ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2912
Скачиваний: 19
лах осуществлялось специальными партийными органами,
состоящи
м и из политработников, получавщих поверхностное политичес
кое об
разование и фактически не имевших военной специальности.
П ри этом
политработников, присланных из военных училищ или перевед
енных
по службе в другие части, местные члены партии волей-нево
лей были
обязаны избирать в партийные органы.
Вступлению в тоталитарно-коммунистическую партию предшеству
ет кандидатский стаж (обычно - один год). За это время
кандидат
в
члены партии должен проявить себя ее
изучить программу и
устав, научиться всегда и везде «проводить линию
П о истече
нии кандидатского стажа он принимается в члены партии на
собрани и
ячейки . Задача ее председателя - организовать обстановку
«критики и
самокритики» внутри я<+ейки, жесткого социального контро
ля, что вы
зывает ощущение не только причастности, но и чувство вины.
Ведь есл и
члены партии должны постоянно что-то делать «для партию>,
то, есте
ственно, м ногого они не успевают. Поэтому существуют с патерналист
ским ощущением долга и вины одновременно, являясь подходя
щим «ма
для манипулирования.
П артии тоталитарно-коммунистического типа эффективны
в усло
виях подпольной и полулегальной работы . При нахождении
у власти
они могут успешно мобилизовать не только своих членов,
но и все на
селение, на достижение социально значимой цели (революция,
победа
в войне, построение справедливого общества). Н о - лишь в
том случае,
если общество действительно убеждено в необходимости
достижения
этой цели. П ри его пассивном отношении к целям партии
структура
этого партийного типа из жесткой становится хрупкой и быстро
раска
лывается. Расколы и распады партий тоталитарно-коммун
истического
типа, начавшиеся в J 990-x
ГГ. ,
продолжаются до сих пор.
Здесь представлен организационный тип партии, за основу кот
оро
го взята К П СС. Современные коммунистические партии, включая
ком
партии несоциалистических стран, не находившихся под пр
я м ы м воз
действием СССР, при несомненных организационных аналогиях
име
ют менее жесткую и централизованную структуру, оказывают
меньшее
идеологическое давление на своих членов.
1 68
Вопросы для самоконтроля
1 . Чем различаются американский , европейский и российский пути
об-
разования партий?
2. Какие организационные типы партий им соответствуют?
3. В чем их отличия?
4. Как типологизировал партии С. Коэн?
5. Н азовите организационные принципы партий.
6. Каковы отличия основных организационных типов партий по
реали
зации этих принципов?
7. Что такое формальная и неформальная структуры партий?
8. Какие структурные уровни имеет партийная организация?
9. Что такое легитимные и нелегитимные фракции?
1 0. Приведите пример неформальной структуры партии , состоящей из
фракций .
1 1 . Каковы причины их существования?
1 2. Каковы их функции?
1 3. Приведите примеры идеологических фракций.
1 4. Какую роль в деятельности партии и грает неформальная организация?
1 5. Что представляет собой формальная организация американского типа
партий?
1 6 . Какие кризисы она претерпела?
1 7. Расскажите о формальной структуре европейского типа пар
;
ий.
1 8. Какие кризисы она испытала?
1 9. В чем отличия структуры тоталитарно-коммунистического типа от пре
дыдущих типов партий?
20. В чем структурная сила и слабость такой организации?
Литература
ДuмaHиc
М.
Д. Либеральная партия Фрr Поиск выхода из «кризиса идентич
ности') / / М ировая экономика и международные отнощения. 1 999.
NQ
1 . С. 76-79.
Думова
Н. Г
и др. История политических партий России / Под ред. А. И. Зе
велева. М., 1 994. С. 298-346.
Исаев Б. А.
Политология. СПб., 2005. С. 1 29- 1 3 1 .
Малов Ю. К
Введение в теорию политических партий (обзор идей и концеп
ций). М . , 2005. С. 39-55.
