ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2911
Скачиваний: 19
женного восстания в 1 9 1 7 г. , опиравше гося на политическую
п артию, что позволило, даже при сравнительно небольшой чис
ленности, добиться успеха;
•
авторитарное руководство, по крайней мере большими по чис
ленности партиям и , более
эффективно,
чем основанное на де
мократических принципах. «Дисциплина, - утверждал Дювер
же, - составляет главную основу не только армий, но и партий».
Следовало только добавить: «авторитарных партий, ставящих
цели захвата власти непарламентскими
Хотя и в
парламентских партиях, напри мер дисциплина голосования,
и меет решающее значение. Авторитарное руководство, даже ког
да партия находится в меньшинстве, придает ее действиям орга
н изованность и решительность, способность оказать давление на
правительство, изменить политический режим ;
•
авторитаризации партий способствуют авторитарны е характе
ры их вождей, п ерсонализация руководства и
вождей в плоть до создания культов личностей . С этой полити
ко-психологической точки зрения тенденции к авторитариза
ции имеют не только антидемократические, но и любые партии,
избравш и е руководителей с авторитарными накло н ностям и .
Как примеры привнесения авторитаризма в партии Дюверже
привел : К. Маркса - в
1
И нтернационале, Л ассаля и Геда -
в Социал истической рабочей партии Германии, Жореса - во
французской Социалистической партии , Вандервельде - во
1 1
И нтернационал е , Бл юма - в Ф С П , н е говоря уже о таких
партийных вождях, как Л ен и н , Стал и н , Муссол и н и , Гитлер,
Франко, Салазар и т.Д. ' ;
•
авторитарные партии превосходят своих демократических анало
гов по мобилизационным возможностям, которые приобретают ре
шающее значение в переломные периоды жизни общества;
•
наконец, само авторитарное руководство, которое избирается на
узких сходках, может оперативно кооптировать в свой состав «не
лиц, вообще не переизбираться, а назначаться (как
это делается в фашистских или коммунистических организаци
ях в период, например, политических кризисов или войн).
Современные теоретики организаций достаточно хорошо исследова
ли различия авторитарного и демократического стилей руководства, их
преимущества и недостатки. Так, американский теоретик Дуглас Мак-Гре
гор считает, что
демократичное руководство
апеллирует к потребностям
людей более высокого уровня: например осознание целей и задач орга-
I
См.:
Дюверже М.
Указ.
СОЧ.
С. 222-237.
1 58
низации, обеспечение автономии и самовыражения каждого ее члена.
Оно избегает навязывать свою волю рядовым членам, важнейшие ре
шения стремится принимать на общих собраниях. Строгой дисципли
не оно п редпочитает децентрализацию и делегирование полномочий
«вниз», что делает деятельность непосредственных исполнителей более
творческой и привлекательноЙ. Для таких руководителеЙ .характерны
не жесткий контроль за «низами» , а создание атмосферы открытости и
доверия, двусторонность коммуникаций, обратная связь с рядовыми
</Ленами организации.
Авторитарное руководство
принимает все решения «наверху» И
В
узком кругу, куда не допускаются представители низовых структур. Оно
всячески централизует свои полномочия, структурирует и стандарти
зирует работу рядовых исполнителей, лишая их креативности, инициа
тивы. Особое внимание авторитарное руководство уделяет контролю де
ятельности
В
условиях недостатка информации, когда
поступают только обязательные к исполнению команды, приходится
постоянно проверять и перепроверять результаты исполнительской ра
боты. В то же время сосредоточенность на определенных задачах, а не
собственном отношении к ним, дает быстрый эффект и делает автори
тарное руководство при определенных условиях более рациональным'.
Итак, современная теория организаций подтвердила гипотезу Дюверже
о большей эффективности авторитарного руководства по сравнению с
демократическим. Особенно когда следует добиться не самоудовлетворен
ности « низов» демократичностью организации, а строго определенного
результата, например захвата власти путем вооруженного восстания. Вот
почему системные партии, защищающие интересы своих членов в рамках
конкретного политического режима, предпочитают демократический
стиль руководства, а антисистемные партии, ставящие целью своей дея
тельности политический пере ворот, культивируют авторитаризм.
7.3.
Организационная структура современных типов партий
Разобравшись в различиях, существе и роли формальной и нефор
мальной структур партий, посмотрим, как устроена формальная струк
тура их
·
различных типов.
