, становящи­

еся политические партии в отличие от «старых, 

или  партии  на 

первом  этапе, образовавщиеся  из социальных движений,  политических 
клубов,  клик и т.д. Специфические функции партий требуют специаль­
ного формулирования, изучения в каждом  конкретном случае. 

5.3.  Институционализация  и  конституционализация  партий 

Под 

институционализацией политических партий в широком смысле 

следует  понимать  признание  их  необходимости,  позитивности,  функ­
циональности  как  властью,  так  и  обществом. Такой  процесс,  как  мы 

знаем, идет с начала 

XIX 

в. 

П од 

институционализацией в узком, конкретном смысле 

слова обыч­

но подразумевают  создание правовой базы для деятельности  полити­
ческих партий, фиксацию с помощью законов их роли и места в обще­
стве.  Этот процесс  начался  после  ВтороЙ  мировой  войны  и  не завер­
щ ился  до  сих  пор.  П одтвержден и е   тому  - разл и ч н ы е   п о з и ц и и  
политологов п о  отношению к функциям и месту партий в обществе, кри­

TичecKиe оценки юристами упоминаний о партиях в конституциях, ком­

ментарии к законам о партиях, принимаемым в разных странах, или от­
сутствие  таковых во многих из  них. 

Под 

конституционализацией партий 

понимается закрепление 

их 

роли 

и  места в  конституциях  или хотя  бы  упоминание,  признание  их основ­

ным законом страны общественно-государственным институтом. Общая 

1 1 2 

нап равлен ность  п роцесса  институционал изации  и  конституцио­

нализации  партий  уже  ясна:  начавшись  в развитых странах,  он принял 

сегодня  глобальный характер:  большинство  новых конституций  содер­

жат упоминание о партиях, во все возрастающем числе стран  мира при­

нимаются о них специальные законы.  Кроме того,  партии, как полити­

ческие институты, фигурируют в других законах.  Этот процесс обуслов­

лен,  с  одной сторон ы ,   возрастающей  ролью  партий в  современных 

Обществах, с другой - трудностями финансового,  юридического поряд­

ка, с которыми они постоянно сталкиваются, и необходимостью контро­

лировать проявления  коррупции и  грязных избирательных технологий. 

И нституционализация и  конституционализация партий позволяют 

государственным органам осуществлять контроль за некоторыми аспек­

тами их деятельности. С одной стороны ,  помогать им финансовыми ре­

сурсами, с другой - для снижения коррупции контролировать их дохо­

ды и расходы. Или осуществлять государственную регистрацию партий, 

контролировать экстремистские, антисистемные организации, а также 

цели и задачи партий ,  зафиксированные в программах, н,едопускать или 

фиксировать  их нарушение. 

В  настоящее  время  институционализация  и  конституционализация 

партий представляют собой единый процесс, состоящий из субпроцессов 

конституционализации и институционализации в узком смысле этого по­

нятия.  Процесс конституционализации начался с приема в 

1 947 

г. 

новой 

конституции Италии, в статье 

49 

которой было отмечено, что «все граж­

дане имеют .право свободно объединяться в 

партии 

(курсив мой. 

-

Б. и.), 

чтобы демократическим путем содействовать определению национальной 

Затем подобная статья была записана в конституциях Герма­

нии 

( 1 949), 

Франции 

( 1 958) 

и многих других государств мира. Российская 

конституция 

1 993 

г. 

также содержит статью о  партиях,  в которой призна­

ются идеологическое и политическое их многообразие, многопартийность; 

объявляется  равенство всех  партий  перед законом  (как гарантия от воз­

вращения тоталитарного  прощлого)  и запрещается создание партий, чья 

деятельность носит антисистемный или экстремистский характер2. 

В  связи с расщирением процесса конституционализации немецкие 

политологи выдвинули 

концепцию партийного государства. 

Ляйбхольц, 

в частности,  утверждает,  что партии ранее были  свободными ассоциа­

циями, но благодаря конститyuионализации поднялись в ранг консти­

туцион ных органов, т.е. стали, с правовой точки зрения, такими же, как, 

например, федеральное правительство и  бундестаг.  Вместе с тем функ­

циональность партий в современном обществе вытекает из их места 

как Общественно-государственных структур и связующего звена обще­

ства и  государства.  П оэтому приравнивать  их к  государственным ин-

Современные зарубежные конституuии.  М . ,  

1 992. 

