ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2902
Скачиваний: 19
•
организация правительства в смысле его создания представите
лями партий , сотрудничества между законодательной и испол
н ительной ветвями власти и организации конструктивной оп
позици и ' .
В. Чамберс делает упор н а таких важных функциях партий как:
•
конституирующая, которая направлена на установление связей меж
ду
правительством, с одной стороны, и избирателями - с другой;
•
функция выработки общего политического курса, которая и гра
ет особенно важную роль в случае создания коалиционного пра
вительства2.
П . М еркл рассматривает деятельность партий со стороны выполне-
ния таких функций как:
.
•
подбор партийных и государственных лидеров;
•
рекрутирование и социализация новых членов;
•
выработка мер по оказанию влияния партий на окружающие их
институты и социальную среду;
•
решение возникающих в процессе деятельности партий внутри
партийных вопросов и проблем3•
Современные российские партологи
Ю.
r
Коргунюк и С. Е. Заслав
ский, учитывая не только международ н ы й , но и российский оп ыт,
выделяют:
•
функцию политического рекрутирования, Т.е. продвижения кан
дидатов в органы представительной и испол нительной власти;
•
конституирующую функцию, характеризующую установление
прочных двусторонних связей между политическими и нститу
тами и рядовыми избирателями;
•
инновационную функцию, заключающуюся в выработке нетри
виальных точек зрения, в поиске новых, в том числе альтерна
тивных, путей решения социальных, экономических и полити
ческих проблем;
•
аккумулятивную функцию, состоящую в усвоении, синтезе и пос
ледующем политическом выражении и нтересов различных ка
тегорий населения;
•
и нтегрирующую функцию, под которой пони мается деятел ьность
партий по сплочению и ндивидов в единую общность4•
I
С М . :
Хейвуд Э.
Политология . М . , 2005. С. 3 1 2-3 1 8.
2
Chaтbas W.
Party Developmellt alld Americall Political System 11 The Americall Political
System. Browll В. alld Wahlike (eds). N.Y. , 1 97 1 . Р. 167.
3
Merc!
Р.
Moderll Comparative Politics. N .Y., 1 970. Р. 264-268.
4
Коргунюк
Ю.
Г,
Заславский С.
Е.
Российская многопартийность (становление, фун
кuионирование, развитие) 1 под ред.
Ю. Г.
Коргунюка. М . , 1 996. С. 8- 1 2.
1 08
Автор монографи и «Введение в теорию партий» (2005)
Ю .
К. Малов
предложил и обосновал шесть функций современных партий:
•
представительство самых разнообразных обществен н ых интере
сов (социальных, национальных, корпоративных и пр.) ;
•
выработка и осуществление политики, в том числе определение
перспективных целей общественного развития, создание меха
н изма их реал изации; приведен ие целей в соответствие с общей
стратегией и Т.Д. ;
•
социальная интеграция, или суммирование партиями частных
интересов и групповых ценностей , формирование общего соци
ального интереса;
•
политическая социализация, Т.е. воздействие партий на форми
рован ие политической активности л ичностей и социальных
групп , включение их в политическую жизнь;
•
борьба за власть, овладение аппаратом государственного управле
ния с целью осуществления определенных и нтересов и требований;
•
политическое рекрутирование, под которым ПQнимается дея
тельность партий по подбору, выдвижению кандидатов в орга
ны власти ' .
Как видим, каждый автор добавляет какие-то новые штрихи к «пор
трету» партии и ее деятельности. Кроме того, нельзя забывать о практи
ческо-юридическом подходе к анализу партий . Например, российский
закон о партиях закрепляет за ними следующие цели и задачи :
•
формирование общественного мнения;
•
политическое образование и воспитание граждан;
•
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной
жизни, доведение до широкой общественности и органов госу
дарственной власти ;
•
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (предста
вительные) органы государственной власти и представительные
органы местного самоуправления;
•
участие в выборах указанных органов и в их работе2.
Обобщая функции партий, сформул ированные ведущими партоло
гами-теоретиками и правоведами-практиками , можно написать «пол
ный
роли партий в обществе, сформул ировать все или хотя бы
наиболее общие их функции.
1 .
Функция nредставительства интересов.
