Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2911

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

женного  восстания  в  1 9 1 7  г. ,  опиравше гося  на  политическую 
п артию, что позволило, даже при сравнительно небольшой чис­

ленности, добиться успеха; 

• 

авторитарное руководство,  по  крайней мере большими  по  чис­
ленности  партиям и ,  более 

эффективно, 

чем  основанное  на де­

мократических принципах.  «Дисциплина,  - утверждал Дювер­

же, - составляет главную основу не только армий, но и партий». 

Следовало  только  добавить:  «авторитарных  партий,  ставящих 
цели  захвата  власти  непарламентскими 

Хотя  и  в 

парламентских партиях,  напри мер дисциплина  голосования, 
и меет решающее значение. Авторитарное руководство, даже ког­

да партия находится в меньшинстве,  придает ее действиям орга­

н изованность и решительность, способность оказать давление на 
правительство,  изменить политический режим ;  

• 

авторитаризации партий  способствуют  авторитарны е  характе­
ры  их вождей,  п ерсонализация руководства и 
вождей в плоть до создания культов личностей .  С этой полити­
ко-психологической точки зрения тенденции  к  авторитариза­

ции имеют не только антидемократические, но и любые партии, 
избравш и е  руководителей  с  авторитарными  накло н ностям и .  
Как  примеры  привнесения авторитаризма в  партии  Дюверже 

привел :   К. Маркса  - в 

И нтернационале,  Л ассаля  и  Геда  -

в Социал истической  рабочей  партии  Германии,  Жореса - во 
французской Социалистической партии ,  Вандервельде - во 

1 1  

И нтернационал е ,   Бл юма  - в  Ф С П ,   н е  говоря  уже  о  таких 
партийных вождях,  как Л ен и н ,   Стал и н ,   Муссол и н и ,   Гитлер, 
Франко,  Салазар  и т.Д. ' ;  

• 

авторитарные партии  превосходят  своих демократических анало­
гов по мобилизационным возможностям, которые приобретают ре­
шающее значение  в переломные периоды жизни общества; 

• 

наконец, само авторитарное руководство, которое избирается на 
узких сходках, может оперативно кооптировать в свой состав «не­

лиц, вообще не  переизбираться, а  назначаться  (как 

это делается  в фашистских или коммунистических организаци­

ях в период, например, политических кризисов или войн). 

Современные теоретики организаций достаточно хорошо исследова­

ли  различия авторитарного и демократического стилей руководства,  их 

преимущества и недостатки. Так, американский теоретик Дуглас Мак-Гре­

гор считает,  что 

демократичное руководство 

апеллирует  к  потребностям 

людей  более  высокого уровня:  например осознание  целей  и  задач  орга-

См.: 

Дюверже  М. 

Указ. 

СОЧ. 

С.  222-237. 

1 58 

низации, обеспечение автономии  и  самовыражения каждого ее члена. 

Оно избегает навязывать свою волю рядовым членам,  важнейшие  ре­

шения стремится  принимать на общих собраниях.  Строгой дисципли­

не оно п редпочитает децентрализацию  и делегирование полномочий 

«вниз», что делает деятельность непосредственных исполнителей более 

творческой  и  привлекательноЙ. Для  таких руководителеЙ .характерны 

не жесткий контроль за «низами» , а создание атмосферы открытости и 

доверия, двусторонность  коммуникаций, обратная  связь с  рядовыми 

</Ленами организации. 

Авторитарное руководство 

принимает все решения  «наверху»  И 

В 

узком  кругу,  куда не допускаются представители низовых структур. Оно 

всячески  централизует свои  полномочия,  структурирует и  стандарти­

зирует работу рядовых исполнителей, лишая их креативности, инициа­

тивы. Особое внимание авторитарное руководство уделяет контролю де­

ятельности 

В 

условиях недостатка информации, когда 

поступают только  обязательные к  исполнению команды,  приходится 

постоянно проверять и перепроверять результаты исполнительской ра­

боты.  В то же  время сосредоточенность на определенных задачах, а не 

собственном отношении к ним, дает быстрый эффект и делает автори­

тарное руководство  при определенных условиях более рациональным'. 