Мир политической мысли: Хрестоматия по партологии. Кн. 3: Современные
партологи о политических партиях / Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова. С Пб.:
БГГУ, 2005. С. 8 1 -88.
Основы теории политических партий: Учеб. пособие / Под ред. С.
Е.
Заслав
ского. М . , 2007. Гл. 7.
Селезнев
Л.
И.
Политическая система США
,
Учеб. пособие. С Пб. 1 995
С. 1 53- 1 58.
'
.
Сенаторов А, И.
Политические партии Японии: Сравнительный анализ прог
рамм, организации и парламентскойдеятельности ( 1 945- 1992). М., 1 995. С. 80- 1 94.
Уuлсон Дж.
Американское правительство. М " 1 995. С. 1 7 1 .
Чернов И. М.
Французские правоцентристы: Опыт создания единой партии.
1 988- 1 995 / Под ред. К. К. Худолея. СПб" 2003, С. 9-73.
8
ПАРАПАРТИЙНblЕ, КВАЗИПАРТИЙНblЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПАРТИЙНblЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
8.1 . Партии и парапартийные организации
Греческий термин
пара
(рага) означает
возле, около, при.
В
нашем случае под
парапартийными
и л и
околопартийным и
п о н и
маются организации, специально создающиеся в обществе по реше
н и ю и л и без решения парт и й н ы х органов сторо н н и ками партий .
Важно подчеркнуть, что они формируются при политических парти
ях, используя их авторитет, влияние, имидж, бренд, символику, стиль
работы. П арапартийные организации являются помошницами партий
в решении их многосложных задач, но не подменяют свои партии, а
способствуют расширению их влияния на отдельные группы населения
или решают определенные проблемы сразу для нескольких социальных
груп п . Главная цель околопартийных организаций - расширение вли
яния данной партии.
П арапартийные орг�низации являются как бы окружением своих
партий, которые создают каждую из них для решения задач и деятель
ности в определенной области. Образно выражаясь, они выступают в
качестве «рук», а заодно «ушей
И
глаз» партий в различных социальных
группах. С их помошью партии не только решают определенные про
блемы и привлекают к себе внимание обшества, но и наблюдают, узна
ют подробности о политических взглядах и поведении, ведут монито
ринг различных социал ьных слоев. П ри содействии парапартий н ых
организаций партии увеличивают свой электорат, число сочувствуюших
и просто и нтересуюшихся их политической позицией.
Для современных обшеств наиболее характерны следуюшие виды
таких организаций:
1 7 0
•
молодежные.
Создаются политическими партиями с целью уве
личения своего влияния на людей 1 8-30 лет, воспитания у них
лидерских качеств, подготовки резерва кадров партийного руко
водства, для расширения рядов членов партии и партийного
актива. Крупные партии развитых стран: Демократическая и
Республиканская партии США, Консервативная и Лейборист
ская партии Великобритании, Л иберально-демократическая и
Социалистическая партии Я понии, Христианско-демократичес
кая и Социал-демократическая партии Германии, все ведущие
партии Франции, Италии, Испании, Нидерландов, друтих стран
и меют собственные молодежные организации. Создали их и ве
дущие российские партии: «Единая Россия», «Справедливая Рос
сия», К П РФ, ЛДП Р, Яблоко, СПС;
•
женские.
Составляющие не менее половины электората женши
ны, как правило, менее активны в политической жизни. Понят
но, что практически все партии очень внимательнр подходят к
вопросу организации женского движения на партийной основе;
•
nрофессиональные.
В первую очередь, это профсоюзы, организо
ванные партиями или возглавляемые членами определенных
партий , оказывающими на них партийное влияние. Бывает и
наоборот: профсоюзы создают партии и оказывают на них опре
деленное воздействие;
•
спортивные.