С. 

1 1 7. 

См.:  Конституuия  Российской Федераuии.  М ,  

1 993. 

Ст. 

1 3. 

С. 8 .  

1 13 

8·4598 


background image

ститутам можно только с правовой, формал ьной, но 

никак не с полити­

ческой  точки  зрения.  Этот  вопрос  в  практическо-юридическом 

плане 

поставлен в  ФРГ в  1 966 

Г. , 

при  решении федеральны м  конституцион­

ным  судом проблемы финансирования политических 

партий .  

На основе своего  правового,  закрепленного  в  констит

yuии,  поло­

жения государственных институтов партии ФРГ стали 

претендовать на 

финансирование своей деятельности, которое, по 

их м нению, должно 

быть пропорционально числу полученных каждой 

партией  мандатов в 

бундестаге.  Конституционный  суд  установил различи

е  междуu форми­

рованием воли народа, осуществляемым партиями 

в свободнои от вли­

яния государства сфере общества,  и  формированием 

воли государства, 

которое  реализуется  через  его  конституционные 

органы.  Поскольку 

именно партии  исполняют такую функuию, как подбор 

и  выдвижение 

кандидатов на государственные посты, то воля госу

дарства, по мнению 

конститyuионного суда ФРГ, не может быть сформирована 

без участия 

партий .  Таким образом ,  с  юридической  точки  зрения, 

выборы 

� 

госу­

дарственные органы  есть средство трансформации 

политическои воли 

народа в  государственную.  Отсюда  следует,  что допус

тимо  возмещать 

партиям из государственного бюджета расходы на из

бирательную борьбу. 

В  настоящее  время в ФРГ собирается специальный 

налог для  компен­

сации расходов  партиям, участвовавшим  в  избира

тельных  кам паниях 

по выборам в бундестаг, ландтаги земель и  в Европарламе

нт. 

П араллельно  субпроцессу  конституционализации 

шел  субпроцесс 

инститyuионализации .  Основными его  направлениями 

стали: 

• 

фиксация  партий  как политических институтов

,  чему способ­

ствовали юридическое закрепление их места, целей 

и задач в по­

литической  системе, разработка  порядка функuион

ирования; 

• 

организационное укрепление  партий  путем  перечисления 

в  за­

конах  норм  и  условий,  которых  они  обязаны  придерживать

ся , 

чтобы  сохранить статус политической  партии; 

• 

введение  финансового обеспечения  партий  государст

вом  и,  од­

новременно, - строгий контроль за финансовой деятел

ьностью, 

регламентация  частных  пожертвований; 

• 

стремление к сохранению с помощью законодательства 

сложив­

шейся партийной  системы. Отсюда строгий порядок 

создания и 

1 14 

регистрации  партий ;  

• 

создание  и  закрепление имеющихся отношений 

партий  и  госу-

дарства. 

В  целом  институционализация  партий  означает: 

• 

• 

• 

легализацию  всех  зарегистрированных партий; 

четкое их разделение на легальные и нелегальные; 

возможность запрета экстремистских партий судеб

н ы м  путем. 

И нститyuионализация партий проявляется также в различных юри­

дических формах регулирования государством парти йной деятельности. 

реди  н их отметим :  

• 

разработку специальных нормативных актов (законов, декретов, 
постановлений) о  партиях; 

• 

принятие нормативных актов,  касающихся государственно-пра­
вовых институтов  и  упоминающих политические партии (изби­
рательные законы,  регламенты  парламентов,  кодексы  муници­
пальной администрации и др.); 

• 

использование  судебных  прецедентов,  связанн ых  с деятельно­
стью  партий .  