Итак, современная теория организаций подтвердила гипотезу Дюверже 

о большей эффективности  авторитарного руководства по сравнению с 

демократическим. Особенно когда следует добиться не самоудовлетворен­

ности « низов» демократичностью организации, а строго определенного 

результата,  например захвата власти путем  вооруженного восстания. Вот 

почему системные партии, защищающие интересы своих членов в рамках 

конкретного  политического  режима,  предпочитают демократический 

стиль руководства,  а антисистемные  партии, ставящие целью своей дея­

тельности  политический пере ворот,  культивируют авторитаризм. 

7.3. 

Организационная  структура  современных  типов  партий 

Разобравшись в различиях, существе и роли формальной и нефор­

мальной структур партий, посмотрим, как устроена формальная струк­

тура их 

·

различных типов. 

Формальная 

организация партий либерально-демократического 

(аме­

риканского)  типа представляет собой типичную прямую,  слабую, де­

централизованную структуру с достаточно развитыми горизонтальны­

ми связями.  Высшим  органом  партии является  национальный съезд 

который в  ведущих американских партиях именуется  конвентом и 

co� 

бирается  раз  в  4  года.  В  европейских партиях либерально-демократи-

См.: 

МесlCОН 

м., 

Альберт  М, Хедоурц Ф. 

ОСНОВЫ 

менеджмента. М . ,  1 997. С. 25-87. 

1 59 


background image

ческого типа съезды  или  наuиональные конференuии проводятся еже­

годно.  Главные uели съезда - выдвижение кандидатов на высшие госу­

дарственные посты,  прием  или  пересмотр  политической  платформы 

партии, выборы нового состава наuионального комитета.  В политичес­
кой  платформе  излагаются  позиuия  партии  по актуальным  вопросам 
развития общества и  предложения по программе действий. Платформа 
обычно  носит  компромиссный характер, так  как является результатом 

различных фракuий 

.

и  при звана объединить усилия  партии  в 

избирательной  кампании. 

Съезду партии  предшествует проuедура выдвижения и  отбора  кан-

дидатов на высшие государственные посты.  В  США большинство  пре­

тендентов выдвигаются  индивидуально или партийными организаuия­

ми штатов и  проходят проверку своей популярности на первичных вы­
борах  (праЙмериз) .  Обычно каНДJ:\даты  п арти и  объезжают, 

с 

uелью 

выявить свою популярность, около 35 штатов. В остальных они утверж­

даются  на предвыборных конференuиях - кокусах.  Кандидатуры ,  по­
лучившие наибольшее признание 

в 

результате предвыборной кампании, 

выносятся для  окончательного утверждения на съезд  партии .  

По сложной системе  «снизу 

через конференuии графств,  из­

бирательных округов, штатов,  на него избираются 4-5 тысяч обычных и 

500-700 суперделегатов (действующих и  бывших членов конгресса,  пра­
вительства,  губернаторов,  партийных и  политических лидеров  штатов, 
влиятельных бизнесменов,  представителей  прессы  и  общественности). 

Последние и  решают основные вопросы  выдвижения кандидатов,  изме­
нений в платформе партии. Хотя после введения праймериз вопрос о вы­

движении кандидатов к созыву съезда уже не составляет тайны. 

Н овый состав наuионального комитета формируется, заранее, в со­

ответствии  с  п редложениями комитетов  штатов  (по два представителя 
от  каждого) .  В  качестве  непостоянных членов в  него  обычно  включа­
ются  губернаторы ,  член ы   конгресса,  мэры  крупных  городов  и  другие 
офиu иальные лиuа  - члены данной  партии .   Большей  части делегатов 

(массе) остается только  одобрить очевидное для  всех решение. 

Функuии наuионального комитета весьма ограничены. Уже в пери­

од работы съезда члены наuионального комитета избирают председате­
ля.  Как  правило, это только что  избранны й  съездом  кандидат в  прези­

денты.  Он  и  считается  фактическим  л идером  партии ,  а  председатель 

наuионального  комитета  - номинал ьн ы м   главой.  Основная  обязан ­
ность председателя и наuионального комитета заключается в подготов­

ке  следуюших  избирательной  кампании  и  съезда,  сборе  финансовых 

средств для  выборов  и  пропаганде  политики  партии. Так и м  образом, 
наuиональный  комитет более и грает роль  и нформаuионно-координа­
uионного иентра, чем руководящего uентрального органа партии .  В этом 

и состоит суть деuентрализаuии и слабой структуры партий такого типа. 