В настоящее время число спортивных клубов и орга
низаций, созданных под руководством партий, снижается. Но в
начале
хх
в. легкоатлетических, шахматных, фугбольных и друтих
секций, школ, союзов и клубов, в организации которых принима
ла участие та или иная партия, было достаточно много, и число
их все врем я увеличивалось. П артии старались использовать
нишу спорта, особенно самых популярных его видов, для рас
ш ирения влияния в обществе и популяризации своей полити
ческой программы;
•
дискуссионные (политические) клубы.
Устраиваются на деньги
партии, а часто и в их или арендуемых ими помещениях. Они
особенно популярны в периоды острых социально-политических
кризисов, во время революци й , государственных переворотов,
других событий, получивших большой резонанс, при наступле
нии которых необходим совместный поиск путей развития об
щества.
Организации , созданные при партиях, своей структурой обычно
копируют их. Особенно характерно это для молодежных организаций,
одной из главных задач которых является подготовка для партий лидер
ского и управленческого резерва, сразу же попадающего в реальную орга
низационную среду. Более или менее приближены по структуре к со
здавшей их партии женские организации. Что касается профессиональ
ных и с портивных, то они соответствуют решаемым ими задачам и
условиям работы. Дискуссионные клубы имеют свободную структуру.
П арапартийные организации выполняют следующие функции:
•
способствуют росту социальной базы партии, привлекая к учас
тию в ее работе самые разные категории населения;
•
ускоряют политическую социализацию молодежи, других групп
избирателей;
•
расширяют возможности пропаганды идей, идеологии и програм
м ы партии ;
1 7 1
•
оказывают помощь партии в проведении избирательных кампа
ний, особенно это касается участия в уличных мероприятиях,
когда необходимо значительное количество людей;
•
вообще увеличивают политический вес партии и ее влияние в
обществе;
•
члены парапартийных организаций в частном порядке агитиру
ют за партию там , где учатся, работают, отдыхают, занимаются
общественной, политической деятельностью и т.д.
8.2. Квазипартийные организации
Латинская приставка
квази
(лат.
guasi
- как будто, будто бы) озна
чает
«ненастоящий» .
Квазипартийные организации
-
общественные объеди нения , по с во
ей структуре и функция м похожие на партии, но на
деле не я вля ющие-
ся таковы м и .
Квазипартийные организации не ставят перед собой главную цель
партий - власть, управление государственными институтами . Они со
здаются для решения общественно значимых проблем неполитически
ми методами. Если партии для реализации своих программ стремятся
победить на выборах и сформировать правительство, то квазипартий
ные организации оказывают на него давление через общественное мне
ние или др
у
гими способами, оставаясь в гражданском обществе.
Важное отличие парапартийных организаций от квазипартийных
заключается в отношении к партиям. Если первые создаются партиями
и существуют при них, то вторые возникают вне партий и действуют
независимо. Парапартийные организации работают совместно с создав
шими их партиями, а квазипартийные - вместо партий, автономно,
часто конкурируя с ними в борьбе за общественное мнение. П ри этом
первые являются окружением своих партий; вторые, возникнув в граж
данском обществе, решают какую-либо общественно значимую пробле
му или проблемы независимо от партий. Наконец, если парапартийные
организации выступают индикаторами партий в обществе, то квазипар
тийные сами сигнализируют обществу и государству, что партии не ре
шают всех актуальных проблем и нуждаются в их помощи.
Для современных обществ характерны такие виды квазипартийных
организаций:
1 72
•
социальные движения.
Это наиболее широкие и наименее струк
турированные объединения граждан. Рыхлость их организации ,
вытекает и з размытости границ членства и небольших сроков су
ществования, хотя некоторые социальные движения существу
ют достаточно дол го и даже имеют возможность трансформи
роваться в общественные организации или политические партии.