Подчеркивает связь по
литических партий с определенными социальными группами и соци-
I
Малов
Ю.
К.
Введен ие в теОРИЮ. политических партий (обзор идей и конuепuиЙ).
М., 2005.
С .
58-65.
2
Федеральный закон «О политических партиях.>. М . , 200 1 . Ст. 3, п. 4.
С.
4.
109
альной организацией общества в целом. Связь эта не явная и не пря
мая, опосредуется через интересы социальных групп. Американский те
оретик Д. Эптер по этому поводу заметил, что «партия создает коали
ции и нтересов и убежден и й , которые п оддерживают большинство
людей>}, Т.е., с одной стороны , партии вырастают из определен ной со
циальной группы и выражают ее идеалы и и нтересы, с другой - обра
щаются ко всему (большинству) обществу, выражая национальные ин
тересы. Точнее, партии интерпретируют национальные интересы с точ
ки зрения определенных социальных общностей. По большому счету,
функция представительства интересов дифференцирует, разделяет поле
политики на представительства отдельных партий .
2.
Функция социальной интеграции,
под которой понимаются:
•
включение людей
-
в политику, в политический процесс;
•
гармонизация интересов различных социальных групп , сглажи
вание противоречий при помощи «общей системы веры или иде
ологию} ( П . Меркл), Т.е. путем выработки общенациональных
и нтересов и идеалов. Эта функция играет ламинаризующую, ста
билизирующую роль, снижает острую конфликтность общества,
не допускает накала страстей до точки взрыва. Если функция
п редставительства и нтересов играет дифференцирующую роль,
то эта - интегрирующую. Она помогает членам общества опре
делить то, что их не разделяет, а объединяет.
3.
Функция политической социализации.
Любая партия проявляет за
боту о политических настроен иях своих членов и избирателей; призна
нии ими ее политического курса; поддержке ее партийной платформы;
об участии их в партийной деятельности. Другими словами, политичес
кие партии принимают активное участие в привлечении людей к поли
тике, оказывают им помощь во ВХОЖдении в политическую сферу, в по
лучении знаний, навыков и опыта политической деятельности, Т.е. поли
тически социализируют население. Учитывая, что наиболее активная
деятельность партий бывает в период избирательных кампаний, Ф. Со
рауф так отметил эту их функцию: «Партии участвуют в политической
социализации . . . электората путем передачи политических ценностей и
информации большому числу настоящих и будущих избирателей>} ' . К этой
близко примыкает функция политического воспитания, о которой боль
ше говорят в коммунистических и социалистических партиях, где суще
ствуют специальные мероприятия по воспитанию партий ного патрио
тизма, партий ного духа, приверженности партийной идеологии и т.д.
4.
Идеологическая функция партий
заключается в выработке партий
ных идеологий , отстаивани и собственных партийных ценностей, в от
л ичие от ценностей и идеологий других партий . Это ярко проявляется в
I
Sorauf
F.
Рапу Politics ill Аmегiсз.
N.Y.,
1 977. Р. 1 5.
1 10
идеологической борьбе, контрпропагандистской работе и особенно ха
рактерно для так называемых идеологических партий , обращаюших
главное внимание на идеологическую работу и борьбу с «ЧУЖдыми>},
идеологическими системами. Если сопоставить по дан
ному критерию правы е и левые партии , то идеологическая функция
более характерна для левых. Среди них наиболее заидеоло.гизированы
коммунистические партии.
5 .
Функция мобилизации.
Заключается в организации поддержки
партии, в первую очередь на выборах, а также во время проведения ре
ферендумов, плебисцитов, других, предусмотрен ных конституцией,
форм участия граждан в политике. Кроме того, функция мобилизации
проявляется как поддержка населением партийных мероприятий (ми
тингов, демонстраций, шествий и т.д.).
6.
Функция рекрутирования
близко примыкает к предыдущей. По
нимается достаточно широко и означает привлечение избирателей и со
чувствующих, прием новых членов и рост партийных рядов; продвиже
ние наверх по иерархической лестнице партийных рукощщителей и выд
вижение лидера партии , партийных руководителей на государственные
должности .
7.
Функция артикуляции
означает выражение идеалов, интересов и нУЖд
поддерживающего партию электората языком партийных программ, плат
форм, лозунгов, в общем - языком политики.