Формальная
организация партий либерально-демократического
(аме
риканского) типа представляет собой типичную прямую, слабую, де
централизованную структуру с достаточно развитыми горизонтальны
ми связями. Высшим органом партии является национальный съезд
который в ведущих американских партиях именуется конвентом и
co�
бирается раз в 4 года. В европейских партиях либерально-демократи-
I
См.:
МесlCОН
м.,
Альберт М, Хедоурц Ф.
ОСНОВЫ
менеджмента. М . , 1 997. С. 25-87.
1 59
ческого типа съезды или наuиональные конференuии проводятся еже
годно. Главные uели съезда - выдвижение кандидатов на высшие госу
дарственные посты, прием или пересмотр политической платформы
партии, выборы нового состава наuионального комитета. В политичес
кой платформе излагаются позиuия партии по актуальным вопросам
развития общества и предложения по программе действий. Платформа
обычно носит компромиссный характер, так как является результатом
различных фракuий
.
и при звана объединить усилия партии в
избирательной кампании.
Съезду партии предшествует проuедура выдвижения и отбора кан-
дидатов на высшие государственные посты. В США большинство пре
тендентов выдвигаются индивидуально или партийными организаuия
ми штатов и проходят проверку своей популярности на первичных вы
борах (праЙмериз) . Обычно каНДJ:\даты п арти и объезжают,
с
uелью
выявить свою популярность, около 35 штатов. В остальных они утверж
даются на предвыборных конференuиях - кокусах. Кандидатуры , по
лучившие наибольшее признание
в
результате предвыборной кампании,
выносятся для окончательного утверждения на съезд партии .
По сложной системе «снизу
через конференuии графств, из
бирательных округов, штатов, на него избираются 4-5 тысяч обычных и
500-700 суперделегатов (действующих и бывших членов конгресса, пра
вительства, губернаторов, партийных и политических лидеров штатов,
влиятельных бизнесменов, представителей прессы и общественности).
Последние и решают основные вопросы выдвижения кандидатов, изме
нений в платформе партии. Хотя после введения праймериз вопрос о вы
движении кандидатов к созыву съезда уже не составляет тайны.
Н овый состав наuионального комитета формируется, заранее, в со
ответствии с п редложениями комитетов штатов (по два представителя
от каждого) . В качестве непостоянных членов в него обычно включа
ются губернаторы , член ы конгресса, мэры крупных городов и другие
офиu иальные лиuа - члены данной партии . Большей части делегатов
(массе) остается только одобрить очевидное для всех решение.
Функuии наuионального комитета весьма ограничены. Уже в пери
од работы съезда члены наuионального комитета избирают председате
ля. Как правило, это только что избранны й съездом кандидат в прези
денты. Он и считается фактическим л идером партии , а председатель
наuионального комитета - номинал ьн ы м главой. Основная обязан
ность председателя и наuионального комитета заключается в подготов
ке следуюших избирательной кампании и съезда, сборе финансовых
средств для выборов и пропаганде политики партии. Так и м образом,
наuиональный комитет более и грает роль и нформаuионно-координа
uионного иентра, чем руководящего uентрального органа партии . В этом
и состоит суть деuентрализаuии и слабой структуры партий такого типа.
1 60
Основная деятельность партий либерально-демократического типа
разворачивается на региональном уровне. В этих партиях считается, что
регионал ьные комитеты лучше знают местные особенности и вполне
могут взять на себя ответственность за проведение избирательных кам
пани й , продвижение кандидатов партии. Региональные организаuии в
таких партиях играют вполне самостоятельную роль и
ПОДЧЩfЯЮТСЯ
иен
тру лишь номи нально. Чтобы подчеркнуть автономность организаuий
штатов , в С ША их назы вают партиями штатов (например, Республи
канская партия штата Монтана, Демократическая партия штата Джор
джия). Возглавляют партию штата uентральный комитет
(ик)
с пред
седателем, который координирует работу местных комитетов и органи
заuиЙ . Они формируются в избирательных округах (комитеты округов,
собрания избирательных участков) или в административных единиuах
(графств, городов, городских районов). Подобно наuиональному коми
тету, Ц К штата контролирует расходы избирательного фонда, подбира
ет кандидатов, но после выдвижения практически не влияет на их плат
форму (рис. 2).
Партийная организаuия штата представляет собой довольно рыхлую
федераuию политических группировок и личных фракuий, каждая из ко
торых озабочена выдвижением и продвижением своего ЛИдера. Но в об
щенаuиональном масштабе роль партий штатов очень велика, поскольку
проведение и подсчет результатов выборов президента и конгрессменов
(не. говоря уже о выборах губернаторов) осуществляется по штатам.