П римерами могут служитьдвижения: за мир; против атомной вой
ны ' 950-х
п:;
за права негров в США - ' 960-х гг. ; против войны
США во Вьетнаме первой половины ' 970-х
ГГ. ;
в защиту окружа
ющей среды J 960- 1 970-х, давшее начало многочисленным парти
ям «зеленых»; движение в СССР за перестройку, принявшее форму
народных фронтов, сразу породившее несколько о(jщественных
организаций и политических партий демократической направлен
HocTи; современное движение против войны в Ираке;
•
общественные организации.
Это достаточно устойчивые и струк
турированные Объединения, решающие общественно значимые
проблемы. Как отмечает Е . А. 3дравомыслова, «отнощения меж
ду движением и организацией неоднозначно. И ногда организа
ции возникают вслед за массовыми коллективными движения
ми . . . В других случаях организация существует до массовых кол
лективных действи й и способствует их
И ны м и
словами, не только социальные движения могут порождать об
щественные организации, но и общественные организации - со
циальные движения. П ричем рыхлость организационной струк
туры движений вполне позволяет общественным организация м
входить в н и х
и
выходить, н е растворяясь и н е объединяясь с дру_
гим и их структурами. Н есмотря на взаимосвязи и взаи модей
ствия, социальные движения и общественные организации - два
разных вида квазипартийных организаций, так или иначе реша
ю щих общественные проблемы, которые партиям не по силам;
•
группы интересов.
П редставляют собой объединения непол ити
ческого типа, созданные пля защиты интересов определенных со
циальных, этнических, конфессиональных и других групп. Если
говорить о квазипартийных организациях по защите групповых
и нтересов, то при мерами могут служить:
- профессионал ьные союзы и Объединения;
- творческие союзы ( писателей, художников, композиторов,
кинематографистов и др.);
- научные сообщества;
- союзы предпринимателей и работодателей;
.
- региональные, территориальные и этнические землячества;
- конфессиональные объединения;
- мафиозные группировки.
Групп ы и нтересов составляют довольно сил ьную конкуренцию
партиям по влиянию на общество. Чтобы не проиграть в этой борьбе,
современные партии тщательно изучают интересы и нужды различных
I
ЗдравО1>lыслова
Е.
А. Парадигмы западной соuиологии общественных движений.
СПб
.
,
1 993. С. 84.
1 73
групп населения и нередко включают в свои предвыборные платформы
положения по их защите:
•
благотворительные Фонды.
Независимые от партий, образован
ные для решения тех или иных общественных проблем и (<пере
секающиеся» с деятельностью партий. Современные партии ста
раются и меть максимально возможную информацию о деятель
ности таких фондов, вступать с н и м и в контакт для решения
собственных задач;
•
исследовательские центры.
Здесь также имеются в виду незави
симые структуры , с которыми партии заключают договоры на ис
следования (например, об электоральных предпочтениях или
предполагаем ых результатах выборов) . Кроме того, в составе
партий могут быть
.
свои научно-исследовательские центры, ко
торые следует считать парапартийными организациями.
Из отмеченных квазипартийных организаций следует выделить со
циальные движения, общественные организации и профессиональные
союзы как более близкие по структуре и социальным функциям к по
литическим партиям, непосредственно конкурирующие с ними на со
циальном поле в борьбе за расширение числа сторонников.
8.3. Политические партии, социальные движения
и общественные организации
в
истории партий мы не разделяли социальные движения (СД), об
щественные организации
(00)
и политические партии ( П П ) , объеди
няя (особенно в ранние эпохи партийного генезиса) под понятием «по
литические группировки»
И
первые, и вторые, и третьи. Сегодня, учи
тывая значительную разницу в организации, количестве участников,
целях, социальных и прочих функциях, эти социальные структуры об
щества необходимо различать.
Социальные движения
-
такие форм ы орган изации гражда н , кото
рые объеди ня ют и направляют их общие устремле н ия к каки м-либо со
циально-политически м изменения м .
Они намного менее структурированы и организованы , чем полити
ческие партии. Как правило, в них выдвижение лидеров носит нефор
мальн ы й характер.