1 60 

Основная деятельность партий либерально-демократического типа 

разворачивается на региональном уровне. В этих партиях считается, что 

регионал ьные  комитеты лучше знают местные особенности  и  вполне 

могут взять на себя ответственность за проведение избирательных кам­

пани й ,  продвижение кандидатов партии. Региональные организаuии в 

таких партиях играют вполне самостоятельную роль и 

ПОДЧЩfЯЮТСЯ 

иен­

тру  лишь  номи нально.  Чтобы подчеркнуть автономность организаuий 

штатов ,  в  С ША  их назы вают  партиями штатов  (например,  Республи­

канская партия штата  Монтана, Демократическая партия штата Джор­

джия).  Возглавляют партию штата uентральный комитет 

(ик) 

с  пред­

седателем, который координирует работу местных комитетов и органи­

заuиЙ .  Они формируются  в избирательных округах (комитеты округов, 

собрания  избирательных участков)  или  в административных единиuах 

(графств, городов, городских районов). Подобно наuиональному коми­

тету,  Ц К  штата контролирует расходы избирательного фонда, подбира­

ет кандидатов, но после выдвижения практически не влияет на их плат­

форму (рис.  2). 

Партийная организаuия  штата представляет собой довольно рыхлую 

федераuию политических группировок и личных фракuий, каждая из ко­

торых озабочена выдвижением и продвижением своего ЛИдера.  Но в об­

щенаuиональном масштабе роль партий штатов очень велика, поскольку 

проведение и  подсчет результатов выборов президента и  конгрессменов 

(не. говоря уже о выборах губернаторов) осуществляется по штатам. 

Низшим звеном  партий ной структуры  американских партий  явля­

ются собрания избирательных округов и участков, которые не представ­

ляют  собой  постоянных  и  регулярных организаuиЙ.  Фактически  это 

просто встречи наиболее активных избирателей данной партии .  Во вре­

мя избирательных кампаний на такие мероприятия избирательного уча­

стка приходят по 400-500 человек. 

Руководит деятельностью партийной  организаuии  избирательного 

участка босс 

а  координируют - боссы более высокого ран­

га,  заседающие  в  п артийных комитетах  округов  и  графств1, как пред­

ставлено на предложенной схеме (рис.  2). 

В 

XI� 

-

начале 

хх 

в .  партии американского типа опирались на си­

стему  «раздела добычи»  или  патронажа: 

систематически 

добивавшиеся требуемых результатов,  продвигались своим боссом  по 

служебной лестниuе партийных или государственных постов. Такие вза­

и моотношения партийцев делали структурно слабую партию вполне уп­

равляемой,  мобильной  и  эффективной « партийной машиной». Это  -

тип партий ной организаuии, которая  «обеспечивает массовую поддер-

СМ.: 

Селезнев Л. И. 

Политическая система ClllA: Учеб. пособие. СПб.,  1 995. С.  1 53- 1 58. 

1 6 1  

1 1 -4598 


background image

Председатель 

национального 

комитета 

П редседатель 

центрального 

комитета  штата 

П редседатель 

комитета 

округа 

Председатель 

комитета 

графства 

Рис. 

2. 

Организационная структура партии 

либерально-демократического  (американского) типа 

Источник: 

Селезнев Л.  И. 

Политическая система США Учеб.  пособие. С Пб.,  1 995.  С .   1 57. 

жку 

себе использованием ощутимых стимулов - денег, долж

ностей , воз­

можности  получить выгодные заказы  или  налоговые 

Обе ведушие партии С ША фактически превратились 

в «партийные 

которые распространили свою деятельность не только 

на по­

литику,  но и  вмешиваются  в  вопросы экономики, торг

овли, транспор­

та,  социального  обеспечения  (особенно и м мигрантов, 

обездоленных, 

безработных, цветных избирателей), добывая разными 

способами сред­

ства для  избирательных кам паний, не брезгуя  подкупом 

избирателей и 

государственных чиновников. 