р.
Макридис вьщеляет еще
функцию «превращения>}, под которой подразумевает «трансформацию
того, что можно назвать сырым материалом политики - и нтересов и тре
бований - в саму политику и решения. Как организм превращает углево
ды в энергию, так и партия превращает и нтересы в политику»' .
8.
Функция обеспечения политических связей между гражданским об
ществом и государственными структурами.
Вытекает из положения ме
ста партий в обществе и является одной из наиболее общих и важных
функций политических партий.
9.
Функция стабилизации
правительства, политической системы ,
общества в целом. Чтобы убедиться в наличии такой функции у поли
тических партий, достаточно посмотреть на функционирование поли
тической системы без легитимных политических партий (например, рос
сийской политической системы в
] 990- 1 993
гг.). В этот период все важ
нейшие политические проблемы, обычно оБСУЖдаемые в парламентах,
российский народ пытался решить на улицах. В Верховном Совете при
отсутствии партий оБСУЖдение любой проблемы затягивал ось на нео
пределенное время, грозившее, ввиду политического давления той же
«улицы>}, непредсказуемыми последствиями.
I
Macridis
R.
I lltroductioll: T h e H istoгy, FUllcshioll alld Typologu o f Parties // Political
Parties: COlltempoгeгy Tгellds alld Ideal. N.Y., 1 967. Р. 1 7.
1 1 1
1 0.
Функция формирования механизмов управления.
Речь идет о важной
для общества проблеме создания и воссоздания после каждых выборов
нормально функционирующей системы государственного и обществен
ного управления. Здесь партии играют, безусловно, ведущую роль.
1
1 .
Функция разработки политики
и осуществления политического
курса. Имеется в виду не только работа представителей партий в прави
тельстве, но и создание оппозиционной, альтернативной правительствен
ной, политики и конструктивной критики правительственного курса.
Мы перечислили основные
общие функции.
Ими не ограничивается
все многообразие функций политических партий . И ногда их дополня
ют такими, как организация общественного мнения, защита прав и сво
бод человека и др.
Кроме общих, существуют
специфические функции,
которые проявля
ются в специфических же условиях деятельности партий во время бун
тов, восстаний, революций, гражданских войн, борьбы за независимость,
отечественных или колониальных войн, экономических, социальных и
политических кризисов, в специфических условиях авторитарных и то
талитарных обществ, в обществах переходных к демократии и обществах
«догоняющего развития», в модернизирующихся обществах третьего
мира. Специфические функции имеют, например, молодые, становящи
еся политические партии в отличие от «старых,
или партии на
первом этапе, образовавщиеся из социальных движений, политических
клубов, клик и т.д. Специфические функции партий требуют специаль
ного формулирования, изучения в каждом конкретном случае.
5.3. Институционализация и конституционализация партий
Под
институционализацией политических партий в широком смысле
следует понимать признание их необходимости, позитивности, функ
циональности как властью, так и обществом. Такой процесс, как мы
знаем, идет с начала
XIX
в.
П од
институционализацией в узком, конкретном смысле
слова обыч
но подразумевают создание правовой базы для деятельности полити
ческих партий, фиксацию с помощью законов их роли и места в обще
стве. Этот процесс начался после ВтороЙ мировой войны и не завер
щ ился до сих пор. П одтвержден и е тому - разл и ч н ы е п о з и ц и и
политологов п о отношению к функциям и месту партий в обществе, кри
TичecKиe оценки юристами упоминаний о партиях в конституциях, ком
ментарии к законам о партиях, принимаемым в разных странах, или от
сутствие таковых во многих из них.
Под
конституционализацией партий
понимается закрепление
их
роли
и места в конституциях или хотя бы упоминание, признание их основ
ным законом страны общественно-государственным институтом. Общая
1 1 2
нап равлен ность п роцесса институционал изации и конституцио
нализации партий уже ясна: начавшись в развитых странах, он принял
сегодня глобальный характер: большинство новых конституций содер
жат упоминание о партиях, во все возрастающем числе стран мира при
нимаются о них специальные законы. Кроме того, партии, как полити
ческие институты, фигурируют в других законах. Этот процесс обуслов
лен, с одной сторон ы , возрастающей ролью партий в современных
Обществах, с другой - трудностями финансового, юридического поряд
ка, с которыми они постоянно сталкиваются, и необходимостью контро
лировать проявления коррупции и грязных избирательных технологий.