06щественн_ые организации
-
н е государств е н н ы е
�OPMЫ
со ц и
ал ьных связеи , возни кающие на основе стремления людеи к реше н и ю
каки х-либо социаЛЬНQ знач и м ых проблем .
По структуре и целям они весьма разнообразны. Отличаются от со
циальных движений определенностью организации , формализацией
функций руководства и меньшими размерами, а от политических пар-
1 74
тий - невмешательством в их сферу, хотя бывают исключения. Своих
целей они добиваются не через прямое воздействие на властные струк
туры, а косвенным давлением.
Различия между общественными организациями и социальными дви
жениями относительны. Л юбая массовая общественная организация на
поминает социальное движение. Но характерными ее чертами остаются
большая определенность и организационная четкость, ФЬрмализация
структуры, лидерства, мероприятий, форм отчетности, институционали
зация и укорененность в гражданском обществе. При этом несколько об
щественных организаций, выполняющих аналогичную миссию, часто
представляют как социальное движение. Так, современное негритянское
в США составляют следующие организации: Национальная ассоциация
содействия прогрессу цветного населения, Национальная городская лига,
Конгресс расового равенства, Конференция христианского руководства
на Юге, П рофсоюзная коалиция черных, Национальный объединенный
фонд черных, Национальный союз борьбы против расистских и полити
ческих преследованиЙ' .
С точки зрения взаимоотношений с партиями и общественными
организациями, следует различать
социальные движения революционного
типа,
стремящиеся к изменению социально-политической системы в
целом, и
социальные движения эволюционного, реформаторского типа,
имеющие целью решение конкретной социально-политической
'
пробле
мы или проблем в рамках существующей системы ценностей. Между эти
ми основными типами движений нет «непроходимой
Револю
ционные социальные движения могут, исчерпав свой революционный
потенциал, трансформироваться в эволюционные. Соответственно ме
няются и отношения их с партиями, общественными организациями. На
пример, такие, изначально революционные движения, как либерализм и
социализм, с течением времени эволюционировали, образовав несколь
ко видов либеральных, либерально-консервативных, социально-либе
ральных и других политических партий или общественных организаций.
Главными факторами мобилизации в социальных движениях рево
люционного типа выступают:
•
идеология,
которая обязательно содержит принципиальную кри
тику существующего порядка, формулирует собственную докт
рину, цели; определяет стратегию и тактику движения. По срав
нению с партийной идеология социального движения носит рас
плывчатый , изменчивый характер;
•
система ценностей,
которая менее устойчива и определенна, чем
политическая культура общества. П оэтому среди ценностей со
циальных движений выделяется более устойчивое «ядро»,
КОТО-
I
См.: Страны мира: Справочник. 1 999 / Под общ. ред. И . С. Иванова. М . , 1 999. С. 385.
175
рое «вбирает» наиболее общие, разделяем ые подавляющим
боль
шинством установки. Оно и стабилизирует всю систему
ценнос
тей. Наличие большого числа
ценностей явля
ется характерным отличием социального движения от
полити
ческой партии ;
•
солидарность.
Степень общности движения и партии также су
щественно различается. Достаточно четкое членство (фик
сиро
ванное или нефиксированное) для партий является общим
мес
том , для социальных движений это - исключение из правил;
•
лидерство
в революционных социальных движениях носит преиму
щественно неформальный характер и опирается на харизматичес
кий тип личности, в то время как в партиях оно форма
лизуется,
рутинизируется и
9ТНОСИТСЯ,
скорее, к рациональному типу.
Революционные движения всегда начинаются с протеста
и отрица
ния. При этом отрицается социально-политический и
экономический
порядок в целом. Совсем иначе строят стратегию движ
ения реформа
торского типа. Как правило, они сразу предлагают новое,
иное, но обя
зательно позитивное решение актуальной общественной
проблемы. Их
отдельные акции могут носить протестный и даже деструкти
вный ха
рактер, но сама идея, общая направленность всегда конструкти
вны.