В  то же  время н е  следует увлекаться  регламентацией  партий.  Осо­

бенно это касается молодых, становящихся демократий .  Излишняя ин­
ституционализация м ожет дать следующие негативные результаты : 

• 

привести  к  огосударствлению  политических  партий ,   которые, 
напомним, должны не стать государственным, а остаться обще­

ственно-государственным  институтом .  Кстати, становление та­
кого типа  партий ,   как картельные,  занимающие  место  между 

гражданским обществом и государством ,  но ближе к r:oсударству, 
подчас умело договаривающихся с чиновниками и представите­

лями других картельных партий  о  распределении государствен ­
н ы х  должностей  и  государственного финансирования,  имеет  в 
своей основе процесс огосударствления партий; 

• 

установить излишний контроль за партиями со стороны государ­
ственных ч иновников,  который, в  случае  их коррумпированно­
сти, не снизит уровен ь  коррупци и  в партиях, а может даже повы­
сить его. Кроме того,  это  мешает  их партийной  деятельности  и 
реализации своих функuиЙ. 

П роцесс  институционализаци и  быстрее  всего  идет  в  Герм ан и и .  

В  1 967 г.  там появился закон о партиях, который м ноги м и  партологами 

признан  образцовым .  Затем  подобные законы  были  приняты  в  Ш ве­
ции ( 1 974),  Греции ( 1 975),  Португалии ( 1 976), Испании  ( 1 978). 

Важны м  звеном и нститyuионализации партий является закон о вы­

борах. Он определяет нормы их деятельности в периоды избирательных 
кампаний. 

В  большинстве  развитых стран, наряду с  государственным финан­

сированием  партий ,  действуют ограничения н а  добровольные пожер­
твования в  их избирательные фонды.  Например, закон  США «О феде­
ральных избирательных  кампаниях»  предписывает  казначею комитета 

партии учитывать имя и адрес любого лица, делающего денежны й  взнос 
в  избирательный фонд партии более  50 долларов  или  несколько  взно­
сов в течение года на общую сумму более 

200. 

Кроме того, ни одно лицо 

1 1 5 

В· 


background image

не должно делать взносы в фонд какого-либо кандидата в размере более 

тыс. долларов или какого-либо комитета - более 

20 

тыс.  Н и  один кан­

дидат  на пост президента  США  не  должен  расходовать  сумм ы  более 

1 О 

млн долларов в случае выдвижения (т.е. на праймериз) и более 

20 

мл 

н 

при  участии в такой  избирательной  кампании. 

В  процессе  институционализации,  наряду  с  усиливающимся  вме­

шательством государственных чиновников в деятельность партий, сле­

дует  обращать  внимание  на устранение  излишнего  контроля  и  мелоч­

ной  регламентации их деятельности.  Во  многих странах вместе  с  при­
нятием закона о партиях действует упрощенный порядок их регистрации 

и участия в выборах.  В С ША, например, для регистрации партии необ­

ходимо представить заявление комитета,  содержащее: 

• 

название, адрес, тип комитета с приложением  названия, адреса, 

типа родственной организации ;  

• 

имя и адрес хранителя бухгалтерских книг и отчетов; 

• 

список банков,  используемых комитетом; 

• 

имя и адрес кандидата на  избираемый пост. 

Итак,  институционализация  и  конститyuионализация,  с точки  зре­

ния  теории партий, представляет собой процесс уточнения  и  законода­

тельного закрепления роли и места политических партий в обшестве. Этот 

процесс идет одновременно в государстве и обществе,  которое  признает 
правомерность действий государственных органов в направлении и нсти­
туционализации партий, отражает ее в исследованиях теоретиков и  мас­

совом сознании. И нституционализация и конституционализация осуще­

ствляются одновременно в политико-правовой и социально-электораль­

ной сферах. Это означает не только определение, детализацию, уточнение 
положения партий в  обществе,  государстве,  закрепленные  в  конститу­

ции  и законах, но и  признание этих изменений, уточнений обществом. 

В  процессе  институционализации  и  конституционализации  изме­

няются  взаимосвязи и  взаимозависимости  государства и  политических 

партий. С усилением государственного контроля  и  нормирования дея

­

тельности  партий  следует  ослаблять  излишние  чиновн ичьи  барьеры, 

бюрократические  проволочки  во  в.�аимоотношениях  государства  и 

партий. Надо помнить о социально-политических функциях последних, 
которые  признаны  наукой,  государством,  обществом  и  закреплены 

в 

законах.  Следовательно, государственные служащие, равно как и  пред­
ставители общества,  не имеют  права чинить  препятствий  и  создавать 

искусственные барьеры  исполнению партиями своих  функций. 