Политические реформы, начавшиеся в  1 930-x гг. , были 

направлены 

на разрушение  «партийных 

ужесточена регистрация  избира­

телей,  запрещено  участие  государственных служащих 

федерального 

уровня в  партийных мероприятиях.  Но  самое действенное 

влияние на 

Уилсон дж. 

Американское  правительство.  М.,  1 995. С.  1 7 1 .  

1 62 

н их  оказал  рост благосостояния,  образования  и  политической  культу­

ры 

населения l .  

Партии  американского  типа претерпели  несколько  кризисов.  Пер­

вый возник с  появлением в  ! 870-х гг.  на  политической арене партий со­
l1иалистического типа, которые начали вытеснять рыхлые и децентрали­
зованные традиционные. Особенно заметно он отразился на европейских 
партиях либерал-демократического типа.  М ногие из них вы

с

тояли ,  сде­

лали  свою организацию более централизованной и  сильной. 

Второй кризис партийной организации американского типа начался 

в  ! 930-х 

П. , 

когда  президент  Рузвельт,  в  соответствии со  своим  «новым 

реализовал программу социальной помоши обездоленным и без­

работным ,  лишив местные партийные организации важного рычага воз­

действия  на  избирателей. Американским  партиям  пришлось  перестро­

ить свою деятельность, но - не организацию. Процесс выдвижения кан­

дидатов стал носить более  принципиальный  и  ответственный характер. 

И менно тогда  стали  получать  развитие  праЙмериз.  Местные  организа­

ции из патронажных группировок постепенно превратились в групп ы  по 

отбору и  подготовке  квалифицированных партий н ых  кадров,  особенно 

из  молодежи  с  университетским  образованием. Аналогичные процессы 
расширения влияния государства на социальное обеспечение шли в Ев-

ропе, оказывая влияние на европейские либеральные партии. 

Третий кризис этих партий наблюдал и описал в 1 950-х гг. М .  Дюверже. 

Он прогнозировал  усиление структуры,  централизации, развитие верти­
кальных связей  - в  общем,  дальнейшее  сближение организаций амери­
канского  и  европейского  типов.  Однако  этого  не произошло.  П равда,  в 
настоящее  время  европейские либерально-демократические  партии  не­
сколько отличаются от аналогичных в Америке. Но и сегодня можно гово­
рить, что американский тип партии существует по обе стороны Атлантики. 

Формальная 

организация  партий социалистического 

(европейского) 

типа представляет собой сильную, централизованную структуру,  с разви­

тыми  вертикальными связями, массовой базой  и  фиксированным член­
ством.  Их высшим  органом  также является  съезд,  но он играет гораздо 
большую роль, чем в партиях американского типа. Съезд утверждает про­
грамму и устав партии - важнейшие документы, положения которых ре­

ально действуют в организации, устанавливают нормы  партийной жизни 

и 

принuипы  руководства.  На  нем  избираются  руководящие  партийные 

органы.  Он определяет политический курс  партии  на ближайшую  перс­

пективу и поручает центральному комитету проводить его в жизнь. 

В последнее время партии социалистического типа, в целях борьбы 

с олигархизацией, не доверяют руководящим органам  выборы лидеров 
парти и ,  а  выносят их прямо  на съезд.  Ведущи м  органом  этих  партий 

Там  же. С.  1 72 .  

1 63 


background image

выступает  центральный  комитет  (ЦК),  состав  которого  также  избир

а

­

ется  на  съезде.  ЦК  призван выполнять его решения, программу парти и 
и  собственные  постановления,  которые  принимаются  в рамках ЛИН И l I  
партии .   Важными событиями партийной  жизни  в  период  между  съе

з

­

дам и  выступают пленумы  ЦК,  на  которые  выносятся  наиболее  сущ

е

­

ственные  вопросы  партийной  политики  и  партийного  строительства . 

К Функuиям Ц К  относится также контроль за деятельностью централ

ь

­

ного исполнительного  комитета  ( Ц И К) .  

Ц И К  является органом оперативного руководства. Он заседает 

д

о

ст

а

-

точно часто (например, раз в неделю) и осуществляет следуюшие Функци 

и :  

• 

выполнение решений съезда; 

• 

определение политического  курса  парти и ;  

• 

координация деЯl:eЛЬНОСТИ  партийных организаций; 

• 

распоряжение  имуществом  и  финансами. 