Низшим звеном партий ной структуры американских партий явля
ются собрания избирательных округов и участков, которые не представ
ляют собой постоянных и регулярных организаuиЙ. Фактически это
просто встречи наиболее активных избирателей данной партии . Во вре
мя избирательных кампаний на такие мероприятия избирательного уча
стка приходят по 400-500 человек.
Руководит деятельностью партийной организаuии избирательного
участка босс
а координируют - боссы более высокого ран
га, заседающие в п артийных комитетах округов и графств1, как пред
ставлено на предложенной схеме (рис. 2).
В
XI�
-
начале
хх
в . партии американского типа опирались на си
стему «раздела добычи» или патронажа:
систематически
добивавшиеся требуемых результатов, продвигались своим боссом по
служебной лестниuе партийных или государственных постов. Такие вза
и моотношения партийцев делали структурно слабую партию вполне уп
равляемой, мобильной и эффективной « партийной машиной». Это -
тип партий ной организаuии, которая «обеспечивает массовую поддер-
1
СМ.:
Селезнев Л. И.
Политическая система ClllA: Учеб. пособие. СПб., 1 995. С. 1 53- 1 58.
1 6 1
1 1 -4598
Председатель
национального
комитета
П редседатель
центрального
комитета штата
П редседатель
комитета
округа
Председатель
комитета
графства
Рис.
2.
Организационная структура партии
либерально-демократического (американского) типа
Источник:
Селезнев Л. И.
Политическая система США Учеб. пособие. С Пб., 1 995. С . 1 57.
жку
себе использованием ощутимых стимулов - денег, долж
ностей , воз
можности получить выгодные заказы или налоговые
Обе ведушие партии С ША фактически превратились
в «партийные
которые распространили свою деятельность не только
на по
литику, но и вмешиваются в вопросы экономики, торг
овли, транспор
та, социального обеспечения (особенно и м мигрантов,
обездоленных,
безработных, цветных избирателей), добывая разными
способами сред
ства для избирательных кам паний, не брезгуя подкупом
избирателей и
государственных чиновников.
Политические реформы, начавшиеся в 1 930-x гг. , были
направлены
на разрушение «партийных
ужесточена регистрация избира
телей, запрещено участие государственных служащих
федерального
уровня в партийных мероприятиях. Но самое действенное
влияние на
I
Уилсон дж.
Американское правительство. М., 1 995. С. 1 7 1 .
1 62
н их оказал рост благосостояния, образования и политической культу
ры
населения l .
Партии американского типа претерпели несколько кризисов. Пер
вый возник с появлением в ! 870-х гг. на политической арене партий со
l1иалистического типа, которые начали вытеснять рыхлые и децентрали
зованные традиционные. Особенно заметно он отразился на европейских
партиях либерал-демократического типа. М ногие из них вы
с
тояли , сде
лали свою организацию более централизованной и сильной.
Второй кризис партийной организации американского типа начался
в ! 930-х
П. ,
когда президент Рузвельт, в соответствии со своим «новым
реализовал программу социальной помоши обездоленным и без
работным , лишив местные партийные организации важного рычага воз
действия на избирателей. Американским партиям пришлось перестро
ить свою деятельность, но - не организацию. Процесс выдвижения кан
дидатов стал носить более принципиальный и ответственный характер.
И менно тогда стали получать развитие праЙмериз. Местные организа
ции из патронажных группировок постепенно превратились в групп ы по
отбору и подготовке квалифицированных партий н ых кадров, особенно
из молодежи с университетским образованием. Аналогичные процессы
расширения влияния государства на социальное обеспечение шли в Ев-
ропе, оказывая влияние на европейские либеральные партии.
Третий кризис этих партий наблюдал и описал в 1 950-х гг. М . Дюверже.
Он прогнозировал усиление структуры, централизации, развитие верти
кальных связей - в общем, дальнейшее сближение организаций амери
канского и европейского типов. Однако этого не произошло. П равда, в
настоящее время европейские либерально-демократические партии не
сколько отличаются от аналогичных в Америке. Но и сегодня можно гово
рить, что американский тип партии существует по обе стороны Атлантики.