И нституционализация и конституционализация партий позволяют
государственным органам осуществлять контроль за некоторыми аспек
тами их деятельности. С одной стороны , помогать им финансовыми ре
сурсами, с другой - для снижения коррупции контролировать их дохо
ды и расходы. Или осуществлять государственную регистрацию партий,
контролировать экстремистские, антисистемные организации, а также
цели и задачи партий , зафиксированные в программах, н,едопускать или
фиксировать их нарушение.
В настоящее время институционализация и конституционализация
партий представляют собой единый процесс, состоящий из субпроцессов
конституционализации и институционализации в узком смысле этого по
нятия. Процесс конституционализации начался с приема в
1 947
г.
новой
конституции Италии, в статье
49
которой было отмечено, что «все граж
дане имеют .право свободно объединяться в
партии
(курсив мой.
-
Б. и.),
чтобы демократическим путем содействовать определению национальной
Затем подобная статья была записана в конституциях Герма
нии
( 1 949),
Франции
( 1 958)
и многих других государств мира. Российская
конституция
1 993
г.
также содержит статью о партиях, в которой призна
ются идеологическое и политическое их многообразие, многопартийность;
объявляется равенство всех партий перед законом (как гарантия от воз
вращения тоталитарного прощлого) и запрещается создание партий, чья
деятельность носит антисистемный или экстремистский характер2.
В связи с расщирением процесса конституционализации немецкие
политологи выдвинули
концепцию партийного государства.
r
Ляйбхольц,
в частности, утверждает, что партии ранее были свободными ассоциа
циями, но благодаря конститyuионализации поднялись в ранг консти
туцион ных органов, т.е. стали, с правовой точки зрения, такими же, как,
например, федеральное правительство и бундестаг. Вместе с тем функ
циональность партий в современном обществе вытекает из их места
_
как Общественно-государственных структур и связующего звена обще
ства и государства. П оэтому приравнивать их к государственным ин-
I
Современные зарубежные конституuии. М . ,
1 992.
С.
1 1 7.
2
См.: Конституuия Российской Федераuии. М ,
1 993.
Ст.
1 3.
С. 8 .
1 13
8·4598
ститутам можно только с правовой, формал ьной, но
никак не с полити
ческой точки зрения. Этот вопрос в практическо-юридическом
плане
поставлен в ФРГ в 1 966
Г. ,
при решении федеральны м конституцион
ным судом проблемы финансирования политических
партий .
На основе своего правового, закрепленного в констит
yuии, поло
жения государственных институтов партии ФРГ стали
претендовать на
финансирование своей деятельности, которое, по
их м нению, должно
быть пропорционально числу полученных каждой
партией мандатов в
бундестаге. Конституционный суд установил различи
е междуu форми
рованием воли народа, осуществляемым партиями
в свободнои от вли
яния государства сфере общества, и формированием
воли государства,
которое реализуется через его конституционные
органы. Поскольку
именно партии исполняют такую функuию, как подбор
и выдвижение
кандидатов на государственные посты, то воля госу
дарства, по мнению
конститyuионного суда ФРГ, не может быть сформирована
без участия
партий . Таким образом , с юридической точки зрения,
выборы
�
госу
дарственные органы есть средство трансформации
политическои воли
народа в государственную. Отсюда следует, что допус
тимо возмещать
партиям из государственного бюджета расходы на из
бирательную борьбу.
В настоящее время в ФРГ собирается специальный
налог для компен
сации расходов партиям, участвовавшим в избира
тельных кам паниях
по выборам в бундестаг, ландтаги земель и в Европарламе
нт.
П араллельно субпроцессу конституционализации
шел субпроцесс
инститyuионализации . Основными его направлениями
стали:
•
фиксация партий как политических институтов
, чему способ
ствовали юридическое закрепление их места, целей
и задач в по
литической системе, разработка порядка функuион
ирования;
•
организационное укрепление партий путем перечисления
в за
конах норм и условий, которых они обязаны придерживать
ся ,
чтобы сохранить статус политической партии;
•
введение финансового обеспечения партий государст
вом и, од
новременно, - строгий контроль за финансовой деятел
ьностью,
регламентация частных пожертвований;
•
стремление к сохранению с помощью законодательства
сложив
шейся партийной системы. Отсюда строгий порядок
создания и
1 14
регистрации партий ;
•
создание и закрепление имеющихся отношений
партий и госу-
дарства.