Ц И К  напрямую управляет комитетами, бюро, советами, ве

д

аюш

и

­

ми  различными направлениями внутрипартийной и политической де

я

­

тельности партии. Он курирует также редакционную коллегию парти

й

­

ной  газеты  (рис.  3). 

Рядовые члены в партиях социалистического типа организованы в сек

­

ции - территориальные организации, работаюшие на регулярной основе. 

Обычный их состав - ] 00-300 членов партии.  Если  секция  превы

­

шает эти пределы, она, как правило, делится  на две.  Руководит секци6i 

ежегодно пере избираем ы й  секретарь.  Он же  ведет учет ее членов и  со­
бирает партийные взносы .  Часть этих средств расходуется на нужды сек­
ции, а большая - передается  в вышестоящий комитет на обшепарти й ­

н ы е  расходы.  Собрания  про водятся  н е  реже  чем  раз  в  месяц.  На н и х  
члены секции обсуждают политические проблемы  местной  жизни  ил и 
страны, международного положения ;  планируют мероприятия  по  про­

паганде  партийно й  идеологии,  программы.  Каждая  секция  имеет до­
вольно тесные контакты  с  соседними. 

П арти йные  организаuии  социал -демократического типа дважды 

испыты вали  кризис.  Н ачи ная  с  прихода  к  власти  большевистской 
партии в  России и до окончания Второй мировой войны, они вытесня ­

лись коммунистическим и  и  фашистскими режимами. Впрочем, в  этом 

случае уместнее говорить о кризисе не партийной структуры ,  а полити­

ческой системы  в uелом. 

Второй  кризис  партии соuиал-демократического типа  потерпели 

в 

коние  1 970- 1 980-х 

п. 

в связи с сокращением численности рабочего клас­

са  (их социальной  базы)  и  необходимостью  перестройки  партийной 
структуры в соответствии с социальной. А соuиальная структура совре­
менных соuиал-демократических партий состоит  примерно на 40%  из 
рабочих, на 40 - из служаших и на 20 - из представителей других соци­

альных слоев  (студентов, домохозяек,  пенсионеров и т.д.). 

1 64 

Центральный 

дисциплинарный 

комитет 

Специальные комитеты : 
- ПРОфессионального 

движения 

- партийной реформы 

- печатных органов 

- по вопросам избира-

тельной системы 

выборной  политики 

печатных органов 

финансовый 

народных движений 

женский 

организационный 

орг.  бюро 

Съезд партии 

ЦИ К 

Ревизоры 

ЦК 

Пре.дседатель 

Председатель 

Заместители 
Генеральный секретарь 

Заместители 

Политический совет 

Комитет 
парламентской 

политики 

Рис.  3. 

Организационная  структура партии социал-демократического 

(европейского) типа 

Источник: 

.

CeHaтo�oв 

А. 

И. 

Политические  партии  Японии: Сравнительный анализ про­

грамм, организаuии и  парламентской деятельности  ( 1 945-1 992). М., 1995. С. 1 04-105. 

Организация  партий 

тоталитарно-коммунистического типа 

имеет 

еще более uентрализованную и жесткую структуру, чем рассмотренная. 

Здесь решения  вышестояших органов для нижестояших означают «бе­

зусловную 

Организация  партий  коммунистического 

типа,  находяшихся у власти и в оппозиции, сильно разнится. Как пра-

Устав Коммунистической  партии Советского Союза. М., 1986. С. 40. 

1 65 


background image

вило, оппозиционные компартии не и меют большого 

влияния и  прак­

тически не рассчитывают выборным путем прийти к 

власти.  Обстанов­

ка в н их более демократичная.  Компартии, стояшие у 

власти м ного лет, 

создавшие  однопартий ные системы  и  тоталитарные 

режим ы ,  обычно 

срастаются  с  государственными структурам и .   Верхушка 

компартии 

и 

государственная  элита  образуют так называемую 

П артии  этого типа строятся  не по  территориальному

,  а территори­

ально-производственному  принципу,  образуя  ячейки 

в  рабочей  среде, 

прям о  на фабриках и заводах, в сельских кооперативах 

и  воинских час­

тях.  Сегодня  в  большинстве  стран  этот  принцип  постр

оения  партий ,  

рассчитанный на нелегальную, подпольную борьбу, запрешен. 