Формальная
организация партий социалистического
(европейского)
типа представляет собой сильную, централизованную структуру, с разви
тыми вертикальными связями, массовой базой и фиксированным член
ством. Их высшим органом также является съезд, но он играет гораздо
большую роль, чем в партиях американского типа. Съезд утверждает про
грамму и устав партии - важнейшие документы, положения которых ре
ально действуют в организации, устанавливают нормы партийной жизни
и
принuипы руководства. На нем избираются руководящие партийные
органы. Он определяет политический курс партии на ближайшую перс
пективу и поручает центральному комитету проводить его в жизнь.
В последнее время партии социалистического типа, в целях борьбы
с олигархизацией, не доверяют руководящим органам выборы лидеров
парти и , а выносят их прямо на съезд. Ведущи м органом этих партий
I
Там же. С. 1 72 .
1 63
выступает центральный комитет (ЦК), состав которого также избир
а
ется на съезде. ЦК призван выполнять его решения, программу парти и
и собственные постановления, которые принимаются в рамках ЛИН И l I
партии . Важными событиями партийной жизни в период между съе
з
дам и выступают пленумы ЦК, на которые выносятся наиболее сущ
е
ственные вопросы партийной политики и партийного строительства .
К Функuиям Ц К относится также контроль за деятельностью централ
ь
ного исполнительного комитета ( Ц И К) .
Ц И К является органом оперативного руководства. Он заседает
д
о
ст
а
-
точно часто (например, раз в неделю) и осуществляет следуюшие Функци
и :
•
выполнение решений съезда;
•
определение политического курса парти и ;
•
координация деЯl:eЛЬНОСТИ партийных организаций;
•
распоряжение имуществом и финансами.
Ц И К напрямую управляет комитетами, бюро, советами, ве
д
аюш
и
ми различными направлениями внутрипартийной и политической де
я
тельности партии. Он курирует также редакционную коллегию парти
й
ной газеты (рис. 3).
Рядовые члены в партиях социалистического типа организованы в сек
ции - территориальные организации, работаюшие на регулярной основе.
Обычный их состав - ] 00-300 членов партии. Если секция превы
шает эти пределы, она, как правило, делится на две. Руководит секци6i
ежегодно пере избираем ы й секретарь. Он же ведет учет ее членов и со
бирает партийные взносы . Часть этих средств расходуется на нужды сек
ции, а большая - передается в вышестоящий комитет на обшепарти й
н ы е расходы. Собрания про водятся н е реже чем раз в месяц. На н и х
члены секции обсуждают политические проблемы местной жизни ил и
страны, международного положения ; планируют мероприятия по про
паганде партийно й идеологии, программы. Каждая секция имеет до
вольно тесные контакты с соседними.
П арти йные организаuии социал -демократического типа дважды
испыты вали кризис. Н ачи ная с прихода к власти большевистской
партии в России и до окончания Второй мировой войны, они вытесня
лись коммунистическим и и фашистскими режимами. Впрочем, в этом
случае уместнее говорить о кризисе не партийной структуры , а полити
ческой системы в uелом.
Второй кризис партии соuиал-демократического типа потерпели
в
коние 1 970- 1 980-х
п.
в связи с сокращением численности рабочего клас
са (их социальной базы) и необходимостью перестройки партийной
структуры в соответствии с социальной. А соuиальная структура совре
менных соuиал-демократических партий состоит примерно на 40% из
рабочих, на 40 - из служаших и на 20 - из представителей других соци
альных слоев (студентов, домохозяек, пенсионеров и т.д.).
1 64
Центральный
дисциплинарный
комитет
Специальные комитеты :
- ПРОфессионального
движения
- партийной реформы
- печатных органов
- по вопросам избира-
тельной системы
выборной политики
печатных органов
финансовый
народных движений
женский
организационный
орг. бюро
Съезд партии
ЦИ К
Ревизоры
ЦК
Пре.дседатель
Председатель
Заместители
Генеральный секретарь
Заместители
Политический совет
Комитет
парламентской
политики
Рис. 3.
Организационная структура партии социал-демократического
(европейского) типа
Источник:
.
CeHaтo�oв
А.
И.
Политические партии Японии: Сравнительный анализ про
грамм, организаuии и парламентской деятельности ( 1 945-1 992). М., 1995. С. 1 04-105.
Организация партий
тоталитарно-коммунистического типа
имеет
еще более uентрализованную и жесткую структуру, чем рассмотренная.
Здесь решения вышестояших органов для нижестояших означают «бе
зусловную
Организация партий коммунистического
типа, находяшихся у власти и в оппозиции, сильно разнится. Как пра-
I
Устав Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С. 40.