В целом институционализация партий означает:
•
•
•
легализацию всех зарегистрированных партий;
четкое их разделение на легальные и нелегальные;
возможность запрета экстремистских партий судеб
н ы м путем.
И нститyuионализация партий проявляется также в различных юри
дических формах регулирования государством парти йной деятельности.
реди н их отметим :
•
разработку специальных нормативных актов (законов, декретов,
постановлений) о партиях;
•
принятие нормативных актов, касающихся государственно-пра
вовых институтов и упоминающих политические партии (изби
рательные законы, регламенты парламентов, кодексы муници
пальной администрации и др.);
•
использование судебных прецедентов, связанн ых с деятельно
стью партий .
В то же время н е следует увлекаться регламентацией партий. Осо
бенно это касается молодых, становящихся демократий . Излишняя ин
ституционализация м ожет дать следующие негативные результаты :
•
привести к огосударствлению политических партий , которые,
напомним, должны не стать государственным, а остаться обще
ственно-государственным институтом . Кстати, становление та
кого типа партий , как картельные, занимающие место между
гражданским обществом и государством , но ближе к r:oсударству,
подчас умело договаривающихся с чиновниками и представите
лями других картельных партий о распределении государствен
н ы х должностей и государственного финансирования, имеет в
своей основе процесс огосударствления партий;
•
установить излишний контроль за партиями со стороны государ
ственных ч иновников, который, в случае их коррумпированно
сти, не снизит уровен ь коррупци и в партиях, а может даже повы
сить его. Кроме того, это мешает их партийной деятельности и
реализации своих функuиЙ.
П роцесс институционализаци и быстрее всего идет в Герм ан и и .
В 1 967 г. там появился закон о партиях, который м ноги м и партологами
признан образцовым . Затем подобные законы были приняты в Ш ве
ции ( 1 974), Греции ( 1 975), Португалии ( 1 976), Испании ( 1 978).
Важны м звеном и нститyuионализации партий является закон о вы
борах. Он определяет нормы их деятельности в периоды избирательных
кампаний.
В большинстве развитых стран, наряду с государственным финан
сированием партий , действуют ограничения н а добровольные пожер
твования в их избирательные фонды. Например, закон США «О феде
ральных избирательных кампаниях» предписывает казначею комитета
партии учитывать имя и адрес любого лица, делающего денежны й взнос
в избирательный фонд партии более 50 долларов или несколько взно
сов в течение года на общую сумму более
200.
Кроме того, ни одно лицо
1 1 5
В·
не должно делать взносы в фонд какого-либо кандидата в размере более
1
тыс. долларов или какого-либо комитета - более
20
тыс. Н и один кан
дидат на пост президента США не должен расходовать сумм ы более
1 О
млн долларов в случае выдвижения (т.е. на праймериз) и более
20
мл
н
при участии в такой избирательной кампании.
В процессе институционализации, наряду с усиливающимся вме
шательством государственных чиновников в деятельность партий, сле
дует обращать внимание на устранение излишнего контроля и мелоч
ной регламентации их деятельности. Во многих странах вместе с при
нятием закона о партиях действует упрощенный порядок их регистрации
и участия в выборах. В С ША, например, для регистрации партии необ
ходимо представить заявление комитета, содержащее:
•
название, адрес, тип комитета с приложением названия, адреса,
типа родственной организации ;
•
имя и адрес хранителя бухгалтерских книг и отчетов;
•
список банков, используемых комитетом;
•
имя и адрес кандидата на избираемый пост.
Итак, институционализация и конститyuионализация, с точки зре
ния теории партий, представляет собой процесс уточнения и законода
тельного закрепления роли и места политических партий в обшестве. Этот
процесс идет одновременно в государстве и обществе, которое признает
правомерность действий государственных органов в направлении и нсти
туционализации партий, отражает ее в исследованиях теоретиков и мас
совом сознании. И нституционализация и конституционализация осуще
ствляются одновременно в политико-правовой и социально-электораль
ной сферах. Это означает не только определение, детализацию, уточнение
положения партий в обществе, государстве, закрепленные в конститу
ции и законах, но и признание этих изменений, уточнений обществом.