В социальных движениях реформаторского типа мобилизу
ющими
факторами выступают:
1 76
•
организация,
правда не более четкая, централизованная и силь
ная, чем в революционных движениях. Но она, учитывая
сниже
ние роли идеологии , выходит здесь на первое место. Под
орга
н изацией социальных движений современные исследователи
М. Залд и
Р.
Эш' понимают, в первую очередь, способность к мо
билизации внутренних (в самой структуре) и внешних
( привле
ченных из других структур общества) ресурсов;
•
идеология и система ценностей.
Идеология реформаторских дви
жений теряет революционный пыл и как бы уходит
на второй
план. Разумеется, она и меет место, но, уступая главную
роль орга
низации, фактически сливается с системой ценност
ей;
•
относительная деnривация,
определенная
Т.
Гарром как «воспри
ятие деятелем (актором ) расхождения между его цен
ностны м и
ожиданиями и
Таким образом , единая систе
ма ценностей для участников реформаторских движений
как бы
распадается на подсистемы ценностных ожиданий и
ценностных
возможностей, и чем большая между ними разница , тем
выше про-
I С м . :
Zald м.,
Ash R.
Social Movement Organizations // Soc. Forces. 1 966.
Yol . 14.
2
Гарр
т. Р.
Почему люди бунтуют. СПб., 2005. С. 6 1 .
тестный потенциал. При Этом протест направляется не на систему
в целом, а на ее отдельные институты или недостатки'
•
солидарность,
которая в реформаторских движениях
�
eHee проч
на, чем в революционных, так как революционеры всегда гото
вы идти до конца за
идеалы, включая применение ору
жия, а участники реформистского движения вряд ли в массе своей
будут рисковать ГОЛОвой ради решения пусть и важн ых, но все
же частных задач;
•
лидерство,
которое носит неформальный и рациональный харак
тер. Правда, иногда руководящий состав современных движений
избирается на делегатском, реже - общем собрании (конферен
ции, съезде) .
В то же время социальные движения редко выдвигают четко сфор
мулироваНН
�
lе программы. Чаще их деятельность направлена на реали
зацию однои или нескольких целей, требований.
Логика развития традиционного социального движения описана
К.
Досоном и
У.
Геттисом в четырех стадиях:
•
на первой люди ощущают социальное беспокойство. Массовые
выступления носят спонтанный характер. Н и причины недоволь
ства, ни способ его разрешения не осознаны. На этой стадии ве
дущую роль играет лидер-агитатор;
•
вторая стадия характеризуется учащением массовых выступлений.
Формулируется их цель. Возникают представления о причинах со
циальной напряженности, путях социальных преобразований (ре
формистском, революционном), об идеологии движения. Здесьли
дер Bыcтy
�
aeT в функции «пророка или
•
на третьеи стадии - стадии Формализации возникает организа
тор движения. П оявляются правила, тактика и дисциплина. Л и
дер приобретает черты администратора. Формируются роли уча
стников организации;
•
на четвертой - стадии институционализации - движение «по
организацией и превращается в политический инсти
тут, политическую партию или Общественную организаци ю ' .
И м
е
н
.
но таким образом из аболиционистского движения в США
начала
X I X
в. образовалось Американское колонизационное общество
( 1 8 1 7), стремившееся решить проблему н еравенства белых и черных
американцев путем вывоза негров в Африку или Латинскую Америку.
Это движение ПОложило начало нескольким политическим партиям :
Свободы ( 1 840), Фри сойл ( 1 848) и Республиканской ( 1 854). О н о изна
чально носило реформистский характер.
I
Цит. по:
ЗдравОА1ыслова
Е.
А.
Указ.
соч.
С. 5 1 .
1 7 7
1 2-4598