Высшим 

органом  партий  этого типа, в  соответствии  с  уставом, 

является  съезд. 

Он  заслушивает  отчет  шmтрального комитета  ( Ц К) 

и  центральной ре­

визионной комиссии ( ЦРК). Утверждает или вносит 

изменения в про­

грамм у  и  устав.  Определяет линию партии по вопросам 

внутренней 

и 

внешней политики, решает вопросы  внутр ипартийной 

жизни ,  избира­

ет новый состав ЦК и  Ц Рк. 

В  период  между  съездами деятельностью  партии  руководит 

цк. 

В крупных компартиях, стоящих у власти в Китае, во Вьетнаме, 

в  Север­

ной  Корее,  на  Кубе,  из  состава  ЦК избирается  еще  один 

руководящий 

орган - президиум или политбюро 

цк. 

Председателя политбюро обычно 

избирают не на съезде, а на заседании  ЦК или политбюро. 

Это делает его 

недосягаемым 

для 

критики партийных 

В тоталитарных странах 

с 

однопартийным режимом именно этот партийный орган 

играет роль не­

сменяемого правительства.  Такой порядок существовал 

и в СССР 

Ц Р К  ревизует  соблюдение установленного  порядка 

прохождения 

дел,  ведет  работу  по рассмотрению жалоб  и  заявле

ний,  контролирует 

исполнение  партийного  бюджета,  уплату членских 

взносов,  финансо­

во-хозяйственную деятельность партии .  Черновую работу 

по непосред­

ствен ному проведению в  жизнь  решений  партии  про

водят региональ­

н ые  и  местные  партийные  комитеты .  В  тоталитарной 

политической 

системе  они  занимают  очен ь  выгодную  позицию: дают 

руководящие 

указания государственным органам управления, но 

не  несут  перед из­

бирателями ответственности.  Их выбирают только  парт

ийные конфе­

ренции соответствующей территории. Это еще более 

усиливает центра­

лизацию, служит укреплению олигархических тенде

нций в  партии. 

Базовой структурой выступает ячейка - первичная парти

йная орга­

низация, как правило, состоящее из нескольких десятков 

человек, объе­

диненных  производственными целями  (например, цеховая 

партийная 

организация). Ее возглавляет секретарь, замыкающийся 

на ближайший 

по иерархии партийный комитет,  например, партком 

завода, который 

в 

свою очередь, - на партком городского района, объединяющий 

все рас­

положенные в  нем  организации уже по территориал

ьному  принципу. 

1 66 

Таким образом, партии ком мунистического типа пытаются охватить все 
сферы  и  повлиять на все стороны жизни,  включая производственную. 

По отношению к  отдельному партийцу они тоже проводят политику 

тотального контроля.  Кажды й  член партии обязан периодически отчи­
тываться о своей деятельности, даже личной жизни (рис. 

4). 

Комитет 

партийного 

контроля 

при  ЦК 

Съезд парти и  

ЦК 

ПОЛИТбюро 

Секретариат 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - �  

первичные 

Краевая 

партийная конференция 

Городская  районная 

партийная конференция 

по производству 

Партийные организации 

Центральная 
ревизионная 

комиссия 

Краевой , областной 

по месту жительства 

- - - - - Выборность и  подотчетность 

-

Подчиненность 

Рис.  4. 

Организационная структура партии коммунистического 

(российского) типа 

Тоталитарная  система начинается  с  уничтожения  конкурирующих 

партий, а завершается установлением отношений «руководства 

под­

чинения»  партии  над  государством .   Устав  К П СС  содержал  специаль­

Ный раздел, которы й  закреплял за единствен ной партией право осуще­

ствлять  «политическое  руководство  государственными,  общественны­
м и  организациям и ,  направлять и координировать их деятельность» I (как 
будто  устав  партии  выше законов  страны ) ,   и  специальный раздел  о 

партийных организациях  в  вооруженных силах,  которые  «обеспечива­
ют проведение  в  жизнь  политики  партии ,  сплачивают личный состав 

вокруг К ПСС .. .  

Руководство  партийной работой в  вооруженных си-

Устав 

кпсс. 

Раздел YII. С .  93. 

Там же. Раздел  [Х. 

с. 

[ 05 .  

1 67