В процессе институционализации и конституционализации изме
няются взаимосвязи и взаимозависимости государства и политических
партий. С усилением государственного контроля и нормирования дея
тельности партий следует ослаблять излишние чиновн ичьи барьеры,
бюрократические проволочки во в.�аимоотношениях государства и
партий. Надо помнить о социально-политических функциях последних,
которые признаны наукой, государством, обществом и закреплены
в
законах. Следовательно, государственные служащие, равно как и пред
ставители общества, не имеют права чинить препятствий и создавать
искусственные барьеры исполнению партиями своих функций.
1 1 6
Вопросы для самоконтроля
1 . Выделите три различ ных состояния общества, различающихся по на
личию в нем государства и партий.
2. Какие изменения произошли в обществе, с точки зрения роли в нем
партий?
3. Как изменялись представления теоретиков на место партий в обществе?
4. Каковы четыре позиции места партий, выделенные Р Кацем и
п.
Мэи-
ром?
5. Каково место партий в авторитарных и тоталитарных обществах?
6. Перечислите функции партий, по К. фон БоЙме.
"
7. Какие функции добавил Дж. Сартори?
.
8. Как сформулировал функции партий
э.
Хейвуд?
9. На какие функции сделал упор В. Чамберс?
10. Назовите функции партий, по
п.
Мерклу.
1 1 . Сформулируйте наиболее общие функции политических партий.
1 2 . Какие еще функции можно добавить?
1 3. Что такое «специфические функции» партий?
14. Что такое «институционализация
в ш ироком и узком смысле ?
1 5. Что означает «конституционализация
16. Каковы цели институционализации и конституционализации партий?
1 7. Что означает концепция партийного государства?
1 8. Каковы основные направления субпроцесса институционализации?
1 9. В каких юридических формах он идет?
20. Почему не следует увлекаться излишней регламентацией политических
партий?
Литература
Исаев Б.
А.
История партий. СПб.: БГТУ, 2007.
v
Кац Р, Мэuр
П.
И зменяющиеся модели партийной организации и партий
нои демократии: Возникновение картельных партий / / Сморгунов
л.
В. Совре
менная сравнительная политология. М., 2002.
Конституция Российской Федерации. М . , 1 993. Ст. 1 3. С. 8.
Малов ю. К.
Введение в теорию политических партий (обзор идей и кон
цепций). М . , 2005. С. 56-66.
М ир политической мысли: Хрестоматия по партологии. Кн. 3: Современ
ные партологи о политических партиях / Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова.
СПб.: БГТУ, 2005. С. 8 1 -87.
Основы теории политических партий: Учеб. пособие / Под ред. С. Е. За-
славского. М., 2007. Гл. 4.
Современные зарубежные конституции. М . , 1 992. С. 1 1 7.
Федеральный закон «О политических партиях». М . , 200 1 . Ст. 1 -3. С. 3-4.
Хейвуд
э.
Политология. М . , 2005. С. 3 1 2-3 1 8.
Веуmе Кlaus von.
PoJitica1 Parties .in Western Democrasy. AJdershot, 1 985.
Р.
1 3.
.
�
hambers
W
Party Deve10pment and Americal1 Po1itica1 System / / The American
Polltlca1 System / Browl1 В . and Wah1ike (eds).
N .Y. ,
1 97 1 . Р 1 67.
Macridis R.
lntroduction: Т11е History, FUl1cs11ion al1d Typology of Parties.
Merc!
Р.
Моdегп Comparative Po1itics. N .Y., 1 970. Р 264-268.
Political Parties: COl1temporery Trel1ds and Idea1.
N.Y,
1 967.
Р.
1 7.
Politica1 System / Browl1 В. al1d Wah1ike (eds). N .Y., 1 97 1 .
Р.
1 67.
Sartori
1.
Parties and Party Systems.
N.Y:
Нагрег al1d Row, 1 976.
Р.
28.
Sоrац(
F.
Party Po1itics in America.
N . Y ,
1 977. Р 1 5.