1 1 6 

Вопросы для  самоконтроля 

1 .   Выделите три различ ных состояния общества, различающихся  по  на­

личию в нем государства и  партий. 

2.  Какие изменения произошли  в  обществе,  с точки зрения роли в  нем 

партий? 

3.  Как изменялись представления теоретиков на место партий в обществе? 

4.  Каковы четыре позиции места партий, выделенные Р  Кацем и 

п. 

Мэи-

ром? 

5.  Каково место партий в авторитарных и тоталитарных обществах? 

6.  Перечислите функции партий, по К.  фон  БоЙме.

7.  Какие функции добавил Дж.  Сартори? 

8.  Как сформулировал функции партий 

э. 

Хейвуд? 

9.  На какие функции сделал  упор  В.  Чамберс? 

10.  Назовите  функции партий, по 

п. 

Мерклу. 

1 1 .  Сформулируйте наиболее общие функции политических партий. 

1 2 .   Какие еще функции можно добавить? 

1 3.  Что такое «специфические функции» партий? 

14.  Что такое «институционализация 

в ш ироком и узком смысле ? 

1 5.  Что означает «конституционализация 

16.  Каковы  цели  институционализации и  конституционализации партий? 

1 7.  Что означает концепция партийного государства? 

1 8.  Каковы  основные  направления субпроцесса институционализации? 

1 9.  В каких юридических формах он идет? 

20.  Почему не следует увлекаться излишней регламентацией политических 

партий? 

Литература 

Исаев  Б. 

А. 

История партий. СПб.: БГТУ,  2007. 

Кац  Р,  Мэuр 

П. 

И зменяющиеся модели партийной организации и  партий­

нои демократии: Возникновение картельных партий / / Сморгунов 

л. 

В. Совре­

менная сравнительная политология.  М., 2002. 

Конституция  Российской Федерации. М . ,   1 993. Ст.  1 3.  С. 8. 

Малов  ю.  К. 

Введение в теорию политических партий  (обзор  идей  и  кон­

цепций).  М . ,  2005. С. 56-66. 

М ир  политической  мысли: Хрестоматия  по партологии.  Кн.  3: Современ­

ные партологи о политических партиях / Под ред. Б. А. Исаева, А. К.  Голикова. 

СПб.:  БГТУ,  2005. С. 8 1 -87. 

Основы теории политических  партий:  Учеб.  пособие /  Под  ред.  С.  Е. За-

славского.  М., 2007.  Гл. 4. 

Современные зарубежные конституции.  М . ,   1 992. С.  1 1 7. 

Федеральный закон  «О политических партиях».  М . ,  200 1 .  Ст.  1 -3. С.  3-4. 

Хейвуд 

э. 

Политология.  М . ,  2005. С. 3 1 2-3 1 8. 

Веуmе Кlaus  von. 

PoJitica1  Parties .in Western  Democrasy. AJdershot,  1 985. 

Р. 

1 3. 

hambers 

Party Deve10pment and Americal1 Po1itica1 System / / The American 

Polltlca1 System / Browl1 В .  and Wah1ike (eds). 

N .Y. ,  

1 97 1 .  Р  1 67. 

Macridis  R. 

lntroduction: Т11е History,  FUl1cs11ion al1d Typology of Parties. 

Merc! 

Р. 

Моdегп Comparative Po1itics. N .Y.,  1 970. Р  264-268. 

Political Parties: COl1temporery Trel1ds and  Idea1. 

N.Y, 

1 967. 

Р. 

1 7. 

Politica1 System / Browl1  В.  al1d Wah1ike (eds).  N .Y.,  1 97 1 .  

Р. 

1 67. 

Sartori 

1. 

Parties and Party Systems. 

N.Y: 

Нагрег al1d Row,  1 976. 

Р. 

28. 

Sоrац( 

F. 

Party  Po1itics in America. 

N . Y ,  

1 977. Р  1 5.