1 65
вило, оппозиционные компартии не и меют большого
влияния и прак
тически не рассчитывают выборным путем прийти к
власти. Обстанов
ка в н их более демократичная. Компартии, стояшие у
власти м ного лет,
создавшие однопартий ные системы и тоталитарные
режим ы , обычно
срастаются с государственными структурам и . Верхушка
компартии
и
государственная элита образуют так называемую
П артии этого типа строятся не по территориальному
, а территори
ально-производственному принципу, образуя ячейки
в рабочей среде,
прям о на фабриках и заводах, в сельских кооперативах
и воинских час
тях. Сегодня в большинстве стран этот принцип постр
оения партий ,
рассчитанный на нелегальную, подпольную борьбу, запрешен.
Высшим
органом партий этого типа, в соответствии с уставом,
является съезд.
Он заслушивает отчет шmтрального комитета ( Ц К)
и центральной ре
визионной комиссии ( ЦРК). Утверждает или вносит
изменения в про
грамм у и устав. Определяет линию партии по вопросам
внутренней
и
внешней политики, решает вопросы внутр ипартийной
жизни , избира
ет новый состав ЦК и Ц Рк.
В период между съездами деятельностью партии руководит
цк.
В крупных компартиях, стоящих у власти в Китае, во Вьетнаме,
в Север
ной Корее, на Кубе, из состава ЦК избирается еще один
руководящий
орган - президиум или политбюро
цк.
Председателя политбюро обычно
избирают не на съезде, а на заседании ЦК или политбюро.
Это делает его
недосягаемым
для
критики партийных
В тоталитарных странах
с
однопартийным режимом именно этот партийный орган
играет роль не
сменяемого правительства. Такой порядок существовал
и в СССР
Ц Р К ревизует соблюдение установленного порядка
прохождения
дел, ведет работу по рассмотрению жалоб и заявле
ний, контролирует
исполнение партийного бюджета, уплату членских
взносов, финансо
во-хозяйственную деятельность партии . Черновую работу
по непосред
ствен ному проведению в жизнь решений партии про
водят региональ
н ые и местные партийные комитеты . В тоталитарной
политической
системе они занимают очен ь выгодную позицию: дают
руководящие
указания государственным органам управления, но
не несут перед из
бирателями ответственности. Их выбирают только парт
ийные конфе
ренции соответствующей территории. Это еще более
усиливает центра
лизацию, служит укреплению олигархических тенде
нций в партии.
Базовой структурой выступает ячейка - первичная парти
йная орга
низация, как правило, состоящее из нескольких десятков
человек, объе
диненных производственными целями (например, цеховая
партийная
организация). Ее возглавляет секретарь, замыкающийся
на ближайший
по иерархии партийный комитет, например, партком
завода, который
в
свою очередь, - на партком городского района, объединяющий
все рас
положенные в нем организации уже по территориал
ьному принципу.
1 66
Таким образом, партии ком мунистического типа пытаются охватить все
сферы и повлиять на все стороны жизни, включая производственную.
По отношению к отдельному партийцу они тоже проводят политику
тотального контроля. Кажды й член партии обязан периодически отчи
тываться о своей деятельности, даже личной жизни (рис.
4).
Комитет
партийного
контроля
при ЦК
Съезд парти и
ЦК
ПОЛИТбюро
Секретариат
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - �
первичные
,
Краевая
партийная конференция
Городская районная
партийная конференция
по производству
Партийные организации
Центральная
ревизионная
комиссия
Краевой , областной
по месту жительства
- - - - - Выборность и подотчетность
-
Подчиненность
Рис. 4.
Организационная структура партии коммунистического
(российского) типа
Тоталитарная система начинается с уничтожения конкурирующих
партий, а завершается установлением отношений «руководства
_
под
чинения» партии над государством . Устав К П СС содержал специаль
Ный раздел, которы й закреплял за единствен ной партией право осуще
ствлять «политическое руководство государственными, общественны
м и организациям и , направлять и координировать их деятельность» I (как
будто устав партии выше законов страны ) , и специальный раздел о
партийных организациях в вооруженных силах, которые «обеспечива
ют проведение в жизнь политики партии , сплачивают личный состав
вокруг К ПСС .. .
Руководство партийной работой в вооруженных си-
]
Устав
кпсс.
Раздел YII. С . 93.
2
Там же. Раздел [Х.
с.
[ 05 .
1 67